План-конспект урока окружающего мира во 2 классе "Охрана природы зимой"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

План-конспект урока окружающего мира во 2 классе "Охрана природы зимой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ohrana_prirody_zimoy_2_klass.docx31.45 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Предмет: Окружающий мир

Тема урока: «Охрана природы зимой»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Класс: 2 «А»

Цель урока: организация деятельности учащихся по изучению и закреплению представлений о охране природы зимой.

Задачи урока:

- дидактические: способствовать ознакомлению с правилами охраны природы зимой,  знать зимующих птиц и представителей Красной книги России;  

- развивающие: развивать коммуникативные навыки и познавательную активность при изучении правил охраны природы зимой, способствовать развитию оценочной деятельности;

- воспитательные: воспитывать интерес к предмету при изучении правил охраны природы зимой и составлени Красной книги Арского района, потребность к объективному самооцениванию.

Планируемые результаты

Личностные: проявляют интерес к предмету при изучении правил охраны природы зимой; имеют представление о целостности окружающего мира; оценивают свои достижения на уроке.

Метапредметные:

Коммуникативные: умеют слышать и слушать других; отвечают на вопросы учителя; включатся в диалог с учителем и учащимися; умеют работать в парах; участвуют в общей беседе о правилах охраны природы зимой, соблюдая правила речевого поведения.

Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации по тексту из учебника о Красной книге; читают, извлекая нужную информацию из текста учебника о правилах охраны природы зимой; выявляют известное и неизвестное.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленными задачами; контролируют и оценивают свои действия.

Предметные: знают, правила охраны природы; узнают зимующих птиц;  знакомы с представителями Красной книги России, делают страницы Красной книги Арского района.

Ресурсы: УМК «Перспектива», окружающий мир 2 класс: учебник А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая, 2часть, презентация, листочки с заданиями

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, парная.

Структура урока

I.Организационный этап.

-приветствие, знакомство

Здравствуйте, ребята, я - Наиля Ильгамовна и сегодняшний урок окружающего мира  проведу у вас я.

- эмоциональный настрой

А прежде чем мы начнем с вами урок, давайте мы все дружно встанем и представим что мы с вами солнце. Наступает утро, солнце поднимается высоко-высоко на небо, согревает нас своими лучами и дарит нам хорошее настроение. И я хочу чтобы в такой обстановке и прошло наше сегодняшнее занятие.

-мотивация к уроку

урок я хочу начать с цитаты  Давида Львовича Арманда

«Приходя в гости к природе, не делай ничего, что счёл бы неприличным делать в гостях»

Как вы понимаете данную цитату?

- проверка готовности к уроку

Давайте внимательно посмотрим на наши столы. Всё ли на месте, нет ли чего-нибудь лишнего?  В таком случае, начнем наш урок.

II.Проверка усвоения материала прошлого урока

- Ребята, перед тем как перейти к новой теме, давайте вспомним тему прошлого урока. Для этого ответим на вопросы

1. Как укреплять здоровье зимой? (Физкультура, игры, труд на свежем воздухе укрепляют здоровье.)

2. При какой зимней погоде можно построить снежную крепость и слепить снеговика? Почему? (При ясной и не слишком морозной погоде можно строить крепости и лепить снеговика, потому что это безопасно для здоровья.)

3. Как нужно одеваться в сильные морозы и при ветре? (В тёплую,  сухую одежду.)

4. Где можно кататься на коньках, лыжах и санках, играть хоккей? (Там где безопасно, то есть вдали от дорог.)

III. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности

1.Выявление уровня знаний с последующей фиксацией индивидуального затруднения в учебном действии (т.е. создание проблемной ситуации)

Ребята, какую книгу вы видите на экране? (Красная книга) Да, правильно, это Красная книга. А что это за книга, что в ней написано? (Исчезающие животные и растения)

Красная книга – это книга, которая содержит сведения о редких и исчезающих растениях и животных.

Хорошо, а теперь предлагаю выполнить задание. Возьмите карточки №1, там у вас названия животных и растений, вам нужно разделить их на 2 группы: 1ая – которые занесены в Красную книгу подчеркиваете их одной чертой , 2ая – не занесены, подчеркиваете их двумя чертами.

Собака, филин, белка, ушастый еж, тигр, речная выдра, белый медведь, лиса.

Давайте проверим, прочитайте, что у вас получилось. Ребята, у всех так? (нет) Как я вижу, у всех получились разные ответы. У нас возникло затруднение. Почему же так получилось? (мы не знаем, как правильно разделить этих животных) Сегодня на уроке мы будем искать ответ на это вопрос.

Ребята, а для чего нужна нам Красная книга? ( чтобы животные и растения занесенные в нее были под охраной) Да, правильно. Как вы думаете, нам нужно охранять только животные и растения, которые в Красной книге или же всю природу в целом? (Всю природу). Хорошо ребята, а теперь посмотрите в окно, что вы там видите? (снег). А какое время года сейчас? (Зима/весна). Нужно ли нам охранять природу зимой? (Да)

2. Целепологание (т.е. формулировка темы и цели урока совместно с учащимися)

Хорошо ребята, сегодня мы с вами об этом и поговорим. Тема нашего урока « Охрана природы зимой». Какую цель мы можем поставить перед собой? Что мы узнаем на уроке?  (Узнаем, как охранять природу зимой)

IV.Организация познавательной деятельности

1.Определение последовательности действий на уроке(т.е. вовлечение учащихся в организацию с целью решения проблемной ситуации)

Чтобы достигнуть цели урока, давайте наметим план действий по изучению нового материала. Для этого посмотрите на экран и попробуйте продолжить порядок действий на уроке, расположив их в правильном порядке:

  1. Познакомимся с правилами охраны природы зимой
  2. Узнаем о прикормке зимующих птиц и зверей
  3. Научимся распознавать зимующих птиц по иллюстрациям
  4. Сделаем страницы Красной книги Арского района

У вас на столах лежат желтые карточки, это листы самооценки. После прохождения каждого этапа на листах самооценки мы будем с вами ставить знак плюс, если вам всё было понятно. Если вам не было понятно, у вас возникло затруднение при прохождении какого-либо действия во время усвоения материала, поставьте знак вопроса. Вам нужно будет дополнительно поработать над этим действием.

2.Поиск  решения («открытия нового знания»)

А) знакомство с правилами охраны природы используя текст и иллюстрации в учебнике. Откройте учебники на странице 52 – 53, внизу вы видите значки, как вы думаете , что ни обозначают. Посмотрите на первую картинку, какие у вас есть предположения.

Хорошо, а теперь  прочитаем текст и узнаем правильно ли мы сказали о значениях этих значков.

Давайте прочитаем первый абзац текста, который дан нам в учебнике. Какое правило поведения в парке и сквере выделим из 1 абзаца? (не разрушать, а сохранять красоту окружающего мира)

Прочитаем абзац 2. Выделим еще одно важное правило:(не оставлять мусорне разводить огонь, не разорять гнезда, не обижать животных, не ломать ветки и деревья, не шуметь в лесу)

Прочитаем абзац 3.Почему же лучше нарядить дома на Новый год – не живую ель, а искусственную? (Искусственную, так как срубая ели, мы лишаем планету кислорода. Ели растут очень долг) Какое ещё правило выделим?(дома лучше наряжать искусственную елку)

Какие еще правила охраны природы зимой вы можете предложить? (Создание охраняемых территорий, заповедники, законы, запрещающие отстрел, кормить животных, птиц, строить кормушки и скворечники…)

Хорошо ребята, мы выполнили первый пункт нашего плана работы? Какой он звучит? О чём мы говорили? (мы узнали правила охраны природы зимой). Возьмите листы самооценки. Поставьте рядом плюс.

Б) Беседа о прикормке зимующих птиц и животных

Прочитаем абзац 4 и 5. Для того, чтобы помочь зимним птицам какой корм необходимо насыпать в кормушки?(желуди, зерно, картофель, корнеплоды).

Хорошо ребята, мы выполнили второй пункт нашего плана работы? Какой он звучит? О чём мы говорили? (мы узнали о прикормке зимующих птиц и зверей). Возьмите листы самооценки. Поставьте рядом плюс.

В) Определение зимующих и перелетных птиц по иллюстрации

Ребята, а вы кормите птиц зимой? (Да) А зачем мы их кормим? (им не хватает еды) Да, правильно ребята. Как мы называем птиц, которые остаются с нами на зиму? (Зимующие). Хорошо ребята, сейчас мы с вами выполним задание в парах. У вас в конвертах под №2 лежат по 2 фотографии птиц. Вам нужно определить, как называются эти птицы и какая из птиц зимующая, а какая перелетная.

1. Синица, выпь; 2. Сорока, удот; 3. Воробей, зяблик; 4. Галка, иволга; 5.Ворона, соловей; 6.Снегирь, скворец; 7.Дрозд, кукушка; 8. Голубь, зорянка; 9.Сова, журавль; 10. Дятел, ласточка; 11. Клест, чайка; 12.Щегол, цапля; 13. Поползень, лебедь; 14.Свиристель, утка.

Давайте, проверим, что у вас получилось. Хорошо, молодцы!

Хорошо ребята, мы выполнили третий пункт нашего плана работы? Какой он звучит? О чём мы говорили? (мы научились распознавать зимующих птиц по илюстрации). Возьмите листы самооценки. Поставьте рядом плюс.

Г) Беседа о Красной книге, создание страниц Красной книги Арского района

Откроем страницы 54-55. Прочитайте название текста (По страницам красной книги). Давайте прочитаем текст. Этих животных мы с вами упоминали в начале урока и у нас с вами возникло тогда затруднение. Можем ли мы сделать вывод о том, что эти животные занесены в Красную книгу? (Да). Как вы думаете, как они туда попали? Какая причина? (охота, вырубка лесов, изменения среды обитания…)

3. Первичное закрепление

1. Как мы можем зимой участвовать в охране природы?

2.Какие птицы называются зимующими?

3. О каких представителях Красной книги мы узнали из учебника?

4. Включение нового знания в систему знаний

Сейчас мы с вами будем делать страницы Красной книги Арского района в группах. Возьмите конверты под №3. Внутри вы видите пазл, вам нужно его собрать, приклеить  на страницу книги, внимательно прочитать информацию, которая написана на листе и подписать ваши имена.

Давайте посмотри, что у вас получилось. Молодцы ребята, вы все справились с заданием. А сейчас мы с вами из этих страниц, сделаем книгу, которая будет называться «Красная книга Арского района»

Ребята, где мы с вами оставим эту книгу (я заберу домой/ оставим в классе) Давайте сделаем так, каждый по очереди возьмет себе эту книгу домой на 1 день, чтобы каждый смог показать и рассказать об этих животных своим родителям, бабушкам, дедушкам, сестренкам, братишкам. Будем идти по списку, кто первый у вас в списке класса? Только, обращайтесь с этой книгой очень аккуратно, чтобы она не помялась.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Чтобы узнать то, как хорошо вы запомнили сегодняшний материал, выполним задание. Нужно поставить рядом +, если в предложении написана правда. Если предложение ошибочно, то –. Для этого откройте карточки №3

  1. Зимой ненужно беречь красоту леса; (–)
  2. Нигде в природе нельзя оставлять мусор;(+)
  3. Можно повесить кормушку и подкармливать птиц;(+)
  4. Соловей зимующая птица;(–)
  5. Филин, как и белый медведь, занесены в Красную книгу России.(+)

Чтобы проверить ответы, обменяйтесь вашими ответами  с соседом по парте. Приступаем к проверке по ответам, их вы можете увидеть на слайде.

Посмотрите на критерии оценивания.

Критерии оценивания:

Нет ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2 ошибки – «3»

V.Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.

-Соотнесение результатов с поставленными целями

Ребята, какую тему мы сегодня прошли? Вспомним нашу цель. Достигли ли мы её?

Вернёмся к плану, все ли пункты мы выполнили?

-Самооценка ученика собственной деятельности

Оцените свою работу на уроке, с помощью этих фраз.

Я понял…

Было интересно...

Я научился...

-Выставление отметок

Ребята, вы все очень хорошо работали, но сегодня отмечу самых активных учеников.

VI.Домашнее задание

Запишем домашнее задание. Вам нужно будет подготовить небольшой рассказ об одном животном из Красной книги.

На этом урок закончен. До свидания!