Страницы истории Алтая в 1920–1930-х годов
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Формировать представления о жизни Алтая  в период 1920-1930 г.г, обогащать  новыми знаниями об исторических событиях на Алтае

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ф.И.О. Кудрявцева Наталья Витальевна

Предмет: окружающий мир

Класс: 4

Тип урока: ОНЗ

Технологическая карта изучения темы

Тема

Страницы истории Алтая в 1920–1930-х годов

Цели

формировать представления о жизни Алтая  в период 1920-1930 г.г, обогащать  новыми знаниями об исторических событиях на Алтае 

Задачи

Формирование УУД:

Планируемый результат

Личностные:

-воспитывать чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения, планировать  свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей

- Коммуникативные УУД: оценивать правильность выполнения действий и работать в группах, строить понятные для других высказывания 

- Познавательные УУД: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, карта)

 Предметные:

Знать: дату образования Ойротской автономной области и её предпосылки и значение

Уметь: описывать исторические события в начале 20 века в России, на Алтае

Основные понятия

уезд, волость, дючина, беглые, поселенцы, автономная область

Межпредметные связи

Литература, история, география

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

словарь С.И. Ожегова, презентация,  фильмы, музыка, тексты, стикеры,

Организация пространства

Групповая, парная,  индивидуальная работы

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята, сегодняшний урок я хочу начать с прослушивания песенки одного сказочного героя. Кто-нибудь из вас знает, как его зовут? (Если никто из детей не называет имя героя, учитель помогает.)

- Это барон Мюнхгаузен, знаменитый сказочный путешественник. Послушайте, о чём он поёт. (Дети слушают всю песню из м/ф «Приключения барона Мюнхгаузена» «Находчивость и храбрость, …» или отрывок.)

Включить фрагмент из м/ф «Приключения барона Мюнхгаузена»

- Какие же главные качества, по мнению этого героя, помогают путешественнику? (Храбрость, находчивость, удача, уверенность.)

- Верно. А вы любите путешествовать? (…)

- Сегодня на уроке мы тоже отправимся в путешествие. Не просто в путешествие, а путешествие в прошлое.

- Кто догадался, что значит в прошлое?

- Правильно. И как обычно происходит в любом путешествии, сделаем новые открытия.

- А какие качества помогут вам открывать новое? (Активность, терпение, целеустремлённость.)

- Все путешественники в дороге встречают различные препятствия и трудности. Какие препятствия могут быть у вас на пути к открытию? (У нас могут возникнуть затруднения, ошибки.)

- Как вы к ним будете относиться? (Спокойно, ведь затруднения и ошибки – это наши помощники на пути к открытию.)

- Вот и замечательно. Тогда, смелее, в путь!

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Давайте вспомним, о чем мы говорили с вами на прошлом уроке.

- Какое событие мирового значения произошло в начале этого века, что изменило ход истории?

- Почему война называлась «мировой»?

- Кто такие большевики?

 - Какие события произошли в Петрограде в октябре 1917 г.?

 - Что такое гражданская война?

3. Выявление места и причины затруднения

История страны и ее отдельных регионов, а именно нашей Республики Алтай периода 1920—1930 г.г. представляет собой время сложных проблем, грандиозных перемен, социальных потрясений. Попробуйте озвучить тему урока:( «Страницы истории Алтая в 1920–1930-х годов»).

— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

(Учитель записывает вопросы на доске.)

 На доске слова: уезд, волость, дючина, беглые, поселенцы, автономная область

- Объясните значение данных слов. (Высказывания детей.)

- Где мы можем узнать значение данных слов? (Ответы детей.)

 Для того, чтобы лучше понять произошедшие в нашем регионе необходимо хотя бы кратко охарактеризовать те условия, в которых они происходили. Для этого поработаем в группах

4. Построение проекта выхода из затруднения.

1 группа

Прочитайте текст 2 раза и дополни ответ.

На рубеже XIX-XX вв. Горный Алтай являлся малозаселенной аграрной окраиной России, входил в состав Бийского уезда Томской губернии. Коренные жители относились к 6 волостям и 7 дючинам, объединявшим население по родовому признаку. Коренное население вело кочевой и полукочевой образ жизни. Основным занятием было скотоводство. Алтайское население южных районов занималось животноводством и охотой. Разводили овец, коз, лошадей, коров. Алтайцы северных районов наряду с животноводством занимались охотой и промыслами, в летнее время – рыболовством и собирательством. Земледелие играло подсобную роль.

В 1824 году бийские пасечники основали село Улала (ныне Горно-Алтайск).  Развитие села было тесно связано с работой Алтайской духовной миссии. Позднее в село переехали некоторые бийские купцы. За несколько десятилетий Улала превратилась в крупный торговый центр Бийского уезда Томской губернии.

Вопросы:

1.Горный Алтай входил в…

2.Коренное население Алтая вело…

3. Основным занятием алтайцев являлось…

4. Село Улала было основано в …

2 группа

Прочитайте текст 2 раза и дополни ответ.

Первые русские поселенцы были беглыми – крестьяне, мастеровые, солдаты, старообрядцы. На новых местах поселенцы распахивали целину, сеяли хлеб, косили сено, обзаводились жильем. Русские способствовали распространению на Алтае земледелия, огородничества и пасечного пчеловодства, что улучшило питание населения, главным образом, в северной части. Под влиянием русских алтайцы научились выпекать хлеб, делать телеги и сани. В домашнем обиходе алтайцев появилась металлическая и стеклянная посуда, простая деревянная мебель, стали строиться срубные избы. В свою очередь, русское население позаимствовало от алтайцев технику некоторых промыслов, способы и средства передвижения. Культура и грамотность алтайцев находилась на довольно низком уровне.

Вопросы:

  1. Первыми русскими поселенцами были…
  2. Русские распространили на Алтае…
  3. Русские позаимствовали у алтайцев…

3 группа

Прочитайте текст 2 раза и дополни ответ.

В октябре 1917 г., была установлена советская власть. 3 ноября 1917 г. российское правительство опубликовало «Декларацию прав народов России». Она провозглашала равенство прав народов России, их право на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств.  

Прошедшая Гражданская война оставила тяжелое наследие. Горный Алтай оказался самым пострадавшим от войны среди всех уездов Алтайской губернии. Наибольший урон понесли территории, на которых велись интенсивные боевые действия: Шебалинский, Усть-Канский, Улаганский, Кош-Агачский районы. В 1922 г. в области разразился голод. Важной предпосылкой для преодоления тяжелых последствий Гражданской войны явилось создание в июне 1922 г. Ойротской автономной области. Таким образом, Горный Алтай впервые в российской летописи был выделен в отдельную административно-территориальную единицу - Ойротскую автономную область в составе РСФСР. В ее состав вошли волости Горно-Алтайского уезда и часть волостей Бийского уезда Алтайской губернии, всего 24 волости.

Вопросы:

1.«Декларация прав народов России» провозглашала…

2.Создание в 1922 г. Ойротской автономной области послужили…

3.В её состав вошли …

4 группа

Прочитайте текст 2 раза и дополни ответ.

В первые годы своего существования перед Ойротской автономной областью за кратчайшие сроки были преодолены последствия гражданской войны – голод, хаос и полная разруха сельского хозяйства. Постепенно вводились и развивались новые формы хозяйств – артели и товарищества по обработке земли, позднее преобразованные в колхозы и совхозы.

Провозглашенная новая экономическая политика дала стимулы для возрождения хозяйственной жизни в стране и в Горном Алтае: В итоге уже в 1923 г. в области несколько расширились посевные площади, выросли объемы производства в сельском хозяйстве, появились первые кооперативы и частные предприятия. Промышленность большей частью представляла собой кустарное производство.  

Велась работа по перестройке и улучшению быта алтайцев. Открывались фельдшерские пункты. Алтайский язык получил широкое применение не только в административной области, но и в сфере образования, просвещения и культуры. Изменения кочевого образа жизни значительно изменил быт алтайского населения. В хозяйстве появились новые вещи: металлические кровати, столы, стулья.

Вопросы:

1.В первые годы своего существования…

2. Новая экономическая политика дала стимулы…

3. Велась работа по …

5 группа

Прочитайте текст 2 раза и дополни ответ.

1 июня 1922 г. была образована Ойротская автономная область. Образование области способствовало развитию устойчивой территориальной, экономической и культурной общности алтайцев и других народов в пределах Горного Алтая. Историческое значение Декрета от 1 июня 1922 года в том, что он заложил прочную основу для преобразования Горно-Алтайской автономной области в 1991 году в Республику Алтай как полноправного субъекта Российской Федерации. Столица — с. Улала в составе Алтайского края. 2 марта 1932 года Ойратская АО была переименована в Ойротскую автономную область. Столица — г. Ойрот-Тура, которая 7 января 1948 года была преобразована в Горно-Алтайскую автономную область, а её столица была переименована в Горно-Алтайск. 3 июля 1991 г. статус был повышен до республики в составе России. В мае 1992 г. установлено название Республика Горный Алтай, с 12 декабря 1993 г. — Республика Алтай.

Республика имеет свою конституцию, принятую 7 июня 1997 года, и государственные символы — флаг и герб. Равноправными языками в Республике Алтай являются русский и алтайский.

Вопросы:

1.Историческое значение Декрета от 1 июня 1922 года в том, что…

2.Столица — с. Улала была переименована..

3. Статус с 12 декабря 1993 г. …

4.Республика имеет свою…

Физминутка

5. Реализация построенного проекта.

Выступления групп, проверяем с доской

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Поработайте в паре. Прочитайте текст. Что еще нового вы узнали?

Председателем Ойротской автономной области был назначен Н.Ф. Иванов-Меджит. Административным центром стало село Улала. Первым Главой  Республики Алтай стал Валерий Иванович Чаптынов, центром стал город Горно-Алтайск.  Ныне возглавляет Республику Алтай Хорохордин Олег Леонидович.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Заполняют таблицу

1.

Село Улала было основано в …

2.

Горный Алтай входил в…

3.

Образование Ойротской автономной области …

4.

Столица — г. Ойрот- Тура была переименована в ..

5

Статус с 12 декабря 1993 г. …

8. Включение в систему знаний и повторение.

Где могут пригодиться     вам эти знания?  На какой вопрос мы не нашли сегодня ответа? Как будет звучать тема нашего следующего урока?

Домашнее задание: узнать в толковом словаре ещё значение слова.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

 -Какова была тема урока?

Продолжите предложения – фронтально (на доске):

- Сегодня я узнал …    

- У меня получилось…

- Меня удивило…

А сейчас просмотрим видеоролик «История государственности на Алтае»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира "Страницы истории 1920 - 1930-х годов" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Страницы истории 1920 - 1930 -х годов", 4 класс, УМК "Школа России", с формируемыми УУД. Презентация к уроку....

Технологическая карта урока "Страницы истории 1920 – 1930 – х годов"

Цели деятельности учителя:  ознакомление с историей образования новой страны – СССР; сформировать представления о жизни страны в 1920 – 1930-е годы. Планируемые результаты:Предме...

Конспект урока по окружающему миру 4 класс «Страницы истории 1920-1930-х годов»(УМК Школа России)

Цели деятельности учителя: формирование знаний об образовании новой страны - СССР;формирование представлений о жизни страны в 1920-1930 годов.Планируемые  результатыПредметные:знать историю 1920-...

Конспект урока по окружающему миру: «Страницы истории 1920-1930 годов», 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний об образовании новой страны - СССР;формирование представлений о жизни страны в 1920-1930 годов.Планируемые  результатыПредметные:знать историю 1920-...

Страницы истории Алтая в 1920–1930-х годов.Окружающий мир Класс: 4

Формировать представления о жизни Алтая  в период 1920-1930 г.г, обогащать  новыми знаниями об исторических событиях на Алтае...