Урок окр.мир. "Наши подземные богатства"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Скорик Ольга Анатольевна

Урок по окружающему миру 4 класс " Наши подземные богатства  "

Скачать:


Предварительный просмотр:

УМК «Школа России»

 Окружающий мир  4А класс

 

 

Составила:

учитель начальных классов

МКОУ «СОШ №66,р.п.Бердяуш»

Скорик Ольга Анатольевна, 

первая квалификационная категория

Бердяуш 2021г

Тема: «Наши подземные богатства».

Цель: способствовать формированию представления учащихся о подземных богатствах; их применением, свойствами, способами добычи, значении для человека и охраной полезных богатств.

Планируемые результаты:

Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания;

Метапредметные:

 Регулятивные УУД: Действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;

Познавательные УУД: Осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, устанавливать причинно-следственные связи и зависимость между природой и деятельностью человека.

 Коммуникативные УУД: С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: фронтальная, групповая

Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, экран, коллекции полезных ископаемых, физическая карта России, карта Челябинской области, учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы для работы в группах.

Ход урока:

  1. Орг. момент. Мотивация учебной деятельности.

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку, правильной посадки.

Слайд 2

- Ребята, девиз  нашего урока будет такой:

Ужасно интересно

Всё то, что неизвестно!  

Мы тайны разгадаем

И мир большой познаем!

  1. Актуализация знаний

-Ребята, назовите тему прошлого урока? ( Водные богатства нашего края)

-Какие бывают водоёмы?      Слайд 3

- Назовите  естественные водоёмы.

- Назовите  искусственные водоёмы.

1.Продолжи:

Слайд  4

2. Какое действие человека загрязняет водоёмы?

ловля рыбы

мытьё машины

купание

Слайд  5

3.Что нельзя делать на берегу водоёма?

Загорать

Играть в мяч

Оставлять мусор

  1. Самоопределение к деятельности.

-. На прошлом уроке мы говорили о водных богатствах нашего края.

-А какие природные богатства вы еще знаете?

Слайд  6

- Что вы видите на слайде? (посуда, фонтан, стекло )

- Из чего сделана посуда? (из глины)

- Из чего сделано стекло?  (из песка)

- Из чего сделан  памятник? (из гранита)

- Глина, гранит, песок. Что всё это?

(полезные ископаемые)

- Как вы думаете, почему их называют полезными  ископаемыми?

-  Зачем они нужны человеку?  (ответы учащихся)

Слайд 7

- Определите  тему нашего сегодняшнего урока?

«Наши подземные богатства»

  - Какую Цель перед собой поставим?

( познакомиться с полезными ископаемыми, их свойствами, выяснить, где они используются, узнать, как их добываю).

  1. Открытие новых знаний

- Какие полезные ископаемые вы знаете?

Слайд 8

- Что такое полезные ископаемые?, месторождения?

(ответы учащихся)

Чтение определений на слайде.

Слайд 9

1.Работа с физической картой России.

-  Откройте физическую карту  в учебнике, с. 58- 59

- Рассмотрите условные обозначения. Обратите внимание, как богата наша страна полезными ископаемыми. Каждое полезное ископаемое на карте обозначено специальным значком.

- Представьте себе, если вы захотите перевезти все полезные ископаемые, которые за один год добываются из недр земли, нам бы понадобился длинный товарный поезд, который 17 раз опоясал бы земной шар.

2. Работа с физической картой Челябинской области.          Слайд 10

-Ребята, в какой области мы с вами живём? районе?

- Трудно перечислить все сокровища уральской земли, но о некоторых из них мы сейчас узнаем.

- Перед вами карта полезных ископаемых Челябинской области.

- Рассмотрите её внимательно, проанализируйте, какие полезные ископаемые добывают в нашей области и где их месторождения?  Вам помогут условные обозначения на карте.

Откройте рабочую тетрадь на стр.63, задание № 1  и обведите кружком те полезные ископаемые, которые добывают в нашем крае. (Ответы детей с опорой на карту Челябинской области).

Железная руда – Бакал, Куса, Магнитогорск       Слайд 11

Бурый уголь – Коркино, Еманжелинск, Копейск

Известняк - Миасс, Верхний Уфалей

Магнезит – Сатка

Гранит -Уфалей

Золото – Верхнеуральск, Миасс, Карталы и т.д.

 - Ребята, как называют людей, изучающих недра земли и отыскивающих полезные ископаемые?  геологи                        Слайд 12

3. Работа в группах.

- Сегодня на уроке вы побываете геологами и проведёте  исследовательскую работу. У вас на партах лежат образцы полезных ископаемых. Ваша задача, определить  полезное ископаемое, заполнить таблицу, пользуйтесь физической картой Челябинской области, учебником. Результаты ваших исследований запишите в рабочую тетрадь стр.65, табл. 2.

Слайд 13

План описания

Основные сведения

1. Название полезного ископаемого

2. Условное обозначение на карте

3. Основные свойства:

    а) цвет

    б) твердое или жидкое

    в) прозрачное или не прозрачное

    г) плотное или рыхлое

4. Применение

5. Места и способы добычи в нашем крае

 - Каждая группа должна представить результаты своей  работы.  Ваш ответ должен быть чётким, интересным, кратким.

Слайд 14

1 пара – железная руда

- Как вы думаете, какой металл называют главным среди других металлов?

- Конечно, это железо.

Железо есть везде.  Оно есть в воде, в растениях, но его там очень мало. Если бы не было железа в цветах, то они потеряли бы свои краски и аромат. Есть железо и в человеческом организме, и если его будет недостаточно, то человек заболеет.

Больше всего этого металла на земле и в земле. Из земли человек и добывает его.

Открытие и разработка месторождения железной руды началась на Южном Урале с 1756 года Петром Рябовым.

Непросто извлечь из руды металл. Получают его в огромной печи, высотой с десяти этажный дом, которая называется домной.

В домнах выплавляют металл при высокой температуре – 3 тысячи градусов. Поэтому котлы, в которых плавят руду, изготавливают из магнезита (Слайд 15), твёрдой и прочной породы, главное свойство которой – выдерживать высокую температуру.

- Посмотрите на карту ещё раз. Где в нашей области есть месторождения магнезита?

 Единственное, крупное месторождение магнезита находится  в городе Сатка.  

Слайд  16

2 пара   -  каменный уголь

Свойства: черный, бурый, твёрдый, но хрупкий.

Основное свойство: горючесть.

Способы добычи: шахты, открытый способ.

Применение: топливо,

служит сырьем для химической промышленности

Месторождения: Копейск, Копейск, Еманжелинск

Слайд  17

3 пара  –  гранит

Гранит- состоит из полевого шпата, кварца и слюды.

Свойства: прочный, твёрдый

Способы добычи: залегает глубоко в земле, в некоторых местах на поверхность выдаются глыбы, скалы. Здесь и добывают гранит.

Применение: используется для строительства набережных рек, станций метро, памятников, мощения улиц и площадей.

Месторождения: Уфалей

Слайд 18

4 пара  –  известняк

Известняк- осадочная горная порода, состоящая

преимущественно из раковин морских животных и их обломков.

 Свойства: прочный, твёрдый, непрозрачный, белого или серого цвета

Способы добычи: добывают в карьерах

Применение: широко применяется в качестве строительного материала. Из него получают известь. Особая разновидность известняка- мел. Мелом пишут на доске, из него делают побелку,  зубной порошок.

 Месторождения:  Верхний Уфалей, Миасс

Челябинская область богата мрамором (Слайд 19) высокого качества. Добывают его в городе Коелга.

Мрамор-  горная порода, в переводе с греч.яз ( блестящий, сияющий)

 Свойства: прочный и одновременно легкий

в обработке материал, белого цвета.

Способы добычи: добывают в карьерах

Применение: делают скульптуры, применяют для отделки зданий

 Месторождения: Коелга

Самооценка работы в парах.

  1. Физкультминутка

По дорожке шли, шли (шагают)
Много камешков нашли. ( повороты туловища)
Присели (сели), собрали (встали)
Дальше пошли.

Слайд 20 Нефть

Нефть— природная  густая маслянистая горючая жидкость тёмного цвета со специфическим запахом.Главное свойство нефти – горючесть.

Нефть образовалась из остатков растений и животных, которые жили много миллионов лет назад.

По свойствам  нефть легче воды и в ней не растворяется, а растекается тонкой плёнкой по  её поверхности.

Путем перегонки из нефти получают различные продукты : бензин, реактивное топливо, керосин, дизельное топливо, мазут, смазочное масло, вазелин, различные краски, лаки, пластмассы.

Для добычи нефти строят буровые вышки , бурят глубокие скважины, выкачивают её мощными насосами. Добывают на Урале- Оренбургская область, Самарская область, в Республиках Башкортостан и Татарстан.

Слайд 21 Газ

Природный газ – смесь газов, образовавшихся в недрах Земли при разложении органических веществ.

Природный газ находится в газообразном состоянии. Он бесцветный, легкий, горит голубым

пламенем.

Природный газ- очень хорошее топливо. Его используют на электростанциях, в быту, на заводах.

Природный газ- находится в земле на глубине от 1000 метров до нескольких километров. Газ добывают из недр земли с помощью скважин. По газопроводам газ поступает в разные районы нашей стране и за  границу.

Добывают природный газ в Ямало- Ненецком автономном округе, в Астраханской области, Иркутской области и Красноярском крае.

Слайд 22 Торф

Торф  — горючее полезное ископаемое; образовано скоплением остатков растений, подвергшихся неполному разложению в условиях болот.

Торф тёмно-коричневого цвета, рыхлый, непрочный, легче воды.

 Торф используется как топливо в жилых домах, это хорошее удобрение на полях, из него получают лекарства,  это теплоизоляционный материал, на фермах служит подстилкой для животных.  

Торф добывают в болотах.  Использовать надо экономно.

Важно оберегать залежи торфа от пожаров

Слайд 23 Песок

Слайд 24 Глина

Глина – мелкозернистая осадочная горная порода, пластичная при увлажнении.

Большинство глин — серого цвета, но встречаются глины белого, красного, жёлтого, коричневого, синего, зелёного, лилового и даже чёрного цветов.

Свойства глины: пластичность,, огнеупорность, вязкость, усушка, пористость, набухание.

Глина является основой гончарного, кирпичного производства, используется в медицине, косметологии,  применяется при изготовлении посуды, игрушек.

  1. Продолжение работы по теме урока. Первичное закрепление новых знаний.

1. Работа с учебником.

- Сегодня мы узнали много нового о подземных богатствах и  об их использовании. Мне бы хотелось открыть вам маленькую тайну. О ней вы узнаете, прочитав  текст в учебнике на стр.158.

- Какую тайну вы узнали?  (ответы учащихся)

- Человек в дар получил полезные ископаемые и использует их.

- Могут ли люди полностью опустошить все подземные кладовые?

- Как вы думаете, нуждаются ли полезные ископаемые в охране?

- Почему?

- Мудрая Черепаха подготовила  для вас памятку «Охрана полезных ископаемых».

(чтение по цепочке со слайда)            Слайд 25

2. Игра «Найди соответствие»   Слайд 26

-Посмотрите на слайд (иллюстрации с изображением предметов и надписи с названием полезных ископаемых)

( машина, кирпич,  мел, памятник, бензин, стекло, железная руда, глина, песок, гранит, нефть, известняк)

-Установите, какая связь существует между полезными ископаемыми и данными предметами

  1. Итог урока. Выставление оценок.

- Достиг ли наш урок поставленных целей?

- Что же мы называем полезными ископаемыми?

- С какими полезными ископаемыми  вы сегодня познакомились?

- А какие полезные ископаемые добывают в Саткинском районе?

- Почему нужно охранять полезные ископаемые?

- Где могут в жизни пригодиться новые знания?    

  1. Рефлексия Слайд 27

- Продолжи:

- На уроке я узнал (а)  ……….

- На уроке я научился (научилась)………

- После урока мне захотелось...

- Ребята, закончить наш урок мне хотелось бы таким стихотворением:

Любите родную природу –

Озёра, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней родились мы с тобою,

Живём мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей!

  1. Домашнее задание Слайд 28

С. 149- 159, РТ. Стр 63 № 1,2.

Написать мини-сочинение  «Использование полезных ископаемых или продуктов их переработки в твоей семье».

Слайд 29

Спасибо за работу на уроке!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок окружающего мира в 4 классе Составила: учитель начальных классов МАОУ «СОШ №66,р.п.Бердяуш» Скорик Ольга Анатольевна, первая квалификационная категория Бердяуш 2021г Тема: « Наши подземные богатства » .

Слайд 2

Что такое полезные ископаемые? Полезные ископаемые - это горные породы, которые человек использует в хозяйстве. Месторождения – места, где в глубинах земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые .

Слайд 4

Кто такие геологи? Геолог - специалист, в функцию которого входит поиск и разведка месторождений полезных ископаемых.

Слайд 5

Уголь Свойства: черный, бурый, твёрдый, но хрупкий. Основное свойство: горючесть. Способы добычи: шахты, открытый способ. Применение: топливо, с лужит сырьем для химической промышленности Месторождения: Копейск, Копейск, Еманжелинск

Слайд 6

нефть Нефть — природная густая маслянистая горючая жидкость тёмного цвета со специфическим запахом.Главное свойство нефти – горючесть. Нефть образовалась из остатков растений и животных, которые жили много миллионов лет назад. По свойствам нефть легче воды и в ней не растворяется, а растекается тонкой плёнкой по её поверхности. Путем перегонки из нефти получают различные продукты : бензин, реактивное топливо, керосин, дизельное топливо, мазут, смазочное масло, вазелин, различные краски, лаки, пластмассы. Для добычи нефти строят буровые вышки , бурят глубокие скважины, выкачивают её мощными насосами.

Слайд 7

Природный газ Природный газ – смесь газов, образовавшихся в недрах Земли при разложении органических веществ. Природный газ находится в газообразном состоянии. Он бесцветный, легкий, горит голубым пламенем. Природный газ- очень хорошее топливо. Его используют на электростан циях, в быту, на заводах. Природный газ- находится в земле на глубине от 1000 метров до нескольких километров. Газ добывают из недр земли с помощью скважин. По газопроводам газ поступает в разные районы нашей стране и за грани цу. Добывают природный газ в Ямало- Нене цком автономном округе, в Астраханской области, Иркутской области и Красноярском крае.

Слайд 8

Рефлексия На уроке я узнал(а) … . На уроке я научился (научилась)… . После урока мне захотелось ... .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наши подземные богатства" - урок по предмету "Окружающий мир" в 4 - м классе

Обобщить сведения о полезных ископаемых, наиболее  ценных в народном хозяйстве, повторить сведения о свойствах полезных ископаемых, познакомить с полезными ископаемыми родного края....

Презентация к уроку "Наши подземные богатства"

Презентация к уроку окружающего мира "Наши подземные богатства" 4 класс по программе А.А Плешакова...

Урок окружающего мира "Наши подземные богатства. Нефть."

На  данном уроке учащиеся  уточняют  представления   о полезных ископаемых нашего края,  знакомятся   со свойствами нефти.             ...

Урок окружающего мира в 4 классе. Тема урока: «Наши подземные богатства».

Урок окружающего мира в 4 классе. Тема урока: «Наши подземные богатства»....

Урок окружающего мира "Наши подземные богатства"

Данный урок входит в курс окружающего мира УМК "Школа России"...

Конспект урока окружающего мира "Наши подземные богатства" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тема: «Наши подземные богатства»Цели деятельности учителя: формирование представлений о подземных богатствах; знакомство с подземными ископаемыми, их применением, свойствами, способами доб...

Конспект урока окружающего мира "Наши подземные богатства" 4 класс. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: Сформировать представления о подземных богатствах; ознакомить с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств.Планируемые р...