Методическая разработка занятия для группы продлённого дня "Виртуальная экскурсия по Санкт-Петербургу "
план-конспект занятия (2 класс)

Александрова Татьяна Павловна

Виртуальная экскурсия по Санкт-Петербургу для группы продлённого дня

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл virtualnaya_ekskursiya_po_sankt-peterburgu.docx27.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Виртуальная экскурсия по Санкт-Петербургу»

Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о Санкт-Петербурге

Он царя Петра творенье,
Город славы, город-сад.
Кораблей заморских флаги,
Вдоль Невы дворцов парад.

 - О каком городе идет речь в стихотворении?  

 - О Санкт-Петербурге.

 -  А как еще называют наш город?

 -  Северной столицей. Культурной столицей. Городом-музеем.

 -  И правда Санкт-Петербург поражает своим богатейшим культурным наследием, архитектура зданий, памятники, дворцы, мосты и набережные – все это является музейными экспонатами. А вы хотели бы отправиться на экскурсию по Санкт-Петербургу?

  -  Хорошо! Наши морские экипажи отправятся в путешествие по Санкт-Петербургу на кораблях. Каждый экипаж - это группа, а в группах приняты определённые правила. давайте вспомним их.

 - Чтобы наши корабли смогли отправиться в путешествие, нам нужно дать им названия. Подумайте, как будет называться ваш экипаж и впишите название корабля в свой бортовой журнал.

- Теперь мы можем отправиться  в путешествие  по достопримечательностям Санкт-Петербурга  

-Петропавловская крепость

 Москва не всегда была главным городом России

По указу царя Петра Великого  16 (27) мая 1703 году на реке Неве был основан город Санкт — Петербург.

Вскоре город стал столицей России и оставался ею больше двухсот лет.

Город Санкт-Петербург и сегодня называют северной столицей нашей Родины.

Почему он получил такое название?

Царь Петр дал такое имя крепости в честь своего небесного покровителя апостола Петра - хранителя ключей от рая.

Раньше, во времена Петра все пользовались немецким языком. Поэтому имя город получил на немецкий манер. «Санкт» значит «святой», «бург» – «город». Город Петербург берет свое начало с Петропавловской крепости, построенной для защиты русской земли от шведов.

Место для крепости (Заячий остров) выбрано удачно, оно защищено со всех сторон водами Невы и протокой, которая окружает остров.

План крепости нарисовал сам Петр I, она повторяла очертание острова. На плане-карте крепость имела вид вытянутого шестиугольника, на углах которого располагались бастионы – военные укрепления пятиугольной формы.

Согласно преданию, возводившие её строители трудились очень медленно. Царь разгневался и прибыл на остров, чтобы сурово наказать нерадивых работников. Но в тот момент, когда царь выходил из лодки на берег, на его сапог неожиданно прыгнул заяц. Царя это очень позабавило и привело в доброе расположение духа, благодаря чему он отменил суровые наказания и нарёк остров Заячьим.

Уже в наше время на одной из опор Иоановского моста, который ведет к главному входу в Петропавловскую крепость, установили небольшой памятник «зайцу, спасшемуся от наводнения». Его высота 58 см. Заяц стоит на защитной свае, предохраняющей мост от ледохода. Туристы, приезжающие в С. -Петербург, бросают на постамент, где стоит зайка, монеты, стараясь попасть на деревянную опору.

Первая остановка закончена. Пожалуйста, запишите в свои бортовые журналы название первой остановки  и наклейте соответствующую картинку.

- Летний сад.

По реке Нева мы проплываем мимо чудесного места

Есть в Петербурге чудо – сад

Украшен кружевом оград

Дворец в нём есть царя Петра

И статуи, как божества.

В тени аллей, возле оград,

Скажите, что это за сад?  

Да, ребята, это Летний сад.

Замысел создания в Петербурге Летнего сада принадлежит основателю города Петру I. В 1704 году царь приказал разбить для себя большой сад, подобный знаменитым европейским паркам тех лет.

Ещё с реки заметна прекрасная чугунная решётка сада с тридцатью колонами из полированного розового мрамора. Через парадные ворота мы входим в сад.

В настоящее время в летнем саду можно увидеть 91 скульптуру.

Для царя Петра I и его жены Екатерины и их детей в Летнем саду был построен Летний дворец.

Это единственное здание в Летнем саду, которое сохранилось с  петровских времён. 

Перед тем, как отправиться дальше, пожалуйста, запишите в свои бортовые журналы название нашей второй  остановки  и наклейте соответствующую картинку.

-Дворцовая площадь.

Проплываем под многочисленными мостами Санкт – Петербурга, мы подплываем к главной площади города.

Площадь эта главная,
Площадь эта славная.
Побывать на ней все рады:
Тут проводятся парады,
Проходят демонстранты,
Играют оркестранты.
Бывают здесь гуляния,
На лошадях катания.
Хоть она и старая,
Но выглядит, как новая,
Площадь наша главная
По имени … (Дворцовая.)

Возведенное архитектором Росси в XIX веке здание Главного штаба с триумфальной аркой подчеркивает  парадный характер площади.

Арка Главного штаба создавалась как памятник торжества победы России в Отечественной войне 1812 года. Наверху арки – триумфальная колесница, запряжённая шестёркой лошадей. Их сдерживают двое воинов, одетые в римские доспехи и вооруженные копьями. В повозке стоит крылатая Слава, в правой руке богини лавровый венок.

В центре площади возвышается Александровская колонна, созданная архитектором Монферраном. Колонна весом 600 тонн никак не закреплена и сохраняет устойчивость благодаря своему огромному весу. На вершине колонны бронзовая фигура ангела, попирающего крестом змею, что символизирует мир и покой, который принесла в Европу Россия, одержав победу над наполеоновскими войсками.

Наша третья остановка закончена. Пожалуйста, запишите в свои бортовые журналы название  третьей остановки  и наклейте соответствующую картинку.

Зимний дворец.

Давайте пересечем Дворцовую площадь.

Стоит он много лет…
Все им восхищаются
Здесь равнодушных нет.
Из разных стран художники
Картины привезли,
Чтоб их полотна дивные
Увидеть все могли.

И чего здесь только нету:
Знаменитостей портреты,
Удивительные вазы,
Украшения в алмазах…
Раньше был он для царей,
А теперь тут стал музей.
Это наш, это ваш
Петербургский …  Эрмитаж

Путешествие по залам, галереям и лестницам составит 22 километра. Если ежедневно проводить в Эрмитаже по 8 часов и возле каждого экспоната останавливаться всего на одну минуту, то на осмотр музея понадобится 11 лет. Это одно из самых масштабных зданий города. 

В Эрмитаже есть уникальные экспонаты, например уникальные золотые часы-павлин, изготовленные в XIII веке в Лондоне механиком Джеймсом Коксом и собранные в России Иваном Кулибиным, постоянно экспонируются в павильонном зале Эрмитажа. Часы до сих пор работают.

Остановка закончена. Пожалуйста, запишите в свои бортовые журналы название четвёртой остановки  и наклейте соответствующую картинку.

Медный всадник.

Мы попали на Сенатскую площадь.  

Посреди площади возвышается на огромной гранитной глыбе памятник Петру I от Екатерины II. Она считала себя наследницей и продолжательницей замыслов Петра I. Памятник стал одним из символов Петербурга.

Медным всадник этот прозван,

Хоть отлит из чистой бронзы.

Конь взлетает на обрыв,

Перед пропастью застыв.

А на нём – бесстрашный царь,

Что не хочет жить, как встарь.

Смело смотрит царь вперёд,

За собой страну ведёт.

Как называют скалу на которой расположен памятник? (Гром-камень)

Не только сам Петр I, но и его памятник защищал наш город. Во время войны  с армией Наполеона была опасность захвата города, и памятник хотели вывезти в безопасное место. Но вещий сон, который приснился приближенному Александра I, предотвратил вывоз памятника. Во сне Петр говорил: «Пока я стою на своем месте, с городом ничего не случится». Тогда Россия выиграла войну. Поэтому во время блокады памятник укрыли мешками с землей и не эвакуировали.

Перед тем, как отправиться дальше, пожалуйста, запишите в свои бортовые журналы название нашей пятой  остановки  и наклейте соответствующую картинку.

-Исаакиевский собор

Исаакиевский собор ещё называют Собор - богатырь. как вы думаете, почему? На что похожа крыша Исаакиевского собора? (Крыша Исаакиевского собора похожа на шлем богатыря).

Почему купол Исаакиевского собора покрыт золотом? (Исаакиевский собор – главный собор города, а золотой купол означает славу).

Почему Исаакиевский собор называют Главным собором города? Почему он так называется? (Исаакиевский собор - самый большой и главный (кафедральный)  собор нашего города.  

Собору огромному равного нет.
Его возводили почти сорок лет!
Какой многотрудной должна быть работа,
Чтоб стали вокруг сто двенадцать колонн,
И купол в лучах засверкал золотой!
Но кто ж архитектор? Известен вам он.
Построил в столице собор-великан
Зодчий великий Огюст Монферан.

Перед тем, как отправиться дальше, пожалуйста, запишите в свои бортовые журналы название нашей шестой  остановки  и наклейте соответствующую картинку.

-Аничков мост

Путешествуя по рекам города Неве, Мойке, Фонтанке, многочисленным каналам, мы проплывем под Питерскими мостами, которые сами по себе являются произведениями искусства.

Красивый мост, любимый нами,
Известен четырьмя конями.
Но имя носит он не Клодта,
А полковника, чья рота
Здесь мост срубила из осины.
Недолговечна древесина…
Опоры каменными стали,
А мост всё так же люди звали
По старой дедовской привычке..
И мы зовём его…
(Аничков мост.)

Зачем на мосту поставили скульптуры коней? ( Они украшают мост)

Скульптуры коней называют « Укрощение коней». Для скульптур Петру Клодту позировал арабский скакун Амалатбек. На дыбы коня ставила дочь творца. И ведь не побоялась!

- Кони покидали свои места на Аничковом мосту дважды - во время блокады и когда отправились на реставрацию к трехсотлетнему юбилею Петербурга.

- Когда-то Аничков мост был разводным. Сделали это для того, чтобы пропускать по Фонтанке, а тогда Безымянному Ерику, суда. Но была у разводного механизма и еще одна немаловажная функция: створки переправы поднимали на ночь, чтобы из ближайших лесов в город не могли забраться волки.

Перед тем, как отправиться дальше, пожалуйста, запишите в свои бортовые журналы название нашей  седьмой   остановки  и наклейте соответствующую картинку.

-Банковский мост

Как называют существ, украшающих Банковский мост? (Грифонами)

Кто такие - грифоны? (Грифоны - это мифические существа. Они похожи на льва и орла. Грифоны хранят в своих гнездах золото, потому что в пещерах грифонов очень темно, а золото освещает своим блеском).

Почему, именно скульптуры грифонов украшают Банковский мост? (Потому, что рядом с этим мостом располагался знаменитый петербургский банк. В подвалах этого банка хранилось золото. А грифоны являются хранителями богатства)

Как вы думаете, что могли сделать грифоны со злоумышленниками, которые хотели ограбить банк?

В древности говорили что грифоны очень любят детей, и если у семьи не было детей  то нужно было попросить их у грифонов. А еще перо грифона может вылечить от слепоты. Легенды гласили, что если человек вылечит грифона, то в благодарность получит от него коготь. Коготь грифона менял свой цвет, если на него попадал яд. Поэтому из чаши, сделанной из когтя грифона, можно было пить без страха.

Перед тем, как отправиться дальше, пожалуйста, запишите в свои бортовые журналы название нашей восьмой остановки  и наклейте соответствующую картинку.

-Ростральные колонны

Зачем на Ростральных колоннах зажигают огонь? (Ростральные колонны – это старинные маяки. В  старые времена одна колонна показывала кораблям и судам путь в Большую Неву, вторая направляла в Малую).

Что такое «ростры»? (Ростры – это носы кораблей).

Почему такие колонны были установлены в нашем городе? (Они показывают, что наша страна одержала много славных морских побед, и что Санкт-Петербург – это морской город).

Историки до сих пор спорят, действительно ли колонны являлись маяками. Ведь высокие светильники обычно ставили на берегу крупного водоема, например, моря. Они крайне редко появлялись у реки, к тому же в центре крупного города. Согласно одной из версий, сооружения с самого начала служили лишь символом побед и зажигались по праздникам, а не работали в качестве маяков.

Запишите, пожалуйста в свои бортовые журналы сведения о нашей последней на сегодня остановке.

Прошу представителей экипажей вывесить на доску свой бортовой журнал.

А чтобы ещё раз вспомнить всё, о чём мы сегодня говорили, предлагаю вам поиграть в игру "Ассоциации". Вам нужно по очереди выйти к доске, выбрать полоску голубого цвета, затем найти её пару среди полосок жёлтого цвета. И сказать одно - два слова - вашей ассоциации с этим историческим местом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия в группе продлённого дня "Семейные праздники"

Данная разработка подойдёт и для подготовки урока по ОРКСЭ ( блок "Светская этика" ) "Семейные праздники"....

Методическая разработка занятия в группе продлённого дня по теме "Поможем птицам зимой".

Данная методическая разработка поможет воспитателю познакомить детей 1-2 класса с зимующими птицами. В результате групповой работы ребята обсудят и выберут, пользуясь определёнными критериями, из пред...

Методическая разработка занятия в группе продлённого дня "Друг Светофорчик"

Цель: формирование представления младших школьников о безопасности дорожного движенияЗадачи:-закрепить знания учащихся о регулировании дорожного движения;-познакомить с историей возникнове...

Методическая разработка занятия в группе продлённого дня. Клубный час "Пришла весна"

Данный материал содержит план работы воспитателя ГПД на один день с клубным часом на тему "Пришла весна"...

методическая разработка занятия в группе продленного дня "Сказочные дворики Санкт-Петербурга"

Данная методическая разработка предсталяет собой технологическую карту занятия "Сказочные дворики Санкт-Петербурга". Учащиеся начальной школы отправляются в путешествие по городу и заглядыва...

Методическая разработка занятия в группе продлённого дня "Наш домашний зоопарк- водное царство."

Авторская разработка воспитательного занятия, приуроченная ко дню защиты домашних животных....

Учебно-методическая разработка занятия в группе продлённого дня для 1 класса на тему: «Чему нас учит сказка?»

Конспект занятия в группе продлённого дня для 1 класса на тему: «Чему нас учит сказка?»...