Окружающий мир 4 класс Тема: «В пустыне».
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Ниш Татьяна Юрьевна

Конспект урока по окружающему миру 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_4_kl.docx24.86 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир

4 класс

Тема: «В пустыне».

 Цели: обучающие: сформировать представление о природной зоне пустынь: познакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека;

 развивающие: развивать познавательные способности, связную речь, память, расширять кругозор; воспитательные: прививать навыки работы и общения в группах, умение слушать товарищей.

 Оборудование: тест «Зона степей»; ребус «Пустыни»; иллюстрации, изображающие пустынный пейзаж, опорные слова по теме «Признаки пустынных растений», «Особенности животных пустыни»; схема «Деятельность человека»; кроссворд «Степь»; слайды «Растения и животные пустыни»; мультимедийный проектор; компьютер; электронная доска; слайд схема «Найди ошибки» (классификация животных степи); схема «Пищевые связи в пустыне»; алгоритм выполнения практической работы (карточки «помогайки»); карточки с дифференцированными заданиями для индивидуальной работы, карточки с названием групп. Ход урока.

 I. Организационный момент. Нас сегодня ждет дорога, И узнать нам надо много. Так возьмемся скорей за работу, Чтобы время зря не терять.

 II. Сообщение темы и задач урока. — Снова пришел долгожданный миг, Нам пора в дорогу. Он зовет нас в загадочный мир, Таинственный мир природы. Сегодня свои тайны раскроет перед на ми еще одна природная зона России. Разгадайте ребус:

 III. Проверка знаний. — Перед тем как отправиться в пустыни, мы должны убедиться, что особенности предыдущей природной зоны мы знаем хорошо. О какой природной зоне идет речь в стихотворении?

 На все стороны путь:

 Ни лесочка, ни гор!

 Необъятная гладь!

 Неоглядный простор!

 Конечно же это стихи о степи. Расскажите о степи с географической точки зрения, опираясь на свои знания и карту. Кто хочет поделиться своими научными открытиями о растениях и животных степи?

 Т е с т «Зон а  степей»

 1. Зона степей расположена на ... нашей страны:

а) севере;

 б) востоке;

 в) юге.

 2. На карте природных зон зона степей закрашена ... цветом:

а) розовым;

б) зеленым;

 в) желтым;

 г) коричневым.

3. Характерный признак зоны степей — это:

 а) сплошной травянистый растительный покров;

б) отсутствие сплошного растительного покрова;

в) обилие мхов, лишайников, кустарников.

 4. К степным птицам относятся:

 а) белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки;

 б) ястребы, кедровки, сойки;

в) журавликрасавки, дрофы, пустельги.

 5. Для растений степи характерны:

 а) стелющиеся корни, крупные листья;

 б) длинные корни, мясистые стебли, листьяколючки;

в) корнилуковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья.

 6. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы:

 а) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неограниченное заготовление древесины;

 б) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный выпас оленей;

 в) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство.

7. Какая из цепей питания характерна для степи:

а) ежевика — лемминг — песец;

б) водоросли — рачки — сайка — гагарка;

 в) растения — заяцбеляк — рысь;

г) зерно — суслик — орелберкут.

8. Основным занятием населения зоны степей является:

а) земледелие;

б) рыболовство;

 в) оленеводство.

 9. В Красную книгу занесены следующие степные растения и животные:

а) кречет, стерх, краснозобая казарка;

 б) пион тонколистный, журавль-красавка, степная дыбка;

 в) зубр, филин, женьшень.

IV. Изучение нового материала.

 Географическое положение и климат пустыни. — Покинув бескрайние степные просторы, мы с вами оказались на самом юге России, точнее, на юго-западе.

 Солнечный, жаркий

 Желтый поток

 Льется в пустыне

На желтый песок.

 В воздухе желтом

 И плотном, как мед,

 Желтая птица неслышно плывет.

 Так выглядят пустыни (показ слайдов «Пустыня»). Какой вы увидели пустыню? (Пустыня — это песок и голубое  безоблачное небо. Кажется, что тебя окружают пустота и жара.)

Выступление группы географов.

 Рассказ о географическом положении пустыни.

 Работа ведется в парах. На каждую парту раздается карточка «помогайка». К уроку учащиеся заранее приготовили дополнительную литературу, чтобы ответить на вопросы:

 Где расположена зона пустынь?

Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами?

 Как выглядит земная поверхность зоны?

 Примерный текст.

— Пустыни расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе и располагаются еще ближе к северному тропику, поэтому там так жарко. Это небольшая по площади природная зона. Поверхность пустыни равнинная, с валами из песка. Эти песочные валы — барханы (холмы серпообразной формы высотой от 3 до 8 м, иногда и больше), постоянно передвигаются. Пустыни бывают не только песчаные, но и глинистые (появляются ровные, сухие, твердые площадки без растений, которые при высыхании растрескиваются на небольшие многоугольники — такыры) и даже каменистые (показ слайдов). Каменистые пустыни покрыты щебнем и камнями, образующими россыпи. Сегодня мы будем говорить о песчаной пустыне и ее обитателях.

 Пора включаться в работу нашим ботаникам, зоологам, экологам.

Выступление группы синоптиков.

 Вы имеете представление, где расположена эта природная зона, где мы сейчас находимся (показ слайда «В пустыне»). Так выглядит пустыня.

Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается днем до плюс  70 градусов, а в тени выше 40 градусов. Ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают.

В пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится здесь пять месяцев. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до минус  12 градусов, и длится зима дватри месяца.

 Иногда песок, подгоняемый ветром, может разгуляться вовсю. Тогда приходят в движение барханы, возникают песчаные бури.

 Все в пустыне необычно: гряда золотистых песков -барханов, белые болота, засыпанные солью. Камни в пустыне почернели от солнца, глина потрескалась от жары. Кусты похожи на мотки колючей проволоки. Но жизнь в пустыне не замирает.

— Сейчас в работу включаются ботаники, зоологи и экологи.

 Материалы для ботаников: слайды и

кар точки с изображением растений, энциклопедия «Я познаю мир. Растения», учебник А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» (с. 123, 124).

Карточка «помогайка»:

 1. Общая особенность растений.

 2. Приспосабливаемость к природным условиям на примере разных растений (корень, стебель, листья).

 Материалы для зоологов: слайды и карточки с изображением животных, энциклопедия «Я познаю мир. Животные», учебник (с. 126, 127).

 Карточка «помогайка»:

1. Отличительная черта животных пустыни.

 2. Способы приспособления к жизни в пустыне на примере различных животных (размер, форма, окрас).

 Материалы для экологов: карточки с изображением растений и животных, занесенных в Красную книгу.

Карточка «помогайка»:

 1. Экологические проблемы зоны пустыни, возникшие по вине человека.

 2. Растения и животные, занесенные в Красную книгу.

V. Растения пустынь.

 — Очень трудно приходится растениям в этой зоне (зной, недостаток влаги, сильный ветер). Поэтому и растительность здесь бедная. И все же благодаря специальным приспособлениям растения  ухитряются жить и в пустыне.

Выступление группы ботаников. 

Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Самое распространенное растение пустыни — верблюжья колючка (показ рисунка и гербария). У нее длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти двадцать метров. Листья у растения в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Верблюжья колючка — растение невысокое (закрепление карточки на стенной карте). Джузгун — это небольшой кустарник. Его листья — зеленые веточки, корни хорошо закрепляются за песок и удерживают песок от передвижений (показ рисунка). Такую же роль выполняет травянистое растение колосняк, у него тоже тонкие листья (показ рисунка). — Спасибо, уважаемые ботаники! В пустыне участки вблизи водоемов богаты растительностью, их называют оазиса ми (просмотр видеосюжета об оазисах).

На доске появляется опорная схема

 «Признаки пустынных растений»:

 Мелкие листья.

Опушение листьев.

 Восковой налет.

 Сбрасывание листьев с наступлением жары.

Мощная корневая система.

 — Почему у растений такие приспособления? (Живут в условиях недостатка влаги.)

 

 VI. Животный мир пустыни. 

— Сейчас предоставим слово зоологам.

Выступление группы зоологов (сопровождается показом рисунков). Существует мнение, что в пустыне всегда пусто. Это не так. По мнению ученых, животный мир пустыни разнообразнее, чем степи. Так же как и растения, животные приспособились жить в этой зоне.

 Животные ведут преимущественно наземный, а в песчаной пустыне — подземный образ жизни. Даже леса из саксаула заселены главным образом наземными животными.

 Большинство животных пустыни некрупные. Их окраска под цвет песка — это маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных; в выборе пищи неприхотливы. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось есть и пить. В пустыне обитают песчаный удавчик, ящерка быстрая, ящерица-круглоголовка. Все они быстро передвигаются, а ящерица- круглоголовка мгновенно может зарыться в землю в случае опасности. Лисичка-корсак и ушастый еж имеют большие уши. Они им нужны для того, чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни. В пустыне обитают грызуны: тушканчики, песчанки. Одни из них роют норы, другие — тушканчики — быстро передвигаются большими прыжками до трех метров в длину. Крупными животными считаются сайгаки и верблюды. Сайгаки в основном живут стадами (так легче выживать) и умеют быстро бегать. Из насекомых в пустыне встречаются кобылки, жукичернотелки, скарабеи.

 На доске появляются опорные слова.

 Особенности животных пустыни:

 Некрупные животные.

 Ночная активность.

 Стадность.

Спячка в засушливый период.

 Маскирующая окраска.

 Многие животные не нуждаются в питьевой воде.

Способность быстро передвигаться.

VII. Экологические связи в пустыне. Пустыни и человек. 

— Люди живут в пустынях с незапамятных времен. Главное их занятие — животноводство. И первый помощник жителей пустынь — верблюд. Еще три тысячи лет до нашей эры верблюды были одомашнены. Из всех домашних животных самое выносливое — верблюд — «корабль пустыни». Это второе имя дано верблюду неслучайно. Бескрайняя пустыня напоминает морскую гладь. Барханы похожи на застывшие волны. И не торопясь, покачиваясь на ходу, как на легких волнах, «плывет» по этому морю корабль — верблюд. В пути, как и положено кораблю, он может не пополнять запасов воды и топлива. Он предельно нагружен. Как и всякому кораблю, ему не страшны бури.

Существуют двугорбые и одногорбые верблюды. Среди них есть разные породы: верховые, вьючные, беговые. С давних времен от верблюда зависело благополучие не только семьи, племени, но и целого государства. Например, благодаря верблюдам персидский царь Кир II в 549 году до нашей эры выиграл сражение с лидийским царем.

 Поведение верблюдов с давних лет поражало воображение людей и рождало множество легенд. Много дней способен верблюд идти, преодолевая в день по 30–40 км и неся груз 150–240 кг. Он способен не пить много дней и питаться такой растительностью, до которой даже дотронуться страшно. На внутренней стороне щек, на нёбе и языке верблюда имеются твердые, жесткие бугры, благодаря им верблюдам не страшны никакие колючки. Верблюд может долго обходиться без еды, потому что запасает пищу впрок. Пища эта — жир. Верблюд накапливает 100–150 кг жира в горбах. От перегрева верблюда спасает шерсть. На ногах и груди у него толстые мозоли, поэтому он ходит по обжигающему песку спокойно.

 В настоящее время верблюд почти полностью одомашнен, в дикой природе встречается редко. С прокладкой дорог через пустыни роль верблюда как караванного животного заметно снизилась, но он широко используется в сельском хозяйстве и для местных перевозок.

 Пустыни — районы развития пастбищного овцеводства. Овца здесь — самое распространенное домашнее животное. Вместе с овцами часто можно увидеть пасущихся коз. Они очень подвижны, выносливы, способны совершать большие переходы.

 Вдоль рек, в оазисах, где складываются благоприятные для растений условия, выращивают теплолюбивые культуры. Чтобы растения не испытывали недостатка воды, построили водохранилища, провели в пустыню каналы.

Одно из самых древних занятий людей — охота. В результате неконтролируемой охоты многие животные стали редкими.

 Найдены в пустыне и полезные ископаемые. Ведется их добыча и переработка. Растут города, поселки.

 Много полезного дает людям эта земля. Но человек нанес огромный вред пусты ням. Как можно помочь природе пустынь? (Работа с условными знаками: запрет, ограничение.)

Выступление группы экологов. 

Освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам в этой природной зоне. Люди построили каналы, чтобы орошать землю, — это хорошо. Но неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли. Из-за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков — животные полностью съедают растения на пастбищах.

 Проблемой является и браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных. Под угрозой исчезновения оказались сайгаки: созданные человеком оросительные каналы оказались для сайгаков непреодолимыми. Для сохранения природы в 1990 г. в Республике Калмыкия создан заповедник «Черные земли» (показ на карте). В этом заповеднике есть участки пустынь и полупустынь, встречаются все виды животных, а на озере Маныч-Гудило обитают утки, гуси, лебеди.

 — Спасибо, уважаемые экологи. Вы рассказали об экологических проблемах пустыни. Виновник создавшихся проблем — человек. Сейчас перед людьми стоит трудная задача — исправить свои ошибки.

 VIII. Закрепление изученного материала.

 — Подумайте и ответьте на вопрос: почему у пустыни два хозяина — солнце и ветер? (Солнце направляет на эту территорию почти прямые лучи, так как пустыни лежат близко к экватору. Ветер тоже хозяин пустыни, потому что там почти нет деревьев и ничто ему не препятствует.)

 И г р а «Уз н а й м е н я».

Сколько важности в походке!

 По пустынесковородке,

 По колючкам босиком

Кто идет с горбом-мешком? (Верблюд)

Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва. (Тушканчик)

  Я — пища «корабля пустынь». (Верблюжья колючка)

 Я ростом невелик, мои листья — зеленые веточки, своими корнями удерживаю пески. (Джузгун)

  Я очень красива, у меня большая голова, от врагов мгновенно зароюсь в песок. (Ящерица)

— Мы путешествовали с вами по бескрайним просторам пустынь, познакомились с растительным и животным миром.

 IX. Подведение итога.

 — Наше путешествие заканчивается. Всем научным группам спасибо за работу!

Что мы узнали о зоне пустынь? Как приспособились растения и животные к условиям этой зоны? Какие экологические проблемы существуют в зоне? Как вы оцениваете работу вашей группы и каждого ученика в отдельности?

 X. Домашнее задание.

Учебник, раздел «Проверь себя», задания 1, 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме:В пустыне.

На уроке у учащихся формируются  представления о природной зоне пустынь....

мастер- класс по теме "Активные методы обучения на уроках в начальной школе» (на примере урока окружающего мира по теме: «В ледяной пустыне»)

Цель данногог мастер - класса: показать наиболее эффективные приемы и методы работы с детьми на уроке на основе технологии системно-деятельностного подхода....

презентация мастер – класса по теме «Активные методы обучения на уроках в начальной школе» (на примере урока окружающего мира по теме: «В ледяной пустыне»)

презентация поможет провести мастер - класс по теме «Активные методы обучения на уроках в начальной школе» (на примере урока окружающего мира по теме: «В ледяной пустыне»)...

индивидуальные карточки по окружающему миру по теме "Арктические пустыни" 4 класс

индивидуальные карточки по окружающему миру по теме "Арктические пустыни" 4 класс...

конспект урока по окружающему миру на тему "Зоны пустынь"

конспект урока по окружающему миру в 4 классе по программе Школа России на тему "Зона пустынь". Урок игра - путешествие, где учащиеся сами добывают новый материал путем выполнения заданий, р...

Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по учебнику А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкий. "Окружающий мир" по теме: В ледяной пустыне»

middot;         Сформировать у учащихся представление о природной зоне арктических пустынь;·         познакомить...

Урок окружающего мира по теме "Зона пустынь". 4класс

Урок окружающего мира по теме "Зона пустынь". 4класс Цели:систематизировать большой по объему материал о пустыне;формировать представление о климате и географическом положении зоны пуст...