формирование нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста
план-конспект урока по теме

воспитание любви у детей к своей малой родине,формирование патриотических чувств,знакомство с достопримечательностями своего города

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_neposredstvenno_obrazovatelnoy_deyatelnosti_1.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Одной из задач детского сада является: повышение качества образовательного процесса его ориентация на нравственно-патриотическое воспитание дошкольника и реализацию индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка. Важнейшей нравственной ценностью является возрождаемое в российском государстве чувство истинного патриотизма, формирование в дошкольнике социально-значимых качеств.

          Патриотизм-это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам. На личностном уровне патриотизм выступает как устойчивая важнейшая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.  Зарождаясь из любви к «малой Родине»,  патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов, на пути к свой зрелости, поднимается до общегосударственного патриотического самопознания.

 

Конспект непосредственно образовательной  деятельности   для детей старшего возраста      

     «Люблю тебя, моя малая Родина»

Цель: Продолжать формировать у детей старшего возраста интерес к своему краю, расширять  представление о стране, в которой они живут.

Задачи:

Расширять знания детей о родном городе, стране.

Обогащать словарь детей, учить составлять рассказы, развернутые полные предложения.

Продолжать развивать умение правильно излагать свои мысли, чувства.

Воспитание любви к своей Родине, к народу их культуре и традициям.  

Воспитание гуманного отношения (уважения, доброжелательности, отзывчивости).

Формы работы: беседа, чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций, объяснение.

Предварительная работа: беседы о стране, крае, экскурсии по городу, рассматривание альбомов о городе Новый Оскол, рисование на тему «Наш город»,  разучивание стихов, создание альбома «Профессии нашего края».

Материал: сердечко – для игры; карта Российской Федерации и Белгородской области;  картины с пейзажем; мяч – для игры; открытки с видом г. Новый Оскол; солнышко – для игры.

Содержание  образовательной деятельности.

Дети встают в круг…

Все:

-Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок.

Воспитатель:

-Мы живём в одном краю

Всех я вас приветствую.

Дети садятся на стульчики.

 Ребята, сегодня мы с вами продолжим разговор о Родине, стране в которой мы с вами живём. Посчитаем прекрасные стихи, которые написали поэты на эту тему.

Звучит негромкая, спокойная музыка.

Воспитатель:

-Распростёрлись в дымке синей

Величавые края,

Это ты, моя Россия,

Свет мой, Родина моя!

Хлеб, которым человек кормится, земля, на которой человек живёт, мать, которая даёт жизнь… Без всего этого, человеку жить просто невозможно. Среди самого необходимого, самого дорогого, есть у человека Родина!

Воспитатель:

-Это цветы, что растут в нашем крае,

Это заря, что горит не сгорая…

Родина – это глаза твоей мамы,

Полные слёз или в искорках смеха.

Родина. Слова не знаю чудесней,

В нём наши сказки и славные были,

Дедов далёкие грустные песни,

Те, что и мы до сих пор не забыли.

Родина – это земля у порога,

Где ты впервые узнал своё имя.

Родина – это большая дорога,

Та, по которой пойдёшь ты с другими.

- Такими красивыми и понятными словами один из поэтов сказал, что такое Родина.

- Ребята, а что для вас означает это слово?

Дети: (ответы…)

Воспитатель:

-Конечно, слово Родина, означает очень многое, и каждый понимает его по-своему. Родина – это и земля, и страна в которой мы родились. Это и мать, и отец твой.

- Родину ещё отчизной, отечеством  называют, а дом родной – называют «отчим домом». Язык, на котором мы с вами говорим, для нас родной, он дан нам Родиной.

- Родина, это и цветы, и воздух, и даже небо, ведь даже оно не везде одинаковое. Есть родное небо – это то, под которым ты родился и живёшь.

Ребенок: стихотворение «Родного неба милый свет»  В.Жуковский.

Родного света милый свет,

Знакомые потоки,

Златые игры первых лет

И первых лет уроки,

Что вашу прелесть заменит?

О Родина святая,

Какое сердце не дрожит,

Тебя благословляя?

Игра: «Передай сердечко» - (закончить предложение: « Родина- это…»)

Воспитатель:

-Ребята, вы сказали о Родине такие прекрасные слова. А вы знаете, в какой стране вы живёте?

Дети: (ответы…)

Воспитатель:

-Да, наша страна называется Россия, и мы с вами в ней живём.

Реб.: стихотворение «Россия» 

Ты людям явилась впервые

В названии реченьки – Рось

Потом обернуться Россией

Росинке лесной довелось.

Тебя мы у сердца носили

В боях заслоняли собой

Ты больше чем мать,

Ты Россия

И все мы бессмертны тобой.

И нет в мире слова красивей

Оно, словно солнце во мгле

И именем светлым Россия

Все росы горят на Земле.

Воспитатель:

-Наша страна Россия, очень большая, даже можно сказать огромная.

Показ карты Российской Федерации.

- Конца края не видно. С одного его конца на другой нужно ехать на поезде около недели.

- Разнообразна природа нашей страны, это серая тундра, зелёная тайга, коричневые горы, белый север. Есть в ней моря и реки известные всем.

Воспитатель:

- Дети, мы с вами сегодня говорим о Родине, о стране в которой мы живём, а вот есть такое понятие «Малая Родина». Как вы понимаете, что такое «Малая Родина»?

Дети: (ответы…)

Воспитатель:

-Конечно, «Малая Родина» - это место, где мы с вами родились и живём, где увидели свет солнца и начали познавать окружающий мир. Это край, город, район, улица, дом и наш детский сад, в который вы ходите. Это маленький кусочек нашей огромной страны.

- Дети, а вам мама рассказывала, где вы родились?

Дети: (ответы…)

Ребенок: стихотворение «О Новом Осколе»

Воспитатель:

-Я ещё раз напомню вам, что страна наша – Россия.

- А вот в каком крае мы живём?

- Как называется наша область?

- Город?

- Район?

Дети: (ответы…)

Воспитатель:

-Конечно, живём мы в Белгородской области, Новооскольском районе.

Воспитатель:

Если видишь на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется… (пейзаж)

- Вот картины с пейзажами Белгородской области и нашего города. Мы сейчас и рассмотрим, совершив экскурсию в нашу небольшую картинную галерею.

- Но прежде, я хочу напомнить, что в картинной галерее надо вести себя спокойно, не мешать другим и картины лучше рассматривать на расстоянии.

- Пожалуйста, проходите…

(Дети под тихую музыку подходят к картинам и рассматривают их и отвечают на вопросы воспитателя).

Воспитатель:

-Какие времена года изображены?

- Какие деревья вы увидели на этих пейзажах?

- А какое дерево чаще всего встречается на этих картинах?

- Как вы думаете, почему?

Дети: (ответы…)

Воспитатель:

-Конечно, из всех деревьев наших лесов, всех милее и любимей, это берёза. Берёза является символом русского леса,  и даже русские люди, которые покидают  нашу страну, берут с собой саженцы берёзы, чтобы посадить деревце на новом месте.

- Ребятки, а где мы с вами каждый день встречаемся с белоствольными красавицами?

Физкультминутка:

Руки подняли и покачали

Это берёзы в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем

Руки согнули назад.

Ребенок: стихотворение «Берёза»,  В. Рождественский

Чуть солнце пригрело откосы

И стало, в лесу потеплей,

Берёза зелёные косы

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета.

В серёжках, в листве кружевной

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

Наряд её лёгкий чудесен.

Нет дерева сердцу милей,

И много задумчивых песен

Поётся в народе о ней.

Он делит с ней радость и слёзы

И так её дни хороши,

Что кажется - в шуме берёзы

Есть что-то от русской души.

Воспитатель:

-Мы  услышали стихотворение о берёзке, которая «встречает горячее лето». Но берёзы во все времена хороши, красивы они и зимой.

Ребенок: стихотворение «Светло в России от берёз», Екимцев.

И санный след, и след колёс

И в полночь разглядел бы я

Светло в России от берёз,

Светло от снега белого.

И счастлив я, что здесь живу,

И что мне сердце радует,

Что снежный свет

Родных берёз

На всю планету падает.

Воспитатель:

-Вот такие красивые стихи поэты слагают о берёзах.

- Славится природой и полезными ископаемыми наша родная земля, но самым главным богатством являются люди, которые прославили наш край. В Новом Осколе много улиц и площадей, которые названы в честь этих людей и целых коллективов. Давайте вспомним, о каких  улицах и площадях мы с вами говорили раньше.

Улицы Героев Советского Союза Костицина и Аноприенко.

(По мере рассказа , показ иллюстраций из альбома «Новый Оскол»).

- Эти люди и многие другие прославили наш край. И хочется сказать, что в наш детский сад ходили дети, а сейчас они стали взрослыми и мы гордимся ими, потому что:

Они добились своих успехов  трудом, прилежанием, воспитанностью.

И я, думаю, что и вы когда вырастите, тоже принесёте пользу своему краю и прославите его хорошими делами.

Ребенок: стихотворение «Привет тебе мой край родной», С.Дрожжин.

Привет тебе мой край родной

С твоими тёмными лесами,

С твоей великою рекой

И неоглядными полями!

Привет тебе, народ родимый

Герой труда неутомимый

Среди зимы и в летний зной

Привет тебе мой край родной.

Песня «Наша Родина –Новый Оскол»

Игра «Солнечный лучик» – играющие прикладывают «лучик» к кругу и произносят  пожелание всем присутствующим, в итоге получается лучистое солнышко.

Список используемой литературы:

1.Ашиков В.О.О воспитании// Дошкольное воспитание.-2000г.(с48)

2.Ватаман   В.П.Воспитание   детей   на   традициях   народной   культуры.

Волгоград: Учитель,2008.-181с.

3.Князева О.Л., Маханёва М.Д.» Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князева — Детство Пресс Санкт-Петербург 2001г.

4. Крупа И.  «Царев Алексеев -Новый Оскол»( очерки истории родного края с древних времён до наших дней).Белгород 2004.

5.Кондрыкинская Л.А.,С чего начинается Родина? ,М.,ТЦ Сфера 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, через тренинговые занятия, в условиях ФГОС ДО

В материале представлена программа "Учимся быть вместе", направленная на профилактику и коррекцию психологических изменений личности ребёнка, оказание помощи в преодоление барьеров в общении. Материал...

«Опыт использования подвижных игр, направленных на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования детей»

Данный материал содержит теоретическую и практическую часть. В практической части представлены игры, которые возможно использовать на занятиях. Данные игры направлены на формирование коммуникативных у...

ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Время является одной из базисных категорий в познании ребенком окружающего мира. Становление представлений о времени происходит, во-первых, на основе опыта ориентации ребенка во времени с момента рожд...

Психолого – педагогические основы формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста

Данная статья предназначена для воспитателей ДОУ, учителей начальных классов и родителей....

Формирование гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста

Проблема формирования гуманных отношений является наиболее важной не только для развития отдельного человека, но и общества и человечества в целом. Меня привлекла методика Е.Э. Шиловой. Она предлагает...

Формирование гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста. Методика Е.Э. Шиловой

Формирование гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста...

Перспективный план работы с родителями по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: Научите ребенка неукоснительно соблюдать гигиенические требования к чистоте тела, белья, одежды, жилища.Совет 3. Приучайте ребенка строить свой день, чередуя труд и отдых. Ничто так не вредит ...