Конспект урока окружающего мира - "Патриоты России". 4 класс. Школа России
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс) на тему

Фёдорова Алёна Андреевна
Цели урока: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, воспитывать уважение к героическим и историческим личностям Отечества, расширить кругозор о подвигах героев.
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_patrioty_rosii.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: окружающий мир


Класс: 4 «А»


Тема урока: «Патриоты России»


Цели урока: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, воспитывать уважение к героическим  и историческим  личностям Отечества, расширить кругозор о подвигах героев.

 
Планируемые результаты:

  • Предметные
    -  сформировать у учащихся представление о К. Минине и Д. Пожарском ;

- сформировать у учащихся представление о тяжелых временах в России начала XVII в
- более подробно познакомиться с историей Отечества

  • Личностные
    - развивать устную речь;
    - развивать умение формулировать свои мысли.

Тип урока:  комбинированный


Оборудование: учебник, презентация, карта, фрагмент фильма «Смутное время»


№ п/п

Этап урока

Время

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.

Орг. момент

2

Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас урок истории. Посмотрите все ли готово у вас к уроку. А теперь садится тихо первый ряд, второй и третий.

Словесный: слово учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Л: принятие образа хорошего ученика.

2.

Повторение

ранее

изученного.

5

- Сегодня нас с вами ждёт очень интересная тема, но сначала давайте вспомним, что вы изучали на прошлом уроке.  Как звучала тема прошлого урока? Правильно! Тема прошлого урока звучала так: «Мастера печатных дел».

- Сейчас проверим,  как вы усвоили тему прошлого урока. Внимание на экран. 

- Кто ответит на первый вопрос?

1.Налаживать печатное дело в России стали…

2.Первенцем  типографии Ивана Федорова стала книга…

3.Первая русская печатная книга была издана в…

4.Мастеров, создавших первую книгу, называют…

5.Первый русский букварь напечатал….

Словесный: задает вопросы

Отвечают.

П: строят речевое высказывание

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

3.

Мотивационный

2

- Переходим к теме сегодняшнего урока. Но для начала я хочу предложить Вам послушать стихотворение Екатерины Абрамчевой:

«Неугасима память поколений»

Неугасима память поколений.

Ей жечь сердца на много лет вперёд,

Той памяти российских поселений,

Той памяти, что наш хранит народ.

Неугасима память поколений…

И подвиги семьи и всей страны –

В копилке памяти великой той войны,

В тех старых письмах на полях сражений,

В тех старых фото, в редких орденах,

В живой истории, неброской и нетленной…

Героям жить и славиться в веках!

Неугасима память поколений...

- Ребята, скажите, какие чувства у вас вызывает это стихотворение?

- Из истории мы знаем, что на долю нашей Родины выпало немало испытаний. И Россия всегда находила в себе силы выстоять и выжить в невероятных трудных условиях.

- Как Вы думаете, благодаря чему Россия смогла преодолеть все тяжёлые испытания, выпавшие на её долю?

- Можно ли сказать, что Россия выходила из всех трудных ситуаций благодаря любви народа к ней, благодаря преданности российского народа? Ребята, откройте страницу 87 и прочитайте тему нашего сегодняшнего урока. («Патриоты России»).

Словесный:

чтение стихотворения, задаёт вопросы.

Слушают.

Читают.

П: строят речевое высказывание

М: высказывание, обоснование своей точки зрения, ориентация в своей системе знаний.

Л:самоопределение

4.

Решение частных задач

20

- Вы уже знаете, что история повествует обо всех событиях: добрых и жестоких, радостных и печальных. Об одной из страниц истории мы будем говорить сегодня на уроке.

- Кто знает, какого человека называют «патриотом»? Хорошо! Что тогда такое «патриотизм»?  
Давайте теперь посмотрим какое толкование этих слов дано в  словаре русского языка С.И. Ожегова
(«патриот» - это человек одушевлённый патриотизмом,  «патриотизм»- преданность и любовь к своему отечеству,  своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины)

- Итак, сегодня нам предстоит узнать:

-Какие опасности угрожали России в начале 17 века?

-Что происходило в стране после смерти Ивана Грозного?

- У Ивана Грозного было несколько детей. Их судьбы были довольно трагичны. В младенчестве утонул его первенец. Другой сын  Ивана - был убит собственным отцом в приступе ярости. Был ещё Фёдор, который наследовал царский престол. Но он был слаб здоровьем и прожил недолго. Род московских правителей на нём прервался. Незадолго до смерти у Ивана Грозного родился ещё один сын. Ему дали имя Дмитрий. После смерти отца он жил с матерью в Угличе. Но в раннем возрасте он тоже скончался. Правителем стал Борис Годунов. В 1605 году ему донесли, что в Польше объявился царевич Дмитрий, сын Ивана Грозного. Объяснили это тем, что он выжил и чудом спасся. Многие простые люди в это поверили. Те, кто не любил Бориса Годунова, согласились поддержать самозванца. Вот кто такой Лжедмитрий.

-А что в это время происходило в стране?

Долгими воинами Ивана Грозного страна была разорена. В начале века случился страшный голод. По стране начались восстания. Этим воспользовались поляки и заняли Москву. Страна оказалась в опасности.   Несколько раз менялись правители, беды и тяготы не покидали простого человека. Народ не видел конца разорению страны. Монахи Троице-Сергиева монастыря рассылали по городам грамоты, в которых призывали русских людей объединиться для спасения своего Отечества. Одна из таких грамот попала в Нижний Новгород.   Собрались люди на площади и стали думать, как помочь беде. На церковное крыльцо вышел купец Кузьмин Минин и обратился к нижегородцам с призывом.  

-Жители города откликнулись на его обращение и стали приносить кто что имел. Кто деньги, кто одежду, кто зерно. Сам Кузьма Минин отдал свои накопленные средства и украшения жены. На собранные деньги набрали народное войско - ополчение.

- Что такое «народное ополчение»? Как вы думаете?

Давайте посмотрим в словаре Ожегова. («Народное ополчение»– это войско, создаваемое в помощь регулярной армии на добровольных началах).  

- А как же организовалось это народное ополчение? И какую роль оно сыграло в освобождении Москвы от поляков? Прочитайте 3 абзаца на странице 88 учебника.

Словесный:

рассказ

Словесный:

Задает вопросы.

Словесный рассказ.

Наглядный: иллюстрации

Слушают.

Работают с тетрадью на печатной основе.

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают.

П: осмысленно слушают.

П: извлечение из текста необходимой информации.

П: осознанное построение речевого высказывания.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

5.

Физминутка

2

- Я вижу, вы устали давайте взбодримся.

Физминутка:

Поднимите руки, класс - это раз,

Повернулась голова - это два,

Руки вниз, вперёд смотри - это три,

Руки в стороны по шире развернули на четыре,

С силой их к рукам прижать - это пять.

Показывает движения.

Повторяют

6.

- А Вам интересно, как сложилась дальнейшая судьба Минина и Пожарского?

 Кузьма Минин был награждён вотчиной и стал думным дьяком.

Дмитрий Пожарский также был награждён вотчиной под Суздалем. Он был избран в боярскую думу, а потом назначен воеводой в Новгород.

- В благодарность Минину и Пожарскому в Москве на Красной площади был поставлен первый в истории города двухскульптурный памятник, на гранитном постаменте которого бронзовыми буквами была начертана надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия, в лето 1818 года». А под надписью, тоже из бронзы, выпуклый рисунок-барельеф. На барельефе пожилой мужчина отдаёт в ополчение двух своих сыновей.

- Ребята, так  можно ли К.Минина и Д. Пожарского назвать патриотами России?Почему?

- Сейчас посмотрите следующий сюжет и ответьте на вопрос:  

- Кто стал следующим царём России?

Показ фрагмента из фильма «Смутное время», в котором рассказывается о выборе царя из рода бояр Романовых.

- Сегодня на уроке мы с вами говорим о патриотах нашей страны. Но они проявили себя не только в военных сражениях. Люди, которые открывали новые земли и осваивали их, также проявили немалый патриотизм.

- Рассмотрите карту на экране и  странице 92-93. - Прочитайте название народов, населявших Сибирь.

- Вы знаете, чем испокон веков занимались люди, населявшие эти территории? Это вы узнаете, когда прочитаете статью «Здравствуй, Сибирь - матушка!» и подготовьте  вопросы.

- Кто прокладывал дорогу в Сибирь?

-Почему казаки отправились в Сибирь?

-Кого называли землепроходцами?

Имена некоторых землепроходцев сегодня можно найти на карте страны. Самая восточная точка России - мыс Дежнёва. Город на Дальнем Востоке носит имя Ерофея Павловича Хабарова - Хабаровск.

История присоединения Сибири к России – это история героических подвигов русских землепроходцев, промышленных и служилых людей. На протяжении всего 17 века они пробирались и заселяли дальние просторы нашего государства. Среди них были талантливые, предприимчивые люди, которые совершали великие географические открытия. Началось всё с походов казачьего атамана Ермака Тимофеевича, о котором вы сейчас прочитали.

Даёт установку на чтение.

Помогает формулировать выводы.

Словесный: задает вопросы.

Контролирует выполнение работы.

Работа с текстом учебника.

Отвечают на вопросы учителя.

Отвечают на вопросы учителя. Анализируют.

Выполнят заданий в рабочей тетради.

П: строят речевое высказывание

П: осмысленно читают

П: строят рассуждения

К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П: извлечение из текста необходимой информации.

П: Анализ, синтез, сравнение, обобщение.

7.

Итог урока.

Оценивание работы учащихся

8

- Наш закончился урок,

- Подведем ему итог.

- Что мы с вами сегодня изучили?

- Кто такой патриот?

- О каких главных делах русских людей вы узнали сегодня на уроке?

- Почему всех этих людей можно назвать патриотами?

- Для чего нам нужен такой урок? Определите его ценность, полезность.

- Закончите фразу: « Сегодня на уроке я почувствовал…..»

- Запишите домашнее задание:

Учебник: с.87-90 «Проверь себя»;

Сочинение – рассуждение: «Могу ли я себя назвать патриотом России?»

Словесный:

Проводит беседу по  вопросам

Дает комментарий к домашнему заданию.

Отвечают на вопросы.

Записывают домашнее задание.

П: строят речевое высказывание

П: строят рассуждения

П: осуществляют синтез

Р:осуществляют итоговый контроль

8.

Рефлексия

2

На доске вы видите дерево. Нам сейчас нужно его оживить листочками. У меня в руках сейчас 2 коробочки с листками. Возьмите зелёный листок и прикрепите к дереву, если вам понравился наш урок и вы всё поняли. А если урок вам не понравился, то прикрепите жёлтый листок.

Посмотрите, какое красивое дерево у нас получилось! Мы с вами молодцы! На этом наш урок окончен. Спасибо. До свидания.

Словесный: акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учебной деятельности на уроки.

Осуществляют: самооценку.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили.

П: Контроль и оценка результатов своей деятельности.

Р: Коррекция, контроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира для 4 класса "Школа России, "Во времена Древней Руси"

Конспект урока по программе "Школа России" для учащихся 4 класса по теме "Во времена Древней Руси"....

Конспект урока окружающего мира «Города России» (УМК "Школа России" 2 класс)

Тема: «Города России» Цели деятельности учителя: формирование о достопримечательностях Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода.Задача урока (в рамках выпускной квалификационной ра...

Конспект урока окружающего мира «Страны мира» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Плани...

Технологическая карта урока по окружающему миру: "Патриоты России" (УМК "Школа России"., 4 класс)

Тема урока: «Патриоты России»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: Формирование представления учащихся о патриотизме.Планируемые результатыДидактические:1. Позна...