Внеклассное занятие "В гости к сказочной Весне"
план-конспект занятия по окружающему миру (2, 3 класс)

Брюхова Елена Владимировна

Внеклассное занятие "В гости к сказочной Весне" проходит в форме игры-путешествия с использованием игровых моментов, элементов релаксации, арт терапии и рефлексии, коллективной и творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_v_gosti_k_skazochnoy_vesne_-_2.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА  МЕРОПРИЯТИЯ

Внеклассное мероприятие «В гости к сказочной весне»

ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА

Учащиеся 2 класса

ВРЕМЯ НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ МЕРОПРИЯТИЯ

30-40 мин

ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ

Игра-путешествие (игровые моменты, элементы релаксации, рефлексии, коллективная и индивидуальная творческая деятельность)

ТЕХНОЛОГИИ

1. Здоровьесберегающие  (элементы психогимнастики и артерапии)

2. Информационно-коммуникационные

ПЕРСПЕКТИВА

- развивать наблюдательность, мышление, любознательность;

- расширять кругозор, речевую активность;

- приобщаться к творческой деятельности;

- развивать эмоционально-личностную сферу учащихся.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

  • Развитие у  учащихся эстетического восприятия окружающего мира, стремление вносить красоту в повседневную жизнь
  • Наличие возможности совместной деятельности учащихся
  • Интерес у младших школьников к творческой деятельности
  • Сформированный благоприятный эмоциональный климат в детском коллективе

ПОСЛЕДУЮЩАЯ РАБОТА

Фотоконкурс (формат А4) или конкурс рисунков на тему  «Красота Весны» для оформления классного уголка.

АВТОР РАЗРАБОТЧИК

Брюхова Елена Владимировна, высшая  квалификационной категории.

учитель начальных классов, классный руководитель,  МБОУ СКОШ №122

Образование – высшее

Стаж работы: 36 лет, из них  30 лет   в коррекционной школе.

Аннотация

Мир меняется сегодня стремительно, Современные образовательные стандарты постоянно возрастают и изменяются. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит модернизация образовательной системы - предлагается иное содержание, подходы в обучении и воспитании.

По данным различных исследований 70-80% обучающихся нуждаются в специальных формах и методах обучения, что позволит сохранить  здоровье детей, развить их способности, обеспечить адаптацию в постоянно меняющихся условиях.

В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья нестандартная форма обучения особенно эффективна, поэтому свои внеклассные мероприятия я стараюсь проводить в увлекательной форме,  насыщаю играми, проблемными ситуациями из жизни самих детей, из популярных сказок, детских мультфильмов.

На занятиях я широко использую различные наглядные пособия (репродукции, фотографии, иллюстрации, предметы декоративно-прикладного искусства и др.), а также видеофильмы, кассеты  с детскими песнями, музыкальными сказками, литературными произведениями.

В своей практике я часто использую техники арттерапии и психогимнастики. Применение этих техник особенно эффективно в начальной школе, так как дети не всегда могут точно сформулировать, что их беспокоит. А посредством изобразительной деятельности им легче выражать свои эмоции и отреагировать их. Стремление к проявлению положительных чувств: красоты, доброты, нежности, восхищения и удовлетворения собой даёт возможность накоплению положительного жизненного опыта и наблюдательности.  

Таким образом, мои мероприятия рассчитаны не только на реализацию образовательных задач, но и  на формирование и развитие личности обучающихся.

Мною разработан курс занятий по эстетотерапии «Царство природы» для учащихся начальных классов.

Цель этого курса: развитие у учащихся умения понимать и ценить прекрасное в действительности, способности творческому самовыражению, развитие воображения, потенциала личности и групповой сплочённости коллектива.

            Одно из  занятий - «В гости к сказочной Весне» посвящено изучению и расширению знаний о весенних явлениях природы.

План  мероприятия

  1. Психологический настрой и выбор детьми картинки своего настроения ;
  2. Основная часть- путешествие по предложенному маршруту,  выполнение  заданий на каждом  остановочном этапе:
  • Большие ледяные горы
  • Пещера капающих сосулек
  • Башня придворных художников
  • Бурлящее озеро фантазии
  • Парк чудесных  превращений
  • Царство сказочной Весны

3.Заключительная часть, рефлексия

Приложение (конспект занятия, презентация)

В гости к сказочной Весне

Цель: уточнение и расширение знаний учащихся об изменениях в природе весной через сказочные образы.

Задачи:

  • формировать знания о бережном отношении к окружающему миру природы;
  • содействовать формированию  позитивного отношения к малой родине;
  • развивать у учащихся речь, образное мышление, воображение, память;
  •  побуждать к самостоятельному творчеству и коллективной работе;
  • воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающей среде, чувство прекрасного, эстетики, взаимопонимания и взаимопомощи;
  • закрепить правила безопасного поведения в весенний период.

Подготовка мероприятия:

  1. Подготовка занимательного материала и творческих заданий, наглядный и фото материал.
  2. Заранее учащимся дана информация о первоцветах и первых крылатых гостях весны.
  3. Проведен инструктаж о правилах безопасного поведение в весенний период.

Оборудование: АРМ учителя, необходимые инструменты для рисования: (краски, кисти, белая бумага, стаканчик для воды),  музыкальная запись «Времена года»  Чайковского

Оформление: картинки- настроение, книга Т.Большаковой «Чудесное ожерелье», изображения весенних явлений природы (снег, первоцветы, почки, листья и др.)

Конспект мероприятия

1. Психологический настрой

Классный руководитель   - Ребята, я  очень рада видеть  вас. Сегодня мы совершим увлекательное путешествие.

Слайд №1

Я  прошу вас взять с собой  хорошее настроение. У вас на  столах  три картинки:                                                                                                             Слайд №2

  • Солнышко –                        хорошее настроение
  • Солнышко за облачком – не очень хорошее и неплохое
  •  Тучка –                        плохое настроение

Классный руководитель   - Я  выбираю солнышко,  а вы положите в левый верхний угол стола ту картинку, которая  соответствует вашему настроению,   и я увижу, с каким настроением отправляемся  в путешествие.

Дети выдвигают картинки.

Комментарий классного руководителя   по выбору  детьми картинок:

  • Все выбрали солнышко,  путешествие будет замечательным и увлекательным.
  • Некоторые берут с собой не очень хорошее настроение, думаю, что в скором времени ваше настроение изменится в лучшую сторону.

Классный руководитель   -Улыбается солнышко, улыбаюсь я и жду ваших улыбок. Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. А с улыбкой легче путешествовать!

Слайд №3

II.Основная часть.

1. Классный руководитель   - А отправляемся мы в гости  к  сказочной …?

  Предлагаю вам отгадать!    

  Слайд №4

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнёт –

В лесу подснежник расцветёт.              

Я раскрываю почки

В зеленые листочки,

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна.

Зовут меня …. (весна)

- Это Весна! Посмотрите,  она действительно сказочная . Весна приглашает нас посетить её владения и предлагает следующий маршрут:

  • Большие ледяные горы
  • Пещера капающих сосулек
  • Башня придворных художников
  • Бурлящее озеро фантазии
  • Парк чудесных  превращений
  • Царство сказочной Весны

  Слайд №5

- Я думаю, нам не стоит задерживаться.  Отправляемся на Большие ледяные горы.          

1 остановка- Большие ледяные горы

Классный руководитель   - Как же здесь холодно на ледяных горах!

    Слайд №6

 Психомышечная тренировка

-Давайте покажем, как нам  холодно: насупим брови, сожмёмся все, а теперь разотрём плечики, сожмём ручки в кулачки, подуем на них. Представьте, показались солнечные лучики и стали согревать ваше лицо, руки. Погладим  щёчки, разотрём ручки. Чтобы согреться быстрее, возьмёмся за руки и почувствуем тепло друг друга. Не будем долго задерживаться на ледяных горах, а спустимся в пещеру капающих сосулек. Звуковой сигнал

напоминает нам об этом.

2 остановка- Пещера капающих сосулек

Слайд №7

Развитие речи.

Классный руководитель: А знаете  почему она так называется ?

Дети: Потому что там всегда капают сосульки.

Классный руководитель: С приходом весны становится теплее, снег тает,  капель усиливается. Пробираясь в пещеру подземная  вода  капает с потолка  и сверху откуда капает вода,  начинает расти сосулька. По толковому словарю: сосулька – обледеневшая при стоке жидкость в виде удлинённого конуса. Мы можем рассмотреть сосульку.

Рассматриваем  «живую» сосульку.

Классный руководитель:   Скажите, а какая сосулька?

Дети: Прозрачная, сверкающая, твердая, тающая, длинная…

Классный руководитель:  Давайте потрогаем сосульку! Что ещё можно сказать про сосульку ?

Дети: холодная, гладкая, скользкая…

Классный руководитель: Как образовалась сосулька?

Дети:  Из тающего снега                                                                                        

Классный руководитель:  Скажите, а на что могут быть похожи  сосульки ?

Дети : Морковку, леденец, треугольник…                                                                                                                          

Классный руководитель:  Сосульками можно не только  любоваться, но и соблюдать большую осторожность!  Почему?                                                                                                                    

Дети: Можно заболеть, если сосать сосульки на улице.  Не подходить близко к крышам  домов, не оставлять машины , потому что огромные сосульки могут нанести ущерб и  вред человеку.

Классный руководитель: Верно, ребята. Любуясь сосульками,  мы не должны забывать о правилах безопасности во время таяния снега на крышах зданий и домов. Старайтесь не подходить близко к зданиям с  нависшими сосульками (вспомнить с детьми о правилах безопасного поведения)

Звуковой сигнал

 Классный руководитель :  Ребята, звуковой сигнал  сообщает  о том, что нас уже ожидают в Башне придворных художников.  Нужно торопиться.


3 остановка-В Башне придворных художников

  Слайд № 8

Классный руководитель:   Какая большая башня! Как красиво!

Слайд № 9

Классный руководитель:   Сколько фотоэтюдов с сосульками!. (рассматривание фотоэтюдов). Оказывается,  по сосулькам придворные художники определяют время суток: утро, день, вечер.

-Ребята, попытайтесь среди  фотоэтюдов найти день. Почему вы думаете, что это день? (анализ изображений)

Дети: Днём всегда всё смотрится ярким, если светит солнце.  Сосульки на солнышке капают.

Классный руководитель:  Правильно, ребята.

В какое время суток  природа смотрится не проснувшейся, появляются  первые лучики солнца?                                                                                                              

Дети: Утро. Сосульки блестят от утреннего мороза, ещё не тают. Светлеет.

Классный руководитель :

- Покажите утренний фотоэтюд.

-А как же мы узнаем вечер?

Дети: Видим,  как  меняются краски. Они становятся темнее, смеркается. Сосульки длиннее и темнее, чем днём. На снегу образуется наледь  от падающих капель.

 Классный руководитель:   Вы  заметили, что  по одним сосулькам трудно определить время суток. В этом нам помогают  весенние краски ,  лучики солнца и цвет снега  от нежно-голубого  до темно-фиолетового. Спасибо придворным художникам сказочной Весны.

Ребята, а где мы еще сможем увидеть изображения картин не только, но и детей,? Подвести детей к мысли о существовании в нашем городе художественной школе.

Слайд № 10

Рисование  способом монотипии

Классный руководитель :  Представьте, что каждый из вас юный художник. Сейчас каждый попробует нарисовать увиденные вами  сосульки для выставки. Предметы для рисования  у вас на столе. Начинаем работу.(пока звучит весенняя капель дети выполняют рисунки)

Рисование  способом монотипии – это рисунок отражение. Рисунок рисуется на одной стороне поверхности - и отпечатывается на другую. Из готовых рисунков оформляется выставка.

Слайд № 11

Комментарий классного руководителя по детским  рисункам.

 Классный руководитель:   Разные сосульки получились.  Если сосульки длинные – то будет затяжная весна.   Сосульки начали таять, значит,  весна совсем рядом. Сосульки перезваниваются, поют на свой лад. Говорят вам спасибо.  И мы говорим спасибо придворным художникам и отправляемся дальше. Звуковой сигнал напоминает нам!  

                                                             

4 остановка-Бурлящее озеро фантазии.                                                                                     

Слайд № 12

Классный руководитель:   Ребята,  а озеро  забурлило! Весна растопила лёд своим солнечным теплом и светом. Чтобы быстро и умело растопить лёд,  Весне приходится хитрить, мыслить, фантазировать. Если Весна перестанет фантазировать, то природа долго не оживет, не проснётся. Пофантазируйте и вы: как называется это бурлящее озеро?

Дети:   Озеро Синара.

Классный руководитель:  Действительно, озеро Синара. Как догадались?

Дети: Фонтан, беседка – это запоминающие места в нашем городе.

 Развитие фантазии, умения выражать свои чувства, эмоции.

Классный руководитель :  Для лучшей фантазии на озере, как и в царстве Весны звучит музыка, которую мы с вами сейчас услышим. Не  удивляйтесь, если от неё повеет теплом, ведь мы в стране оттепели. Сядьте поудобнее, закройте глаза, вытяните ручки ладошками вверх. Будем с вами чувствовать, думать, фантазировать!                    

  • Звучит музыка. ( «Времена года» Чайковского ) Слайд № 12

Классный руководитель:   Что вы почувствовали? Что представили себе?  (развитие образного мышления, воображения)

Дети: Проснулись ручейки, запели птицы, листочки распускаются…

Классный руководитель:   А я почувствовала запах весны, свежести, звон капели.. Передо мной мелькали разные картины, то звенящий бегущий ручей между деревьями, то проснувшийся лес с трелью соловья, то пробуждение первой травки из-под снега, весенняя капель .

Оказывается, Бурлящему  озеру фантазии   доносятся звуки из этого  замечательного  здания, которое находится в нашем городе. Что это за здание и для чего?

    Слайд №13

Дети: Музыкальная школа. Дети обучаются играть на различных инструментах…                                      

Классный руководитель:   В нашем городе существуют  детские учреждения для развития ваших способностей. Многие ребята из нашего класса  хорошо рисуют и поют. Советую желающим  записаться в эти школы на следующий год. А мы  следуем дальнейшему маршруту по звуковому сигналу.

5 остановка- Парк чудесных превращений

Слайд №14

Классный руководитель:   Много впечатлений получили на  озере фантазии. Куда отправляемся сейчас? Не знакома ли вам эта местность?

Дети: Парк культуры и отдыха в нашем городе.

Классный руководитель:   Для чего нужны такие парки?

Дети:  Кататься на каруселях, любоваться природой, культурно отдыхать, принимать участие в городских мероприятиях,

Классный руководитель:  Действительно, наш парк служит местом отдыха детей и взрослых. Он постоянно обновляется, становится всё красивее и красочнее! Правда, ребята?

 А мы в парке чудесных превращений. У  Весны много сказочного. Сейчас каждый из вас превратится в кого-то или во что- то.  Для этого вы поочерёдно будете подходить и выбирать тот предмет, который я  называю и обыгрывать его. Сказка «Весна» из книги Татьяны Большаковой «Чудесное ожерелье», с.6 ( Коллективная форма деятельности )

Весна.

- Проща-а-айте-е-е! – таял Снег.

- Проща-а-ай! – подрастал День.

- Проща-а-ай! – бежали Ручьи.

- Проща-а-ай! – плясало Солнце в бегущих Ручьях.

- Проща-а-ай! – набухли Почки деревьев.

- Ве-е-есна-а-а! – пропела Касатка, первая деревенская ласточка.

- Ве-е-есна-а-а! – зацвели первоцветы: Мать-и-мачеха, Сон-трава, Медуница, Купальница.

- Ве-е-есна-а-а! – выглянул и Подснежник.

- Ве-е-есна-а-а! – лопнули Почки деревьев. Распустилась листва.

Классный руководитель : Какая замечательная сказка и картина получилась.Всё благодаря вашим превращениям и совместной работе!  

7. Заключительная часть

6 остановка- Царство  сказочной Весны

Слайд № 15

Классный руководитель:   Ребята, слышите звуковой сигнал ? Мы попали  в Царство Весны! Что это за коромысло у Весны? Коромысло-то  непростое. На нём два волшебных ведерка. В одном-темном – темная ночь живет. В другом-светлом- ясный день. Какое ведро легче?

Слайд № 16

Классный руководитель:  Сейчас темное ведро тяжелее, потому что ночь длиннее. Скоро -21 марта вес сравняется- это называется день весеннего равноденствия ( день равен ночи). А дальше светлое ведро все тяжелее становится, будет, потому что день расти начнет. Вот и в сказке говорилось о том, что День  подрастал – становился длиннее.

 Мы в царстве сказочной Весны и ведёрки эти волшебные. Хотите узнать что в них?

В них … сосульки, но не ледяные и холодные , а вкусные и сладкие.  

Рефлексия

Откуда они? Кто принёс сосульки?

Дети: Весна.

Классный руководитель:

Наше путешествие подошло к концу.

 Почему Весну мы называем сказочной?

Расскажите о своих впечатлениях во время нашего путешествия: что понравилось, где было трудно, изменилось ли ваше настроение, покажите ваше настроение на картинке.

Классный руководитель угощает детей сладкими сосульками.

Список литературы:

  1. Арханова Л.И., Гребенкина Л.К., Демидова С.Б. Сценарии праздников, классных часов, игр, развлечений для начальной школы./ М.: Центр «Педагогический поиск», 2005.
  2. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Внеклассные мероприятия. 3 класс. – М.: ВАКО, 2004
  3. Внеклассные мероприятия в коррекционных классах / авт.-сост. Н.М. Гончарова и др. – Волгоград: Учитель, 2007.
  4. Сценарии школьных праздников: внеклассная работа 1-4 классы: учебно-методическое пособие / сост.Е.М.Тихомирова.-М.: Издательство «Экзамен», 2009.
  5. Внеклассные мероприятия в коррекционных классах / авт-сост.Н.М.Гончарова и др.-Волгоград: Учитель, 2007.
  6. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / -М.: АЗЪ, 1994
  7. Большакова Т.Д. Чудесное ожерелье: сказки, рассказы. – Снежинск: Изд-во РФЯЦ – ВНИИТФ, 2003.
  8. Шамарина Е.В. обучение детей с ЗПР: организация индивидуальных и групповых занятий в классе коррекционно-развивающего обучения. Пособие для учителей.- М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Интерактивная игра «В гостях у сказочных животных», (внеклассное мероприятие по литературному чтению), соавтор Колямина С.А.

Диплом финалиста Всероссийского фестиваля методических разработок "Знатоки литературы".Цель игры:- создание условий для формирования у обучающихся интереса к дальнейшему изучению сказок.Задачи:• Закре...

Внеклассное занятие"Сказочная контрольная"

Внеклассное занятие по сказкам А.С.Пушкина. К данной разработке создана презентация....

"По сказочным тропинкам"внеклассное занятие по русским народным сказкам

Разработка внеклассного занятия по русским народным сказкам...

Внеклассное занятие "Сказочная радуга"

Цели: расширить знания детей о сказках народных и авторских; развивать речь, мышление, прививать читательский интерес, воспитывать бережное отношение к книгам.Оборудование:  загадки, стихотворени...

Внеклассное занятие "Гостья наша дорогая-Масленица"

Внеклассное занятие "Гостья наша дорогая-Масленица"...

Внеклассное занятие. Экологическая сказка "Подарок весне"

В современном мире проблема взаимодействия человека с природой очень актуальна. Чтобы сохранить все богатства природы, нам необходимо воспитывать экологическую культуру наших детей. Воспитание это нач...

Конспект внеклассного занятия 1 класс "Весна, весна! И все ей рады"

Внеклассное мероприятие 1 классТема: «Весна, весна! И все ей рады!»Цели: 1. формирование представлений о весеннем времени года, о признаках весны;воспитание позитивного эмоционально-ценнос...