Интеллектуальная игра по окружающему миру среди 3-х классов «Звёздный час»
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Чуприна  Ольга Константиновна

Дата:

09.12.2022

Класс:

3 б и 3 в

Учитель:

Чуприна О.К., учитель начальных классов (высш.кв.категории)

Предмет:

окружающий мир

Тема:

 Звездный час

Форма урока:

Интеллектуальная игра

Цель:

формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля; развивать познавательный интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру.

Задачи:

  • Образовательные: расширять знания обучающихся о природе; прививать навыки познавательной творческой деятельности; формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля.
  • Коррекционно-развивающие: развивать практические умения, четкую, правильную речь, аналитико-синтетическую деятельность; работать над совершенствованием полноты зрительных, слуховых, моторных ощущений; формировать умение работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму. Развивать словесно-логическое мышление, практическое умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями на базе языковых средств, на базе видения предмета и определения его свойств.
  • Воспитательные: воспитывать у обучающихся стремление к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды; способствовать развитию уважительного отношения друг к другу, чувства коллективизма, сплочённости; развивать познавательную активность, бережное отношение и любовь к окружающему миру. Воспитывать устойчивость интереса к уроку, позитивного отношения к исправлению речевого дефекта.

УУД:

Предметные: расширить и углубить знания учащихся о правилах поведения в природе; сравнивать объекты природы между собой, соотносить явления, наблюдаемые в природе с иллюстрациями; воспитывать бережное отношение ко всему живому на Земле.

Личностные: определять границы собственного знания и «незнания»; развивать познавательные интересы, учебные мотивы; воспринимать важность (ценность) учебы как интеллектуального труда и познания нового.

Регулятивные: анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной деятельности; оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы);

          Познавательные:

общеучебные - находить ответы на вопросы в рисунках и схемах; ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач.

логические – учиться осуществлять сравнение, делать выводы; строить рассуждения в форме простых суждений.

Коммуникативные: учиться задавать вопросы; учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве.

Оборудование, оформление: компьютер, мультимедийное сопровождение, выставка книг «Мы друзья твои, природа!», разрезные картинки, сигналы, карточки со словами, ребусы, практическая работа, карточки с экологическими ситуациями, поощрительный материал.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvezdnyy_chas.docx223.92 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное  общеобразовательное учреждение Ростовской области

 «Зерноградская специальная школа-интернат»

Интеллектуальная игра по окружающему миру среди 3-х классов

                         «Звёздный час»

Подготовила и провела

                                        учитель начальных классов

        Чуприна  О.К.

09.12.2022

Дата:

09.12.2022

Класс:

3 б и 3 в

Учитель:

Чуприна О.К., учитель начальных классов (высш.кв.категории)

Предмет:

окружающий мир

Тема:

 Звездный час

Форма урока:

Интеллектуальная игра

Цель:

формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля; развивать познавательный интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру.

Задачи:

  • Образовательные: расширять знания обучающихся о природе; прививать навыки познавательной творческой деятельности; формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля.
  • Коррекционно-развивающие: развивать практические умения, четкую, правильную речь, аналитико-синтетическую деятельность; работать над совершенствованием полноты зрительных, слуховых, моторных ощущений; формировать умение работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму. Развивать словесно-логическое мышление, практическое умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями на базе языковых средств, на базе видения предмета и определения его свойств.
  • Воспитательные: воспитывать у обучающихся стремление к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды; способствовать развитию уважительного отношения друг к другу, чувства коллективизма, сплочённости; развивать познавательную активность, бережное отношение и любовь к окружающему миру. Воспитывать устойчивость интереса к уроку, позитивного отношения к исправлению речевого дефекта.

УУД:

Предметные: расширить и углубить знания учащихся о правилах поведения в природе; сравнивать объекты природы между собой, соотносить явления, наблюдаемые в природе с иллюстрациями; воспитывать бережное отношение ко всему живому на Земле.

Личностные: определять границы собственного знания и «незнания»; развивать познавательные интересы, учебные мотивы; воспринимать важность (ценность) учебы как интеллектуального труда и познания нового.

Регулятивные: анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной деятельности; оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы);

          Познавательные:

общеучебные - находить ответы на вопросы в рисунках и схемах; ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач.

логические – учиться осуществлять сравнение, делать выводы; строить рассуждения в форме простых суждений.

Коммуникативные: учиться задавать вопросы; учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве.

Оборудование, оформление: компьютер, мультимедийное сопровождение, выставка книг «Мы друзья твои, природа!», разрезные картинки, сигналы, карточки со словами, ребусы, практическая работа, карточки с экологическими ситуациями, поощрительный материал.

Ход мероприятия:

Вступление по музыку (Слова учителя)

Есть на земле огромный дом 
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,
дождь и гром,
Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.

Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовётся этот дом. 

– Сегодня мы с вами встретились в командной игре «Звездный час». Этот час посвящен знаниям о природе.

- У нас 2 команды: «Друзья природы» и «Юные экологи».

Представьте свои команды:

Команда  "Друзья природы" 

Девиз: "Давайте друзья, в любую погоду будем беречь родную природу!"

 (3Б класс)

Команда "Юные экологи" 

Девиз: Мы экологи планеты, Мы защитники Земли,

Пусть всегда растут деревья, пусть всегда цветут сады". (3В класс)

Командам предстоит выполнить задания и получать баллы за правильные ответы. Та команда, которая соберет большее количество баллов - победит. А считать баллы будет наше жюри.

Итак, первый Конкурс 1. "Быстрая разминка"

Команды по очереди отвечают на вопросы. Если команды затрудняются с ответом, право ответа получают болельщики команды.

Вопросы конкурса:

1. Самая маленькая птица? (Колибри)
2. Кто спит головою вниз? (Летуча мышь)
3. Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (Лисичка)

4. Пингвин – птица или зверь? (Птица)
5. Какое животное почти всегда живет под землей? (Крот)
6. Не рыбак, а сети расставляет? (Паук)

7.  Много рук, а нога одна? (Дерево)
8. Что делает зимой еж? (Спит)

Конкурс 2 «Зеленая планета» (музыка)

 Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд? (растения). Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий.

 Ваша задача по листьям дети определить растение. (командам раздаются карточки)

Конкурс 3. «На лесной полянке».

 Отгадайте загадку:

Ножка есть, но нет ботинка.

Шляпка есть – нет головы. (гриб)

Сейчас мы вспомним названия грибов.  И поиграем в интерактивную игру. За каждый правильный ответ – 1 балл. По очереди определим грибы. (называют грибы).

Это какие грибы? (съедобные) А какие еще бывают? (несъедобные)

Конкурс 4 «Определи обитателей воды» (музыка)

Вода – красота всей природы. Вода жива, она бежит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и движение всему ее окружающему. Кто обитает в воде?  Вспомните, кто такие рыбы? Где они могут обитать?

Распределите рыб в свою среду обитания. По очереди распределите этих животных на 2 группы: морские и речные. Назовите их.

Конкурс 5 «Хвостатая» викторина

Задание – отгадайте животное по описанию его хвоста.

1.Этому замечательному прыгуну его хвост помогает держать равновесие. (Кенгуру)
2. Её пушистый рыжий хвост служит своей хозяйке парашютом во время прыжков. (Белка).

3. У этого великана нос немного длиннее, чем хвост. (Слон).
4. Это колючее животное начинает трясти хвостом, при встрече с неприятелем. Длинные иголки при этом отрываются и летят во все стороны. (Дикобраз).
5. Мощным хвостом это животное сбивает жертву с ног, подбрасывает вверх и ловит огромной зубастой пастью. (Крокодил).
6. Она не боится потерять хвост, потому что обязательно вырастет новый. (Ящерица).

Конкурс 6 «Поиск»

Команда на картинке ищет животных, раскрашивает их и называет. В это время вопросы для болельщиков.

Блицтурнир для болельщиков

  • Какие ноги у жирафа длиннее?
  • Сколько ног у паука?
  • Кого называют «пернатой кошкой»?
  • Каким насекомым
    хлопают в ладоши?
  • Они очень маленькие, их не видно, но от них можно заболеть?
  • Какое животное собирает яблоки спиной?
  • У какого хищного зверя наших лесов след похож на человеческий?
  • Какое животное
    является санитаром леса?
  • Что регулярно делает кабан, чтобы ухаживать за своей шкурой?
  • В России, как и во многих странах, это растение называют «цветком солнца», а из его семян изготавливают полезное масло. О каком растении идет речь?
  • Это дерево ежегодно ранней весной поит людей своим полезным соком?
  • Назовите самую маленькую птичку на земле, которая летает хвостом вперед?
  • Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда?

Физминутка (разминка под музыку)

Конкурс 7.  «Конкурс для капитанов» (музыка)

Подбери перок птице, назови птицу. Определи перелетных и зимующих птиц.

Конкурс 8"Собери приметы" (музыка)

У природы нет плохой погоды, всякая погода – благодать.

Командам выдаются конверт с разрезанными на части фразами (народными приметами). В каждом конверте содержится три народные приметы. Участники должны быстро и правильно собрать из разрезанных частей фразу (народную примету).

Народные приметы:

1 команда

  • Много ягод к холодной зиме.
  • Поздний гриб – поздний снег.
  • Тёплая зима – к холодному лету

2 команда

  • Много снега-много хлеба.
  • Дым столбом- к морозу.
  • Кошка прячет нос – похолодает.

Конкурс 9. Нарисуй знак «Природа в опасности» (музыка)

Мы речь свою ведем о том.
Что вся Земля – наш общий дом –
Наш добрый дом, просторный дом –
Мы все с рожденья в нем живем.
Еще о том ведем мы речь.
Что мы наш дом должны беречь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.

Каждой команде нужно изобразить запрещающий знак в природе. Посовещайтесь и нарисуйте. Расскажите о нем. (команды рисуют знак)

Игра для болельщиков

Правда ли, что…?

- медведь сосет зимой лапу? (Зимой у медведя облазит кожа на лапах, чтобы уменьшить боль, он лижет лапы)

- муравьи никогда не спят? (Муравьи никогда не спят)

- после укуса человека – пчела погибает? (Да, правда)

- проходя зимой по лесу, можно встреть ежа? (Нет, зимой ежи спят)

- клесты выводят своих птенцов в самые лютые морозы? (Да, это так)

- перед наступлением холодов «божьи коровки" улетают, как и птицы, в теплые края на зимовку, а весной возвращаются обратно? (Да. При этом летят они стаями и на большой высоте).

«Узнай по описанию»

«Я самое большое животное из всех, которые когда-либо жили на Земле. Я вешу столько, сколько весят 33 африканских слона. Я слышу и разговариваю с себе подобными на расстоянии до 60км. Это происходит потому, что в воде звук распространяется лучше, чем в воздухе. Моё тело имеет очень толстый слой жира, который согревает меня в ледяных водах океана» (Голубой кит)  

«Я –огромный пушистый зверь, длиной до 3 м и весом более тонны. Я хорошо плаваю, загребая своими огромными лапами, охочусь не только в воде, но и со льда. Иногда подолгу сижу у лунки, поджидая тюленя.  Живу я там, где всегда холодно» (Белый медведь)    

«Я – чемпион по выживанию в условиях пустыни. Я отлично переношу суровый климат, морозы, засуху. Летом выдерживаю без воды 5 дней, а зимой – 20. После столь продолжительной жажды могу выпить до 120 литров воды. А свои запасы воды и пищи ношу в своих горбах. (Верблюд)   

           (музыка)

          Наша планета Земля
Очень щедра и богата:
Горы, леса и поля –
Дом наш родимый, ребята!
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нет.
Развеем над ней и тучи, и дым,
В обиду ее никому не дадим.
Беречь будем птиц, насекомых, зверей,
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю землю садами, цветами,

           Такая планета нужна нам с вами.

Команды показывают свой проект «Природа в опасности» и рассказывают свои доклады

Все, что нужно, год от года
Нам дает сама природа,
И поэтому все мы
Жить не можем без воды,
Без красивых гор высоких,
Без лесов, полей и рек
Жить не может человек.
Так давайте сбережем
Наш земной природный дом!

Подведем итоги командной игры.

(Награждение команд: вручаются почетные медали и грамоты победителям)

Самоанализ внеклассного мероприятия по окружающему миру в 3 классе

Дата:

09.12.2022

Класс:

3 б и 3 в

Учитель:

Чуприна О.К., учитель начальных классов (высш.кв.категории)

Предмет:

окружающий мир

Тема:

 Звездный час

Форма урока:

Интеллектуальная игра

Цель:

формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля; развивать познавательный интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру.

Задачи:

  • Образовательные: расширять знания обучающихся о природе; прививать навыки познавательной творческой деятельности; формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля.
  • Коррекционно-развивающие: развивать практические умения, четкую, правильную речь, аналитико-синтетическую деятельность; работать над совершенствованием полноты зрительных, слуховых, моторных ощущений; формировать умение работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму. Развивать словесно-логическое мышление, практическое умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями на базе языковых средств, на базе видения предмета и определения его свойств.
  • Воспитательные: воспитывать у обучающихся стремление к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды; способствовать развитию уважительного отношения друг к другу, чувства коллективизма, сплочённости; развивать познавательную активность, бережное отношение и любовь к окружающему миру. Воспитывать устойчивость интереса к уроку, позитивного отношения к исправлению речевого дефекта.

УУД:

Предметные: расширить и углубить знания учащихся о правилах поведения в природе; сравнивать объекты природы между собой, соотносить явления, наблюдаемые в природе с иллюстрациями; воспитывать бережное отношение ко всему живому на Земле.

Личностные: определять границы собственного знания и «незнания»; развивать познавательные интересы, учебные мотивы; воспринимать важность (ценность) учебы как интеллектуального труда и познания нового.

Регулятивные: анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной деятельности; оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы);

          Познавательные:

общеучебные - находить ответы на вопросы в рисунках и схемах; ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач.

логические – учиться осуществлять сравнение, делать выводы; строить рассуждения в форме простых суждений.

Коммуникативные: учиться задавать вопросы; учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве.

         На доступном уровне с опорой на личный опыт учащихся провела работу по реализации поставленных задач.

Выбирая форму проведения мероприятия, я остановилась на данной, потому что именно эта форма позволяет в увлекательной форме проверить знания детей об окружающем мире, свободно высказать свое мнение, аргументировать его, самостоятельно сделать вывод по существующей проблеме. Содержание мероприятия соответствовало его форме, наличие проблемных ситуаций позволило активизировать мыслительную деятельность обучающихся, высказать свою точку зрения и аргументированно отстоять ее с опорой на жизненный опыт.

Выбранные методы соответствовали задачам занятия, характеру и содержанию материала. Так, были использованы словесные методы: объяснение, обсуждения, размышления; наглядные методы: изобразительная наглядность, информационная (демонстрация слайдов, содержащие информацию научно- познавательного содержания); практические; частично-поисковый, познавательные задания.

Была создана благоприятная обстановка для общения через: создание ситуации соревновательного характера, обсуждение предметной информации (экологические проблемы) к оценке информации (их последствия и способы решения), постоянное концентрирование внимания воспитанников на высказывания одноклассников, совместный поиск решений проблемы.

Содержание внеклассного мероприятия было оптимально определено в соответствии с требованиями программы и цели.  Игра была спланирована с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. При ее проведении использованы элементы иллюстрационной и игровой технологии, т.к. в этом школьном возрасте навыки легче формируются не через назидания, а через примеры из жизни.

      Достаточно большой насыщенный информационный материал преподнесла на доступном уровне, используя различные приемы представления информации – беседа, диалог, решение проблемных ситуаций. Активность обучающихся на разных этапах была высокой, соблюдались принципы самоактуализации, индивидуальности, субъективности, выбора, творчества и успеха, поддержки.

При проведении мероприятия удачными оказались следующие моменты: высокая активность большинства воспитанников, их размышления и выводы об экологических проблемах с опорой  на жизненный опыт, творческий характер представления командами индивидуального задания, связанного с изучением экологических проблем и предложением способов их решения. Все части и этапы были логически взаимосвязаны и плавно переходили в течение всего мероприятия, наблюдалась активность детей на всех этапах.

Используемая литература:

1. Герасимова В.А. Классный час играючи. Выпуск 2.-М.:ТЦ Сфера, 2003.-

2. Классные часы (беседы, устный журнал, уроки мужества).1-11классы./Авт.-сост. С.В.Шевченко и др. –

Волгоград: Учитель,2003.

3. Экологическое воспитание в школе: классные часы, игры, мероприятия/авт.-сост. И.Г.Норенко.- Волгоград: Учитель,2007.

4. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий.- 5-11 классы.- М.:5 за знания,2005.

5. Агеева И.Д. Весёлая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера,2005.

6. Бианки В.В. Лесная газета /Художник В.Курдов.- Л.:Дет.лит., 1990.

7. Бианки В.В. Рассказы/Художник Е.Подколзин.-М.: Стрекоза, 2008.

8. Сладков Н. Сорочьи тараторки. Рассказы и сказки./Художники А.В. Коковкин, Т.Н. Чурсинова.-

Санкт-Петербург: Изд-во «Тимошка», 1997.

9. Г. Б. Барышникова «Наша зелёная планета» Ягославль 2006г.

10. И. Г. Сухин «Новые занимательные материалы» Москва 2007г.

11. http://r300.letitbit.net/f/6c6578cb60_Animated_Template


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по окружающему миру для 2 класса

 Разработка и презентация  к  интеллектуальной игре по окружающему мируЦель игры: формирование познавательного интереса к окружающему миру...

Интеллектуальная игра по окружающему миру для 2 класса

Обобщить знания о животных и явлениях природы....

Интеллектуальная игра по окружающему миру для учащихся 3 - 4 классов "Семь бед - один ответ"

Интеллектуальная игра "Семь бед - один ответ" по окружающему миру предназначена для учащихся 3- 4 классов. Цели игры - расширение кругозора детей в области знаний о животных, пробуждение интереса к ок...

интеллектуальная игра по окружающему миру 1 класс

В интеллектуальной игре по окружающему миру дети отправляются в осенний лес. Передвигаясь по лесной тропинке, они разгадывают загадки, выполняют интересные задания....

Сценарий интеллектуальной игры по окружающему миру. 4 класс

Интеллектуальная игра в жанре "Счастливый случай". Позволяет широко применить детям знания живой природы....

Интеллектуальная игра по окружающему миру "Звездный час" по теме: "Природа" 3-4 класс

Через интеллектуальную игру "Звездный час", учащиеся закрепляют знания о природе и экологи. Использование нетрадиционной формы урока дает возможность вариативного и  одновременно творческого подх...