Формирование фунциональной грамотности,используя приёмы патриотического воспитания" Мастер-класс
презентация к уроку по окружающему миру (4 класс)

Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации и внедрении приемов развития функциональной грамотности на  уроках литературного чтения

Задачи:

продемонстрировать коллегам эффективные методы и приемы работы по развитию ФГ на уроке на уроках литературного чтения;

прокомментировать эффективность применения данных приемов;

отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе (работа в группах).

Основные этапы мастер-класса:Мотивация учения.

Актуализация знаний.

Постановка педагогической проблемы.

Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.

Подведение итогов мастер-класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Смирнова О.В. МОУСШ№11им. СкрипкиО.В.

Тема: «Формирование  функциональной грамотности обучающихся, через использование различных приёмов обучения на уроках литературного чтения»

Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации и внедрении приемов развития функциональной грамотности на  уроках литературного чтения

Задачи:

продемонстрировать коллегам эффективные методы и приемы работы по развитию ФГ на уроке на уроках литературного чтения;

прокомментировать эффективность применения данных приемов;

отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе (работа в группах).

Основные этапы мастер-класса:

Мотивация учения.

Актуализация знаний.

Постановка педагогической проблемы.

Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.

Подведение итогов мастер-класса.

Рефлексия.

1. Мотивация

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня мы с вами проведем мастер- класс. Для того, чтобы Вы догадались, какой теме он будет посвящен, послушайте небольшую притчу.

Однажды путешественник попросил лодочника перевезти его на другой берег.

Сев в лодку, путник заметил, что на веслах были надписи. На одном весле было написано: «Думай», а на втором: «Делай».

— Какие интересные у тебя весла, — сказал путешественник. – А зачем?

— Смотри, — улыбаясь, сказал лодочник. И начал грести только одним веслом, с надписью «Думай».

Лодка начала кружиться на одном месте.

— Иногда случалось, что я думал о чем-то, размышлял, строил планы… Но ничего полезного это не приносило. Я просто кружил на месте, как эта лодка.

Лодочник перестал грести одним веслом и начал грести другим, с надписью «Делай». Лодка начала кружить, но уже в другую сторону.

— А бывало, я кидался в другую крайность. Делал что-то бездумно, без планов, без чертежей. Много сил и времени тратил. Но, в итоге, тоже кружился на месте.

— Вот и сделал надпись на веслах, — продолжал лодочник, — чтобы помнить, что на каждый взмах левого весла должен быть взмах правого весла и только тогда можно будет попасть туда, куда хочешь.

Какой методический прием (или приемы) лодочника Вы можете отметить? самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в сотрудничестве», значимость практических знаний.)

Что - самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;

- «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, мудрость этой притчи   в том, самые прочные знания – это те, что добыты своим трудом, через пробы, ошибки, порой неверные действия.

А еще урок притчи, на мой взгляд, заключается о том, что надо обретать не только знания, а способность целенаправленно применять эти добытые знания и умения  в жизненной ситуации.

 Это самое главное, чему мы должны учить детей

Вот и встают перед учителем вопросы: а как это сделать, каким образом достичь этой заветной цели?

Мы понимаем, что возникает необходимость в освоении   новых эффективных форм и приемов обучения, которые будут направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, на отработку практических умений  в новых образовательных ситуациях, т.е. на формирование функциональной грамотной личности ученика. Скажите , пожалуйста, говоря современным языком, как называется умения применять знания в жизни? («функциональная грамотность школьников».)

Эпиграфом к нашему мастер-классу будут замечательные слова Яна Аммоса Каменского, которые как нельзя лучше отражают суть функциональной грамотности: «Для жизни, а не для школы мы учимся»

2. Актуализация прежних знаний

Прежде чем перейти к приемам, которые способствуют формированию функциональной грамотности, давайте с вами вспомним некоторые теоретические моменты.

Когда впервые появился термин «функциональная грамотность?» был предложен и введен в научный и практический оборот ЮНЕСКО (в 1957 году, 60 лет назад)

Верно ли что «функциональная грамотность» - это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. (Да)

Верно ли что компонентами функциональной грамотности является ….

Верно ли что на Что в основном влияет на содержательное наполнение понятия функциональной грамотности? (потребности общества

Верно ли что PISA - сформированность функциональной грамотности: читательской, математической, естественнонаучной, финансовой, сформированность навыков разрешения проблем, креативного мышления.

Верно ли что в России PISA проводится для обеспечения соответствия качества российского образования мировым стандартам. (ДА)

Верно ли что исследовании PISA участвуют учащиеся 15-летнего возраста? (ДА)

Верно ли что место РФ среди других стран-участниц (по количеству баллов) по читательской грамотности в исследовании PISA-2018 -3? (НЕТ РФ заняла 31 место)

Верно ли что новое направление исследования PISA-2021 для 15-ти летних обучающихся это креативное мышление; (верно)

Верно ли чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю необходимо им предложить нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни (ДА)

3. Постановка педагогической проблемы

Формирование функциональной грамотности - это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения. Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать инициативную, самостоятельно, творчески мыслящую личность. В ходе сегодняшнего мастер-класса я попробую показать несколько приемов работы на уроках литературного чтения , которые способствуют формированию именно функциональной грамотности.

Приём "Добавь следующее "

Описание: приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний, на развитие памяти, умение слышать и слушать соучеников, учителя.

Ученик называет термин, понятие, ключевое слово из определения, передает эстафету следующему. Принявший эстафету повторяет то, что произнес предыдущий выступающий, добавляет свое и передает следующему участнику.  

Родина-мать, умей за неё постоять

Москва — Родины украшенье, врагам устрашенье.

Москва, что гранит: никто Москву не победит.

 один из способов «вхождения» в урок - прием «Отсроченная отгадка».

До объявления темы учитель предлагает необычный факт, иллюстрацию, пословицы и т.д., которые показывают тему урока, но не называют ее. Ученики в ходе обсуждения должны выдвинуть свои версии того, что за тема будет изучаться на уроке, что нового они узнают, о чем вообще пойдет речь.

В технологии проблемного обучения «Отсроченная отгадка» рассматривается как прием создания проблемной ситуации на уроке.

Приём «Ложная альтернатива» (прием можно использовать на этапе закрепления знаний, на этапе актуализации знаний по теме)

Описание: внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.

  • Примеры. Основал Москву  Пётр I?
  • А.С.Пушкин русский поэт.
  • Илья Муромец – это рыцарь в былине?

Как думаете, коллеги, учит ли этот прием критически мыслить? Почему?

Попробуйте сформулировать 1 вопрос  ложной альтернативы по своей предметной области.

Приём «Да - нет»

  • Учитель загадывает предмет, понятие, литературного героя, историческую личность и т.д., дети пытаются найти ответ (Кто или что это?), задавая любые уточняющие вопросы, на которые можно ответить лишь ДА или НЕТ. Илья Муромец был довольно высок? Широкоплеч и силен? 
  • На лице его могучий и решительный взгляд?
  •  Его волосы были уже с сединой и спадали до плеч?
  • Мощь, выдержка и мудрость присутствовали?  
  • Чему учим:

Учим связывать  разрозненные факты в единую картину, систематизировать уже имеющуюся информацию, удерживать в памяти несколько фактов, анализировать

Как думаете, коллеги, учит ли этот прием критически мыслить? Почему?

Попробуйте сформулировать 1 вопрос  ложной альтернативы по своей предметной области.

Патриотизм  – это плохо, потому что

Патриотизм – это хорошо, потому что

- Я вам предлагаю оставить эту же тем, но взять понятие патриотизм

Найдите плюсы или минусы данного понятия».

Кроме этого формируются:

умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;

умение разрешать противоречия;

умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций.

Приём «Мои аргументы»

Данный приём для  отрывков на уроке литературного чтения направлен на развитие внимания и логики. Ребёнок обязан внимательно прочитать текст, чтобы выполнить предложенное задание.

              Эта работа проводится не при первичном чтении, а при глубоком анализе текста. Здесь предполагается работа в паре, потому что концентрация внимания будет недостаточной.

Как строится работа?Учащиеся получают задание, а затем подбирают слова, факты из текста в пользу своей точки зрения.

«ГЕНЕРАЛ ЖУКОВ" Сергея Алексеев Задание: -В каких городах побывал Жуков? Каков Жуков? Найдите его характеристику
- Приведи свои аргументы в подтверждение данного утверждения (подчеркнуть)

Остолбенели штабные офицеры. С нескрываемым удивлением на нового командующего смотрят. Уловил Жуков недоверие в глазах офицеров. Усмехнулся. — Не сомневайтесь. Всё именно так. Вы молодцы — обстановку знаете, — похвалил Жуков штабных офицеров. — Но у меня точнее. Оказывается, побывал уже генерал Жуков и под Юхновом, и под Медынью, и под Калугой. Прежде чем в штаб — поехал прямо на поле боя. Вот откуда точные сведения. Во многих битвах принимал участие генерал, а затем Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков — выдающийся советский полководец, герой Великой Отечественной войны. Это под его руководством и под руководством других советских генералов советские войска отстояли Москву от врагов. А затем в упорных сражениях и разбили фашистов в великой Московской битве.  

            Если мы зададим вопрос детям, а при этом книга закрыта, то не каждый ребёнок сразу сможет ответить на вопрос, а при самостоятельном поиске результат будет другим.

         Работа с текстом не ограничивается  уроком литературного чтения. Можно организовать на любом уроке, подобрав соответствующий материал.

Прием «Мои аргументы»- очень хороший прием  для активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Приём «Поиск информации» 

Задача учащихся - извлечь необходимую информацию из представленного   аудио -  или видеофайла.«Потерянное поколение» Чему учит роль? Какова роль книги? Какой приём чтения использован?

Рефлексия :

Свой мастер-класс я закончу притчей:      

Кто-то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперёд - выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд - выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд - выращивает молодое поколение.

Мы, учителя,  растим молодое поколение, и хотелось, чтобы оно не стало потерянным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии письма с пропуском орфограмм в целях превентивного формирования грамотности, используя учебно-методический комплект «ГАРМОНИЯ»

Применение технологии письма с пропуском орфограмм в целях превентивного формирования грамотности, используяучебно-методический комплект «ГАРМОНИЯ»...

Патриотическое воспитание младшего школьника как гармоническое развитие и формирование личности.

Воспитание патриотической личности - одна из важных задач педагогики. Эта проблема воспитания актуальна в наше время. ...

"Воспитание патриотических чувств - основа формирования личности"

В данном материале рассказывается опыт работы в отдельном классе по патриотическому воспитанию....

формирование нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста

воспитание любви у детей к своей малой родине,формирование патриотических чувств,знакомство с достопримечательностями своего города...

Разработка мастер-класса. Формирование читательской грамотности посредством приёма «Ромашка Блума».

Разработка мастер-класса. Формирование читательской грамотности посредством приёма «Ромашка Блума»....

Педагогические методы и приёмы патриотического воспитания учащихся начальных классов.

Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности...

Формирование у младших школьников приёмов произвольного запоминания.

Данная статья знакомит с основными приемами произвольного запоминания, с этапами их формирования у мадших школьников, демонстрируются примеры использования приемов на уроках русского языка и чтения на...