кремль техкарта
план-конспект урока по окружающему миру

Леонова Элина Александровна

окружающий мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Дата: 15.04.2022

Класс: 2А

Предмет: окружающий мир

Тема: Московский Кремль. История Кремля.

Тип урока: ОНЗ

Цель: создание условий для формирования у учащихся представления о Московском Кремле и его истории.

Задачи:

Образовательные:

- актуализировать знания у учащихся о столице России;

- формировать знания о Московском Кремле и его истории возникновения; 

- познакомить с Московским Кремлем и его достопримечательностями.

Развивающие:

- способствовать развитию познавательного интереса к предмету;

- способствовать развитию навыков анализа и синтеза;

- способствовать развитию умения анализировать учебный материал, делать выводы.

Воспитательные:

- содействовать патриотическому воспитанию.

Планируемые результаты:

Предметные: знают историю Москвы и Московского Кремля; называют достопримечательности Москвы.

Личностные: умеют проявлять патриотическое чувство, гордость за свою Родину.

 Метапредметные:

1. Регулятивные: принимают и сохраняют цель и задачи в учебной деятельности ищут средства её осуществления;

2. Коммуникативные: умеют работать в группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

3. Познавательные: развивать познавательный интерес к предмету через исследования. используют знаково-символические средства представлении информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

Практикант: Леонова Элина Александровна

Учитель: Аксенова Марина Александровна

Методист: Каримова Наталья Владимировна

Ход урока

Этапы урока и его задачи

Деятельность учителя

Методы и приемы

Деятельность учащихся

Дидактические средства, оборудование

Форма

организации

I. Самоопределение к деятельности

Мотивация к учебной деятельности.

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Добрый день! Я рада видеть каждого из вас.

-Давайте познакомимся, меня зовут Элина Александровна и сегодня я буду вести у вас урок окружающего мира.

-Все готовы к уроку?

-Поприветствуйте друг друга, повернитесь к соседу по парте и улыбнитесь.

-Проверим свои рабочие места, у всех на парте лежит учебник, тетрадь, пенал?

-Тогда приступим к нашему уроку

Метод побуждающего диалога;

создание эмоционального поля; прием

"Улыбка"

Приветствуют друг друга.

Ведут диалог с учителем на непринужденную тему.

Проверяют свои рабочие места

Ф.

II.  Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

- Ребята, о каком городе вы говорили на прошлом уроке?

- Что это за город?

- Вспомнить то, что узнали о Москве, я буду задавать вам вопросы, ваша задача отвечать по поднятой руке

1)Когда была основана Москва?

2)Кто изображён на гербе Москвы?

3)Кто основал Москву?

4)В каком заведении культуры, дети смогут увидеть животных?

5)На берегах, какой реки стоит город Москва?

Коммуникативный: беседа; продуктивный; игровой прием

- О Москве.

-Столица нашей страны

- Более 850 лет назад

- Георгий Победоносец

- Юрий Долгорукий

- В цирке Никулина.

- На берегах Москвы реки

Раздаточный материал, презентация 2-5 слайд

Ф.И.

III.  Выявление места и причины затруднения.

Осознание того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений или способностей учащихся.

-  Для того чтобы узнать про что мы с вами сегодня будем разговаривать на уроке, вам нужно отгадать про какую достопримечательность идет речь

1. В древние времена — это место было крепостью.

2. Это место символ нашей Родины.

3. Там работает В.В. Путин.

Скажите, о какой достопримечательности мы сегодня будем разговаривать?

Правильно!

Коммуникативный: беседа; проблемный, подводящий к выявлению гипотезы диалог.

- О Московском Кремле

Преентация

6-7 слайд

Ф.

IV.Построение проекта выхода из затруднения.

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

- Так о чём будем говорить на уроке? Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- А какие цели вы поставите себе на этот урок?

Частично поисковый; коммуникативный:беседа;

- Тема нашего урока «Московский Кремль»

- Познакомиться с Московским Кремлем, с его достопримечательностями и историей.

Презентация

Ф.

V. «Открытие» нового знания.

Реализация построенного проекта.

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

- Сегодня мы познакомимся с Московским Кремлём, историей его возникновения, его башнями, соборами.

- Узнаем, что значит Московский Кремль для каждого жителя России. Будем рассказывать о достопримечательностях Московского Кремля и Красной площади.

- Как вы думаете, с какой целью дана нам эта тема?

-Мы живём в Нижнекамске. При чём здесь Кремль?

- Давным – давно, более 850 лет назад, когда в этих местах впервые оказался Юрий Долгорукий, Москва была маленьким поселением на холме, где рос сосновый бор. Как мог называться холм? (4 слайд)

- В 1156 году Юрий Долгорукий приказывает возвести сосновые стены на Боровицком холме, так рождается крепость или кремль, но до появления города было ещё далеко. Тогдашняя Москва – это маленькое поселение на окраине большого княжества. (5 слайд)

- Рассмотрите картину. Что мы видим?

– Как выглядел первый Кремль?

- Идут годы, и Москва становится центром нового московского княжества. Князь Иван, по прозвищу Калита, что означает кошелёк (он всегда носил кошелёк на поясе, за что и получил прозвище) в 1339 году приказывает возвести дубовые стены, пять башен, выкопать ров, наполнить его водой и насыпать земляные валы вокруг кремля. При нём в Кремле появляется первая площадь. Вокруг неё стояли соборы (храмы).

- Какое название могла носить площадь, окружённая соборами?

- Правильно.

Давайте с ними познакомимся. Конечно, они были не совсем похожи на нынешние соборы, но сложены были уже из белого камня. (смотрят видео ролик)

ФИЗМИНУТКА

- Ребята, давайте немного разомнемся.

Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!

По коленкам шлеп! Шлеп!

По плечам теперь похлопай,

По бокам себя пошлепай,

Можешь хлопнуть за спиной,

Хлопаем перед собой,

Вправо можем,

Влево можем

И крест – накрест руки сложим.

Игровой прием

Проблемно- поисковая беседа

Слушают учителя.

-Главный город нашей страны – Москва. Где бы ты ни жил, в деревне, в городе, на острове Сахалин или на берегу Чёрного моря, ты знаешь, сердце России – Москва.

- Боровицкий

- Небольшие избы, храм и сосновые стены.

- Соборная площадь.

Смотрят видоеролик.

Презентация

Видеоурок

4 слайд

Ф.

VI.  Первичное закрепление

с комментированием во внешней речи.

Усвоение учащимися нового способа действия.

- Самое высокое здание на Соборной площади – колокольня Ивана Великого. Эту красавицу – бело-золотую звонницу знал каждый. Её высота 80 метров. Когда-то, она была самой высокой постройкой города, да и сейчас остаётся самым высоким строением центра Москвы. (7 слайд)

– Подумайте, какую службу могла нести эта колокольня?

– Да, врага можно было заметить заранее и приготовиться к отпору, но был враг, с которым москвичи не могли справиться.

– О чём я говорю? Подумайте, какой у дерева есть страшный враг?

– Дубовый кремль строили на века, а простоял он чуть больше 30 лет. Внук Ивана Калиты – князь Дмитрий Донской в 1367 году приказывает возвести каменные стены. Белый камень добывают под Москвой. Рождается новый белокаменный кремль. С тех пор Москву величают белокаменной. (8 слайд)

- Новый кремль выстоял сто лет. В 1485 году великий князь Иван Третий приглашает в Москву итальянских мастеров. Под их руководством возводят красные зубчатые стены кремля, башни разной формы (круглые и четырёхугольные), и те соборы, которые мы видим сейчас. (9 слайд)

– Откройте рабочие тетради на странице 67. Сосчитайте башни. Сколько их?

- Зачем они были нужны?

-  Самая главная башня – Спасская. Это парадные ворота Кремля. Через неё въезжали цари. Сейчас через эту башню могут проехать: президент страны и члены правительства, высокопоставленные иностранные гости. Венчает башню рубиновая звезда, до 1935 года был двуглавый орёл. На этой башне установлены главные часы страны. (11 слайд)

- Как они называются?

Самая высокая башня – Троицкая. Её высота вместе со звездой 80 метров. Пять башен проездных, то есть через них можно было проехать или пройти. (12 слайд)

Кутафья башня – самая необычная, отделена от остальных мостом. Она охраняла Троицкий мост, который вёл в Кремль. (13 слайд)

Есть Царская башня. Это башня – теремок. По преданию, с неё Иван Грозный наблюдал, что происходит на Красной площади. (14 слайд)

Тайницкая башня имела колодец – тайник и потайной ход, который вёл к Москве – реке. (15 слайд)

Боровицкая башня стоит на холме, где когда–то рос сосновый бор. Отсюда начался Кремль. (16 слайд)

В Кремле есть дворцы. Один из них – Большой Кремлёвский. Он предназначался для царей и императоров. В наши дни здесь проходят важные государственные мероприятия: встречи руководителей других государств, награждение россиян, совершивших подвиги во благо страны. (17 слайд)

- Под стенами Кремля располагается Красная площадь. Почему она так называется? Давайте прочитаем статью учебника на странице 106.

Исследовательский; опыт;

коммуникативный;

гипотеза; диалог подводящий гипотезе

беседа; наблюдение;

Слушают учителя.

- Дозорную.

- Это огонь.

20

- Для дозора.

- Куранты.

Читают статью учебника

Раздаточный материал; Оборудование для проведения опыта: стакан, вода, пакет, резинка

Ф.П.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная, индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия.

- А теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно в ваших рабочих тетрадях. Открываем их на стр.67 и находим задание №1. Что нужно сделать?

- Хорошо, что нужно сделать во втором задании?

- И задание под №3. Что здесь нужно?

- Для выполнения этого задания вам поможет схема в учебнике на стр. 103.

- Итак, на выполнение работы я даю вам 5 минут.

- Время вышло, теперь будем проверять. Возьмите зеленую ручку и проверьте вашу работу по эталону. (эталон на экране)

Самостоятельная работа

- Нужно соотнести картинки с названием.

- Подписать названия достопримечательностей.

- Найти название достопримечательности на картинке.

Выполняют задания.

Раздаточный материал

Презентация

13-24 слайд

И.

VIII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Включение нового способа действий в систему знаний, при этом-повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса

- Ребята, для того чтобы вы закрепили знания которые получили на уроке. Я предлагаю вам посмотреть видео про Московский Кремль. Но смотрите его очень внимательно, так как потом я буду задавать вопросы.

- На скольких холмах стоит Москова?

- Как называется холм, на котором стоит Кремль?

- Теперь вам нужно соотнести картинку кремля с тем правителем при котором он был в таком виде.

- Молодцы, а сколько всего башен у Кремля? И как называется самая главная башня?

- Как по другому называют Собор Василия Блаженного?

- Верно, ребята я вижу что вы все очень внимательно смотрели видео и правильно ответили на все вопросы.

Частично-поисковый; подводящий к гипотезе диалог

Смотрят видеоролик.

- На 7 холмах.

- Боровицкий.

- Всего 20 башен. Спасская башня.

- Покровский собор.

Видеоролик

25 слайд

Ф.

IX. Рефлексия деятельности (итог урока).

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

- А теперь подведем итоги урока.

- Расскажите, что больше всего запомнилось на уроке.

- Какие цели мы ставили себе на урок?

- Мы их достигли?

- Для всех россиян Москва не просто город: она - наше прошлое и будущее, наша память и мечта, наша жизнь.

Коммуникативный прием "Большого пальца"

- Узнать историю  Москвы, познакомиться с достопримечательностями Москвы.

Ф.

Учитель: Аксенова Марина Александровна _____________

Методист: Каримова Наталья Владимировна _____________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (краеведение+трудовое обучение) "Зарайский кремль. Башни кремля" 2-3 класс

Интегрированный урок (краеведение + трудовое обучение). Форма урока - заочная экскурсия. Ведут урок два учителя: первый учитель ведет урок, второй - экскурсию. Урок может проработать любой учитель, в...

Московский Кремль. Краеведение. Зарайский кремль.

Интегрированный урок по окружающему миру и краеведению раздела "Родная страна-Россия". Формы урока -путешествие,  творческая проектная деятельность, тестовый самоконтроль, ИКТ....

Конспект урока по теме"Кремль. Башни Кремля."

Конспектт урока "Кремль. Башни Кремля"...

Техкарта математика 2 класс

Техкарта математика 2 класс...

Техкарта математика 2 класс

Техкарта математика 2 класс...

Интегрированное занятие. Московский Кремль. Башни Кремля. (Виртуальная экскурсия)

Данное мероприятие – это виртуальная экскурсия в Московский Кремль. Мероприятие  является интегрированным: внеурочная деятельность(РПС – развитие познавательных способностей), технология и окружа...

Проект Тульский кремль - гордость Тулы. Прошлое и настоящее. К 500-летию создания Тульского кремля

Коллективный проект Тульский кремль - гордость Тулы. Прошлое и настоящее к 500-летию создания Тульского кремля...