Формирование гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста
статья на тему

Жуковская Екатерина Васильевна

Проблема формирования гуманных отношений является наиболее важной не только для развития отдельного человека, но и общества и человечества в целом. Меня привлекла методика Е.Э. Шиловой. Она предлагает формировать представление детей, не только задавая им прямые вопросы, но также очень полезно проведение специальных бесед, создание различных педагогических ситуаций, в которых дети должны быстро принять какое-то решение, что-то сделать, предпринять, чтобы выйти из затруднения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста

    Проблема формирования гуманных отношений является наиболее важной не только для развития отдельного человека, но и общества и человечества в целом. Корни гуманных отношений можно найти уже в далеком прошлом. Например, Н.Г. Капустин отмечает, что у неандертальцев прослеживалось «осознание взаимопомощи и заботы общины друг о друге».

    Гуманизм (humanus) в переводе с латинского означает «человечный». Одно из распространенных определений гуманизма, приведенное в философском словаре, следующее: «Совокупность взглядов, выражающих уважение, достоинства человека и его права, заботу о благе людей, их всестороннем развитии, о создании благоприятных для человека условий общественной жизни»

    «Гуманные отношения» - форма межличностных отношений, основанных на принципах гуманности; совокупность гармоничных отношений субъекта с миром, другими людьми и самим собой.

    По мнению многих педагогов и психологов (Е.С. Евдокимова, А.Д. Кошелева, Т.А. Маркова, Е.Э. Шишлова и других) при формировании у детей представлений о гуманных отношениях целесообразно использовать различные проблемные ситуации, так как они позволяют ребенку проявить его субъективность, стимулируют проявление гуманности. Меня привлекла методика Е.Э. Шиловой. Она предлагает формировать представление детей, не только задавая им прямые вопросы, но также очень полезно проведение специальных бесед, создание различных педагогических ситуаций, в которых дети должны быстро принять какое-то решение, что-то сделать, предпринять, чтобы выйти из затруднения.

    При формировании у детей представлений о гуманных отношениях большую роль играет активность детей, их собственное отношение к гуманным проявлениям.  Методика ,  предложенная Е.Э. Шишловой заключается в системе активизации гуманных проявлений детей. Автор предлагает использовать в совместной деятельности педагога с детьми определенную последовательность действий:

     На первом этапе педагог фиксирует внимание детей на случившемся, то есть обеспечивает рациональное восприятие ситуации в целом.

    На втором этапе педагог побуждает детей к гуманному поступку, обеспечивая им восприятие эмоционального состояния тех, кто нуждается в помощи, поддержке, добром отношении (путем оценки эмоционального состояния).

   На третьем этапе воспитатель активизирует гуманные проявления детей, осуществляя воздействие на их эмоциональную и интеллектуальную сферы (путем предвосхищения последствий действий, мотивации гуманного поступка, объяснения его значимости для других).

        Принимая на себя различные роли, воссоздавая поступки людей, дошкольник переживает вместе с ними, проникается их чувствами и целями, а это означает развитие у него социальных эмоций, начал нравственности, гуманности.

    Формирование у ребенка гуманных отношений – сложный процесс. Он предполагает, прежде всего, формирование у них представлений о гуманных отношениях, обобщенных и дифференцированных. Методика формирования этих представлений должна основываться на доступных, конкретных, образных примерах из жизни или художественных произведений, должна включать проблемные ситуации и эмоционально-экспрессивные игры, способствующие развитию осознанности гуманных отношений, самостоятельности их суждений. При этом важно, чтобы педагог развивал у детей способность развивать причинно-следственные связи между собственным поведением и тем, как оно отражается на других. Осознание детьми мотивов поступков способствует усвоению или представлению о гуманных отношениях и, следовательно, развитию чувств, формированию гуманных отношений.

    Воспитание гуманных отношений находится в тесной зависимости не только от представлений о гуманных отношениях детей, но и от их способности эмоционально реагировать на различные события: радоваться, сопереживать, возмущаться и т. п. Эмоциональное отношение к поступкам окружающих и своим проявляется у детей в том случае, когда для них ясен смысл этих поступков, когда они видят определенное отношение к ним взрослых, а также в условиях самостоятельного общения друг с другом.

    Как показал анализ философской, психолого-педагогической литературы, теоретическими основами развития гуманных отношений у детей дошкольного возраста являются: изучение понятия «гуманные отношения» как сложной дефиниции, включающей в себя три компонента: эмоциональный, интеллектуальный и поведенческий. В исследованиях гуманные отношения рассматриваются в качестве мотива поведения, связываются с нравственным воспитанием детей. Второе направление характеризуется тем, что авторы, вместе с тем, выделяют какой-либо один компонент структуры понятия «гуманные отношения». В своих работах исследователи сосредотачивают свое внимание на усвоении детьми этических представлений о нормах, правилах поведения. Огромное значение в развитии общественной направленности поведения у детей придается эмоциональному компоненту.

    Таким образом, анализ литературы по проблеме воспитания гуманных отношений у детей позволили выделить структуру этих отношений у детей дошкольного возраста, раскрыть значение совместной деятельности педагога с детьми в формировании гуманных отношений. Обнаружено также, что, несмотря на достаточно большое количество работ, посвященных данной теме, практические работники детских садов сегодня мало располагают методическими пособиями, в которых была бы представлена целостная система работы по формированию у старших дошкольников гуманных отношений в совместной с педагогом деятельности. Изучение теоретических основ подтвердило актуальность моей теме и необходимость ее экспериментального исследования в практике работы дошкольных учреждений.

Список литературы

Красова Т.Д. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ГУМАННЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста

воспитание любви у детей к своей малой родине,формирование патриотических чувств,знакомство с достопримечательностями своего города...

«Опыт использования подвижных игр, направленных на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования детей»

Данный материал содержит теоретическую и практическую часть. В практической части представлены игры, которые возможно использовать на занятиях. Данные игры направлены на формирование коммуникативных у...

ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Время является одной из базисных категорий в познании ребенком окружающего мира. Становление представлений о времени происходит, во-первых, на основе опыта ориентации ребенка во времени с момента рожд...

Формирование гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста. Методика Е.Э. Шиловой

Формирование гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста...

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальным недоразвитием

В данной статье описывается подготовительная работа по формированию пространственных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта, а также предлагаются игровые приемы, направленные на развитие...

Особенности формирования позитивного отношения у детей старшего дошкольного возраста к предстоящему обучению

Особенности формирования позитивного отношения у детей старшего дошкольного возраста к предстоящему обучению...

Разработка системы работы «Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Данная методическая разработка описывает принцип организации и проведения работы по формированию коммуникативных умений с детьми на основе активизирующего общения с использованием игр и игровых упражн...