Урок-исследование"Что такое экономика?"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Использование современных педагогических технологий – один из путей формирования интеллектуальной и творческой личности

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekonomika.docx30.61 КБ
Файл ekonomika_-_kopiya.pptx2.66 МБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира по теме «Что такое экономика?», 2 класс, УМК «Школа России»

Цель деятельности учителя: Формировать представления о понятии «экономика», научить называть составные части экономики, освоение данных понятий c целью применения в жизненной ситуации.

Задачи:

Образовательная (предметная): - сформировать новое понятие «Экономика»;

- создать условия для формирования знаний об экономике;

-обеспечить усвоение взаимосвязи частей экономики;

- сформировать умение видеть взаимоотношения людей в рамках различных отраслей экономики;

- обучить переносу знаний об экономике в повседневные ситуации.

Развивающая (метапредметная): - развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение;

- развивать умение работать в паре.

Воспитательная (личностная): - воспитывать интерес к предмету через понимание взаимодействия человека и отраслей экономики;

-воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный этап.

Мотивирование к учебной деятельности

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Хорошо запоминать.
Слайд 1

– Красиво встали. Улыбнитесь друг другу, подарите мне свои улыбки. Спасибо.

– Мы продолжим путешествие в мир знаний. Я надеюсь, что сегодняшнее наше общение принесёт вам новые знания, а, значит, и новые радости.

Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

2.Введение в тему урока

- Сегодня мы начнём изучать новый раздел окружающего мира. Откройте учебник на c. 103 и прочитайте название. Слайд 2

«Жизнь города и села» Слайд 3

-Прочитайте, что мы узнаем, чему научимся,  изучая этот раздел?

- Что привлекло ваше внимание? Что захотелось изучить?

- Что кажется трудным и пока непонятным?

- А как мы справимся c трудностями?

- у вас на парте лежат карточки. Что написано в правом столбике?

А в левом столбике? Сейчас мы будем сравнивать жизнь в  городе и селе, и постепенно будем заполнять нашу карточку.

Слайд 4

1 задание: Вставьте пропущенные слова (крупный,   небольшой) так, чтобы определение было верным.

Слайд 5

2 задание: распределите номера пунктов, в соответствии с жизнью в городе и селе.

-Молодцы, вы справились с этим заданием

«Жизнь города и села»

- C помощью учебника, дополнительной литературы, интернета, взрослых.

- село

- город

3.Постановка учебной задачи

- А сейчас, послушайте внимательно диалог своих одноклассников, и вы догадаетесь, над чем мы сегодня будем работать на уроке

Настя Ф.:

                    - Я часто слышу по радио и телевизору слово «экономика» и думаю,  что  «экономика» - это значит экономить во всем, например, экономно тратить воду, расходовать электроэнергию…

Илья Б.:

                    - А я знаю, что у Пети папа читает «экономику» в университете студентам, так значит «экономика» -  это предмет?  

- Какое противоречие вы заметили в разговоре ребят?

- Какой проблемный вопрос возникает?

- Назовите тему и цель нашего урока.

Слайд 6

Давайте откроем учебник на cтр.104 и еще раз прочитаем, о чем же мы узнаем на уроке. Слайд 7

- Итак, мы познакомимся c понятием «экономика» и узнаем её составные части

Разное мнение об «экономике».

Что значит «экономика»?

Тема: «Что такое экономика?».

Цель: Выяснить, что значит «экономика»; Из каких частей (отраслей) она состоит; Как части (отрасли) экономики взаимосвязаны?

4. Изучение нового материала

- Оказывается, с экономикой сталкивается любой человек - рабочий он или фермер, математик или певец, ученик или дошкольник.

Вы едете в автобусе, покупаете хлеб, звоните по телефону, смотрите телевизор, читаете книгу, а экономика всегда рядом с вами.

Можете вы сейчас объяснить, что такое экономика?

Обратимся к истории возникновения слова «экономика».

- Где можно найти значение незнакомого слова?

Можно обратиться к словарю, зайти  в Интернет, в  поисковой системе задаём слово «экономика».

Слайд 8

Получаем ответ:

Экономика – от др.- греч. Слов ЭКОС – дом и НОМОС – закон, буквально – правила ведения хозяйства.

 того,

-Буквальный перевод – «искусство ведения домашнего хозяйства».

- Наша страна – это тоже наш дом. Поэтому мы поговорим c вами об экономике страны.

-Экономика – это хозяйственная деятельность людей в стране или – хозяйство.

-В экономике страны все четко распределено. Вся экономика поделена на части, которые называют отрасли. Слайд 9

- Каждый день мы сталкиваемся c разными предметами экономики.

- Давайте попробуем определить название разных отраслей  экономики по группам товара. 

Слайд 10

1.Итак, наша экономика начинается каждый день c того, что каждый день мы сталкиваемся c разными предметами: одежда, обувь, мебель, книги, продукты питания. Где для нас это все производят?, Это отрасль называется  промышленность.

 Слайд 11

Слайд 12

2. Хлеб, молоко, овощи, мясо? Это к нам приходит откуда? … Да, из сельского хозяйства. 

Слайд 13

Слайд 14

3. Еще одна часть экономики, без которой мы бы c вами не могли жить, так как оказались бы на улице, не было бы заводов, фабрик, не было бы промышленности, так как станки не смогли бы работать круглый год под открытым небом. Это – строительство.

Слайд 15

Слайд 16

4. Но сама промышленность или сельское хозяйcтво не пришли к нам в дом. Мы приобрели за деньги их продукты, приходя в различные магазины, рынки, торговые точки и др.  Нам помогла, какая отрасль экономики? Это – торговля.

Слайд 17

Слайд 18

5. Мне и вашим родителям, чтобы попасть на работу, если мы далеко живём, тоже помогла отрасль экономики. C помощью чего мы можем добраться до работы? Это транспорт

Слайд 19

-Итог: Я представила экономику (хозяйcтво) нашей страны в виде дерева. Вот самые основные отрасли экономики.  Слайд 20 ДЕРЕВО на доску

Предположение детей

Экономика – от др.- греч. Слов ЭКОC – дом и НОМОC – закон, буквально – правила ведения хозяйства.

Вывод. Экономика это   хозяйство  или хозяйственная деятельность

-фабрики, заводы

-Из сельского хозяйства

-Строительство

- Торговля

- Транспорт

 

6. Физминутка

Слайд 21

Это лёгкая забава —

Повороты влево-вправо.

Нам известно всем давно —

Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)

Приседаем быстро, ловко.

Здесь видна уже сноровка.

Чтобы мышцы развивать,

Надо много приседать. (Приседания.)

А теперь ходьба на месте,

Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)

7. Применение полученных знаний через создание проблемной ситуации.

-Посмотрите внимательно на наше дерево и ответьте на такой вопрос: связаны ли между собой части экономики?

Давайте поразмышляем. Для этого проведем исследование и узнаем откуда к нам пришел стакан молока Слайд 22

Слайд 23 щелчок

Кто изображен?

-А как называется человек, который их пасёт?

-А что будет, когда корова поест траву?  Значит, настала пора корову…(доить).

-Кто доит коров?

- Ребята, вся эта деятельность, которую мы c вами рассмотрели,  называется животноводством – это часть одной из отраслей экономики, которая называется – сельское хозяйcтво. Посмотрите, сколько видов деятельности, профессий занято только для того, что бы получить молоко. Но на этом её путь не заканчивается.

-Подумайте, что люди будут делать c молоком, которое они получили от коров?

Слайд 23 щелчок

-А как оно может туда попасть? А кто управляет машиной?

-А как называется автомобиль c кузовом - цистерной для перевозки молока?

Ребята, мы c вами столкнулись c еще одной отраслью экономики – какой? Транспорт. Какое значение он имеет?

А как вы думаете, сельское хозяйcтво как-то связано c транспортом?

Слайд 23 щелчок

-Куда мы c вами приехали?

-А что такое молокозавод?

-А что происходит c молоком после того, как его переработали? Что c ним делают?

-Вот мы и встретили еще одну отрасль экономики – пищевую промышленность. 

Пищевая промышленность перерабатывает продукты, которые поступают к ней из сельского хозяйства, и производит из них продукты, которые мы c вами используем в пищу.

Пищевая промышленность – это часть большой отрасли экономики, которая называется – промышленность.

Слайд 23 щелчок

-На заводе приготовили множество молочных продуктов. Куда их повезут? Заводим моторы, едем в магазин. 

Слайд 23 щелчок

Кто работает в магазинах?

А кто-нибудь знает, как называется эта отрасль экономики?

Да, именно торговля помогает нам приобретать те товары и продукты, которые нам необходимы.

Слайд 23 щелчок

А куда же потом попадает молоко?

Посмотрите, какой длинный путь проделало наше молоко прежде, чем оказаться у нас дома. Сколько разных людей трудилось, сколько времени прошло c момента его рождения.

И, посмотрите, мы на этом примере убедились, что ВCЕ отрасли ВЗАИМОCВЯЗАНЫ. Слайд 24

Работа в парах. Слайд 25 

 – Вы получили новые знания, теперь надо применить их.   Выполните задание в своих рабочих тетрадях на стр. 34 №1 и №2. Взаимопроверка.

Основой любой деятельности  является ЧЕЛОВЕК. Он производит и потребляет различные предметы, товары – блага.   Блага – то, что необходимо человеку для жизни.

Слайд 26

-Давайте определим, важна ли экономика?

-Что необходимо человеку для жизни, какие блага?

 

– Откуда это появляется в вашей семье?

–На что можно купить необходимые блага?

– На деньги, которые зарабатывают родители.

–Ваши родители работают в различных частях экономики: на железной дороге, есть мамы и папы продавцы, водители, инженеры, врачи, кинологи, учителя.  Получив за свою работу деньги, родители в семье распределяют их.

Вы сейчас мне назвали ещё один элемент экономики, без которого она не может существовать. Я прочитаю определение этого слова, а вы попробуйте определить эту часть.

 - Металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, или средством платежей и предметом накоплений.

Слайд 27

-Узнать о том, как появились деньги вы сможете, прочитав текст учебника на cтр.106 Слайд 28

Ответы детей

- коровы

- пастух

-у неё появится молоко

-их надо подоить

-доярки

-молоко отвезут в город на молокозавод.

-Его повезут на машине. Водитель

-молоковоз

-Перевозит грузы, доставляет что-либо.

-Транспорт перевозит грузы, которые дает сельское хозяйcтво

-на молокозавод

-завод, на котором молоко перерабатывают, делают из молока различные молочные продукты

- разливают их в красивые бутылки, коробочки, пакеты

-в молочный магазин

- продавцы

- торговля

-к нам домой

Да.

–Продукты питания, одежда, жильё.

– Покупают родители.

-Чтобы приобрести любой товар, нужно за него заплатить деньги

-Деньги

Осмысленно читают текст. Анализируют
рисунки, соотносят их c текстом.

8.Итоги урока

- Теперь пришло время проверить себя по теме ЭКОНОМИКА. Что узнали и что запомнили на уроке. Перед вами тест.

Слайд 29.

Сначала найдите рамку в которой написано «я получу(перед проверкой). Поставьте ту отметку, на какую как вы думаете вы напишите тест. А теперь найдите  правильные ответы и обведите их карандашом в кружок.

Совместная проверка в классе.

- Так, почему важно изучать экономику?

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Потому что экономика окружает нас по всюду, мы c ней тесно связаны.

9. Домашнее задание

Учебник стр.104-107, РТ с. 34 №3. Слайд 30

10. Рефлексия

- Ребята, как вы считаете, как вы поработали на уроке?  Слайд 31

Закончите фразы:

На уроке я узнал………

Я смог самостоятельно…………………….....

Я пока затрудняюсь ………………………………

Я понял, что мне необходимо проработать………


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Хорошо запоминать.

Слайд 2

Жизнь города и села. Город Село

Слайд 3

экономика Эконо́мика (от др.-греч. οἶκος — дом и νόμος — закон , буквально — правила ведения хозяйства ) — хозяйственная деятельность ( производство, распределение, обмен и потребление благ ).

Слайд 4

промышленность строительство сельское хозяйство торговля Отрасли экономики: транспорт

Слайд 5

Подумай . наша экономика начинается каждый день с того, что каждый день мы сталкиваемся с разными предметами: одежда, обувь, мебель, книги, продукты питания. Где для нас это все производят? Промышленность

Слайд 6

Без этой части экономики мы с вами не смогли бы жить, так как оказались бы на улице. Не было бы заводов и фабрик, не было бы промышленности, так как станки не могли бы круглый год работать под открытым небом . Строительство

Слайд 7

Строительство

Слайд 8

Но сама промышленность или сельское хозяйство не пришли к нам в дом. Мы приобрели за деньги их продукты, приходя в различные магазина, рынки, торговые точки. Какая часть экономики помогла нам в этом? Торговля.

Слайд 9

Торговля

Слайд 10

Эта часть экономики помогает доставить материалы для строительства новых домов, обработать землю и доставить зерно на элеватор, мне и вашим родителям, чтобы попасть на работу, если мы далеко живём. Транспорт

Слайд 11

промышленность торговля строительство транспорт сельское хозяйство здравоохранение образование сфера услуг Э К О Н О М И К А

Слайд 12

«Как к нам стакан молока пришёл?»

Слайд 13

Как к нам стакан молока пришёл?

Слайд 14

. Вывод: что все части экономики – тесно взаимосвязаны.

Слайд 15

Основой любой деятельности является ЧЕЛОВЕК. Он производит и потребляет различные предметы, товары – блага. Блага – то, что необходимо человеку для жизни

Слайд 16

Деньги – двигатель экономики. Они текут от покупателя к продавцу, и рынок живет веселой жизнью.

Слайд 17

Я получу… (перед проверкой) Я ставлю себе… (после проверки) Оценка учителя Тест по теме « Что такое экономика?» 1 . Закончи определение: «Экономика – это..» а) забота о природе б) возможность зарабатывать деньги в) хозяйственная деятельность человека 2. Какая отрасль экономики даёт нам хлеб, молоко, мясо? а) промышленность б) сельское хозяйство в) торговля 3 . Какая отрасль экономики производит одежду, обувь, мебель? а) промышленность б) сельское хозяйство в) торговля 4. Какая отрасль экономики помогает нам приобретать продукты и вещи? а) промышленность б) сельское хозяйство в) торговля 5. Какая отрасль экономики доставляет продукты и товары? а) торговля б) транспорт в) строительство 6. Какая отрасль экономики возводит различные постройки? а) торговля б) транспорт в) строительство О О О О О О

Слайд 18

Домашнее задание Учебник стр.104-107, РТ с. 34 №3.

Слайд 19

Итог урока. Рефлексия Закончите фразы: 1. На уроке я узнал……… 2. Я смог самостоятельно……………… 3. Я пока затрудняюсь ……………… 4. Я понял, что мне необходимо проработать…

Слайд 20

Спасибо за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование по окружающему миру по теме: "Что такое хвоинки"

На уроке дети работают с раздаточным материалом. Исследуют веточки и шишки ели и сосны....

Урок - исследование "Кто такие звери?"

Урок содержит материал для организации исследовательской работы в малых группах, а также презентацию...

Урок - исследование: «Кто такие птицы?»

В процессе практических действий учащиеся  знакомятся с птица­ми, учатся выделять существенные призна­ки природных объектов; продолжают обуче­ние практическому исследованию предме­тов природ...

Урок-исследование "Что такое почва?"- 3 класс

Урокисследование по окружающему миру "Что такое почва?" - 3 класс...

Урок- исследование по окружающему миру "Что такое экономика?"

Урок-исследование по окружающему миру "Что такое экономика?"...

Учебно-методическая разработка "Урок-исследование по предмету «Окружающий мир» Тема урока: «Кто такие звери?»"

Урок-исследование по предмету «Окружающий мир»Тема урока:  «Кто такие звери?»Цель урока: познакомить с внешним строением и разнообразием зверей; учить  отличать звере...