Главные вкладки

    Конспект урока окружающего мира - "Патриоты России". 4 класс. Школа России
    план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс) на тему

    Фёдорова Алёна Андреевна
    Цели урока: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, воспитывать уважение к героическим и историческим личностям Отечества, расширить кругозор о подвигах героев.
     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_patrioty_rosii.doc49 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    Предмет: окружающий мир


    Класс: 4 «А»


    Тема урока: «Патриоты России»


    Цели урока: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, воспитывать уважение к героическим  и историческим  личностям Отечества, расширить кругозор о подвигах героев.

     
    Планируемые результаты:

    • Предметные
      -  сформировать у учащихся представление о К. Минине и Д. Пожарском ;

    - сформировать у учащихся представление о тяжелых временах в России начала XVII в
    - более подробно познакомиться с историей Отечества

    • Личностные
      - развивать устную речь;
      - развивать умение формулировать свои мысли.

    Тип урока:  комбинированный


    Оборудование: учебник, презентация, карта, фрагмент фильма «Смутное время»


    № п/п

    Этап урока

    Время

    Содержание

    Деятельность учителя

    Деятельность учеников

    УУД

    1.

    Орг. момент

    2

    Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас урок истории. Посмотрите все ли готово у вас к уроку. А теперь садится тихо первый ряд, второй и третий.

    Словесный: слово учителя.

    Проверяют готовность к уроку.

    Л: принятие образа хорошего ученика.

    2.

    Повторение

    ранее

    изученного.

    5

    - Сегодня нас с вами ждёт очень интересная тема, но сначала давайте вспомним, что вы изучали на прошлом уроке.  Как звучала тема прошлого урока? Правильно! Тема прошлого урока звучала так: «Мастера печатных дел».

    - Сейчас проверим,  как вы усвоили тему прошлого урока. Внимание на экран. 

    - Кто ответит на первый вопрос?

    1.Налаживать печатное дело в России стали…

    2.Первенцем  типографии Ивана Федорова стала книга…

    3.Первая русская печатная книга была издана в…

    4.Мастеров, создавших первую книгу, называют…

    5.Первый русский букварь напечатал….

    Словесный: задает вопросы

    Отвечают.

    П: строят речевое высказывание

    Р: принимают и сохраняют учебную задачу

    3.

    Мотивационный

    2

    - Переходим к теме сегодняшнего урока. Но для начала я хочу предложить Вам послушать стихотворение Екатерины Абрамчевой:

    «Неугасима память поколений»

    Неугасима память поколений.

    Ей жечь сердца на много лет вперёд,

    Той памяти российских поселений,

    Той памяти, что наш хранит народ.

    Неугасима память поколений…

    И подвиги семьи и всей страны –

    В копилке памяти великой той войны,

    В тех старых письмах на полях сражений,

    В тех старых фото, в редких орденах,

    В живой истории, неброской и нетленной…

    Героям жить и славиться в веках!

    Неугасима память поколений...

    - Ребята, скажите, какие чувства у вас вызывает это стихотворение?

    - Из истории мы знаем, что на долю нашей Родины выпало немало испытаний. И Россия всегда находила в себе силы выстоять и выжить в невероятных трудных условиях.

    - Как Вы думаете, благодаря чему Россия смогла преодолеть все тяжёлые испытания, выпавшие на её долю?

    - Можно ли сказать, что Россия выходила из всех трудных ситуаций благодаря любви народа к ней, благодаря преданности российского народа? Ребята, откройте страницу 87 и прочитайте тему нашего сегодняшнего урока. («Патриоты России»).

    Словесный:

    чтение стихотворения, задаёт вопросы.

    Слушают.

    Читают.

    П: строят речевое высказывание

    М: высказывание, обоснование своей точки зрения, ориентация в своей системе знаний.

    Л:самоопределение

    4.

    Решение частных задач

    20

    - Вы уже знаете, что история повествует обо всех событиях: добрых и жестоких, радостных и печальных. Об одной из страниц истории мы будем говорить сегодня на уроке.

    - Кто знает, какого человека называют «патриотом»? Хорошо! Что тогда такое «патриотизм»?  
    Давайте теперь посмотрим какое толкование этих слов дано в  словаре русского языка С.И. Ожегова
    («патриот» - это человек одушевлённый патриотизмом,  «патриотизм»- преданность и любовь к своему отечеству,  своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины)

    - Итак, сегодня нам предстоит узнать:

    -Какие опасности угрожали России в начале 17 века?

    -Что происходило в стране после смерти Ивана Грозного?

    - У Ивана Грозного было несколько детей. Их судьбы были довольно трагичны. В младенчестве утонул его первенец. Другой сын  Ивана - был убит собственным отцом в приступе ярости. Был ещё Фёдор, который наследовал царский престол. Но он был слаб здоровьем и прожил недолго. Род московских правителей на нём прервался. Незадолго до смерти у Ивана Грозного родился ещё один сын. Ему дали имя Дмитрий. После смерти отца он жил с матерью в Угличе. Но в раннем возрасте он тоже скончался. Правителем стал Борис Годунов. В 1605 году ему донесли, что в Польше объявился царевич Дмитрий, сын Ивана Грозного. Объяснили это тем, что он выжил и чудом спасся. Многие простые люди в это поверили. Те, кто не любил Бориса Годунова, согласились поддержать самозванца. Вот кто такой Лжедмитрий.

    -А что в это время происходило в стране?

    Долгими воинами Ивана Грозного страна была разорена. В начале века случился страшный голод. По стране начались восстания. Этим воспользовались поляки и заняли Москву. Страна оказалась в опасности.   Несколько раз менялись правители, беды и тяготы не покидали простого человека. Народ не видел конца разорению страны. Монахи Троице-Сергиева монастыря рассылали по городам грамоты, в которых призывали русских людей объединиться для спасения своего Отечества. Одна из таких грамот попала в Нижний Новгород.   Собрались люди на площади и стали думать, как помочь беде. На церковное крыльцо вышел купец Кузьмин Минин и обратился к нижегородцам с призывом.  

    -Жители города откликнулись на его обращение и стали приносить кто что имел. Кто деньги, кто одежду, кто зерно. Сам Кузьма Минин отдал свои накопленные средства и украшения жены. На собранные деньги набрали народное войско - ополчение.

    - Что такое «народное ополчение»? Как вы думаете?

    Давайте посмотрим в словаре Ожегова. («Народное ополчение»– это войско, создаваемое в помощь регулярной армии на добровольных началах).  

    - А как же организовалось это народное ополчение? И какую роль оно сыграло в освобождении Москвы от поляков? Прочитайте 3 абзаца на странице 88 учебника.

    Словесный:

    рассказ

    Словесный:

    Задает вопросы.

    Словесный рассказ.

    Наглядный: иллюстрации

    Слушают.

    Работают с тетрадью на печатной основе.

    Отвечают на вопросы учителя.

    Слушают.

    П: осмысленно слушают.

    П: извлечение из текста необходимой информации.

    П: осознанное построение речевого высказывания.

    К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

    5.

    Физминутка

    2

    - Я вижу, вы устали давайте взбодримся.

    Физминутка:

    Поднимите руки, класс - это раз,

    Повернулась голова - это два,

    Руки вниз, вперёд смотри - это три,

    Руки в стороны по шире развернули на четыре,

    С силой их к рукам прижать - это пять.

    Показывает движения.

    Повторяют

    6.

    - А Вам интересно, как сложилась дальнейшая судьба Минина и Пожарского?

     Кузьма Минин был награждён вотчиной и стал думным дьяком.

    Дмитрий Пожарский также был награждён вотчиной под Суздалем. Он был избран в боярскую думу, а потом назначен воеводой в Новгород.

    - В благодарность Минину и Пожарскому в Москве на Красной площади был поставлен первый в истории города двухскульптурный памятник, на гранитном постаменте которого бронзовыми буквами была начертана надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия, в лето 1818 года». А под надписью, тоже из бронзы, выпуклый рисунок-барельеф. На барельефе пожилой мужчина отдаёт в ополчение двух своих сыновей.

    - Ребята, так  можно ли К.Минина и Д. Пожарского назвать патриотами России?Почему?

    - Сейчас посмотрите следующий сюжет и ответьте на вопрос:  

    - Кто стал следующим царём России?

    Показ фрагмента из фильма «Смутное время», в котором рассказывается о выборе царя из рода бояр Романовых.

    - Сегодня на уроке мы с вами говорим о патриотах нашей страны. Но они проявили себя не только в военных сражениях. Люди, которые открывали новые земли и осваивали их, также проявили немалый патриотизм.

    - Рассмотрите карту на экране и  странице 92-93. - Прочитайте название народов, населявших Сибирь.

    - Вы знаете, чем испокон веков занимались люди, населявшие эти территории? Это вы узнаете, когда прочитаете статью «Здравствуй, Сибирь - матушка!» и подготовьте  вопросы.

    - Кто прокладывал дорогу в Сибирь?

    -Почему казаки отправились в Сибирь?

    -Кого называли землепроходцами?

    Имена некоторых землепроходцев сегодня можно найти на карте страны. Самая восточная точка России - мыс Дежнёва. Город на Дальнем Востоке носит имя Ерофея Павловича Хабарова - Хабаровск.

    История присоединения Сибири к России – это история героических подвигов русских землепроходцев, промышленных и служилых людей. На протяжении всего 17 века они пробирались и заселяли дальние просторы нашего государства. Среди них были талантливые, предприимчивые люди, которые совершали великие географические открытия. Началось всё с походов казачьего атамана Ермака Тимофеевича, о котором вы сейчас прочитали.

    Даёт установку на чтение.

    Помогает формулировать выводы.

    Словесный: задает вопросы.

    Контролирует выполнение работы.

    Работа с текстом учебника.

    Отвечают на вопросы учителя.

    Отвечают на вопросы учителя. Анализируют.

    Выполнят заданий в рабочей тетради.

    П: строят речевое высказывание

    П: осмысленно читают

    П: строят рассуждения

    К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

    П: извлечение из текста необходимой информации.

    П: Анализ, синтез, сравнение, обобщение.

    7.

    Итог урока.

    Оценивание работы учащихся

    8

    - Наш закончился урок,

    - Подведем ему итог.

    - Что мы с вами сегодня изучили?

    - Кто такой патриот?

    - О каких главных делах русских людей вы узнали сегодня на уроке?

    - Почему всех этих людей можно назвать патриотами?

    - Для чего нам нужен такой урок? Определите его ценность, полезность.

    - Закончите фразу: « Сегодня на уроке я почувствовал…..»

    - Запишите домашнее задание:

    Учебник: с.87-90 «Проверь себя»;

    Сочинение – рассуждение: «Могу ли я себя назвать патриотом России?»

    Словесный:

    Проводит беседу по  вопросам

    Дает комментарий к домашнему заданию.

    Отвечают на вопросы.

    Записывают домашнее задание.

    П: строят речевое высказывание

    П: строят рассуждения

    П: осуществляют синтез

    Р:осуществляют итоговый контроль

    8.

    Рефлексия

    2

    На доске вы видите дерево. Нам сейчас нужно его оживить листочками. У меня в руках сейчас 2 коробочки с листками. Возьмите зелёный листок и прикрепите к дереву, если вам понравился наш урок и вы всё поняли. А если урок вам не понравился, то прикрепите жёлтый листок.

    Посмотрите, какое красивое дерево у нас получилось! Мы с вами молодцы! На этом наш урок окончен. Спасибо. До свидания.

    Словесный: акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учебной деятельности на уроки.

    Осуществляют: самооценку.

    Формулируют конечный результат своей работы на уроке

    Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили.

    П: Контроль и оценка результатов своей деятельности.

    Р: Коррекция, контроль


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока окружающего мира во 2 классе. Раздел «Россия - твоя Родина». Тема урока : " Родной край - частица Родины".

    Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности). Урок имеет личностно-ориентированный, индивидуальный характер.В приоритете  самостоятельная работа учеников, направленная на разв...

    КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема: «Растениеводство» УМК "Школа России".

    КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА  Тема: «Растениеводство»...

    Конспект урока окружающего мира для 4 класса "Школа России, "Во времена Древней Руси"

    Конспект урока по программе "Школа России" для учащихся 4 класса по теме "Во времена Древней Руси"....