Золотое кольцо Росии
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

bazhenova1993@bk.ru

Конспект конкурсного урока окружающего мира по теме "Золотое кольцо России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx185.1 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока                           по окружающему миру                                          в 3 классе                                                                  

Тема урока: «Золотое кольцо России»

УМК «Школа России»

Цели урока:

Образовательная: 

- сформировать представление у обучающихся о Золотом кольце России, какие города входят в него.

Развивающая:

- способствовать развитию познавательной мотивации, расширению кругозора;

- развивать умение определять цель, строить деятельность по её достижению, способность правильно формулировать мысли в процессе общения;

- развивать наблюдательность, внимание, воображение, мышление, память, связную речь;

- формировать умения слушать и слышать одноклассников, учителя.

Воспитательная:

- способствовать воспитанию чувства патриотизма и гордости за нашу страну через изучение достопримечательностей старинных русских городов.

Тип урока: первичное предъявление новых знаний

Форма урока: урок-путешествие

Оборудование: мультимедийная презентации, карта Золотого кольца России, фотографии с изображением городов Золотого кольца (маленькие фотографии лежат на партах, а большие фотографии прикреплены к доске), конверты разного цвета с заданиями, маршрутные листы, листки для заметок, веер, чемоданчик, воздушный шарик.                              

Планируемые результаты

Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; проявление интереса к культуре и истории своего народа, родной стране.

Предметные: обучающиеся узнают, какие города входят в Золотое кольцо России, их расположение на карте и достопримечательности; почему эти города объединены в понятие «золотое кольцо».

Метапредметные:

Регулятивные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие умения удерживать цель деятельности до получения её результата; осуществление контроля деятельности; оценивание результатов своей деятельности.

Познавательные: формирование умения выявлять особенности и сходства разных объектов в процессе их рассматривания.

Коммуникативные: формирование умения оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли; развитие навыков сотрудничества со сверстниками в групповой работе, умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Используемые на уроке современные педагогические технологии:

- здоровьесберегающие технологии (эмоциональное воздействие на детей, физкультминутка),

- ИКТ,

- проблемное обучение (проблемная ситуация с удивлением, проблемные вопросы),

- игровая технология. 

Методы обучения:

- частично-поисковые, проблемный (направлены на мотивацию учебной деятельности); учащиеся сравнивали, анализировали, соотносили результат выполненного действия с поставленной проблемой;

- объяснительно-иллюстративный (организация и осуществление учебно-познавательной деятельности);

- репродуктивный (воспроизведение чего-либо по образцу или по памяти; в активной форме ученики самостоятельно определяют, выбирают алгоритм действий, а затем упражняются в его применении);

- беседа, диалоговое взаимодействие;

- практические (самостоятельная работа с карточками-заданиями).

Организационные формы урока: фронтальная, групповая  (класс разделён на группы по 5-6 человек)

Ход урока

  1. Ориентировочно-мотивационный этап урока

1. Положительный настрой на урок

- Здравствуйте, ребята.

- Посмотрите друг на друга.  Подарите своим одноклассникам улыбку и частичку своего хорошего настроения, которое мы пронесём через весь наш урок. Я вам тоже дарю частичку своего хорошего настроения.

Руки  – на месте.

Ноги  – на месте.

Локти – у края.

Спинка  – прямая.

2. Актуализация знаний

- Ребята, а кто из вас был внимательным и заметил, с чем я вошла в класс?

(В класс учитель входит с небольшим чемоданчиком и воздушным шариком)

- А как вы думаете, в жизни, зачем нужен чемоданчик?  

(Обучающиеся отвечают, чтобы складывать вещи, брать с собой в поездки, путешествовать)

 –  карточку со  словом прикрепить на доску

- А зачем люди путешествуют?

- А на чём можно отправиться в путешествие?  

3. Самоопределение к деятельности

- Ребята, а вы хотите узнать, что лежит у меня в чемоданчике?

- Что я держу в руках?  (Показать проволоку)

- А что можно с ней сделать?  (Дать проволоку каждой группе обучающихся)

- Ребята, а что я сделала из проволоки?  (Показать окружность)

- На каком уроке мы встречаемся с окружностью?  (На уроках математики)

- Окружность – это  что…  ( Геометрическая фигура)

- Как ещё можно сказать, что это?   (Это кольцо) 

 –  карточку со  словом прикрепить на доску

- А что такое кольцо?  (Это окружность, круглая рамка. Украшение, символ единства, сближения)

- Из какого материала могут быть сделаны кольца?  (Из золота, серебра…)

- На ваших рабочих листах есть значение слов, возьмите в руки красный и зеленый карандаш, красным карандашом отметьте прямое значение, зеленым переносное значение слова.

- Золотое кольцо? В прямом или переносном значении употреблено слово золотое? (В прямом)

- А когда употребляем это слово в переносном значении?

 –  карточку со  словом прикрепить на доску

- Составьте с данными словами предложение.

- Кто догадался, куда отправляемся в путешествие?  (Отправляемся путешествовать по золотому кольцу)

- Предположите, где находится Золотое кольцо?  (В России)

   –  карточку со  словом прикрепить на доску

- Назовите тему урока.

 карточку с темой  урока прикрепить на доску

- Давайте поставим проблемный вопрос.

- О чем будем говорить на уроке? (О городах России)

(Познакомиться с интересными древними русскими городами России. Узнать об их достопримечательностях. Больше узнать об истории нашего государства)

Проблемный вопрос

- На какой главный вопрос мы должны с вами найти ответ?    (Почему Золотое кольцо?)

- На каком транспорте мы отправимся в путешествие, чтобы полюбоваться красотой городов с высоты птичьего полёта? (Обучающиеся перечисляют виды транспорта)

- Вспомните, с чем ещё я вошла к вам в класс? (Показать воздушный шарик)

- Так на чём мы отправимся в путешествие?  (На воздушном шаре)

- Какие правила мы должны соблюдать во время путешествия? (Обучающиеся перечисляют правила безопасного путешествия)

Прикрепить карту

- Зачем нам нужна карта?  (Чтобы знать, куда отправиться в путешествие)

II. Операционно-исполнительский этап урока

1. Начало путешествия

- Для вас припасены  маршрутные листы, с которыми мы будем работать на протяжении всего нашего виртуального  путешествия.

- Путешествие начинаем из сердца нашей   Родины. Откуда?   (Из Москвы)

Слайд 2   (Презентация «Золотое кольцо России»)

- Где мы находимся?   (Мы находимся на Красной площади)

- Посмотрите, слева Спасская башня с курантами, справа – храм Василия Блаженного

- Сделаем фотографию на память. Достаньте свои фотоаппараты. (Образно обучающиеся и учитель фотографируют объект, произнося «чик») 

- Отметьте пункт отправления на маршрутных листах. (Обучающиеся на маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали) 

- Фотографию на память в маршрутный лист и (Обучающиеся приклеивают маленькую фотографию в маршрутный лист рядом с условным обозначением города.)

- Что вы запомнили? (Ответы обучающихся)

- Итак, в путь. Включайте своё воображение. Представьте, что мы летим на воздушном шаре, который мгновенно будет переносить нас из города в город.

2.  Сергиев Посад    

Слайд 3

- Из Москвы мы отправляемся на северо-восток, в какой город?  (Сергиев Посад)

- Найдите на карте этот город, отметьте флажком. (Обучающиеся в маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали)

Достаньте из конверта текст без фотографии

- Читаем текст и готовимся отвечать на вопросы по тексту.

- Проверяем, как вы выполнили задание.   (Каждая группа задаёт вопрос)

- Что положило начало городу?

- Сергий Радонежский (1314 –1392) – иеромонах Русской церкви, преобразователь монашества в Северной Руси, основатель Свято-Троицкого монастыря. Был причислен к лику святых.

В каком веке был основан город?

- Кто являлся основателем монастыря?

- Вам захотелось погулять по территории Троице-Сергиевой лавры?

- Мне, ребята, тоже. Особенно зайти в Успенский собор.  Это пятиглавая церковь находится в центре лавры.  Посмотрите, какая красота!

- Успенский соборУспенский собор относится к Троице-Сергиевой Лавре. Это самый большой храм в составе ансамбля. Построен в 1559-1585 годах по образцу одноименного собора в Московском Кремле. При закладке храма присутствовал Иван Грозный с семейством. Торжественный и строгий храм отличается массивностью. Венчают величественный собор пять близко поставленных куполов. Внутри храм поражает размером, большим количеством света.

- Сделаем фотографию на память и поместим в маршрутный лист.  (Образно обучающиеся и учитель фотографируют объект, произнося «чик». Обучающиеся приклеивают маленькую фотографию в маршрутный лист рядом с условным обозначением города. Учитель кладёт фотографию города  в чемоданчик)

- Поработайте с маршрутным листом.

3. Ростов  

Слайд 4

- Следующая остановка…    (Ростов)

- Посмотрите, ребята, а мы здесь не одни. Кто-то ещё любуется достопримечательностями Ростова. (Все машут рукой)

- Отметьте город в маршрутном листе. (Обучающиеся в маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали)

- Ростов – один из самых древних городов в Золотом кольце. Уже с давних времён его называли Великим. Самая замечательная часть города – Ростовский Кремль, построенный во второй половине XVII века в центре города на берегу озера Неро. Что мы видим за его белыми стенами?

- Кремль Ростова был резиденцией – жилищем, - владыки духовного, потому называют его еще «Митрополичьим двором». А основан был в 17 веке он. Имеет кремль 11 башен, соборы, церкви да палаты пышные. «Палатами» в старые времена называли жилые комнаты. Хоть и называется сооружение «кремлём», что значит «город-крепость», защитного значения он никогда не имел. Разве что однажды, понарошку, когда проходили здесь съемки знаменитого фильма «Иван Васильевич меняет профессию».

- Видны многочисленные купола церквей, колокола которых славятся мелодичным звоном и известны по всему миру. Каждый из 13 колоколов звонницы, от самого большого, весом в 32 тонны колокол «Сысой», до самого малого, звучит по-особенному.         

- Послушайте знаменитый звон Ростовских колоколов!

- Слушайте внимательно. Потом вы мне скажите, какие ощущения вызвал у вас колокольный звон.

Слайд 4

Звучит Ростовский колокольный звон

- Когда звенит колокольный звон?

- Какие ощущения вызвал у вас колокольный звон?

- Делаем фотографию на память. Помещаем её в маршрутный лист и кладём в чемоданчик.

(Образно обучающиеся и учитель фотографируют город, произнося «чик». Обучающиеся приклеивают маленькую фотографию в маршрутный лист рядом с условным обозначением города. Учитель кладёт фотографию города  в чемоданчик)

- Что вам запомнилось о городе Ростове? Какие эмоции вы испытали, побывав в городе Ростов? Запишите в листок для заметок

- Пора отправляться нам дальше.                                                                                  

4. Физкультминутка

Вдруг 3 класс внезапно ожил.

Посмотрел он вправо, влево.

К солнцу руки протянул.

И друзьям во след махнул.

(Помахали другому, улетающему воздушному шару)

5. Ярославль  

Слайд 5

- Обратите внимание на карту Золотого кольца России, какой город видим? (Ярославль)

- Ярославль – древнейший город Золотого Кольца России расположен у слияния рек Волги и Которосли, один из красивейших городов Поволжья. Он был основан князем – Ярославом Мудрым, как крепость для защиты северо-восточных границ Руси. Это был первый христианский город на Волге. В 1238 году его разграбили и сожгли монголо-татары.

- Трудно не заметить в центре города Церковь Ильи Пророка. Необычайно красив этот простой по формам, строгий и торжественный храм с пятью широко поставленными главами.

 Церковь Ильи Пророка - выдающийся памятник русской художественной культуры XVII столетия, вписавший ярчайшую страницу в развитие Ярославской школы архитектуры и живописи. Церковь была построена в 1647-1650 гг. на месте двух деревянных храмов на средства богатейших местных купцов братьев Вонифатия и Иоанникия Скрипиных.

- Вклейте имя основателя и достопримечательности города, не забудьте про изображения .

7. Кострома

Слайд 6

- Посмотрите, над каким городом мы пролетаем?

- В состав Золотого кольца России входит также и Кострома.

- Отметьте этот город.

- Кострома — город Золотого кольца России. Практически ровесник Москвы. Cпокойный и уютный город, основанный на реке Волга в 1152 году суздальским князем Юрием Долгоруким.

- Какая существует легенда о городе Костроме? 

- Улицы от Сковородки расходятся веером. По легенде, так получилось благодаря причуде императрицы Екатерины II. Новый градостроительный план Костромы, который подали ей на утверждение, государыне не понравился, и она предложила свой вариант. Уронила раскрытый веер на карту города и сказала: «Так и стройте!»

- Возьмите текст с картинкой из конверта. Прочитайте внимательно текст и вставьте пропущенные слова.

- Какое слово вставили? (Веер)

Раскрыть веер

- Давайте пройдем по улицам

- Посмотрите, ребята,  мы видим Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь.

- Ипатьевский монастырь – главная достопримечательность города Костромы. Монастырь окружает каменная стена с бойницами и башнями. Он расположен в живописном месте на берегу реки Костромы недалеко от места её впадения в Волгу. С древних времён монастырь являлся важным оборонительным сооружением. Монастырь был основан в конце 13 века костромскими боярами Зерновыми.

- Что привлекло ваше внимание?

- Это один самый значимый из памятников Костромы. Монастырь охранял от врагов подступы к городу.    

- Скорей делайте фотографию на память, пока ветер не унёс наш шар. Помещаем её в маршрутный лист. (Образно обучающиеся и учитель фотографируют город, произнося «чик». Обучающиеся приклеивают маленькую фотографию в маршрутный лист рядом с условным обозначением города. Учитель кладёт фотографию города  в чемоданчик)

9. Владимир

Слайд 7

- Ребята, а вот название следующего города созвучно с именем нашего президента Российской Федерации. Как зовут нашего президента? (Владимир)

- Значит как называется наш следующий город?

- Это ещё одна жемчужина Золотого кольца. Его основал князь Владимир Мономах.  

- Владимир Мономах  — великий древнерусский правитель, военачальник, мыслитель. До самой смерти занимал великокняжеский киевский престол. Возглавлял княжества: Ростовское; Смоленское; Черниговское; Переяславское;

Киевское. Владимир Мономах стал одним из немногих правителей, причисленных Русской православной церковью к лику благоверных.

- Владимир – российский город. Является частью Золотого кольца России и считается его воротами. Население города около 350 тыс. человек. Город находится в европейской части страны, к востоку от столицы. Находится он на левом берегу Клязьмы. Владимир расположен на стыке 2 природных зон: безлесая возвышенность и лесная низменность с болотами. Владимир – один из самых старых городов России.

- Осмотритесь вокруг. Что вы видите?

- Завораживает величественная красота города, островерхие терема. Его древние храмы являются истинным украшением города.

Слайд 8

- Вот величественный Успенский собор, который находится на высоком берегу реки Клязьма в центре города, по его образцу построили Успенский собор в Московском Кремле.

- Успенский собор во Владимире – главный храм Владимиро-Суздальского княжества был заложен 8 апреля 1158 года князем Андреем Боголюбским, сыном Юрия Долгорукого. Расположенный на высоком берегу реки, сложенный из белого камня-известняка, Храм стал крупнейшей постройкой новой столицы, центром ее архитектурного ансамбля.

- Возьмите из конверта текс напечатанный зеленым цветом. 

- Прочитайте предложение. Найдите и подчеркните в нём ошибку, не соответствие действительности.

 - В ходе нашего виртуального путешествия каждый из вас приобрел себе небольшой фотоальбом с городами и их достопримечательностями на память.

- Молодцы, все с заданием справились.  Какие вы путешественники?

- Прочитайте правильно предложение.

- Так как нужно путешествовать?  

- Делаем фотографию на память. Помещаем её в маршрутный лист и кладём в чемоданчик.  (Образно обучающиеся и учитель фотографируют город, произнося «чик». Обучающиеся приклеивают маленькую фотографию в маршрутный лист рядом с условным обозначением города. Учитель кладёт фотографию города  в чемоданчик)

  1.  Закрепление изученного материала

Слайд 9

- Наше путешествие заканчивается там, где оно начиналось. Где?

- Как доказать, на что похож маршрут нашего путешествия?  

Соедините красным маркером города, над которыми мы пролетали

- Так как расположены города?

- Назовите города нашего маршрута.

Слайд10

- Все города, соединяясь дорогами,  вы правильно заметили, расположены своеобразным кольцом к северо-востоку от Москвы. (Перечислить названия городов)

III. Рефлексивно-оценочный этап урока

  1. Учитель читает стихотворение В. Степанова

Города старинные, звон колоколов.

Словно птицы-лебеди Суздаль и Ростов.

На широкой Волге Плёс и Кострома,

Башенки резные, чудо-терема.

Города старинные - к солнышку лицом -

Для России стали Золотым кольцом.

- Так  почему же для России они стали Золотым кольцом? Кто догадался?

- В каком значении употреблено слово золотое  в прямом или переносном?

- Города украшают нашу Родину. Маршрут  назван Золотым кольцом, потому что достопримечательности городов бесценны и могут быть сравнимы с дорогим металлом – золотом.

3. Рефлексия

- У вас на партах лежат личики, покажите мне то лицо, с которым вы уходите с урока.

  1. Подведение итогов

-  Каким было наше путешествие?

- Где мы с вами виртуально побывали?

- Мы с вами совершили путешествие по Золотому кольцу – гордости России. Каждый город Золотого кольца блистает своей богатой историей и достопримечательностями, а вместе составляют сокровищницу русской культуры. Золотое кольцо – гордость России.

VI. Домашнее задание

- Ребята, а что вам захотелось сделать дома?

- Поднимите руку, кому захотелось сделать рисунок?

- Кто захотел найти дополнительную информацию о понравившемся городе?

- А кто захотел рассказать родителям о своих впечатлениях от нашего путешествия?

Дифференцированное домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Золотое кольцо России"

Презентация к уроку окружающего мира "Золотое кольцо России" в 3 классе по учебнику Плешакова....

Конспект урока "Золотое кольцо России"

Конспект урока "Золотое кольцо России" по окружающему миру в 3 классе по учебнику Плешакова....

Презентация "Золотое кольцо России" 3 класс

Эта презентация предназначена для урока по окружающему миру в 3 классе. В ней совершается путешествие по интеесным городам России. ...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Золотое кольцо России".

Урок окружающего мира по теме "Золотое кольцо России" в 3 классе....

Урок окружающего мира " Золотое кольцо России" 3 класс в 3 частях

Материал к уроку окружающего мира по УМК " Школа России" "Золотое кольцо России" 3 класс. Презентация в 3 частях....

презентация Золотое кольцо

Для урока по окружающему миру...

Урок окружающий мир 3класс " Золотое кольцо. Интересные и необычные музеи "Золотого кольца"

В презентации показаны интересные и необычные музеи "Золотого кольца" ....