Конспект по окружающему миру на тему " Экологическая безопасность" (3 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Детистова Елена Петровна

 

 

Самоанализ урока по окружающему миру

 в 3 классе по теме «Экологическая безопасность»

 

       Урок проведён по типу «Изучение нового материала»

 

     Перед собой ставила цель:  

-сформировать у учащихся понятия об экологической безопасности, о цепи   загрязнения; дать представление о  взаимосвязи человека с окружающей средой, об ответственности человека за состояние природы;

- развивать операции логического мышления : анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение; создать благоприятные условия для изучения новой темы за счёт использования информационных технологий и методов обучения;

-воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

 

   Были поставлены цели для учащихся:

 

       Знать:

- понятия  экологической безопасности,  цепи загрязнения.

       Уметь:

- читать и слушать, извлекая нужную информацию; самостоятельно её находить в материалах учебника.

- уметь рассуждать, доказывать, работать в группе,в паре.

 

Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор заданий помог каждому ребёнку на занятии продвинутся в своём индивидуальном развитии.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

 

           Поставленные задачи старалась реализовать через деятельностный подход, т.е. организовать обучение таким образом, чтобы включить всех учащихся в учебно-познавательную деятельность, поэтому урок начала с эмоционально-психологического настроя, с совместной выработки темы, для этого использовала занимательный материал- видеосюжет, беседу, подвела учащихся к тому, что они должны узнать и уметь по данной теме.

            На этапе изучения нового материала в ходе групповой работы учащиеся пришли к выводу, что загрязняющие вещества движутся по цепочке: человек сам загрязняет окружающую среду и к человеку же эти загрязняющие вещества и возвращаются.

Также на данном этапе использовала технологию смыслового чтения, этап текстовой деятельности, приём «Исправь ошибку»

Во время проведения опыта, дети справились с заданием и пришли к выводу ,что воду надо очищать.

Для того, чтобы выявить, как были реализованы образовательные задачи на учебном занятии, провела проверку через самостоятельную работу, используя приём «Проверочные листы». дети проверили и оценили себя

         

        Главная моя задача – развитие и воспитание, а также, развитие положительной мотивации к учебной деятельности. Я построила свой урок так, чтобы он был интересным, чтобы у детей не пропала мотивация к учению. В конце урока была проведена рефлексия, была возможность спокойно подвести итог урока и объяснить домашнее задание

           Выполняя один из дидактических принципов обучения – проблемности – в изложении учебного материала использовались проблемные вопросы и ситуации.

          В уроке использован  межпредметный подход (музыка, чтение).

          Думаю, что дети тему усвоили, поставленные задачи реализованы.

 

     Надпредметная компетентность: осознание ценности природы и необходимости нести ответственность за ее сохранение.

На уроке наблюдалось рациональное использование времени, предупреждение перегрузки детей обеспечивалось за счёт быстрой смены видов деятельности. На уроке применялись здоровье сберегающие технологии ( физминутка общего воздействия).

 

Думаю, что на уроке был создан нравственный и эмоциональный фон, очень хорошо работали принципы взаимодействия, взаимодополнения, видна была взаимосвязь учителя и ученика, ученика и ученика, оказывала ученикам различные виды поддержки: психологическую, педагогическую.

Все это было направлено на реализацию основной цели – создание благоприятных условий для изучения новой темы учащимися.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_bezopasnost.docx26.02 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира по теме «Экологическая безопасность». 3-й класс

Цели:

  • познакомить детей с терминами «экология», «цепь загрязнения», «экологическая безопасность»;
  • доказать детям, что Земля – наш дом, бережём дом – бережём здоровье;
  • воспитывать бережное отношение к окружающей среде,
  • учить сравнивать, анализировать, обобщать, выполнять правила личной экологической безопасности.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1) Вступление

– Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Петровна, я у вас проведу урок окружающего мира. Будем работать с вами на расстоянии. Самое главное – вы будете работать совершенно самостоятельно, связываясь только со мной. Желаю вам успеха!

II. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

(просмотр видеоролика)

- Скажите, пожалуйста, выживет ли человек в такой окружающей среде? (Нет)

Одной из актуальных проблем современного общества-проблема загрязнения окружающей среды.

-Ребята, а какая наука нас учит бережному отношению к окружающей среде? (Экология) это наука о доме, которая изучает, как растения и животные, включая людей, живут вместе, влияют друг на друга и о том, как люди должны беречь и защищать свой дом – нашу планету Земля. Чтобы жизнь была безопасно .

Учёных, которые занимаются защитой окружающей среды называют экологами. Это очень интересная и важная профессия сегодня.

-Я вам, ребята предлагаю побыть в роли экологов. Вы уже надели зелёные галстуки.

Учёные экологи – постоянно думают о том, как сделать нашу планету чище, а жизнь на ней безопасней.

III. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Безопасность человека от загрязнений окружающей среды имеет своё название.

Как вы думаете, как она называется? (Экологическая безопасность)

 Экологическая безопасность. Это и есть тема нашего урока.

-Какие же задачи нам необходимо решить на уроке?

1.Узнать, что такое экологическая безопасность?

2. Выяснить источники загрязнения окружающей среды.

3.Предложить пути решения проблемы как человеку выжить в этом мире.

- Как вы понимаете «Экологическая безопасность».

(Ответы детей).

- Сколько мнений! Кто же прав?

- Где мы можем проверить правильность своего мнения? (Посмотреть в учебнике, спросить у взрослых, поискать в интернете).

Прочитать понятие на стр. 32

2.- Что является источником загрязнения окружающей среды? (фабрики, заводы, мусор).

- Куда попадают вредные вещества? (в воздух, воду, почву)

Из воздуха, воды, почвы загрязняющие вещества попадают в организм растений и животных, а затем оказываются в продуктах питания, которые употребляет человек. Загрязняющие вещества движутся по - цепочке. Эта цепь называется цепью загрязнения.

- Откройте учебник на с.31. Рассмотрите рисунок. Проследите по рисунку, как происходит загрязнение. Как вы поняли слова: «Загрязняющие вещества движутся по цепочке».

IV. Первичное усвоение новых знаний.

Работа в группах.

- Расположите картинки в нужном порядке, установив цепь загрязнения.

(Дорога – грибы – человек - больница.

Завод – овощи - человек – больница).

(Ответы детей).

Вывод:

- Посмотрите иллюстрацию на с.32.

- Какими путями загрязнённые вещества попадают в организм человека?

-Мы выяснили пути загрязнения, а можно ли при этом оставаться здоровым?

- Как же обезопасить себя?

V. Физминутка

А теперь мы проведём подвижную игру «Экологический светофор».

- Если ты не рвёшь больших букетов, то хлопни в ладоши над головой.

- Если ты никогда не оставляешь мусор в лесу, то топни ногой.

- Если ты сажаешь цветы, деревья, то подними руку.

- Если тебе нравятся цветы, то улыбнись.

- Если в твою комнату залетел шмель, ты выпускаешь  его на волю, то махни рукой.

- Если ты считаешь, что каждый человек должен заботиться о природе – протяни своим соседями руки.

Вот такими дружными мы должны быть, что бы сберечь  природу

VI. Работа по теме урока

Мы продолжим размышлять о том, как обезопасить себя в современном мире.

  1. Практическая работа-опыт

Мы каждый день употребляем воду. Представьте себе ситуацию.

* Жизненный опыт

-  Как вы поступите в походе, когда закончится чистая вода?

-Ваши предложения? - Можно профильтровать воду через ткань, например платок, а потом прокипятить.

-Скажите, чем может быть загрязнена вода? (показ колбы с грязной водой)

-Можно её употреблять?( нет)

-Что нам нужно сделать? (Очистить)

2. Работа в парах

1.пара ( 4 слоя бинта, вата)

2.пара ( вата,марля, активированный уголь)

3.пара (фильтровальная бумага)

3.Делаем выводы:

-Что мы использовали в  качестве фильтра ? (полным ответом) мы использовали –- -

-Что мы получили в результате опыта ? получили чистую воду.

- А можно ли эту воду пить?

 Мы её очистили, но в ней осталось много вредных микробов. Но ребятам хочется пить. Как быть?

- Правильно, воду нужно прокипятить.

В наш дом приходит очищенная вода, но что делают ваши родители , чтоб дополнительно очистить  воду? (используют фильтр)

- Кто пользуется таким дома?

-  Воду можно очищать ещё с помощью серебра, кипячения, заморозки: В кастрюлю наливают воду, ставят в морозилку, когда вода начинает замерзать, снимают верхний слой льда – это очищенная вода. Остальную воду выливают.)

-Скажите, пожалуйста, а только ли вода загрязнена? Из видеоролика мы увидели,что загрязнён воздух…

Нужно знать и соблюдать правила экологической безопасности.

3.Самостоятельная работа

- Сейчас поработаем самостоятельно. На парте лежат инструкции работы.

Правило работы понятно? Работаем.

1. Как защититься от загрязнённого воздуха. стр 27

2. Как защититься от загрязнённой воды.стр.27-28

3. Как защититься от загрязняющих веществ в продуктах питания. стр 28.

И так приступаем к самостоятельной работе.

_Прочитаем памятку «Как защититься от загрязнённого воздуха».

План для исследователей воздуха.

  1. Прочитайте материал учебника на с.33-34.
  2. Исправьте ошибки в памятке: «Как защититься от загрязнённого воздуха».

- Не находись рядом с автомобилем с работающим двигателем.

- Не находись рядом с курящими людьми.

- … ходи рядом с дорогой, где движется транспорт.

- Разводи комнатные растения.

- Не сажай деревья и кустарники.

Поднимите руку, у кого такая памятка и вы справились без ошибок.

-Спасибо.Молодцы!

    После выступления группы «Исследователи воздуха» учитель говорит:

- Воздух испытывает серьёзную нагрузку от выбросов промышленных предприятий и транспорта. В интернете нашла видеоролик.

Видеоролик

- К чему может привести, если часто дышать загрязнённым воздухом?

Заболевания. Грязный воздух.

  • Хронический бронхит
  • Астма
  • Ослабление иммунной защиты

- Важно ли соблюдать все эти правила.

План для исследователей воды.

  1. Прочитайте материал учебника на с. 34.
  2. Исправьте ошибки в памятке: «Как защититься от загрязнённой воды».

- Не купайся  в загрязнённых водоёмах.

- Пей только не кипячёную воду.

- Очищай воду в домашних условиях с помощью фильтра.

- Ходи под дождём без зонта или головного убора.

- Не пей воду из водоёмов.

Поднимите руку, у кого такая памятка и вы справились без ошибок.

 После выступления группы «Исследователи воды» 

Пандемия короновируса может обернуться серьезными последствиями для экологии в 2020 году в мировой океан было сброшено примерно 1,56 миллиарда одноразовых медицинских масок.

По подсчетам эко-активистов, это приведет к дополнительному загрязнению мирового океана 4680 — 6240 тоннами пластика. Маски изготавливаются из полипропилена — тонких волокон пластика, которые разлагаются 450 лет. В организации отмечают, что со временем маски распадаются в микроскопические частицы пластика, которые могут нести серьезную угрозу для экосистем океанов.

План для исследователей продуктов питания.

  1. Прочитайте материал учебника на с. 35.
  2. Исправьте ошибки в памятке: «Как защититься от загрязнённых продуктов питания».

- Перед едой мой фрукты и овощи тёплой кипячёной водой.

- Собирай грибы и ягоды вблизи дорог и свалок.

- Не ешьте продукты с истёкшим сроком годности.

-  Ешьте рыбу, выловленную из грязного водоёма.

Поднимите руку, у кого такая памятка и вы справились без ошибок.

 - посмотрите, чтобы быть здоровым нужно соблюдать эти правила и употреблять экологически чистые продукты (слайд)

- Скажите, вы как экологи, надо ли соблюдать все эти правила?

-Для чего?

VII. Закрепление изученного материала.

Итог:

Вернёмся к задачам урока,.

1.Узнали, что такое экологическая безопасность?

2. Выяснили источники загрязнения окружающей среды.

3.Предложить пути решения проблемы как человеку выжить в этом мире.

-Проверим как вы поняли сегодняшнюю тему, выполнив задания. Соедините начало предложения в левом столбике с его окончанием во втором столбике.

1. Источники загрязнения

окружающей среды – это …

2. Три пути попадания вредных веществ в организм человека – это …

3. Экологическая безопасность – это…

4. Бытовой фильтр – это …

 

5. Цепь загрязнения – это …

6. Главная причина загрязнения окружающей среды – это…

А) продукты питания, воздух и вода.

Б) прибор для очистки воды в бытовых условиях.

В) путь, по которому движутся загрязнённые вещества.

Г) защита от вредных воздействий загрязнённой окружающей среды.

Д) фабрики, заводы, транспорт.

Е) человек.

Поднимите руки , кто выполнил без ошибок-5

Оценки.

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Дз на экране стр 36

IX. Рефлексия учебной деятельности

Самая  прекрасная , родная,

Разноцветная, веселая, живая,

Ты для  нас, как  мать, одна на свете,

Мы твои  заботливые  дети .

Но порой, под нашими руками

Красота  твоя бесследно  исчезает.

Задыхаются от грязи океаны,

Звери, птицы, травы погибают.

Где бы мы не жили на планете,

За твою судьбу мы все в ответе.

Мы твои помощники, друзья ,

Мы, Земля, с тобой одна  семья.

- Человек должен не только уметь защищать себя от вредных воздействий окружающей среды, но и сам не становиться источником загрязнения природы.

- так как вы сегодня побывали в роли экологов, попробуем с вами создать живой «Сохраним нашу планету» в руки глобус


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру на тему "Экологическая безопасность" (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Экологическая безопасность" (3 класс)...

Конспект урока окружающего мира на тему: "Экологическая безопасность"

Изготовление фильтра для воды из подручных материалов....

Конспект урока по окружающему миру по теме "Экологическая безопасность"

Конспект открытого урока  с презентацией согласно ФГООС...

Конспект урока окружающего мира по теме : "Экологическая безопасность"- 3 класс (программа «Школа России», предмет «Мир вокруг нас», Плешаков А.А.)

Цели: познакомить детей с терминами «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр»;доказать детям, что Земля- наш дом: бережём дом- бережём здоровье;научить выполнять правила...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Экологическая безопасность" (3 класс)

В данном материале представлен конспект по окружающему миру на тему "Экологическая безопасность" (3 класс), УМК "Школа России"...

Конспект урока окружающего мира по теме "Экологическая безопасность" (УМК "Школа России, 3 класс)

Цель: познакомить учащихся с понятием «экологическая безопасность",  доказать необходимость выполнения правил экологической безопасности в повседневной жизни. Используемые образов...

конспект урока окружающего мира по теме "Экологическая безопасность"

Урок окружающего мира в 3 классепо теме «Экологическая безопасность»Тип урока: урок ознакомления с новым учебным материаломЦели урока: познакомить детей с терминами «Экологичес...