Урок окружающего мира "Наши подземные богатства. Нефть."
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Гелеверя Елена Ивановна

На  данном уроке учащиеся  уточняют  представления   о полезных ископаемых нашего края,  знакомятся   со свойствами нефти.                

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx26.51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 4 классе

Тема. Наши подземные богатства. Нефть.

Цель. Познакомить учащихся со свойствами  нефти, её применением.

Задачи. 1.Уточнить представления  учащихся о полезных ископаемых нашего края,

                познакомить  со свойствами нефти, дать представление о её применении.

                2.Формировать умение работать с картой.

                3.Развивать познавательную активность учащихся,  внимание, умение      рассуждать, делать     выводы, обогащать словарный запас.

                4. Воспитывать любовь и бережное отношение к родному краю.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Дидактические моменты.

  1. Организационный

     Урок окружающего мира

     Слайд

Родной наш край

Суровый и безбрежный,

Чарующий и нежный,

Тебя, наш край любимый,

Придумал фантазер.

Сегодня  мы совершим путешествие по нашей Югорской земле, и  поговорить о богатствах,   которые хранит  эта земля.

II. Проверка домашнего задания.

1.Фронтальный опрос.

-Давайте  вспомним, что такое полезное ископаемое?

(То, что люди добывают из глубины земли или ее поверхности.)

-  В каком состоянии находятся полезные ископаемые?

( Твердые, газообразные, жидкими.)

Какие   п. ископаемые  относятся к твердым? Расскажите о торфе, покажите на карте залежи торфа.

Какие полезные ископаемые относятся к газообразным?  Расскажите  о газе и покажите  на карте месторождения?

2.  А сейчас вы проверите свои знания по этой теме, выполнив  тест и разгадав кроссворд.

1 группа возьмите  тест и приступите к его выполнению,2группа возьмите  кроссворд и начните с ним работать.

( Учащиеся работают  с тестом и кроссвордом.)

Проверим тест с ответами теста на доске. У кого выполнен тест правильно получает 5, одна ошибка -4.

Кто выполнил работу на 5?

Кто на 4?

Слайд       Кроссворд  

Проверим кроссворд? Почитайте 1 загадку. Какое  это п.и.?

 Вывод.   Какие полезные ископаемые   повторили?

Какое слово получилось по диагонали? ( нефть)

Слайд с природой

       III. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.

Сегодня мы  познакомимся со свойствами нефти и  узнаем, как эти свойства используются человеком.

Наша с вами Родина – древняя Югорская земля.  Находится в центре Сибири. Земли Ханты-Мансийского округа лежат в самом центре страны.

IV. Усвоение новых знаний.

(учащиеся читают стихотворения)  

1.Здесь песок и тайга, здесь метель и пурга

Здесь морозы за сорок бывают.

Здесь и в дождь и  мороз черно-бурую нефть

Из сибирских глубин добывают.

Хранит природа с нефтью кладовые,

От глаз людских укрыв со всех сторон,

Но  зашагали вышки буровые

В  Нефтеюганск, Сургут и Мегион.

2.Югра – древняя, суровая и щедрая земля за Уралом.  Сегодня она известна, прежде всего, запасами нефти и газа. В середине  XX века их открыли мужественные и преданные своему делу люди. Благодаря им нефть стала основным источником богатств для округа и России.

Слайд

  Ученые полагают, что нефть образуется из  крохотных морских организмов, которые падают на морское дно, и их погребает слой ила. Постепенно ил затвердевает и превращается  в горную породу, а остатки замурованных  в ней организмов становятся маленькими капельками нефти. Этот процесс занимает миллионы лет.

3.  А сейчас мы пройдем в лабораторию, где  познакомимся со свойствами нефти и узнаем, как человек использует ее в своей жизни.

- Что такое лаборатория? (Заранее готовит ученик)

 Лаборант?

- Прежде чем приступить к работе, ознакомьтесь с техникой безопасности.

Слайд

1.Вещества нельзя брать руками и проверять на вкус.

2.При выяснении запаха вещества, нельзя подносить сосуд близко к лицу. Нужно ладонью сделать движения от отверстия сосуда к носу.

3.Без указаний лаборанта не смешивать вещества.

И так какие 3 правила нужно соблюдать?

- В природе очень много веществ, и все они обладают разными свойствами. Проведя исследования, мы выявим  свойства нефти по плану.

Слайд

Состояние.

  1. Цвет.
  2. Запах.
  3. Маслянистость.
  4. Плотность.
  5. Растворимость.
  6. Горючесть.
  7. -Определим первое свойство нефти.

Возьмите стакан с нефтью. В каком состоянии находится нефть.

( жидкое)

- Какого цвета?

Цвет нефти варьирует от светло – коричневого до темно – коричневого, но чаще всего, это жидкость тёмного цвета?

( тёмное)

 - Что нужно сделать, чтобы узнать о запахе любого вещества? Необходимо вещество понюхать. Вспомните технику безопасности. Посмотрите, как это сделаю я.

- теперь аккуратно понюхайте нефть сами. Что можно сказать о запахе нефти?

( резкий запах)

 – Определим следующее свойство нефти, проделаем опыт. Поставьте перед собой нефть. Возьмите палочку и аккуратно, не спеша опустите в стаканчик  с нефтью. Приподнимите палочку, дайте стечь нефти, а теперь прикоснитесь к листу бумаги. Посмотрите, какой след остался на бумаге.     Блестит бумага. И это не случайно. Нефть - маслянистое вещество.

(маслянистое)

- Какое следующее свойство нефти мы должны определить? Проделаем опыт.

- У жидкостей плотность определяется относительно воды. Легче или тяжелее воды. В стакан с водой аккуратно капните нефть.

- Что произошло с нефтью? (растеклась по поверхности)

- Нефть легче или тяжелее воды? Какой вывод можно сделать?

(легче воды)

 - Посмотрите, какое следующее свойство мы должны выяснить. (растворимость)

- Посмотрите на стакан, в который вылили нефть.

- Что вы можете сказать о нефти? Растворилась ли нефть?

(нерастворимое)

 - Чтобы узнать следующее свойство посмотрите внимательно, что произойдёт с нефтью

Учитель поджигает нефть

Нефть горит

(горит)

Вывод:  Какие свойства нефти вы узнали? (повторить все)

Откройте дневники юного исследователя и запишите свойства.

Физкультминутка  

На карте залежи нефти обозначаются вот таким условным обозначением.

Слайд        

Месторождения нефти сосредоточены в основном  между Уралом и Обско-Енисейским водоразделом.  

А какие районы самые богатые нефтью?

Самые крупные из них находятся в Нижневартовском, Нефтеюганском, Сургутском районах. (показать на карте)

С этими районами связано 278 месторождений.

Слайд

По последним данным  в пределах Сургутского района наиболее крупными месторождениями  является Федоровское, Лянторское, Нижнее – Сортымское, Сургутское, Быстринское.

Слайд

Богата Югорская земля нефтью уже добыто 9 мил. тонн нефти и произошло это 2 июня 2008г.

Поскольку работали все нефтяники непрерывно, свою тонну внесла каждая буровая.

1.- У кого родители работают в  нефтяной отросли? (ответы нескольких детей)

- Расскажите  о работе  своих родителей.

- А как добывают нефть?

Для добычи нефти строят буровые  вышки и бурят глубокие скважины. По ним нефть поднимается сначала сама из земли, а потом ей приходится «помогать». Для этого её выкачивают мощными  насосами. Добытая нефть используется не только внутри страны. Россия – один из самых крупных в мире экспортеров нефти (экспорт – это вывоз товара за границу для продажи).

- С помощью чего добывают нефть? Станок  - качалка.

  2. Что делают из нефти?

( заранее подготовленные дети читают сообщение)

Слайд (Станок – качалка и вокруг игрушки, одежда, обувь, моющие, свеча тд.)

 Вывод. Говорят: «Нефть – черное золото».

Почему  нефть сравнивают с золотом?

А почему  черное золото?

V.Закрепление новых знаний

 А сейчас проверим как вы усвоили тему урока. Откройте  дневники  юного  исследователя.

Соедините условные обозначения со свойствами полезных ископаемых.

 VI. Итог урока

-Какими полезными ископаемыми  богата Югорская  земля?

-  С какими   свойствами нефти познакомились?

-   Что получают из нефти?

VII.  Домашняя работа.

 Вы много узнали о нефти, дополнительно прочитаете в учебнике на странице 165-166 и напишите сообщение «Нефть – богатство Югры.»

Рефлексия. Тот, кто с удовольствием работал, и было интересно,  поднимите  факел красного цвета.

Оценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира «Подземные воды. Образование пещер».2 класс

Презентация разработана к учебнику Н.Дмитриевой "Мы и окружающий мир" (система Л.В.Занкова)...

Конспект урока окружающего мира, тема "Богатства природы", 1 класс

Образовательная система "Школа 2100". Урок соответствует требованиям ФГОС....

Урок - проект."Наши подземные богатства"

Разработка урока и презентация....

Разработка урока окружающий мир "Водные богатства моего края" 4 класс УМК "Школа России"

Данный урок проводился в рамках ежегодной школьной предметной недели. На нем присутствовали учителя начальных классов школы.Это урок  «открытия» новых знаний, очередной в разделе « Мой край».Цель...

Конспект к уроку окружающего мира «Природные богатства и труд людей-основа экономики»

Тема: «Природные богатства и труд людей-основа экономики».Цель: познакомить с факторами, составляющими основу экономики.  Планируемые результаты:личностные: 1. Формирование уважительног...

Урок окружающего мира " Подземные богатства"

Урок окружающего мира " Подземные богатства"...