Поурочное планирование по окружающему миру в 4 классе "Зона степей"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Уметбаева Альфия Инсафовна

Урок по окружающему миру в 4 классе "Зона степей". Автор учебника: ААПлешаков, Е.А. Крючкова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Зона степей

Цель: формирование у учащихся представления о природной зоне степей.

Задачи:

- ознакомить с географическим положением зоны степей, её климатическими особенностями, животным и растительным миром, деятельностью людей, живущих в этой зоне и экологическая ситуация;

- развивать логическое мышление (анализ, сравнение, поиск соответствия, выводы и умозаключения), речь и память;

- формировать навык осмысленного чтения, поиска ответа на вопрос в тексте.

Планируемые результаты:

Познавательные: проверять информацию, находить информацию в учебниках, наглядных пособиях, при просмотре видеофильмов научного содержания.

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия.

Личностные – способность к самооценке своих действий и поступков.

Оборудование: проектор с экраном и колонками, учебник, карта климатических зон России, карточки для парной, групповой и индивидуальной работы.

Ход урока:

1.Организационный момент.

   Итак, друзья, внимание –

   Ведь прозвенел звонок.

   Садитесь поудобнее –

   Начнем скорей урок!

- Наш урок  будет насыщенным, и, надеюсь, интересным. Поэтому прошу вас быть максимально собранными, наблюдательными и внимательными. На партах  лежат листы самооценки. Каждый этап работы будете оценивать себя.

2.Актуализация знаний.

- Сегодня мы продолжаем путешествие по бескрайней России и  продолжаем знакомство с её природными зонами.  

-  Назовите зоны в порядке, их изучения (карточки названия зон  расположить на доске по горизонтали).

- Мы с вами составляли схему влияния, вспомните, расположите по порядку.

Солнце – климат – почва - растения - животные (групповая работа).

- Все эти взаимосвязи мы рассмотрели.  

-А сможете ли вы, по описанию узнать изученные зоны? И найти соответствующее фото? (закрепить фото под карточку названия зон).

1. С запада на восток раскинулась безлесная равнина. Зима долгая, суровая. Лето короткое, прохладное. Круглый год дуют холодные сильные ветра. Много болот и озёр. Растения низкорослые, стелются по земле Много комаров и мошек (тундра).

2.Многолетней мерзлоты нет. Условия более благоприятны для лиственных деревьев. Растительный и животный мир богатый (смешанные леса).

3.Необъятные ледяные просторы, часто бушуют метели, свирепствуют морозы, очень суровая зима, холодное лето, полярная ночь, ураганные ветры, северное сияние, все живое улетело на юг, либо улеглось в спячку. Ведутся научные исследования (Арктика).

4.Зима  очень холодная, а лето намного теплее. Встречается многолетняя мерзлота. Но летом верхние слои почвы здесь успевают оттаивать намного глубже. В этой природной зоне  бескрайние хвойные леса, но встречается берёза, липа, клён, ольха. Деревья растут густо (Тайга)

3. Сообщение темы и цели. Актуализация.

- Послушайте  описание.

Какое раздолье! Какая ширь! Ни холмов, ни леса! Куда ни глянь – до самого края неба простирается гладкая равнина. И, кажется, нет ей конца, нет ей предела. Открытая местность, почвы богаты перегноем. Люди занимаются: растениеводством, скотоводством, добычей полезных ископаемых. Как вы думаете,  описание какой природной зоны я озвучила?

- Можно ли отнести это описание к одной из изученных зон? Что общее? В чём разница? (Арктика, занятия человека)

-Итак, ребята, сегодня нам предстоит познакомиться с очередной природной зоной России.  Это - степь.

-Как вы думаете,   что нам сегодня предстоит выяснить? Какая цель урока? Какие задачи поставим перед собой? (ответы детей)

4.Работа над новым материалом.

а) Положение на карте.

- В первую очередь нам необходимо определить, где же находится  зона степей.

- Давайте поработаем нашим главным помощником  – картой.   С.38 39-физическая карта,  С.48-49-карта природных зон  (учебник).

-Обозначьте зону степей у себя на контурной карте (индивидуальная работа).

- Поработаем в парах.

- Ваша задача, работая в паре выяснить:

-Где расположена зона степей?

-Какую территорию она занимает по отношению к другим зонам?

 -Как она обозначена на карте?  

Карточка опора №1 –работа в парах.

1.Где расположена зона степей?                                                                                                                              

2.Какую территорию она занимает по отношению к другим зонам? (большая, небольшая)

3.Как выглядит земная поверхность зоны?

Степная  зона расположена ………........зоны…………………………

 На карте она обозначена  …………………..цветом.

По отношению к другим зонам она имеет…………………………..размер.

 

- Мы выяснили  географическое положение зоны. И если кто-то летом отправится  в гости в Саратов, Самарскую область. Посмотрев на карту, будет знать, что перед ним предстанет совершенно иная природная зона.

-А с каким климатом, растениями и животными там можно встретиться,  мы выяснять будем дальше.

б) Климат (Обращаясь к схеме влияния)

Теперь наверно всем, интересно узнать какой же климат в степи,  что и как его формирует? Можно конечно открыть учебник и прочитать об этом.

-А давайте мы с вами проведём маленькое исследование, и определим,  климат степей. Вспомните  схемы  влияния и определите, как влияет положение солнца на климат в этой природной зоне.

- Итак, к какому выводу вы пришли?

5. Физкультминутка.

-Представьте себе, что вы растения степи.  Настало утро, цветы растут, тянутся к солнцу (дети показывают, как они быстро растут). Подул ветер-всё сильнее и сильнее началась пыльная буря (дети изображают бурю) Ветер стихает (дети

садятся на свои места).

 в) Растительный мир. Презентация.

- Жаркое лето, более мягкая зима, плодородные почвы.

- Можно ли предположить, что растительность очень богатая? (ответы детей).

- Пробуждение природы яркость красок, всё так радует глаз, но посмотрите внимательно, вам не кажется, что чего-то не хватает? Возникает вопрос. Почему нет высокорослых растений?

- Растения степи по разному приспособились у природным условиям, есть растения, которые появляются сразу после  таяния снега, пока в почве много влаги, это такие как тюльпан, ирис, их корни в виде луковицы и утолщёний помогают им накапливать влагу и питания. Другие растения имеют тонкие длинные листья, сильно разветвлённую корневую систему, чтобы  корни, проникая вглубь, могли получать влагу. Вывод растения приспособились к засушливому климату. Для растения высокорослых растений нет условий.  Какие основные растения степей? На схеме слабый ученик закрепляет. В основном растения травянистые.  Деревья  встречаются только в низинах, так как там скапливается влага.

г) Животные

Если большое количество травянистых растений, следовательно - много насекомых, птиц. В  степях живёт больше 50 видов млекопитающих и более 250 видов птиц. И совсем не много крупных растениеядных животных.

-Так почему при таком огромном количестве трав и растений очень мало крупных растениеядных животных?

- Ваши товарищи подготовили сообщения о животных степей (кузнечик, дрофа, журавль красавка, гадюка). Давайте их послушаем.

- Каких животных вы запомнили? Где живут?

-Что объединяет всех этих животных? (окраска под цвет степей серо-бурого цвета, растениеядные, имеют норы, птицы вьют гнёзда на земле, хорошие бегуны - поиск пищи и воды,  спасение от преследования)

-Так почему нет крупных растениеядных животных?  (медведь, лось - нет жилищ).

д) Степи и человек.

- Откройте учебник, прочитайте с.85-86. Подготовьтесь ответить на вопросы. Дети самостоятельно изучают «Степи и человек».

-Итак, почему же эти животные и растения оказались в опасности?

-Как решаются экологические проблемы? (ответы детей)

6. Итог урока

- Ну что ж, теперь мы можем точно сказать, что описание, которое звучало в начале урока (напомнить)

 - Какое раздолье! Какая ширь! Ни холмов, ни леса! Куда ни глянь – до самого края неба простирается гладкая равнина. И, кажется, нет ей конца, нет ей предела. Короткая зима. Жаркое продолжительное лето, открытая местность, почвы богаты перегноем. Это описание степной зоны.

-Кто может подвести итог урока и сделать вывод?

Зона степей находится южнее лесной зоны, на карте окрашена в жёлтый цвет, климат жаркий, мало влаги, частые ветра, растительность травянистая, животные в основном небольшие это грызуны которые живут в норах,  птицы вьют гнёзда на земле.

-Оцените свою работу на уроке по листочкам самооценки.

6. Домашнее задание

Закрепить, с80-84, выполнить задания 1,4,с.86.

Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Её территория прерывается лесостепями. По площади это небольшая зона. Большая часть расположена на Восточно-Европейской равнине, и небольшая часть на Западно - Сибирской равнине.
Солнце в степи поднимается выше, лето в степи длинное и жаркое. Средняя температура июля +22– 23 °С (местами +40°).Чем дальше на восток, тем жарче и суше лето. Туда не доходит влажный воздух с Атлантического океана. От зноя высыхают ручьи и речки, трескается земля. Степь в этот период сухая. Горячие ветры – суховеи перерастают в пыльные бури. Дожди здесь бывают редко, ливневого характера. Быстро испаряется влага.

Зима здесь короче и теплее, но достаточно холодная – 20–30 °С. Снега очень мало. Для этого сурового времени года характерны снежные метели - бураны.

Весна в степи начинается рано. Очень красива степь весной. Почва степей не везде одинакова. Во многих местах богата перегноем, имеет черную окраску - чернозёмы.

Климатические условия.

Средняя температура летом +22ᵒ-25ᵒ

Средняя температура зимой -20ᵒ-30ᵒ

Осадки летом: малочисленные, ливневый характер дождей.

Осадки зимой: снежный покров низкий.

Какая ширь здесь и приволье!

Куда ни глянь – полей раздолье!

Южнее полосы лесов

Лежит ковер из трав, цветов.

Здесь простор ветрам и птицам,

Грызунам, волкам, лисицам.

Здесь суховеи любят петь.

А зовется это…(Степь)    Слайд 1 

             

   

                                         

           

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок открытия нового знания по окружающему миру 4 класс "Зона степей " . "

Сформировать представление учащихся о зоне степей;развивать познавательный интерес;умение использовать в работе  ранее полученные   знания;правильно   выражать свои мысли,срав...

Конспект урока по окружающему миру 4 класс Зона степей

Разработка урока по "Школе России" с презентацией...

Поурочное планирование по окружающему миру 1 класс система Л.В.Занкова ФГОС

В данном файле представлено планирование по предмету "Окружающий мир" 1 класс по учебнику Н.Я.Дмитриевой по системе Л.В.Занкова по ФГОС...

поурочное планирование по окружающему миру. 3 класс

Дана разработка поурочного проведения уроков по программе "Школа России" Плешаков, 3 класс....

план-конспект урока по окружающему миру 4 класс "Зона степей" УМК "Перспективная начальная школа"

Цель урока :Ø  Создать условия для формирования у учащихся представлений о степи, её растительном мире, животном мире.Предметные задачи:Ø  Способствовать развитию умений у учащихся наблюдать...

Презентация к уроку окружающего мира, 4 класс. Зона степей.

Презентация к уроку окружающего мира, 4 класс. Зона степей....

Поурочное планирование по окружающему миру 3 класс

В данной разработке представлены поурочные планирования по окружающему миру для 3 класса на каждый урок по УМК "Школа России"...