Окружающий мир. Тема: Полезные ископаемые 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Селезнева Елена Васильевна

Представления о разнообразии полезных ископаемых, их значении, способах их добычи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poleznye_iskopaemye.docx656.26 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 3

Учебный предмет: Окружающий мир

Образовательная система: Школа России

Тема: Полезные ископаемые

Тип: урок открытия нового знания

Цель: создать условия для формирования представлений о разнообразии полезных ископаемых, их значении, способах их добычи

Задачи:

Дидактические:

  1. Формировать умение учащихся о полезных ископаемых
  2. Формировать знания о разнообразии полезных ископаемых, со способами их добычи и использованием.

Развивающие:

  1. Формировать умение строить рассуждение по теме урока.
  2. Совершенствовать умение использовать источники информации для поиска ответов на вопросы.
  3. Развивать умение определять цели и задачи усвоения новых знаний; понимать и принимать учебную задачу.
  4. Развивать умение фиксировать в конце урока удовлетворенность, неудовлетворенность своей работы на уроке, объективно относиться к своим успехам, неуспехам.
  5. Развивать умение включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулировать ответы на вопросы.
  6. Развивать умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Воспитательные:

  1. Формировать положительное отношение к процессу познания, проявления внимания, удивления, желания больше узнать.
  2. Формировать интерес к предмету, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Умение различать разнообразные полезные ископаемые.
  2. Умение понимать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека.

Личностные:

  1. Положительное отношение к процессу познания, проявления внимания, удивления, желания больше узнать.
  2. Интерес к предмету, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

Метапредметные:

Познавательные.

  1. Умение строить рассуждение по теме урока.
  2. Умение использовать источники информации для поиска ответов на вопросы.

Регулятивные:

  1. Умение определять цели и задачи усвоения новых знаний; понимать и принимать учебную задачу.
  2. Умение фиксировать в конце урока удовлетворенность, неудовлетворенность своей работы на уроке, объективно относиться к своим успехам, неуспехам.

Коммуникативные:

  1. Умение включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулировать ответы на вопросы.
  2. Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Оборудование: учебники, рабочая тетрадь, мультимедийная презентация, карточки

План урока:

1. Этап мотивации

    1.1.Привествие

    1.2. Проверка готовности

    1.2.Эмоциональный заряд

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

    2.1. Проверка домашнего задания

3. Этап выявления места и причины затруднения

4. Этап построения выхода из затруднения

    4.1 Определение темы урока

    4.2 Определение цели и задач урока.

5. Этап реализации построенного проекта

5.1.1.Работа с учебником

5.2.1.Физминутка

5.2.2. Беседа о природных ископаемых

5.2.3. Работа с учебником

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

7.1. Работа в группах

7.2. Выполнение теста

8. Этап включения в систему знаний и повторения

9. Этап рефлексии учебной деятельности

Ход урока

Этап фрагмента урока их задачи

Главные вопросы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приемы работы

Форма организации УД

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимо

конт-

роля и самоконтроля

Планируемые результаты

Пред

мет

ные

Мета-

пред-

мет-

ные

Лич-

ност

ные

1. Этап мотивации

Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу»

ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД 

1.1 Приветствие

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Васильевна,  сегодня урок окружающего мира у вас проведу я.

1.2 Проверка готовности

- Прежде чем начать урок, проверьте, все ли у вас готово: у вас на столах должны лежать учебник, пенал и рабочая тетрадь

1.2 Эмоциональный заряд

- Хорошо,  поднимите руку . Если у вас хорошее настроение и вы готовы работать на уроке закройте глаза, если у вас плохое настроение  

- Надеюсь к концу урока будет у всех хорошее настроение.

Анализируют готовность

Беседа Создание ситуации успеха

Фронтальная

Индвидуальная

П.1

П.1, Р.2, К1

Л.1, Л.2

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация

 2.1 Проверка выполнения домашнего задания

- Перед изучением новой темы давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке?

(Природные богатства и труд людей-основа экономики)

-Как вы думаете, почему природные богатства и труд мы называем основой экономики? (Они требуются для производства товаров и услуг)

- Ребята, давайте ответим на вопрос:

1.Экономика держится на трех китах (Природные богатства, труд , капитал)

2.Перечислите  богатства, которыми обладает человек. ( Здоровье, семья, друзья, природа, знания)

3.Что включают в себя природные богатства? (Вода, воздух, полезные ископаемые, почва, растения и животные)

4. Труд бывает (физический)

Мыслительная

Фронтальная

Отвечатают на вопросы  

Беседа

Индивидуальная

Индивидуальная

Презентация

Самоконтроль

П.3

К.1, П.1

Л.1

3. Этап выявления места и причины затруднения.

Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

- Молодцы, я вижу, вы хорошо усвоили  материал предыдущей темы урока..

- Ребята, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение

Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы: 
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету -
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник, 
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу

-  Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь? (полезных ископаемых)

 слайд


       

Слушают стихотворение

Беседа

Фронтальная

Презентация

Иллюстративный

П.2, П.1

К.1, П.1

Л.1, Л.2

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1 Определение темы урока

- А о чем мы  будем говорить, вы узнаете. Открыв учебники на стр. 45 Читаем

- Итак, кто догадался, какая у нас тема урока

 (Полезные ископаемые)

-Алина, прочитай, что такое полезные ископаемые.

4.2 Определение цели и задач урока.

 - Ребята как вы думаете, по определению, Чему мы будем учиться на уроке? (научимся различать полезные ископаемые. Узнаем их значение в природе)

-Верно!

Определяют тему урока

Определяют цели и задачи урока

Обобщающая беседа

Фронтальная

Учебник

Презентация

Фронтальный опрос

П.1, П.2

Р.1, Р.2

Л.2

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

5.1. для чего добывают и как добывают

5.4 Какие бывают природные ископаемые

5.1.1. Работа с учебником.

- Ребята, ОТКРОИТЕ УЧЕБНИК НА стр. 47,и  прочитайте раздел, который называется для чего добывают полезные ископаемые

-Марина, прочитай вслух, пожалуйста

-Марина, для чего люди добывают полезные ископаемые

-Верно!

- Настя, прочитай, как добывают полезные ископаемые на стр. 48

- Настя, какие способы добычи полезных ископаемых тебе известны?

5.2.2 Физминутка

Мы немножко отдохнем,

встанем глубоко вздохнем.

Руки вниз, на пояс, вверх-

Нам сопутствует успех.

Руки в стороны, вперед-

Нас еще работа ждет.

5.2.3 Беседа о природных ископаемых

- Ребята, а вы знали, что полезные ископаемые появились очень давно. Уже ни одно поколение ими пользуется.

Сейчас мы не можем себе представить нашу жизнь без полезных ископаемых, а ведь были времена,  когда человек не использовал их в своей деятельности, поскольку не знал, как и где их добывать.

-Знаете ли вы, люди, какой профессии занимаются  поиском и оценкой полезных ископаемых?

(Геологи)

Геолог- специалист, занимающийся изучением состава и строения минералов и горных пород, а также поиском и исследованием новых месторождений полезных ископаемых

5.2.4 Работа с  учебником

- Откройте учебник на стр. 46

-Рассмотрите образцы полезных ископаемых по иллюстрации.

Перечислите их.

(гранит, песок, глина, известняк.

каменный уголь, торф, нефть, газ)

- Недра Земли и ее поверхность хранят в себе многочисленные природные богатства.

Одни полезные ископаемые используют в строительстве:  

-Как вы думаете, какие из рассмотренных нами природных ископаемых используют в строительстве? (гранит, песок, глина, известняк, каменный уголь, торф, нефть, газ)

Наша область тоже  богата разными полезными ископаемыми  является торф. Торфяники в пределах области занимают территорию в 82 тыс. га. Также распространены месторождения строительного сырья: кварцевые, стекольные и строительные пески, глины, мел, мергель, трепел.

-Ребята, посмотрите видеофильм и подумайте,  почему наша область богата торфом, как он образовался? Где его можно использовать?

-Что интересного узнали?

Работа с учебником

Работа  с учебником

Работают с рабочей тетрадью

Мыслительная деятельность

 

Работа с учебником

мыслительная

Мыслительная деятельность

Беседа о времени

работа с рабочей тетрадью

с.4

Беседа

 

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Индивидуальная

Индивидуальная

Фронтальная

 

учебник

с.47

Презентация

презентация

Учебник  стр.46

Учебник

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

Фронтальная

Наблюдение

Фронтальная, наблюдение

П.3, П.2, П.1

П.3, П.2, П.1

П.1, П.2, Р.2, К.1, К.2

П.1, П.2, Р.2, К.1, К.2

Л.1

Л.1

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

6.1 Работа с рабочей тетрадью

-Откройте рабочую тетрадь на стр.30.Найдите 4 задание. Прочитай Настя вслух, пожалуйста, задание.

- На выполнение задания, вам дается две минуты.
- Сверьте свои ответы со слайдом(слайд)

Работают по тетради

Самостоятельная работа

Индивидуальная

Рабочая тетрадь

С.30

Самоконтроль

П.1, П.2, П.3

П.1, П.2, К.2

Л.1, Л.2

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

7.1Работа в группах

 - Сейчас я вам предлагаю разделиться на группы по 2 парты. Повернитесь друг к другу.

- Я вам раздам листочки. Вам нужно будет нарисовать  полезное ископаемое, которое вам больше всего запомнилось.

- Теперь приглашаю к доске по одному представителю из каждой пары

- Умницы, вы хорошо постарались 

7.2 Выполнение теста

- А сейчас мы еще раз проверим как вы усвоили сегодняшний материал.

 1. Как называют ученых, которые занимаются поиском полезных ископаемых ?

А Геологи

Б Археологи

В Спелеологи

Г Географы

2. Какое полезное ископаемое относится к строительным полезным ископаемым?

А соль

Б Нефть

В песок

Г Медная руда

3.Выбери полезное ископаемое, без которого в быту невозможно приготовить пищу:

А Известняк

Б Каменный уголь

В .Природный газ

Г .Железная руда

Кто справился – поменяйтесь работами  с соседом по парте и проверьте.

- Похлопайте те, у кого все правильно, потопайте те, у кого есть несколько ошибок.

-Ребята, вы действительно молодцы. Тест выполнили на отлично.

Рисуют ископаемое

Выполнение тестового задания

Беседа

Работа в парах

Фронтальная

Индивидуальня

Презентация

Наблюдение

Наблюдение

П.1, П.2, П.3

П.1, К.1, Р.2

Л.2

8. Этап включения в систему знаний и повторения

Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

- Вы хорошо поработали, давайте вспомним, какова была тема урока? (полезные ископаемые) слайд

-Чему мы сегодня научились?

- Поднимите руки те, у кого были затруднения сегодня на уроке, с этой темой? Над какими вопросами вы хотели бы еще поработать?

Отвечают на вопросы учителя

Беседа

Фронтальная

Презентация

Фронтальный опрос

Наблюдение

П.3

Р.2, К.1, П.2

Л.2

9. Этап рефлексии учебной деятельности

Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности,

- Как вы считаете, что нам помогло достичь цели урока? (хорошая работоспособность, активность на уроке, сплоченная работа и т.д.)

 - Оцените свои достижения на уроке.

- На экране вы видите 3 не законченных предложения:

  1. Мне было сегодня интересно...;
  2. Я узнал, что...;
  3. Мне сегодня понравилось (не понравилось) работать, потому, что....

Оценивают свои достижения, продолжая фразу

Прием «Продолжи фразу»

Фронтальная

Презентация

Фронтальный опрос

Наблюдение

П.3

П.1, Р.1, К.1

Л.2

10. Домашнее задание

-Дома вам нужно будет подготовить сообщение о любом ископаемым.

В рабочей тетради стр. 31 (4,5,6)

Прогнозируют домашнее задание и записывают его в дневник

Фронтальная

Фронтальный опрос

Наблюдение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Полезные ископаемые. Уголь"

На уроке окружающего мира можнов полной мере реализовывать региональный компонент. Мы живем в крае, где добывают черное золото. Поэтому я посвятила целый урок каменному углю. Думаю, что меня поддержат...

Урок окружающего мира. Тема: "Полезные ископаемые. Соль"

Детям очень нравятся уроки окружающего мира. Многое хранится в недрах Земли. О разнообразных полезных ископаемых узнают дети на этом предмете....

Урок окружающего мира. Тема "Полезные ископаемые" (3 класс).

Конспект урока окружающего мира. Тема "Полезные ископаемые". Презентация к уроку (каждый слайд отдельно)....

Конспект урока по предмету Окружающий мир тема "Полезные ископаемые".

Данная разработкапредставляет собой конспект урока по предмету Окружающий мир тема "Полезные ископаемые". Материал также может быть использован как дополнительный на уроках природоведения и географии....

Конспект урока по окружающему миру Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые

Предмет: окружающий мирКласс: 3-7Тема урока: Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемыеЦель урока: Закрепить знания учащихся, о полезных ископаемых;Планируемые результаты:ü П...