Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир" для обучающихся с ОВЗ для 1 класса (ЗПР, вариант 7.2.)
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

Ниянина Наталия Валентиновна

Рабочая программа учебного предмета  «Окружающий мир» на уровне начального общего образования для обучающихся с  задержкой психического развития (вариант 7.2) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_7.2._okruzhayushchiy_mir_1_klass.docx62.62 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптированная рабочая программа

учебного предмета  «Окружающий мир"

для обучающихся с ОВЗ

для 1 класса

(ЗПР, вариант 7.2.)

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета  «Окружающий мир» на уровне начального общего образования для обучающихся с  задержкой психического развития (вариант 7.2) (далее- ЗПР) составлена на основе Требований к результатам освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования, установленными федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования обучающихся с ОВЗ, а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной программе воспитания.

Вариант 7.2. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья, но в более пролонгированные календарные сроки. «Сопоставимость» заключается в том, что объем знаний и умений по основным предметам сокращается несущественно за счёт устранения избыточных по отношению к основному содержанию требований. Данный вариант характеризуется усилением внимания к формированию полноценной жизненной компетенции.

Обучающиеся с задержкой психического развития — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

 Обучающиеся с ЗПР характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. Возможна неадаптивность поведения, связанная как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью.

Обучение детей с ЗПР (вариант 7.2) осуществляется с учетом особых образовательных потребностей.  

К общим потребностям относятся:

  • получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития;
  • выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;
  • получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;
  • обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
  • психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребёнка с педагогами и соучениками;  
  • психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;
  • постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации

        Для обучающихся с ЗПР характерны следующие специфические образовательные потребности:

-обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса);

-увеличение сроков освоения АООП НОО до 5 лет;

-гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения или сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;

-упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

-организация процесса обучения с учётом специфики усвоения знаний, умений

и навыков обучающимися с ЗПР («пошаговом» предъявлении  материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приёмов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);

-наглядно-действенный характер содержания образования;

-развитие познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений;

-обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной -деятельности

обучающегося,        продолжающегося        до        достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;

-постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;

-специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

-необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;

-постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;

-использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;

-комплексное сопровождение, направленное на улучшение деятельности ЦИС и на коррекцию поведения, а также специальная психокоррекционная помощь, направленная на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;

-специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;

-развитие и отработка средств коммуникации, приёмов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, со взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов;

-обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация сотрудничества с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).

Только удовлетворяя особые образовательные потребности обучающегося с ЗПР, можно открыть ему путь к получению качественного образования.

Учебный предмет «Окружающий мир» предметной области «Обществознание и естествознание» несёт в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, познавательные интересы и способности, создаются условия для самопознания и саморазвития. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью. У обучающихся с ЗПР, которым рекомендовано обучение по варианту программы 7.2., мал запас дошкольных знаний и умений, недостаточен практический опыт, даже если они уже неоднократно встречались с теми или иными объектами и явлениями. Вместе с тем эмоциональная окрашенность большинства тем, яркость иллюстраций учебников и пособий, возможность видеосопровождения и наличие компьютерных программ, которые можно использовать в качестве обучающих, делает этот учебный предмет потенциально привлекательным для обучающихся с ЗПР.

Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:

формировании начальных знаний о природе и обществе, формирование предпосылок целостного взгляда на мир, начальных знаний о месте в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания);

освоение элементарных естественнонаучных, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета;

формирование представлений о ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности здоровому образу жизни;

развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность);

духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу;

проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ;

освоение обучающимися с ЗПР основ мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме;    

обогащение духовного опыта обучающихся с ЗПР, развитие способности к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение начального опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения;  

становление базовых навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.

В ходе изучения предмета «Окружающий мир» обучающиеся с ЗПР овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире. Коррекционно-развивающий потенциал предмета заключается в развитии способности обучающегося с ЗПР использовать сформированные представления о мире для решения разнообразных предметно-практических и коммуникативных задач, развитии активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы.

Предмет обладает широкими возможностями для формирования у обучающихся фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит обучающимся с ЗПР освоить основы адекватного природо и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде, заложит основу для осмысления личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, давая обучающемуся с ЗПР возможность найти своё место в ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем своё личное и социальное благополучие, что особенно важно для обучающихся с ЗПР.

Существенная особенность учебного предмета «Окружающий мир» состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начального образования.

Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся с ЗПР основ здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.

         При обучении детей с ОВЗ, имеющих задержку психического развития, создаются  специальные условия для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей:

  • организация рабочего места с обеспечением возможности постоянно находиться в зоне внимания педагога;
  • -использование специальных учебно-методических пособий и дидактических материалов;
  • -использование наглядных, словесных, практических методов обучения и воспитания с учётом психофизического состояния ребёнка;
  • новый материал будет преподноситься для детей с ЗПР предельно развёрнуто и доступно;
  • постоянный контроль, как дети поняли изучаемый материал;
  • значительное место будет отведено практической деятельности учащихся;
  • выполнение письменных заданий планируется предварять анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок;
  • предупреждение ошибок; не давать закрепиться неправильным графическим образам;
  • в случае затруднения выполнения заданий – дополнительное инструктирование, пошаговый алгоритм, работа по плану и др.;
  • уважение к результатам деятельности обучающихся в сочетании с разумной требовательностью;
  • любой повод  используется для похвалы, акцент - на даже самые маленькие успехи;
  • индивидуальный подход к ребёнку (учёт уровня подготовленности, особенности личности, работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнении заданий).

Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с ЗПР:

  • особая форма организации аттестации:
  • в малой группе или  индивидуально (с учётом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР);
  • привычная обстановка в классе:
  • присутствие своего учителя,
  • наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий;
  • присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
  • адаптирование инструкции с учётом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей:

- упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;

-упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;

- в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;

  • при необходимости адаптирование текста задания:

-    более крупный шрифт,

  • чёткое отграничение одного задания от другого;
  • при необходимости предоставление дифференцированной помощи:
  • стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка),
  • организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки),
  • направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
  • увеличение времени на выполнение заданий;  
  • возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребёнка проявлений утомления, истощения;
  • недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребёнка.

Общее число часов, рекомендованных для изучения окружающего мира в 1 классе – 66 часов (два часа в неделю)

  

Содержание учебного предмета

Содержание обучения в 1 классе

Человек и общество

Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный, школьный коллектив. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.

Совместная деятельность с одноклассниками – учёба, игры, отдых. Рабочее место школьника: удобное размещение учебных материалов и учебного оборудования; поза; освещение рабочего места. Правила безопасной работы на учебном месте.

Режим труда и отдыха.

Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых. Домашний адрес.

Россия – наша Родина. Москва – столица России. Символы России (герб, флаг, гимн). Народы России. Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого пункта (города, села), региона. Культурные объекты родного края.

Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме.

Человек и природа

Природа – среда обитания человека. Природа и предметы, созданные человеком. Природные материалы. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. Неживая и живая природа. Наблюдение за погодой своего края. Погода и термометр. Определение температуры воздуха (воды) по термометру.

Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе.

Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание). Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Части растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя. Комнатные растения, правила содержания и ухода.

Мир животных. Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и другие). Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни). Забота о домашних питомцах.

Правила безопасной жизнедеятельности

Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены.  Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами.

Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы).

Безопасность в информационно-коммуникационной сети «Интернет» (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

Изучение окружающего мира в 1   классе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальные учебных действий, совместной деятельности.

Базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:

сравнивать под руководством учителя происходящие в природе изменения; наблюдать под руководством учителя зависимость изменений в живой природе от состояния неживой природы; приводить с опорой на образец примеры представителей разных групп животных (звери, насекомые, рыбы, птицы), называть (после проведенного анализа) главную особенность представителей одной группы (в пределах изученного); приводить с опорой на образец примеры лиственных и хвойных растений, сравнивать их, используя картинный план/схему, устанавливать различия во внешнем виде с опорой на алгоритм.

Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений:

понимать, что информация может быть представлена в разной форме: текста, иллюстраций, видео, таблицы; соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием.

Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:

в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на вопросы; уважительно относиться к разным мнениям; воспроизводить названия своего населенного пункта, название страны, её столицы; воспроизводить наизусть слова гимна России; соотносить предметы декоративно-прикладного искусства с принадлежностью народу Российской Федерации (с использованием иллюстративно-дидактических материалов учебника, рабочей тетради), описывать предмет по предложенному плану; описывать по предложенному плану время года; сравнивать с опорой на схему/алгоритм домашних и диких животных, объяснять, чем они различаются.

Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:

сравнивать с помощью учителя и с опорой на план организацию своей жизни с установленными правилами здорового образа жизни (выполнение режима, двигательная активность, закаливание, безопасность использования бытовых электроприборов); оценивать выполнение правил безопасного поведения на дорогах и улицах другими детьми; анализировать с помощью учителя предложенные ситуации: устанавливать нарушения режима дня, организации учебной работы; нарушения правил дорожного движения, правил пользования электро- и газовыми приборами.

Совместная деятельность способствует формированию умений соблюдать правила общения в совместной деятельности (при необходимости под руководством взрослого): договариваться, справедливо распределять работу, определять нарушение правил взаимоотношений, при участии учителя устранять возникающие конфликты.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

Личностные результаты освоения программы по окружающему миру характеризуют готовность обучающихся с ЗПР руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:

1)        гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества;

2)        духовно-нравственного воспитания:

проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;

3)        эстетического воспитания:

понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.

4)        физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью;

5)        трудового воспитания:

осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;

6)        экологического воспитания:

осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред;

7)        ценности научного познания:

осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития; проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося ЗПР к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

принятие и освоение социальной роли обучающегося;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;

формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

участие в социально значимой деятельности;

развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий.

В результате изучения окружающего мира на уровне начального общего образования у обучающегося с ЗПР будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

Метапредметные результаты

У обучающегося с ЗПР будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания) на доступном уровне , проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности; на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве) по наводящим вопросам; сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии по предложенному плану, опорной схеме; объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты после проведённого анализа/ с опорой на образец; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма с помощью учителя.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

проводить (по предложенному плану) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя; определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов; формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы; моделировать с помощью учителя ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и другое); проводить по предложенному плану под руководством учителя опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие); формулировать выводы на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования) по наводящим вопросам.

У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать под руководством учителя различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи; находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму; распознавать достоверную и недостоверную информацию на основе предложенного учителем способа её проверки; находить и использовать с помощью взрослых для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию; читать и интерпретировать с помощью учителя графически представленную информацию: схему, таблицу, иллюстрацию; соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (с помощью учителя); создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма) с помощью взрослых.

У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно высказывать своё мнение; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) на доступном уровне; конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами с помощью взрослых; находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни; готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и другое) к тексту выступления с помощью взрослых.

У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать с помощью учителя действия по решению учебной задачи; выстраивать последовательность выбранных действий и операций по опорному плану.

У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля и самооценки как части регулятивных универсальных учебных действий:

осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности по предложенному алгоритму; находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя; оценивать при помощи учителя целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.

У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:

понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру) по наводящим вопросам; участвовать в коллективной деятельности по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;   выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать их (при необходимости обращаясь с помощи взрослого); ответственно выполнять свою часть работы.  

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

1 класс

К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству, профессии членов своей семьи, домашний адрес и адрес своей школы; проявлять уважение (на доступном уровне) к семейным ценностям и традициям, соблюдать при напоминании взрослого правила нравственного поведения в социуме и на природе; воспроизводить название своего населённого пункта, региона, страны;  приводить с помощью учителя примеры культурных объектов родного края, школьных традиций и праздников, традиций и ценностей своей семьи, профессий; различать с опорой на образец объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и природные материалы; знать и показывать части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя); знать  группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); описывать на основе опорных схем/слов наиболее распространённые в родном крае дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, сезонные явления в разные времена года; деревья, кустарники, травы; основные группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); выделять их наиболее существенные признаки применяя опорные слова, используя алгоритм; применять правила ухода за комнатными растениями и домашними животными используя памятку с алгоритмом последовательности действий; проводить под руководством взрослого, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в природе своей местности), измерения (в том числе вести счёт времени, измерять  температуру воздуха )  и опыты под руководством учителя (используя наглядный алгоритм последовательности действий); давать оценку на примитивном уровне ситуациям, раскрывающим положительное и негативное отношение к природе; знать правила поведения в быту, в общественных местах; соблюдать под руководством взрослого правила безопасности на учебном месте школьника во время наблюдений и опытов; безопасно пользоваться бытовыми электроприборами (при обязательном присутствии взрослого); иметь представление о правилах здорового питания и соблюдать правила личной гигиены; соблюдать правила безопасного поведения пешехода;  соблюдать правила безопасного поведения в природе; с помощью взрослых (учителя, родителей) пользоваться электронным дневником и электронными образовательными и информационными ресурсами.

Тематическое планирование

1 класс (66 часов)

Тема, раздел курса

Программное содержание

Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся с ЗПР

1

Человек и общество.

16 часов

Школьные праздники. Классный, школьный коллектив, совместная деятельность.  Одноклассники, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, взаимной помощи. 

Рабочее место школьника.

Правила безопасной работы на учебном месте, режим труда и отдыха.

Экскурсия по школе, знакомство с помещениями. Беседа по теме, например, «Зачем нужно каждое помещение».

Обсуждение ситуаций по теме, например, «Правила поведения в классе и в школе».

Практическое упражнение в расположении школьных предметов на рабочем месте. Игры и упражнения в собирании/разбирании портфеля. Беседа по теме, например, «Какой предмет нужен на каком уроке».

Россия. Москва – столица России.

Первоначальные сведения о родном крае. Труд людей. Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме.

Просмотр видеофрагментов и других материалов (по выбору) на темы «Москва – столица России», «Экскурсия по Москве».

Экскурсии, целевые прогулки о родном крае, труде людей. Рассматривание изделий народных промыслов народов России.

Беседа, игры и инсценировки по теме, например, «Правила поведения в учреждениях культуры — в театре, музее, библиотеке». Просмотр мультипликационных фильмов по теме.

Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи.

Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых. Домашний адрес.

Работа с иллюстративным материалом: рассматривание фото, репродукций на тему «Семья» совместно с детьми.

Беседа по теме, например, «Что такое семья».

Просмотр мультипликационных фильмов/ анимированных презентаций по теме «Как семья проводит свободное время». Диалог учителя с детьми о совместных делах/времяпрепровождении.

2

Человек и природа.

37 часов

Природа и предметы, созданные человеком. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними.

Неживая и живая природа. Погода и термометр. Наблюдение за погодой своего края.

Сезонные изменения в природе. Правила нравственного и безопасного поведения в природе.

Обсуждение ситуаций по теме, например, «Правила поведения в природе». Экскурсии по теме, например, «Сезонные изменения в природе, наблюдение за погодой».

Зарисовка термометра. Практическая работа по теме, например, «Измеряем температуру».

Ведение календаря погоды.

Рассматривание и беседа по иллюстративному материалу «Живая и неживая природа». Дидактическая игра «живое/неживое».

Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание). Лиственные и хвойные растения. Части растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок. Комнатные растения, правила содержания и ухода.

Экскурсия. Сравнение внешнего вида деревьев, кустарников, трав. Знакомство с атласом-определителем. Практическая работа по нахождению знакомых растений в атласе-определителе. Практическая работа по теме, например, «Найдите у растений их части». Рассматривание и зарисовка частей растения. Практическая работа по теме, например, «Учимся ухаживать за растениями уголка природы». Составление памятки по теме «Ухаживаем за комнатными растениями».

Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др.). Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни). Забота о домашних питомцах.

Игра-классификация «Какие бывают животные».

Наблюдения за поведением животных в естественных условиях: повадки птиц, движения зверей, условия обитаний насекомых (во время экскурсий, целевых прогулок, просмотра видеоматериалов).

Просмотр видеофрагментов по теме «Дикие и домашние животные». Дидактическая игра «2 лишний» (по теме «Дикие и домашние животные»). Беседы с детьми по теме, например, «Мой домашний питомец».

3

Правила безопасной жизни.   7 часов

Необходимость соблюдения режима дня, правил личной гигиены. Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами.

Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы).

Беседа по теме, например, «Что такое режим дня»: обсуждение режима дня первоклассника. Практическое занятие (при наличии условий) в кабинете технологии: «Правила пользования газовой и электроплитой». Составление памятки по теме, например, «Телефоны экстренных служб».

Рассматривание и зарисовка основных дорожных знаков, светофора. Дидактическая игра «Три сигнала светофора». Просмотр мультипликационных фильмов по теме «Правила дорожного движения».

Резерв: 6 часов

 


ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, 1-4 КЛАСС, В 2 ЧАСТЯХ, ПЛЕШАКОВ А.А.

 1 КЛАСС

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Электронные цифровые образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

1

Мы – школьники. Адрес школы. Знакомство со школьными помещениями

 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

2

Наша страна – Россия, Российская Федерация. Что такое Родина?

 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

3

Наша Родина: от края и до края. Символы России

 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

4

Народы России. Народов дружная семья

 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

5

Путешествие по родному краю

 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

6

Отражение в предметах декоративного искусства природных условий жизни и традиций народов РФ

 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

7

Столица России ‒ Москва. Достопримечательности Москвы

 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

8

Что такое окружающий мир? Что природа даёт человеку?

 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

9

Объекты живой природы. Сравнение объектов неживой и живой природы: выделение различий

 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

10

Дикорастущие и культурные растения вокруг нас. Сходство и различия дикорастущих и культурных растений

 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

11

Явления и объекты неживой природы

 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

12

Природа и человек. Природные материалы и изделия из них. Наше творчество

 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

13

Что мы знаем о растениях? Что общего у разных растений?

 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

14

Части растения. Название, краткая характеристика значения для жизни растения

 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

15

Комнатные растения. Растения в твоём доме: краткое описание

 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

16

Практикум по теме: "Как мы ухаживаем за растениями"

 1

 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

17

Разнообразие растений: узнавание, называние, краткое описание

 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

18

Особенности лиственных растений: узнавание, краткое описание. Лиственные растения нашего края

 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

19

Особенности хвойных растений: узнавание, краткое описание. Хвойные растения нашего края

 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

20

Мир животных: насекомые (узнавание, называние). Главная особенность этой группы животных

 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

21

Насекомые: сравнение, краткое описание внешнего вида

 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

22

Какие звери живут в морях и океанах? Морские звери: узнавание, называние, краткое описание

 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

23

Мир животных: рыбы пресных и солёных водоёмов (сравнение, краткое описание)

 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

24

Мир животных: птицы (узнавание, называние). Главная особенность этой группы животных

 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

25

Где обитают птицы, чем они питаются. Птицы: сравнение места обитания, способа питания

 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

26

Мир животных: звери (узнавание, называние, сравнение, краткое описание)

 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

27

Мир животных: чем похожи все звери: главная особенность этой группы животных. Забота зверей о своих детёнышах

 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

28

Знакомься: электронные ресурсы школы

 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

29

Ты – пешеход!

 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

30

Знаки дорожного движения

 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

31

Родной край – малая Родина. Первоначальные сведения о родном крае: название. Моя малая родина

 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

32

Культурные объекты родного края

 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

33

Домашние и дикие животные. Различия в условиях жизни

 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

34

Повторение изученного по разделу "Человек и общество"

 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

35

Семья – коллектив. Права и обязанности членов семьи

 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

36

Значение природы в жизни людей

 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

37

Бытовые электрические и газовые приборы: правила безопасного использования. Поведение в экстремальных ситуациях. Номера телефонов экстренных служб

 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

38

Наблюдение за погодой. Анализ результатов наблюдений

 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

39

Что такое термометр. Измерение температуры воздуха и воды как способы определения состояния погоды

 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

40

Практикум по теме: "Измерение температуры воздуха и воды в разных условиях (в комнате, на улице)"

 1

 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

41

Откуда в снежках грязь?

 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

42

Как живут растения?

 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

43

Многообразие мира животных. Какие животные живут в нашем регионе?

 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

44

Времена года: наблюдения за особенностью погоды, жизнью растительного и животного мира осенью

 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

45

Откуда берётся и куда девается мусор?

 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

46

Классный коллектив. Мои друзья – одноклассники. Правила совместной деятельности

 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

47

Учебный класс. Рабочее место школьника. Режим учебного труда, отдыха

 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

48

Времена года: наблюдения за особенностью погоды, жизнью растительного и животного мира зимой

 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

49

Мир животных. Где живут белые медведи?

 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

50

Мир животных. Где живут слоны?

 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

51

Мир животных. Перелётные и зимующие птицы. Где зимуют птицы?

 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

52

Декоративное творчество народов, которое воплотилось в одежде, предметах быта, игрушках

 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

53

Труд людей родного края

 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

54

Семейные поколения. Моя семья в прошлом и настоящем

 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

55

Повторение изученного по разделу "Человек и природа"

 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

56

Мир животных. Почему мы любим кошек и собак?

 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

57

Прогулки на природе. Правила поведения в природе

 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

58

Промежуточная аттестация.

 1

 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

59

Зачем нужна вежливость?

 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

60

Режим дня первоклассника. Правильное сочетание труда и отдыха в режиме первоклассника

 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

61

Правила здорового питания. Состав пищи, обеспечивающий рост и развитие ребенка 6-7 лет. Правила поведения за столом

 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

62

Предметы личной гигиены. Закаливание организма солнцем, воздухом, водой. Условия и правила закаливания

 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

63

Времена года: наблюдения за особенностью погоды, жизнью растительного и животного мира весной

 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

64

Зачем люди осваивают космос?

 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

65

Труд и быт людей в разные времена года

 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

66

Кто заботится о домашних животных Профессии людей, которые заботятся о животных. Мои домашние питомцы

 1

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 66

 1

 2

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

​‌• Окружающий мир: 1-й класс: учебник: в 2 частях, 1 класс/ Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

​‌‌​

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/43/

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» для обучающихся 2 класса.

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373),  Приме...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» начальное общее образование (для обучающихся с задержкой психического развития, вариант 7.2) Класс 3

Адаптированная рабочая программа по предмету  составлена на основе требований к планируемым результатам Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обуч...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Окружающий природный мир » во 2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на 2019-2020 учебный год

АДАПТИРОВАННАЯ  РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса «Окружающий природный мир » во 2-ом  класседля обучающихся с расстройствами аутистического спектрана 2019-2020 учебный год...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Окружающий социальный мир » во 2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на 2019-2020 учебный год

АДАПТИРОВАННАЯ  РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса «Окружающий социальный мир » во 2-ом  класседля обучающихся с расстройствами аутистического спектрана 2019-2020 учебный год...

Адаптированная рабочая программа по предмету «Физическая культура» обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ученика 1 класса

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ПАООП) в качестве цели изучения физической культ...