«Охрана животных»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Рассказова Татьяна Ивановна

Конспект  к уроку окружающего мира.Тема "  Охрана животных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr.mir_.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №3

Г. Рассказово

Тамбовской области

УМК « Школа России»

Урок окружающего мира

3класс

Тема : «Охрана животных»

                                                                       Урок подготовила

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №3

Г.Рассказово

Тамбовской обл.

Рассказова Т. И.

 

   

        

                                                      2023  год

                                                       

Тема «Охрана животных»

Цель: организовать работу по ознакомлению с Красной книгой и животными, которые в неё внесены, по ознакомлению с заказниками Тамбовской области;

Задачи:

-создать условия   для успешного усвоения знаний;

 - развивать  навыки  самостоятельной работы с источниками информации;

- учить  разрешать поставленные проблемы.

- способствовать развитию  речи, внимания, умения сравнивать, обобщать и делать выводы;

- развивать познавательный интерес к предмету, коммуникативные навыки и способности.

- воспитывать  позитивное отношению к учебе, самостоятельность в получении знаний

Планируемые результаты урока

Личностные

  • Оценивать усвоение материала

Метапредметные

  • определить общую  цель и пути её достижения цели;
  •  искать информацию,  моделировать, проводить анализ информации;
  • обобщать в виде правила

Межпредметные связи

Работать со словарями,

Ресурсы:

Мультимедийный проектор,  компьютер,  презентация к уроку,

Оборудование: карточки для проверки домашнего задания; карточки для работы в группах; презентация, учебник «Мир вокруг нас» А.А.Плешакова, рабочая тетрадь «Окружающий мир», рабочая тетрадь «Проверим себя»,Красная книга Тамбовской области, книги о природе

  1. Мотивация

Ну, проверь, дружок!

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку «5».

  1. Этап проверки домашнего задания.

Прежде, чем мы перейдём к работе над новой темой, давайте проверим, как вы усвоили пройденный материал.

  1. Блиц-опрос.

-Как называется наука о животных?

1.Зоология.

2. Биология.

3. Экология.

-У кого рождаются живые детёныши и выкармливаются молоком?

1. У птиц.

2. У млекопитающих.

3. У рыб.

-Какие группы животных откладывают яйца?

1. Птицы, пресмыкающиеся.

2. Птицы, рыбы.

3. Пресмыкающиеся, земноводные

-Кто мечет икру?

1. Птицы.

2. Пресмыкающиеся.

3. Рыбы.

Каким животным помогут люди, если они будут охранять ель и сосну?

Слайд.

  1. Клесту, белке, дятлу
  2. Рябчику, лосю, зайцу
  3. Рыси, медведю, ястребу

-В какое время охота и рыбная ловля запрещены?

1. Летом.

2. Весной.

3. Осенью.

(Дети показывают сигнальными карточками номер с правильным ответом)

  1. Кто как развивается?

1 ряд  (На карточках) Составить цепочку развития животного:

Яйцо, птенец, взрослая птица;

Икринка, головастик, взрослая лягушка;

Икринка, малёк, взрослая рыба;

Яйцо, личинка, куколка, бабочка.

2 ряд (на карточках) Вставь пропущенное слово:

Яйцо-…-взрослая птица;

Икринка- … -взрослая лягушка;

… -малёк-взрослая рыба;

Яйцо-личинка- … -бабочка.

  1. ряд   Выполнение заданий в в тетради «Проверим себя»  с.29 №2

Слайд.     3) Самопроверка

  1. Работа над темой урока.
  1. Актуализация.

Прочитайте стихотворение и попробуйте определить тему урока.

Слайд.    Звери, рыбы, пауки и птицы

                 Не всегда умеют защититься.

                 Если будут уничтожены они,

                 На планете мы останемся одни.      

Дети называют тему урока.  На слайде появляется название «Охрана животных»

Можно ли считать эти замечательные строчки эпиграфом нашего урока?

Какие цели мы можем поставить перед собой?

Д.  Познакомиться с правилами охраны животных.

Слайд.      Посмотрите на экран и прочитайте цели.

---Учиться бережно относиться к диким животным;

--- Познакомиться с Красной книгой и животными, которые в неё внесены;

--- Рассмотреть правила друзей природы.

  1. Переходя к теме урока, послушайте замечательное стихотворение о природе.

Природа-наш огромный дом,

И всем найдётся место в нём.

Букашке, зверю и побегу,

И дереву, и человеку.

  1. Чтение учителем.

Хоть дом большой, но хрупок он-

Ему всё хуже с каждым днём.

Не враг вредит из века в век;

Природу портит человек.

Каким образом человек портит природу? (Дети высказываются).

Жизнь человека издавна связана с жизнью животных. Но, к сожалению, хозяйственная деятельность людей сильно повлияла на жизнь диких животных. Многие исчезли с лица земли.

Слайд.   Морская корова, дронт, странствующий голубь.

Многие животные стали редкими.

Слайд.  Посмотрите на экран.  Каких животных вы видите? Давайте прочитаем о них в учебнике.

Что же произошло? Почему по вине человека за последние 300 лет исчезло 63 вида зверей и 94 вида птиц? Попробуем установить причины. У вас на столах лежат листочки с небольшими текстами. Прочитав, определите о какой причине говорится.

  1. Работа в группах.

1 группа.

Плакала Саша, как лес вырубали.

Ей и теперь его жалко до слёз.

Сколько тут было кудрявых берёз!

              Слайд-вырубка лесов

            2 группа.

Девоньки цветы срывают,

Да букеты составляют.

             Слайд-уничтожение растений

          3 группа.

Жила-была Речка. В ней была вкусная и чистая вода. Однажды на её берегах люди построили огромный завод, из труб которого в Речку потекли огромные потоки.

              Слайд-загрязнение водоёмов

  1. группа.

Охотник идёт по лесу с ружьём. Зайцы, медведи, лисы прячутся от него в норки, под кустики. Они спасают свою жизнь.

              Слайд-неумеренная охота

  1. группа.

Солнце жаркое печёт,

Ветер больно Гору бьёт,

И вода старается,

Трещин прибавляется.

        Слайд-загрязнение и разрушение почв.

  1. группа.

Мама, папа и Вася в воскресенье поехали на рыбалку.  Рыба хорошо ловилась. Они наловили полное ведро. Зачем им столько? И они решили маленькую рыбу выбросить, а забрать только самую крупную.

           Слайд-неумеренная ловля рыбы.

  1. Повторите правила в п.т с.51 №2.

Сигнальными карточками покажите, какой номер вы поставили под первым рисунком, под вторым и т.д.

Какие причины мы ещё не назвали?

На нашем экране повторите все причины хором по рядам:

  1. Вырубка лесов.
  2. Уничтожение растений.
  3. Загрязнение водоёмов.
  4. Неумеренная охота.
  5. Загрязнение и разрушение почв.
  6. Неумеренная ловля рыбы.
  7. Ловля насекомых.
  8. Шум и другое беспокойство.
  1. Физкультминутка

А) для глаз:

Посмотри-ка на ребят,

Теперь на небо- там птички летят.

Внизу по травке жук ползёт.

А слева деревце растёт.

Направо- алые цветы

Закрыв глаза, понюхай ты.

Над ними бабочка кружит.

С ней рядом шмель большой жужжит.

Б) Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем,

Дышим ровно, глубоко.

Вдруг мы видим: у куста

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берём

И назад в гнездо кладём.

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лисицу обхитрим,

На носочках побежим.

На поляну мы заходим,

Много ягод там находим.

Земляника там душиста,

Что не лень нам наклониться.

Как много мы увидели

И речку, и цветы.

Узнали много нового

И я, и ты, и мы.

  1.  Продолжаем работу над темой урока.

Слайд.

Чтение стихотворения учителем.

Но, может, скоро все поймём,

Что мы неправильно живём,

Что дом наш охранять должны

От грязи, злобы и войны.

Чтоб в доме нашем навсегда

Царили мир и чистота.

    Посмотрите на экран. Не правда ли, прекрасны творения природы. Ими б только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: всем им угрожает опасность исчезновения с лица Земли.

Люди создали Красную книгу. Как вы думаете, почему эта книга называется Красной? (Дети высказываются)

          Ученик читает стихотворение.

    О чём мы узнаём из Красной книги?

---Какие виды растений и животных в опасности;

--- Как сохранить эти редкие виды животных и растений;

--- Призывает изучать эти виды и предупреждает об их исчезновении.

Красная книга- это документ временного действия. Почему временного? (Ответы детей)

    Потому что условия жизни и обитания животных могут меняться.

Ещё Красную книгу называют документом человеческой совести.

Ученик читает стихотворение.

Красная книга-красная!

Значит, природа в опасности!

Всё живое хранить зовёт.

Пусть зовёт не напрасно

Красная книга, красная.

  1. Знакомство с Красной книгой Тамбовской  области.

Существует Красная книга, куда занесены животные всего земного шара, есть Красная книга России. Перед вами книга Тамбовской области.

   Многие писатели рассказывают нам о природе. Перед вами выставка книг.

Прочитаем слова К.Паустовского.

   « Рыбе-вода, птице-воздух,

Человеку нужна Родина.

Охранять природу-

Значит, охранять Родину»

Как вы понимаете слова писателя?

В чём заключается природоохранная деятельность человека?

Д. В создании заповедников, заказников, национальных парков.

Некоторые ребята получили задание узнать о заказниках, заповедниках, национальных парках. Сейчас мы их послушаем.

Заповедники-уголки дикой природы, где полностью запрещена хозяйственная деятельность человека. Здесь запрещена охота, рыбная ловля, вырубка лесов. В заповедниках оберегаются и охраняются редкие виды растений и животных в естественном состоянии.

Заказники- земельный или водный участок, в пределах которого под охраной находятся все или некоторые растения и животные.

Национальные парки-также призваны охранять природу. Однако они открыты для посещения людей и являются настоящими музеями живой природы.

Питомник- место для разведения и выращивания растений и животных.

С.116 прочитайте о том, где ещё находятся животные под охраной и защитой.

            Вывешивается карта Тамбовской области.

А может кто-то знает, какие заказники и заповедники  есть в области?

Рассказ учителя о государственном заповеднике Воронинский.

-В  области есть заказник боброво-выхухолевый, который включает в себя 5 участков.

Слайд.  Прочитаем, как они находятся:

(Показывается   на карте)

   1979г был создан Моршанский заказник.где под охраной находятся:лось,кабан,заяц,лисица,куница,белка,выдра,горностай,глухарь,тетерев ,олень

Слайд.  Истреблены: благородный олень, бобр, выдра.

Показ детских работ (слайды). Эти животные восстановлены, длительное время не было этих животных: белка, косуля, кабан, лось. Наши ребята подготовили о них сообщения.

     Ребята, охранять нужно только тех животных, которые занесены в Красную книгу?(Ответы детей)

    Все они, даже те, которые нам кажутся безобразными, ужасными, злыми приносят огромную пользу. Кроме того, все они-живые существа.

    Вспомните об этом, когда просто так, ради забавы, у вас возникнет желание убить кузнечика, подстрелить голубя, бросить камень в беззащитного котёнка. Помните, что они – заботливые родители или любящие дети.

  1. Познакомимся с правилами друзей природы. С.115
  2. Какие правила вы добавите? (Не обрывай  паутину и  не убивай пауков. Не лови бабочек, стрекоз и других насекомых. Никогда  не разоряй  муравейники)

Сейчас проанализируйте своё поведение в природе. Всегда ли ты бережно относишься к животным и окружающей среде? Поднимите руки, кто сделал кормушки для птиц. Ведь наступила зима. Зимой птичкам приходится очень трудно добывать себе еду.

  1. Чтение стихотворения детьми.

Все-все

на свете,

На свете нужны,

И мошки

Не меньше нужны,

Чем слоны.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников,

Злых и свирепых.

Нужны все на свете!

Нужны все подряд-

Кто делает мёд,

И кто делает яд!

Плохие дела

У кошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучше делишки!

И если мы с кем-то

Не очень дружны,

Мы всё-таки очень

Друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой окажется!

Все-все

На свете,

На свете нужны!

И это все дети

Запомнить должны!

  1.  Рефлексия.

   Очень жаль, что наш урок подходит к концу. Вы сегодня очень хорошо работали. С каким настроением вы уйдёте с этого урока?

Что вы унесёте для себя?

Что вам больше всего понравилось?

Оцените свою работу с помощью сигнальных карточек. Я согласна с оценкой… А … надо ещё поработать.

   И, напоследок, положите руки себе на грудь (одна под другой), закройте глаза и попробуйте послать частичку своего в свои руки. Руки стали теплее? А теперь потихоньку дуньте на свои ручки и пошлите своё тепло во Вселенную. Пусть наш мир станет чуточку лучше от наших сердец.

  1. Домашнее задание

1 ряд-тетрадь «Проверь себя» с. 38

2 ряд сообщение о Красной книге по плану:

  1. В каком году создана Красная книга?
  2. С какой целью?
  3. Почему страницы книги разного цвета?

3 ряд-п.т. с. 53 №6

Использованная литература 

  • Плешаков А.А. Мир вокруг нас.- Москва :  Просвещение ,2022.
  • Плешаков А.А. рабочая тетрадь «Окружающий мир.   - Москва :
  • Просвещение ,2022.
  • Плешаков А.А. рабочая тетрадь «Проверим себя». - Москва :  Просвещение ,2022.

  • Красная книга Тамбовской области, книги о природе.
  • Плешаков А. А. ,  В.П.Александров .

Методическое пособие к учебнику" Мир вокруг нас"3класс.  - Москва Просвещение,2022

  • Памятники природы Тамбовской области.- Воронеж : Центрально-Черноземное книжное издательство ,1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Охрана животных

А.А.Плешаков...

План-конспект урока по предмету "окружающий мир" в начальных классах. Тема: Охрана животных. Животные Красной книги.

Цели урока:продолжать знакомство с Красной книгой, с животными, которые в нее внесены;учить бережно относиться к животным;рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди;формиро...

Роль животных в природе и жизни человека.Животные Красной книги России. Охрана животных 3кл. ( окруж. мир)

Роль животных в природе и жизни человека.Животные Красной книги России. Охрана животных 3кл. ( окруж. мир)...

Проверочные работы по предмету "окружающий мир" для 2 - 3 классов по темам: "Домашние и дикие животные", "Охрана животных", "Культурные и дикорастущие растения", "Здоровье - наше богатство", "Планеты и звезды".

Проверочные работы по предмету "окружающий мир" для 2 - 3 классов по темам: "Домашние и дикие животные", "Охрана животных", "Культурные и дикорастущие растения", "Здоровье - наше богатство", "Планеты ...

Тема «Разнообразие животного мира Краснодарского края. Охрана животных».

формирование знаний о разнообразии животного мира Краснодарского края;- формирование представления о ценности для человека мира животных;- углубление знаний о Красной книге Кубани;- воспитание бережно...

Конспект урока по кубановедению 3 класс «Разнообразие животного мира Краснодарского края. Охрана животных».

Формирование знаний о разнообразии животного мира Краснодарского края;- формирование представления о ценности для человека мира животных;- углубление знаний о Красной книге Кубани;- воспитание бережно...

Тема: Охрана животных РК «Охрана животных Крыма»

Цель: обеспечить осознанное усвоение понятий, познакомить учащихся с представителями животных Красной книги Крыма.Закрепить навыки и умения применять полученную информацию на практике...