Квест-игра «Река Кама – главная река нашего края» (4 класс).
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс)

Надежда Викторовна Юркова

Знакомство с реками (с растениями и животными)   Пермского края. Углубление  и уточнение представления о родном крае. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest-igra_reki_permskogo_kraya_4_klass.docx70.44 КБ

Предварительный просмотр:

Квест-игра «Река Кама  – главная река нашего края» (4 класс).

Цель: продолжить знакомиться с реками (с растениями и животными)   Пермского края. Углублять и уточнять представления о родном крае.

Задачи: обучение работы с текстом, картой (уметь находить и показывать на физической карте Пермского края  реки), с контурной картой, с диаграммой;

побудить детей к размышлению о сохранении водных ресурсов.

Оборудование: физическая карта и контурная карта Пермского края, фотоматериалы, видеофрагмент, карточки с текстами, карточки с заданиями.

Предварительная работа: экскурсия на Воткинскую ГЭС.

Планируемые результаты:

Предметные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Метапредметные: осуществлять сравнение, устанавливать причинно-следственные связи;

определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию.

Личностные: формировать способность осознавать и оценивать свои мысли; освоение личностного смысла учения, желания учиться.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Отгадайте загадку:

Я и тучка, и туман, я – река и океан.

Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода)

II.Актуализация знаний.

-Ребята, сегодня мы продолжаем  путешествовать по реке Каме, которая самая большая в нашем крае.

-А как называется наш край?

-Тема занятия  «Река Кама  – главная река нашего края»  и пройдёт она в форме квеста.

III.Объяснение правил игры.

Класс делится на команды, каждая команда выбирает себе название, затем получает маршрутный лист.

-Игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники двигаются дальше по маршруту. Каждая команда  должна пройти все станции, выполнить задание, за которые они получат баллы и жетоны. Жетоны необходимы  для выполнения последнего задания.  

Из жетонов соберут  фото – картины  Пермских достопримечательностей, определят  название - это дополнительные баллы  для команды.

В конце мы встречаемся в  актовом зале  для подведения итогов и выявления победителей.

IV.  1станция.  Фото загадка.

Кама, Кама — родная река,
Ты, как песня, светла, глубока
И, как песня, берешь ты начало
В родниковом удмуртском краю,
Чтоб со славой пройти по Уралу

И вернуться в сторонку мою.

                                        Иван Дядюков.

- На доске вы видите фотографии уголков природы, узнаётё их?

  • Видеофрагмент о реках Пермского края.

- Что вы можете рассказать о своём крае?

2 станция. Викторина.

1.Какую великую реку  Прикамья в её истоке может перешагнуть лягушонок? (Каму)

2.Какие самые крупные реки Пермского края впадают в Каму? (Вишера, Чусовая)

3.Какие пермские города стоят на Каме? (Березники, Усолье, Краснокамск, Оханск, Оса, Чайковский)

4.Какие птицы живут на пермской речке Данилихе зимой, а летом улетают? (утки)

5. На реке создано 3 водохранилища и ГЭС:

 Камское водохранилище (Камская ГЭС),

расположено  ниже его — Воткинское водохранилище (Воткинская ГЭС),

за ним — Нижнекамское водохранилище (Нижнекамская ГЭС).

Какое водохранилище и какая ГЭС расположены около г.Чайковского? (Воткинская ГЭС)

6.Какое значение имеет для жизнедеятельности человека?

7.Фотография Кунгурской ледяной пещеры.

Вопрос:

- Берега какой реки нашего края богаты пещерами?

3 станция. Кроссворд.

1.Река в Пермском крае, правый приток Вишеры (бассейн Камы).

2. Река в Пермском крае, правый приток Камы.

3. Город, административный центр Пермского края, расположен на берегу реки Кама.

4. Река в Пермском крае, правый приток Камы.

К

о

л

в

а

К

о

с

а

П

е

р

м

ь

О

б

в

а

Отгадав кроссворд, получим ключевое слово – река Кама.

4 станция.  «Реклама».  

Задание: создать постер,  используя вырезки из газет, журналов, материалы из сети Интернет, распечатки.

-Чем интересна река Кама?

В работе можно использовать тексты:

       Текст №1.

       Самой крупной рекой является Кама. Название реки произошло от удмуртского слова «кам», что значит «большая, длинная река». Она начинается из родника в Удмуртии. Именно в этом месте стоит постамент с надписью: «Здесь берёт начало уральская река Кама». Впадает в реку Волгу.

        Кама величаво катит свои воды через леса, луга и поля. Протяженность её была 2 032 км., но с созданием водохранилищ она уменьшилась. Теперь её длина – 1 805 км.

         Кама принимает много притоков и справа и слева. Это правые притоки – равнинные, тихие и спокойные реки Иньва (257 км), Обва (247 км), Сива  (493 км). Левые притоки – горные, они быстры, стремительны и шумны. К ним относятся Вишера (415 км) Язьва, Колва, Косьва и Чусовая.

      Текст №2.

      На берегах Камы расположено немало любопытных достопримечательностей. Например, очень интересен берег Камы перед Пермью. Здесь, на левом берегу, возвышаются скалы, состоящие из гипса. Под действием воды образуются неповторимые природные гипсовые скульптуры. 

      Привлекательна Кама для рыбалки, для туризма, для отдыха.

5 станция. Работа по контурной карте.

Обозначить на контурной карте реку Кама, города, которые  расположены на её берегах. (Можно пользоваться физической картой Пермского края).

 6 станция.  «Черный ящик».

Каждый член команды по очереди выходит к ящику и вытягивает вопрос, на котором указан балл, если отвечает, команда получает балл.

  • Рисунок с изображением различных видов транспорта.

На каком виде транспорта можно путешествовать по реке Каме?

  • Даны рисунки  птиц: гусь, казарка, утка, лебедь-кликун, чёрный аист, сапсан, беркут, дербник.
  • Заполните диаграмму, распределив названия птиц, под цифрой 1 поместите названия редких и исчезающих птиц Пермского края.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/4d/3-set_Euler_diagram.svg/800px-3-set_Euler_diagram.svg.png

V.  Подведение итогов.

Каждая команда,  пройдя все станции, выполнив задания, получила баллы и жетоны.

Жетоны необходимы  для выполнения последнего задания: из жетонов соберут  фото – картины  Пермских достопримечательностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Растениеводство в нашем крае" , 4 класс

Презентация к окружающему мирув 4 классе (Школа России)....

Урок по предмету "Окружающий мир" на тему "Богатства нашего края" 4 класс УМК "Школа России"

Урок окружающего мира в 4 классе УМК "Школа России".Тема:"Богатства нашего края".На уроке узнаем 1. Какие полезные ископаемые добывают во Владимирском крае. 2. Где находятся их месторождения. 3. Основ...

Река Нева - главная река города Санкт-Петербурга (презентация)

Презентация сопровождает урок по истории и культуре города Санкт-Петербурга. Конспект урока размещён на сайте....

Конспект урока по теме: "Водоемы нашего края". 4 класс "Окружающий мир" по учебнику А.А. Плешакова

Урок по предмету "Окружающий мир", 4 класс, учебник А.А. ПлешаковаДанный урок разработан по теме: Водоемы нашего края" Цель урока: познакомить учащихся с водоемами, находящимися на территории Рам...

Река Нева - главная река города Санкт-Петербурга (конспект)

Методическая разработка урока по истории и культуре города Санкт Петербурга для учащихся 3 класса общеобразовательной школы. Урок может быть использован в качестве внеклассного занятия. К конспекту пр...

Красота природы нашего края 1 класс

Презентация служит иллюстративным материалом к уроку кубановедения в 1 классе...

Родной край - часть большой страны. Водоёмы нашего края. 4 класс

Выкладываю презентацию к уроку "Родной край - часть большой страны. Водоёмы нашего края" в 4 классе. План-конспект урока размещу позднее...