Технологическая карта урока по окружающего мира 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Ангелина Владимировна Панкова

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс. Тема: "Царство растений". УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О: Панкова Ангелина Владимировна

Тема урока: «В царстве грибов»

Класс: 3 «Д»

Цель урока: формирование представления о размножении и развитии грибов.

Задачи урока:

Образовательные:

- формировать у учащихся представление о строении грибов

- научить различать съедобные и несъедобные грибы

Развивающие:

- развивать любознательность в процессе сбора материала

- развивать умение пояснять и рассуждать

Воспитывающие:

- воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе

Ресурсы урока: презентация, Окружающий мир 3 класс. В 2-х ч. Часть 1. Плешаков А.А. Школа России, рабочая тетрадь, картинки грибов.

Этапы урока

Задачи этапов урока

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности (ФИПГ

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля, самоконтроля.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (П-познавательные, Р-регулятивные, К- коммуникативные)

Личностные

#1054;рганизационный этап

Создать условия для мотивации учащихся к позитивному настрою на урок.

Словесный: беседа.

Приветствие учащихся. Настрой учащихся для работы на уроке.

Настраиваются на работу. Проверят готовность к уроку.

Ф

Самоконтроль

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Формировать положительную мотивацию к учению.

#1040;ктуализация знаний

Выявить опорные знания и способы действий

Практический: упражнение

Учитель раздает индивидуальные карточки с заданиями «Дополни цепь питания». Проводит фронтальный опрос.

Выполняют задание на повторение. Отвечают на вопросы учителя.

И

Ф

Карточки

Индивидуальный

Сформированность уважительного отношения к природе

П: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Осознание алгоритма своего действия

#1055;остановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Создать условия для формулировки учащимися темы урока, мотивации учащихся к учебной деятельности.

Словесный: беседа.

Проблемная ситуация.

Загадывает загадку.

Подводит учащихся к определению темы урока.

Мотивирует на работу.

Отгадывают загадку. Догадываются о теме урока. Определяют тему и задачи урока

Ф

Дидактический материал учителя, презентация

Фронтальный опрос

Освоение доступных способов изучения природы

Р: определять цель учебной деятельности с помощью учителя.

Развить готовность к сотрудничеству.

#1055;ервичное усвоение новых знаний

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала.

Словесный: объяснение, беседа.

Практический: работа с учебником, заполнение схемы.

Наглядный: работа с иллюстрациями.

Беседа о грибах.

Объяснение нового материала.

Предлагает ученикам заполнить схему «Живая природа». Организует работу с учебником, иллюстрациями. Рассказывает о строении грибов.

Рассказывает о грибах, занесенных в красную книгу.

Рассказывают о каких грибах они знают.

Заполняют схему «Живая природа».

Работают с учебником.

Слушают учителя, задают вопросы.

Ф

Учебник, дидактический материал учителя

Фронтальный опрос

Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире

Р: уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Первичная проверка понимания

Организовать выполнение заданий на новый способ действий

Словесный: беседа

Практический: работа в тетради

Составление правил сбора грибов. Организует беседу о съедобных и несъедобных грибах.

Подготовленные ученики выступают с устными сообщениями на темы «Трутовик», «Дрожжи», «Бледная поганка».)

Составляют правила сбора грибов. Выступают с устными сообщениями

Ф, И

Учебник, презентация, дидактический материал учителя

Фронтальная, индивидуальная работа

Уметь находить в тексте данные необходимые данные. По образцу выполнять индивидуальное занятие

К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Проявлять познавательную инициативу на основе имеющихся знаний.

Первичное закрепление

Повторить и закрепить раннее изученное на уроке.

Практический: заполнение таблицы

Учитель организует работу в тетради с проверкой

Работают в тетради, проверяют. Задают вопросы

И

Рабочая тетрадь

Самоконтроль

Уметь применять имеющиеся знания в практической деятельности

К: Формировать умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Сообщить объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике

Словесный: объяснение, беседа

Сообщает домашнее задание, дает инструктаж по его выполнению

Записывают домашнее задание в дневники

Ф

Учебник, рабочая тетрадь

Самоконтроль

Р: Оценивать возможности самостоятельной работы дома

Желание к самостоятельному изучению прдемета

Рефлексия ( подведение итогов урока)

Организовать рефлексию и самооценку учащихся.

Словесный: беседа

Проводит рефлексию.

Подводит итог урока

Оценивают свою работу на уроке.

Ф

Самоконтроль

Фронтальный опрос

Р: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Развивать способность адекватно воспринимать успех/неуспех в обучении

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

1. Индивидуальное задание

— Дополни цепь питания.

Растения жуки поползень ... (ястреб).

Дуб ... (мышь) сова.

Дерево глухарь ... (куница).

2. Фронтальный опрос

— Вспомните, какая бывает природа. (Живая и неживая.)

— Что относится к неживой природе? (Вода, воздух, Солнце и др.)

— А что относится к живой природе? (Животные, растения, грибы, микроорганизмы и др.)

— Назовите признаки жизни. (Питание, движение, дыхание, рост и развитие, смерть.)

— О каких животных России, занесенных в Красную книгу, вы приготовили сообщения?

(Заслушиваются выступления нескольких учеников. Учитель устраивает выставку плакатов на тему «Берегите животных!».)

III. Самоопределение к деятельности.

— Отгадайте загадку.

Я под шапкою цветной

На ноге стою одной,

У меня свои повадки,

Я всегда играю в прятки. (Гриб.)

Сегодня на уроке мы будем говорить о царстве грибов.

IV. Работа по теме урока

Беседа

— Назовите грибы, которые вы знаете.

— Чем интересны грибы? (Это особая группа живой природы, которая не относится ни к растениям, ни к животным.)

(Учитель рисует на доске схему.)

Грибы — удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету. Существует 120 тыс. разновидностей грибов. При этом для человека важны примерно 500 видов: более 300 опасны, а остальные используются в различных целях.

Грибы имеют исключительно большое значение для человека. Почти 150 представителей этого царства употребляется людьми в пищу. Высокопитательные плодовые тела шляпочных грибов содержат витамины, белки и прочие полезные вещества.

Многие грибы очень «дружат» с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Так, белый гриб мы чаще находим в ельниках, сосновых борах, в дубовых и березовых лесах. Рыжики — под соснами и елями. Подосиновики — под осиной. Такая «дружба» выгодна и грибу, и дереву. Грибница гриба оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. Гриб же дает дереву питательные вещества, которые он берет из почвы.

Грибы довольно быстро заселяют пни, оставшиеся после вырубки, валежник. Эти грибы — лесные санитары. Они перерабатывают мертвую древесину и очищают лес.

— Прочитайте текст в учебнике на с. 112—113.

— Из каких частей состоит гриб? (Из шляпки, ножки, грибницы.) (Учитель рисует на доске схему строения гриба. Ученики показывают на ней все части гриба.)

— Что такое грибница? (Подземная часть гриба.)

— Для чего она служит? (Она всасывает из почвы воду с растворенными в ней питательными веществами.)

Чему способствуют грибы? (Разрушению остатков организмов и образованию перегноя.)

Почему многие грибы тесно связаны с деревьями? (Нити грибницы помогают корням деревьев всасывать из почвы воду и соли, а от растений получают питательные вещества.)

Грибы из Красной книги России

(Учитель показывает рисунки грибов.)

В 1984 г. в Красную книгу нашей страны впервые было занесено 20 видов грибов. Многие из них еще растут в заповедниках и заказниках, где сбор их запрещен. Но в других местах эти грибы встречаются крайне редко. Все они, как правило, имеют необычный вид: причудливую окраску, форму или большие размеры.

Грибная капуста — это чудо грибного мира своим внешним видом действительно напоминает капусту. Только растет она не в огороде, а у подножия хвойных деревьев. От малозаметной толстой ножки отходят волнистые, плотно прижатые друг к другу лопасти, по краю сильно извилистые, желтоватого цвета. Они очень напоминают курчавые листочки петрушки или морские водоросли. Удивительный гриб имеет форму шара диаметром до 35 см и массой до 10 кг.

Велика грибная капуста, а гриб-баран еще больше. Если вам очень повезет, то в конце лета у основания стволов и пней старых лиственных деревьев вы сможете встретить «грибной куст» с сильным приятным запахом. Гриб-то один, а «веточек» с кудрявыми шляпками у него великое множество. На одном экземпляре гриба насчитывается до 200 шляпок. Плодовое тело взрослого гриба достигает 50—80 см в диаметре, масса 10 кг и более. А вся эта громадина вырастает за каких-то 8—10 дней. Найдет удачливый грибник такой «букет» — и можно домой идти с богатой добычей. Гриб-то съедобный, только как его донести? Нив какую корзину не поместится.

Трутовик разветвленный — съедобный гриб-великан. Шар диаметром до 50 см состоит из многочисленных белых ножек, соединенных друг с другом в центре. Каждая поддерживает шляпку размером 1,5—4 см светло-коричневого или серовато-коричневого цвета. Плоские шляпки с небольшим углублением в центре плотно прижаты друг к другу. Если отломить кусочек молодого гриба, почувствуется запах укропа.

Диктиофора сдвоенная (сетконоска) — из яйца вырастает грязновато-белая ножка высотой до 20 см с маленькой конической оливково-зеленой шляпкой, слизистой в зрелом возрасте. Самое примечательное у этого гриба — сетчатое покрывало, которое отходит от места соединения шляпки с ножкой. Покрывало прикрывает половину или даже всю ножку, за что, несмотря на неприятный запах, диктиофоре сдвоенной дано романтическое название «дама с вуалью».

Съедобные и несъедобные грибы

На какие две группы можно разделить грибы? (На съедобные и несъедобные.)

— Назовите съедобные грибы.

— Назовите несъедобные грибы.

— Как различить съедобные и несъедобные грибы?

— Пользуясь текстом учебника на с. 114, сравните съедобные и несъедобные грибы. Запомните их отличительные признаки.

(Работа ведется в парах.)

Правила сбора грибов

Кто из вас ходил в лес за грибами?

— Какое главное правило грибника вы знаете? (Нельзя брать гриб, который не знаешь.)

— Назовите самые ядовитые грибы. (Бледная поганка, мухомор, поганки.)

— Как узнать самый ядовитый гриб — бледную поганку? (Ее отличительные признаки — кольцо на ножке, «чашечка» у основания и белый цвет пластинок шляпки.)

Какие меры предосторожности нужно принять, чтоб в вашей корзинке не оказалось ядовитых грибов? Давайте составим памятку.

1. Не бери неизвестные тебе грибы, не употребляй их в пищу и не пробуй на вкус в сыром виде.

2. Если гриб тебе незнаком, спроси у более опытных грибников.

3. Гриб надо срезать ножом.

4. Никогда не собирай и не ешь те грибы, которые у основания ножки имеют клубневидное утолщение, окруженное оболочкой (как, например, у мухомора), и не пробуй их на вкус.

5. Придя домой, еще раз пересмотри все грибы: может, в лесу ты что-то не заметил.

6. Не собирай и не ешь перезрелые, ослизлые, червивые, испорченные грибы.

7. Если сомневаешься, съедобен ли этот гриб, — лучше его не брать.

— Прочитайте в учебнике правила сбора грибов на с. 115.

— Дополните нашу памятку.

(Ученики выступают с устными сообщениями на темы «Трутовик», «Дрожжи», «Бледная поганка».)

V. Физкультминутка

Влез опенок на пенек,

Простоял один денек.

Низко наклоняется,

Шляпу к солнышку потянет,

Еще выше станет.

Прибежали тут ребятки —

Тонконогие опятки.

Они вместе наклонялись,

Дружно к солнцу поднимались.

А когда пришел грибник,

Они все в корзину прыг!

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 1 (с. 54).

— Прочитайте задание.

— Нарисуйте схему строения гриба. Подпишите его части. (После выполнения задания проводится взаимопроверка по учебнику.)

№2 (с. 55).

Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки. Назовите грибы, которые изображены.

— Почему они занесены в Красную книгу?

— Найдите рисунок этих грибов в учебнике на с. 113. Раскрасьте грибы в рабочей тетради.

— Какие еще грибы занесены в Красную книгу?

№3(с.55).

Прочитайте задание. Запишите по три примера съедобных и несъедобных грибов.

(После выполнения задания проводится проверка.)

VII. Рефлексия

Игра «Доскажи словечко»

Осень в гости к нам пришла, Лес раскрасив не спеша. А в траве пошли грибы — Их назвать поможешь ты?

Этот гриб живет под елью, Под ее огромной тенью, Мудрый бородач, старик, Житель бора — ... (боровик).

Ломкий красочный грибок

Выбрал мягкий уголок.

Как принцесса Белоснежка,

Нас встречает... (сыроежка).

Средь сосенок, среди елок

Вырос крепенький ребенок.

Он от шляпки до штанишек

Ярко-рыжий. Это... (рыжик).

В шляпе розовой мохнатой,

Но не выглядит растяпой.

Будто плюшевое ушко,

Для соления... (волнушка).

На короткой полной ножке

Он поднялся у дорожки.

Цвет его наводит грусть,

Но хорош в соленье ... (груздь).

Л. Герасимова

Итак, грибы, которые мы обычно встречаем в лесу, состоят из шляпки, ножки и грибницы. Грибы играют большую роль в жизни леса. К ним надо относиться бережно. Некоторые виды грибов занесены в Красную книгу России. Собирая грибы, нужно быть внимательным, чтобы не перепутать съедобные и несъедобные.

VIII. Подведение итогов урока

- Что нового вы узнали на уроке?

- Из чего состоит гриб?

- Что такое грибница?

- Какие правила сбора грибов вы выполняете?

Домашнее задание

1. Учебник: прочитать текст на с. 112-116, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 116.

2. Рабочая тетрадь: № 4 (с. 55).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру "В мире звука," умк "Планета знаний", 2 класс

Автор материала (ФИО) Петличёва Татьяна ВалериевнаДолжность (с указанием преподаваемого предмета)Учитель начальных классовОбразовательное учреждение МОУ «СОШ №3 с УИОП»Класс (возраст) 2...

Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.

Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....

технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"

« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов  по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока -  изучен...

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Россия на карте" 2 класс

Тема: «Россия на карте»Цели деятельности учителя: формирование умения, связанные с чтением карты; умение правильно показывать объекты на настенной картеПланируемые результатыПредметные:зна...

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Земля на карте. Путешествие по материкам и частям и света" (2 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: “открытие” нового знанияЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о физической карте мира, умений находить и показывать океаны и материки. Задачи ...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Россия на карте" (2 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цели деятельности учителя: создание условий для формирования первоначальных умений, связанных с чтением карты, формирования умений правильно показы...