Природные зоны. Пустыня.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Разработка урока по теме "Природные зоны. Пустыня" (окружающий мир 4 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pustynya.docx26.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Пустыни»

Цель: закрепить материал по теме «Зона степей», оценить уровень его усвоения; сформировать знания по новой теме «Пустыня».

Задачи: организовать учебно-поисковую деятельность по формированию представления о природной зоны пустыни, об особенностях климата и поверхности, её растительного и животного мира, формировать умения работать с географической картой, дополнительной литературой и делать логические умозаключения; составлять цепи питания между обитателями зоны пустынь, развивать наблюдательность, навыки выборочного чтения, обогащать словарный запас.

Предметный результат: представлять особенности неживой природы, растительного и животного мира изучаемой природной зоны, находить зону пустынь на карте природных зон России, пользоваться дополнительной литературы для добывания новых знаний,составлять самостоятельно цепи питания между обитателями зоны пустынь.

Регулятивные УУД: ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно, использовать внешний план для решения поставленной задачи или достижения цели, определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку, оценивать свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; установление причинно-следственных связей,   построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Личностные результаты: формирование умений управлять своей учебной деятельностью, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления; формирование умения управлять своей познавательной деятельностью.

Методы обучения: репродуктивный, проблемный,

Формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, индивидуальная, работа в группах.

Оборудование : карта природных зон России, карточки для индивидуальной работы, атласы, таблица по теме «Пустыни»,гербарий, компьютер, проектор.

Ход урока:

1. Организационный момент (поэтическая минутка). Мотивация к учебной деятельности.

Скрип шагов вдоль улиц белых,

Огоньки вдали.

На стенах обледенелых

Блещут хрустали.

От ресниц нависнул в очи

Серебристый пух,

Тишина холодной ночи

Занимает дух.

Ветер спит и всё немеет,

Только бы уснуть,

Ясный воздух сам робеет

На мороз вдохнуть.

2. Актуализация знаний

- А теперь давайте послушаем, какая же погода встретила нас с вами утром.(Дежурные рассказывают о погоде по плану)

План(на доске):

1. Наличие солнца.

2. Температура воздуха.

3. Сила ветра.

4. Облачность.

5. Осадки. Их виды.

6. Какие наблюдаются явления природы: туман, роса, иней, изморозь, дымка, град, гроза и др.

2. Систематизация и обобщение знаний(самостоятельная работа по карточкам).

Заполните таблицу.

Климат

Лесная зона

Степная зона

Лето: продолжительность, средняя температура

Зима: продолжительность, средняя температура

Осадки

(Задание рассчитано на слабых учеников, носит репродуктивный характер).

Заполнить таблицу, вписав вместо точек название ещё одного животного : стрелками установить соответствие.

Растения

Природные зоны

Животные

Ковыль, тюльпан, ель, берёза, сосна, мхи, лишайники, карликовая ива

Арктика

Тундра

Леса

Степь

Суслик, ...

Соболь, ...

Песец, ...

Заполнить таблицу, установить стрелками соответствие.

1. Олень, глухарь, медведь.

2. Песец, белая куропатка

3. Заяц, ..., ...

4. Волк, ..., ...

животные тундры

животные леса

хищники

растительноядные животные

5. Приспособленность животных тундры

1) ...

2) ...

3) ...

(Задания рассчитаны на детей среднего и высокого уровня, носят репродуктивный характер).

3. Самоопределение к деятельности.

У. Продолжаем путешествие по природным зонам России. Вы, конечно, уже догадались, природу какой зоны мы будем сегодня изучать.

Солнечный, жаркий

Жёлтый поток

Льётся в пустыне

На жёлтый песок.

В воздухе жёлтом и

плотном, как мёд.

Жёлтая птица

неслышно плывёт.

 Д. Пустыня - это голубое и жёлтое. Жёлтое - песок под ногами,голубое-это небо.

У. Природу пустыни мы будем изучать по плану:

1. Границы зоны пустынь.

2. Поверхность земли в пустыне.

3. Погода.

4. Реки.

5. Растения пустыни.

6. Животные пустыни.

Для этого вы поделитесь на группы и, используя материал учебника и дополнительный материал, каждая группа представить своё сообщение по заданному пункту плана.

4. Работа в парах

Дополнительный материал.

  Пустыни на карте обозначены жёлтым цветом. В России пустыни занимают небольшую площадь- по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовья Волги. Огромные пустыни раскинулись в других государствах: Казахстане, Туркменистане, Узбекистане. Пустыни расположены, в основном в глубине материка, далеко от океанов, ближе к экватору. Северная граница пустыни совпадает с южной границей степей; на западе проходит побережье Каспийского моря, на юге - по предгорьям Копетдага, Памира, Тянь -Шаня , на востоке доходит до гор Алтая.

У. Подумайте, каким цветом обозначена пустыня на карте природных зон. Попробуйте определить её границы(работа по карте проводится с помощью учителя).

  Между Каспийским морем и рекой Амударья находится пустыня Каракумы - «чёрные пески». Это песчаная пустыня, её поверхность холмистая. Часто встречаются холмы от 3 до 8 метров., они называются барханы. Образуются барханы при действии песков под воздействием ветра. Одна сторона их пологая, другая - крутая. Барханы постоянно передвигаются, засыпая деревья, кустарники, колодцы. Но растения, оказавшись под песком, выпускают новые корни и продолжают расти. Поэтому движение барханов можно остановить, если посадить много деревьев.

   Между Каспийским и Аральским морями расположена глинистая пустыня, её поверхность, в основном, ровная. Намокшая от зимних и весенних дождей, летом глина от жары растрескается на отдельные плитки, которые настолько тверды, что не ломаются  такого крупного животного, как верблюд. и в песчаной, и в глинистой пустынях встречаются участки почвы, их называют солончаками. На карте они показываются белыми пятнами.

Лето в пустыне продолжается 5 месяцев, оно безоблачное и жаркое. Средняя температура + 30 градусов, местами жара доходит до +40,+50 градусов в тени. Воздух был очень сух и при отсутствии облачности днём быстро прогревается, а ночью так же быстро охлаждается. В результате поверхность земли днём накаляется до + 70...+80 градусов (в раскалённом песке можно испечь яйцо), однако прогревается только верхний слой земли. В глубине температура почвы + 10...+20 градусов. Ночи в пустыне прохладные. Часто за лето не выпадает ни капли дождя, он испаряется, не долетев до земли. Здесь нередки суховеи, которые влекут за собой длительную засуху и пересыхание мелких рек; сильные сухие ветры несут много пыли.

Зима по сравнению с летом суровая,  длится она 2-3 месяца. Средняя зимняя температура в пустыне -12 градусов. В отдельные годы наблюдались морозы до -30 градусов.  Снеговой покров невелик; его максимальная высота в феврале в полупустыне не превышает 10 см.

У. Вы, конечно, помните, что все реки имеют начало (исток), приток и устье. Через пустыни протекают крупные реки , которые берут начало в горах Тянь -Шаня, Памира. Найдите по атласу реки Амударья, Сырдарья. Есть в пустыне и реки, которые никуда не впадают. У них нет устья, так как они теряются в песках. Как вы думаете: какие особенности у всех рек пустыни?

Д. У них нет притоков.

Только рано весной пустыня(как и степь) покрыта яркими, цветущими растениями, так как в это время года повышается уровень воды в реках за счёт осадков, таяния снега и ледников в горах. Пока не исчезла весенняя влага и не наступила сильная жара, цветут тюльпаны, ирисы, маки, везде ковёр из злаков и осоки. Но не пройдёт и месяца, как пустыня примет унылый вид .Вот поэтому растения в пустыне и не образуют сплошного покрова. Они растут пучками, редкими кустиками, между которыми видна растрескавшаяся глина или песок. Летом в пустыне можно встретить только растения , способные переносить длительную засуху.

У. В степи, как вы знаете, можно видеть сплошной ковёр травянистых растений. А как растут травы и деревья в пустыне? Почему они встречаются редко?

Д. Мало влаги.

У. За счёт чего эти деревья живут?

Д. За счёт приспособляемости растений : их корни глубоко уходят в землю, так как только в глубинных слоях почвы могут найти влагу. Листья этих растений мелкие, что уменьшает испарение влаги  с их поверхности; у отдельных видов вместо листьев - колючки.

У. Редко в пустыне встречаются деревья, например, саксаул. Что интересного, необычного узнали вы про это дерево?

Саксаул- дерево пустыни. Ствол у него крепкий, как кость, и тяжёлый, как камень. Сучья крученные-перекрученные. А вместо листьев - длинные, тонкие, как вязальные спицы, зелёные веточки, которые свешиваются вниз. Крона у саксаула массивная, но прозрачная.

В марте, в период цветения, деревца стоят, обсыпанные, и будто пшеном, жёлтыми мелкими цветками. Но с наступлением холодов сочные зелёные веточки опадают и саксаул обнажается. Местами саксаул образует заросли, но они не похожи на настоящие леса. Деревья низкие, не более 4-5 м высотой, стоят далеко друг от друга.

Саксаул не боится солёных грунтовых вод, хорошо переносят засуху, так как лишён листьев  и поэтому испаряют мало влаги. Его древесина прочная и плотная. Осенью у него созревают плоды, которые ветер разносит по пустыне. Попав в почву, они на 2-3 дня прорастают. Тоненький зелёный хвостик сеянца растёт очень медленно, зато корешок за осень вытягивается на целый мет.

В пустыне встречается также песчаная акация - небольшое дерево с крохотными листьями. Очень ценны такие растения пустыни , как злаки - сепин, травы -верблюжья колючка, песчаная полынь. Особо следует сказать о верблюжьей колючке: она всё лето, даже в самый сильный зной, ярко-зелёная. Её корни проникают на глубину почти 20 м и оттуда добывают воду.

Все эти растения закрепляют, останавливают пески. Чрезмерный выпас скота, массовая вырубка саксаула приводят к разрушению растительного покрова. Голый, ничем не скреплённый песок под влиянием ветра становится подвижным. Барханы начинают перемещаться. При урагане огромные массы песка поднимаются в воздух :так возникает песчаная буря. Подвижные пески - страшная сила. В истории известны случаи, когда целые города в пустыне заносились песками .Но в пустыне есть и оазисы. Это участки пустынь и полупустынь вблизи водоёмов с богатой растительностью и животным миром.

У. Рассмотрите животных, обитающих в пустыне. Можно ли по внешним признакам догадаться, в какой природной зоне они обитают? Подумайте, чем питается каждое животное?

Д. Ответы детей.

У. Отгадайте загадку:

-Сколько важности в походке!

По пустыне-сковородке,

По колючкам босиком

Кто идёт с горбом-мешком?

Д. Верблюд

Предлагаю вместе составить рассказ о верблюде, используя план.

План:

1. Внешний вид.

2. Повадки.

3. Питание.

4. Польза.

У. А теперь давайте вспомним всё, о чем мы сейчас с вами рассказывали о пустыне. (Просмотр презентации)

5. Рефлексия

-Вот и закончилось наше путешествие по пустыне. Мы у себя дома, а пустыня всё так же далеко, где-то за горизонтом. Эта жёлтая страна ждёт своих исследователей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4 класс. Интерактивный тест «Природные зоны.Пустыни», А.А.Плешаков

Интерактивный тест составлен из 10 вопросов, рассчитан на 10 минут. На 1 – 2, 4 - 10 вопросы нужно давать 1 правильный ответ, на третий вопрос – три ответа. До того, как нажать кнопку «ответ готов», м...

тест -природная зона -пустыня

природная зона -пустыня...

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме "Природные зоны. Пустыня"

Тема: Природные зоны. Пустыня.Цели: сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь; познакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями , растениями и животным ...

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме "Природные зоны. Пустыня"

Тема: Природные зоны. Пустыня.Цели: сформировать у уч-ся представление о природной зоне пустынь;ознакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями , растениями и животным миром, дея...

Открытый урок окружающего мира 4 класс Природная зона. Пустыня.

Открытый урок окружающего мира 4 класс по программе Школа России....