Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный эколог-исследователь"
рабочая программа по окружающему миру

Камалеева Наталья Валериевна

Программа «Юный эколог-исследователь» содействует расширению, углублению и обобщению школьных знаний, привитию исследовательских и природоохранных навыков (наблюдательность, научный подход, умение анализировать, самостоятельно работать с литературой, экологически обоснованное поведение).

Ребята изучают правила поведения в природе, растительный и животный мир Кузбасса, значение животных и растений в жизни человека, занимаются поисково-исследовательской и экспериментальной деятельностью по экологии. Учатся беречь и любить природу.

Занятия проходят 3 раза в неделю по 1 часу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kamaleeva_n.v._ddyute.doc723.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Киселевского городского округа

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского и юношеского туризма, экскурсий»

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности

«Юный эколог-исследователь»

Стартовый уровень

Возраст учащихся: 7-10 лет

Срок реализации: 1 год

 

Разработчик:

Камалеева Наталья Валериевна,

педагог дополнительного образования

Киселевский городской округ, 2023

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ……………………………………………………... ..                  

1.1. Пояснительная записка …………..……………………………

1.2. Цель и задачи программы ……………………………………..

1.3. Учебно-тематический план и содержание программы ……

1.4. Планируемые результаты ………….………………………….

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ………………………………...

2.1. Календарный учебный график ………………………….…….

2.2. Условия реализации программы ………………………………

2.3. Формы контроля ………………………………………………..

2.4. Оценочные материалы ………………………………………….

2.5. Методические материалы ……………..………………………..

2.6. Список литературы …………….………………………………..

ПРИЛОЖЕНИЯ ……………….……………………………………….

  • Приложение №1. Контрольно-оценочные материалы………….
  • Приложение №2. Глоссарий……………………………………...

3

3

6

7

     7

13

    13

    13

    15

    16

16

    17

    19

    19

    26


РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный эколог-исследователь» естественнонаучной направленности и реализуется в рамках муниципального заказа на услуги дополнительного образования.

Нормативно-правовое обоснование. В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах:

  • Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
  • Изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ в части определения содержания воспитания в образовательном процессе с 01.09.2020 г., наименования и определения финансового обеспечения реализации образовательной программы, определенные в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, с 14.07.2023 г.;
  • Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», определяющего одной из национальных целей развития Российской Федерации предоставление возможности для самореализации и развития талантов;
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по ДООП;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
  • Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018-2025 гг. (Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 года № 1642);
  • Концепция развития дополнительного образования детей в РФ (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
  • Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ» (включая разноуровневые программы);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • Региональные и муниципальные документы по ПФДО (Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей» (от 05.05.2019 г. № 740), Распоряжение администрации Киселевского городского округа №191-р от 22.04.19 «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании в Киселевском городском округе» и др.).
  • Муниципальное «Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» (утв. УО 30.04.2023 г.);
  • Устав МБУ ДО «ДДЮТЭ»;
  • Положение о структуре и содержании дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МБУ ДО «ДДЮТЭ».

Предметные области программы: окружающий мир, экология, краеведение.

Актуальность программы. Программа «Юный эколог-исследователь» является актуальной, так как значительное место уделяется организации проектной и исследовательской деятельности младших школьников, что позволяет сформировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов.

Программы востребована, так как определена с одной стороны потребностями учащегося и его семьи в естественнонаучном образовании, а с другой стороны социальным заказом общества на формирование творческой, самостоятельной личности, обладающей критическим мышлением.

Новизна программы заключается в том, что она даёт возможность учащимся изучать теоретические вопросы в их деятельно–практическом аспекте.

Отличительными особенностями программы являются. Программа предполагает обучение с использованием проектных и исследовательских технологий и опытно-экспериментальной деятельности, что очень важно для мотивации познавательной деятельности, способствует формированию экологической культуры обучающихся, развитию творческих способностей обучающихся.

Реализация программы предполагает интегрированный подход в обучении. Экологические знания и навыки обучающиеся получают не только на специально организованных занятиях, но и во время экскурсий, при выполнении исследовательских и проектных работ.

Данная программа – модифицированная. Разработана на основе типовой программы Клементьевой Т.А. «Эколог-исследователь», (г. Ульяновск, 2017г).

Уровень освоения программы - стартовый.

Адресат программы: учащиеся 7 - 10 лет.

В этом возрасте учебная деятельность становится ведущей, доминирующей функцией – мышление. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Постоянная жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, искать истину, самим задавать вопросы окружающим - важнейшие черты поведения ребенка младшего школьного возраста. Таким образом, исследовательская деятельность - естественное стремление любого ребенка. Надо лишь умело направить это стремление по нужному руслу, раскрыть двери в сложный, противоречивый, но такой привлекательный для младшего школьника окружающий мир.

Наполняемость групп и особенности набора учащихся. Минимальное количество учащихся в 1 учебной группе – 7 человек, максимальное количество учащихся в 1 учебной группе – 11. Состав группы одновозрастной. Комплектование групп осуществляется в свободной форме по заявлению родителей (законных представителей) учащихся. Для прохождения программного курса не требуется медицинская справка. Обучение по программе предусмотрено учащимися без ОВЗ.

Объем и срок освоения программы. Программа «Юный эколог-исследователь» рассчитана на 1 год обучения. Общее количество часов 108.

Режим занятий, периодичность и продолжительность. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу. Общее количество часов в неделю – 3 часа. Продолжительность одного академического часа - 40 мин. Перерыв между учебными занятиями групп не менее 10 минут. В каникулярное время режим занятий не изменяется.

Форма обучения очная. В условиях перехода на дистанционное обучение программа может быть реализована с использованием дистанционных образовательных технологий.

Особенности организации образовательного процесса. Программа реализуется в условиях учреждения дополнительного образования.

Содержание и условия реализации образовательной программы соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Программа носит практико-ориентированный характер, большая часть часов направлена на выполнение практических заданий, тренинговых упражнений.

Программа «Юный эколог-исследователь» позволяет реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, формирует экологическую ответственность школьников, воспитывает у детей любовь и уважение к окружающим людям как части среды обитания, любовь к природе.

В организации образовательного процесса предусматриваются различные формы проведения этапов творческого проекта, которые помогают сделать учебно-воспитательную деятельность более интенсивной, дифференцированной, гибкой.

В условиях перехода на дистанционное обучение программа может быть реализована с использованием дистанционных образовательных технологий. В этом случае образовательный процесс организуется в форме видеозанятий, с использованием VK Мессенджера. Видеозанятия могут отправляться учащимся по электронной почте. При необходимости педагогом проводятся индивидуальные консультации с учащимися с использованием VK Мессенджера. Контроль выполнения заданий фиксируется посредством фотоотчетов, видеоотчетов, размещаемых детьми и (или родителями) по итогам занятия в группе VK Мессенджера или на электронную почту педагога (по согласованию).

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в практической направленности и предполагает экологическое просвещение обучающихся через:

- участие в проведении природоохранных мероприятий и защите окружающей среды;

- экскурсий;

- выполнение и защита экологических проектов и исследовательских работ;

- проведение выставок, конкурсов, акций.

  1. Цель и задачи программы

Цель программы: развитие познавательного интереса и творческой активности учащихся средствами исследовательской и проектной деятельности.

Задачи программы:

Образовательные:

- познакомить учащихся с основными этапами работы по учебно-исследовательскому проекту;

- научить школьников проводить простейшие наблюдения в окружающей среде;

- научить детей анализировать результаты полученных наблюдений;

- научить школьников работать с литературными источниками;

Развивающие:

- развивать у учащихся наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы;

- формировать активную позицию учащихся в решении экологических проблем;

Воспитательные:

-  воспитывать у учащихся бережное и гуманное отношение к природе, к представителям животного мира.


Учебно-тематический план

Наименования раздела

(темы)

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие «Знакомство с программой «Юный эколог-исследователь»

3

1

2

Тест «Знатоки природы»

Раздел 1. Наука и будущее.

12

4

8

Творческий отчет «Мой Экомир»

1.1

Человек и окружающая среда. Значение растений и животных в жизни человека.

3

1

2

1.2

История развития науки экологии. Экологическая профессия. Экосистема.

3

1

2

1.3

Экология родного края.  Особо охраняемые природные территории Кемеровской области.

3

1

2

1.4

Красная книга.

3

1

2

Раздел 2. Методология   проекта

15

5

10

Эко - разминка

2.1

Экологический проект.  Мини-проект.

3

1

2

2.2

Презентационный мини-проект «Защита ЭКО - Поступка».

3

1

2

2.3

Понятие цели и задач исследования

3

1

2

2.4

Методы исследования.

3

1

2

2.5

Результаты мини- исследования и их обработка.

3

1

2

Раздел 3. Экологический

 учебно-исследовательский проект

78

13

65

Творческие задания «Удивительная прогулка», «Живая – неживая природа».

3.1

Работа над введением учебно-исследовательского проекта.

3

1

32

3.2

Выбор темы экологического проекта.  

3

1

2

3.3

 Формулировка цели. Задачи и их выполнение.

3

1

2

3.4

Информационные ресурсы.

3

1

2

3.5

План работы по проекту.

3

1

2

3.6

Работа над основной частью экологического проекта.

3

1

2

3.7

Сбор первичной информации по теме исследования.

3

1

2

3.8

Результаты работы.

3

1

2

3.9

 Оформление проекта.  

6

1

 5

3.10

Сбор фактического материала для исследовательского экологического проекта (по индивидуальным темам).

6

-

6

3.11

 Проведение экологических мероприятий, акций, конкурсов фестивалей.

6

-

6

3.12

 Обработка данных собственных исследований.

6

-

6

3.13

Работа с литературой.

3

1

2

3.14

Работа над приложением.

3

1

2

3.15

Работа над примечанием.

3

1

2

3.16

Подготовка к конференции: подготовка устного доклада.

6

-

6

3.17

Подготовка иллюстрационного материала для выступления на конференции.

6

-

6

3.18

Правила публичного выступления. Подготовка устного выступления.

3

1

2

3.19

Участие в конференции.

3

-

Итоговое занятие 

3

-

3

Защита учебно-исследовательского проекта

ИТОГО:

108

23

85

Содержание программы

Вводное занятие «Знакомство с программой «Юный эколог-исследователь» (3 часа).

Теория. Цели, задачи и содержание программы обучения. Техника безопасности на занятиях. Виды исследовательских работ: доклад, тезисы доклада, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научная статья, научный отчет, реферат, проект.

Практика. По содержанию определить вид исследовательской работы.

Форма контроля: тест «Знатоки природы».

Раздел 1.  Наука и будущее (6 часов).

  1. Человек и окружающая среда (3 ч.)

Теория. Окружающая среда. Живая и неживая природа. Значение растений и животных в жизни человека.

Практика. Дидактическая игра «Живое-неживое».

1.2. История развития науки экологии. Понятие наука экология. (3 ч.)

Теория. Экология. Эколог.  Этапы работы над мини проектом.

Практика. Мини эко-проект «Экологическая профессия».

1.3. Экология родного края (3 ч.)

Теория. Особо охраняемые природные территории Кемеровской области.

Практика. Мини эко-проект «Разведка прекрасного и удивительного».

1.4. Красная книга (3 ч.)

Теория. История происхождения Красной книги. Виды животных, занесенных в Красную книгу Кузбасса. Работа над презентацией.

Практика. Составление презентаций по теме.

Формы контроля: творческий отчет «Мой Эко мир».

Раздел 2. Методология исследования (15 часов).

2.1. Экологический проект. (3 ч.)

Теория. Объект и предмет исследования. Этапы проекта: подготовительный, основной - цикл практических дел, подведение итогов. Виды проектов: коллективный, групповой, индивидуальный.

Практика. Проведение анкетирования обучающихся. Распределение поручений по способностям участников группы: разведчики, мыслители, критик, оформители.

2.2. Презентационный мини-проект «Защита ЭКО - поступка». (3 ч.)

Практика. Творческий отчет. Задание «Найти примеры настоящих поступков (из книг, фильмов или из жизни». Защита эко-поступка.

2.3. Понятие цели и задач исследования. Начальный этап. (3 ч.)

Теория. Основные понятия научно-исследовательской работы: аспект, гипотеза, дедукция, идея, индукция, категория, концепция, ключевое слово, метод исследования, методология научного познания, научная дисциплина, научная тема, научная теория, научное исследование, научное познание, научный факт, обзор, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, теория, умозаключение.

Практика. Составление памятки по работе над проектом «Мой эко - проект».

2.4. Методы исследования. (3 ч.)

Теория. Методы научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез; исторический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному.

Практика. Работа в парах «Подготовить пример открытия, в котором использовался один из изученных методов». Игра-соревнование на выбывание: «Кто больше назовет примеров-методов научного познания».

2.5. Результаты исследования и их обработка. (3 ч.)

Теория. Выводы.

Практика. Составление памятки «Итоги моего эко - проекта». Анализ собранного материала, как поиск проблемной ситуации на примере проведенного анкетирования.

Формы контроля: эко – разминка.

Раздел 3. Экологический учебно-исследовательская проект (78 ч.)

3.1. Работа над введением учебно-исследовательского проекта (3 ч.)

Теория. Содержание, оглавление.

Практика. Деловая игра «Кто лучше знает глоссарий научных терминов», «По готовым фразам сформулируй гипотезу», «Где объект, где предмет исследования».

3.2. Выбор темы. Обоснование ее актуальности. (3 ч.)

Теория. Общая схема хода научного исследования: обоснование актуальности выбранной темы. Актуальность.

Практика. Деловая игра «Что тебе интересно», «На какой вопрос ты хотел бы найти ответ».

3.3. Формулировка цели. Задачи и их выполнение. (3 ч.)

Теория. Постановка цели и конкретных задач исследования, определение объекта и предмета исследования, выбор методов и методики проведения исследования, описание процесса исследования, обсуждение результатов исследования, формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Практика. Работа с переменными микро-группами, объединенных направлением исследования: дается тема, необходимо сформулировать цель, задачи, которые необходимо решить. Придумать задания для другой группы.

3.4. Информационные ресурсы. (3 ч.)

Теория. Поиск информации: виды информации (обзорная, реферативная, сигнальная, справочная), методы поиска информации.

Практика. Практическая работа в библиотеке и в Интернете.

3.5. План работы. (3 ч.)

Теория. Составление плана научно-исследовательской работы.

Практика. Индивидуальная работа по каждой выбранной теме. Защита составленного плана, работа со всей группой.

3.6. Работа над основной частью экологического проекта. (3 ч.)

Теория.  Работа с научной литературой.

Практика. Составление индивидуального рабочего плана. Поиск источников литературы. Отбор фактического материала.

3.7. Сбор первичной информации по теме проекта. (3 ч.)

Теория. Анкетирование. Интервьюирование. Изложение материала.

Практика. Сбор и обработка данных.

3.8. Результаты работы. Правила оформления результатов. (3 ч.)

Теория. Общие правила оформления результатов. Выводы. Заключение.

Практика. Составление итоговых таблиц по результатам наблюдений поисковых групп. Заключение.

3.9. Оформление научной работы. (6 ч.)

Теория. Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы: формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания, приложения.

Практика. Черновик исследования. Выпуск буклета. Подготовка презентации. Написание статьи.

3.10. Сбор фактического материала для исследовательского экологического проекта (по индивидуальным темам). (6 ч.)

Теория.  Экологические наблюдения. Схемы, таблицы, графики, диаграммы.

Практика. Составление анкет, опросников по выбранной проблеме.

3.11. Проведение экологических мероприятий, акций. (6 ч.)

Теория. Пропаганда природоохранной деятельности.

Практика. Природоохранная акция «Помоги птице зимой».

3.12.  Обработка данных собственных исследований: перенесение данных из дневников наблюдений, организация их в таблицы и схемы. (6 ч.)

Теория. Опытно-экспериментальная работа. 

Практика. Проведение опытов и экспериментов, предусмотренных работой.

3.13. Работа с литературой.  (3 ч.)

        Теория. Поиск информации: виды информации (обзорная, реферативная, сигнальная, справочная), методы поиска информации.

Практика. Практическая работа в библиотеке и в Интернете. Подбор, изучение, составление выписок. Подготовка индивидуальных сообщений по итогам проекта.

3.14. Работа над приложением. (3 ч.)

        Теория. Общие правила оформления приложения. Работа с понятийным аппаратом.

Практика. Подготовка наглядно-иллюстративного материала. Отбор фотоматериала, составление сообщений-планшетов.

3.15. Работа над примечанием. (3 ч.)

        Теория. Анализ, выводы, заключение. 

Практика. Составление списка разъяснений, уточнений. Работа над формулировкой.

3.16. Подготовка к конференции: подготовка устного доклада. (6 ч.)

        Теория. Основные требования к докладу, формы организации и предоставления информации.

 Практика. Составление тезисов, редактирование печатного материала.

3.17. Подготовка иллюстрационного материала для выступления на конференции. (6 ч).

Теория. Работа с презентацией. Стендовый доклад.

Практика. Составление слайд-программы или информационных стендов.

3.18. Правила публичного выступления. (3 ч.)

Теория. Требования к докладу.

Практика. Тренинг «Психологический аспект готовности к выступлению». Деловая игра «На защите» (репетиция). Коррекция речевых ошибок.

3.19. Выступление в объединении. (3 ч.)

Практика. Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам. Выступление в объединении.

Форма контроля: творческие задания «Удивительная прогулка», «Живая-неживая природа».  

Итоговое занятие. (3 ч.)

Практика. Защита учебно-исследовательского проекта на конференции. Ответы на вопросы.

Форма контроля: защита учебно-исследовательского проекта на конференции.

1.4. Планируемые результаты реализации программы

По окончании обучения учащийся имеет следующие результаты.

Предметные:

знает:

- основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);

- понятия цели, объекта и гипотезы исследования;

- основные источники информации;

- правила оформления списка использованной литературы;

- способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);

- источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).

умеет:

- выделять объект исследования;

- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

- работать в группе;

-пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;

- вести наблюдения окружающего мира;

- планировать и организовывать исследовательскую деятельность;

- работать в группе.

Основным содержанием практической части творческих проектов, учитывая возрастные особенности обучающихся, являются наблюдения и выполнение посильных практических исследований в природе, пропаганда охраны природы.

В результате обучения по программе учащиеся приобретут такие личностные качества как:

- знание основных принципов и правил отношения к живой природе;

- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;

 - интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);

- эстетического отношения к живым объектам;

 -формирование ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды.

В результате обучения по программе у учащихся будут сформированы такие метапредметные компетенции как:

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- умение работать с разными источниками информации: находить информацию в различных источниках (тексте книг, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. Календарный учебный график

Год обучения

Объем учебных часов

Всего учебных недель

Режим

работы

Кол-во учебных дней

Даты начала и окончания учебных периодов/ этапов

Продолжительность каникул

1

108

36

3 раза в неделю по 1 часу

108

1 сентября- 31 мая

27 декабря – 9 января

2.2. Условия реализации программы

Методическое обеспечение 

В программе взаимосвязаны процессы обучения, развития и воспитания. Знакомясь на практике с живыми и неживыми объектами природы, у младших школьников происходит расширение и закрепление полученных ранее представлений о природе, развитие познавательного интереса к окружающему миру и воспитание бережного отношения к окружающей среде.

Методы обучения: наглядные, словесные и практические.  Формы организации работы: групповая, индивидуальная работа и работа в паре. Методика коллективных творческих проектов позволяет ребятам не только получать знания и умения, но и учиться решать жизненные задачи творчески, с уважением к другим людям и стремлении принести им пользу.

Опытно-экспериментальная и проектная деятельность подразумевает использование разнообразных форм организации занятий:        экологические экскурсии, праздники, экспериментальные лаборатории, творческие мастерские, викторины, игры-путешествия, беседы, мини-конференции, экологические акции.

Основным содержанием практической части творческих проектов, учитывая возрастные особенности обучающихся, являются наблюдения и выполнение посильных практических исследований в природе, пропаганда охраны природы.

Образовательные технологии: технологии проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии.

Алгоритм учебного занятия.

1этап - организационный.

II этап - проверочный.

III этап - подготовительный 

IV этап - основной.

V этап – контрольный

VI этап - итоговый.

VII этап - рефлексивный.

VIII этап: информационный. 

В рамках программы «Юный эколог-исследователь» организация воспитательной работы направлена на формирование у учащихся интереса к изучению животного и растительного мира родного края, воспитание бережного отношения к окружающему миру, любви к родному краю. Что соответствует направлениям «Программы воспитания учреждения» (гражданско-патриотическое, экологическое): https://drive.google.com/file/d/1E8bErXuVxe3pkRB7BxeYIMMRGlSK0ksN/view?usp=sharing

Материально-техническое обеспечение: 

Название

Количество

1

Библиотечный фонд (методические пособия)

5 шт

2

Библиотечный фонд (энциклопедии и справочники)

5 шт

3

Бумага А4 альбомная

100 шт

4

Бумага А4 офисная (белая)

500 шт

5

Демонстрационные пособия (муляжи)

1 шт

6

Демонстрационные пособия (муляжи: домашние животные)

1 шт

7

Интерактивная доска с проектором

1

8

Канцелярские принадлежности: ручки гелевые/шариковые, простой карандаш, линейка, ластик

30

9

Столы, стулья (мебель)

15

10

Флэш-накопитель (USB)

1

11

Фотоаппарат

1

12

Учебный кабинет с мебелью.

1

Информационное обеспечение:

1. Учительский портал: [Электронный ресурс]. URL http://www.uchportal.ru Дата обращения (20.01.2023г.)

2. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок»: [Электронный ресурс]. URL http://festival.1september Дата обращения (20.01.2023г.)

3. Портал «Мой университет» / Факультет коррекционной педагогики: [Электронный ресурс]. URL http://moi-sat.ru 

4. Сеть творческих учителей: [Электронный ресурс]. URL  http://www.it-n.ru / Дата обращения (20.01.2023г.)

5. Сообщество взаимопомощи учителей: [Электронный ресурс]. URL   http://pedsovet.su/load/33 Дата обращения (20.01.2023г.)

Кадровое обеспечение:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный эколог-исследователь» реализуется педагогом дополнительного образования, без предъявления требований к квалификационной категории.

Педагог имеет среднее специальное или высшее педагогическое образование/прошедший программу переподготовки, соответствующую специфике программы.

2.3. Формы контроля

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.

        Диагностика и контроль результатов обучения осуществляется в несколько этапов:

  • вводный контроль проводится с целью выявления образовательного уровня, учащихся на начало обучения и способствует подбору эффективных форм и методов деятельности для учащихся;
  • промежуточный - проводится в конце первого полугодия с целью отслеживания уровня освоения программного материала;
  • тематический контроль позволяет определить степень сформированности знаний, умений и навыков по темам программы, это дает возможность своевременно выявлять пробелы в знаниях и оказывать учащимся помощь в усвоении содержания материала;
  • итоговый контроль призван определить конечные результаты обучения.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.

Подведение итогов реализации программы проводится в форме защиты учебно-исследовательских работ в объединении и на конференциях.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: участие детей в конференциях учебно-исследовательских работ разных уровней (групповой, муниципальный, краевой).


2.4. Оценочные материалы

Диагностическая методики: методика М.Н. Шипициной, «Продолжи ряд», «Предметная классификация», «Экологическая ситуация», «Зашифрованное письмо»; методика С.Н. Николаевой, «Добровольные помощники»; методика О. А. Соломенниковой «Отдых у реки», «Друг из леса»; методика Сурковой С.А, «Опиши знак», «Помоги планете Земля», «Что же сделано не так», методика И.В. Цветковой «Секретный разговор», методики: «Экологические знаки», «Радости и огорчения», «Лес благодарит и  сердится».

Этапы

диагностики

Форма диагностики

вводный

Тест «Знатоки природы».

промежуточный

Творческие задания «Удивительная прогулка», Живая-неживая природа».

тематический

Творческий отчет «Мой Эко мир», Эко разминка.

итоговый

Защита учебно-исследовательских работ.

Формы и методы оценивания результатов: творческие задания, педагогическое наблюдение, создание ситуаций проявления качеств, умений, соревнование.

Формы фиксации результатов: протокол.

Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий).

2.5. Методические материалы

Дидактические материалы:

  • карты, таблицы, карточки с заданиями, рисунками;
  • Загадки, ребусы, кроссворды;
  • Специализированная литература, плакаты, памятки;
  • Раздаточный материал.

Наглядные материалы:

1. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР):

- Энциклопедия «Кругосвет»: [Электронный ресурс]. krugosvet.ru Дата обращения (20.01.2023г.)

-Презентация, доклад 900igr.n: [Электронный ресурс]. https://myslide.ru/presentation/1597220685_900igrnet Дата обращения (20.01.2023г.)

2. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

- Сетевые образовательные сообщества Открытый класс: [Электронный ресурс]. http://www.openclass.ru Дата обращения (20.01.2023г.)

- Электронная библиотека учебников и методических материалов: [Электронный ресурс]. http://window.edu.ru/ Дата обращения (20.01.2023г.)

- Федеральный портал по научной и инновационной деятельности: : [Электронный ресурс].  http://sci-innov.ru/ Дата обращения (20.01.2023г.)

Методические материалы, разработанные педагогом:

1. Учебно-методическое пособие к дополнительной общеразвивающей программе «Капелька», сборник диагностических работ для контроля результативности усвоения программы, сборник опытов для детей младшего школьного возраста, сборник физминуток, комплект дидактических игр для детей младшего школьного возраста, разработки занятий в рамках программы.

2. Презентации к занятиям:

«Царица-водица», «В лес за здоровьем», «Три стихии природы», «Времена года», «Первые страницы Красной книги Кемеровской области», «Птицы – наши друзья», «Пчелы – общественные насекомые», «Путешествие по сказке В. Бианки «Росянка –комариная смерть», «Путешествие по реке Томи», «Царство грибов: съедобные и несъедобные грибы», «В царстве золотой рыбки», «Лес – природное сообщество», «Экологическое ассорти», «Экологическая безопасность».

2.6. Список литературы

Для педагога:

  1. Александрова Ю.Н., Ласкина Л.Д., Николаева Н.В. Юный эколог. -Волгоград: Учитель, 2018. - 331 с.
  2. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов о животных. - Москва: Просвещение, 2020. - 64 с.
  3. Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. -  Москва: Вако, 2019. – 238 с.
  4. Егорова Л. С. На уроках природоведения // Начальная школа. 2020. № 9. - 10-12 с.
  5. Елкин Н. В., Тарабарина Т. И. 1000 загадок. Ярославль: Академия развития, 2018. - 70 с.
  6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов н/Д: Феникс, 2019. – 477 с.
  7. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты. - Москва: ТЦ Сфера, 2019.  - 56 с.
  8. Клементьева Т.А. Программа «Эколог-исследователь». – Ульяновск, 2019. – 45с.
  9. Козлова В.А. Общая педагогика. Курс обзорных лекций. - Москва: Просвещение, 2018. – 285 с.
  10. Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников. -  Волгоград: Учитель, 2018. - 126 с.
  11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - Москва: Издательство РОУ, 2020. – 356 с.
  12. Николаева С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании. - Москва: Гном и Д, - 2018. - 128 с.
  13. Организация экспериментальной деятельности школьников: Методические рекомендации / под ред. Л. Н. Прохоровой. - Москва: АРКТИ, 2019. – 231 с.
  14.  Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология. - Москва: Просвещение, 2019. - 124 с.
  15.  Плешаков А.А. Экологические проблемы и начальная школа. // Начальная школа. 2019. №5. - 2-8 с.
  16.  Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики: книга для учащихся 3 класса. - Москва: АСТ-Пресс школа, 2018. – 58 с.
  17.  Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. -  Самара: Учебная литература. 2018. -119 с.        
  18.  Садчикова, О.Г. Занимательная география. - Ростов н/Д: Феникс. - 2017. – 40 с.
  19. Сластёнин В.А. Педагогика. - Москва: Издательский центр «Академия», 2019. – 576 с.
  20. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. - Москва: Просвещение, 2017. – С. 76-84.

Для детей:

  1.  Кемеровская область: атлас для школьников / В.Н. Гнатишин [и др.]. Просвещение регион, 2020. - 11-19 с.
  2. Красная книга Кемеровской области. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных / под редакцией Т.Н. Гагиной, Н.В. Скалон. - Кемеровское книжное издательство. 2018. - 191 с.
  3. Красная книга Кемеровской области.  Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и грибов / под редакцией А.Н. Куприянова, Т.Е. Буко. - Кемеровское книжное издательство. – 2018. – 206 с.
  4. Плешаков А.А. Зеленые страницы. - Москва: Просвещение, 2018. – 56 с.
  5. Плешаков А.А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики. – Москва: Просвещение. - 2019. – 74 с.
  6.  Соловьев Л.И. География Кемеровской области. - Кемерово. 2018. - 377 с.
  7. Соловьев Л.И. Книга о природе Кузбасса.  – Кемерово. 2088. – 405 с.
  8. Черная книга флоры Сибири / под редакцией А.Н. Куприянова, Ю.К. Виноградова. -  Новосибирск: Академическое изд-во «Гео». 2019. - 440 с.

Интернет-источники:

  1. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ Дата обращения (12.05.2023 г.)
  2. Карпенков С. Х. Экология [Электронный ресурс]: учебник. Электрон. текстовые данные. М.: Логос, 2014. 400 c. URL  http://www.iprbookshop.ru 

/21892. ЭБС «IPRbooks».  Дата обращения (12.05.2023 г.)

  1. Корнева Ю.В. «Экологическое воспитание учащихся начальных классов во внеклассной работе» [Электронный ресурс]. https://www.gotovoe.ru/works/ekologicheskoe-obrazovanie-mladshikh-shkolnikov-vovneklassnoy-rabote/   Дата обращения (12.05.2023 г.)  
  2. Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty Дата обращения (12.05.2023 г.)
  3. Рыжова Ю.В. «Экосундучок» [Электронный ресурс]. http://crasivajplaneta.blogspot.com/p/blog-page_9759.html Дата обращения (12.05.2023 г.)


Приложение 1.

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ВВОДНЫЙ КОНТРОЛЬ

"Знатоки природы"

Цель: определить уровень сформированности экологических представлений об условиях жизни живых объектов природы, их дифференцированном отношении к свету, теплу и влаге; о механизмах приспособления к среде обитания; о пищевых цепочках и взаимосвязях, существующих в природе. 

Форма проведения: тест.

Содержание:

(Исследование проводится в индивидуальной форме) Ребенку предлагаются следующие задания:

1.Используя серию карточек "Жизнь дерева круглый год", ребенку необходимо расположить их по порядку и описать процесс изменения внешнего облика дерева в зависимости от времени года.

2. Ребенку необходимо рассмотреть 3 комнатных растения в уголке природы и определить их отношение к теплу, свету, и влаге (светолюбивые, теневыносливые, засухоустойчивые, влаголюбивые).

3.Предлагаются карточки с изображением животных и насекомых (бабочка, кузнечик, заяц, божья коровка, гусеница). Ребенку необходимо рассказать, как они маскируются, приспосабливаясь к условиям среды.

4.Предлагаются карточки с изображением живых объектов природы, из которых можно составить пищевые цепочки. Ребенку необходимо заполнить вагоны поезда карточками, составляя цепь питания.

Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий).

Критерии определения результата:

Высокий уровень (4-5). Ребенок выполнил все задания правильно, смог обосновать свои ответы.

Средний уровень (3-2). При выполнении заданий у ребенка возникли незначительные затруднения. В ответах ребенок допускал ошибки или не использовал объяснения.

Низкий уровень (1). У ребенка возникли значительные затруднения при выполнении заданий: не смог правильно расположить карточки или отказывался от выполнения заданий.


ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ

«Удивительная прогулка»

Цель: выявить уровень сформированное экологических представлений о среде жизни и ее факторах.

Форма проведения: творческое задание.

Содержание: подобрать рассказ экологической тематики с нелепым содержанием (отрывок рассказа В. Танайсичук "Удивительная прогулка").

1. Ребенку зачитывают рассказ "Удивительная прогулка":

"Шел я как-то весной по лесу. Уже трава зеленела, на деревьях развернулись мелкие листики, а снег можно было увидеть только в самой глухомани. Ходил я, ходил, а потом прилег отдохнуть на пригорке у старой сосны. Солнце пригревает, первая весенняя бабочка - лимонница над лужайкой кружится. Хорошо! Вдруг вижу - под вывороченным деревом шевелится что-то светлое и большое. Пригляделся - а это белая медведица из берлоги вылезает. Шерсть у нее даже не белая, а чуть желтоватая, только нос черный. Рядом медвежонок копошится. Я тихонько с пригорка слез - и ну удирать, пока не заметили. Выбрался на дорогу, а рядом над березами, как будто огромные серые змеи вьются. Да это вовсе не змеи, это хоботы слонов! Обламывают слоны ветки и жуют, на меня сверху вниз поглядывают.

Иду дальше, к речке, а в ней какое-то зеленое бревно лежит. Только нагнулся воды попить, глядь, бревно-то с глазами, и глаза эти на меня смотрят. Крокодил! Пошел я снова по дороге. Вижу - лежит на земле шишка. Я ее поднял и в елку запустил. Оттуда в ответ целый град из шишек. В чем дело? Да в том, что на елке стая обезьян. Самая большая обезьяна выбрала шишку потяжелее, изловчилась и бац! - мне в лоб..."

2. Экспериментатор задает ребенку вопросы:

"Чем для тебя этот рассказ необычен"?

"Какие животные из рассказа не могут жить в лесу"?

"Какие условия жизни им необходимы"?

"Где обитают эти животные"?

Форма оценки: уровень (очень высокий, высокий, средний, низкий, очень низкий).

Параметры оценки:

высокий уровень – 5 балла;

средний уровень – 3 балла;

низкий уровень – 2 балл.

Критерии определения результата:

Высокий уровень (5). Ребенок определил всех животных, которые не могут обитать в данной среде.

Мотивировал свой ответ доводами о необходимости для этих животных других условий жизни и описал их, назвал места их обитания.

Средний уровень (3). Ребенок только перечислил животных, которые не могут обитать в данной среде (в лесу).

Низкий уровень (2). Ребенок не смог определить несоответствие между средой обитания и животными. Молчал или отвечал "не знаю".

"Живая - неживая природа"

Цель: выявить уровень сформированности экологических представлений о живой и неживой природе.

Форма проведения: творческое задание.

Содержание: подготовить листы на каждого ребенка с изображением объектов живой и неживой природы для раскрашивания, цветные карандаши.

Детям раздаются листы с изображением природы для раскрашивания и дается задание раскрасить цветными карандашами только то, что относится к живой природе.

Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий).

Параметры оценки:

Критерии определения результата:

Высокий уровень (4-5). Ребенок правильно и аккуратно выполнил задание.

Средний уровень (2-3). Ребенок допустил ошибки: раскрасил объекты неживой природы или пропустил некоторые объекты живой природы.

Низкий уровень (1). Ребенок разукрасил всю природу или только то, что ему нравится.

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Цель: оценка качества знаний и умений за весь период обучения.

Форма проведения: защита учебно-исследовательских работ.

Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий).


Оценочный лист

учебно-исследовательских работ эколого – краеведческого направления.

I этап

Соответствие темы содержанию – 0-3б

Определение цели, задач, гипотезы, предмета и объекта исследования, их согласованность – 0-3 б

Актуальность и практическая значимость работы – 0-3б

Исследовательский характер работы – 0-3 б

Эколого-краеведческие исследования–0-3б.

Целесообразность использования методов и правильность проведения процедуры исследования- 0-3 б.        

Умение использовать литературные источники – 0-3б.        

Оформление работы (титульный лист, библиография, аккуратность, грамотность) -  0-3 б        

Наличие собственного мнения автора по проблеме – 0-3 б

Дополнительные баллы– 0-3 б

Итого

Оценочный лист

учебно-исследовательских работ эколого – краеведческого направления.

II этап

Обоснование темы, цели и задач, актуальности – 1-4 балла        

Чёткость, доступность и логичность изложения, стиль, грамотность – 1-4 балла        

Способность вести диалог, аргументировано отвечать на вопросы членов жюри – 1-4 балла.        

Способность высказывать авторскую позицию– 1-4 балла.        

Грамотность составления презентации- 1-4 балла.

Умение работать с презентацией – 1-4 балла.        

Активность работы на конференции – 1-4 балла.

Итого

Диагностика метапредметных и личностных результатов

Методика «Экологические знаки»

Цель: изучить оценочные умения и уровень понимания природоохранной деятельности.

Подготовка исследования: разработать знаки «Правила поведения в лесу».

Проведение исследования.

Ребенок рассматривает экологические знаки и отвечает на вопросы:

«Как ты думаешь, что означают эти знаки»? «Почему необходимо им следовать»? Ответы фиксируются и анализируются.

Обработка данных:

Высокий уровень. Ребенок описывает значения экологических знаков, рассуждает, зачем необходимо им следовать.

Средний уровень. Ребенок «расшифровывает» не все экологические знаки или не может объяснить их важность.

Низкий уровень. Ребенок «расшифровывает» не все экологические знаки, не может объяснить их важность.

Методика "Радости и огорчения"

Цель: выявить место природы в системе ценностных ориентации у младших школьников.

Подготовка исследования: подобрать рассказ о природе, вызывающий эстетические и нравственные чувства.

Проведение исследования:

(проходит в 2 этапа)

1. Чтение рассказа М. Пришвина "Золотой луг":

        "У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел - он впереди, я в пяту.

- Сережа! - позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.

        Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво, все говорили: "Очень красиво! Луг - золотой".

        Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал себе одуванчик, и оказалось, что он сжал себе лепестки, как все равно, если бы у нас пальцы были желтые, стороной к ладони, и, сжав кулак, мы закрыли бы желтое.

        Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони и от этого луг становится опять золотым. С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали".

2. Ребенку задается 2 вопроса:

1.Что тебя больше всего порадовало в этом рассказе?

2.Что тебя больше всего огорчило?

        Обработка данных.

Ответы анализируются в соответствии со следующими уровнями:

Высокий уровень. Ответ эстетического характера, связанный с природой, проявление эмоциональности. Выделение нравственного момента в рассказе.

Средний уровень. Ребенок указывает на нарушение норм поведения в природе, но не проявляет эмоциональности и эстетического чувства в отношении к природе.

Низкий уровень. Ребенок затрудняется в определении моментов рассказа, которые ему понравились или не понравились. Отказывается отвечать на вопросы

Методика "Секретный разговор" (автор И. В. Цветкова)

Цель: исследовать эмоционально-чувственную сферу школьника и ценностное отношение к природе в процессе общения с ней; выявить имеющийся у детей опыт общения с природными объектами.

Проведение исследования:

Методика протекает в два этапа:

1. Прогулка в парке, во время которой каждый ребенок по заданию педагога выбирает приглянувшееся ему растение и по секрету разговаривает с ним.

2.Запись экспериментатором секретного разговора во время индивидуальной беседы с ребенком.

Обработка данных.

Анализируется эмоциональность общения детей с объектами природы, осознание детьми их ценности. Ответы детей оцениваются по уровням:

Высокий уровень. Ребенка заинтересовало задание, он выражал эмоциональное отношение к выбранному объекту природы, проявлял ценностное, заботливое отношение к нему. Ребенок имеет опыт общения с природой.

Средний уровень. Ребенок с интересом отнесся к заданию. Отмечается наличие у него эмоционального отношения к объекту природы, но общение с ним кратковременное, рассказывал ему о себе и не проявлял заботливое отношение к нему.

Низкий уровень. Ребенок затруднялся общаться с выбранным объектом природы, общение носило малосодержательный характер.

Методика «Лес благодарит и сердится»

Цель: выявить отношение к природе и уровень сформированности представлений о правилах, нормах взаимодействия с нею.

Подготовка исследования: осуществить прогулку в парк.

        Проведение исследования. После предварительной беседы, в ходе которой дети вспоминают свои прогулки в парк, восстанавливают в памяти увиденные картины природы, положительные и отрицательные примеры воздействия человека на природу, детям предлагается ответить на два вопроса:

        За что лес мог бы сказать тебе спасибо? За что лес мог бы рассердиться на тебя?

Обработка данных:

Высокий уровень. Ребенок проявляет активную позицию заботливого хозяина и защитника природы, приводит примеры практической экологически-ориентированной деятельности в природе или, наоборот, примеры бездействия человека, приводящие к негативным последствиям выделяет актуальные экологические проблемы, приводит примеры уже проделанной им природоохранительной работы.

Средний уровень. Ребенок перечисляет правила и нормы поведения в лесу, примеры их нарушения.

Низкий уровень. Ребенок приводит один-два примера нарушения норм и правил поведения в лесу или примеры заботливого отношения к нему.


Приложение 2.

ГЛОССАРИЙ

Аналогия – рассуждение, в котором из сходства двух объектов по некоторым признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам.

Актуальность темы– степень важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы.

Аспект - угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исследования.

Библиография - список отобранных по определенным признакам, описанных, систематизированных произведений.

Гипотеза исследования - научное предположение, выдвигаемое для объяснения, доказательства каких-либо явлений.

Дедукция - вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев.

Дипломная работа - квалификационная работа (т.е. подготовленная для получения статуса специалиста), содержащая не только анализ теории по определенной теме, но и обязательное доказательство ее применения в практической деятельности, полученное в ходе и по результатам опытно-экспериментальной работы.

Задачи исследования - установки, логическая реализация которых должны составить порядок и содержание разделов научной работы, подводящих к доказательству основной идеи.

Логические законы и правила - законы и правила логики, следование которым придает рассуждениям и изложению содержания подлинную научную основу, повышает доказательность анализу изучаемых фактов и явлений, а также убедительность выводов в глазах оппонентов.

Методика исследования - совокупность методов и приемов практического или теоретического познания.

Метод исследования - способ применения старого знания для получения нового знания (новых научных фактов).

Методология научного познания - совокупность принципов, форм и способов исследовательской деятельности, выступающая основой для конкретных исследований.

Направление исследования (исследовательская специальность) - устойчиво сформировавшаяся сфера исследований, включающая определенное количество исследовательских проблем из одной научной дисциплины, включая область ее применения.

Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о сообщение новой информации в строгой, логически организованной, лаконической и объективной форме, которое характеризуют большое количество нейтральной лексики, четкость формулировок, лаконичность выражения мысли, ясность изложения, строгость определения, однозначность употребляемых терминов и т.д.

Научный текст - устное или письменное сообщение, сделанное в соответствии с научным стилем изложения.

Научный факт - событие или явление, которое является основанием для заключения или подтверждения, составляет основу научного знания.

Научный язык - совокупность средств изложения, соответствующих научному стилю.

Объект исследования - процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и выбранные для изучения.

Практическая значимость результатов исследования - подтвержденная исследованием возможность использования его результатов в практической деятельности.

Предзащита научной работы - предварительное публичное выступление о ходе и результатах научной работы.

Предмет исследования - часть объекта исследования, выделенная для специального изучения.

Презентация - устная публичная защита.

Принцип - основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки.

действительности. Одна из форм общественного сознания.

Умозаключение - мыслительная операция, посредством которой из некоторого количества заданных суждений выводится иное суждение, определенным образом связанное с исходным.

Учебно-исследовательская работа - исследовательская деятельность учащегося, заключающаяся в проверке научных фактов не в реальной, а в учебной ситуации.

Цель исследования - конкретный, прогнозируемый результат исследования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ступеньки к школе"

Программа разработана для подготовки детей к школе. Работа в студии "Ступеньки к школе строится на основании документов, задающих целевые ориентиры современного дошкольного образования....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Современное декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по предмету  «Изобразительное  искусство. 1-4 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка "Говоруша"

Программа кружка "Говоруша" по развитию речи для 1 классов....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Умелые руки".

Программа кружка "Умелые руки" создана на основе программы "Кружки начального технического моделирования" А.П.Журавлевой, М.: Просвещение, 1988 г....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательная информатика".

Цель программы: развитие интеллектуальных и творческих способностей детей средствами информационных технологий....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ИЗО «ВОКРУГ СВЕТА ЗА 28 Дней» Визиряко Александр Васильевич, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ЗДДТ Курортного района СПб

Эта программа разработана для работы в детском городском оздоровительном лагере.Рассчитана на 1 месяц. Категория учащихся - младшие школьники, 7-11 лет.Опробована. Дети общаются, делятся своими знания...