3 класс РП окружающий мир
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

Жданова Ирина Александровна

Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3v._rp_okruzhayushchiy_mir.docx70.05 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Калининградской области

Администрация муниципального образования «Черняховский муниципальный округ         Калининградской области»

МАОУ "СОШ №5 им. И.Д. Черняховского"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета
«Окружающий мир»

для 3 класса начального общего образования
на 2022-2023  учебный год

Составитель: Жданова Ирина Александровна
учитель начальных классов

г.Черняховск 2022

        

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.

Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому
планированию.

        Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в 3 классе начальной школы.

Содержание обучения в 3 классе завершается перечнем универсальных учебных действий —познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами учебного  предмета  «Окружающий  мир» с   учётом   возрастных   особенностей   младших школьников.

        Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за третий год обучения в начальной школе         В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания обучения 3 класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы.         Представлены также способы организации дифференцированного обучения.

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 3 класса начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учётом историко-культурного стандарта.

Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:

—  формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета;

—  развитие умений  и  навыков  применять  полученные  знания в реальной  учебной  и жизненной  практике,  связанной  как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;

—  духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся;

—  развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления

культуры общения, гуманного отношения к людям,  уважительного  отношения  к их взглядам, мнению и индивидуальности.

Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.  Отбор содержания курса«Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

—  раскрытие роли человека в природе и обществе;

—  освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».

        Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе, составляет 68 часов (два часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

        Человек и общество
        
Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина — Российская Федерация. Уникальные памятники культуры России, родного края. Государственная символика Российской Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России. Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов, государственным символам России.

Семья — коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи.

 Уважение к семейным ценностям.

        Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.

        Значение труда в жизни человека и общества.   Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России. Особенности труда людей родного края, их профессии.

        Страны и народы мира. Памятники природы и культуры — символы стран, в которых они находятся.

        Человек и природа
        
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире.

Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух — смесь газов.  Свойства воздуха.

Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода.  Свойства воды.  Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.

Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды. Горные породы и минералы. Полезные
ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).   Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека.

Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные. Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений.

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.  Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края,  названия  и краткая характеристика на основе наблюдений. Охрана растений.

        Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери). Особенности питания животных.

Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов  и  семян  растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе
наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах.

Человек — часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена отдельных органов и систем органов человека. Измерение

температуры тела человека, частоты пульса.

        Правила безопасной жизни
        
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.

Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности).

Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности). Безопасность в Интернете (ориентирование в признаках мошеннических действий, защита персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет.

Универсальные учебные действия.

Познавательные универсальные учебные действия:

—  проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение животных) по предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе результатов совместных с одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы;

—  устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями жизни животного;

—  определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;

—  моделировать цепи питания в природном сообществе;

—  различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить историческое событие с датой (историческим периодом).

Работа с информацией:

—  понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и интересную информацию о природе нашей планеты;

—  находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия; находить на карте нашу страну, столицу, свой регион;

—  читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными объектами;

—  находить по предложению учителя информацию в разных источниках — текстах, таблицах, схемах, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа);

—  соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

—  ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой:

—  понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный бюджет, памятник культуры);

—  понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель Земли, царство природы, природное сообщество, цепь питания, Красная книга);

—  понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки дорожного

движения, дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение).

—  описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;
—  на основе сравнения объектов природы описывать схожие, различные, индивидуальные признаки;
—  приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств природы; —  называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого организма; —  описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в пределах изученного).

Регулятивные универсальные учебные действия:
—  планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при небольшой помощи учителя);
—  устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия.

Совместная деятельность:
—  участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера), подчинённого; —  справедливо оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на советы и замечания в свой адрес;
—  выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь собственное суждение, мнение;
—  самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

        Изучение предмета "Окружающий мир" в 3 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

        Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
        
Гражданско-патриотического воспитания:

—  становление ценностного отношения к своей Родине - России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;

—  осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;

—  сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;

—  первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.

Духовно-нравственного воспитания:

—  проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;

—  принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;

—  применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

Эстетического воспитания:

—  понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

—  использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

—  соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе
информационной);

—  приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудового воспитания:

—  осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологического воспитания:

—  осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

—  ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;

—  осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательныеуниверсальные учебные действия: 1)  Базовые логические действия:

—  понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;

—  на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть - целое; причина - следствие; изменения во времени и в пространстве);

—  сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;

—  объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;

—  определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

—  находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;

—  выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма

2)  Базовые исследовательские действия:

—  проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;

—  определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;

—  формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

—  моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его

последствия; коллективный труд и его результаты и др. );

—  проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина —следствие);

—  формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).

3)  Работа с информацией:

—  использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;

—  согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

—  распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;

—  находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;

—  читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);

—  соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя);

—  анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

—  фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).

Коммуникативные универсальные учебные действия:

—  в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;

—  признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;

—  соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;

—  использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;

—  создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

—  конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;

—  находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;

—  готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др. ) к тексту выступления.

Регулятивные универсальные учебные действия: 1)  Самоорганизация:

—  планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;

—  выстраивать последовательность выбранных действий и операций.

2)  Самоконтроль:

—  осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

—  находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);

—  предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.

3)  Самооценка:

—  объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;

—  оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.

Совместная деятельность:

—  понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);

—  коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

—  проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

—  выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать  конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;

—  ответственно выполнять свою часть работы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

—  различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг); проявлять уважение к государственным символам России и своего региона;

—  проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;

—  приводить примеры памятников природы, культурных объектов и достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ с богатой историей и культурой; российских центров декоративно-прикладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России;

—  показывать на карте мира материки, изученные страны мира;

—  различать расходы и доходы семейного бюджета;
—  распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
—  проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов; соблюдать безопасность проведения опытов;
—  группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию;
—  сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы; —  описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства;
—  использовать различные  источники  информации  о  природе и обществе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
—  использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека;
—  фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной
деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы;
—  создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией);
—  соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта;
—  соблюдать периодичность двигательной активности и профилактики заболеваний;
—  соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
—  соблюдать правила нравственного поведения на природе;
—  безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в Интернет; ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в
мессенджерах.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Человек и общество.

1.1.

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.

1

0

0

Рассказ учителя, рассматривание иллюстраций на тему: «Что такое общество»;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru

1.2.

Наша Родина — Российская Федерация —многонациональная страна.

1

0

0

Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему: «Жизнь народов нашей страны»;
Ролевая игра по теме «Встречаем гостей из разных республик РФ»: рассказы гостей об их крае и народах, рассказы для гостей о родном крае;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru

1.3.

Особенности жизни, быта, культуры народов РФ.

2

0

0

Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) по теме «Уникальные памятники культуры России»;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru

1.4.

Уникальные памятники культуры (социальные и природные объекты) России, родного края.

1

0

0

Работа в группе: чтение текстов учебника и использование полученной информации для подготовки собственного рассказа о памятниках культуры России;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru

1.5.

Города Золотого кольца России.

3

1

0

Моделирование маршрута по Золотому кольцу с
использованием фотографий достопримечательностей, сувениров и т.д.;
Составление сообщения о городах Золотого кольца России с использованием дополнительных источников информации (дифференцированное задание);

Устный
опрос;
Письменный контроль;
Контрольная работа;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru

1.6.

Государственная символика Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона.

1

0

0

Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему: «Жизнь народов нашей страны»;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru

1.7.

Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов.

2

0

0

Работа в группе: чтение текстов учебника и использование полученной информации для подготовки собственного рассказа о памятниках культуры России;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru

1.8.

Семья коллектив близких, родных людей. Поколения в семье.

2

0

0

Учебный диалог по теме «Для чего создаётся семья»,«Почему семью называют коллективом»;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru

1.9.

Взаимоотношения в семье: любовь, доброта, внимание, поддержка.

1

0

0

Работа в группах: коллективный ответ на вопрос «Какие бывают семьи?»;
Беседа по теме «Доходы и расходы семьи»;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru

1.10.

Семейный бюджет, доходы и расходы семьи.

1

0

0

Рассказ учителя: «Что такое семейный бюджет»;
Практическая работа по теме «Моделирование семейного бюджета» (дифференцированное задание);

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru

1.11.

Страны и народы мира на карте.

2

0

0

Практическая работа с картой: страны мира. Работа в
группах: самостоятельное составление описания любой страны или народа мира (с использованием дополнительной литературы и Интернета);
Символы стран, с которыми знакомятся дети;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru

1.12

Памятники природы и культуры — символы стран, в которых они находятся.

3

0

0

«Путешествие по странам мира» (достопримечательности отдельных стран мира, по выбору детей): рассматривание видеоматериалов, слайдов, иллюстраций;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru

Итого по разделу

20

Раздел 2. Человек и природа.

2.1.

Вещество.  Разнообразие веществ в окружающем мире. Твёрдые тела, жидкости, газы, их свойства.

2

1

0.75

Практические работы (наблюдение и опыты) с веществами: текучесть, растворимость, окрашиваемость и др.;

Устный
опрос;
Письменный контроль;
Практическая работа;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru

2.2.

Воздух — смесь газов. Свойства  воздуха. Значение для жизни.

1

0

0.75

Упражнения: классификация тел и веществ, сравнение естественных и искусственных тел; классификация твёрдых, жидких и газообразных веществ;

Устный
опрос;
Практическая работа;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru

2.3.

Вода. Свойства воды.Состояния воды, её
распространение в природе, значение для жизни. Круговорот воды в природе.

2

0

1.5

Демонстрация учебных экспериментов: состояния воды, свойства воздуха;
Рассказ учителя, анализ схемы круговорота воды в природе;

Устный
опрос;
Практическая работа;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru

2.4.

Охрана воздуха, воды.

1

0

0

Экскурсия: почвы (виды, состав, значение для жизни природы и хозяйственной деятельности людей);

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru

2.5.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека.Полезные ископаемые родного края.

1

0

0.75

Практические работы: горные породы и минералы —название, сравнение, описание;

Устный
опрос;
Практическая работа;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru

2.6.

Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной деятельности  человека.

2

0

0.75

Экскурсия: почвы (виды, состав, значение для жизни природы и хозяйственной деятельности людей);

Устный
опрос;
Практическая работа;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru

2.7.

Царства природы. Бактерии, общее представление.  Грибы: строение шляпочного гриба; съедобные и несъедобные грибы.

1

0

0

Рассказ учителя (чтение текста учебника) о бактериях; Рассматривание и описание особенностей внешнего вида бактерий;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru

2.8.

Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей  среды.

1

0

0.75

Работа с иллюстративным материалом по теме «Какие грибы мы не положим в корзинку»;

Устный
опрос;
Практическая работа;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru

2.9.

Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений.

1

0

0

Работа в группе: классификация растений из списка, который предложили одноклассники;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru

2.10.

Роль растений  в  природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.

1

0

0

Коллективное создание схемы по теме «Условия жизни растений»;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru

2.11.

Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений.

1

0

0

Рассказ-рассуждение о жизни растений;
Практическая работа в паре по теме «Размножения растений (побегом, листом, семе нами)»;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru

2.12

Растения родного края, названия и краткая характеристика. Охрана растений.

2

0

0

Охраняемые растения родного края (наблюдение, рассматривание иллюстраций);

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru

2.13

Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружаю щей среды.

2

0

0

Дидактическая игра по теме «Каких животных мы знаем»; Коллективное составление схемы по теме «Разнообразие животных»;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru

2.14.

Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери, пресмыкающиеся, земноводные).

1

0

0

Упражнения: опиши животное, узнай животное, найди ошибку в классификации животных;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru

2.15.

Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища).

1

0

0

Учебный диалог по теме «Как животные питаются»; Составление и анализ цепей питания;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru

2.16.

Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных.

1

0

0

Работа в парах: характеристика животных по способу
размножения (на основе справочной литературы), подготовка презентации;
Моделирование стадий размножения животных (на примере земноводных, рыб);

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru

2.17.

Животные родного края, их названия.

0.5

0

0

Рассказ учителя по теме «Как человек одомашнил животных»;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru

2.18.

Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе.

1

0

0

Работа со словарём: определение значения слова
«сообщество»;
Рассказ учителя по теме «Что такое природное сообщество» ;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru

2.19.

Создание человеком природных сообществ для хозяйственной деятельности, получения продуктов питания (поле, сад, огород).

3

0

0

Рассказ учителя по теме «Что такое природное сообщество» ;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru

2.20.

Природные сообщества родного края.

0.5

0

0

Беседа по теме «Для чего человек создает новые сообщества?»;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru

2.21.

Правила поведения в лесу, на водоёме, на лугу.

1

0

0

Беседа по теме «Для чего человек создает новые
сообщества?»;
Обсуждение ситуаций, раскрывающих правила
положительного и отрицательного отношения к природе;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru

2.22.

Человек  —  часть  природы. Общее представление о строении тела человека.

2

1

0

Обсуждение текстов учебника, объяснения учителя:«Строение тела человека»;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru

2.23.

Системы органов (опорно-двигательная,
пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств),  их роль в жизнедеятельности
организма.

4

0

0.75

Рассматривание схемы строения тела человека: называние, описание функций разных систем органов;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru

2.24.

Гигиена отдельных органов и систем органов человека.

1

0

0.75

Рассматривание схемы строения тела человека: называние, описание функций разных систем органов;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru

2.25.

Измерение температуры тела человека, частоты пульса.

1

0

0.75

Практическая работа по теме «Измерение температуры тела и частоты пульса»;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru

Итого по разделу

35

Раздел 3. Правила безопасной жизни.

3.1.

Здоровый  образ  жизни;  забота о здоровье и безопасности окружающих людей.

2

0

0

Практическая работа по теме «Рассматривание знаков
(опасно, пожароопасно, взрывоопасно; внимание —
автопогрузчик; электрический ток; малозаметное
препятствие; падение с высоты), коллективное объяснение их значения»;
Анализ ситуаций по теме «Что может произойти, если…»;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru

3.2.

Безопасность во дворе жилого дома (внимание к зонам электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов; предупреждающие знаки
безопасности).

3

0

0

Ролевая игра по теме «Рас скажи малышу, как нужно вести себя на игровой и спортивной площадке»;
Рассказ учителя по теме «Правила поведения в транспорте, на вокзалах, в аэропортах, на борту самолета, судна»;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru

3.3.

Транспортная безопасность пассажира разных видов транспорта, правила поведения на вокзалах, в
аэропортах, на борту самолёта, судна.

2

0

0

Работа в группах: составление памятки по теме «Правила поведения в аэропортах, на борту самолета, судна (по выбору группы)»;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru

3.4.

Безопасность в Интернете (ориентировка в признаках мошенничества в сети; защита персональной
информации) в условиях контролируемого доступа в Интернет.

2

0

0

Учебный диалог по теме «Как обеспечить безопасность при работе в Интернете»;
Обсуждение результатов проектной деятельности по теме«Что такое здоровый образ жизни и как его обеспечить»;

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru

Итого по разделу

9

Резервное время

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

3

7.5

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата
изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Природа.

1

0

0

Устный опрос; Письменный
контроль;

2.

Человек.

1

0

0

Устный опрос; Письменный
контроль;

3.

Проект «Богатства, отданные людям».

1

0

0

Устный опрос; Письменный
контроль;

4.

Общество.

1

0

0

Устный опрос; Письменный
контроль;

5.

Что такое экология.

1

0

0

Устный опрос; Письменный
контроль;

6.

Природа в опасности!

1

0

0

Устный опрос; Письменный
контроль;

7.

Входная административная контрольная работа.

1

1

0

Контрольная работа

8.

Тела, вещества, частицы. Практическая работа «Тела, вещества, частицы»

1

0

0,75

Устный опрос; Письменный
контроль;

9.

Разнообразие веществ. Практическая работа  «Обнаружение крахмала в продуктах питания».

1

0

0,75

Устный опрос; Письменный
контроль;

10.

Воздух и его охрана. Практическая работа  «Свойства воздуха».

1

0

0,75

Устный опрос; Письменный
контроль;

11.

Вода.Практическая работа «Свойства воды».

1

0

0,75

Устный опрос; Письменный
контроль;

12.

Превращения и круговорот воды. Практическая работа «Круговорот воды в природе»

1

0

0,75

Устный опрос; Письменный
контроль;

13.

Берегите воду!

1

0

0

Устный опрос; Письменный
контроль;

14.

Что такое почва. Практическая работа «Состав почвы».

1

0

0,75

Устный опрос; Письменный
контроль;

15.

Разнообразие растений.

1

0

0

Устный опрос; Письменный
контроль;

16.

Солнце, растения и мы с вами.

1

0

0

Устный опрос; Письменный
контроль;

17.

Размножение и развитие растений. Практическая работа  «Размножение и развитие растений».

1

0

0,75

Устный опрос; Письменный
контроль;

18.

Охрана растений.

1

0

0

Устный опрос; Письменный
контроль;

19.

Разнообразие животных.

1

0

0

Устный опрос; Письменный
контроль;

20.

Кто есть кто? Проект «Разнообразие природы родного края».

1

0

0

Устный опрос; Письменный
контроль;

21.

Размножение и развитие животных.

1

0

0

Устный опрос; Письменный
контроль;

22.

Охрана животных.

1

0

0

Устный опрос; Письменный
контроль;

23.

В царстве грибов.

1

0

0

Устный опрос; Письменный
контроль;

24.

Великий круговорот жизни.

1

0

0

Устный опрос; Письменный
контроль;

25.

Административная контрольная работа за 1 полугодие.

1

1

0

Контрольная работа

26.

Организм человека.

1

0

0

Устный опрос; Письменный
контроль;

27.

Органы чувств.

1

0

0

Устный опрос; Письменный
контроль;

28.

Надёжная защита организма. Практическая  работа  «Знакомство с внешним строением кожи».

1

0

0,75

Устный опрос; Письменный
контроль;

29.

Опора тела и движение.

1

0

0

Устный опрос; Письменный
контроль;

30.

Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие.

1

0

0

Устный опрос; Письменный
контроль;

31.

Наше питание. Проект «Школа кулинаров».

1

0

0

Устный опрос; Письменный
контроль;

32.

Дыхание и кровообращение. Практическая работа  «Подсчет ударов пульса».

1

0

0,75

Устный опрос; Письменный
контроль;

33.

Умей предупреждать болезни.

1

0

0

Устный опрос; Письменный
контроль;

34.

Здоровый образ жизни.

1

0

0

Устный опрос; Письменный
контроль;

35.

Огонь, вода и газ.

1

0

0

Устный опрос; Письменный
контроль;

36.

Чтобы путь был счастливым.

1

0

0

Устный опрос; Письменный
контроль;

37.

Дорожные знаки.

1

0

0

Устный опрос; Письменный
контроль;

38.

Проект «Кто нас защищает».

1

0

0

Устный опрос; Письменный
контроль;

39.

Опасные места.

1

0

0

Устный опрос; Письменный
контроль;

40.

Природа и наша безопасность.

1

0

0

Устный опрос; Письменный
контроль;

41.

Экологическая безопасность.

1

0

0

Устный опрос; Письменный
контроль;

42.

Проверим себя и оценим свои достижения.

1

0

0

Устный опрос; Письменный
контроль;

43.

Для чего нужна экономика.

1

0

0

Устный опрос; Письменный
контроль;

44.

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

1

0

0

Устный опрос; Письменный
контроль;

45.

Полезные ископаемые. Практическая  работа  «Полезные ископаемые».

1

0

0,75

Устный опрос; Письменный
контроль;

46.

Растениеводство

1

0

0

Устный опрос; Письменный
контроль;

47.

Животноводство.

1

0

0

Устный опрос; Письменный
контроль;

48.

Какая бывает промышленность.

1

0

0

Устный опрос; Письменный
контроль;

49.

Проект «Экономика родного края».

1

0

0

Устный опрос; Письменный
контроль;

50.

Что такое деньги.

1

0

0

Устный опрос; Письменный
контроль;

51.

Государственный бюджет.

1

0

0

Устный опрос; Письменный
контроль;

52.

Семейный бюджет.

1

0

0

Устный опрос; Письменный
контроль;

53.

Экономика и экология.

1

0

0

Устный опрос; Письменный
контроль;

54.

Проверим себя и оценим свои достижения

1

0

0

Устный опрос; Письменный
контроль;

55.

Золотое кольцо России.

1

0

0

Устный опрос; Письменный
контроль;

56.

Золотое кольцо России.

1

0

0

Устный опрос; Письменный
контроль;

57.

Золотое кольцо России.

1

0

0

Устный опрос; Письменный
контроль;

58.

Административная контрольная работа (итоговая)

1

1

0

Контрольная работа

59.

Наши ближайшие соседи.

1

0

0

Устный опрос; Письменный
контроль;

60.

На севере Европы.

1

0

0

Устный опрос; Письменный
контроль;

61.

Что такое Бенилюкс.

1

0

0

Устный опрос; Письменный
контроль;

62.

В центре Европы.

1

0

0

Устный опрос; Письменный
контроль;

63.

По Франции и Великобритании (Франция).

1

0

0

Устный опрос; Письменный
контроль;

64.

По Франции и Великобритании (Великобритания).

1

0

0

Устный опрос; Письменный
контроль;

65.

На юге Европы.

1

0

0

Устный опрос; Письменный
контроль;

66.

По знаменитым местам мира.

1

0

0

Устный опрос; Письменный
контроль;

67.

Проверим себя и оценим свои достижения.

1

0

0

Устный опрос; Письменный
контроль;

68.

Обобщение изученного материала

1

0

0

Устный опрос; Письменный
контроль;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

3

7,5


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Окружающий мир (в 2 частях); 3 класс /Плешаков А.А.; Акционерное общество
«Издательство«Просвещение»;
А.А. Плешаков. Рабочая тетрадь к учебнику для 3 класса «Окружающий мир»- в 2 частях М.; Просвещение;
А.А. Плешаков. Атлас- определитель для начальных классов. М. Просвещение;

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

КИМ 3 класс
Поурочные разработки 3 класс

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://education.yandex.ru

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Учебные плакаты
Компьютер, проектор

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
Термометр, глобус, компасы, географическая карта РФ, мира


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к мастер - классу по окружающему миру в 1 классе по теме "Части растений"

Этот материал знакомит учащихся с частями растений, воспитывает в детях доброе отношение ко всему живому, экологическое воспитание. Дети сами открывают тему для себя на примере других растений показыв...

Мастер-класс по окружающему миру. 2 класс.

Метод проектов. Защита проектов по теме "Жизнь леса"...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Мастер-класс по окружающему миру 3 класс УМК "Школа 2100"

Системно-деятельностный подход-основа реализации стандартов нового поколения.Данный мастер-класс построен с использованием деятельностного подхода в учебном процессе....

Мастер-класс по окружающему миру. 3 класс. "Природные сообщества «луг», «озеро», «поле», «лес», «тундра».

В мастер-классе представлены наиболее результативные элементы организации групповой  работы, методические приемы, педагогические действия, обеспечивающие эффективное решение учебно-воспитательных...

Проектно- исследовательская работа по окружающему миру (3 класс). Охрана окружающей среды

Проектно - исследовательская работа по окружающему миру и презентация к ней....

Проектно- исследовательская работа по окружающему миру (3 класс). Охрана окружающей среды

Консект к презентации проектно - исследовательской работы "Вторая жизнь мусора"....