Урок по предмету "Окружающий мир" на тему "Богатства нашего края" 4 класс УМК "Школа России"
методическая разработка (окружающий мир, 4 класс) по теме

Урок окружающего мира в 4 классе УМК "Школа России".Тема:"Богатства нашего края".На уроке узнаем 1. Какие полезные ископаемые добывают во Владимирском крае. 2. Где находятся их месторождения. 3. Основные свойства добываемых полезных ископаемых и их применение в народном хозяйстве.Используемые формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Для повышения интереса к предмету использую игровые элементы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_okruzhayushchemu_miru_averyanova_inna_alekseevna.rar1.92 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 18

Урок на городской конкурс

профессионального мастерства учителей начальных классов

«Мой лучший урок по предмету «Окружающий мир»»

Тема: Богатства нашего края

Учитель II  квалификационной категории:

Аверьянова Инна Алексеевна

г. Ковров

Тема урока: Богатства нашего края (урок проводится после экскурсии в Мелехово в ККУ).

Цели:   1. Создание психолого–педагогических условий для развития познавательной активности.

  2. Формирование у учащихся представлений о полезных ископаемых нашего края.

  3. Воспитание любви и уважения к окружающему нас миру.

 

Задачи: 1. Формировать умения работать с картой, коллекционным материалом.

               2. Развивать коммуникативные отношения учащихся через групповую и парную    

                   работы.

               3. Развивать мыслительные операции: умение сравнивать, делать выводы, логически

                   мыслить.

               4. Познакомить детей с полезными ископаемыми нашего края, их свойствами,

                    применением, охраной.

               5. Способствовать воспитанию бережного отношения к богатствам края.

Оборудование:

1. Демонстрационный материал:

  1. физическая карта Владимирской области;
  2. ПК
  3. мультимедийный проектор

2. Раздаточный материал:

  1. учебник «Мир вокруг нас», автор А.А.Плешаков;
  2. рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас», автор А.А.Плешаков;
  3. физические карты Владимирской области для групповой работы;
  4. коллекция полезных ископаемых;
  5. условные знаки полезных ископаемых;
  6. дополнительная литература (карточка  - приложение);
  7. карточка (план описания полезного ископаемого);
  8. тест;
  9. карточки с зашифрованными названиями полезных ископаемых;

Ход урока.

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу, пожелайте успехов на уроке.

2. Проверка домашнего задания.

Заслушивание сообщений о водоёмах нашего края (3 человека). Оценивание ответов детей.

3. Актуализация знаний учащихся. Введение в тему урока.

- Сегодня продолжим постигать тайны нашего Владимирского края, а о чём мы будем говорить на уроке, давайте выясним.

- Прочитайте записи и скажите, что это (слайд 1).                                              

Д. Это полезные ископаемые. Значит, тема урока «Полезные ископаемые Владимирского края»

(открывается запись темы урока на доске).

- А можно ли тему урока назвать иначе?

Д. Да, т.к. полезные ископаемые - это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве.

- Найдите лишнее слово.

Д. Лишнее слово «геолог», т.к. это человек, который ищет полезные ископаемые. Монитор выключить.

- Давайте вспомним, а что уже знаем о полезных ископаемых и поиграем в игру «Верю – не верю» (дети сигнализируют карточками).

  1. Веришь ли ты, что полезные ископаемые – это неживая природа?
  2. Веришь ли ты, что полезные ископаемые бывают в твёрдом, жидком и газообразном состоянии?
  3. Веришь ли ты, что месторождение полезных ископаемых – это место их добычи?
  4. Веришь ли ты, что известняк и гранит добывают при помощи буровых установок?
  5. Веришь ли ты, что торф и каменный уголь используют как топливо?
  6. Веришь ли ты, что во Владимирской области есть месторождения различных полезных ископаемых?

- Вы уже достаточно знаете о полезных ископаемых. А что бы ещё хотели узнать сегодня на уроке?

Д. Какие полезные ископаемые добывают в нашем Владимирском крае?

Где находятся их месторождения?         Основное свойство добываемых полезных ископаемых.

Применение их в народном хозяйстве (предполагаемые ответы детей заготовлены учителем заранее и вывешиваются на доску по мере их ответов в виде плана урока).

4. Изучение нового материала.

- Для того чтобы вы смогли узнать как можно больше о полезных ископаемых, вам предстоит выполнить работу в группах.

При помощи карты – определителя вы установите месторождение полезных ископаемых, а заполнить таблицу в рабочей тетради и составить рассказ – учебник на с. 160 – 165, дополнительная литература – приложение и план изучения полезного ископаемого.

Своё исследуемое полезное ископаемое узнаете, расшифровав слово на карточке (у каждой группы есть одна карточка с зашифрованным названием полезного ископаемого:

пкеос, лгаин, вестизняк, фрот, лезженая  дару). Когда будете готовы, выберите двух выступающих. Один человек рассказывает, а другой показывает образец полезного ископаемого из коллекции и месторождения на карте, прикрепляя условные знаки.

٭Работа в группах. Во время самостоятельной работы учитель оказывает помощь по необходимости.

Физминутка.

                              Потрудились – отдохнём,

   Встанем, глубоко вздохнём.

   Руки в стороны, вперёд.

   Влево, вправо поворот.

   Наклонились, прямо встали.

   Руки вниз и вверх подняли,

   Руки плавно опустили.

   Всем улыбки подарили.

٭Отчёт групп.

- Отдохнули, а теперь послушаем ваши сообщения. Разгадывая  загадки, узнаете, в какой последовательности будете выступать (подготовленные ученики читают загадки).

Рассказы детей сопровождаются показом образцов полезных ископаемых и соответствующих слайдов (2 – 6). На физической карте Владимирской области обозначаются месторождения полезных ископаемых. Дети других групп слушают и заполняют таблицу в тетради. Монитор выключить.

По окончании отчёта  оценивается работа групп.

- Работа какой группы вам понравилась больше всего? Почему? Выставление отметок.

٭Об охране полезных ископаемых. Постановка проблемы.

- Как вы думаете, а нужно ли охранять полезные ископаемые? Ведь на Земле их очень много.

(разные мнения детей)

- Эту проблему нам поможет решить учебник. Поработайте в парах и найдите ответ на с.168.

Д. Отвечают на вопрос, доказывают словами текста.

- А знаете ли вы, что (монитор включить)

  1. 1т металлолома сберегает 2т железной руды;
  2. 1т пластмассы заменяет 6т стали? (слайд 7) Монитор выключить.

- А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств?

Д. Собирать металлолом. Не жечь лишний свет, этим экономим горючие полезные ископаемые. Оберегать от пожаров.

- Когда вырастите, вам предстоит решать проблемы, связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых.

5. Закрепление изученного материала.

- А теперь проверим, хорошо ли запомнили то, о чём говорили на уроке. Предлагаю тест (приложение).

Если из выбранных букв получится слово, то работа выполнена верно (самопроверка).

- Какое слово вы получили? Проверьте себя (слайд 8). Монитор включить. Монитор выключить.

6. Домашнее задание.

Продолжаем работать с контурной картой. Нанесите на контурную карту Владимирской области месторождения полезных ископаемых и запомните где и что добывают в нашем крае.

7. Итог урока.

- Какие тайны Владимирского края вы сегодня открыли? Какое полезное ископаемое вызвало у вас больший интерес? Почему? Всё ли мы узнали, что хотели?

- Сегодня вы все хорошо потрудились. А чья работа понравилась больше всего?

Оцените себя, показав условную карточку.

Приложение 1.

Песок.

   Песок – это рыхлая, сыпучая горная порода Бледно – жёлтой окраски. Песок используется для производства стекла и в строительстве. Из – за способности пропускать воду и задерживать нежелательные частицы, ещё применяют в фильтрах и системах водоочистки.

   Самые крупные месторождения во Владимирской области находятся в Муромском, Меленковском, Гусь – Хрустальном районах. Добывается открытым способом.

Приложение 2.

Глина.

   В нашем крае открыто более 60 месторождений глины. Самое крупное  Мстёрское. Добывается открытым способом.

 Глина широко используется в хозяйстве. Она идёт на изготовление кирпича, черепицы, керамики.

Приложение 3.

Известняк.

   Во Владимирской области самые крупные месторождения известняка находятся в посёлках Мелехово Ковровского района, Добрятино и Алфёрово Гусь – Хрустального района. Разновидностью известняка являются мел и мрамор.

   Известняк – это древнейший строительный отделочный камень. Считается символом прочности и надёжности. Доказаны его целебные свойства. Он способен очищать воздух, уничтожать болезнетворные микробы.

Приложение 4.

Торф.

   Во Владимирской области открыто более 1000 месторождений торфа. Самые крупные находятся в Мещере. Особо выделяется Курлово  Гусь – Хрустального района.

Приложение 5.

Железная руда.

   Во Владимирской области открыты месторождения железной руды. Распространены они около городов Муром и Меленки. В ХVIII – XIX вв. руда интенсивно разрабатывалась для выплавки железа. В настоящее время промышленного значения не имеет.

Приложение 6.

Загадки.

Он очень нужен детворе,                 Если встретишь на дороге,           Этот мастер белый – белый

Он на дорожках во дворе,                То увязнут сильно ноги.               В школе не лежит без дела.

Он и на стройке, и на пляже,           А сделать миску или вазу             Пробегает по доске,

Он и в стекле расплавлен даже.       Она понадобится сразу.                Оставляет белый след.

Она варилась долго                         Росли на болоте растения,

В доменной печи.                            Стали топливом и удобрением.

На славу получились

Ножницы, ключи.

Приложение 7.

Тест. Проверь себя!

1.Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

А) врачи;     У) геологи;     И) строители.

2. Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

М) глина;     Д) торф;          Н) известняк.

3. Какое из полезных ископаемых служит топливом?

Е) железная руда;     И) торф;     Я) песок.

4. Металлы получают из …

Р) известняка;     Ц) железной руды;     Ч) торфа.

5. Зачем мы собираем металлолом?

А) мы сохраняем запасы руды;

Ю) очищаем территорию от мусора;

Ё) качаем мышцы.

Ключ: умница.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум по закреплению пройденного материала 3 класс "Школа России"

Закрепление пройденного материала.Многозначные числа. ...

Урок русского языка "Всё о глаголе"3 класс "Школа России"

Обобщающий урок русского языка в 3 классе по теме:" Глагол"....

урок по окружаещему миру охрана животных 3 класс Школа "России" Плешаков.

открытый урок по окружающему миру для 3 класса. Тема охрана животных. Школа "России" Плешаков....

Конспект урока окружающего мира "Кто такие рыбы?". 1 класс. "Школа России".

Данный материал представляет собой подробный конспект урока с описанием планируемых результатов, с применением ИКТ. К конспекту прилагается презентация урока....

Конспкт урока по окружающему миру Тема: «Наши ближайшие соседи» Школа России 3 класс

Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о других странах, которые находятся на границе с Россией;Планируемые результаты:Предметные: Знать, какие страны находятся на границе с Ро...

Конспект урока по окружающему миру Тема: «Наша безопасность», УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: обобщение и систематизация знаний по разделу “Наша безопасность”; проведение проверочной работы по разделу “Наша безопасность” .Планируемые результат...

Конспект урока литературного чтения В. Дуров «Наша жучка»( УМК "Школа России ",3 класс )

Цели урока: ознакомить учащихся с произведением В.Л.Дуров “Наша Жучка”; создать условия для формирования читательских умений и навыков (умения выразительно читать, анализировать текст худо...