Конспект урока окружающего мира 3 класс. Тема: «Экологические проблемы современного города»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Власенко Татьяна Анатольевна

Конспект урока окружающего мира

3 класс

Тема: «Экологические проблемы современного города»

Цель урока: ознакомить учащихся с причинами возникновения   экологических проблем современного города и способами их решения.

Задачи:

   1.Образовательные: познакомить учеников с экологическими проблемами нашего города.

   2. Развивающие: развивать познавательную активность, умения работать в группах, вести диалог, развивая коммуникативные способности детей; развивать устную речь, активизировать мыслительную деятельность.

   3. Воспитательные: продолжать воспитывать экологическую культуру, экологическое сознание и мышление, бережное отношение к природе, как норму поведения людей любого возраста.

Оборудование:  Мультимедийный проектор, презентация, словари, оборудование для опытов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okr._mira_3_kl.docx23.58 КБ

Предварительный просмотр:

Власенко Татьяна Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Средняя школа № 5»

г. Рославль Смоленская область

Конспект урока окружающего мира

3 класс

Тема: «Экологические проблемы современного города»

Цель урока: ознакомить учащихся с причинами возникновения   экологических проблем современного города и способами их решения.

Задачи:

   1.Образовательные: познакомить учеников с экологическими проблемами нашего города.

   2. Развивающие: развивать познавательную активность, умения работать в группах, вести диалог, развивая коммуникативные способности детей; развивать устную речь, активизировать мыслительную деятельность.

   3. Воспитательные: продолжать воспитывать экологическую культуру, экологическое сознание и мышление, бережное отношение к природе, как норму поведения людей любого возраста.

Оборудование:  Мультимедийный проектор, презентация, словари, оборудование для опытов.

Ход урока:

1. Организация класса. Эмоциональный настрой на урок.

- Ребята, с каким настроением вы пришли  в школу?

- Сегодня вы будете не просто ученики, а исследователи и специалисты. Во время работы вы будете сотрудничать не только со мной, но и друг с другом. А как надо работать, чтобы наше сотрудничество было плодотворным?

- Будем работать активно, творчески и с удовольствием.

-Давайте улыбнемся друг другу. Когда мы улыбаемся – мы делимся своим хорошим настроением! И чем чаще мы это делаем, тем больше людей будут радоваться вместе с нами!  С таким хорошим настроением начинаем наш урок.

2. Определение темы урока.

Если только улыбнуться,
То начнутся чудеса – 
От улыбок прояснятся,
И глаза, и небеса.
Ну-ка взрослые и дети,
Улыбнитесь поскорей, 
Чтобы стало на планете,
И светлее, и теплей!

- Я не случайно начала урок с этого короткого стихотворения. В нём спрятана тема нашего урока. Как вы думаете, о чём пойдёт речь?

( О планете, о жизни на ней, потому что планета – наш общий дом.)

- Ребята, посмотрите на нашу планету. Как вы думаете, может ли планета заболеть?

 - Оказывается, может. Именно это произошло с Землёй по вине человека.

Как вы думаете, от чего ей так плохо, почему ей так некомфортно в сегодняшнее время? (Оттого, что она загрязнена, ей нечем дышать, животные вымирают и т.д.)

- Планета бьет тревогу, так как человек, пользуясь её богатствами (водой, воздухом, растениями) не задумывается о том, что своими неправильными действиями наносит ей вред. На планете возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего живого на Земле.

- Какова же тема нашего урока? (Экологические проблемы современного города)

- Подберите однокоренные слова к слову «экологический». (Экология, эколог)

- Как нам узнать, что такое экология.  Какие источники информации нам могут помочь? (Словари, интернет и т.д.)

- Какой словарь из предложенных вам поможет нам вспомнить определение слова  «экология»? (Толковый словарь)

- Итак, экология – это наука об окружающей среде, которая изучает жизнь различных организмов в окружающей среде, где всё живое и неживое вокруг нас взаимодействует.

    «Эйкос» - жилище, дом; « логос» - наука, знание.

3. Физкультминутка.

4. Постановка проблемы

- Какие экологические проблемы существуют на нашей планете? (Загрязняющие вещества, городской транспорт, мусор, городской шум, загрязнение воздуха,  воды, почвы, гибель лесов, исчезновение растений и животных.)

- Я расскажу вам сказку, а вы определите, о какой экологической проблеме идёт речь.

Однажды обходил  Лесовичок  свои владения. Смотрит, выскочила из воды рыбка и молвит: «Не отпускай ты меня, Лесовичок, назад в воду, моченьки нет там жить».

- Почему рыбка не хотела оставаться в воде, ведь там её дом? (Потому что он загрязнён.)

 Решение проблемы загрязнения водных ресурсов.

- Как происходит  загрязнение воды? ( Химические вещества, удобрения, нефтепродукты, сточные воды, отходы промышленных предприятий и т.д.)

- Какая опасность угрожает рыбке? (Она может погибнуть)

-А кому ещё угрожает опасность? Почему?  (Птицам, насекомым, живущим в воде, растениям)

- Давайте попробуем провести опыт, который наглядно расскажет нам об опасности загрязнения водных ресурсов.

-У вас на столе лежат перья. Какой птице они могут принадлежать и почему? (Утке, курице и т.д.)

- Как водоплавающие птицы приспособились к жизни на воде? (У них есть перепонки на лапах, перья смазаны жиром.)

Опыт с пером. 2 тарелки с подкрашенной жидкостью. Добавьте в тарелку №2  несколько капель жидкости для мытья посуды. Работай по инструкции.

( группам даётся 2 гусиных пера)

Инструкция .

1. возьмите перо

2. аккуратно опустите его на поверхность воды

3. запишите, что происходит с пером

4. сделайте вывод

5. достаньте перо из воды

6.положите его на салфетку

7. запишите, что вы наблюдаете

8. сделайте вывод

Объект исследования

Действия

Результат

Результат через 1 минуту

Вывод

Перо

Опустить в воду

плавает

плавает

Перо водоплавающей птицы

Перо из воды

Положить на салфетку

На салфетке небольшой мокрый след

Перо не утонуло и не намокло

Перо

Опустить в воду с жидкостью для мытья посуды

плавает

тонет

При добавлении моющего средства мыло растворяет жировую смазку птичьих перьев

Перо из воды

Положить на салфетку

На салфетке большой мокрый след

Перо  утонуло и намокло

- Объясните, что произошло?

(При добавлении моющего средства,  мыло растворяет жировую смазку птичьих перьев, и в результате птица становится в воде "тяжелой", медленнее двигается и быстрее устает. От загрязненной мылом воды страдают не только гуси, утки и другие водоплавающие птицы, но и водоплавающие млекопитающие - выдры, бобры и другие.)

- Какую экологическую проблему отражает этот опыт? (Загрязнение водоёмов приводит к гибели живых организмов.)

- В результате  какой деятельности человека  это может произойти в природе? (Моют машины, стирают, разливы нефти и т.д.)

- Хозяйственная деятельность человека часто приводит к загрязнению воды и воздуха, почвы,  гибели живой природы, а это, прежде всего, вредит его собственному здоровью, т.к. человек пьёт воду, дышит, использует в пищу разнообразные  продукты.

5. Работа с текстом.

Может ли  город существовать независимо, «сам по себе»? Конечно же  нет. Словно гигантский живой организм, город ежедневно «поглощает» огромное количество продуктов питания, воды, топлива. Одновременно за пределы города выводится  большое количество сточных вод, промышленных и бытовых отходов. Предприятия и городской транспорт выбрасывают загрязняющие вещества прямо в атмосферу.

        Серьёзную проблему для состояния окружающей среды представляет городской транспорт. Выхлопы автомобилей содержат опасные для живых организмов, в том числе и человека, газообразные и твёрдые вещества.

        Ещё одна проблема – бытовые отходы или мусор. Очень часто этот мусор содержит опасные химические вещества, которые потом попадают в почву, а затем в растения.

        Жители города страдают также от шумового загрязнения.  Постоянный шум очень опасен для здоровья живых организмов.

        Наша задача заключается в том, чтобы уменьшить то неблагоприятное воздействие, которое города оказывают на окружающую среду.

 - Наш город – это «гигантский живой организм».

- Как вы понимаете это выражение? (Город живёт, растёт, развивается, потребляет воду, топливо, продукты питания и т. д.)

- Найдите в тексте, какие неблагоприятные воздействия город оказывает на окружающую среду?

6. Творческая работа.

- Какой вклад в решение проблемы охраны окружающей среды можете внести вы?

Давайте попробуем предложить свои решения по данной проблеме.

1 группа – группа  Экологов. Вы должны  проанализировать современную

экологическую картину, которую мы  можем наблюдать в нашем городе?

2 группа – группа Натуралистов. Вы должны предложить мэру города пути решения  экологических проблем.

3  группа – группа Активистов. Вы должны обратиться с призывами к жителям нашего города, с целью  улучшения экологической обстановки.

4 группа -  группа художников. Вы должны придумать листовки, которые привлекут внимание населения к проблемам экологии в нашем городе.

Заслушивается результат работы.

7. Подведение итогов.

- А как вы думаете, может ли один человек справиться с такими серьёзными проблемами? (Нет, здесь надо потрудиться всем людям).

- Да, охрана окружающей среды - задача всего человечества. Мы должны сохранить нашу планету для тех, кто будет жить после нас.

Молодцы, ребята! Вы предложили свои пути решения некоторых экологических проблем. И мы надеемся, что сегодня мы еще раз прочувствовали, что экологическая безопасность планеты зависит от каждого из нас. Мы должны беречь природу.

- Закончить наш сегодняшний урок я хочу  стихотворением Жулий Виктории

Природу на планете надо сохранить!

Как дожди нас утомили,

Настроение на нуле…

Мы уж солнце позабыли…

Что творится на Земле?

Это, верно, небо плачет

И от горя слёзы льёт.

Мстит ПРИРОДА, не иначе.

Людям за плохой подход.

Знаем, нет плохой погоды,-

Не об этом речь…

Мы забыли, что ПРИРОДУ

Надобно БЕРЕЧЬ!

Мы забыли, нашим детям –

В этом мире жить…

И ПРИРОДУ на планете

Надо СОХРАНИТЬ!

А главное – своими действиями не наносить ей вред.        

 - А теперь мне очень хочется узнать что нового, интересного вы сегодня  узнали на  уроке и что сможете рассказать дома.

- Ребята, я прошу зарисовать вас своё настроение в кружках – личиках, которые лежат у вас на столах. Я хочу знать,  с каким настроением вы сегодня пойдёте домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира на тему: "Экологическая безопасность"

Изготовление фильтра для воды из подручных материалов....

Конспект урока окружающего мира по теме : "Экологическая безопасность"- 3 класс (программа «Школа России», предмет «Мир вокруг нас», Плешаков А.А.)

Цели: познакомить детей с терминами «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр»;доказать детям, что Земля- наш дом: бережём дом- бережём здоровье;научить выполнять правила...

Презентация к внеклассному занятию по окружающему миру на тему: "Экологические проблемы мира".

Презентация к внеклассному занятию по окружающему миру на тему: "Экологические проблемы мира"....

Урок по окружающему миру по теме "Экологические проблемы Арктики" (конкурс "Учитель Года")

Урок посвящен проблемам Арктики. Систесно-деятельностный подход позволяет детям работать на уроке с максимальной отдачей,  предложить рекомендации  по решению экологических проблем Арктики.Р...

Конспект урока окружающего мира по теме "Экологическая безопасность" (УМК "Школа России, 3 класс)

Цель: познакомить учащихся с понятием «экологическая безопасность",  доказать необходимость выполнения правил экологической безопасности в повседневной жизни. Используемые образов...

конспект урока окружающего мира по теме "Экологическая безопасность"

Урок окружающего мира в 3 классепо теме «Экологическая безопасность»Тип урока: урок ознакомления с новым учебным материаломЦели урока: познакомить детей с терминами «Экологичес...

Конспект по окружающему миру на тему " Экологическая безопасность" (3 класс)

Самоанализ урока по окружающему миру в 3 классе по теме «Экологическая безопасность»        Урок проведён по типу «Изучение нового...