Окружающий мир 1 класс "Зачем люди осваивают космос?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Шанькина Екатерина Андреевна

Конспект урока по окружающему миру 

Тема: Зачем люди осваивают космос?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr.mir_zachem_lyudi_osvaivayut_kosmos_12.05.22.docx48.94 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата: 12. 05.2022

База практики: МБОУ Трубчевская СОШ №1

Класс:

Учебный предмет: Окружающий мир

Образовательная система: «Школа России»

Тема: Зачем люди осваивают космос?

Тип: урок общеметодологической направленности

Цель: создать условия для углубления представлений о освоении космоса, познакомить с искусственными спутниками земли и их ролью.

Задачи:

Дидактические:

  1. Познакомить учащихся с космосом;
  2. Познакомить с искусственными спутниками Земли их ролью в жизни современного человека.
  3. Формировать умение находить взаимосвязь между космосом и жизнью человека.

Развивающие:

  1. Формировать умение строить рассуждение по теме урока.
  2. Совершенствовать умение использовать различные источники информации для поиска ответов на вопросы.
  3. Развивать умение определять цели и задачи урока; понимать и принимать учебную задачу.
  4. Развивать умение фиксировать в конце урока удовлетворенность, неудовлетворенность своей работы на уроке, объективно относиться к своим успехам, неуспехам.
  5. Развивать умение включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулировать ответы на вопросы.
  6. Развивать умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Воспитательные:

  1. Формировать положительное отношение к процессу познания, проявления внимания, удивления, желания больше узнать.
  2. Формировать интерес к предмету, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Знание учащимися о космосе и современных спутниках Земли.
  2. Умение характеризовать .

Личностные:

  1. Положительное отношение к процессу познания, проявления внимания, удивления, желания больше узнать.
  2. Интерес к предмету, доброжелательные отношения друг к другу.

Метапредметные:

Познавательные.

  1. Умение строить рассуждение по теме урока.
  2. Умение использовать различные источники информации для поиска ответов на вопросы.

Регулятивные:

  1. Умение определять цели и задачи урока; понимать и принимать учебную задачу.
  2. Умение фиксировать в конце урока удовлетворенность, неудовлетворенность своей работы на уроке, объективно относиться к своим успехам, неуспехам.

Коммуникативные:

  1. Умение включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулировать ответы на вопросы.
  2. Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Оборудование: презентация, раздаточный материал

План урока:

1.Самоопределение

    1.1.Привествие

    1.2. Проверка готовности к уроку

    1.2.Эмоциональный заряд

2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений

2.1. Проверка остаточных знаний  

2.2. Игра « не ошибись»

2.3.Тест по теме «Зачем строят самолеты»

3. Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из ситуации

    3.1 Определение темы урока

    3.2 Определение цели и задач урока.

3.3. Постановка проблемы урока

4. Реализация построенной стратегии, проекта

4.1. Беседа, работа по учебнику

5. Закрепление с проговариванием во внешней речи

5.1. Работа с рабочей тетрадью        

6. Самостоятельная работа и проверка по эталону

6.1. Работа по учебнику

6.2. Творческая работа

7. Самоконтроль и самооценка

8. Этап рефлексии учебной деятельности

9. Домашнее задание

Прогнозирование домашнего задания

Ход урока

Этапы урока, их задачи

Главные вопросы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приемы работы

Формы организации УД

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.Самоопределение

 1.1.Приветствие

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Андреевна,  и сегодня урок окружающего мира у вас проведу я. Садитесь!

1.2. Проверка готовности урока

-Ребята, проверьте свою готовность уроку, на столах у вас должны лежать учебник, рабочая тетрадь, пенал, дневник.

1.3. Эмоциональный заряд

- Чтобы начать наш урок, вы должны отгадать загадку:

Очень, длинный и могучий

Он летит, пронзая тучи.

Громко в облаках ревёт

Пассажиров он везёт. (Самолет)

-Верно, ребята!

- Кто помнит нашу тему прошлого урока?

Анализируют готовность

Создание ситуации успеха

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Презентация

К1

Л.1, Л.2

2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений

2.1.Проверка остаточных  знаний

     2.1.1. Обобщающая беседа

-Как вы считаете, зачем люди строят самолеты?

-Хорошо, а какие бывают самолеты? (слайд)

- Для чего нужны самолеты?

   2.1.2. Игра « Не ошибись»

- Ребята, а сейчас я предлагаю вам ответить на вопрос при помощи игры

-Я буду называть слова, а вы должны  отгадать подходят ли cлова для  части самолета  или нет. Если вы слышите правильные слова, то один раз хлопаете  в ладоши:

нос, крыло, кузов, глаз винт, руль, трап, колесо, фюзеляж, днище, ухо

2.3.Тест по теме «Правила безопасности на корабле и самолете» 

- Ребята, давайте для начала проверим, насколько хорошо вы усвоили материал прошлого урока.

-У вас на партах лежат карточки.

Возьмите их, подпишите свою фамилию вверху. Вам нужно зачеркнуть правила которые не соответствуют правилам безопасности на корабле и самолете.

-На выполнение этого задания я вам даю 2 минуты.

-На слайде вы можете увидеть эталон.  Поставьте «+» если задание выполнено верно.

-Поднимите руки у кого все правильно.

-Какие все молодцы!

 

Мыслительная деятельность

Работают по карточкам

Проверяют тест

Оценивают себя

Отвечают на вопросы

Приём «Тест»

Индивидуальная

Индивидуальная

Фронтальная

   Карточки

Презентация

Презентация

Самоконтроль

Взаимопроверка

Самооценка

Взаимоконтроль

К.1

К.2

К.1, П.1

Л.1

Л.1, Л.2

3. Этап выявления места и причины затруднения.

- Ребята, посмотрите на слайд?

-Что вы видите? (воздушный  шар, дирижабль, ракета, ковёр-самолёт, птицы, Карлсон)

-Ребята, что объединяет все эти предметы? (все они способны к полету)

-С глубокой древности люди мечтали летать, как птицы. На чём только не отправлялись в небеса герои сказок и легенд!

–Вспомните, на чём совершали полёты герои ваших любимых сказок? (на метлах – баба-Яга, на утках – лягушка-путешественница, на ковре-самолете Хоттабыч, на собственной бороде – Черномор.) 

-То были сказки. Прошли века, и люди сумели покорить воздушное пространство Земли. Сначала они поднимались в небо на воздушных шарах, которыми нельзя было управлять. Куда подует ветер – туда и летит шар. Потом придумали дирижабль – управляемый воздушный шар. Он был очень неуклюжий и неповоротливый, позже появились аэропланы. Им на смену пришли быстроходные самолёты и вертолёты. И, наконец, самый быстрый транспорт, а какой именно отгадайте загадку:

Чудо-птица, алый хвост,

Прилетела в стаю звёзд. (Ракета)

–Отгадайте ещё одну загадку, она по смыслу связана с первой.

Он не лётчик, не пилот,

Он ведёт не самолёт,

А огромную ракету.

Дети, кто, скажите это? (Космонавт)

- Молодцы

4. Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из ситуации

4.1 Определение темы урока

-А теперь, ребята,  откроем учебники на стр. 72

-Как же  звучит тема нашего урока? (Зачем люди осваивают космос?) Слайд

4.2 Определение цели и задач урока.

 - Какую цель вы перед собой поставите? (узнать, зачем люди осваивают космос)

4.3 Определение задач  урока.

- Какие задачи мы перед собой поставим?

(узнать, зачем космонавты летают в космос; для чего нужны искусственные спутники Земли)

 

Определяют тему урока

Сверяют предположения по учебнику

Определяют цели и задачи урока

Обобщающая беседа

Работа по учебнику

Фронтальная

Учебник

Презентация

Фронтальный опрос

Самоконтроль

Р.1, Р.2

П.1

Л.2

5. Реализация построенной стратегии, проекта

  1. 5.1. Беседа о космосе

5.2. Беседа о искусственных спутниках Земли.

5.3. Взаимодействие космоса с жизнью человека.

5.1.1. Вводная беседа о космосе.

- Рассмотрите рисунки на с. 72

-Как вы понимаете, что такое космос?

-Как вы думаете, а где найти точное значение слова? (В толковом словаре).

-Ребята, посмотрите на слайд, давайте прочитаем какое определение дается в словаре С.И.Ожегова
Космос, вселенная – вся система мироздания, весь мир.
– Нашу планету вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечно большое пространство, в нём находятся небесные тела, Солнце, звёзды, планеты, Луна, газ, пыль. Центром всей этой системы является Солнце.

-Итак, мы с вами подошли к теме нашего урока, которая называется: «Зачем люди осваивают космос?»  И сегодня на уроке мы поставим 2 вопроса, на которые нужно получить ответы к концу урока!

1.Зачем космонавты летают  в космос?

2. Для чего нужны искусственные спутники Земли?

- Давайте с вами вспомним:

1) Какую форму имеет наша Земля? (Форму шара)

2) Что такое Луна? (Естественный спутник Земли)

3) Как вы понимаете естественный спутник? (Который создала природа)

5.2.2. Беседа о искусственных спутниках.

- Найдите на рисунке на с. 73 первый искусственный спутник Земли, рассмотрите его.

- А что такое искусственный спутник Земли? (Его создали люди)

4 ноября 1957 года наша страна открыла миру новую эпоху — космическую. В этот день был запущен первый искусственный спутник Земли. Посмотрите, как он выглядел на странице 73. Он весил 83,6 килограммов и имел форму шара диаметром 58 сантиметров.  Теперь, хоть и не своими глазами, а с помощью аппаратуры, люди смогли увидеть свою планету из космоса. Спутники выполняют определенную роль в космосе. Они следят за движением облаков – это помогает точнее предсказывать погоду. Следят за движением судов в океанах, разносят по всей Земле телеграммы, телефонные переговоры, передачи телевидения, изучают звёзды и планеты. Спутники фотографируют Землю для составления карт.

- Есть спутники-разведчики. Как вы думаете, что это за такие спутники?

- Первыми космонавтами-разведчиками были собаки, кролики, насекомые, даже микробы.

- Первая мышка-космонавт пробыла над Землёй почти целые сутки. В её чёрной шёрстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой

- Собаки полетели в космос вслед за мышами. Не каждая собака подходит для полёта.

- Ребята, а вы знаете, какая собака должна была быть?

- Она должна быть чуть больше кошки, весить 4-6 килограммов, ей должно быть 2-3 года, шерсть должна быть светлой. Породистые собаки для трудных испытаний не годились.

- А как вы думаете, почему?

- Ласковые, спокойные дворняжки лучше всего подходили для космических опытов. В собачьем отряде каждый день тренировки. Собак учили не бояться  тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки есть.
Лучше всех была умная и смелая собака Лайка. Для неё построили ракету, и 3 ноября 1959 года отважная разведчица умчалась в космос. Но и на этом человек не остановился, он сам захотел побывать в космосе и увидеть все своими глазами.

- Скажите, а какого числа празднуется день космонавтики? (12 апреля)

- А кто знает, почему именно 12 апреля? (ответы)

- 12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть «Человек в космосе! Русский!» Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым человеком на борту. Это был Юрий Алексеевич Гагарин.
Больше часа 108 минут (1час 48 минут) длился первый полёт. За это время корабль облетел весь Земной шар и опустился на землю. Гагарин вернулся на землю живым и здоровым. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза.  В том же году день полета в космос был объявлен праздником – Днем космонавтики.

- Как называется костюм космонавта? (скафандр)

- В космосе одновременно  и сильный холод, и невыносимая жара. На солнце припекает, а в тени всё замерзает. Единственный выход – скафандр.
Скафандр – это специальный герметичный костюм. В нём температура, как в комнате, и дышится легко. Если Солнце светит ярко, то можно в шлеме опустить шторки. В скафандре есть радио, по которому можно разговаривать с товарищами, оставшимися на станции.
Правильнее было бы назвать скафандр отдельной кабиной. Только эта кабина сделана из мягкого материала и сшита по росту. Конечно, в скафандре не очень удобно, он стесняет движения, но это безопасно. Скафандр имеет свою систему подачи воздуха. Если к нему подключить автономную систему дыхания, то человек может выходить в открытый космос. Эта система находится в ранце. Надевают его за спину, как наши портфели, только весит такой ранец около сорока килограммов. Но при невесомости этот вес совсем не ощущается.

- А как вы думаете, есть ли в космосе у космонавтов свой дом? Как он называется?

- У космонавтов есть второй дом – в космосе. Космический дом особенный. Он называется орбитальная станция. Здесь космонавты живут и работают.
Космический дом похож на огромную птицу, которая раскинула крылья и летит над землёй. Но крылья нужны не для полёта – это «домашняя электростанция». Блестящие  пластины собирают солнечные лучи и превращают их в электрический ток, который питает все научные приборы, освещает и отапливает.
- Как работают космонавты?

- Ни на один час не прекращается работа на космической станции. Один экипаж сменяется другим. Космонавты наблюдают за звёздами, планетами, Солнцем, фотографируют и изучают Землю, ухаживают за растениями и животными, которые живут на станции, ремонтируют свой космический дом, проводят много различных научных опытов. За космическим полётом следят с Земли из Центра управления.

Вот такая не легкая работа у космонавтов!

Разгадывание зашифрованного слова

Работа с информационными листами

Выступления учащихся

Отвечают на вопросы

Работа  с учебником

Работают

Беседа

Беседа

Мыслительная

Мыслительная деятельность

Нахождение связей между отраслями

Обсуждение в парах

Делают вывод

Работа с деформированным текстом

Работа с учебником

Работа с иллюстрациями учебника

Рассказ

Беседа

Работа с учебником

Работа с учебником

работа в парах

Рубрика «Обсудим!»

Фронтальная

Групповая

Групповая

Фронтальная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Фронтальная

Парная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Парная

Фронтальная

учебник

учебник

Презентация

Иллюстрации

Презентация

Учебник

Презентация

Иллюстрация

Самоконтроль

Взаимоконтроль

Взаимоконтроль

Самоконтроль

Самоконтроль

Взаимоконтроль

Взаимоконтроль

Взаимоконтроль

Самоконтроль

Взаимоконтроль

Самооценка

П.3, П.2, П.1

П.1, П.2, Р.2, К.1, К.2

Л.1

6. Закрепление с проговариванием во внешней речи

6.1. Работа с рабочей тетрадью        

-Ребята, откройте рабочую тетрадь на странице № 48. Выполним задание № 1.

-Прочитайте задание.

- Хорошо, приступайте к работе.  (Проверка в парах.)

- Ребята, теперь выполним задание №2, Найдите приложение к заданию. Оденьте мальчика в специальную одежду для космонавтов.

Выполняют задание в тетради

Мыслительная

Отвечают на вопросы

Работа по тетради

Беседа

Работа по тетради

Индивидуальная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Тетрадь

Рабочая тетрадь

Взаимоконтроль

Самооценка

 

Фронтальный опрос

П.1, П.2, П.3

П.1, П.2, К.2

Л.1, Л.2

7.Самостоятельная работа и проверка по эталону

7.1. Работа  по учебнику

- Ребята, выполним работу в группах.

- Чтение и обсуждение вопросов на с. 73. Самопроверка по учебнику (с.92)

  1. Работа в группах. Чтение с заданием
  2. 7.2. Творческая работа
  3. – Ребята, представьте, что вы – космонавты и полетели в космос. Что вас там может ожидать, что вы могли бы там увидеть? Придумайте историю об этом. Расскажите друг другу в парах.
  4. – Придумали, теперь желающие выйдут и расскажут историю всему классу.

Мыслительная деятельность

Групповая

Индивидуальная

Парная

Взаимоконтроль

П.1, П.2, П.3

П.1, К.1, Р.2

Л.2

8. Самоконтроль и самооценка

- Вы хорошо поработали, давайте вспомним, какова была тема урока? (Зачем люди осваивают космос?)

- Какую цель мы перед собой поставили?

(Узнать зачем люди осваивают космос)

- Что нам помогло достичь этой цели?

- Какие задачи мы перед собой ставили?

(узнать, зачем космонавты летают в космос; для чего нужны искусственные спутники Земли)

- Поднимите руку, если вы считаете, что мы справились со всеми задачами.

Отвечают на вопросы учителя

Беседа

Фронтальная

Презентация

Фронтальный опрос

Наблюдение

Р.2, К.1, П.2

Л.2

9. Этап рефлексии учебной деятельности

- Как вы считаете, что нам помогло достичь цели урока? (хорошая работоспособность, активность на уроке, сплоченная работа и т.д.)

-Ребята, посмотрите на слайд, продолжите фразу

1. Я сегодня узнал…

2. Мне бы хотелось узнать больше о…

3. Мне сегодня было трудно…

Оценивают свои достижения, продолжая фразу

Прием «Продолжи фразу»

Фронтальная

Презентация

Фронтальный опрос

Наблюдение

П.1, Р.1, К.1

Л.2

10. Домашнее задание

Прогнозирование дом. задания

- Предложенное домашнее задание показать на слайде (рабочая тетрадь стр. 51 №3)

Прогнозируют домашнее задание и записывают его в дневник

Фронтальная

Презентация

Фронтальный опрос

Наблюдение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Зачем люди осваивают космос?"

Конспект урока по окружающему миру 1 класс на тему: "Зачем люди осваивают космос?"...

Интегрированный урок в 1 классе по теме "Зачем люди осваивают космос?" (Окружающий мир и ИЗО)

Конспект интегрированного урока (окружающий мир и изо) в 1 классе по теме "Зачем  люди осваивают космос?"...

Урок окружающего мира "Зачем люди осваивают космос?"

Систематизация и представление детей о космонавтике...

Технологическая карта урока окружающего мира "Зачем люди осваивают космос" (1 класс)

Цель урока: формирования знаний о космосе и зачем люди осваивают космос. Задачи урока Дидактические:1. Изучить, что такое космос;2. Изучить для чего люди осваивают космос;3. Выявить необходимость осво...

Технологическая карта урока окружающего мира ««Зачем люди осваивают космос?»» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование и систематизация у обучающихся знаний о космонавтике; знакомство с искусственными спутниками Земли, с космическими научными стан...