Урок окружающего мира, УМК "Школа России", 1 класс "Что это за листья?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Палыга Дарья Васильевна

Тема урока: "Что это за листья?"

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о строении листьев и об их видах. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 17.10.2023

Школа: Академический Лицей №95

Класс:1-8

Урок: 5

Время: 11:50 -12:30   Кабинет: д/о 2

Учитель: Палыга Дарья Васильевна

Тема урока «Что это за листья?»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о строении листьев и их видов.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Познакомить детей со строением листа, разнообразием листовых пластин.
2. Учить детей распознавать листья наиболее распространённых пород деревьев.

Предметные:

  1. Научатся описывать внешний вид листьев какого-
  2. либо дерева;
  3. Научатся сравнивать и группировать листья по различным признакам.

Развивающие:

1. Развивать познавательный интерес, речь обучающихся, обогащать словарный запас.

2. Развивать умение выражать свои мысли, рассуждать.

Личностные:

  1. Будут стремиться бережно относиться к природе;
  2. Проявление культуры общения, уважительного отношения к

людям, их взглядам, признанию их индивидуальности

Воспитательные:

1. Воспитывать наблюдательность и умение слушать.

2. Воспитывать бережное отношение к природе.

УМК: «Школа России», учебник “Окружающий мир. Часть 1”, 1 класс, М.: Просвещение,2011; автор: А. А. Плешаков.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

Группа словесных методов: беседа
Самоконтроль
Группа наглядных методов: презентация

1. Проверяет явку обучающихся и готовность к уроку
Долгожданный дан звонок

Начинается урок

Поскорей проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте.

Всё ль в порядке:

Ручки, книжка и тетрадка?

2.Создает эмоциональный настрой на работу на уроке.

- Сегодня нам нужно хорошо потрудиться, и отличное настроение поможет нам. Улыбнитесь своему соседу по парте. А я улыбнусь вам!

1. Приветствуют учителя.  Организуют свое рабочее место           

2. Оценивают готовность к уроку;

УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса
УУРД:
 выработать учебную мотивацию

Презентация

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Группа словесных методов: подводящий  учебный диалог

Группа наглядных методов: презентация
Самоконтроль

1.Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала.
- К нам на урок пожаловали наши друзья, кто же это?  У них есть для нас послание, давайте его прочитаем! «Дорогие, ребята, мы заблудились в осеннем лесу, помогите нам выбраться, выполните все задания!» Поможем нашим друзьям? Я вижу первое препятствие – нам нужно собрать пазл! У вас на партах лежат конверты, перед вами план действий(читаю на экране), вам нужно собрать пазл, указать название растения и, где оно растёт.
-Отлично! Давайте посадим растения на клумбу и в горшки. Какие растения вам встретились?
- Перед нашими друзьями возникло препятствие, их просят назвать, какие же части есть у любого растения?
2.Организует деятельность по выполнению пробного учебного действия, фиксирует индивидуальные затруднения.
-Как вы думаете, о какой части растения мы с вами будем говорить сегодня?
-Давайте посмотрим на красивый осенний лес, а вы мне скажете, какое природное явление вы увидели?  
-Значит, о какой части растения сегодня пойдет речь?
-Посмотрите, как много листьев! У Муравьишки к нам вопрос: « А что это за листья?»

1. Выполняют задание, делают выводы, вспоминают и обобщают учебный материал.

- мудрая черепаха и муравей- вопросик

- да, поможем

Гладиолус – растёт на клумбе.
Бегония- растёт на подоконнике
Космея- растет на клумбе
Кактус – растет на подоконнике

-Корень, стебель, плод, цветок, лист


Высказывают своё мнение


- листопад
- о листьях

УУКД:  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
УУРД:
 выработать учебную мотивацию

Презентация
Видеоролик:
https://yandex.ru/video/preview/14150360229289924744

Постановка учебной задачи

 (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф
Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: презентация

1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока  обучающимися  через создание проблемной ситуации.
- Муравьишка подсказал нам с вами тему урока, какая же она?  
- А мудрая черепаха спрашивает, какую цель мы с вами поставим?
2.  Организует построение плана выхода из затруднений.
-Для достижения нашей цели, у наших друзей есть план: 
1. Мы узнаем, чем отличаются листья.
2. Мы узнаем о строении листьев.
3. Мы научимся определять листья деревьев.
 

1. Выдвигают        варианты формулировок темы и цели,                       участвуют в их обсуждении.

 

- ТЕМА: «Что это за листья?»
-ЦЕЛИ: узнать о строении листьев;
научиться определять листья деревьев

УУКД:   уметь высказывать свое мнение в доступной форме
УУПД:
  осуществлять синтез как составление целого и частей

Презентация

"Открытие" детьми нового знания

  (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф

Словесная группа методов: учебный диалог

Наглядная группа методов: презентация

1.Организует ситуацию решения учебной задачи.
- Ребята, в нашем мире очень много красивых деревьев.
-Посмотрите на экран и назовите, какие деревья здесь изображены? Они встречаются нам повсюду, растут и около школы. Давайте проверим, кто самый внимательный, кто знает, какие деревья растут около школы?
- Наши герои в осеннем лесу встретили тоже много деревьев, и Муравьишка принёс нам листья, они лежат у вас на партах. Давайте разделим их на группы. Как мы можем с вами разделить листья. Посмотрите внимательно. Они разные по размеру? А по форме? А по цвету?
- Ребята, листья могут быть разными по размеру, форме и цвету, но они все одинаковые по строению.
- Посмотрите на листья, что у них есть?
1. Черешок, при помощи него листья крепятся к веточке.
2. Весь лист – это пластина.
3. А питается листик с помощью прожилок.

- Так, какой вывод мы можем сделать, помогите черепашке и муравью. Листья могут быть разными по … , но они все одинаковые по … .
- Молодцы, давайте немного отдохнём.

- Берёза, клён, осина, дуб







Раскладывают листья по группам – по форме, размеру, цвету.







Листья могут быть разными по размеру, форме и цвету, но они все одинаковые по строению.

УУКД:  в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу; конструировать обобщения и выводы на основе полученных

результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их

доказательствами
УУПД:
 определять существенный признак для классификации,

классифицировать предложенные объекты; логический анализ объектов с целью выделения признаков

Презентация, раздаточный материал
(листья)

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф,И
Словесная группа методов: учебный диалог

Практическая группа методов: написание слогов
Взаимоконтроль

1. Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний.
- Откройте учебник на стр. 28. Рассмотрите изображённые листья, которые сфотографировали для нас наши друзья. В какое время года они бывают такие разноцветные?

Прочитайте, какие листья изображены на картинке.

-Сколько листьев клёна вы видите? Чем они отличаются от других листьев?

- А сколько листьев осины изображено на рисунке?

-На сколько листьев осины больше чем листьев клёна?

-Сколько листьев берёзы вы увидели? На сколько листьев берёзы больше, чем листьев осины?
- Отлично! Давайте сделаем вывод, листья могут быть разные по каким признакам?

1. Выполняют задания на новый способ действий.

- осенью

- клён, осина, берёза

-2

-3

-на 1

-5, на 2
- Листья могут быть разными по размеру, форме и цвету

УУКД:  в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу
УУПД:
 логический анализ объектов с целью выделения признаков

Презентация, учебник

Динамическая пауза

-Отлично, давайте немного отдохнём.
 Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. (садятся на корточки)

Дунул ветер – полетели, (поднимаются, машут руками)

Мы летели, мы летели,

И на землю тихо сели. (садятся)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели, (поднимаются, кружатся, машут руками)

И на землю снова сели. (садятся за парты)

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

И,П
Группа словесных методов: учебный диалог
Группа практических методов: выполнение задания
Взаимоконтроль

1. Организовывает деятельность  обучающихся по применению полученных теоретических сведений на практике.
- Ребята, сейчас вы будете настоящими исследователями. И перед вами стоит очень важная задача. Определить название дерева только по одному листочку. А я вам дам маленькую подсказку. 
1. Клейкие почки,

Зелёные листочки.

С белой корой стоит под горой.

2.Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит.
3.Весной зеленело, летом загорала.
Осенью надела красные кораллы.
4.Я из крошки – бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь не гроз ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего что плод мой мелок.
 2. Организовывает самопроверку обучающимися  своих решений.
- Обменяйтесь со своим соседом по парте листочками, и проверьте его работы, сверяя с эталоном на экране.
-Если у вашего соседа всё верно – нарисуйте ему счастливый смайлик, если нет- грустный.
-Встаньте те, у кого сё правильно! Молодцы!

1.Выполняют задание и обмениваются карточками для взаимопроверки.

Берёза, осина, рябина ,дуб.

УУРД: контроль, коррекция, осознание качества и уровня усвоения

Презентация, карточка №1

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф, П

Группа словесных методов: беседа, учебный диалог
Группа практических методов: выполнение заданий
Группа наглядных методов: презентация

1.Организует деятельность по применению новых знаний в нестандартной ситуации.
- Наши друзья почти выбрались из леса, осталось только помочь им определить, какие листья подходят к определенному дереву.
-
 Внимательно посмотрите на карточку №2 у вас на парте. Вам нужно соединить линией лист с тем деревом, на котором он растет.
-Работать вы будете в паре!
-А теперь посмотрите на экран, сверьте свою работу с эталоном.
- У кого все правильно – встаньте! Отлично, ребята, а я немного ошиблась и думала, что лист клёна это лист дуба, может из вас тоже кто-то допустил ошибку. Возникли ли у вас трудности? Какие? Почему?
- Посмотрите, какие разные листья у каждого дерева.  С вашей помощью наши друзья смогли выбраться из леса.
-Давайте подведём итог нашего урока!
-Какая была тема?
Какие цели мы ставили? Мы достигли нашей цели?
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
-Какое задание вам понравилось выполнять больше всего? Почему?

1.Выполняют предложенные задания.



- «Что это за листья?»

- узнать о строении листьев и научиться определять листья деревьев

Да, достигли

Высказывают своё мнение

УУПД:  объединять части объекта по определённому признаку
УУКД:
 проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать в процессе общения нормы речевого этикета; соблюдать правила ведения диалога
УУРД: контроль, коррекция, осознание качества и уровня усвоения

Презентация, карточка №2

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Группа словесных: беседа
Группа практических методов: оценивание себя
Группа наглядных методов: презентация

1. Организует подведение итога урока, рефлексию.
- Осень дарит нам красивые осенние листья. Поднимите соответствующий вашему состоянию лист!

Жёлтый – всё было понятно и всё получилось.

Зелёный – немного затруднялся.

Красный – ничего не получилось.

- Спасибо за урок!

1.Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала


УУРД:  контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

УУКД:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Леса России" в 4 классе, УМК "Школа России"

Красочная презентация по теме урока  делает  изучение темы "Леса России" из раздела "Природные зоны" интересным и занимательным. Материал может быть использован для проведения внеклассного м...

конспект урока окружающего мира"Леса России"

Тема «Леса России» входит в тему «Природа России». Данный урок является уроком изучения нового материала, связан с предыдущим урокам, а так же элементы данного урока являются темой следующего урока «...

Конспект урока окружающего мира - "Патриоты России". 4 класс. Школа России

Цели урока: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, воспитывать уважение к героическим и историческим личностям Отечества, расширить кругозор о подвигах героев....

Конспект урока окружающего мира «Города России. Проект» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения выполнять проект; расширение знаний о городах России; воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну.Планируемые результаты:Предметные: знать: п...

Конспект урока окружающего мира «Города России» (УМК "Школа России" 2 класс)

Тема: «Города России» Цели деятельности учителя: формирование о достопримечательностях Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода.Задача урока (в рамках выпускной квалификационной ра...

Конспект урока окружающего мира "Город России. Проект", УМК "Школа России", 2 класс

Цели деятельности учителя: формирование умения выполнять проект; расширение знаний о городах России; воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну.Планируемые результаты:Предметные:знат...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. «Патриоты России» (4 класс) УМК "Школа России"

Тема урока «Патриоты России»Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование представлений о патриотах России, об их нравственных ценностях; знаний о К.М...