Интегрированный урок по окружающему миру и математике в 1 классе Тема урока: Какие бывают животные.
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс)


Предварительный просмотр:

#1058;ема урока: Какие бывают животные

#1055;редмет: окружающий мир и математика

3. Целевая аудитория 1 класс, 7 лет, общеобразовательная школа.

#1058;ип урока: урок открытия новых знаний

5. Цель образовательного ресурса:

  • в форме игры познакомить учащихся с группами животных, их отличительными признакам;
  • закрепить решение примеров на сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток;
  • поддержание и осуществление межпредметных связей (математика и окружающий мир) для совершенствования системы урочной и внеурочной деятельности;

6. Планируемые результаты: (предметные):

  • научатся классифицировать животных по отличительным признакам, получат возможность научиться устанавливать связь между строением тела и образом жизни животного, извлекать нужную информацию из презентации.

Познавательные УУД:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные УУД:

  • уметь донести свою позицию до других, уметь рассуждать и анализировать; оценивать свои знания.

Регулятивные УУД:

  • ставить учебную задачу, планировать свою деятельность, вносить корректировки в свои действия.

7. Актуальность и ожидаемые результаты:

Значимость работы заключается в том, что во время работы над ресурсом учащимся предоставляется возможность обобщить знания о животных, узнать новые сведения об окружающем мире и закрепить решение примеров на сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток.

Важность презентации заключается в том, что учащиеся смогут принять активное участие в работе, не являться сторонними наблюдателями происходящего и пассивными получателями предоставляемой информации. Использование интерактивного ресурса позволит сделать урок современным. Работа актуальна, так как поможет обобщить знания учащихся, увидеть свои пробелы, пополнить знания об окружающей действительности, тем самым повысить качество обучения.

Предполагается, что в результате работы с данным интерактивным ресурсом учащиеся:

  • смогут обобщить знания о животных;

Ход урока:

1 этап. Мотивация учащихся.
- С каким настроением вы пришли сегодня на урок?
- Настройтесь слушать внимательно и живо выполнять задания- ведь нам столько всего интересного предстоит узнать!

Желаю вам удачи на весь урок! Итак, начнем!

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

- Для того, чтобы наша работа была успешной, надо вспомнить всё, что мы уже знаем о природе и её обитателях.

-Итак, мозговая атака:

- Что такое природа? (Природа – это то, что нас окружает, но не сделано руками человека).

- Какая бывает природа? (Живая и неживая).

- Назовите признаки живой природы. (Всё, что рождается, растёт, питается, дышит, приносит потомство и умирает).

- Что относится к живой природе? (Мир растений и животных).

-Знаете ли вы, на какие группы ученые поделили животных? (нет)

Значит, что? (затруднение). Нам нужно это узнать.

- Какие задачи мы поставим на уроке? Что нам нужно узнать?

-Правильно. Нам нужно научиться находить отличительные признаки каждой группы животных.

4. Построение проекта выхода из затруднения

(открытия детьми нового знания)

- А где мы можем найти ответы на эти вопросы?

-1- в энциклопедии

-2- в Интернете

- 3 –понаблюдать

- 4 -спросить у взрослых

- 5– нам помогут рассказы В. Бианки.

-Ребята, наш урок сегодня будет не совсем обычным. Представьте, что перед вами не класс, а научная лаборатория, в которой четыре группы ученых будут трудиться над своими проектами по изучению животных, а потом представят свои работы нам. Хотели бы вы побывать на этом представлении, хотели бы узнать что-то новое? (да)

-Для достижения поставленных целей и решения задач вам необходимо провести исследование. Ребята, а кто такой исследователь? (тот, кто исследует что- то)

-Сейчас каждая научная лаборатория получит 2 конверта с заданием. (раздаю конверты) -Прошу вас открыть конверт №1.

В каждой строчке закрасьте прямоугольник, который вы считаете, соответствует названию «лишнего животного». А всех остальных животных назвать одним словом. Если вы правильно назовете это слово, вы получите карточку с названием вашей группы.

А животными, оказывается, называют всех живых существ на Земле. Их так много, что ученым, чтобы не запутаться, пришлось разделить их на группы.

барс

слон

соловей

кошка

кузнечик

муха

лиса

жук

окунь

волк

щука

форель

корова

синица

дятел

аист

2-й конверт. Вы должны будете собрать быстро пазлы с этой группой животных.

Предлагаю работать по моему плану, чтобы выйти из затруднения.

1. Название группы.

2. Количество ног.

3. Чем покрыто тело?

-Ребята, какие правила работы в группе надо соблюдать, чтобы работа была успешной?

#1056;аботаем дружно

2. В группе должен быть ответственный.

3. Один говорит другие слушают.

4. Свое несогласие высказывай вежливо.

5. Работаем тихо, чтобы не мешать другим

Приступаем к исследованию. Работаем по плану. Планы у каждой группы на столе есть. На работу у вас ровно 3 минуты.

5. Реализация построенного проекта.

- Настало время познакомить нас с результатами ваших исследований.

-Предлагаю группам по очереди представить свою работу в соответствии с планом.

- Приступаем к исследованию первой группы.

-Перечислите животных вашей группы? Какое животное лишнее и почему?

(представитель от каждой группы перечисляет животных, называет лишнее и даёт название оставшимся.)

1-я группа ---Насекомые.

-Как вы назвали свою группу животных? (насекомые)

Карточка с названием группы помещается на доску.

-Что общего у представителей вашей группы? (они умеют летать)

-Хорошо. А вот это кто? (муравей)

-Можно ли его отнести к вашей группе насекомых? Ведь он не умеет летать.

Летать могут только муравьиные мамы. Они вылетают из муравейника только чтобы создать семью, а потом теряют крылышки.

Не летают такие насекомые, как жуки-жужелицы, редко летают, хотя и имеют крылья, жуки-плавунцы, кузнечики.

Значит то, что насекомые умеют летать, не главный их отличительный признак.

- А какой же главный отличительный признак насекомых. Давайте пройдемся по плану.

- Какое количество ног у насекомых? (6 ног)

На презентации появляется запись:

1. Название группы: Насекомые

2. Количество конечностей: 6 ног

- Возникли эти животные более 200 млн. лет назад. Трудно отыскать такое место на Земле, где нельзя было бы встретить насекомых. Они населяют и безжизненные пустыни, и глубокие пещеры, и за Полярным кругом, где, казалось бы, нет ничего, можно встретить представителей этой группы животных.

А теперь я проверю, все ли внимательно слушали ответы ребят первой группы.

Всем, ребята, такой вопрос:

- Можно ли паука отнести к насекомым? (НЕТ)

-А ПОЧЕМУ? (у него не 6, а 8 ног)

Паука нельзя назвать красивым животным; многие боятся его. Паук же не только безвреден, но даже очень полезен. Он много ест, истребляя комаров и мух. У него восемь глаз, и восемь длинных ног. Поэтому его нельзя отнести к насекомым.

(Учитель выставляет картинки с изображением животных.)

2-я группа -Звери

- Что общего у всех этих животных?

Тело покрыто шерстью. Шерсть – мех или волосы. Это первый отличительный признак зверей.

Количество шерсти у них может быть различным, например, у слона ее мало, а у белого медведя ее много..

- От чего это зависит?

- Это зависит от того , в каком месте живет зверь.

- А на какие две группы можно разделить зверей?

Дикие и домашние

Игра «Назови детёныша»

- Я буду называть взрослое животное, а вы его детёныша.

Собака –

Кошка –

Корова-

Свинья –

Лось--

Верблюд –

-Чем кормят эти звери своих детёнышей?

Звери вскармливают своих детёнышей молоком. Поэтому их ещё называют…(млекопитающие, молоком питающие)

- Зачем звери зимой шубку меняют?

Отгадайте загадку:

В день детёныш получает триста литров молока.

И в длину он достигает десять метров лишь пока.

Став огромным, многотонным,
Он питается планктоном.
В море бодрствует и спит.
Ну, а имя носит …(кит)

- Что интересного узнали из загадки про кита?

-Кит кормит детёнышей молоком, значит, кита к какой группе отнесём?

-Звери

Шерсть

- К зверям относятся разные существа: крылатые летучие мыши и похожие на рыб дельфины и киты, изящные жирафы и тучные слоны.

-Шерсть у зверей может быть длинной и короткой, густой и редкой, колючей, как у ежа и очень мягкой. Она может быть любой длины и любого цвета. Но у зверей она обязательно есть.

- Звери и только звери выкармливают своих детёнышей молоком, поэтому иначе эту группу животных еще называют млекопитающие. Это вторая отличительная особенность зверей.

Кто из этой группы животных относится к домашним животным, кто—к диким? (Можно на доске переставить картинки с животными в две группы).

(Показ барса на гербе, рядом с осетинским флагом)

Каждому знакомому с осетинским народом наверняка интересно - почему на гербах Северной и Южной Осетий можно увидеть необычного хищника - снежного барса, стоящего на фоне цепочки гор. Как и когда этот грозный зверь стал символом осетинской нации?

Ведь вроде же сейчас барс на Кавказе не обитает?

На самом деле, снежный барс, он же ирбис, он же снежный леопард, издревле обитал в горах центральной части Северного Кавказа, где живут осетины. Правда, в 1950-е годы этот уникальный хищник в результате бездумной охоты оказался истреблен.

И лишь сейчас его поголовье потихоньку пытаются восстановить в местном заповеднике североосетинские специалисты-биологи. Помогает им в том нелегком деле всемирный фонд дикой природы. Первые результаты уже есть - несколько барсов уже вернулись в осетинские горы.

Сам барс мужественен, бесстрашен и умен, никогда на чужое не покушается, но и своего не отдаст. Вот почему осетины выбрали барса в символы своего древнего народа.

- Сейчас я буду читать вам утверждения, а вы если согласны на листочке ставите «+», если не согласны – «-» (раздать каждой группе листики с нумерацией вопросов)

1. У всех птиц есть крылья. +

2. Все птицы умеют летать. --

3. Если животное большое, то это – зверь. -

4. Летучая мышь – это птица. --

5. Кит – это большая рыба. --

#1050;ошка и мышка относятся к одной группе – звери. +

7. Бабочка, дятел, летучая мышь относятся к одной группе, потому что они умеют летать. --

- Прежде чем мы продолжим наши исследования, немного отдохнём с одним из представителей этой группы.

Физкультминутка.

Утром бабочка проснулась.

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела

На четыре полетела,

У реки остановилась,

Над водою закружилась

И тихонько на кувшинку села.

И вы, ребята, садитесь на свои места.

3-я группа---Рыбы

Как вы, ребята, назвали вашу группу? (рыбы)

Карточка с названием группы помещается на доску.

-Кого вы зачеркнули и почему?

-Что общего у всех представителей вашей группы?

-Чем отличаются рыбы от других животных? (умеют плавать)

-Где живут? (Они живут в воде).

-Это главная отличительная особенность рыб?

Посмотрите на слайд. Кто изображен? (морж)

-Можно ли назвать моржа рыбой? Ведь он тоже живет в воде, хоть и не постоянно. (это млекопитающее)

Значит, это не главный признак.

-Что у рыб есть такого, чего нет у других животных? ( У них есть жабры. Они могут дышать под водой, есть чешуя.)

-Есть ли у рыб конечности? (нет)

-А что вместо них? (плавники)

-Чем покрыто тело? (чешуей)

Значит, какой главный признак рыб? (наличие чешуи)

На презентации появляется запись:

1. Название группы: Рыбы

2. Количество конечностей. нет

3. Чем покрыто тело? чешуя

- Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба растёт быстро и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт и колечко получается узкое. По колечкам широким и узким можно сосчитать, сколько рыбе зим и лет.

-Молодцы, ребята, хорошо поработали.

-Приступаем к работе следующей группы.

4-я группа---Птицы

-Как вы назвали вашу группу? (птицы)

- А что умеют животные вашей группы? (летать)

- Можно ли сказать, что это их отличительная особенность?

- А все ли представители этой группы могут летать?

Вопрос для всех. Можно ли пингвина назвать птицей, ведь он не умеет летать? А страус? Разве это не птица?

-Значит, это не может быть отличительной особенностью птиц.

Ведь летать умеют и насекомые, и некоторые звери (летучие мыши), и даже рыбы.

- Скажите, что есть только у этих животных, и нет у других.

- Проанализируйте, сколько ног у птиц. (2 ноги)

-Чем покрыто тело? (перьями)

-Значит, какая главная отличительная особенность птиц? (наличие перьев)

На презентации появляется запись

1. Название группы. Птицы

2. Количество конечностей. 2

3. Чем покрыто тело? перья

- Ни у кого больше перьев нет, только у птиц. Не будь у них перьев, они не смогли бы летать. Перья спасают от холода и жары, от ушибов и царапин. Перья хвоста помогают птицам держать равновесие, делать повороты и остановки.

С наступлением холодов птицам приходится особенно трудно.

- Что вы можете сказать об этом?

- Как мы можем им помочь? (нужно их кормить, делать кормушки)

Игра

А теперь, давайте проверим вашу внимательность. Все встаньте, поиграем в игру. Игра на внимательность. А называется она «Прилетели птицы».

Слушаем стишок и, если услышите названия птиц, то показывайте, как летают птицы, но, если вы услышите, что появились не птицы, а кто-то другой - хлопайте в ладоши.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи

- Что неправильно? Скажи.

- Мухи– это насекомые.

Молодцы, садитесь.

- Сегодня мы поговорили о животных только этих четырёх групп.

-Но групп на самом деле больше. С другими видами животных вы познакомитесь во втором, третьем классе и в более старших классах на уроках биологии.

После работы с каждой группой животных короткие игры, физминутки

Решение задач.

#1057;пячка тушканчика длится 6 месяцев. Он проспал 2 месяца осенью и 3 месяца зимой. Сколько месяцев ему осталось спать весной? (рис. 11)

Рис. 11

Решение:

6 – 2 – 3 = 1

Ответ: 1 месяц осталось спать весной тушканчику.

Выберите выражение для решения задачи.

#1051;ошади различают 4 цвета: красный, жёлтый, зелёный и синий. Глаз кошки – 6 цветов. На сколько кошка различает больше цветов, чем лошадь? (рис. 13)

-Молодцы, а теперь скажите , кто еще из млекопитающих зимой спит? (медведь, еж)

- Да, все животные нуждаются в помощи человека. Даже самые свирепые. Ведь все больше видов животных исчезает с лица Земли. Почему многие виды животных исчезают?

- Человек способствует этому, загрязняя окружающую среду, вырубая леса, обезвоживая реки, моря и озера. Погибает растительность, значит погибают те животные, которые испокон веков ею питались; погибают травоядные животные, погибают и хищники, без привычной добычи. Что же делать? Для защиты и охраны животных создают заповедники. Заповедники- охраняемая природная территория, на которой под охраной находятся растения и животные.Вот сейчас возьмите голубую карточку, прочитайте задание:

Реши задачу:

В Восточном Казахстане расположены 2 заповедника, 8 заповедников находятся в других областях. Сколько всего заповедников в Казахстане? 2+8=10

6. Рефлексия

- Вы молодцы, хорошо поработали и пришли. А теперь проверим добились ли мы поставленных целей?

- Какое из животных всех нужнее и важнее?

-Ответом на этот вопрос могут быть строки из стихотворения «Про всех на свете» Б.Заходер.

. Все-все,
Все На Свете
На свете нужны,
И мошки
Не меньше нужны,
Чем слоны.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд -
Кто делает мёд
И кто делает яд.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников
- Злых и свирепых.

- Как нужно относиться к животным?

-Что нового, интересного вы сегодня узнали?

- Вот сейчас возьмите свои солнышки и нарисуйте такую улыбку , которая покажет ваше настроение.

-Повернитесь к гостям и осветите их теплом своих солнышек.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интегрированный урок по окружающему миру и математике в 1 классе Тема урока: Какие бывают животные.

Слайд 2

кроссворд Сам мал, незаметно хожу, Но больше себя ношу. к у з ч е н и к м у х а о с а с в е р ч о к у к ж б а б о ч к а м у р а в е й 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Слайд 3

кроссворд Над цветком порхает, пляшет, Веерком узорным машет. к у з ч е н и к м у х а о с а с в е р ч о к у к ж б а б о ч к а 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Слайд 4

кроссворд Кто над нами вверх ногами Ходит – не страшится, Упасть не боится, Целый день летает, Всем надоедает? к у з ч е н и к м у х а 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Слайд 11

Отгадай загадку. Плавают под мостиком И виляют хвостиком. По земле не ходят, Рот есть, да не говорят, Глаза есть — не мигают, Крылья есть — не летают. Рыбы.

Слайд 16

НАЗВАНИЕ ГРУППЫ КОЛ –ВО НОГ ПОКРОВЫ Звери 4 Шерсть Птицы 2 Перья Рыбы Плавники Чешуя Насекомые 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок: Ознакомление с окружающим миром и математика (4 класс) Тема. Путешествие по Солнечной системе.

Интегрированный урок: ознакомление с окружающим миром и математика (4 класс) Тема. Путешествие по Солнечной системе.Цели: -расширить кругозор о планетах Солнечной системы; -отрабатывать письменные и у...

ПРОЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 1 «А» КЛАССЕ. ТЕМА: "Мои помощники - органы чувств".

ПРОЕКТ  УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В  1 «А» КЛАССЕ. ТЕМА: "Мои помощники - органы чувств"....

Урок-экскурсия по окружающему миру во 2-м классе Тема урока: "Живая и неживая природа осенью"«В гости к осени"

Необходимо организовать  и направить деятельность учащихся на формирование представлений о характерных признаках осени в неживой и живой природе; расширить знания детей об осенних изменениях в жи...

Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 Б классе. Тема урока: "Дикие и домашние животные"

Цели урока: закрепление знаний обучающихся о диких и домашних животных, формирование представлений о целостности окружающего мира, взаимозависимости структурных компонентов...

Конспект урока по окружающему миру УМК "Перспектива" 3 класс. Тема: «Озеро Байкал»

Конспект урока по окружающему мируТема: «Озеро Байкал» Цели деятельности учителя: ознакомление с природным объектом Всемирного наследия озером Байкал.Планируемые результаты:Предметные...

Конспект урока по окружающему миру УМК "Перспектива" 3 класс. Тема: «Мудрость старости"

Конспект урока по окружающему миру Тема: ««Мудрость старости» ».  Цели деятельности учителя: формирование знания о общечеловеческих ценностях, принятые всеми народами; вос...

Конспект урока по окружающему миру УМК "Перспектива" 3 класс. Тема: «Путешествие а Египет"

Конспект урока по окружающему миру Тема: «Путешествие в Египет ».  Цели деятельности учителя: формирование представления об объектах Всемирного наследия Египта, внесение условных обоз...