Проект "Образовательная среда, способствующая формированию навыков самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР"
материал
В проекте рассматриваются особенности разработки образовательной среды, способствующей формированию навыков самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР: этапы работы над проектом, результат-эффект, результат-продукт, необходимые ресурсы и риски.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 215.28 КБ | |
| 142.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблема проекта: Каковы особенности разработки образовательной среды, способствующей формированию навыков самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР
Для кого мы это делаем? в ыполняем социальный заказ государства; для непосредственных участников образовательного процесса.
Что мы делаем? создаём образовательную среду, способствующую формированию навыков самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР
Как мы это делаем? организовываем развивающую предметно-пространственную среду; включаем психолого-педагогическую работу по формированию навыков самоконтроля в различные виды деятельности; о рганизуем психопросветительскую работу с родителями .
Цель проекта: с оздание образовательной среды, способствующей формированию навыков самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР
Задачи проекта: о рганизовать развивающую предметно-пространственную среду; включить психолого-педагогическую работу по формированию навыков самоконтроля в различные виды деятельности; организовать психопросветительскую работу с родителями .
Подготовительный этап работы: и зучение нормативно-правовых документов, методической, психолого-педагогической, специальной литературы; з акупка материалов для организации развивающей предметно-пространственной среды; о рганизация РППС и подбор материалов по психолого-педагогической работе; п одготовка информации для организации психопросветительской работы с родителями ; д иагностика детей на предмет сформированности навыков самоконтроля.
Основной этап работы: з онирование группового помещения на секторы с подборкой соответствующего предметного содержания; в ключение работы по формированию навыков самоконтроля в различные виды деятельности; проведение психопросветительской работы с родителями .
Заключительный этап работы: п ровести анкетирование родителей; п ровести диагностику детей на предмет сформированности навыков самоконтроля; провести отчётное родительское собрание.
Конечный результат-эффект: с оздание образовательной среды способствовало формированию навыков самоконтроля в четырёх составляющих областях: двигательной, эмоциональной, общение, поведение; у ровень знаний родителей по теме повысился, родители стали активными участниками образовательного процесса.
Конечный результат-продукт: о рганизована РППС: проведено зонирование группового помещения с на секторы с подборкой соответствующего предметного содержания, выполненного совместно с родителями; работа по формированию навыков самоконтроля включена в различные виды деятельности: подобрана методика диагностики, подготовлены дидактические игры, упражнения, схемы и алгоритмы действий; п роведена психопросветительская работа с родителями: разработаны анкеты, разъясняющий и методический материал для родительского уголка, проведены консультации , «День открытых дверей», итоговое родительское собрание.
Необходимые ресурсы: человеческие: дети с ЗПР, родители; ф инансовое обеспечение: бюджет, внебюджет , с убсидии, спонсорская помощь; к адровые: учитель-дефектолог, учитель-логопед, п едагог-психолог, воспитатель, музыкант, инструктор по ФИЗО, помощник воспитателя; м атериальные: оргтехника, канцтовары, материалы для РППС; и нформационные: нормативно-правовые документы; программно-методические.
Риски: у вольнение специалиста; у худшение состояния детей; у лучшение состояния детей; з акрытие группы на карантин; п роблема взаимопонимания с родителями; о тсутствие финансов.
Форма отчётности: о бщая для всех специалистов образовательного процесса; ф ормы отчётности воспитателя; формы отчётности специалистов смежных профессий .
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет»
Кафедра «Дошкольная педагогика, прикладная психология»
44.04.02 Психолого-педагогическое образование
Профиль: психолого-педагогическое сопровождение детей с проблемами в развитии
Дисциплина: Проблемы инклюзивного образования
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА, СПОСОБСТВУЮЩАЯ ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ
САМОКОНТРОЛЯ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР
Разработчики проекта:
Кулагина Лидия Борисовна, ППОм-1805а
Руководитель:
ст. преподаватель С.Е. Анфисова
Тольятти 2019
ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ПРОЕКТУ
Титульный лист
Формулирование проблемы
Миссии проекта
Цель и задачи проекта
Требования, предъявляемые к работам по проекту (список всех работ, которые подлежат выполнению)
Критерии выхода и детальные характеристики конечного результата-эффекта
Критерии выхода и детальные характеристики конечного результата-продукта
Необходимые ресурсы
Область рисков и план работы с ними
Формы отчетности
ФОРМУЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ХОРОШО ОПРЕДЕЛЕННАЯ ПРОБЛЕМА – НАПОЛОВИНУ РЕШЕННАЯ ПРОБЛЕМА
- СФОРМУЛИРУЙТЕ ПРОБЛЕМУ Каковы особенности разработки образовательной среды, способствующей формированию навыков самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в группе компенсирующей______________ направленности для детей с ЗПР_______________________________________________________________________________________
- ПОТОЛКУЕМ С ПРОБЛЕМОЙ.
- Почему это стало проблемой? Потому что увеличение числа детей с задержкой психического развития влечет за собой необходимость разработки специальных условий получения образования____________________________________________________________________
- Почему ее следует решать? Потому что способность контролировать свою импульсивность и проявление эмоций – это повсеместные требования, предъявляемые обществом к детям, начиная с самого раннего возраста. Особую актуальность самоконтроль приобретает у детей старшего дошкольного возраста, так как эти дети в ближайшем будущем станут школьниками. У дошкольников с задержкой психического развития трудности с самоконтролем выражены наиболее отчётливо, что значительно усложняет их приспособительные возможности в образовательном учреждении и затрудняет усвоение программного материала.
- Когда она становится проблемой? Когда возникает противоречие между необходимостью формирования навыков самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и недостаточной разработанностью образовательной среды, _______ способствующей формированию этих навыков в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР__________________________
- Чья это проблема? Эта проблема затрагивает всех участников образовательного процесса: педагогов, воспитанников и их родителей
- Касается ли эта проблема других? Да, также эта проблема касается департамента образования, так как, возможно, возникнет вопрос по дополнительным денежным расходам, например, закупка материалов для РППС_________________________________________________
- Кажется ли она им проблемой? Скорее нет, проблема становится очевидной при непосредственном возникновении определённой ситуации
- Кто будет настолько обеспокоен проблемой, что захочет попытаться решить ее? Педагоги, родители детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в группе компенсирующей направленнности для детей с ЗПР___________________________
- Кто будет сопротивляться решению проблемы? Департамент образования_____________________________________________________
- Что случится, если мы не решим проблему? Отсутствие необходимого комплекса условий в дошкольном учреждении (создание специальных условий для осуществления образовательной деятельности, коррекция негативных тенденций развития, профилактика вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении) отодвигает приближение индивидуального уровня развития ребёнка с ЗПР к «норме» на неопределённый срок; в целом оказывает глубокое и продолжительное влияние на жизнь человека в зрелом возрасте. Психический дизонтогенез значительно усложняет приспособительные возможности таких детей в образовательном учреждении и затрудняет усвоение программного материала; в дальнейшем это влечёт за собой низкую успешность социально-психологической адаптации ребёнка в социуме. Поэтому воспитание и обучение детей с ЗПР рассматривается не только как медицинская, но и как социальная проблема.
МИССИИ ПРОЕКТА
Миссия проекта – идеальное представление и общественная роль проекта, отражающая то, ради чего задумывается и реализуется проект
Формулировка миссии должна отвечать на три вопроса:
- Для кого мы это делаем?
- Что мы делаем?
- Как мы делаем это?
Выполняя социальный заказ государства в части образования, гуманизация, как основная системообразующая тенденция современного образования предполагает, что в центре внимания педагога должна быть уникальная личность ребёнка; понимание и принятие его таким, какой он есть. Это и есть идеальная миссия и общественно значимая роль проекта. Для непосредственных участников образовательного процесса: педагогов, воспитанников и их родителей
Создаём образовательную среду, способствующую формированию навыков самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР | |
Организовываем развивающую предметно-пространственную среду (РППС) посредством зонирования группового помещения на секторы с подборкой соответствующего предметного содержания. Включаем специальную психолого-педагогическую работу по формированию навыков самоконтроля в разные виды деятельности, соответствующие возрастным и психофизиологическим возможностям детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Организуем психопросветительскую работу с родителями по проблеме формирования навыков самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития |
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
ЦЕЛЬ. Создание образовательной среды, способствующей формированию навыков самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР
ЗАДАЧА 1 Организовать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую формированию навыков самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР
ЗАДАЧА 2 Включить специальную психолого-педагогическую работу по формированию навыков самоконтроля в разные виды деятельности, соответствующие возрастным и психофизиологическим возможностям детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР
ЗАДАЧА 3 Организовать психопросветительскую работу с родителями по проблеме формирования навыков самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ЭТАПАМ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ
(список всех этапов работы (мероприятий), которые подлежат выполнению и функционал участников проекта на каждом из них)
№ Название этапа | Мероприятия на данном этапе | Участники проекта на данном этапе, их функционал |
Подготовительный | 1. Постановка проблемы, изучение нормативно-правовых документов, методической, психологической, педагогической, и специальной литературы по теме проекта | Заведующий ДОУ, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе |
2.Закупка материалов для организации РППС в группу компенсирующей направленности для детей с ЗПР | Департамент образования, заведующий ДОУ, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе | |
3.Организация РППС и продумывание: какую специальную психолого-педагогическую работу по формированию навыков самоконтроля включить в конкретные виды деятельности детей | Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО | |
4.Подготовка информации по формированию навыков самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР для психопросветительской работы с родителями воспитанников | Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО | |
5.Провести диагностику детей на предмет сформированности навыков самоконтроля (У.В. Ульенкова «Палочки-чёрточки») | Учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель, дети | |
Основной | 1. Зонирование группового помещения на секторы с подборкой соответствующего предметного содержания: сектор ознакомления с окружающим и социально-бытовой ориентировки (дидактические пособия, моделирование, в том числе лэпбуки, минифланелеграфы), зона бытовой самостоятельности (тематические визуальные подсказки, алгоритмы действий), сектор общения и эмоционального развития («Экран настроения», модели сказок), зона оздоровления и двигательной активности, сектор сенсорного развития, например, бизиборды, в том числе тематические. | Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель, помощник воспитателя, родители воспитанников |
2. Включение работы по формированию навыков самоконтроля в разные виды деятельности, соответствующие возрастным и психофизиологическим возможностям детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития: – игровая деятельность (игры с правилами); – коммуникативная (модели последовательности рассказывания); – познавательно-исследовательская (различные варианты материалов по одной теме), – самообслуживание и элементы бытового труда (схемы и алгоритмы действия, например, «Визуальное расписание дня»); – конструирование (аппликация, оригами); – изобразительная деятельность (И.П. Волков «Рисование по алгоритму»); – музыкальная (музыкально-ритмические движения); – двигательная (подвижные игры, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, игровой стретчинг, упражнения на релаксацию). | Учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО, дети | |
3. Проведение психопросветительской работы с родителями по проблеме формирования навыков самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития: анкетирование родителей на предмет понимания ими важности формирования самоконтроля, подбор разъясняющего материала по теме для родительского уголка, формирование картотеки игр и упражнений по формированию навыков самоконтроля, индивидуальные и групповые консультации, «Дни открытых дверей», совместные психорегулирующие упражнения во время групповых консультаций для родителей. | Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель, родители воспитанников | |
Заключительный | 1.Провести опрос/анкетирование родителей, насколько они в целом довольны организованной образовательной средой: пожелания, предложения | Воспитатель, родители воспитанников |
2. Провести диагностику детей на предмет сформированности навыков самоконтроля (У.В. Ульенкова «Палочки-чёрточки») | Учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель, дети | |
3.Провести отчётное (итоговое) родительское собрание | Учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель, родители воспитанников |
КРИТЕРИИ ВЫХОДА И ДЕТАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
КОНЕЧНОГО РЕЗУЛЬТАТА-ЭФФЕКТА
Ожидаемый результат-эффект | Критерии |
Создание образовательной среды в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР поспособствовало формированию навыков самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития; убедиться в этом можно при условии успешного овладения ребёнком конкретных контролирующих умений в каждой из четырёх областей, составляющих систему самопроизвольной регуляции: двигательная составляющая, эмоциональная, области общения и поведения | Двигательная сфера: произвольно направлять своё внимание на мышцы, участвующие в движении; различать и сравнивать мышечные ощущения; определять соответствующие характеру ощущений («напряжение-расслабление», «тяжесть-лёгкость» и др.), характеру движений, сопровождаемых этими ощущениями («сила-слабость», «резкость-плавность», темп, ритм); менять характер движений, опираясь на контроль своих ощущений |
Эмоциональная сфера: произвольно направлять своё внимание на эмоциональные ощущения, которые ребёнок испытывает; различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, беспокойно, удивлённо, страшно и так далее); одновременно направлять своё внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие; произвольно и подражательно «воспроизводить» или демонстрировать эмоции по заданному образцу | |
Сфера общения: управлять, понимать и различать чужие эмоциональные состояния; сопереживать, то есть принимать позицию партнёра по общению и полноценно прочувствовать его эмоциональное состояние; отвечать адекватными чувствами, то есть в ответ на эмоциональное состояние товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения | |
Сфера поведения: определять конкретные цели своих поступков; искать и находить, выбирая из множества вариантов, средства достижения этих целей; проверять эффективность выбранных путей действиями, ошибаясь и исправляя ошибки, опытом чувств, опытом прошлых аналогичных ситуаций; предвидеть конечный результат своих действий и поступков; брать на себя ответственность | |
Повышение уровня знаний родителей воспитанников по проблеме формирования навыков самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития | Родители стали активными участниками образовательного процесса: выражают заинтересованность в достижениях своих детей, понимают значимость занятий, проводимых специалистами, осознанно выполняют их рекомендации, участвуют в изготовлении пособий |
КРИТЕРИИ ВЫХОДА И ДЕТАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
КОНЕЧНОГО РЕЗУЛЬТАТА-ПРОДУКТА
Ожидаемый результат-продукт | Критерии |
Организована развивающая предметно-пространственная среда, направленная на формирование навыков самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития | Проведено зонирование группового помещения на секторы с подборкой соответствующего предметного содержания |
Совместно с родителями воспитанников выполнены отдельные пособия: тематические лэпбуки, бизиборды, минифланелеграф | |
Работа по формированию навыков самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития включена в различные виды деятельности, соответствующие возрастным и психофизиологическим возможностям детей | Подобрана методика диагностики на предмет сформированности навыков самоконтроля; подготовлены дидактические игры и упражнения; разработаны и напечатаны модели последовательности рассказывания; разработаны и напечатаны схемы и алгоритмы последовательности действий; подготовлен дидактический материал для изобразительной и музыкальной деятельности; подобраны и разработаны соответствующие подвижные игры и упражнения на релаксацию |
Проведена психопросветительская работа с родителями воспитанников по проблеме формирования навыков самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития | Разработаны анкеты для родителей; подобран разъясняющий и методический материал по теме для родительского уголка, напечатаны памятки; сформирована картотека соответствующих игр и упражнений; специалистами (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог) совместно с воспитателем проведены индивидуальные и групповые консультации, «День открытых дверей», итоговое родительское собрание. |
НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ
Ресурсы | Содержание |
Человеческий: | Дети дошкольного возраста с задержкой психического развития, родители |
Финансовый: | Финансовое обеспечение в соответствии с подчиненностью ДОУ: муниципальным, госзаданием (бюджет, внебюджет, субсидии), спонсорская помощь |
Кадровый: | Учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО, помощник воспитателя |
Материальный: | Оргтехника, канцелярские товары, материалы для РППС |
Информационный: | Нормативно-правовые документы:
Методическая, психологическая, педагогическая, специальная литература; СМИ, Интернет-группы, современные средства общения, информационные стенды, бюллетени, стенгазеты, папки-раскладушки, памятки для родителей |
Программно-методический: | 1.Боркина, Н.П. Основы развития саморегуляции ребёнка [Электронный ресурс]: / Н.П. Боркина // Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/419758/ (дата обращения: 12.11.2018). 2.Кацеро, А.А. Подходы к трактовке саморегуляции в психологии [Электронный ресурс] / А.А. Кацеро, А.В. Кобзарь // Психологические науки: теория и практика: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). – М.: Буки-Веди, 2014. – С. 10-12 // URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/110/4694/ (дата обращения: 10.10.2018). 3.Кукарина, С.В. Саморегуляция – важнейший компонент в структуре общей обучаемости детей дошкольного возраста с ОВЗ [Электронный ресурс]: / С.В. Кукарина // Режим доступа: http://www.мдоу139тольятти.росшкола.рф/data/ documents/Statya-Kukarinoy-na-sayt.pdf (дата обращения: 06.10.2018). 4.Порошина, Е.А. Психокоррекционная технология формирования произвольной регуляции психической деятельности у детей с задержкой психического развития [Электронный ресурс]: Автореферат дис. кан. псх. наук, 2011 / Е.А. Порошина // Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/psikhokorrektsionnaya-tekhnologiya formirovaniya-proizvolnoi-regulyatsii-psikhicheskoi-deyat#ixzz5TzY1 NKE3 (дата обращения: 03.10.2018). 5.Ульенкова, У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития [Текст] / У.В. Ульенкова. – М.: Педагогика, 2010. – С. 56-61. 6.Ting Tao, Ligang Wang, Chunlei Fan & Wenbin Gao Development of self-control in children aged 3 to 9 years: Perspective from a dual-system model [Электронный ресурс] / Scientific reports | 4 : 7272| DOI: 10.1038/ srep07272// Режим доступа: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5377018/ pdf/srep07272.pdf (дата обращения: 23.10.2018). |
ОБЛАСТЬ РИСКОВ И ПЛАН РАБОТЫ С НИМИ
(опишите возможные допущения и риски, которые могут повлиять на процесс реализации проекта
и/или на результат, и которые требует решения и действий со стороны проектной команды)
Риски, способные повлиять на проект | Выход |
Увольнение специалиста | Ротация специалистов в области коррекционной педагогики и воспитателей, прошедших соответствующий курс повышения квалификации по профилю группы в пределах их профессиональной компетентности |
Ухудшение состояния детей с ЗПР | В случае отсутствия положительной динамики вследствие нарушений интеллектуального развития … (не менее 5 детей) открыть группу для детей с умственной отсталостью |
Улучшение состояния детей с ЗПР | При малом количестве детей с ЗПР (менее 5 в одной группе) организовать разновозрастные (смешанные) группы компенсирующей направленности с учётом актуального уровня интеллектуального развития ребёнка |
Закрытие группы на карантин | Привлечение специалистов к педагогической, методической и организационной работе в общеразвивающих группах |
Проблема взаимопонимания с родителями | Подключение к работе педагога-психолога |
Отсутствие финансов | Привлечь спонсоров |
ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ
№ | Форма отчетности |
1 | Специалисты образовательного процесса: отчёт о результатах деятельности ДОУ,отчёт об исполении муниципального (госзадания), учебный план, годовой учебный график, план финансово-хозяйственной деятельности; технологическая карта педагога, личное дело ребёнка, зачисленного в группу ЗПР, заключение ПМПК, договор об образовании между ДОУ и родителями (законными представителями) воспитанников |
2 | Воспитатель: журнал посещаемости детей, календарный план образовательного процесса, диагностические таблицы, анализ результатов диагностики, отчет о результатах проведенной работы за год |
3 | Специалисты: дефектологическая карта на каждого воспитанника группы с индивидуальным планом коррекционно-развивающей работы, список детей группы с заключением ПМПК, план организационно-методической и коррекционно-развивающей работы специалиста на учебный год, перспективный план работы, планы фронтальных, подгрупповых занятий; индивидуальная тетрадь для занятий и взаимосвязи с родителями; календарный план коррекционно-развивающей работы, отчет о результатах проведенной работы за год; журнал консультаций; журнал посещаемости; отчет специалиста, график работы специалиста, утвержденный руководителем |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации и дидактические игры по развитию особых свойств предметов на основе развития осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Методические рекомендации проведения занятий и дидактических игр для детей школьного возраста с задержкой психического развития...
«Опыт использования подвижных игр, направленных на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования детей»
Данный материал содержит теоретическую и практическую часть. В практической части представлены игры, которые возможно использовать на занятиях. Данные игры направлены на формирование коммуникативных у...
Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Проблема обучения детей с задержкой психического развития является одной из актуальных в современной дефектологии. В последнее время отмечается увеличение численности детей с данным диагнозом. С таким...

Адаптированная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Адаптированная образовательная программа МАДОУ ДС № 38 «Домовенок» (далее Программа) разработана для группы компенсирующей направленности, обеспечивает коррекцию нарушений развития и социа...

Выступление на заседании школьного и муниципального методических объединений учителей начальной школы на тему "Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития"
Выступление на заседании МО...

Комплекс упражнений для формирования письменной речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Работа над звуковым анализом и синтезом...

Автореферат магистерской диссертации на тему "Психолого-педагогические условия формирования навыков самоконтроля у детей 6-7 лет с задержкой психического развития"
В автореферате рассматривается вопрос актуальности данной проблемы, цели, задачи, организация, основные этапы исследования; научная и теоретическая значимость данного исслед...






