Методическая разработка интегрированного урока - виртуальная экскурсия "Храмы Санкт-Петербурга. Жемчужина Московского района Петербурга комплекс Чесменского дворца".
методическая разработка по истории (4 класс) по теме

Дмитриева Елена Николаевна

Храмы Петербурга... С момента основания города их судьба была неразрывно связаана с его судьбой. Виртуальная экскурссия "Жемчужина Московского района Петербурга..." расскажет о судьбе одного из них -

комплексе Чесменского дворца.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное  учреждение средняя общеобразовательная

школа №372  Московского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

интегрированный урок - виртуальная экскурсия

ХРАМЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

 Жемчужина Московского района Петербурга
комплекс Чесменского дворца

                                                                           

                                                                                              Учитель Дмитриева Елена Николаевна

Санкт-Петербург

2017

Технологическая карта урока

Тема урока

Храмы Санкт-Петербурга. Жемчужина Московского района Петербурга комплекс Чесменского дворца.

Тип урока

Интегрированный урок - виртуальная экскурсия.

Главные цели

- Знакомство с  объектами культурного наследия:  комплексом Чесменского дворца,  с тем богатым духовным наследием, которое в недавнем прошлом православная церковь была вынуждена хранить под спудом.

-  Показать связь времен через текст культуры, создать у учащихся целостную картину культурной жизни Петербурга, научиться ощущать себя частью этой жизни,  «находиться в культуре».

-  Формирования всесторонне развитой личности учащегося, обладающего основами православной культуры.

-  Формирование мотивации для успешного изучения культурного наследия города.

-  Осознание влияния культуры на развитие цивилизации и современность.

- Формирование гражданской позиции.

Задачи

Образовательные

- Формировать представление о Санкт-Петербурге – как городе различных архитектурных стилей, наследнике мировой культуры

- Получения представлений о тех исторических и культурных процессах и явлениях, которые нашли отражение в рассматриваемых объектах культуры.

- Научить рассматривать и анализировать объекты культурного наследия.

- Раскрыть образный и содержательный смысл  объекта культурного наследия, выделить его своеобразие.

-  Знакомства с духовным наследием православия.

Развивающие

-  Развивать умение вступать в диалог с различными текстами культуры.

-  Создание условий для формирования собственных мировоззренческих позиций.

-  Развитие  эстетического вкуса и творческих способностей учащихся.

-  Развитие познавательного интереса через изучение объекта культуры, развитие интеллекта.

-  Развивать чувства, эмоции, образно-ассоциативное мышление.

Воспитательные

-  Формирование ценностного отношения к наследию Петербурга.

-  Содействие воспитанию патриотизма и любви к родному городу через создание соответствующей эмоциональной обстановки на уроке.

-  Умение слушать, обобщать, сравнивать, сопоставлять.

Главные вопросы содержания

Храмовая культура. Чесменский дворец - путевой дворец Екатерины II. Легенда.  Сведения об авторе и истории создания. Архитектор Юрий Матвеевич Фельтен. Строительство дворца. Дворцовая Рождественская церковь. Георгиевский зал. «Кавалеры святого Георгия». Церковь Рождества Иоанна Крестителя. Культурно – историческая эпоха. Архитектура Чесменской церкви, псевдоготический стиль.  Внутреннее убранство церкви. «Биография комплекса».  Мемориальное кладбище «Чесменское».

Планируемые результаты обучения

Осознание культурных традиций  как духовных дорог, которыми шли наши предки. Возрождение моральных ценностей и традиций, познаваемых народом из религиозных учений, художественных образов, созданных в искусстве и архитектуре.

Развитие  гражданской позиции,  жизненных приоритетов через приобщение к культурным традициям, изучение духовного богатства своего народа.

Грамотно произносить, писать и использовать художественные термины и фамилии петербуржцев, узнавать изученные памятники, самостоятельно «извлекать», «добывать» информцацию из объектов, использовать иллюстрации как источники информации.

Методы и формы организации обучения

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, аналитическая беседа, работа с текстом и иллюстрацией. Фронтальный опрос. Просмотр презентации.  

Опорные знания

Духовно - нравственное  ценности:    духовная мысль, и святоотеческое учение,  иконопись,  храмовое зодчество. Культурные традиции, православный храм.

Новые понятия и представления

Лягушачье болото или Кикерики (фин. kikerikesen), путевой дворец, богадельня для инвалидов-ветеранов Отечественной войны 1812 года. Образ святого Георгия. Псевдоготика, башенки-пинакли, воскресная школа.

Межпредметные связи

МХК, история и культура Санкт-Петербурга, основы православной культуры.

Оборудование

Интерактивный дисплей SMART Board 4084. Компьютер.

Учебно-наглядный комплекс

Мультимедийная презентация.

Контрольные вопросы и задания

1. Как вы считаете, какие действия необходимо предпринять для сохранения архитектурного ансамбля?

Подведение итогов занятия.

- взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся;

- выставление оценок обучающимся;

- домашнее задание: Составить анализ ансамбля по плану.

ПЛАН УРОКА

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

1. Организационный

- приветствие;

- определение отсутствующих;

- проверка подготовленности кабинета к занятию;

- проверка готовности учащихся к занятию;

- организация внимания.

2. Целеполагание и мотивация

Эпиграф к уроку

- ознакомление обучающихся с темой занятия;

- постановка цели перед обучающимися;

- знакомство обучающихся с планом занятия, актуализация мотивов учебной деятельности;

- формирование установок на восприятие и осмысление учебной информации.

«Религия создала искусство и литературу; все, что было великого в самой глубокой древности, все находится в зависимости от этого религиозного чувства, присущего человеку так же, как и идея красоты вместе с идеей добра...»  А.С. Пушкин

3. Актуализация ранее усвоенных знаний

Фронтальный опрос для выявления уровня усвоения изученного материала.

1.Назовите известные вам храмы Петербурга;

2.Назовите известные вам храмы Московского района;

3.Что такое культурные традиции?

4.Согласны ли вы, что религия корень культуры? Обоснуйте свой ответ.

Перефраз и обобщение.

Отвечают на вопросы.

4. Формирование новых знаний на основе работы с мультимедийной презентацией

1. Подготовка обучающихся к активному, сознательному усвоению нового материала.

Вводное слово учителя.

   Храмы Санкт-Петербурга… С момента основания города их судьба была неразрывно связана с его судьбой. Соборы и  церкви в Петербурге стали расти вместе с городом. Его облик формировали не только дворцы и богатые особняки, но и устремлённые в небо купола соборов и православных церквей. В утреннем небе над Петербургом раздавался звон колоколов первых колоколен. Хотя с годами в нем были построены храмы и для многих других вероисповеданий город был заложен Петром I как будущая столица православной державы.

    Храмы играли основную роль в формировании художественного облика города. Их  шпили и купола на протяжении двух веков оставались единственными высотными доминантами, придавали неповторимое очарование городу.

    Красоте внешнего облика храмов соответствовало богатство их внутреннего убранства. В церковных ризницах хранились старинные священные сосуды. Золотые и серебряные кресты, древние Евангелия и т.д. Многие соборы являлись собранием ценных исторических реликвий – военных трофеев, добытых русскими войсками в войнах с иноземными захватчиками. Под церковными сводами звучала духовная музыка.

    Храмам принадлежало особое место в жизни петербуржцев, как впрочем, и всех россиян. В храме человек приобщался к Святым Таинствам церкви, заключающимся в крещении, миропомазании, причащении, венчании и пр. В его стенах он изливал душу в покаянии, моля Господа о прощении за совершенные грехи. В храм приходили просить у Бога помощи для отражения всякого дурного движения души и при осуществлении какого-либо ответственного дела. Благодаря храму и совершаемому в нем богослужению человек постигал суть событий Священной истории, смысл и характер евангельских заповедей. Наконец, в храме с человеком навсегда прощались, совершив отпевание покойного.

    Огромную роль в жизни петербуржцев играли христианские праздники. Самым значительным из них была Пасха. День Воскресения Христова. Торжественно отмечались также Рождество Христово, Крещенье и другие  из двенадцати великих праздников православной церкви. На богослужения в храмах собирались десятки тысяч людей, еще больше участвовало в крестных ходах, устраиваемых по улицам города. Особый характер носили богослужения, связанные с различными событиями отечественной истории. 29 августа во всех церквах служили панихиду по русским воинам, павшим на поле боя. 25 декабря устраивали благодарственный молебен за избавление России от нашествия Наполеона и «двунадесяти языков».

    Русская культура по самой сути была храмовой. Каждое поколение воздвигало свои дома Божьи. В их строительстве принимали участие все слои населения, все группы общества. Стремление это рождалось глубокой верой народа в Бога, надеждой на христианское обновление мира. Прекращение строительства храмов неизменно знаменовало собой наступление худших времен, приход поры разрушительного безверия.

    20-е столетие стало для России временем тяжких испытаний. На церковь обрушились жесточайшие гонения.

    К концу 1917 года в Петербурге насчитывалось примерно 600 соборов и церквей. Многие из них находились внутри дворцов, старинных зданий и больниц. Церкви стояли на большинстве петербургских кладбищ.  

    После октября 1917 года полностью были уничтожены 62 культовых сооружения, многие церкви были обезглавлены, изуродованы, значительно перестроены. В некоторых из оставшихся церквей были размещены различные учреждения, мастерские, склады. Встроенные в здания церкви были закрыты.

    В последние годы церковь получила возможность снова занять подобающее место в обществе, в жизни людей.

 В последние десятилетия открываются новые церкви, идет интенсивное восстановление изуродованных святынь города, которые спасло от уничтожения ставший неотъемлемой частью городского пейзажа внешний облик и богатство внутреннего убранства.  Все больше становится свидетельств возрождения духовности народа. «Красота спасет мир», - сказал Ф.М.Достоевский. Одним из символов этой красоты были и остаются храмы.

    История создания некоторых церквей и соборов связана с важными историческими событиями.

 Начало экскурсии

Вопросы:

1. Где проходил царскосельский тракт?

2. Посмотрите на рисунок, что он вам напоминает?

3. Как называлась местность, занимаемая в наше время дворцом?

     В ознаменование победы русского флота над турецким в Чесменской бухте Эгейского моря в 1770 г. при Чесменском путевом дворце в 1777-1780 гг.   в память о победе русского флота под командованием адмиралов Г.А.Спиридонова и С.К.Грейга над турками в Чесменской бухте 25-26 июня 1770 г. была возведена летняя церковь Рождества Иоанна Предтечи. Находится она в Московском районе города на улице Ленсовета, 12. В самом Чесменском путевом дворце  11 декабря 1812 г. была освящена церковь Рождества Христова, которая после передачи дворца под богадельню военных инвалидов стала называться Церковью Рождества Христова при Чесменском инвалидном доме императора Николая1 (ул.Гастелло,15). Дворец и прилегающая территория были созданы по образцу готических построек и в конце 18-го века весь комплекс представлял собой одну из красивейших «романтических» резиденций. В ансамбль Чесменского дворца входил дворец, служебные постройки и церковь. Это старейший по времени создания ансамбль, жемчужина района, вписанная  в его современный облик.

Слайд 10-11. Со вступлением на престол Екатерины11,  для Петербурга,  настала пора блестящего развития. Екатерина заботилась о том, чтобы столица империи не уступала, по красоте и благоустройству, другим европейским столицам. Екатерина в течение своего продолжительного царствования почти постоянно жила в Петербурге, переезжая только на лето в Царское Село.  Местность, занимаемая в наше время дворцом, была весьма болотистой и называлась Лягушачье болото или Кикерики (фин. kikerikesen). В результате Северной войны, эти земли достались России, во владения царской семье. В 1717 году к Царскому селу был проложен Царскосельский тракт, который и дал жизнь этому имению.В 1774 году, на 7-ой версте Царскосельского тракта, Екатерина II велела построить путевой дворец, чтобы отдыхать во время путешествий в летнюю резиденцию. Императрица часто посещала дворец и отмечала в нём престольный праздник соседнего храма.

Слайд 12. Строительство дворца было поручено Юрию Матвеевичу Фельтену. Сооружение Чесменского дворца вместе с Чесменской церковью (Церковь Иоанна Предтечи) завершилось к 1777 году.

Слайд 13. Бытует красивая легенда, согласно которой, именно когда императрица проезжала 7-ую версту тракта, к ней пожаловал гонец, принёсший весть о победе России в Чесменской баталии, Однако такое развитие событий маловероятно. На это указывает тот факт, что первые 9 лет своего существования дворец называли Кекерикитским от финского названия местности. Чесменским дворец стал в 1780 году в день десятилетней годовщины победы России в соответствующей баталии.

Слайд 14. Первоначально Чесменский дворец представлял собой  крепостное сооружение с заполненным водой рвом. Въезд со стороны Царскосельского тракта был оформлен готическими въездными воротами со смотровыми башнями. К воротам вели мосты с гранитными тумбами. В плане дворец — треугольник, на углах которого расположены башенки.

Слайд 15.    В 1796 году Екатерина умерла, и дворец перешёл во владение Павла I. Последний предпочитал Царскому селу Гатчину, и потому по прямому назначению дворец не использовал. Тогда император решил отдать дворец под богадельню и лечебницу. Однако в 1799 году особая комиссия нашла дворец неподобающем местом для устроения в нём лазарета Мальтийского ордена. Отказ был аргументирован нехваткой воды, хотя чаще это решение объясняют нелюбовью Павла ко всему Екатерининскому. В результате дворец вернули в ведение Придворного ведомства.

Вопрос: Рассмотрите изображения, что на них изображено? (Интерьеры дворца).

Слайд 16-17. Чесменская церковь всегда была холодной, проводить службы зимой было сложно. Поэтому 11 декабря 1811   года  на  нижнем   этаже восточной  башни  дворца  была освящена тёплая Рождественская церковь. Сюда из Императорского Эрмитажа  переданы ценная церковная   утварь  и  походный иконостас  царя  Алексея Михайловича.

Вопрос: 1.Какое  историческое событие произошло во время правления Александра I? (Отечественная война 1812 года).

Слайд 18. Будучи путевым дворцом, резиденция нередко пустовала. За время правления императора Александра I он использовался всего лишь два раза, и то не по прямому назначению — в качестве дачи для обучавшихся в Екатерининском институте девушек.

    Весной 1826 года опасающийся восстаний император Николай I приказал перевезти в Рождественскую церковь дворца из Царского села мёртвое тело брата Александра. Именно здесь в ночь с 5 на 6 марта августейший труп переложили из ещё таганрогского деревянного гроба в новый, бронзовый, укрыли бездыханного царя мантией и поставили саркофаг на траурную колесницу, отправившеюся в столицу на похороны.

    Кстати, в Чесменском дворце находилось не только тело Александра, но и Распутина. Когда его выловили из Невки, то привезли именно сюда - в мрачный и загадочный Чесменский дворец, как писал современник. Место вполне соответствовало  личности человека, чье тело туда принесли.

    В 1830 году история дворца, как императорского путевого особняка закончилась. В бывшей резиденции открылась богадельня. Вскоре, в 1831 году, богадельню передали  Военному  ведомству.

    Начались работы по перестройке дворца под нужды богадельни для инвалидов-ветеранов Отечественной войны 1812 года. Архитектор А.Е. Шауберт в течение 6 лет с 1831 по 1836 руководил работами по перестройке дворца. К каждой из трёх башенок резиденции пристроили по двухэтажному флигелю. Зубчатые парапеты были уничтожены, башни закончены полукруглыми куполами. Зимнюю церковь перенесли на второй этаж, в Круглый зал. Ранее там заседали георгиевские кавалеры.  23  июня  1832  года  в  присутствии императора   Николая I  церковь   осветили.

    Перед дворцом на месте дикого леса был разбит большой лечебный парк. Основу зелёной зоне составили посаженные в 1834 году 500 берёз. Старые готические каменные ворота снесли, возведя на их месте новые. Со стороны Московского тракта парк огородили чугунной изгородью.

    Через 4 года и 4 дня после освящения зимней церкви, Николай I торжественно открыл богадельню. Впоследствии её нарекли Николаевской. Первоначально богадельня была рассчитана на 400 мест для рядовых и 16 для офицеров. Позже каждый флигель надстроили двумя этажами.

1871 году во время пожара почти полностью сгорел иконостас Рождественской церкви Чесменского дворца. Самая большая из уцелевших частей - икона святой Троицы, ныне хранится в Русском музее.

Слайд 19-20. Георгиевский зал. Круглый зал на втором этаже использовали георгиевские кавалеры для встреч с императрицей. Главным военным орденом России здесь были награждены Кутузов, Суворов и многие другие. Во времена Екатерины II в нем заседал Капитул (правление) учрежденного в 1769 г. ордена святого великомученика и Победоносца Георгия. 26 ноября 1769 г. Екатерина II "изволила возложить на себя его знаки", а на следующий день был обнародован первый статус ордена. Императрица стала именоваться гроссмейстером ордена, а лица "сопричисленные" к нему, стали именоваться "Кавалерами святого Георгия". Подлежали награждению новым орденом исключительно военные за "ревность и усердие и для поощрения к дальнейшему по военному искусству подвигам". 
   
Название ордена глубоко символично. Образ святого Георгия - полководца императора Диоклетиана, принявшего мученическую смерть за исповедание христианской веры и почитаемого как покровителя воинов, был издавна одним из наиболее чтимых в христианском мире, почитался он и на Руси.
   Орден имел четыре класса (степени), а также учрежденный уже в 1807 г. солдатский георгиевский крест - "знак отличия военного ордена". За всю историю существования орденом святого Георгия I степени было награждено всего 25 человек. Кавалерами всех четырех степеней было всего четыре человека, все фельдмаршалы: князь М.И.Голенищев-Кутузов, князь М.Б.Барклай-де-Толли, князь И.Ф.Паскевич-Эриванский и граф А.В.Дибич-Забалканский. Самым первым кавалером I степени ордена стал генерал-квартирмейстер Ф.Ф.Боур, четвертой степени - премьер-майор Р. фон Паткуль. А.В.Суворов был кавалером трех высших степеней. Первый солдатский "Георгий" получил унтер-офицер Кавалергардского полка Егор Митрохин за подвиг, совершенный в сражении при Фридланде 2 июня 1807 г.
   Все кавалеры ордена имели ряд привилегий. Кавалеры любой степени получали потомственное дворянство, а имена их по высочайшему повелению от 11 апреля 1849 г. заносились на мраморные доски в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца в Москве. Все кавалеры пользовались значительной пенсией и после ухода в отставку имели право носить мундир. Солдаты и матросы, награжденные знаком отличия ордена, освобождались от телесных наказаний и исключались из солдатского сословия.
   Знаком ордена I и II степени была четырехугольная звезда, выполненная из золота, в центре которой на золотом фоне было изображено вензелем имя святого Георгия. В черном обруче золотыми буквами был нанесен девиз ордена: "За службу и храбрость". Знаки ордена III и IV степени носили на ленте (на шее и в петлице). Лента ордена состояла из трех черных и двух оранжевых полос.

 Слайд 21. В Георгиевском зале на средства Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения (ГУАП), один из учебных корпусов которого располагается сегодня в Чесменском дворце, в 2005 году была проведена реставрация. Отремонтированы стены,  вывешен портрет Екатерины II. Друзья из Мухинского училища помогли ГУАПу привести старинный зал в порядок. По их эскизам была изготовлена оригинальная люстра - плафон в форме Георгиевского креста, а портрет Екатерины II, напротив парадного входа,  нарисовала студентка упомянутого училища Светлана Романова. В обновленном зале проходят торжества, а в остальное время работает читальный зал библиотеки университета аэрокосмического приборостроения. 

Слайд 22. Чесменская церковь Рождества Иоанна Крестителя

Вопросы: Какое впечатление  оказывает церковь на ваши чувства и настроение? Какие ассоциации вызывает у вас её художественный образ? (средневековый замок, театральная декорация).Почему?

Слайд 23-24. Церковь Рождества Иоанна Крестителя

Иоанн Креститель, Иоанн Предтеча(в исламе и христианских арабских церквях — пророк Яхья)  — согласно Евангелиям, ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие мессии (Христа). Жил в пустыне аскетом, а после проповедовал крещение покаяния для иудеев.

    Торжественная закладка храма состоялась 6 июня 1777 года в  присутствии Екатерины II, всего двора и шведского короля, чтобы напомнить ему о военном могуществе России. Храм построен по проекту архитектора Юрия Фельтена. Строительство комплекса было задумано и одобрено самой Екатериной II. Как уже говорилось, существовала легенда, согласно которой  императрица Екатерина II получила от курьера известие о победе в Чесменском бою. Помимо причин объективных, отражающих ход развития архитектуры 18 века, для возникновения оригинального Чесменского ансамбля огромное значение имели обстоятельства субъективного характера: интерес императрицы к средневековой готике и особенности таланта архитектора Возведение храма было завершено к десятой годовщине победы русского флота в Чесменском сражении. Торжественное освящение 24 июня (5 июля) 1780 года совершил митрополит Гавриил (Петров). На торжестве, вместе с Екатериной II под именем «графа Фалькенштейна» присутствовал император Священной Римской империи Иосиф II. В память о победе Екатерина II «повелела именовать церковь и дворец Чесменскими».

    Вскоре после освящения храм был передан капитулу ордена Святого Георгия Победоносца. В связи с этим некоторое время Чесменскую церковь именовали «Георгиевской».

    Екатерина II часто посещала храм, в котором для неё находилось царское место. Церковь была приписана к придворному ведомству. В 1802 году храм был передан в ведение Гоф-интендантской конторы. В связи с тем, что Чесменская церковь была холодной и не отапливаемой, 11 (23) декабря 1811 года в Чесменском дворце был освящён зимний храм Рождества Христова.        

Слайд 25-26.  Необычна для Санкт-Петербурга архитектура Чесменской церкви, представляющей собой изящное и легкое устремленное ввысь каменное здание в псевдоготическом стиле.     Фасад церкви украшен ажурным белокаменным орнаментом, барельефом на фронтоне, стрельчатыми арочками, зубчатым парапетом и остроконечными башенками (пинаклями).   Богатый изысканный орнамент из листьев аканта и розеток украшает медные решетки, закрывающие оконные проемы. Благодаря узким вертикальным тягам на красноватом фоне стен, высоким стрельчатым окнам, стрельчатым арочкам и башенкам - пинаклям, здание приобретает легкость и стройность. Остроконечные башенки завершают основные объемы здания церкви. Тонко очерченные зубчатые парапеты роднят облик храма со средневековыми замками, напоминают театральную декорацию.

    Это впечатление усиливают пять миниатюрных куполов, вырастающих на барабанах из кровли. Пять барабанов заканчиваются небольшими куполами с укрепленными на них миниатюрными шпилями. Каждый шпиль несет яблоко с изящным ажурным крестом. В одном из барабанов был помещён большой колокол весом около 100 кг, остальные 7 малых колоколов укреплены в другой главе.

Слайд 27.   Церковь имеет компактный "центрический" план. Основой внутреннего пространства является квадрат, перекрытый куполом. К квадрату с четырех сторон примыкают полукруглые в плане помещения- апсиды. Схема очень распространенная. Стрельчатые арки, опирающиеся на 4 пилона, объединяют эти помещения с центральным в единое целое. Окна, характерные для готической архитектуры, увеличивают внутреннее пространство храма. В потоках света четко выделяются на светлом фоне гладких стен и белые тянутые профили, и изящный лепной декор. Поэтому при входе в церковь создается впечатление, что попадаешь в просторный зал; и совсем не ощущаешь его небольших размеров.

Слайд 28. Внутреннее убранство церкви отличалось строгостью и простотой. Иконы невысокого иконостаса были "превосходной итальянской работы" неизвестного мастера. Из них наибольший интерес представляли старые работы: "Распятие Спасителя", "Умовение ног  апостолов Иисусом Христом", "Святой царевич Дмитрий" с его страданиями, а также "Иоанн Креститель" с видом Чесменского сражения. При входе в церковь была установлена мраморная доска: «Сей  храм сооружен во имя святого пророка предтечи и крестителя Господня Иоанна в память победы над турецким флотом одержанной при Чесме 1770 года в день его рождества. Заложен в 15-е лето царствования Екатерины II в присутствии короля шведского Густава III под именем графа Гогландского и освящен 1780 года июня 24 дня в присутствии его величества римского императора Иосифа II под именем графа Фалькенштейна».

    И сегодня внутреннее убранство церкви отличается строгостью и простотой. Иконостас — восстановленная копия иконостаса, созданного по рисунку Ю. М. Фельтена.

Несмотря на то, что храм небольшой, внутри довольно просторно. Благодаря окнам, внутри светло и визуально много места. Стены украшены лепниной. В общем виде, внутри все сделано просто и строго. У входа стоит мраморная доска, надпись которой была посвящена победе над турецким флотом при Чесме и всем присутствующим при ее освящении.

Слайд 29. Современники высоко оценили новое творение Ю. М. Фельтена: "Церковь эта, по легкости своего стиля и необыкновенной смелости исполнения, может быть причислена к замечательнейшим зданиям столицы».  Несмотря на то, что церковь несколько раз подвергалась ремонтам и реставрациям архитектура её почти не изменилась. На прилегавшей к церкви территории было устроено небольшое кладбище.

Слайд 30. На кладбище,  покоятся останки ветеранов российской армии, обретшие приют  в инвалидном доме, который располагался в Чесменском дворце, герои Кутузовских и Суворовских походов, георгиевские  кавалеры. К середине XX века захоронения были уничтожены. На их месте расположилось кладбище защитников Ленинграда  в годы Великой Отечественной годы Великой Отечественной войны.

Слайд 31. В середине XX века захоронения были уничтожены, а на их месте расположилось кладбище защитников Ленинграда. В годы Великой Отечественной войны на Чесменском кладбище хоронили советских воинов — защитников Ленинграда — бойцов 42-й армии, отдавших свои жизни при обороне подступов к Ленинграду. В центре кладбища установлен гранитный обелиск с надписью: «Доблестным советским воинам, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины. 1941-1943». На Чесменском кладбище похоронен командир эскадрильи 26-го гвардейского истребительного авиаполка Алексей Тихонович Севастьянов (1917—1942) — летчик-истребитель, совершивший первый ночной таран вражеского бомбардировщика над Ленинградом, за что ему 6 июня 1942 года было присвоено звание Героя Советского Союза. Севастьянов погиб около станции Рахья Всеволожского района Ленинградской области 23 апреля 1942 года во время выполнения задания по защите «Дороги жизни» через Ладожское озеро. В честь старшего лейтенанта Севастьянова названа улица в Санкт-Петербурге.

    Здесь похоронены снайпер 14-й отдельной мотострелковой разведывательной роты 13-й стрелковой дивизии 42-й армии Ленинградского фронта, красноармеец Смолячков Феодосий Артемьевич. За 3 месяца — с 19.10.1941 года по 15.01.1942 года — Феодосий Смолячков уничтожил 125 захватчиков, израсходовав всего 126 патронов. Погиб Феодосий Смолячков 15 января 1942 года (в день своей гибели он убил четырех фашистов). 6 февраля 1942 года ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Имя Смолячкова носят улицы в Санкт-Петербурге, Минске, Гомеле и Быхове. Михаил Иванович Яковлев — командир танкового взвода 86-го отдельного танкового батальона 55-й армии Ленинградского фронта, младший лейтенант, уничтожил три противотанковых орудия, четыре пулемета, значительное количество живой силы противника и удержал занятый рубеж. 6 февраля 1942 года ему присвоено звание Героя Советского Союза. Офицер-танкист пал смертью храбрых в бою 22 июля 1943 года и был похоронен на Чесменском кладбище. Именем героя названы улицы в поселке Дедовичи Псковской области и Санкт-Петербурге.

В памятные дни — 18 и 27 января, 23 февраля, 9 мая, 22 июня, 8 сентября, 9 декабря — петербуржцы возлагают к могилам героев цветы.

 Мемориальное кладбище «Чесменское» расположено на улице Ленсовета, д. 12, корпус 2 (между улицами Ленсовета, Гастелло, Авиационной и проспектом Ю. Гагарина) и занимает площадь в 1,42 га.

Слайд 32. XX столетие стало для России временем тяжких испытаний. На церковь обрушились жесточайшие гонения.

    До 1917 года Николаевская богадельня жила на проценты от капитала, хранившегося в Государственном банке. После национализации банков эти средства оказались недоступны. Осенью 1918 года к старикам-инвалидам подселили детей-сирот. Зимой многие из обитателей богадельни погибли от голода и тифа. Весной оставшихся стариков перевели в дом престарелых на Петроградской стороне, а детей вывезли на Урал и в Поволжье.

В конце весны 1919 года богадельня была закрыта. В Чесменском дворце открыли Первый лагерь принудительных работ, ставший известным как "Чесменка". 1 июня 1919 года была закрыта Рождественская церковь.

    Трудовой лагерь был закрыт в 1924 году. В Чесменском дворце открыли Первую сельскохозяйственную колонию. Позже здесь работал дом престарелых, а с 1930 года - Автодорожный институт. В 1947 году он был преобразован в Авиационно-приборостроительный институт. В советское время дворец был частично перестроен. В настоящее время здесь работает Государственный Университет Аэрокосмического Приборостроения (ГУАП).

    В мае 1919 года церковь была закрыта, однако прихожане и служители храма смогли возобновить его в новом здании - даче Вебера на Московском шоссе 29, где он просуществовал до 17 июля 1924 года. Чесменская церковь находилась на территории первого лагеря принудительных работ (концлагеря) в Советской России. В 1924 году с колокольни были сняты колокола и отправлены на переплавку. Вместо креста на куполе были установлены скульптурные изображения наковальни, клещей и молота. После закрытия лагеря в 1924 году, с 1925 по 1930 год в Чесменской церкви находился архив Главнауки, а с 1930 года – столярные мастерские Автодорожного института.  

    В 1930 году в храме произошёл пожар, в котором погибли интерьеры церкви, в том числе иконостас. В 1941 году здание церкви было передано под склад Авиационно-приборостроительному институту.

    Здание сильно пострадало в годы Великой Отечественной войны. алтарь сгорел во время пожара.  В 1947 году была произведена консервация здания церкви, позднее было принято решение восстановить её как памятник архитектуры. В 1965 году  в Чесменской церкви начались крупные реставрационные работы по проекту архитектора А. П. Куликова. Были отремонтированы купола, укреплена кирпичная кладка, восстановлены утраченные элементы; тщательно отреставрированы интерьеры. Колокола были отлиты на заводе «Монументскульптура». В декабре 1977 года, после завершения реставрационных работ, в церкви открылся филиал Военно-Морского музея "Чесменская победа", в котором были представлены экспонаты, связанные с победами русского флота на Черном море.

    04.01.1991 года была зарегистрирована православная община, а 7 ноября в храме начались богослужения. 01.07.1994 года здание церкви передано Санкт-Петербургской епархии в бессрочное пользование.

    Работы по восстановлению церкви начались в 1996 году, а в ноябре 1998 года иконостас, возобновлённый по чертежам, обнаруженным в Российском государственном военно-историческом архиве, был освящён митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром (Котляровым).

    Слайд 33. Сегодня в церкви снова проходят богослужения, церковь пребывает в ухоженном состоянии. Ныне в здании церкви действуют хор и  воскресная школа для детей и подростков. Воскресная школа - занятия для детей верующих родителей (христиан), где детям в доступной, чаще всего игровой форме, рассказываются основы христианской веры и библейские сюжеты.

Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопрос.

Отвечают на вопросы.

.

5. Закрепление  полученных знаний

Подведение итогов

Вопрос для обобщения:  Как вы считаете, какие действия необходимо предпринять для сохрания архитектурного ансамбля?

К чему подвести: Комплекс Чесменского дворца  -  памятник архитектуры,  созданный архитектором Фельтеном по заказу императрицы Екатерины II в стиле псевдоготики, названный в честь победы России в Чесменском сражении, овеянный романическими легендами и сохранивший свое историческое название является значительным памятником отечественной истории. Чесменский дворец  -  памятник архитектуры, императорский дворец, созданный архитектором Фельтеном по заказу императрицы Екатерины II в стиле псевдоготики, названный в честь победы России в Чесменском сражении.

    Учитывая большую историко-культурную ценность бывшего Чесменского дворца, считаю необходимым восстановление Чесменского ансамбля как музейного объекта. То есть, надо освободить это здание от университета, снести три примыкающих к нему учебных корпуса, убрать часть теннисных кортов вблизи дворца, подвергнуть его помещения научной реставрации, восстановить колокольню Чесменской церкви, построить на Московском проспекте Готические ворота, разработать планировку парка вокруг дворца, превратить этот объект в музей "Путевой дворец Екатерины II - Чесменский дворец". Существующие улицы сохранить. Такая реконструкция территории и самого дворца отвечала бы статусу Петербурга как культурной столицы России. И концепции городского правительства привлечения в Петербург большего числа туристов. 

Отвечают на вопрос.

6. Подведение итогов занятия

- взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся;

- выставление оценок обучающимся;

- домашнее задание: Составить анализ ансамбля по плану.

План анализа ансамбля

1. Автор, название сооружения, время и место создания, история замысла и строительства.

2. Стиль, направление. Архитектура крупных или малых форм.

3. Место в архитектурном ансамбле (включенность, обособленность, соотнесенность с пейзажем, роль органичной детали и т. д.).

4. Использованный материал и его участие в создании особого архитектурного облика. Характер его работы в конструкции (столбы - несут, своды - пружинят, карнизы - покоятся, арки - возносятся, купола -венчают и т. д.).

5. Своеобразие архитектурного языка в конкретном произведении, выраженное через: симметрию, диссимметрию, асимметрию; ритм частей, деталей;  объем (распластанный, вертикально суженный, кубический и др.); пропорции (гармонию деталей и частей); контраст (противопоставление форм); силуэт (внешние контуры); масштаб (соотношение с человеком);  цвет и фактуру поверхности.

7. Национальные особенности сооружения.

8. Наличие синтеза искусств (связь архитектуры со скульптурой и живописью).

9. Личные впечатления.

Приложение: презентация к уроку: «Храмы Санкт-Петербурга. Жемчужина Московского района Петербурга комплекс Чесменского дворца». Слайды 1-34.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка интегрированного урока "Мы волшебники" 3 класс

Данную разработку можно использовать как открытый урок для родителей. Совмещены фрагменты уроков математики, русскогоязыка, литературного чтения, окр. мира, информатики....

Методическая разработка.Интегрированный урок-экскурсия "Великая Отечественная война 1812 года. Казанский собор Санкт-Петербурга. Икона Казанской Божией Матери"

Интегрированный урок-экскурсия "Великая Отечественная война 1812 года. Казанский собор Санкт-Петербурга. Икона Казанской Божией Матери"(окружающий мир, история Санкт-Петербурга, ОРКСЭ)...

Методическая разработка занятия "Удивительные памятники Санкт-Петербурга"

Ознакомление с необычными памятниками Санкт-Петербурга: памятник бомбардиру Василию, памятник трубочисту, добрая собачка Гаврюша....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ УРОК ПО ТЕМЕ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В СКАЗОЧНУЮ СТРАНУ ФИЗЛАНДИЯ».

Аннотация Именно игра позволяет сделать учебный процесс в первом классе необычным, сказочным и заманчивым. В данной разработке урока игра рассматривается кА основное средство формирования двигате...

Методическая разработка занятия-экскурсии "Танцующий Санкт-Петербург: от Петра до современности"

разработка рекомендуется педагогам дополнительного образования, классным руководителям, воспитателям....

Методическая разработка занятия «Путешествие по Санкт-Петербургу»

Методическая разработка занятия «Путешествие по Санкт-Петербургу» выполнена мною в рамках курса по краеведению. Можно использовать данный конспект для внеурочных занятий в 1 и 2 классе....