Урок по окружающему миру «Родной край – часть России» Оренбургская область
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Урок по окружающему миру  «Родной край – часть России» Оренбургская область

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 4 КЛАССЕ

«Родной край – часть России»

Цель: познакомить с расположением родного края на политико-административной карте РФ, важными сведениями о родном крае, особенностями родной природы, разнообразием растительного и животного мира своей области.

Планируемые результаты

Метапредметные

  1. Личностные УУД:
    - формировать положительное и осознанное отношение к изучению окружающего мира,

- осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

  1. Познавательные УУД:
    - формировать умение выполнять мыслительные операции анализа и синтеза изучаемых объектов,
    - давать характеристики изучаемым объектам,

- работать с текстовым и иллюстративным материалом,

- осуществлять обобщение, делать выводы.

  1. Коммуникативные УУД:
    - понимать задаваемые вопросы, формулировать на них ответы, используя изученные термины и опираясь на свой опыт, знания,
    - развивать умение выступать перед классом,
    - выражать свою точку зрения.

- совершенствовать умение работать в парах.

  1. Регулятивные УУД:
    - формировать умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя,
    - формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, работать по заданному правилу,
    - формировать умение оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий.

Предметные

  1. Расширить знания об окружающем мире,
  2. Формировать умение находить и показывать свою область на карте России.
  3. Развивать умение находить объекты на контурной карте.
  4. Иметь представление о природных зонах своего региона.
  5. Повторить знания о полезных ископаемых родного края.
  6. Составлять экологические цепи и предлагать пути решения экологических проблем.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Формы работы учащихся: Учебный диалог, фронтальная работа под руководством учителя, наблюдение, работа с административной картой, контурной картой, индивидуальная работа, самоконтроль, практическая работа в парах, взаимоконтроль, коррекция своей работы.

Оборудование для учителя: учебник «Окружающий мир» 4 класс (А.А. Плешаков), рабочая тетрадь «Окружающий мир» 4 класс (А.А. Плешаков),.

Оборудование для учащихся: учебник «Окружающий мир» 4 класс (А.А. Плешаков), рабочая тетрадь «Окружающий мир» 4 класс (А.А. Плешаков), контурная карта, тексты с заданием для письменной работы, карточки для работы в парах.

Ход урока.

1 Организационный момент.

Учитель - Добрый день, ребята. Закройте глаза и представьте себе всё хорошее - хороший день, хороших людей, хорошие поступки

- Открыли глаза, посмотрели друг на друга, улыбнулись, тихо сели.

2. Проверка домашнего задания.

Учитель: Я думаю, что вы много помните о природных зонах России, сумеете назвать каждую из основных зон и показать её местоположение на карте, сможете рассказать не только о природе каждой зоны, но и сравнить их.

- Давайте проверим

I. Индивидуальная работа (по карточкам)

#1054;пределите, о какой природной зоне идет речь:

(соотнеси название с описание природной зоны)

Природа этой зоны очень сурова. Там зимой полярная ночь, летом – полярный день. Почва почти совсем не образуется, там вечная мерзлота.

Зона пустынь.

Корни растений очень длинные и достают воду с большой глубины. Как правило, у всех листьев воскообразный покров.

Тундра.

Здесь четко выражены четыре сезона: холодная зима, теплая весна, засушливое лето, сухая осень. Зима малоснежная. Лето жаркое и сухое, с горячими сухими ветрами. Дожди выпадают редко, обычно ливневые.

Ледяная зона.

Растения все низкорослые, нет больших деревьев. Низкая температура воздуха, сильные ветры – все это препятствует росту больших деревьев

Зона степей.

II. Разминка (устно)

1. В лесу темно,

Все спят давно,

Одна птица не спит,

На суку сидит,

Мышей сторожит. (Сова)

2. Всех я вовремя бужу,

Хоть часов не завожу. (Петух)

3. Зверька узнаем мы с тобой

По двум простым приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке - летом. (Белка)

4. В лесу зимой холодной

Ходит злой, голодный.

Он зубами щелк!

Это серый ... (Волк)

5Две горы по пустыне

Идут и идут,

Не пьют, не едят и не устают. (Верблюд).

6. Долговяз и весь пятнист,

С веток рвет легко он лист.

Но с трудом он достает

Травку, что внизу растет. (Жираф)

- К какой природной зоне относятся эти животные?

III. Работа над новым материалом

Звучит песня «С чего начинается Родина » (слова М. Матусовский, музыка В. Баснер.)

– Вы – маленькие граждане большого государства, имя которому – Россия.

- Как вы думаете, что входит в состав России? (В состав Российской Федерации входят 85 субъектов , 46 из которых именуются областями, 22— республиками, 9 — краями, 3 — городами федерального значения, 4 — автономными округами и 1 — автономной областью.)

- Может вы догадались, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

– Давайте, познакомимся с административной картой России. Внимательно посмотрите на эту карту и изучите условные обозначения. Что нам расскажет карта? (Ответы детей.)

– Что вам говорят условные обозначения?

– Найдите самые крупные республики, края, округа. (Якутия, Хабаровский край, Краснодарский край и т.д.) – учебник стр.136-137.

– Где, в основном, находятся эти большие по территории края, республики, округа? (Они находятся на Западно-Сибирской равнине и Среднесибирском плоскогорье.)

– А что вы можете сказать о Восточно-Европейской равнине? (На ней расположено много небольших по площади республик, областей.)

– Еще мы можем сказать, что Восточно-Европейская равнина густо населена. Посмотрите, как много здесь населенных пунктов, городов.

III. Проблемный вопрос.

Учитель: - Как вы думаете, какие природные зоны охватывает территория только нашей области? Сможем ли мы сразу ответить на этот вопрос?

- Это на уроке нам предстоит выяснить.

IV. Сообщение темы урока.

Я живу, где бескрайние степи,

Где когда- то была целина.

Низко в пояс тебе поклонюсь я,

Оренбургская наша земля.

На полях колосится пшеница,

Сказку шепчут во сне ковыли.

В моей памяти с самого детства

Нежный вкус родниковой воды.

Никогда не забыть нам те годы,

Что охвачены были войной,

И за Родину, за Оренбуржье

Земляки шли решительно в бой .

От того, что мы разных религий,

Дружба станет лишь только сильней.

Нас связало на век Оренбуржье,

А оно часть России моей.

Нам солнце путь всегда освещает

Перезвон колокольный идёт.

Всё ,что предки всем нам завещали,

Свято чтит оренбургский народ.

Всем гостям непременно мы рады,

Ну а если степной ветерок ,

Вам с любовью на плечи накинем

Оренбургский пуховый платок.

Вам понравилось стихотворение нашей землячки Таши Васильевой?

-Как вы думаете, о чем оно? (Ответы детей).

- Правильно, это стихотворение о Оренбургской области, в которой мы живем.

V. Определение задач урока.

Учитель:- Что бы вы хотели знать о своём крае?(Ответы детей запись на доске)

ЗАДАЧИ: I. Где расположен наш край? Кто наши соседи?

II. Каковы климатические условия?

III. Чем богат наш край?

IV. Какие животные и растения обитают у нас? Их охрана

- На эти вопросы вы сегодня будете искать ответы, работая в группах.

VII. Изучение нового материала.

1. СООБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ.

Учитель: - Наш край находится на территории Уральских гор. Сотни миллионов лет назад на месте Урала простирался обширный океан, на дне которого начали происходить разрывы, разломы, а затем поднятия, которые привели к формированию древних Уральских гор. Позднее, горы были разрушены, а затем снова начались глыбовые поднятия, приведшие к формированию современных Уральских гор. Эти процессы продолжаются и в наши дни, но так медленно, что невидимы нашему глазу. Территория Уральских гор делится на Северный, Средний и Южный Урал.

– Найдите на карте территорию, где мы живем. (Ученик с помощью учителя показывает на стенной карте.)

– Какой город является главным на нашей территории? (Находят на карте.)

– Это наш край, наша маленькая Родина. Где расположена наша маленькая Родина?

III. Физкультминутка.

3. РАБОТА В ГРУППАХ ( по 5 чел.)

Учитель: - Группа выбирает себе лидера. Он зачитывает всей группе задание на карточке, распределяет части задания между участниками группы. Группа и каждый участник ищет ответы в книге на парте.

Ответ всей группы будет оцениваться одной отметкой согласно следующим

требованиям:

Требования к ответу:

1. Рассказ должен быть подробным.

2. Сопровождать рассказ необходимыми указаниями на карте .

3. Отвечать должны все участники группы.

Задания:

I группа: I. Где расположен наш край? Кто наши соседи? (Назвать равнины, полушарие, сравните с европейскими государствами.)

II группа: Каковы климатические условия?

( Назвать природные зоны, какой климат, краткая характеристика времён года.)

III группа: Чем богат наш край? Какие отрасли производства у нас развиты?

IV группа: Какие животные и растения обитают у нас? (рассказать о растениях, о животных, об их охране).

Проверка работы групп. Оценивание ответов лидерами групп.

Учитель:- Во время ответа каждой группы все остальные ученики записывают необходимые сведения в таблицу которая дана на партах. Эти сведениянеобходимы для повторения изученного на следующем уроке

IV. Закрепление изученного.

Детям раздаются трафареты с изображением Оренбургской области.

– Обведите трафарет в своих тетрадях.

– Укажите, с какими областями граничит наша область.

V. Итоги урока. Рефлексия.

Учитель: - Итак, подведём итог урока. Расскажите коротко, о чём же вы расскажете иностранцам про свой край?

- Мы с вами должны гордиться своим краем и помнить слова А.Ферсмана:

«Познавайте свою страну, свой край, свою горушку или речонку! Не смущайтесь тем, что малы эти горушки или реки – ведь из малого вырастает великое!»

VI. Домашнее задание.

Учитель: 1. Приготовить подробный рассказ о нашем крае «Что расскажу иностранцам о моём крае», используя учебник с. 146, физическую карту в учебнике с. 64-65.

Дополнительный материал для учителя

ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Оренбургской области

Географическое положение

Площадь Оренбургской области составляет 123 702 км², по этому показателю она занимает 29-е место в России. Область расположена на юго-западе страны, в центре Евразии, на стыке двух её частей света — Европы и Азии. Территория области охватывает юго-восточную окраину Восточно-Европейской равнины, южную оконечность Урала и южное Зауралье. Протяжённость области с запада на восток составляет 760 км, с севера на юг — 445 км.

Общая протяжённость границ составляет 3700 км. На западе Оренбургская область граничит с Самарской областью, на северо-западе — с Татарстаном, на севере — с Башкортостаном (северная граница от реки Ик до реки Урал огибает Башкортостан), на северо-востоке область граничит с Челябинской областью, а на востоке и юге — с Казахстаном. С Саратовской областью граничит в одной точке, которая расположена на государственной границе с Казахстаном — стык границ Оренбургской, Самарской и Саратовской областей. Граница с Казахстаном составляет 1870 км, приходится на три области Казахстана: Костанайскую, Актюбинскую и Западно-Казахстанскую. По области протекает одна из крупнейших и красивейших рек европейской части России — Урал. «Перешеек» области между центральной и восточной её частями в наиболее возвышенной низкогорно-высокоравнинной части Оренбуржья в средней части бассейна рек Урала и его основного притока Сакмары занимает Кувандыкский район.

Климат

Климат Оренбуржья характеризуется резко континентальностью, что объясняется значительной удалённостью области от океанов и морей. Показателем континентальности климата является большая амплитуда колебаний средних температур воздуха, которая в Оренбуржье достигает 34—38 градусов Цельсия. В связи с этим отмечается недостаточность атмосферных осадков, годовая сумма которых колеблется от 450 мм на северо-западе до 350 мм на юге и юго-востоке области. Около 60—70 % годового количества осадков приходится на тёплый период. Продолжительность залегания снегового покрова составляет от 135 дней на юге до 154 дней на севере области. Глубина промерзания почвы меняется от 170 см на северо-западе до 200 см на востоке.

Воды

Поверхностные воды области образуют речные системы бассейнов Урала (63 % территории), Волги (31 %), Тобола (2 %) и бессточная зона Светлинских озёр на востоке области. Наиболее значимые реки — Урал, протяжённостью 2428 км (из них 1164 км в пределах области), Сакмара (798 км), Илек (623 км), Самара (594 км).

Озеро Шалкар-Ега-Кара — крупнейший естественный водоём площадью 9600 га и длиной береговой линии 96 км. Озеро Жетыколь имеет площадь более 5000 га. Большое распространение получили старичные озёра в поймах крупных рек. Неотъемлемой частью водных ресурсов области и её водного хозяйства являются искусственные водоёмы. По запасам воды наиболее крупные искусственные водоёмы: Ириклинское (3257 млн м³), Красночабанское (54,6 млн м³), Черновское (52,7 млн м³), Кумакское (48,0 млн м³), Елшанское (23,6 млн м³) и Ушкоттинское (10,0 млн м³) водохранилища.

Водные ресурсы района реки, озера, пруды, подземные воды и источники представляют собой важное природное богатство нашего края. В районе имеются реки: притоки р.Уфа (Тюй, Кунгак, Сарс), Аскинка, Бурминка, притоки реки Быстрый Танып (Альягиш, Кутмас), Тулгуз.

Почвы

Земельный фонд области составляет 12370,2 тыс. га. Распределение земельного фонда по угодьям (тыс. га): сельскохозяйственные угодья — 10840,5, земли под поверхностными водами — 112,5, болота — 14,9, земли под лесами и древесно-кустарниковой растительностью — 799,8, другие угодья — 602,5. Половину территории области занимают пашни, 38 % — кормовые угодья, 5 % — леса, 7 % — прочие угодья.

Для почв характерна широтная зональность. От луговых степей к опустыненным последовательно сменяются типы и подтипы почв: типичные, обыкновенные и южные чернозёмы, тёмно-каштановые, каштановые и светло-каштановые почвы.

В структуре пахотных угодий области чернозёмы занимают 79 %, подтип тёмно-каштановых почв — 16 %, серые лесные почвы — 4 % площади. Среди чернозёмов наибольшую площадь занимают южные чернозёмы — 44 %, обыкновенные — 26 %, типичные и выщелочные — 9 %. В подзонах южных и обыкновенных чернозёмов соответственно 14 и 7 % площади занимают солонцы. В подзоне тёмно-каштановых почв площадь солонцов составляет 36 %. Остро стоит вопрос сохранения почвенного покрова от водной и ветровой эрозии, повышение урожайности сельхозкультур. При этом резко сократилось создание защитных лесонасаждений.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ)

На территории области расположены три особо охраняемые природные территории федерального значения: Оренбургский заповедник, заповедник «Шайтан-Тау» и национальный парк Бузулукский бор. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Объединённая дирекция государственных природных заповедников „Оренбургский“ и „Шайтан-Тау“» (сокращённо ФГБУ «Заповедники Оренбуржья») осуществляет управление государственными природными заповедниками «Оренбургский» и «Шайтан-Тау».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Родной край - часть России". Урок-исследование.

К данному уроку учащиеся 4 класса занимались исследовательской работой: подбирали материал о родном крае из дополнительных источников (краеведческий музей, местная газета, книги о родном крае)...

Конспект урока по окружающему миру "Родной край" 1 класс.

Цель урока:- расширить знания учащихся   о родном крае;-формировать умение   самостоятельно открывать новые знания: «что такое город-село?»;-способствовать развитию мон...

Урок по окружающему миру "Родная страна"

Урок по окружающему миру для 2 класса...

Конспект урока по окружающему миру "Родной край"

Конспект урока по окружающему миру, 4класс "Родной край. Знаменитые люди родного края"...