Программа
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_ed_klass._okruzhayushchiy_mir.docx252.51 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\3\Desktop\титульники программа\титульники

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования обучающихся с ОВЗ (вариант ), примерной адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования. Программа отражает содержание обучения предмету «Окружающий мир» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР). Сущность специфических для варианта , образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.

Учебный предмет «Окружающий мир» предметной области «Обществознание и естествознание» несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, познавательные интересы и способности, создаются условия для самопознания и саморазвития. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью. У обучающихся с ЗПР, которым рекомендована программа , мал запас дошкольных знаний и умений, недостаточен практический опыт, даже если они уже неоднократно встречались с теми или иными объектами и явлениями. Вместе с тем эмоциональная окрашенность большинства тем, изучаемых в рамках предмета, яркость иллюстраций учебников и пособий, возможность видеосопровождения и наличие компьютерных программ, которые можно использовать в качестве обучающих, делает этот учебный предмет потенциально привлекательным для детей.

Общая цель учебного предмета «Окружающий мир» заключается в формировании начальных знаний о природе и обществе - предпосылок для изучения широкого спектра учебных предметов в основной школе.

В соответствии с ПрАООп определяются общие задачи предмета:

  • сформировать уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  • сформировать начальные знания о предметах и явлениях окружающего мира, заложить основы экологической грамотности, создать условия для усвоения элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • способствовать усвоению простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде;
  • развивать умение устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми, что происходит за счет развития познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы компенсации, коррекции и профилактики усугубления имеющихся трудностей развития, обучения и социализации;
  • способствовать и специально обучать «переносу сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью, их своевременной актуализации.

В 1 классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:

  • формирование первоначальных знаний о Родине;
  • ознакомление с основными правилами безопасного поведения;
  • формирование представлений о многообразии растений и грибов, животном мире, основных потребностях растений и животных в тепле, свете, влаге, питании, что становится возможным только при наличии помощи в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, соотнесении их с практическими (жизненными) задачами;
  • закрепление знаний о временах года и их основных признаках, сезонных изменениях и природных явлениях с обучением переносу сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
  • формирование любознательности, интереса к окружающему предметному и социальному миру, бережного отношения к нему, познавательной мотивации.

#1054;БЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:

Обучение в первом классе по программе во многом представляет собой коррекцию недостатков предшествующего развития и формирование устойчивых предпосылок для дальнейшего накопления и систематизации знаний об окружающем предметном и социальном мире. Коррекционно-развивающее значение предмета было показано работами С.Г. Шевченко. Обучающиеся с ЗПР преимущественно не умеют:

  • вести отдельные наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира, не могут вспомнить и словесно обозначить даже то, что они многократно видели;
  • задавать вопросы и рассказывать о своих наблюдениях;
  • целенаправленно сравнивать предметы, объекты, явления;
  • выделять существенные и на существенные признаки в различных объектах и явлениях окружающей действительности.

Результатом невыраженности познавательного интереса к окружающему предметному и социальному миру, а также перечисленных недостатков познавательной (аналитико-синтетической) деятельности становится малый объем знаний и представлений, их неточность, низкая дифференцированность. Поэтому учебный предмет «Окружающий мир» имеет основное значение для формирования сферы жизненной компетенции

Обучаясь в 1 классе, дети получают первый опыт систематизации и обобщения различных представлений о явлениях окружающего мира. Поэтому содержание учебного материала максимально приближено к практическому опыту их взаимодействия с окружающей природной и социальной действительностью. Существенную пользу в усвоении предметного содержания могут сыграть IT-технологии, в частности компьютерные инструменты педагога, позволяющие диагностировать и расширять представления об окружающем мире в контексте формирования сферы жизненной компетенции обучающихся детей.

Начало программы представляют разделы, позволяющие обучающимся стать более социально адаптированными: осведомленными о реалиях жизни и общественного устройства страны, элементарных правилах безопасного поведения (правила поведения в транспорте и на дороге, при контакте с незнакомыми людьми, противопожарной безопасности, телефоны экстренной помощи).

Остальные три четверти реализуется раздел «Человек и природа». В основу обучения школьников положены реальные наблюдения в природе, действия с предметами. Изучение различных тем дополняется раскрашиванием, рисованием, лепкой, вырезанием фигур из бумаги. Благодаря практической деятельности представления детей о растениях и животных становятся более полными и точными.

Последний раздел посвящен уточнению представлений о временах года, сезонных изменениях в природе. Соответственно, в ходе изучения материала предмета «Окружающий мир» происходит пополнение, расширение и уточнение имеющихся у детей знаний, формируется информационно-содержательный компонент познавательной деятельности, совершенствуется аналитико-синтетическая деятельность, улучшаются возможности связного высказывания. Таким образом, осуществляется накопление первоначальных знаний, умений, необходимых для успешного освоения дальнейшей программы обучения.

Коррекционно-развивающее значение предмета обеспечивается организацией процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР, «пошаговым» предъявлением материала, опорой на практический опыт и непосредственные впечатления, многократным повторением, обучением переносу усвоенных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью, а также упрощением системы учебно-познавательных задач, решаемых в ходе обучения предмету. В первом классе не рекомендуется пользоваться учебником, следует ориентироваться на пособия для дошкольников.

Учебный предмет «Окружающий мир» призван не только расширить кругозор обучающихся, он способствует их социализации за счет улучшения житейской компетентности, преодоления инактивности.

Значение предмета «Окружающий мир» в общей системе коррекционно-развивающей работы:

В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет имеет важное значение. Содержание предмета «Окружающий мир» формирует у детей умения вести реальные наблюдения за предметами и явлениями окружающей действительности, рассказывать о проведенных наблюдениях, сравнивать и устанавливать общие и отличительные признаки предметов, делать выводы под руководством учителя о наблюдаемых явлениях. У обучающихся формируются элементарные навыки использования знаков и символов как средств для организации деятельности (простые знаки дорожного движения, стрелки-указатели и пр.), что развивает знаково-символическую функцию мышления. Все перечисленное создает основу учебной успешности.

Темы по программе относительно самостоятельны, но имеют пролонгированный характер для изучения в последующих классах. Дети знакомятся с разнообразием свойств предметов, у них формируются пространственные представления, уточняется система сенсорных эталонов (цвета, формы, величины). Для более прочного усвоения подобных знаний программа предусматривает задания, требующие практических действий (дорисуй, вырежи, соотнеси, раскрась).

Для более прочного и осознанного усвоения изучаемого материала используются приемы накладывания предметов друг на друга при ознакомлении с формой, прикладывании их друг к другу при знакомстве с величиной и прикладывании к образцам при распознавании цвета. Деятельность такого типа компенсирует предшествующие недостатки восприятия, выступающего в качестве основы мыслительной деятельности.

На основе наблюдений и экскурсий в природу школьники знакомятся с последовательностью чередования времен года, названиями месяцев времен года, учатся рассказывать о признаках каждого времени года и сравнивают их. Так не только уточняются представления об окружающем, но и корригируется речевая деятельность (учебное высказывание).

В процессе наблюдений в природе и выполнения практических работ в тетрадях школьники уточняют и систематизируют знания о растениях и животных, учатся распознавать и правильно определять их видовую принадлежность. Помимо этого проводятся упражнения на классификацию, сериацию изучаемых природных объектов. Это способствует коррекции несовершенства мыслительных операций, стимулирует познавательную активность.

Задания на изготовление аппликаций, вылепливание из пластилина, раскрашивание развивают ручную умелость, формируют эстетические чувства. Так реализуется связь предмета «Окружающий мир» с предметами «Технология» и «Изобразительная деятельность».

Изучение предмета «Окружающий мир» связано с программой формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, а также программой духовно-нравственного развития (воспитания) поскольку с их помощью решаются общие задачи социализации ребенка. Практическая ориентация изучаемой тематики способствует формированию сферы жизненной компетенции.

Место предмета в учебном плане

Предмет «Окружающий мир» является обязательным. На его реализацию в форме урока отводится 2 часа в неделю, итого 66 уроков в учебном году. В соответствии с ПрАООП длительность уроков в первом полугодии составляет 35 минут, во втором- 40 минут.

Предлагается календарно-тематический план, созданный по темам. Программой запланированы уроки-экскурсии. Проводимые уроки имеют практическую направленность.

#1054;СНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Человек и природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Неживая и живая природа.. Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц.

Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Растения, их разнообразие. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы: съедобные и ядовитые.

Животные, их разнообразие. Рыбы, земноводные, птицы, звери, их отличия. Дикие и домашние животные Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Человек и общество

Наша Родина — Россия, Российская Федерация.

Президент Российской Федерации — глава государства.

Москва — столица России.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с электричеством, водой.

Правила безопасного поведения в общественных местах. Правила взаимодействия с незнакомыми людьми.

#1058;ЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

Человек и общество (8 часов)

Правила безопасности жизни(8 часов)

Человек и природа. Чудесный мир растений и грибов(14 часов)

Человек и природа. Наши друзья животные(20 часов)

Человек и природа. Круглый год(16 часов)

Приложение к тематическому планированию

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по окружающему миру (66 часов).

№ п/п

Дата

Тема

Основное содержание урока

Планируемые предметные результаты

Средства адаптации

План

Факт

Человек и общество. (5 часов) 1 четверть

1

Мы теперь ученики

Кого называют младшим школьником? Правила поведения в школе, на уроке.

Узнают, кого можно называть младшим школьником

упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования

2

Правила вежливого поведения.

Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых.

Научатся быть вежливыми

обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды

3

Правила вежливого поведения.

Обращение к взрослым, использование вежливых слов в речи. Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Научатся применять полученные знания на практике.

обеспечение особой пространственной и временной (быстрой истощаемости, низкой работоспособности)

4

Культура поведения в школе.

Культура поведения в школе и других общественных местах.

Научатся вежливо вести себя в стенах школы

гибкое варьирование организации процесса обучения

5

Наши одноклассники.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками.

Научатся установливать доброжелательные отношения между одноклассниками

пошаговое предъявление материала

Правила безопасной жизни (2 часа)

6

Дорога в школу. Экскурсия.

Правила безопасного поведения в школе.

Правила поведения по дороге в школу. Места, требующие особого внимания (переход улицы). Отработка безопасного маршрута от школы домой.

Научатся применять полученные знания на практике

пошаговое предъявление материала

7

Расположение предметов в пространстве (право, лево, верх, низ)

Лестницы, школьная столовая, раздевалка. Ориентировка в пространстве.

Научатся применять полученные знания на практике

непрерывный контроль за учебно-познавательной деятельностью

Человек и природа (3 ч.)

8

Явления природы: листопад, перелеты птиц

Осенние изменения в природе. Осенние листья. Наблюдение за осенними изменениями.

Научатся быть наблюдательными и умениями передать свои наблюдения своими словами.

обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации

9

Явления природы осенью.

Уборка урожая. Что люди делают осенью. Актуализация детского опыта.

Закрепят знания об осеннем времени, об урожае

постоянное стимулирование познавательной активности

10

Смена времен года в родном крае.

Беседа о смене времен года, признаках ранней и поздней осени, приближении зимы в родном краю.

Закрепят последовательность смены времён года и месяцев в нём.

побуждение интереса к изучаемой теме

Человек и общество (2 ч.)

11

Школьные праздники и торжественные даты

Праздник Осени. Посвящение первокласснику.

Расширят знания о новых школьных праздниках.

обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации

12

День учителя.

День Учителя.

Узнают, когда и почему отмечается праздник – День учителя.

развитие и отработка средств коммуникации

Правила безопасной жизни (4 часа)

13

Правила поведение на дороге.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом.

Научатся применять полученные знания на практике

прием конструктивного общения и взаимодействия

14

Правила поведение на дороге.

Внимание к движущимся автомобилям. Задний ход автомобиля. Городской общественный транспорт. Поведение при посадке и высадке из городского транспорта.

Научатся применять полученные знания на практике

формирование навыков одобряемого поведения

15

Пожар. Правила противопожарной безопасности.

Опасность открытого огня. Элементарные правила противопожарной безопасности. Пожарная охрана. Правильное поведение при обнаружении возгорания. Телефон экстренной помощи.

Научатся применять полученные знания на практике

максимальное расширение социальных контактов (групповая работа)

16

Электричество. Правила обращения с электроприборами.

Розетки. Выключатели. Бытовые электроприборы. Правила пользования плитой, микроволновой печью.

Узнают правила пользования электроприборами. Научатся применять полученные знания на практике

обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации

2 четверть Человек и природа. (1ч)

17

Живая и неживая природа

Природа-то, что не создано человеком. Живая природа: растения и животные.

Научатся отличить живую природу от неживой

развитие саморегуляции

Чудесный мир растений и грибов. (9 часов)

18

Грибы: съедобные и ядовитые.

Грибы – не растения. Разнообразие грибов, их распознавание на рисунках, муляжах. Съедобные и ядовитые грибы.

Узнают разных грибов

развитие речевой и мелкой ручной моторики

19

Грибы: съедобные и ядовитые.

Съедобные и ядовитые грибы, их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков. Лепка грибов.

Смогут сравнить и отличить съедобных грибов от несъедобных

обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации

20

Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов .

Беседа о детском опыте сбора грибов. Раскрашивание изображений грибов. Отношение человека к грибам: каким оно должно быть?

Научатся применять полученные знания на практике

пошаговое предъявление материала

21

Растения. Фрукты

Растения, их разнообразие. Яблоко, груша, персик, абрикос, лимон, апельсин, ананас, грейпфрут, гранат, банан. Их распознавание на рисунках, муляжах. Беседа о детском опыте.

Познакомятся с разными видами фруктов, научатся их распознавать

максимальное расширение социальных контактов (групповая работа)

22

Растения. Фрукты.

Угадывание загадок о фруктах. Обсуждение цвета фруктов. Рисование и раскрашивание фруктов. Знакомство с вкусовыми характеристиками фруктов и фруктовых соков.

Научатся находить информацию о витаминах.

Сравнивать роль витаминов А, В, С в жизнедеятельности организма.

обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации

23

Признаки предметов: цвет, форма, сравнительные размеры.

Ранжирование фруктов по форме (круг, овал). Места хранения фруктов (коробки, контейнеры). Их форма: квадрат, прямоугольник.

Научатся находить информацию о витаминах.

Сравнивать роль витаминов А, В, С в жизнедеятельности организма.

упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования

24

Овощи.

Картофель, капуста, свекла, морковь, горох, лук, чеснок, огурец, помидор. Лепка овощей.

Научатся находить информацию о витаминах.

максимальное расширение социальных контактов (групповая работа)

25

Овощи

Раскрашивание овощей. Кулинарные блюда из овощей. Вырезка фрагментов рисунков и составление картин по темам «Овощи», «Фрукты».

Сравнивать роль витаминов А, В, С в жизнедеятельности организма.

обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации

26

Овощи

Цвета овощей. Ранжирование по цвету. Игры на угадывание по расположению в пространстве.

Научатся находить информацию о витаминах.

максимальное расширение социальных контактов (групповая работа)

Человек. 3 ч.

27

Человек – часть природы.

Человек. Ребенок, взрослый, пожилой человек. Мужчины и женщины, мальчики и девочки.

Выяснят отличия жизни взрослого человека от жизни ребенка, мальчика и девочки.

упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования

28

Человек – часть природы.

Общее представление о строении тела человека (голова, туловище, руки, ноги, кисти, ступни). Верх-низ, право-лево.

Гигиена: уход за кожей, ногтями, волосами, зубами.

Узнают о строении тела человека и об уходе за ним.

обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации

29

Человек – часть природы.

Понимание состояния своего здоровья, личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.

Научатся бережно относиться к людям разного возраста и категории

упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования

Новогодняя елка 2 часа

30

Новогодняя елка.

Елка – дерево. Ствол, ветви, иглы. Рисование новогодней елки.

Научатся отличить ель от других хвойных деревьев.

постоянное стимулирование познавательной активности

31

Новый год. Рождество

Расположение игрушек на елке (лево-право, верх-низ). Что такое Рождество?

Расширят пространственные знания. Узнают о происхождении праздника Рождество.

побуждение интереса к изучаемой теме

3 четверть. Человек и природа. Сезонные изменения в природе (4 ч.)

32

Зимняя погода.

Короткий день. Мороз. Погода в стихах русских поэтов. Зарисовывание зимней погоды.

Научатся называть разницы между сезонами природы, признаков зимнего времени

обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации

33

Зимняя одежда: шуба, шапка, варежки, теплая обувь.

Беседа о детском опыте.

Рисование и раскрашивание зимней одежды. Предупреждение простудных заболеваний.

Установят зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и её назначения (деловая, спортивная, рабочая, домашняя, праздничная, военная).

развитие и отработка средств коммуникации

упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования

34

Правила безопасности на зимних улицах.

Снегопад. Гололед. Сосульки и сползание снега с крыш. Труд дворников.

Научатся применять полученные знания на практике

обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации

35

Зимние занятия.

Зимние виды спорта: Правила безопасности при катании с горок, на лыжах, коньках. Рисование лыж, коньков.

Смогут назвать зимних видов спорта от других

приемов конструктивного общения и взаимодействия

Животные и птицы зимой (6 ч.)

36

Природные дома зверей.

Дупло, нора, берлога. Заяц, белка. Угадывание загадок. Прочтение рассказов. Знакомство с чучелами (при наличии возможности). Лепка.

Научатся называть условия, необходимые для жизни животных.

максимальное расширение социальных контактов (групповая работа)

37

Смена окраски у зверей.

Рисование, раскрашивание зайца и белки. Прочтение рассказов. Волк, лиса, олень, лось. Раскрашивание рисунков.

Расширят знания о смене окраски зверей.

максимальное расширение социальных контактов (групповая работа)

38

Зимняя спячка. Звери, впадающее и не впадающие в спячку.

Медведь, медвежья берлога. Угадывание загадок. Жизнь животных, не впадающих в спячку, зимой.

Научатся группировать зверей по образу жизни на впадающих и не впадающих в спячку

приемов конструктивного общения и взаимодействия

39

Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности.

Научатся применять полученные знания на практике

обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации

40

Птицы зимой.

Воробьи, синицы, голуби, вороны, сороки. Распознавание птиц на картинках. Разнообразие птиц, сравнение их по размерам и окраске. Расположение изображений птиц в порядке увеличения (уменьшения) размеров.

Научатся различать зимующих и перелетных птиц, группировать их.

обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации

41

Потребность птиц в подкормке.

Подкармливание птиц. Беседа о детском опыте. Наблюдение за поведением воробьев, галок, ворон и других птиц ближайшего природного окружения (особенности передвижения, питания, издаваемых звуков, взаимоотношений с другими птицами).

Научатся различать зимующих птиц по рисункам и в природе. Узнают о необходимости кормить птиц в зимнее время года.

обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации

Домашние животные (6 ч.)

42

Домашний скот

Лошадь, корова, овца, коза, свинья – домашний скот.

Научатся называть условия, необходимые для жизни животных.

развитие речевой и мелкой ручной моторики

43

Домашний скот

Детеныши домашних животных. Чтение рассказов. Уход людей за домашними животными.

Научатся называть условия, необходимые для жизни детенышей животных.

обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации

44

Домашний скот

Распознавание домашних животных на картинках. Расположение изображений перечисленных животных в порядке увеличения (уменьшения) размеров. Беседа о детском опыте.

Проследят по рисунку-схеме порядок увеличения (уменьшения) размеров домашних животных

пошаговое предъявление материала

45

Домашние птицы.

Петух, курица, утка, гусь, индюк – домашние птицы. Польза домашних птиц.

Учатся различать домашних птиц от диких.

максимальное расширение социальных контактов (групповая работа)

46

Домашние птицы.

Чтение рассказов. Уход людей за домашними птицами.

Научатся применять полученные знания на практике

обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации

47

Домашние птицы.

Птенцы домашних птиц. Раскрашивание изображений. Беседа о детском опыте.

Научатся применять полученные знания на практике

максимальное расширение социальных контактов (групповая работа)

Сезонные изменения в природе (4 ч.)

48

Признаки весны. Экскурсия. Таяние льда на реках.

Таяние снега. Изменение внешнего вида людей, улиц. Предупреждение простудных заболеваний.

Закрепят последовательность смены времён года и месяцев в нём.

обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации

49

Таяние льда на реках.

Правила безопасности на водоемах. Чтение рассказов.

Научатся применять полученные знания на практике

максимальное расширение социальных контактов (групповая работа)

50

Изменения в лесу. Линька животных.

Пробуждение животных и природы от зимней спячки. Проталины. Изменение окраса животных.

Узнают об изменении окраски животных.

пошаговое предъявление материала

51

Обобщающий урок по теме

Чтение рассказов о сезонных изменениях в природе.

Закрепят знания и умения

пошаговое предъявление материала

Человек и общество. (5 часов)

52

Наша Родина

Наша страна-Россия. Демонстрация слайд-шоу с фотографиями красивых мест нашей страны (Олимпийский город Сочи, Родина деда Мороза – Великий Устюг, сады Придонья, Байкал-жемчужина Сибири, Санкт-Петербург – северная столица). Параллельно обозначается воздушный, железнодорожный, водный транспорт. Вокзал, аэропорт. Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом.

Узнают, что Родина — эта наша страна Россия и наша малая родина.

максимальное расширение социальных контактов (групповая работа)

53

Москва – столица нашей Родины.

Москва. Рассказ о Москве. Демонстрация слайд-шоу (Кремль, Красная площадь, Москва-река, улицы и парки Москвы).

Узнают, что Москва — столица России.

наглядно-действенный прием

54

Президент Российской Федерации.

Фамилия и функции Президента. Большой Кремлевский Дворец. Закрепление сведений о Москве.

Узнают, кто является действующим президентом нашей страны, где он живет и работает.

пошаговое предъявление материала

55

Моя малая Родина

Родной город (населённый пункт), регион (область, край, республика): название.

Название своего населенного пункта. Беседа о месте проживания детей.

Узнают, что Родина — эта наша страна Россия и наша малая родина.

пошаговое предъявление материала

56

Экскурсия

Мой город (село)

Экскурсия с целью ознакомления с ближайшими окрестностями школы: названиями улиц, общественными учреждениями (магазин, почта, поликлиника), остановками общественного транспорта (при наличии).

Закрепят знания по разделу, о своем населенном пункте.

наглядно-действенный прием

Правила безопасной жизни (3 часа)

57

Основные правила безопасности при обращении с водой.

Водоемы. Водоемы родного края. (название, краткая характеристика на основе наблюдений). Правила безопасного поведения на водоемах в разное время года. Температура воды. Правила обращения с водопроводными кранами и горячей водой.

Научатся применять полученные знания на практике

обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации

58

Правила безопасного поведения в общественных местах (магазин, кинотеатр).

Правила безопасного поведения в общественных местах (магазин, кинотеатр).

Научатся применять полученные знания на практике

постоянной актуализации знаний, умений

59

Правила безопасности на улице и при общении с незнакомыми людьми.

Правила безопасности на улице и при общении с незнакомыми людьми.

Закрепят правила безопасного поведения на улице, при общении с незнакомыми людьми.

постоянное стимулирование познавательной активности

Человек и природа (7 ч.)

60

Первые лесные растения весны.

Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).

Дикорастущие, культурные и комнатные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к дикорастущим растениям, уход за комнатные и культурные растения. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Научатся отличать культурных, комнатных и дикорастущих растений

использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения

61

Труд людей весной: посадка рассады, огородов, цветов.

Наблюдение сезонных изменений в природе. Различное отношение человека к природе (на основе наблюдения примеров положительного и отрицательного отношения. Оценка поведения человека в природе (собственного и окружающих), простейшие правила поведения

Познакомятся с различными видами труда людей в осеннее врем года

обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации

62

Труд людей весной: посадка рассады, огородов, цветов.

Наблюдение сезонных изменений в природе.

Различное отношение человека к природе (на основе наблюдения примеров положительного и отрицательного отношения. Оценка поведения человека в природе (собственного и окружающих), простейшие правила поведения

Научатся применять полученные знания на практике

развитие и отработка средств коммуникации

63

К нам прилетели перелетные птицы.

Жизнь перелетных птиц моего края.

Научатся различать зимующих и перелетных птиц, группировать их.

обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации

64

Повторение.

Что я узнал на уроках окружающего мира?

Закрепят знания и умения

прием конструктивного общения и взаимодействия

65

Повторение изученного за год.

Викторина на тему: «Задавайте вопросы!»

Закрепят знания и умения

формирование навыков одобряемого поведения

66

Экскурсия

Наблюдение за природой, бережное отношение к природе.

Закрепят знания и умения

максимальное расширение социальных контактов (групповая работа)

#1056;ЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

образовательной деятельности по предмету «Окружающий мир»

В качестве учебно-методического обеспечения работы с детьми рекомендуется использовать следующие методические разработки и пособия:

  1. Гризик Т.И. Узнаю мир. Развивающая книга для детей 5-6 лет.
  2. Гризик Т.И., Лаврова Т.В. Узнаю мир. Развивающая книга для детей 6-8 лет.
  3. Как сделать видимыми скрытые проблемы в развитии ребенка: метод. пособие к специализир. комп. программе «Мир за твоим окном» / О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская, Е.Л. Гончарова. - Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образования. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Полиграф Сервис, 2008. - 144 с.
  4. Компьютерный инструмент педагога для оценки представлений о мире в контексте формирования жизненной компетенции ребенка [Текст] / М. Р. Хайдарпашич // Дефектология. - 2013. -№#1057;. 55-67.
  5. Косымова А.Н. Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта // Дефектология - 2006,- № С.30-35
  6. Кукушкина О. И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу «Вестник образования. – 2003. – № 3.
  7. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития.

#1052;АТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Иллюстративный демонстрационный материал, соответствующий изучаемой теме.

Классная магнитная доска с набором приспособлением для крепления картинок.

Мультимедийный проектор (при наличии).

Мультимедийные образовательные ресурсы (презентации)[1], соответствующие тематике программы по окружающему миру.

При наличии условий IT-технологии, используемые во внеурочной деятельности для уточнения представлений обучающихся об окружающем мире.


[1] В соответствии с требованиями СанПин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...