Интегрированное занятие. Московский Кремль. Башни Кремля. (Виртуальная экскурсия)
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Хомутова Тамара Александровна

Данное мероприятие – это виртуальная экскурсия в Московский Кремль. Мероприятие  является интегрированным: внеурочная деятельность(РПС – развитие познавательных способностей), технология и окружающий мир.     «Зарождаясь из любви  к своей« малой Родине», патриотические чувства, пройдя целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству» («Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации»). Для расширения знаний исторического наследия нашей Родины я провожу занятия в рамках основного и дополнительного образования по созданию условий, способствующих гражданско – патриотическому воспитанию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_zanyatie.docx24.06 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие.

Тема: Московский Кремль. Башни Кремля. (Виртуальная экскурсия)

Цели: Закрепление и углубление знаний об истории Московского Кремля, его архитектурных памятниках; познакомить учащихся с особенностями мозаичной техники, используя способ аппликации.

Задачи

Планируемый результат

1

Личностные

воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою Родину, интереса к изучению истории своей страны через знакомство с архитектурными достопримечательностями.

2

Метапредметные (коммуник.)

- развивать познавательную активность:

уметь полно и точно выражать свои мысли, общаться и взаимодействовать в группе.

Уметь действовать в соответствии с выполняемой учебной задачей, уметь строить монологический ответ.

3

Предметные- систематизировать и углублять знания об истории страны, Московского Кремля, его архитектурных  памятников.

Стремиться к изучению истории своей страны, её архитектурных памятников; знать права и обязанности граждан.

Ход занятия:

Этапы занятия и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Всё занятие сопровождается показом слайдов.

1. Организационный момент 

Учитель:  - Ребята, вы готовы поразмышлять вместе со мной?

2. Постановка учебной задачи.

Сегодня я хочу пригласить вас на экскурсию в Московский Кремль. Экскурсия будет виртуальная, мы многое увидим, со многим познакомимся.

2. Актуализация знаний учащихся.

Учитель- Посмотрите на ленту времени, в которой необходимо восстановить порядок.

                                                                                                                     

(Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, современная Россия.)                                                                                

- Что показывает эта лента времени?

(Связь современного этапа развития с предшествующими этапами; что современная Россия является наследницей Древней Руси, Московского государства, Российского государства, СССР).

- Прежде, чем отправиться в Московский Кремль, предлагаю вам вспомнить историю его возникновения.  

Эту работу вы будете выполнять в парах. Напомню вам, что работать в парах нужно быстро и дружно. Когда выполните задание, дайте знать, взявшись за руки.

На эту работу я даю вам 1 минуту. Откройте конверты, приступайте к заданию.

Итоги парной работы.

(Проверяется правильность выполнения задания. После каждого объяснения исторического этапа возникновения Кремля происходи демонстрация компьютерной презентации.)

-Иван Данилович Калита был человеком умным и хитрым. Сумел договориться даже с Золотой Ордой. И ордынцы не беспокоили москвичей войнами сорок лет. Во времена его правления земли вокруг Москвы расширились. В конце своей жизни Иван Калита приказал построить взамен старых новые крепостные стены «во едином дубу», это значит, из прочного дуба.

- Спустя несколько лет князем на Руси стал Дмитрий Иванович Донской. Он заменил дубовые стены белокаменными. Москва упрочила свои позиции на Руси, стала «всем  городам матерью», а значит, необходимо было обеспечить такому городу прочную оборону. Дмитрий Донской сыграл в истории России величайшую роль – он освободил Русь от золотоордынского ига, объединив всех князей с их войсками против татаро-монгол.

- Когда все признали Москву столицей, московским князем уже  был Иван 111. Он стал называть себя «государем всея Руси». На Москве-реке приказал выстроить мощную крепость из красного кирпича. Для этого пригласил в Москву итальянских мастеров. Эта крепость ни разу не была взята приступом. Она стоит до сих пор – это нынешний Кремль. Добро пожаловать!

3. Открытие детьми новых знаний.

(Работа с наглядным пособием – картой Кремля).

-Как вы думаете, для чего возводили Кремль?

- Когда-то на территории Кремля находилось простое поселение, но много позже жить в Кремле могли себе позволить только очень богатые и знатные люди.

Рассказ о о достопримечательностях: Соборная площадь, Царь-пушка, Царь-колокол.

- Внимательно рассмотрите карту Московского Кремля. Какую геометрическую фигуру вам напоминает Кремль?

- Может кто-нибудь из вас знает, какова протяжённость стен Кремля? (Рассказ о стенах Кремля).

- Кто знает, сколько башен у Московского Кремля? (20)

- Для чего они возводились?

- Каждая возводилась в разное время, все они различны по внешнему виду и размеру. У каждой из них были свои функции и своя роль.

- Существуют башни сторожевые, проездные, стрельницы.

- Какие башни Московского Кремля вам известны?

- И с каждой башней Кремля связана интересная история. Например, Тайницкая. Как вы думаете, почему она получила такое название?

Первой построили башню с воротами и подьёмным мостом у Москвы-реки, в ней были устроены колодец и потайной ход к реке, чтобы носить волу во время осалы. Оттого башню прозвали Тайницкой.

Водовзводная. Почему у неё такое название? В ней когда-то находилась водоподхёмная машина, которая по свинцовым трубам подавала волу для нужд царского хозяйства. Оттого эту башню называют Водовзводной.

 Кутафья. Название своё получила от слова «кут» - укрытие, угол. Предмостное укрепление Кремля. Её высота – 13,5 метров.

Спасская. Названа так по иконе Спаса Нерукотпорного, которая находилась когда-то над воротами башни. Это самая главная, но не самая высокая башня, её высота 71 метр.

      5 башен Кремля в 1937 году были увенчаны рубиновыми звёздами: Спасская, Никольская, Водовзводная, Троицкая, Боровицкая.

       В звёздах установлены мощные лампы накаливания и мощные системы охлаждения ламп, иначе бы они треснули от высокой температуры. Расстояние между двумя концами

лучей от 3 до 3,5 метра. Несмотря на значительную массу (около 1,5 тонн)), звёзды сравнительно легко вращаются при изменении направления ветра. Благодаря своей форме они всегда устанавливаются лобовой стороной     против ветра. Прочность и жёсткость конструкции рассчитана на максимальное давление ураганного ветра.

4.  Рефлексия.Мозговой штурм.

- Мы с вами много повторили и узнали. Сыграем в игру. На экране будут появляться иллюстрации памятников Кремля. Вам нужно будет узнать и назвать их за 3 секунды.

5.Групповая работа.

-Возвращаемся из Кремля в класс.

Москва – столица нашей Родины. На картинке мы видим главную площадь страны. На этой площади проходит парад. На первом плане мы видим собор Василия Блаженного, а там дальше на площади стоит здание Исторического музея. Красная площадь располагается у стен Кремля, на одной из башен которого находятся главные часы нашей страны: Кремлевские куранты. Их бой мы с вами всегда слышим в Новый год, и каждый день в 6часов утра и 12 часов ночи.В Кремле много Соборов, а также находится правительство нашей страны.Россияне были всегда  за мир. (Война все разрушает, а мир строит.)Много раз на нашу страну нападали враги, но всегда получали отпор.Кто сеет мир, пожнет счастье

-Как называется главная башня Кремля?

- Какие часы расположены на этой башне?

- Кремлёвские куранты установлены на Спасской башне Московского Кремля. В 1621г.

английский мастер Х.Головей сделал часы, для которых в 1625 на башне сооружён каменный верх. В 1706 году установлены новые часы, купленные Петром I в Голландии. Современные Кремлёвские куранты изготовлены в 1851 году фирмой «Братья Бутенопъ» в Москве. Часовой механизм курантов занимает три этажа башни. Он весит 20 тонн. Куранты имеют 4 циферблата, по одному на каждой из сторон башни.

  Сегодня мы сделаем открытку в технике мозаики с изображением Спасской башни с курантами.

  Мозаика – одно из самых древних искусств. Это картины, составленные из маленьких цветных квадратиков особого стекла – смальты или из каких- либо других материалов.

   Маленькие квадратики смальты нам сегодня заменит цветная бумага, которую мы будем соединять при помощи клея - аппликацию. Для стилизованного изображения Спасской башни мы будем использовать три основных цвета бумаги: красный, чёрный, зелёный.

Эту работу вы будете выполнять в группах.

6.Рефлексия.

-Для чего нужны открытки? (Передача информации, приглашение, поздравление…)

- Кому мы можем подарить эти открытки?

-Когда открытки дарят, то сопровождают это добрыми пожеланиями.

-Довольны ли вы своей работой?

- Оцените свою работу.

7.Подведение итогов.

- Что особенно запомнилось на сегодняшней виртуальной экскурсии?

Сегодня вы узнали много интересного из истории Московского Кремля, его архитектурных памятниках, а значит, стали духовно богаче, как  и подобает настоящему гражданину своей страны.

Дети встают в круг. Правая рука на плечо соседа справа, левая рука на пояс соседа слева. Все поют песню «Хохлома». После исполнения песни ученики занимают свои места.

Работа в парах постоянного состава.

Работа с карточками (в конвертах):

Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван 111;  деревянный Кремль, белокаменный Кремль, Кремль из красного кирпича.

Историю каждой башни рассказывают заранее подготовленные ученики.

Отвечает та группа, которая первой поднимет сигнальный знак.

Заготовки для работы находятся на столах в конвертах.

Дети вспоминают правила работы в группе, правила работы с ножницами.

Изображение Спасской башни собирается по частям.

Каждая группа представляет выполненную работу.

Дети работают на листе самооценки.

В конце занятия дети встают в круг. Правая рука на плечо соседа справа, левая рука на пояс соседа слева. Все поют песню «Хохлома».

Коммуникативные – планирование сотрудничества с одноклассниками

Регулятивные – волевая саморегуляция

Коммуникативные – определение функций участников

Общеучебные – поиск и выделение необходимой информации,

Логические – построение логической цепи рассуждения

Коммуникативные – планирование сотрудничества с одноклассниками

Регулятивные – волевая саморегуляция

Познавательные – самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

Коммуникативные – планирование сотрудничества с одноклассниками

Регулятивные – волевая саморегуляция

Познавательные – самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

Регулятивные – волевая саморегуляция

Познавательные – самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

Личностные – ориентация в социальной роли

Коммуникативные – планирование сотрудничества с одноклассниками

Регулятивные – волевая саморегуляция

Познавательные – самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

Коммуникативные – планирование сотрудничества с одноклассниками

Регулятивные – волевая саморегуляция

Познавательные – самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

Логические – анализ объектов, синтез, построение логической цепочки рассуждений

Регулятивные – оценка своей деятельности

Познавательные – рефлексия действий , контроль и оценка процесса и результатов деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (краеведение+трудовое обучение) "Зарайский кремль. Башни кремля" 2-3 класс

Интегрированный урок (краеведение + трудовое обучение). Форма урока - заочная экскурсия. Ведут урок два учителя: первый учитель ведет урок, второй - экскурсию. Урок может проработать любой учитель, в...

Конспект урока по теме"Кремль. Башни Кремля."

Конспектт урока "Кремль. Башни Кремля"...

презентация "Башни Кремля"

предназначена для урока окружающего мира или для проведения классного часа...

Проектная задача "Башни Кремля"

Проектная деятельность учащихся по теме "Башни Кремля"...

Организованная образовательная деятельность в старшей группе с ТНР Художественное развитие. Рисование на тему: «Спасская башня Кремля».

Задачи:1)Образовательные: продолжить учить создавать сюжет, соблюдая пропорции и характерные особенности Спасской башни и части Кремлевской стены, выбирать яркие цветовые решения, знакомить с достопри...

Методическая разработка интегрированного урока - виртуальная экскурсия "Храмы Санкт-Петербурга. Жемчужина Московского района Петербурга комплекс Чесменского дворца".

Храмы Петербурга... С момента основания города их судьба была неразрывно связаана с его судьбой. Виртуальная экскурссия "Жемчужина Московского района Петербурга..." расскажет о судьбе одного...

Методическая разработка занятия для группы продлённого дня "Виртуальная экскурсия по Санкт-Петербургу "

Виртуальная экскурсия по Санкт-Петербургу для группы продлённого дня...