Преемственность 4 и 5 классов в изучении курсов «Окружающий мир» и «История».
статья по окружающему миру (4 класс)
Актуальность данной темы заключается прежде всего в необходимости организации работы по переходу школы на ФГОС основного общего образования и подготовки педагогов к освоению новых форм организации образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_po_istorii.docx | 21 КБ |
Предварительный просмотр:
Преемственность 4 и 5 классов
в изучении курсов «Окружающий мир» и «История».
“От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,
что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям”.
(В.А. Сухомлинский)
Человек получает образование на протяжении большого отрезка своей жизни. В течение этого периода проходит несколько этапов психологического становления личности. Значительным пространством является школьное образование. Основными целями которого являются формирование способности к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, т.е. прежде всего внутренние изменения личности. Для школьников ведущий вид деятельности – это учебная деятельность. И внутренняя связь всех этапов школьного образования является главным условием эффективности нашего педагогического воздействия. Соответственно, проблема преемственности в обучении должна рассматриваться не только с позиции непрерывности учебного материала, но и с позиции личностных и деятельных преобразований учеников.
Актуальность данной темы заключается прежде всего в необходимости организации работы по переходу школы на ФГОС основного общего образования и подготовки педагогов к освоению новых форм организации образовательного процесса.
Цель: оказание методическую помощь педагогам в подготовке и проведении уроков по окружающему миру (истории) в рамках перехода школы на ФГОС основного общего образования.
задачи:
- проанализировать причины не успешного адаптационного периода и пути коррекции трудностей адаптации учащихся;
- выработать четкие представления о целях и результатах образования на начальной и основной ступенях образования;
- наметить преемственные связи в содержании и методах обучения последнего этапа в начальной школе и первого этапа в основной.
Обосновать необходимость преемственности в преподавании окружающего мира и истории для 4-5 классов.
Переходный период из начальной школы в основную сказываются на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах. Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено рядом факторов:
-сменой социальной обстановки;
-изменением роли учащегося;
-увеличением учебной нагрузки;
-разностью систем и форм обучения;
-не стыковкой программ начальной и основной школы.
Поэтому очень важно, чтобы в школе было создано единое образовательное пространство, а для педагогов условие для сотрудничества. Только при таких условиях возможно выработать единые требования и выстроить единую образовательную систему, тогда школьники не будут чувствовать разницы в преподавании окружающего мира и истории в 4 и 5 классе.
Данный курс насыщен географическим, биологическим и историческим содержанием, служит основой для последующего изучения систематических курсов. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности.
Готовить программу по преемственности 4 и 5 классах мы начали в прошлом учебном году. Для этого изучили содержание рабочей программы по окружающему миру, календарно-тематическое планирование, посещали уроки о Окружающему миру, Географии, Биологии и Истории: «Планеты Солнечной системы», «Природные зоны России», «Наши подземные богатства», «Мы граждане единого Отечества», «Путешествие по реке времени», « Мы строим будущее России». После проведенной работы, наметили для себя решение следующих проблем, чтобы учащиеся начальной школы обратили внимание на такие темы, как “Растительный мир”, “Животный мир”, “Анатомия организма человека”, «Эволюция человека», «Физическая карта России» и ряд других тем.
Окружающий мир сегодня в начальных классах прежде всего удовлетворяет любопытство школьников и обеспечивает усвоение необходимых знаний через воссоздание целостной научной картины мира. Знакомство с началами наук дает учащимся ключ к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми, предсказуемыми. Деятельность, которой занимаются дети на уроках, способствует развитию учебно-познавательных умений: школьники ставят и решают проблемные задачи, применяют логические операции, проводят сравнение, классификацию, находят причинные связи явлений, что получает естественное продолжение и на уроках истории в пятом классе.
Главная задача и цель курса - показать учащимся, что окружающий их мир познаваем, и, что каждому можно прикоснуться к Земле, что все явления природы могут быть научно обоснованы с научной точки зрения (закон всемирного тяготения, формы веществ, свойства воды…), а временные рамки рассмотрены с исторической точки зрения. Учащиеся в данном курсе впервые узнают много необычного из истории, учатся самостоятельно добывать знания из дополнительной литературы.
Учителям-предметникам рекомендуется активно использовать в своей практике развивающую наглядность: опорные схемы, таблицы, иллюстрации, графики, работа с которыми позволяет лучше усвоить материал и получить наглядное представление об изучаемом аспекте. У учащихся развиваются и совершенствуются важнейшие мыслительные и коммуникативные навыки.
Работа с текстом является обязательным этапом современного урока истории, так как большое значение имеет содержательная сторона текстов, их эмоциональная насыщенность соответствие нравственно-этического и эстетического содержания, а так же психологическим особенностям школьников.
Начальные классы
| 5 класс
|
При подготовке к уроку учитель-предметник должен отобрать такие методы и приемы работы, которые активизируют познавательную деятельность школьников. Кроме этого все педагоги должны владеть технологией проблемного обучения, когда создается проблемная ситуация (ситуация затруднения, определяющаяся противоречием между знанием и незнанием), учащиеся выдвигают определенные целевые установки и намечаются пути достижения цели. Проблемный тип обучения стимулирует познавательную активность школьников, несет в себе потенциал развития продуктивного мышления, определяя методологию системно-деятельностного подхода (Н-р: это такие формы работы как: «Мозговая атака», «Зигзаг», «Инфо - угадайка», «Идеал», «Инсерт»и т.д.). Необходимо отдавать предпочтение тем формам и приемам, которые формируют и совершенствуют познавательные УУД, связанные с важнейшими мыслительными операциями: анализа, обобщения, абстрагирования, дифференциации, классификации, установления причинно-следственных связей(«Согласен - не согласен», «Синквейн», «Фишбоун», «Создай паспорт»…).
Популярной формой инновационного обучения на уроках является проектная деятельность, позволяющая решить одну из важнейших задач современного образования: самообразования и самореализации личности. Учащиеся самостоятельно ищут материал для уроков. Воплощают свои добытые знания в защите проектов на уроках.
Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий истину в результате процедуры исследования.
Таким образом, каждый раз изученное понятие выступает в новых связях и с разных точек зрения, и школьник воспроизводит изучение понятие. Для этого преподавание курса важно строить в системе учебных задач, заданий и упражнений. К завершению изучения курса "Окружающий мир" у учащихся должна сложиться целостная структура восприятия живой и неживой природы, ее развития во времени и пространстве. Это становится особенно важным при переходе на изучение дисциплин «Биология», «География» и «История».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Окружающий мир Памятка «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников в рамках изучения курса «Окружающий мир».
«Проектная и исследовательская деятельность младших школьников в рамках изучения курса «Окружающий мир»....
проектная деятельность при изучении курса "Окружающий мир"
в статье раскрыты особенности курса "Окружающий мир" и возможности использования проектной деятельности....
Статья «Проектно-исследовательская деятельность при изучении курса «Окружающий мир»
Проектная деятельность для учеников начальной школы - дело очень сложное и требующее особой подготовки. Чтобы научить детей данному виду деятельности, я на своих уроках использую метод проектов....
Национально - региональный компонент в изучении курса "Окружающий мир".
Национально - региональный компонент в изучении курса "Окружающий мир"....
Новый образовательный Стандарт в изучении курса «Окружающий мир» в развивающей системе Л.В. Занкова
Статья составленная для выпускной квалификационной работе...
Научная статья "Использование экологических понятий и представлений при изучении курса «Окружающий мир»
С самых первых уроков окружающего мира человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем эт...