РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Экологический клуб «Почемучка»
рабочая программа по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)

Шевель Галина Анатольевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Почемучка" 1-4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemuchka_shevel.docx48.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование город Краснодар

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение муниципального        образования

город Краснодар

 средняя общеобразовательная школа №2

имени Галины Бущик

  1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  2. ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
  3. Экологический клуб «Почемучка»

  1. Уровень обучения: начальное общее образование
  2. Срок реализации – 1-4 класс
  3. Возраст обучающихся -7-11 лет
  4. Количество часов: 135 часов                                                                                                                  

Учитель    Шевель Галина Анатольевна

 

Краснодар 2023

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Экологический клуб «Почемучки»

Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.

Основанием для «планируемых результатов» к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа начального общего образования.

 Содержание программы внеурочной деятельности «Экологический клуб «Почемучки», формы и методы работы позволят, на наш взгляд, достичь следующих результатов:

Личностные

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

-предвосхищать результат.

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

  • стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия

  • ставить и формулировать проблемы;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
  • узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

  • установление причинно-следственных связей;

В программе        «Экологический клуб «Почемучки» описаны требования к обучающимся по годам обучения.

К концу первого года обучения школьники должны знать:

  1. Секреты живой и неживой природы
  2. Условия, необходимые для жизни растений и животных города
  3. Нравственные правила обращения с объектами природы

К концу первого года обучения школьники должны уметь:

  1. Проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов.
  2. Оказывать помощь птицам в зимнее время
  3. Эстетически, эмоционально - нравственно относиться к природе

К концу второго года обучения школьники должны знать:

  1. Элементарные традиции нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормы экологической этики
  2. Простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края
  3. Знать особенности методов наблюдения за живой и неживой природой

К концу второго года обучения школьники должны уметь

1.Уметь выполнять правила безопасного и экологического поведения в природе.

2.Подбирать материал о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России.

3. Уметь выражать эстетические чувства и переживания творческими средствами.

К концу третьего года обучения школьники должны знать:

  1. Реальные местные экологические условия.
  2. Способы охраны природы.
  3. Некоторые охраняемые растения и животные родного края

К концу третьего года обучения школьники должны уметь:

  1. Анализировать экологические ситуации и искать возможности их решить
  2. Использовать знания о способах охраны природы и бережного к ней отношения в трудовой, общественно-полезной, пропагандистской деятельности в школе, на пришкольном участке
  3.  Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя или педагога дополнительного образования

К концу четвёртого года обучения школьники должны знать:

  1. Некоторые методы, стимулирующие самостоятельную деятельность по формированию экологической проблемы
  2. Нравственные и правовые принципы природопользования
  3. Причины необходимости посильного участия в охране природы родного края.

 К концу четвёртого года обучения школьники должны уметь: 1. Реализовывать личный опыт в экологических инициативах, проектах

  1. Пропагандировать идеи правильного природопользования в борьбе со всем, что губительно отражается на природе
  2. Использовать моральные и правовые принципы, нормы и правила экологически грамотного отношения к окружающей природе в реальном поведении

К концу 4–го года обучения у школьников будут сформированы представления об общечеловеческих ценностях какими являются: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

Первый уровень результатов освоения программы «Почемучки» будет: духовно- нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, экологических акциях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделках.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в экологических праздниках, в заочных путешествиях по родному краю, в работе экологических лабораторий.

Третий уровень результатов - получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С этой целью спланированы мероприятия: выезды на природу с маршрутными наблюдениями, экскурсии на промышленные предприятия, экологические КВНы для обучающихся 1-2 классов, презентации экологических проектов на микроучастке школы.

Программа «Экологический клуб «Почемучки» способствует формированию у младших школьников следующих качеств личности:

  • патриотизм;
  • терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку нации и народностей;
  • ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
  • трудолюбие;
  • настойчивость;
  • дисциплинированность;
  • любовь к малой родине;
  • неравнодушное отношение к экологическим нарушениям.

Формы учёта знаний, умений

В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).

                         

                       Содержание программы

              1 класс (33 часа)

1. Введение в экологию. (2 часа)

Понятие о природе, красоте природы. Человек как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях.

Человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.

Экскурсия в природу.

2. Молчаливые соседи. (3 часа)

Наблюдения за домашними питомцами.

Установление природных закономерностей, взаимосвязей.        Фотовыставка «Наши любимцы».

3.  Пернатые друзья. (2 часа)        

Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок.

Наблюдение за поведением птиц на улице. Акции: «Кормушка», «Птичья столовая».

4. О чем шепчут деревья. (2 часа)        

Сезонные изменения деревьев в природе.

Особенности роста и развития деревьев.        Игровой прием

«Путешественник» (деревья родного города).

5 Загадки животного мира.  (3 часа)

Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных в лесах Кузбасса и их приспособленность к зимнему периоду. Экскурсия в краеведческий музей. Заочное путешествие «Загадки животного мира».

6 Секреты неживой природы.         (2 часа)

Наблюдение за состоянием воды в природе. Интересное в неживой природе.        Игра «Тайны вокруг нас».

7. Оранжерея на окне. (4 часа)

Наблюдение за комнатными растениями.        Ухаживание и выращивание растений.

Исследовательская работа о влиянии света на рост и развитие комнатных растений.

8. Человек - часть живой природы. (4 часа)

Знакомство с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и

общества. Изучение элементарных правил безопасной работы. Выращивание лука в комнатных условиях. Правила ухода.

9. Охрана природы. (3 часа)

Знакомство с понятием «Красная книга». Знакомство с редкими видами растительного и животного мира.

10. Досуговые мероприятия         (8 часов)        

Викторина «Кто в лесу живет, что в лесу растет? Праздник «День птиц». Устный журнал «Наш дом – планета Земля». Гостиная «В гостях у золотой рыбки».

Игра «Азбука экологии». Игра «Приключения в лесу». Праздник «Наш окружающий мир».

                                                2 класс (34 часа)

1. Общение с природой. Сезонные явления природы. (7 часов)

Наблюдение за жизнью природы. Календарь природы. Народные приметы.

Беседа «Прогулки в Природоград». Правила поведения в природе. Экскурсия в природу. Экологическая игра «Загадки природы». Праздник «Дары осени». Тематическая линейка «День Земли»

2. Солнце, воздух, вода…и растения.        (6 часов)

Установление природных закономерностей, взаимосвязей. Распознавание встречающихся в нашей местности растений. Беседа «Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля».        Выпуск книжки-малышки. «Осторожно, их мало!» Экологическая игра «Хочу все знать!» Конкурс экологических сказок

«Украденное солнце». Акция «Зеленая красавица»

3. Птицы нашего края. (6 часов)        

Заочное путешествие. Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов. Наблюдение за поведением птиц на улице во время экскурсии. Посещение краеведческого музея. Тематическая линейка «День птиц». Выпуск буклета «Птицы – наши друзья». Викторина «Знаешь ли ты птиц своего края».

Экологическая игра «Приключения в лесу».

4. Богатство родной природы в творчестве народа. (5 часов)

Изучение и подбор материалов о народных художественных промыслах. Экология и фольклор (пословицы, поговорки, загадки, песни о природе). Экскурсия в краеведческий музей. Выставка рисунков о природе. Ярмарка народного мастерства. Конкурс экологических сказок.

5. Что мы знаем о родном городе. (3 часа)

Экологическая ситуация в городе.        Фотоконкурс «Город глазами детей».

Экскурсия «Уголки природы в нашем городе»

6. Откуда берется и куда девается мусор? (4 часа)        

Знакомство с промышленными отходами и их реализацией. Бытовые отходы. Выставка поделок из бытовых отходов. Устный журнал «Чтобы ты мог сделать для своего двора?» Ролевая игра «Давай поиграем в волшебника». Акция «Наш чистый школьный двор».

7. Досуговые мероприятия        (3 часа)        

Экологический праздник

«Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья!» Экологическая игра «Поиск нарушителей природы»

3 класс (34 часа)

1. Вводный урок. (1 час)

 Почему мы часто слышим слово «экология». Человек как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.        

2. Вода - источник жизни. (7 часов)

Неживая природа. Вода и ее охрана. Водоемы Краснодарского края. Экологическая игра «Водоемы просят о помощи». Проведение эксперимента

«Вода из местных источников и ее прозрачность как один из показателей ее пригодности для водоснабжения населения». Конкурс творческих работ «Где мы теряем воду?» Тематическая линейка «День воды». Игровые приемы: «Портрет воды», «Чистый голос воды», «Добрая Фея». Инсценирование экологической сказки «Репка».

3. Воздух и его охрана. (5 часов)

Неживая природа. Составляющие воздуха. Атмосфера, смог, «парниковый эффект».         Круглый стол «Как сохранить воздух чистым». Викторина «Что мы знаем о воздухе». Фотовыставка «Чистые уголки нашего края».

4. Удивительный мир растений.        (7 часов)

Знакомство с растениями лекарями, хищниками. Выращивание и уход за комнатными растениями. Создание кроссвордов «Растения моего края». Экологический журнал «Жалобная книга природы» (растения). Игровые приемы:

«Кто внимательный?», «Угадай по описанию». Экологическая игра «Лесная аптека».

5. Загадочный мир животных.         (10 часов)

Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных.

Викторина: «Калейдоскоп интересных фактов из жизни животных»        Игра – путешествие «По рыбьему следу рек и озер нашего края». Заседание клуба: «Что будет, если исчезнут насекомые?» Экологический журнал «Жалобная книга природы» (животные). Игровые приемы: «Эрудит», «Лесные заморочки». Проект «Знакомые незнакомцы»

6. Уголок хорошего настроения.        (4 часа)

Выращивание рассады цветов. Озеленение пришкольного участка.

4 класс (34 часа)

1. Мир глазами эколога. (3 часа)

Экологические связи между живой и неживой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком. Глобальные проблемы экологии. Что такое экологическая катастрофа. Природоохранительная акция «Мой экодом». Экологическая игра «Не проходите мимо!»

2. Мы любим свой город. (4 часа)

Выявление экологической ситуации в городе, сопричастность каждого к будущему города. Пути решения экологических проблем города. Классный час «Охрана природы– твоя обязанность». Природоохранная акция «Чистый микрорайон». Выезд на природу с маршрутными наблюдениями «Памятники природы Краснодара и его окрестностей».

3. История нашего края. (4 часа)

Знакомство с историей Кубанской земли от древних времен до 16 века. Наш край в 17 – 21 веках.        Изготовление кукол-оберегов. Создание буклета «История моего края».

4. Птицам - наша забота. (4 часа)        

Изучение разнообразия птиц родного края. Причины сокращения численности редких птиц, необходимые меры их охраны. Природоохранная акция «Пернатые друзья». Составление «Красной книги» исчезающих птиц Краснодарского края. Конкурс кормушек.

5. Охрана растений Краснодарского края. (4 часа)

Распознавание встречающихся в нашей местности растений.

Растения, нуждающиеся в защите. Особенности их внешнего строения и распространения.        Устный журнал «Зеленая книга».

Экологическая акция «Не рубите, люди, елок!»

«Красная книга растений Краснодарского края»

6. Животные, которым угрожает исчезновение. (5 часов)

Разнообразие животных Краснодарского края. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения. Причины сокращения численности редких животных и меры их охраны. Об охоте и рыбной ловле. «Красная книга животных Краснодарского края»

7. Заповедники и заказники родного края.        (6 часов)

Знакомство с растительностью и животным миром, находящихся под охраной.        Проект «Заповедные зоны родного края». Выпуск «Жалобной книги природы».

8. Чем занимаются люди земли Кубанской. (2 часа)                

Оформление краеведческого уголка в классе «Вклад моей семьи в дела родного края».

9. Передаем свои знания.  (2 часа)                

Изготовление условных знаков, экологических памяток. Презентация результатов деятельности «Экологическая лаборатория»

КВН «Эта хрупкая планета».

       

Тематическое планирование.

1 класс

№ п/п

Темы

Кол-во часов

теория

практика

1

Введение в экологию.

1

1

2

Молчаливые соседи.

1

2

3

Пернатые друзья.

1

1

4

О чем шепчут деревья.

1

1

5

Загадки животного мира.

1

2

6

Секреты неживой природы.

1

1

7

Оранжерея на окне.

1

3

8

Человек – часть живой природы.

2

2

9

Охрана природы.

1

2

10

Досуговые мероприятия

8

Итого:

10

23

2 класс

№ п/п

Темы

Кол-во часов

теория

практика

1

Общение с природой. Сезонные явления природы.

2

5

2

Солнце, воздух, вода…и растения.

2

4

3

Птицы нашего края.

1

5

4

Богатство родной природы в творчестве народа.

1

4

5

Что мы знаем о своем городе.

1

2

6

Откуда берется и куда девается мусор?

1

3

7

Досуговые мероприятия

3

Итого:

8

26

3 класс

№ п/п

Темы

Кол-во часов

теория

практика

1

Вводный урок «Почему мы часто слышим слово

«экология».

1

2

Вода – источник жизни.

1

6

3

Воздух и его охрана.

2

3

4

Удивительный мир растений.

1

6

5

Загадочный мир животных.

1

9

6

Уголок хорошего настроения.

4

Итого:

6

28

                                                          4 класс

№ п/п

Темы

Кол-во часов

теория

практика

1

Мир глазами эколога.

1

2

2

Мы любим свой город.

1

3

3

История нашего края.

2

2

4

Птицам наша забота.

1

3

5

Охрана растений Краснодарского края.

1

3

6

Животные, которым грозит исчезновение.

1

4

7

Заповедники и заказники родного края.

2

4

8

Чем занимаются люди земли Кубанской.

2

9.

Передаём свои знания

2

Итого

9

25

Список литературы

Список литературы для учителя Основная литература

  1. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. - М.:2010.
  2. Асмолова, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. – М.:Просвещение, 2010, 119с.
  3. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71
  4. Бобкова, Н.Н. Окружающий мир: тематический тестовый контроль в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2007. 152с.
  5. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010, 223с.
  6. Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003

- №3 – С. 9-12

  1. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 9785090210584. 8.Чуракова, Р.Г. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности (Текст): 1-4 кл.: в 2 ч.- М.: Академкнига/Учебник, 2011.- Ч. 1: 240 с.

Дополнительная литература

  1. Кропочева, Т.Б. Дидактические игры на уроках природоведения.- Новокузнецк, 1997, 52с.
  2. Кропочева ,Т.Б. Нетрадиционные уроки природоведения. Методическое пособие.- Новокузнецк: Изд.ИПК, 1999, 42с.
  3. Ляшова, Н.Н. Разноуровневые проверочные и тестовые работы по естествознанию. 1-4 классы.-Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,2003.- 448с.
  4. Маханева, М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России: Методическое пособие.- М.: АРКТИ, 2005.-72 с.
  5. Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – журнал «Начальная школа»

№10, 2005.

  1. Рыжова, Н.А. Не просто сказки (экологические рассказы, сказки, праздники). – журнал

«Начальная школа», 1998, №10.

  1. Тарабарина, Т.И. И учеба и игра: Природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-240 с.
  2. Цветкова, И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.- Ярославль:«Академия развития», 1997.-192 с.

 Список литературы для обучающихся Основная литература

  1. Калугин, М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки.- Ярославль: «Академия развития», 1998, 192с.
  2. Кропочева, Т.Б. Родной край: Учебное пособие для учащихся начальных классов.- Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2006.- 126с.

Дополнительная литература

  1. Скребцова, М. Природа – глазами души.: М.: 1999, 48 с.
  2. Томилина, М.Е. Природоведение для младших школьников.- СПб.: Издательский Дом

«Литера», 2006.- 64 с.

  1. Шамионов Р.М. Я и мир вокруг меня. 3-4 класс: тетрадь для занятий.- Волгоград: Учитель, 2010, 39


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Основы православной культуры России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности «Основы православной культуры России»  для 1-3 классов разработана на основе примерной программы «История религиозной культуры», для общеобразов...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов факультатив «Путешествие по стране этикета»

Актуальность и социальная значимость данного факультатива состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитан...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по духовно-нравственному направлению кружок «Уроки эстетики»

Программа курса внеурочной деятельности «Уроки эстетики» (далее программа) разработана в целях обеспечения достижений требований стандарта и реализуется в рамках  духовно-нравственного направлени...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Азбука нравственности"

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Азбука нравственности» разработана на основе требований к результатам освоения Примерной адаптированной осно...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению клуба "Ямал глазами детей"

Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовно...