Главные вкладки

    Урок по предмету "Окружающий мир" на тему "Богатства нашего края" 4 класс УМК "Школа России"
    методическая разработка (окружающий мир, 4 класс) по теме

    Урок окружающего мира в 4 классе УМК "Школа России".Тема:"Богатства нашего края".На уроке узнаем 1. Какие полезные ископаемые добывают во Владимирском крае. 2. Где находятся их месторождения. 3. Основные свойства добываемых полезных ископаемых и их применение в народном хозяйстве.Используемые формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Для повышения интереса к предмету использую игровые элементы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_po_okruzhayushchemu_miru_averyanova_inna_alekseevna.rar1.92 МБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    основная общеобразовательная школа № 18

    Урок на городской конкурс

    профессионального мастерства учителей начальных классов

    «Мой лучший урок по предмету «Окружающий мир»»

    Тема: Богатства нашего края

    Учитель II  квалификационной категории:

    Аверьянова Инна Алексеевна

    г. Ковров

    Тема урока: Богатства нашего края (урок проводится после экскурсии в Мелехово в ККУ).

    Цели:   1. Создание психолого–педагогических условий для развития познавательной активности.

      2. Формирование у учащихся представлений о полезных ископаемых нашего края.

      3. Воспитание любви и уважения к окружающему нас миру.

     

    Задачи: 1. Формировать умения работать с картой, коллекционным материалом.

                   2. Развивать коммуникативные отношения учащихся через групповую и парную    

                       работы.

                   3. Развивать мыслительные операции: умение сравнивать, делать выводы, логически

                       мыслить.

                   4. Познакомить детей с полезными ископаемыми нашего края, их свойствами,

                        применением, охраной.

                   5. Способствовать воспитанию бережного отношения к богатствам края.

    Оборудование:

    1. Демонстрационный материал:

    1. физическая карта Владимирской области;
    2. ПК
    3. мультимедийный проектор

    2. Раздаточный материал:

    1. учебник «Мир вокруг нас», автор А.А.Плешаков;
    2. рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас», автор А.А.Плешаков;
    3. физические карты Владимирской области для групповой работы;
    4. коллекция полезных ископаемых;
    5. условные знаки полезных ископаемых;
    6. дополнительная литература (карточка  - приложение);
    7. карточка (план описания полезного ископаемого);
    8. тест;
    9. карточки с зашифрованными названиями полезных ископаемых;

    Ход урока.

    1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.

    Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу, пожелайте успехов на уроке.

    2. Проверка домашнего задания.

    Заслушивание сообщений о водоёмах нашего края (3 человека). Оценивание ответов детей.

    3. Актуализация знаний учащихся. Введение в тему урока.

    - Сегодня продолжим постигать тайны нашего Владимирского края, а о чём мы будем говорить на уроке, давайте выясним.

    - Прочитайте записи и скажите, что это (слайд 1).                                              

    Д. Это полезные ископаемые. Значит, тема урока «Полезные ископаемые Владимирского края»

    (открывается запись темы урока на доске).

    - А можно ли тему урока назвать иначе?

    Д. Да, т.к. полезные ископаемые - это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве.

    - Найдите лишнее слово.

    Д. Лишнее слово «геолог», т.к. это человек, который ищет полезные ископаемые. Монитор выключить.

    - Давайте вспомним, а что уже знаем о полезных ископаемых и поиграем в игру «Верю – не верю» (дети сигнализируют карточками).

    1. Веришь ли ты, что полезные ископаемые – это неживая природа?
    2. Веришь ли ты, что полезные ископаемые бывают в твёрдом, жидком и газообразном состоянии?
    3. Веришь ли ты, что месторождение полезных ископаемых – это место их добычи?
    4. Веришь ли ты, что известняк и гранит добывают при помощи буровых установок?
    5. Веришь ли ты, что торф и каменный уголь используют как топливо?
    6. Веришь ли ты, что во Владимирской области есть месторождения различных полезных ископаемых?

    - Вы уже достаточно знаете о полезных ископаемых. А что бы ещё хотели узнать сегодня на уроке?

    Д. Какие полезные ископаемые добывают в нашем Владимирском крае?

    Где находятся их месторождения?         Основное свойство добываемых полезных ископаемых.

    Применение их в народном хозяйстве (предполагаемые ответы детей заготовлены учителем заранее и вывешиваются на доску по мере их ответов в виде плана урока).

    4. Изучение нового материала.

    - Для того чтобы вы смогли узнать как можно больше о полезных ископаемых, вам предстоит выполнить работу в группах.

    При помощи карты – определителя вы установите месторождение полезных ископаемых, а заполнить таблицу в рабочей тетради и составить рассказ – учебник на с. 160 – 165, дополнительная литература – приложение и план изучения полезного ископаемого.

    Своё исследуемое полезное ископаемое узнаете, расшифровав слово на карточке (у каждой группы есть одна карточка с зашифрованным названием полезного ископаемого:

    пкеос, лгаин, вестизняк, фрот, лезженая  дару). Когда будете готовы, выберите двух выступающих. Один человек рассказывает, а другой показывает образец полезного ископаемого из коллекции и месторождения на карте, прикрепляя условные знаки.

    ٭Работа в группах. Во время самостоятельной работы учитель оказывает помощь по необходимости.

    Физминутка.

                                  Потрудились – отдохнём,

       Встанем, глубоко вздохнём.

       Руки в стороны, вперёд.

       Влево, вправо поворот.

       Наклонились, прямо встали.

       Руки вниз и вверх подняли,

       Руки плавно опустили.

       Всем улыбки подарили.

    ٭Отчёт групп.

    - Отдохнули, а теперь послушаем ваши сообщения. Разгадывая  загадки, узнаете, в какой последовательности будете выступать (подготовленные ученики читают загадки).

    Рассказы детей сопровождаются показом образцов полезных ископаемых и соответствующих слайдов (2 – 6). На физической карте Владимирской области обозначаются месторождения полезных ископаемых. Дети других групп слушают и заполняют таблицу в тетради. Монитор выключить.

    По окончании отчёта  оценивается работа групп.

    - Работа какой группы вам понравилась больше всего? Почему? Выставление отметок.

    ٭Об охране полезных ископаемых. Постановка проблемы.

    - Как вы думаете, а нужно ли охранять полезные ископаемые? Ведь на Земле их очень много.

    (разные мнения детей)

    - Эту проблему нам поможет решить учебник. Поработайте в парах и найдите ответ на с.168.

    Д. Отвечают на вопрос, доказывают словами текста.

    - А знаете ли вы, что (монитор включить)

    1. 1т металлолома сберегает 2т железной руды;
    2. 1т пластмассы заменяет 6т стали? (слайд 7) Монитор выключить.

    - А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств?

    Д. Собирать металлолом. Не жечь лишний свет, этим экономим горючие полезные ископаемые. Оберегать от пожаров.

    - Когда вырастите, вам предстоит решать проблемы, связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых.

    5. Закрепление изученного материала.

    - А теперь проверим, хорошо ли запомнили то, о чём говорили на уроке. Предлагаю тест (приложение).

    Если из выбранных букв получится слово, то работа выполнена верно (самопроверка).

    - Какое слово вы получили? Проверьте себя (слайд 8). Монитор включить. Монитор выключить.

    6. Домашнее задание.

    Продолжаем работать с контурной картой. Нанесите на контурную карту Владимирской области месторождения полезных ископаемых и запомните где и что добывают в нашем крае.

    7. Итог урока.

    - Какие тайны Владимирского края вы сегодня открыли? Какое полезное ископаемое вызвало у вас больший интерес? Почему? Всё ли мы узнали, что хотели?

    - Сегодня вы все хорошо потрудились. А чья работа понравилась больше всего?

    Оцените себя, показав условную карточку.

    Приложение 1.

    Песок.

       Песок – это рыхлая, сыпучая горная порода Бледно – жёлтой окраски. Песок используется для производства стекла и в строительстве. Из – за способности пропускать воду и задерживать нежелательные частицы, ещё применяют в фильтрах и системах водоочистки.

       Самые крупные месторождения во Владимирской области находятся в Муромском, Меленковском, Гусь – Хрустальном районах. Добывается открытым способом.

    Приложение 2.

    Глина.

       В нашем крае открыто более 60 месторождений глины. Самое крупное  Мстёрское. Добывается открытым способом.

     Глина широко используется в хозяйстве. Она идёт на изготовление кирпича, черепицы, керамики.

    Приложение 3.

    Известняк.

       Во Владимирской области самые крупные месторождения известняка находятся в посёлках Мелехово Ковровского района, Добрятино и Алфёрово Гусь – Хрустального района. Разновидностью известняка являются мел и мрамор.

       Известняк – это древнейший строительный отделочный камень. Считается символом прочности и надёжности. Доказаны его целебные свойства. Он способен очищать воздух, уничтожать болезнетворные микробы.

    Приложение 4.

    Торф.

       Во Владимирской области открыто более 1000 месторождений торфа. Самые крупные находятся в Мещере. Особо выделяется Курлово  Гусь – Хрустального района.

    Приложение 5.

    Железная руда.

       Во Владимирской области открыты месторождения железной руды. Распространены они около городов Муром и Меленки. В ХVIII – XIX вв. руда интенсивно разрабатывалась для выплавки железа. В настоящее время промышленного значения не имеет.

    Приложение 6.

    Загадки.

    Он очень нужен детворе,                 Если встретишь на дороге,           Этот мастер белый – белый

    Он на дорожках во дворе,                То увязнут сильно ноги.               В школе не лежит без дела.

    Он и на стройке, и на пляже,           А сделать миску или вазу             Пробегает по доске,

    Он и в стекле расплавлен даже.       Она понадобится сразу.                Оставляет белый след.

    Она варилась долго                         Росли на болоте растения,

    В доменной печи.                            Стали топливом и удобрением.

    На славу получились

    Ножницы, ключи.

    Приложение 7.

    Тест. Проверь себя!

    1.Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

    А) врачи;     У) геологи;     И) строители.

    2. Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

    М) глина;     Д) торф;          Н) известняк.

    3. Какое из полезных ископаемых служит топливом?

    Е) железная руда;     И) торф;     Я) песок.

    4. Металлы получают из …

    Р) известняка;     Ц) железной руды;     Ч) торфа.

    5. Зачем мы собираем металлолом?

    А) мы сохраняем запасы руды;

    Ю) очищаем территорию от мусора;

    Ё) качаем мышцы.

    Ключ: умница.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок-практикум по закреплению пройденного материала 3 класс "Школа России"

    Закрепление пройденного материала.Многозначные числа. ...

    Урок русского языка "Всё о глаголе"3 класс "Школа России"

    Обобщающий урок русского языка в 3 классе по теме:" Глагол"....

    урок по окружаещему миру охрана животных 3 класс Школа "России" Плешаков.

    открытый урок по окружающему миру для 3 класса. Тема охрана животных. Школа "России" Плешаков....

    Конспект урока окружающего мира "Кто такие рыбы?". 1 класс. "Школа России".

    Данный материал представляет собой подробный конспект урока с описанием планируемых результатов, с применением ИКТ. К конспекту прилагается презентация урока....

    Урок на тему:" Склонение имён существительных", 3 класс, "Школа России"

    В данной работе предоставлен конспект урока и презентация к нему....

    Презентация к уроку обучения грамоте "Буква Ш (закрепление)" 1 класс "Школа России"

    Презентация к уроку обучения грамоте "Буква Ш (закрепление)" 1 класс "Школа России"...