Золотое кольцо Росии
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Конспект конкурсного урока окружающего мира по теме "Золотое кольцо России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 185.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по окружающему миру в 3 классе |
Тема урока: «Золотое кольцо России» |
УМК «Школа России» |
Цели урока:
Образовательная:
- сформировать представление у обучающихся о Золотом кольце России, какие города входят в него.
Развивающая:
- способствовать развитию познавательной мотивации, расширению кругозора;
- развивать умение определять цель, строить деятельность по её достижению, способность правильно формулировать мысли в процессе общения;
- развивать наблюдательность, внимание, воображение, мышление, память, связную речь;
- формировать умения слушать и слышать одноклассников, учителя.
Воспитательная:
- способствовать воспитанию чувства патриотизма и гордости за нашу страну через изучение достопримечательностей старинных русских городов.
Тип урока: первичное предъявление новых знаний
Форма урока: урок-путешествие
Оборудование: мультимедийная презентации, карта Золотого кольца России, фотографии с изображением городов Золотого кольца (маленькие фотографии лежат на партах, а большие фотографии прикреплены к доске), конверты разного цвета с заданиями, маршрутные листы, листки для заметок, веер, чемоданчик, воздушный шарик.
Планируемые результаты
Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; проявление интереса к культуре и истории своего народа, родной стране.
Предметные: обучающиеся узнают, какие города входят в Золотое кольцо России, их расположение на карте и достопримечательности; почему эти города объединены в понятие «золотое кольцо».
Метапредметные:
Регулятивные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие умения удерживать цель деятельности до получения её результата; осуществление контроля деятельности; оценивание результатов своей деятельности.
Познавательные: формирование умения выявлять особенности и сходства разных объектов в процессе их рассматривания.
Коммуникативные: формирование умения оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли; развитие навыков сотрудничества со сверстниками в групповой работе, умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Используемые на уроке современные педагогические технологии:
- здоровьесберегающие технологии (эмоциональное воздействие на детей, физкультминутка),
- ИКТ,
- проблемное обучение (проблемная ситуация с удивлением, проблемные вопросы),
- игровая технология.
Методы обучения:
- частично-поисковые, проблемный (направлены на мотивацию учебной деятельности); учащиеся сравнивали, анализировали, соотносили результат выполненного действия с поставленной проблемой;
- объяснительно-иллюстративный (организация и осуществление учебно-познавательной деятельности);
- репродуктивный (воспроизведение чего-либо по образцу или по памяти; в активной форме ученики самостоятельно определяют, выбирают алгоритм действий, а затем упражняются в его применении);
- беседа, диалоговое взаимодействие;
- практические (самостоятельная работа с карточками-заданиями).
Организационные формы урока: фронтальная, групповая (класс разделён на группы по 5-6 человек)
Ход урока
- Ориентировочно-мотивационный этап урока
1. Положительный настрой на урок
- Здравствуйте, ребята.
- Посмотрите друг на друга. Подарите своим одноклассникам улыбку и частичку своего хорошего настроения, которое мы пронесём через весь наш урок. Я вам тоже дарю частичку своего хорошего настроения.
Руки – на месте.
Ноги – на месте.
Локти – у края.
Спинка – прямая.
2. Актуализация знаний
- Ребята, а кто из вас был внимательным и заметил, с чем я вошла в класс?
(В класс учитель входит с небольшим чемоданчиком и воздушным шариком)
- А как вы думаете, в жизни, зачем нужен чемоданчик?
(Обучающиеся отвечают, чтобы складывать вещи, брать с собой в поездки, путешествовать)
– карточку со словом прикрепить на доску
- А зачем люди путешествуют?
- А на чём можно отправиться в путешествие?
3. Самоопределение к деятельности
- Ребята, а вы хотите узнать, что лежит у меня в чемоданчике?
- Что я держу в руках? (Показать проволоку)
- А что можно с ней сделать? (Дать проволоку каждой группе обучающихся)
- Ребята, а что я сделала из проволоки? (Показать окружность)
- На каком уроке мы встречаемся с окружностью? (На уроках математики)
- Окружность – это что… ( Геометрическая фигура)
- Как ещё можно сказать, что это? (Это кольцо)
– карточку со словом прикрепить на доску
- А что такое кольцо? (Это окружность, круглая рамка. Украшение, символ единства, сближения)
- Из какого материала могут быть сделаны кольца? (Из золота, серебра…)
- На ваших рабочих листах есть значение слов, возьмите в руки красный и зеленый карандаш, красным карандашом отметьте прямое значение, зеленым переносное значение слова.
- Золотое кольцо? В прямом или переносном значении употреблено слово золотое? (В прямом)
- А когда употребляем это слово в переносном значении?
– карточку со словом прикрепить на доску
- Составьте с данными словами предложение.
- Кто догадался, куда отправляемся в путешествие? (Отправляемся путешествовать по золотому кольцу)
- Предположите, где находится Золотое кольцо? (В России)
– карточку со словом прикрепить на доску
- Назовите тему урока.
– карточку с темой урока прикрепить на доску
- Давайте поставим проблемный вопрос.
- О чем будем говорить на уроке? (О городах России)
(Познакомиться с интересными древними русскими городами России. Узнать об их достопримечательностях. Больше узнать об истории нашего государства)
Проблемный вопрос
- На какой главный вопрос мы должны с вами найти ответ? (Почему Золотое кольцо?)
- На каком транспорте мы отправимся в путешествие, чтобы полюбоваться красотой городов с высоты птичьего полёта? (Обучающиеся перечисляют виды транспорта)
- Вспомните, с чем ещё я вошла к вам в класс? (Показать воздушный шарик)
- Так на чём мы отправимся в путешествие? (На воздушном шаре)
- Какие правила мы должны соблюдать во время путешествия? (Обучающиеся перечисляют правила безопасного путешествия)
Прикрепить карту
- Зачем нам нужна карта? (Чтобы знать, куда отправиться в путешествие)
II. Операционно-исполнительский этап урока
1. Начало путешествия
- Для вас припасены маршрутные листы, с которыми мы будем работать на протяжении всего нашего виртуального путешествия.
- Путешествие начинаем из сердца нашей Родины. Откуда? (Из Москвы)
Слайд 2 (Презентация «Золотое кольцо России»)
- Где мы находимся? (Мы находимся на Красной площади)
- Посмотрите, слева Спасская башня с курантами, справа – храм Василия Блаженного
- Сделаем фотографию на память. Достаньте свои фотоаппараты. (Образно обучающиеся и учитель фотографируют объект, произнося «чик»)
- Отметьте пункт отправления на маршрутных листах. (Обучающиеся на маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали)
- Фотографию на память в маршрутный лист и (Обучающиеся приклеивают маленькую фотографию в маршрутный лист рядом с условным обозначением города.)
- Что вы запомнили? (Ответы обучающихся)
- Итак, в путь. Включайте своё воображение. Представьте, что мы летим на воздушном шаре, который мгновенно будет переносить нас из города в город.
2. Сергиев Посад
Слайд 3
- Из Москвы мы отправляемся на северо-восток, в какой город? (Сергиев Посад)
- Найдите на карте этот город, отметьте флажком. (Обучающиеся в маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали)
Достаньте из конверта текст без фотографии
- Читаем текст и готовимся отвечать на вопросы по тексту.
- Проверяем, как вы выполнили задание. (Каждая группа задаёт вопрос)
- Что положило начало городу?
- Сергий Радонежский (1314 –1392) – иеромонах Русской церкви, преобразователь монашества в Северной Руси, основатель Свято-Троицкого монастыря. Был причислен к лику святых.
В каком веке был основан город?
- Кто являлся основателем монастыря?
- Вам захотелось погулять по территории Троице-Сергиевой лавры?
- Мне, ребята, тоже. Особенно зайти в Успенский собор. Это пятиглавая церковь находится в центре лавры. Посмотрите, какая красота!
- Успенский собор. Успенский собор относится к Троице-Сергиевой Лавре. Это самый большой храм в составе ансамбля. Построен в 1559-1585 годах по образцу одноименного собора в Московском Кремле. При закладке храма присутствовал Иван Грозный с семейством. Торжественный и строгий храм отличается массивностью. Венчают величественный собор пять близко поставленных куполов. Внутри храм поражает размером, большим количеством света.
- Сделаем фотографию на память и поместим в маршрутный лист. (Образно обучающиеся и учитель фотографируют объект, произнося «чик». Обучающиеся приклеивают маленькую фотографию в маршрутный лист рядом с условным обозначением города. Учитель кладёт фотографию города в чемоданчик)
- Поработайте с маршрутным листом.
3. Ростов
Слайд 4
- Следующая остановка… (Ростов)
- Посмотрите, ребята, а мы здесь не одни. Кто-то ещё любуется достопримечательностями Ростова. (Все машут рукой)
- Отметьте город в маршрутном листе. (Обучающиеся в маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали)
- Ростов – один из самых древних городов в Золотом кольце. Уже с давних времён его называли Великим. Самая замечательная часть города – Ростовский Кремль, построенный во второй половине XVII века в центре города на берегу озера Неро. Что мы видим за его белыми стенами?
- Кремль Ростова был резиденцией – жилищем, - владыки духовного, потому называют его еще «Митрополичьим двором». А основан был в 17 веке он. Имеет кремль 11 башен, соборы, церкви да палаты пышные. «Палатами» в старые времена называли жилые комнаты. Хоть и называется сооружение «кремлём», что значит «город-крепость», защитного значения он никогда не имел. Разве что однажды, понарошку, когда проходили здесь съемки знаменитого фильма «Иван Васильевич меняет профессию».
- Видны многочисленные купола церквей, колокола которых славятся мелодичным звоном и известны по всему миру. Каждый из 13 колоколов звонницы, от самого большого, весом в 32 тонны колокол «Сысой», до самого малого, звучит по-особенному.
- Послушайте знаменитый звон Ростовских колоколов!
- Слушайте внимательно. Потом вы мне скажите, какие ощущения вызвал у вас колокольный звон.
Слайд 4
Звучит Ростовский колокольный звон
- Когда звенит колокольный звон?
- Какие ощущения вызвал у вас колокольный звон?
- Делаем фотографию на память. Помещаем её в маршрутный лист и кладём в чемоданчик.
(Образно обучающиеся и учитель фотографируют город, произнося «чик». Обучающиеся приклеивают маленькую фотографию в маршрутный лист рядом с условным обозначением города. Учитель кладёт фотографию города в чемоданчик)
- Что вам запомнилось о городе Ростове? Какие эмоции вы испытали, побывав в городе Ростов? Запишите в листок для заметок
- Пора отправляться нам дальше.
4. Физкультминутка
Вдруг 3 класс внезапно ожил.
Посмотрел он вправо, влево.
К солнцу руки протянул.
И друзьям во след махнул.
(Помахали другому, улетающему воздушному шару)
5. Ярославль
Слайд 5
- Обратите внимание на карту Золотого кольца России, какой город видим? (Ярославль)
- Ярославль – древнейший город Золотого Кольца России расположен у слияния рек Волги и Которосли, один из красивейших городов Поволжья. Он был основан князем – Ярославом Мудрым, как крепость для защиты северо-восточных границ Руси. Это был первый христианский город на Волге. В 1238 году его разграбили и сожгли монголо-татары.
- Трудно не заметить в центре города Церковь Ильи Пророка. Необычайно красив этот простой по формам, строгий и торжественный храм с пятью широко поставленными главами.
Церковь Ильи Пророка - выдающийся памятник русской художественной культуры XVII столетия, вписавший ярчайшую страницу в развитие Ярославской школы архитектуры и живописи. Церковь была построена в 1647-1650 гг. на месте двух деревянных храмов на средства богатейших местных купцов братьев Вонифатия и Иоанникия Скрипиных.
- Вклейте имя основателя и достопримечательности города, не забудьте про изображения .
7. Кострома
Слайд 6
- Посмотрите, над каким городом мы пролетаем?
- В состав Золотого кольца России входит также и Кострома.
- Отметьте этот город.
- Кострома — город Золотого кольца России. Практически ровесник Москвы. Cпокойный и уютный город, основанный на реке Волга в 1152 году суздальским князем Юрием Долгоруким.
- Какая существует легенда о городе Костроме?
- Улицы от Сковородки расходятся веером. По легенде, так получилось благодаря причуде императрицы Екатерины II. Новый градостроительный план Костромы, который подали ей на утверждение, государыне не понравился, и она предложила свой вариант. Уронила раскрытый веер на карту города и сказала: «Так и стройте!»
- Возьмите текст с картинкой из конверта. Прочитайте внимательно текст и вставьте пропущенные слова.
- Какое слово вставили? (Веер)
Раскрыть веер
- Давайте пройдем по улицам
- Посмотрите, ребята, мы видим Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь.
- Ипатьевский монастырь – главная достопримечательность города Костромы. Монастырь окружает каменная стена с бойницами и башнями. Он расположен в живописном месте на берегу реки Костромы недалеко от места её впадения в Волгу. С древних времён монастырь являлся важным оборонительным сооружением. Монастырь был основан в конце 13 века костромскими боярами Зерновыми.
- Что привлекло ваше внимание?
- Это один самый значимый из памятников Костромы. Монастырь охранял от врагов подступы к городу.
- Скорей делайте фотографию на память, пока ветер не унёс наш шар. Помещаем её в маршрутный лист. (Образно обучающиеся и учитель фотографируют город, произнося «чик». Обучающиеся приклеивают маленькую фотографию в маршрутный лист рядом с условным обозначением города. Учитель кладёт фотографию города в чемоданчик)
9. Владимир
Слайд 7
- Ребята, а вот название следующего города созвучно с именем нашего президента Российской Федерации. Как зовут нашего президента? (Владимир)
- Значит как называется наш следующий город?
- Это ещё одна жемчужина Золотого кольца. Его основал князь Владимир Мономах.
- Владимир Мономах — великий древнерусский правитель, военачальник, мыслитель. До самой смерти занимал великокняжеский киевский престол. Возглавлял княжества: Ростовское; Смоленское; Черниговское; Переяславское;
Киевское. Владимир Мономах стал одним из немногих правителей, причисленных Русской православной церковью к лику благоверных.
- Владимир – российский город. Является частью Золотого кольца России и считается его воротами. Население города около 350 тыс. человек. Город находится в европейской части страны, к востоку от столицы. Находится он на левом берегу Клязьмы. Владимир расположен на стыке 2 природных зон: безлесая возвышенность и лесная низменность с болотами. Владимир – один из самых старых городов России.
- Осмотритесь вокруг. Что вы видите?
- Завораживает величественная красота города, островерхие терема. Его древние храмы являются истинным украшением города.
Слайд 8
- Вот величественный Успенский собор, который находится на высоком берегу реки Клязьма в центре города, по его образцу построили Успенский собор в Московском Кремле.
- Успенский собор во Владимире – главный храм Владимиро-Суздальского княжества был заложен 8 апреля 1158 года князем Андреем Боголюбским, сыном Юрия Долгорукого. Расположенный на высоком берегу реки, сложенный из белого камня-известняка, Храм стал крупнейшей постройкой новой столицы, центром ее архитектурного ансамбля.
- Возьмите из конверта текс напечатанный зеленым цветом.
- Прочитайте предложение. Найдите и подчеркните в нём ошибку, не соответствие действительности.
- В ходе нашего виртуального путешествия каждый из вас приобрел себе небольшой фотоальбом с городами и их достопримечательностями на память.
- Молодцы, все с заданием справились. Какие вы путешественники?
- Прочитайте правильно предложение.
- Так как нужно путешествовать?
- Делаем фотографию на память. Помещаем её в маршрутный лист и кладём в чемоданчик. (Образно обучающиеся и учитель фотографируют город, произнося «чик». Обучающиеся приклеивают маленькую фотографию в маршрутный лист рядом с условным обозначением города. Учитель кладёт фотографию города в чемоданчик)
- Закрепление изученного материала
Слайд 9
- Наше путешествие заканчивается там, где оно начиналось. Где?
- Как доказать, на что похож маршрут нашего путешествия?
Соедините красным маркером города, над которыми мы пролетали
- Так как расположены города?
- Назовите города нашего маршрута.
Слайд10
- Все города, соединяясь дорогами, вы правильно заметили, расположены своеобразным кольцом к северо-востоку от Москвы. (Перечислить названия городов)
III. Рефлексивно-оценочный этап урока
- Учитель читает стихотворение В. Степанова
Города старинные, звон колоколов.
Словно птицы-лебеди Суздаль и Ростов.
На широкой Волге Плёс и Кострома,
Башенки резные, чудо-терема.
Города старинные - к солнышку лицом -
Для России стали Золотым кольцом.
- Так почему же для России они стали Золотым кольцом? Кто догадался?
- В каком значении употреблено слово золотое в прямом или переносном?
- Города украшают нашу Родину. Маршрут назван Золотым кольцом, потому что достопримечательности городов бесценны и могут быть сравнимы с дорогим металлом – золотом.
3. Рефлексия
- У вас на партах лежат личики, покажите мне то лицо, с которым вы уходите с урока.
- Подведение итогов
- Каким было наше путешествие?
- Где мы с вами виртуально побывали?
- Мы с вами совершили путешествие по Золотому кольцу – гордости России. Каждый город Золотого кольца блистает своей богатой историей и достопримечательностями, а вместе составляют сокровищницу русской культуры. Золотое кольцо – гордость России.
VI. Домашнее задание
- Ребята, а что вам захотелось сделать дома?
- Поднимите руку, кому захотелось сделать рисунок?
- Кто захотел найти дополнительную информацию о понравившемся городе?
- А кто захотел рассказать родителям о своих впечатлениях от нашего путешествия?
Дифференцированное домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/08/13/picture-948.jpg)
Презентация "Золотое кольцо России"
Презентация к уроку окружающего мира "Золотое кольцо России" в 3 классе по учебнику Плешакова....
![](/sites/default/files/pictures/2010/08/13/picture-948.jpg)
Конспект урока "Золотое кольцо России"
Конспект урока "Золотое кольцо России" по окружающему миру в 3 классе по учебнику Плешакова....
Презентация "Золотое кольцо России" 3 класс
Эта презентация предназначена для урока по окружающему миру в 3 классе. В ней совершается путешествие по интеесным городам России. ...
Конспект урока по окружающему миру по теме "Золотое кольцо России".
Урок окружающего мира по теме "Золотое кольцо России" в 3 классе....
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/17/picture-19584.jpg)
Урок окружающего мира " Золотое кольцо России" 3 класс в 3 частях
Материал к уроку окружающего мира по УМК " Школа России" "Золотое кольцо России" 3 класс. Презентация в 3 частях....
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/21/picture-1478277-1687357408.jpg)
Урок окружающий мир 3класс " Золотое кольцо. Интересные и необычные музеи "Золотого кольца"
В презентации показаны интересные и необычные музеи "Золотого кольца" ....