Конспект урока по окружающему миру "Россия на карте", УМК "Школа России", 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Тарасевич Ольга Сергеевна

Тема

Россия на карте

Цель

Создать условия для знакомства с физической картой России, условными знаками на карте

Планируемые результаты

Предметные:

-освоят первоначальные умения чтения карты;

-научатся показывать на карте Российскую Федерацию;

-получат представление об условных обозначениях на карте.

 

Метапредметные:

Личностные:

-иметь целостное представление о мире;

-осознавать свою принадлежность к сообществу граждан России;

-осознавать величие нашей страны

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

 - уметь слушать и отвечать на задан­ный вопрос;

- выполнять учебные действия в устной речи

Познавательные:

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- устанавливать причинно-следственные связи;

 Коммуникативные:

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- использовать в общении правила вежливости;

- принимать другое мнение.

 

Тип урока

Изучение нового материала

Информационные источники

Ресурсы: Учебник Окружающий мир 2 класс, А. А. Плешаков, презентация

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossiya_na_karte.docx30.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

Россия на карте

Цель

Создать условия для знакомства с физической картой России, условными знаками на карте

Планируемые результаты

Предметные:

-освоят первоначальные умения чтения карты;

-научатся показывать на карте Российскую Федерацию;

-получат представление об условных обозначениях на карте.

Метапредметные:

Личностные:

-иметь целостное представление о мире;

-осознавать свою принадлежность к сообществу граждан России;

-осознавать величие нашей страны

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

 - уметь слушать и отвечать на заданный вопрос;

- выполнять учебные действия в устной речи

Познавательные:

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- устанавливать причинно-следственные связи;

 Коммуникативные:

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- использовать в общении правила вежливости;

- принимать другое мнение.

Тип урока

Изучение нового материала

Информационные источники

Ресурсы: Учебник Окружающий мир 2 класс, А. А. Плешаков, презентация

№ п.п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

 Мотивация (самоопределение)
к учебной деятельности

Над Россией Солнце светит,

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны ее родней! (О. Высотская)

- О чём говорится в стихотворении?

- Почему автор стихотворения так считает?

- Россия – наша Родина, наш дом, как можно не любить?

2

Актуализация знаний

УЗ: «Беседа по теме прошлого урока»

УЗУ: Повторить явления, происходящие весной в живой и неживой природе; способствовать формированию коммуникативных УУД: умению формулировать свои мысли, аргументировать свой ответ.

УЗу: Ребята, давайте вспомним, что мы изучали с вами на прошлом уроке?

ПЗ: Для этого, ответьте на мои вопросы.

СУЗ:

- Как светит солнце весной?

- Какое по цвету весеннее небо?

- Что происходит со снегом, льдом на реках весной?

- Что происходит весной с почвой?

СМК: Внимательно слушайте вопросы.

ОРД: Кто знает ответ, поднимаете руку, не выкрикиваем с места.

КВ: Устные ответы учащихся.

ИВ: Итак, мы с вами повторили весенние явления в неживой и живой природе.

- Солнце светит ярче, и греет по – настоящему.

Оно поднимается в небе гораздо выше, чем зимой.

- Небо голубое, высокое и плывут по нему белые – белые лёгкие облака.

- Начинает таять снег и побежали первые ручьи. На реках начинается ледоход: льдины, большие маленькие, быстро плывут по течению, сталкиваются, разбиваются.

- От весеннего тепла оттаивает почва. На поверхности она просыхает, но в глубине остается влажной.

3

Постановка темы, цели урока

УЗУ: Способствовать формированию регулятивных УУД: умению ставить цель и формулировать задачу урока.

УЗу: Ребята, давайте с вами попробуем определить цель нашего урока и поставить задачи.

ПЗ: Для этого, отгадайте загадку.

СУЗ:

Моря есть- плавать нельзя,

Дороги есть – ехать нельзя,

Земля есть – пахать нельзя.

                                Что это?

- Предположите, о чём мы будем говорить на уроке?

- А какие задачи урока мы сегодня поставим, узнаем от Муравьишки.

ОРД: Прочитайте тему урока на стр. 90 учебника.

КВ: Устные ответы учащихся.

ИВ: Молодцы! Вы правильно определили цель и задачи урока. Приступим к работе.

- Карта

- О карте

- Узнать, что такое карта

- Как выглядит на карте наша страна

- Как правильно читать карту

- Какие есть условные знаки и как правильно их показывать

4

Восприятие

УЗ: «Знакомство с понятием – карта»

УЗУ: Создать условия для ознакомления учащихся с понятием карта.

УЗу: Ребята, давайте узнаем, что такое карта.

ПЗ: Для этого, откройте учебник на стр. 91.

СУЗ: Карта - это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.

КВ: Устный контроль.

ИВ: Итак, что же такое карта?

УЗ: «Читаем карту»

УЗУ: Создать условия для формирования умения работать с картой России.

УЗу: Ребята, сейчас мы с вами узнаем, как правильно нужно читать карту.

ПЗ: Для этого, откройте стр. 94. И прочитайте как нужно читать карту.

СУЗ: Текст в учебнике.

КВ:

- Назовите на карте стороны горизонта.

- Давайте теперь разберем, что обозначают на карте различные цвета.

- Что обозначает голубой цвет?

- Каким цветом обозначена суша?

- Каким цветом обозначают равнины, горы?

- Почему равнины обозначены разным цветом?

ИВ: Теперь вы знаете, что обозначают цвета на карте.

УЗ: «Условные знаки на карте»

УЗУ: Создать условия для ознакомления учащихся с условными знаками на карте.

УЗу: А, теперь, давайте выясним, что обозначают условные знаки карты.

ПЗ: Для этого, рассмотрим рисунок в учебнике и найдем представленные знаки на карте.

СУЗ: Рисунок в учебнике.

КВ: Устный контроль.

ИВ: Итак, теперь вы знаете какие есть условные знаки на карте и что они обозначают.

- Север – вверху, юг – внизу, запад – слева, восток – справа.

- Голубым цветом на карте обозначена вода.

- Зеленым, желтым и коричневым - суша.

- Зеленым и желтым цветом обозначают равнины, а коричневым горы.

- Потому что на равнинах есть низменности и возвышенности. Низменности обозначают на карте зеленым цветом, а возвышенности – желтым.

5

Осмысление

УЗ: «Работа с картой»

УЗУ: Создать условия для нахождения условных знаков на карте; способствовать формированию коммуникативных УУД: умению формулировать свои мысли, аргументировать свой ответ, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, использовать в общении правила вежливости.

УЗу: Давайте с вами попробуем определить где на карте располагаются условные знаки.

ПЗ: Для этого, вы будете работать в группах.

ОРД: Для начала, давайте с вами вспомним какие правила в группе существуют.

Теперь посмотрите на карту стр.  90 – 91 учебника. Сейчас вы будете играть в игру «Продолжи». Ваша задача в группе внимательно рассмотреть карту и описать по «цепочке» карту России. 1 человек в группе описывает какие моря омывает Россию на севере, востоке, юге, западе; 2 человек описывает города на карте России; 3 человек описывает реки; 4 человек описывает горы расположенные на карте России. После выполнения задания в группе, вы должны дружно, всей группой составить рассказ по карте России.

СУЗ: Карта России в учебнике.

КВ: Учитель ходит по классу, оказывает учащимся помощь.

ИВ: Теперь представитель группы выходит к доске и зачитывает рассказ о карте России. Все остальные оценивают группу по следующим критериям:

  1. Описание карты России выполнено последовательно;
  2. Рассказ о карте России интересный;
  3. Рассказывали громко, четко и понятно.

Итак, самый лучший рассказ получился у (__) группы. Расскажите всему классу, как вы достигли такого результата. Как вы работали в группе при составлении описания карты России?

-  Работать дружно.

- Работать без шума, не мешая друг другу.

- Уважать товарищей.

- Слушать каждого члена группы внимательно, не перебивая.

- Говорить коротко и понятно.

- Поддерживать друг друга, несмотря на разногласия.

- Распределять обязанности.

6

Закрепление

УЗ: «Заполнение карты»

УЗУ: Создать условия для заполнения карт по условным знакам.

УЗу: Ребята, сейчас вы будете заполнять карты по условным знакам.

ПЗ: Для этого, вы будете работать парами.

ОРД: Возьмите в руки карту России, вы видите, что она у вас не закрашена. Вашей задачей будет, с помощью условных знаков восстановить карту России.

СУЗ: Карта России.

КВ: Учитель ходит по классу, проверяет выполнение задания, помогает учащимся, если возникают трудности.

ИВ:У вас получились замечательные карты.

7

Подведение итогов (рефлексия)

- Ребята, какие задачи мы поставили на урок?

– Кто скажет, что такое карта?

– Какие цвета можно встретить на карте? Что они обозначают?

- Узнать, что такое карта.

- Как выглядит на карте наша страна.

- Как правильно читать карту.

- Какие есть условные знаки.

-  Карта - это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.

- Голубым цветом на карте обозначена вода.

- Зеленым, желтым и коричневым - суша.

- Зеленым и желтым цветом обозначают равнины, а коричневым горы.

8

Организация д/з

Р/т стр. 59 - 60


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру, тема: «Золотое кольцо России. Плёс, Суздаль, Владимир» (3 класс, УМК "Школа России")

Цель деятельности учителя: ознакомление обучающихся с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:-уметь находить на карте города Золото...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Золотое кольцо России. 3 класс. 1 урок.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Золотое кольцо РоссииЦели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом.Планируемые резул...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России" 3 класс.)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о древних городах, которые образуют Золотое кольцо России; формирование умений показывать на карте города, которые входят в Золотое кольцо России.Планиру...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: Проект "Города России" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя:формирование знаний обучающихся огородах России.Планируемые результаты:Предметные:-знать особенности городов России; -уметь анализировать и делать выводы.Личностные:-при...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Золотое кольцо России". (УМК "Школа России", 3 класс). 1 часть.

Цели деятельности учителя: формирование знаний о древних городах, которые образуют Золотое кольцо России; формирование умений показывать на карте города, которые входят в Золотое кольцо России.Планиру...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Золотое кольцо России". (УМК "Школа России", 3 класс). 2 часть.

Цели деятельности учителя: формирование знаний о древних городах, которые образуют Золотое кольцо России; формирование умений показывать на карте города, которые входят в Золотое кольцо России.П...