Главные вкладки

    Конспект урока по окружающему миру по теме "Золотое кольцо России".
    методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

    Урок окружающего мира по теме "Золотое кольцо России" в 3 классе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt.docx33.32 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока. Путешествие по Золотому кольцу России.

    3 класс, УМК «Школа России»

    Форма проведение: урок- путешествие

    Цель урока: познакомить младших школьников с городами, входящими в Золотое кольцо России.

    Задачи урока:

    1. Образовательные:
    1. создание условий для формирования у младших школьников понятия «Золотое кольцо России»;
    2. ознакомление школьников с достопримечательностями русских городов, входящих в золоток кольцо России.
    1. Развивающие:
    1. развивать познавательный интерес детей, образное мышление, воображение, речь учащихся, их кругозор;
    1. Воспитательные:
    1. создание условий для воспитания коммуникативных умений, самовоспитания при работе в группах;
    2. воспитание  любви к России, интереса к ее культурно-историческому и духовному наследию.

    План урока:

    Этапы урока

    Время

    1.

    Организационный момент.

    1-2мин

    2.

    Актуализация знаний

    1.Постановка проблемной ситуации.

    2. Эмоциональный настрой

    3. Сообщение темы

    4. Работа в группах

    5. Беседа по теме урока.

    6. Физкультминутка

    1мин

    2мин

    6мин.

    5мин

    20мин

    1мин

    3.

    Закрепление полученных знаний

    5мин

    4.

    Домашнее задание

    1мин

    5.

    Итог урока. Рефлексия.

    1мин

    Урок  по теме «Золотое кольцо России» проводится в 3 классе. Это первый урок большой темы «Путешествие по городам и странам». При проведение этого урока мною использованы такие методы и приемы: постановка проблемного вопроса, беседа, подготовка учениками сообщений о городах, работа в группах, заочная экскурсия по городам с использованием интерактивной доски.

    Оборудование:

    1. интерактивная доска smartbord
    2. компьютер
    3. презентация (notebook)
    4. Плешаков А.А. Окружающий мир: рабочая тетрадь. В 2-хчастях.- М.: Просвещение, 2009.
    5. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 3 класс. 2 часть. - М.: Просвещение, 2009.
    6. Уроки окружающего мира с применением информационных технологий. 1-3классы. Методическое пособие с электронным приложением.- М.: «Планета», 2010.
    7. энциклопедия «Города России»
    8. карточки с названиями городов
    9. сообщения учеников

    Интернет- ресурсы:

     http://festival.1september.ru/files/articles/56/5647/564721/pril.zip

    http://festival.1september.ru/files/articles/56/5647/564721/pril.zip

    file_20091007183510.ppt Даутова Л. Е. Золотое кольцо России

    zolotoe_koltso_rossii-prez..rar

    file20091007183510.zip Попова М.А. Золотое кольцо России

    ХОД УРОКА.

    1. Организационный момент.

    -Начинаем наш урок.  Сегодня у нас гости, давайте поприветствуем их. Проверьте,  все ли у вас есть на парте: учебник, тетрадь, пенал.

    1. Актуализация знаний. Слайд 1
    1. Постановка проблемной ситуации.

    Как вы понимаете, что такое кольцо? Для чего служат кольца? Какие бывают кольца? Сегодня на уроке речь пойдет тоже о золотом кольце. Только  принадлежит оно не отдельному человеку, а целой  нашей стране России. Оно так и называется – золотое кольцо России. Украшено неповторимыми российскими самоцветами.

    1. Сообщение темы Слайд2

    У каждого???есть свое название. Прислушайтесь к их необычному волшебному звучанию: Углич, Суздаль, Плес, Кострома, Сергее Посад, Владимир, Переславль-Залесский, Ярославль, Ростов. Чудо чудное! И это не сказка. Есть в России такое понятие - Золотое кольцо России.  Украшением России являются  города:   Углич, Суздаль, Плес, Кострома, Сергеев Посад, Владимир, Переславль-Залесский, Ярославль, Ростов.

    Итак, кто догадался: о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

    Наша задача:  Слайд  3  Узнать,  почему именно эти города вошли в золотое кольцо России, чем они знамениты.

    Сейчас вы разделитесь на группы, прочитаете об одном из городов. Узнаете, кто его основал, какой у него герб и чем этот город знаменит, какие в нем есть достопримечательности.  Потом расскажите про него всем остальным группам. Всю информацию вы можете взять из своих сообщений о городах, энциклопедии и учебника на страницах 88 – 97. Времени вам 5 минут.

    Работа в группах Слайд 4

    Ну что, вы готовы к путешествию? Тогда садимся  в автобус и в путь.

    1. Беседа по теме урока. Слайд 5

    Посмотрите на план – карту размещения этих городов в Золотом кольце.  Они действительно расположены почти кругом, беря свое начало в столице нашей Родины – Москве. Туристический  маршрут по городам Золотого кольца очень популярен. Давайте и мы с вами совершим заочную экскурсию.

    1. Заочная экскурсия.

    Ой, вы, гости – господа!

    долго ль ездили, куда?

    Ладно за морем иль худо?

    И какое в свете чудо?

    Выступление 1 группы - Сергеев Посад   Слайд 6

          Слово учителя: Экономическая жизнь города находилась в зависимости от нужд монастыря. Здесь развито производство крестов, подсвечников, икон т.д. Но наибольшую популярность завоевала Сергиевская игрушка. Слайд  7 Недаром Сергиев Посад называли «столицей потешного царства». Купить игрушку у стен Лавры – значит совершить богоугодное дело. Ведь сам Сергий вырезал игрушки на потеху ребятишкам. Сегодня Лавра – действующий мужской монастырь.

    Близ старинного подмосковного города Сергиева Посада, на высокой горе среди лесов и полей раскинулось село Богородское.

    По народному преданию, давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить малых детей. Вырезала она из чурбачка фигурку "ауку". Дети порадовались, поиграли и забросили "ауку" за печь. Раз муж стал собираться на базар и говорит: "Возьму-ка я "ауку" да и покажу на базаре торгашам". "Ауку" купили и еще заказали. С тех пор и повелась резьба игрушки в Богородском. В умелых руках резчиков осиновые, липовые или березовые чурки превращаются в чудесные фигурки.

    В 1980 г. в историческом центре Сергиева Посада был открыт уникальный и своеобразный музей, имеющий славные и яркие художественные традиции. Это было радостным событием не только для детей, которым он приоткрыл завесу времени над приметами детства многих стран и народов, но и для взрослых - их родителей и бабушек.

    Сергиев Посад – родина русской матрешки. В этом городе мастера славились не только резьбой по дереву, но и резьбой по кости. Это один из самых старинных видов русского народного искусства.

    Выводы: ???

    1. кто такой Сергий Радонежский?
    2. что он основал?
    3. чем прославился?
    4. какие достопримечательности города вы запомнили?(запишите в таблицу в рабочей тетради)

    Выступление 2 группы – Переславль – Залесский. Слайд 8

    Из Сергиева Посада мы едем в Переславль-Залеский – город, который был основан, как и Москва, Юрием Долгоруким. Слайд 9-10

    Само название города переводится с древнерусского как «перенявший славу». При въезде в город со стороны Москвы стоит Федоровский монастырь. Согласно легенде, монастырь возник уже в 14 веке, но известность приобрел после того, как в 1557г. У Ивана грозного родился сын Федор, названный так в честь святого, которому посвящен монастырь.

    Спасо-Преображенский собор (1157). Слайд 11-13 Храм предельно прост и скромен, но сколько в нем силы и мощи! Он поражает своей суровостью и неприступностью.

    Горицкий Успенский монастырь находится на возвышенности у южного берега Плещеева озера. Благодаря своему местонахождению он виден отовсюду.

    Недалеко от Горицкого монастыря расположен другой монастырь, Троицкий Данилов. Главное здание монастыря – Троицкий собор. Особенно интересно изображение Христа в куполе.

    Выводы:

    1. Кто основал город?
    2. какие достопримечательности города вы запомнили? Запишите в таблицу.

    Выступление 3 группы – Ростов.  Слайд 14

    Ростов – один из древних городов в Золотом кольце. Самая замечательная часть города – Ростовский кремль. В Ростове нас восхищает не только архитектурный ансамбль Ростовского кремля, но и знаменитая звонница Успенского собора. 3а белыми стенами кремля видно множество куполов церквей.  Колокола ростовских церквей славятся своим мелодичным звоном. Всего на звоннице 15 колоколов. Среди них самый большой – Сысой, весом 32 тонны. Ростовские звоны записаны на кассеты, диски и известны во всем мире. Слайд 15

    Этот город славен памятниками зодчества, собранием икон, медного литья, деревянной скульптуры, финифти.

    Ростов Великий славился книжными богатствами, собранными в сокровищнице ростовских князей. Слайд16-18

    На гербе города нарисован олень.

    Финифть – в переводе с греческого « блестящий камень». Это очень красивые эмалевые украшения: броши, серьги, кулоны.

    Выводы:

    1. какие достопримечательности города вы запомнили? Запишите в таблицу.
    2. чем славятся ростовские колокола? Как их называли?
    3. что такое финифть?

    Выступление 3 группы – Углич. Слайд 19

    Углич – древнейший русский город на Волге. В Угличе много памятников старины.Церковь царевича Димитрия “на крови” (1692 г.) воздвигнута на месте гибели восьмилетнего царевича. Красный цвет стен напоминает о происшедшем здесь событии угличских событий 15 мая 1591 года. Здесь же представлен ссыльный колокол, возвестивший горожанам о гибели царевича, и отбывший трехсотлетнюю ссылку в Сибирь. Слайд 20 - 24

    Кремль – историческое и градостроительное ядро древнего города.

     Выводы:

    1. Почему этот город так назвали?
    2. Какие достопримечательности есть в Угличе?
    3. Что вы записали в таблицу?

    Выступление 4 группы -  Ярославль Слайд 25

    Город Ярославль стоит на реке Волге.

    Послушайте легенду о создании этого города: « Плыл как-то по Волге - реке князь Ярослав да всматривался вдаль. Смотрит: С одной стороны берега низкие, а с другой - возвышается холм с крутыми склонами. "Хорошее место для крепости," - решает князь и начинает закладывать город, который был назван его именем - Ярославль. На гербе Ярославля изображен медведь.  Его появление там связано с легендой. Русский князь Ярослав Мудрый шел с дружиной, осматривая свои земли. Дорога была глухой, заросшей лесом. Князь отстал от дружины, и вдруг из-за оврага появилась медведица и бросилась на него. Не растерявшись, он успел ударить ее топором. В память об этом событии Ярослав построил церковь. А вскоре на том же самом месте заложил новый город - Ярославль, символом которого стал медведь.

    Ярославль – крупнейший промышленный и культурный центр России. Над городом проносились войны, пылали пожары, менялся облик улиц и площадей Ярославля. Но неизменным остается значение города как сокровищницы русской культуры. Слайд 26-30

    В центре города стоит памятник Федору Григорьевичу Волкову. Этот человек создал в Ярославле первый в России общедоступный театр. Ярославль называют родиной русского театра.

    В Ярославле множество церквей.

    Собор Спасо-Преображенского монастыря – старейшее из сохранившихся зданий Ярославля.

    Федор Григорьевич Волков создал в Ярославле первый в России общедоступный театр. Вот почему Ярославль называют родиной русского театра. Здесь же можно увидеть театр имени Волкова.

    1. Какие достопримечательности вы  запомнили? Запишите в таблицу.

    Выступление 5 группы -  Кострома Слайд 31

    Свое название город получил  по имени славянской богини весны и плодородия. Это один из самых интересных городов, входящих в маршрут «Золотое кольцо России». Улицы Костромы расположены в виде веера. Есть легенда, которая это объясняет. Когда императрица Екатерина 2 приказала перестроить город, ее спросили, какой она хочет видеть Кострому. В этот момент императрица развернула веер. Вот город сделали таким необычным. Слайд 32- 33

    Этот город считают родиной Снегурочки. Когда Дед Мороз из Великого Устюга отправляется в путешествие по России, он заезжает за внучкой в Кострому.

    Самым главным туристическим объектом считается Ипатьевский монастырь. Рядом уникальный музей деревянного зодчества под открытым небом. Сюда свозят из сел и деревень Костромской области деревянные церкви, старинные избы, амбары, ветряные мельницы.

    1. Какие достопримечательности вы  запомнили? Запишите в таблицу.

    1. Физкультминутка

    Выступление 6 группы -  Плес  Слайд 34

    Свое название город получил от речного плеса, т. е широкой части реки между двумя изгибами. Слайд 35 -39

    Плес – это город художников. Их привлекает необычная красота города и его окрестностей. Художники приезжали сюда и в прошлом. Особенно любил Плес русский художник Исаак Ильич Левитан. Сейчас здесь открыт музей И.И. Левитана.

    1. Какие достопримечательности вы  запомнили? Запишите в таблицу.

    Выступление 7 группы – Суздаль. Слайд 40

     Среди привольных просторов, полей и лесов, словно сказочный город, сияет крестами и куполами Суздаль. Прошли века, но и сегодня этот удивительный город пленяет нас своей первозданной красотой. Слайд 41- 43

    Всемирно известный город-музей. Здесь 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен. Этот город похож на кружево, сплетенное из шатров церквей и колоколен. Старейший памятник Суздаля Рождественский собор кремля, построенный в 13 в. Покровский монастырь – женский. В этот монастырь ссылали представительниц знатных родов и царских фамилий.

     В этом городе есть музей деревянного зодчества.

    1. Какие достопримечательности вы  запомнили? (33 церкви, музей деревянного зодчества) Запишите в таблицу.

    Выступление 8 группы – Владимир. Слайд 44

    Успенский собор долгое время был главным собором Руси. По его образцу построили Успенский собор в  Московском Кремле.

    Город Владимир основал князь Владимир Мономах. Гербом города Владимира является лев - символ власти и силы. Давайте пройдемся по улицам Владимира. Парадный въезд в город когда-то проходил через Золотые ворота.

    Это один из замечательных памятников старины.

    Створки ворот были обиты золоченой медью. Под лучами солнца они сверкали словно золото.  Пять позолоченных куполов Успенского собора видны издалека. А вот Дмитриевский собор.  На его стенах несколько сотен удивительных резных изображений. Слайд 45- 48

    Вышивка – один из видов искусства. В прошлом вышивкой занимались девушки в каждой крестьянской семье. Во Владимирской области и сегодня работают мастерицы. Владимирские швы – крупные стежки гладью. Ведущим цветом является красный.

    В 12 веке во Владимир была привезена знаменитая икона Богоматери, написанная евангелистом Лукой. От названия города икону стали называть Владимирской.

    Из Владимира мы возвращаемся в Москву. Путешествие наше по Золотому кольцу России закончилось.

    1. Закрепление полученных знаний   Слайд 49 – 50

    Соедините высказывание и город.

    1. На гербе этого города изображен медведь. (Ярославль)
    2. Здесь 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен. (Суздаль)
    3. Парадный въезд в этот город когда-то проходил через Золотые ворота.
      (Владимир)
    4. Здесь находится знаменитая Троице-Сергиева Лавра. (Сергиев Посад)
    5. Звоны этого города записаны на кассеты и диски. (Ростов)
    6. Этот город - «столица» русской игрушки. (Сергиев Посад)
    7. Этот город называют родиной русского театра. (Ярославль)
    8. Этот город называют городом-музеем.(Суздаль)
    9. Этот город славится своими вышивками. (Владимир)

    1. Домашнее задание

    - Учебник стр. 88-98 прочитать

                 - Ответить на вопросы на стр. 98.

              - Подготовить вопросы для викторины по городам Золотого кольца.

     - В тетради стр.47 №4, №5.

    1. Итог урока.  Рефлексия. Слайд 51

    - Вам понравилось сегодняшнее путешествие?

     - Какие города Золотого кольца запомнили?

      -А почему же кольцо России названо золотым?

    - Каким является кольцо, сделанное из золота? (красивым, ценным)

        - Вот и эти города очень красивы и ценны для нас.

    - Что удалось на уроке?

    - Что было самым трудным?

            Слайд 52


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по окружающему миру по теме: "Столица России"

                              Предмет:  Окружающий мир    УМК «Гармония» (автор О.Т. Поглазова), 2 класс, ...

    3 класс. Конспект урока по окружающему миру по теме: "Золотое кольцо России"

    Класс: 3Тема урока: «Золотое кольцо России»Цели урока: познакомить с древними городами, которые образуют всемирно известный маршрут Золотое кольцо России.Планируемые результаты:- предметные: учащиеся ...

    Конспект урока по окружающему миру, тема: «Золотое кольцо России. Плёс, Суздаль, Владимир» (3 класс, УМК "Школа России")

    Цель деятельности учителя: ознакомление обучающихся с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:-уметь находить на карте города Золото...

    Конспект урока по окружающему миру по теме:«Золотое кольцо России. Начинаем путешествие из Сергиева Посада» 3 класс, УМК "Школа России"

    Цели деятельности: ознакомление  учащихся с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностямиПланируемые результатыПредметные:Знать: что такое золотое кольцо ...

    Конспект урока по окружающему миру по теме:«Золотое кольцо России. Углич, Кострома, Иваново» 3 класс, УМК "Школа России"

    Цели деятельности: ознакомление  учащихся с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностями Планируемые результатыПредметные:Знать: что такое золотое к...

    Конспект урока по окружающему миру по теме:«Золотое кольцо России. Путешествие завершается» 3 класс, УМК "Школа России"

    Цели деятельности: ознакомление  учащихся с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностямиПланируемые результатыПредметные:Знать: что такое золотое кольцо ...


     

    Комментарии

    На этом уроке используется работа в группах, подготовка мини-сообщений, использование интерактивной доски