Окружающий мир 4 класс
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Тукк Дарья Сергеевна

Технологическая карта по теме :"Поговорим о доброте"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 12.12.tehn_.karta_uroka_po_fgos.doc741 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира

Дата: 12.12.2023 г.

Класс: 4-А

Предмет: окружающий мир (УМК Начальная школа 21 века)

Учитель: Тукк Д.С.

Тема: «Поговорим о доброте»

Тип урока: урок открытия нового знания,

Педагогическая цель урока: организовать познавательную деятельность учащихся по восприятию и осмыслению новых знаний по теме 

Цель урока для обучающихся: познакомиться с новыми понятиями, научиться проявлять отзывчивость, доброжелательность

Планируемые результаты обучения

Личностные:

  • воспитание чувства взаимопомощи, дружбы, укрепления связей с одноклассниками, друзьями и семьей;
  • уважительное отношение к иному мнению, чувствам и эмоциям других людей.

Метапредметные:

  • контролировать, корректировать и управлять своей деятельностью;
  • проявлять инициативность и самостоятельность, осуществлять самооценку (регулятивные);
  • практиковать речевую деятельность, в том числе через навыки сотрудничества (коммуникативные);
  • работать с информацией, учебными моделями, анализировать, обобщать, классифицировать; умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;  используют приобретённые знания и умения для выполнения ситуативного задания; узнают о понятиях, связанных с добротой, разбирают ситуации и обосновывают своё мнение; (познавательные).

Предметные:

  • познакомятся: с понятиями: доброта, добросердечный, добродушный, доброжелательный, добросовестный.
  • научатся: отзывчивости, доброжелательности и умению совершать добрые дела

Технологии, используемые на уроке (коммуникативные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, информационные технологии)  

Способы оценивания на уроке: выборочный опрос/опрос по желанию/взаимопроверка/самооценка/взаимооценка/групповая работа

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Ресурсы, используемые на уроке:

Технические средства обучения

Интерактивная доска, рабочие листы, видеоматериалы, аудиозаписи


Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формы работы

1. Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся

Ребята сегодня мы с вами будем работать в группах.

(в каждой группе 6-7 человек)- групп у нас с вами четыре.

Дети занимают свои места в группе.

2. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии

Переверните листики, которые у вас на столе и прочитайте название своей команды.

1 группа: добросердечные - это человек, обладающий добрым сердцем, ласковый

2 группа: добродушные - добрый и мягкий по характеру, незлобный

3 группа: доброжелательные - желающий добра

4 группа: добросовестные - честно выполняющий свои обязанности

Объясните значения каждого слова в группе.

(на это у вас есть 1 минута)

Кто может объяснить?

-Как образовались эти слова?

-Что общего в этих словах?

(читают названия)

добросердечный - это человек, обладающий добрым сердцем, ласковый

добродушный - добрый и мягкий по характеру, незлобный

доброжелательный – человек, желающий добра 

добросовестный - честно выполняющий свои обязанности

(ответы детей)

Групповая

Фронтальная

3. Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия

Я предлагаю посмотреть видеоролик (ресурсный круг), посмотрев видеоролик, вы должны будете сказать:

1 группа – что вы увидели?

2 группа – что вы услышали?

3 группа - что вы почувствовали?

4 группа – осуществляет тактильное сопровождение 3 группе, во время видеоролика) - Работа со словарём Ожегова (значения слов «добро» и «доброта»)


Как вы думаете, какое качество в человеке ценилось во все времена? (о чём нежном, ласковом…мы сегодня будем говорить…)

(Дети проверяют свою работу по эталону)

(Ответы выставляются на доске)

Называют тему урока, отвечая на вопрос.

Групповая

Фронтальная

4. Постановка цели урока

- Сейчас вы ещё младшие школьники, но уже не малыши. Чему же лучшему вы должны уже сейчас начинать учиться?

- Пусть это будет целью нашего путешествия.

Формулируют цели урока (воспитывать в себе привычку заботиться о людях, стремиться доставлять им радость, создавать хорошее настроение, быть отзывчивым, внимательным и добрым) 

Фронтальная

5. Разработка проекта, плана действий (задач) по выходу из создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения

Но, как и в любом путешествии на нашем пути будут встречаться преграды, но мы с вами, я думаю, потрудившись -  справимся.

Давайте ознакомимся с нашей картой.

Как назван каждый из наших препятствий? Есть слова, значения которых, нам непонятны? Что означают их названия?

Чаща злословия

Река эгоизма

Пещера безразличия

Врата равнодушия

Дети смотрят на доску, называя каждое из препятствий.

Рассуждая об их названиях (памятки-помощники на столе у каждой группы)

Фронтальная/групповая

6. Реализация выбранного плана действий (задач) по разрешению затруднения (главный этап урока, на котором и происходит «открытие» нового знания)

  1. Для прохождения чащи нам необходимо подобрать антонимы к словам:

В жизни слова из первого столбика характеризуют плохие качества человека, а вот из правого столбика...

Вывод: Значит, не только слова должны быть добрыми, но и мысли.

  1. Вот на нашем пути появилась река эгоизма.

Что необходимо для перехода через реку?

Чтобы восстановить мост мы должны собрать разрушенные пословицы.

Найдите лист для работы с пословицами.

Проверьте друг друга. Занесите общий ответ в рабочий лист.

Вывод учителя: Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям.

Задание было не из простых, поэтому, чтобы немножко отдохнули наши ручки – мы выполним упражнение.

(ФИЗКУЛЬТМИНУТКА)

Вторым шагом к доброте – добрые мысли. Они могут вселить в нас уверенность, согреть душу, а также и растопить сердце.

  1. Впереди третье испытание – единственный путь к замку проходит сквозь пещеру безразличия, здесь мы и будем разгадывать тайны добрых сердец.

Найдите среди героев тех, кто употреблял добрые слова?

 А у кого были добрые мысли?

А крокодил Гена?

Положительные, хорошие...

Мост

1. Доброе слово

и кошке приятно.

2. Не одежда красит человека,

а его добрые дела.

3. Торопись на доброе дело,

а худое само приспеет.

4. Не хвались серебром,

а хвались добром.

5. Кто добро творит,

того Бог отблагодарит.

6. В ком добра нет,

в том и правды мало.

7. Не ищи красоты -

ищи доброты.

(взаимопроверка)

Дети читают, что у них получилось

Отдых для глаз

-Леопольд, Матроскин

- Чебурашка, Карлсон

- У него были добрые поступки.

Фронтальная

Индивидуальная

Групповая

7. Первичное усвоение и проверка понимания нового знания, умения, способа действия

4) Последнее препятствие на пути – врата равнодушия. (ситуации-поступки)

Притча В.А Сухомлинского «Обыкновенный человек»

  В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба. В ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди, заворачивают к колодцу, благодарят деда.

  Однажды ведро оторвалось и упало в колодец. Не было у деда другого ведра, нечем воды достать и напиться.

  На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге, под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом  лошадь и поехал дальше.

-Что это за человек? – спросил внук деда.

-Это не человек, - ответил дед.

 В полдень проезжал мимо дедовой избы другой человек. Он достал из-под соломы ведро, привязал к верёвке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку. Вылил остаток воды в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и уехал.

-Что это за человек? – спросил внук деда

-И это ещё не человек, - ответил дед.

 Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к верёвке, набрал воды, напился, поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.

-А это что за человек? – спросил внук деда

-Обыкновенный человек, - ответил дед.

Ю.Бондарев «Отчаяние»

Мой друг инженер был свидетелем ужасной сцены – мальчик во дворе поймал за гаражом голубя и ножницами отрезал ему лапки. Голубь бился о землю, пытаясь взлететь, бился головой, крыльями, всем телом в беспомощности, оставляя слабую ниточку крови на асфальте, сизые пёрышки. Мальчик наблюдал за птицей исподлобья, очень спокойно, внимательно, как человек, проводящий серьёзный эксперимент. Инженер бросился к  нему, вырвал из его рук ножницы, проговорил с непониманием и гневом:

-Что ты наделал? За что же ты голубя?

И мальчик ответил испуганно и тихо: 

-Он не может летать без ног.

-Где твои отец и мать? А ну, покажи, где ты живёшь?..

Он крепко схватил мальчика за плечо, и тот, готовый уже заплакать, повёл его к дому.

 В квартире был один отец, плохо выбритый, скрипнул протезом, и подымаясь из-за стола на кухне, он выслушал инженера и ударил кулаком по столу.

-Чего ты пришёл? – крикнул он с отчаянием. – Он у тебя, что ли, ноги отрезал?

 Вот мы и открыли врата и куда же мы попадаем?

Достигли мы конечной нашей цели?

(У каждого на парте рабочий лист с ситуацией.)  

Дети работают с ней

- Замок Добра

-Да.

Групповая

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Дабы нам все, что мы сегодня узнали не растерять, возвращаясь домой. Предлагаю вам составить по теме синквейн. (памятка-помощник есть на рабочем листе)

Индивидуальная

9. Рефлексия (подведение итогов урока)

А сейчас, пришло время подводить итоги нашего путешествия…

Для этого посмотрим на слайд и продолжим фразы:

Чему я научился....
В чем мне еще стоит потренироваться...

У каждого путь к доброте разный. Сейчас предлагаю, каждому найти свой путь…потренироваться…

Дети проявляют доброту.

Индивидуальная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

Программа по окружающему миру3 класс

Программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Гармония" не ФГОС. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 Тема урока: «О дружбе»

Место урока в теме: первый урок в разделе «Я и другие люди»Тип  урока: открытия новых знанийЦель и ожидаемый результат: Формировать понятие дружба и вывести правила дружбы.(Цель урока одна. Ее фо...

Предмет: окружающий мир Класс: 4 класс Технология деятельностного обучения Тема: «Как человек использует свойства воды».

Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТехнология  деятельностного обученияТема: «Как человек использует свойства воды»....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования

План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный  Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...