Конспект урока окружающего мира - "Патриоты России". 4 класс. Школа России
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс) на тему
- Цели урока: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, воспитывать уважение к героическим и историческим личностям Отечества, расширить кругозор о подвигах героев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_patrioty_rosii.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: окружающий мир
Класс: 4 «А»
Тема урока: «Патриоты России»
Цели урока: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, воспитывать уважение к героическим и историческим личностям Отечества, расширить кругозор о подвигах героев.
Планируемые результаты:
- Предметные
- сформировать у учащихся представление о К. Минине и Д. Пожарском ;
- сформировать у учащихся представление о тяжелых временах в России начала XVII в
- более подробно познакомиться с историей Отечества
- Личностные
- развивать устную речь;
- развивать умение формулировать свои мысли.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник, презентация, карта, фрагмент фильма «Смутное время»
№ п/п | Этап урока | Время | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД | ||||
1. | Орг. момент | 2 | Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас урок истории. Посмотрите все ли готово у вас к уроку. А теперь садится тихо первый ряд, второй и третий. | Словесный: слово учителя. | Проверяют готовность к уроку. | Л: принятие образа хорошего ученика. | ||||
2. | Повторение ранее изученного. | 5 | - Сегодня нас с вами ждёт очень интересная тема, но сначала давайте вспомним, что вы изучали на прошлом уроке. Как звучала тема прошлого урока? Правильно! Тема прошлого урока звучала так: «Мастера печатных дел». - Сейчас проверим, как вы усвоили тему прошлого урока. Внимание на экран. - Кто ответит на первый вопрос? 1.Налаживать печатное дело в России стали… 2.Первенцем типографии Ивана Федорова стала книга… 3.Первая русская печатная книга была издана в… 4.Мастеров, создавших первую книгу, называют… 5.Первый русский букварь напечатал…. | Словесный: задает вопросы | Отвечают. | П: строят речевое высказывание Р: принимают и сохраняют учебную задачу | ||||
3. | Мотивационный | 2 | - Переходим к теме сегодняшнего урока. Но для начала я хочу предложить Вам послушать стихотворение Екатерины Абрамчевой: «Неугасима память поколений» Неугасима память поколений. Ей жечь сердца на много лет вперёд, Той памяти российских поселений, Той памяти, что наш хранит народ. Неугасима память поколений… И подвиги семьи и всей страны – В копилке памяти великой той войны, В тех старых письмах на полях сражений, В тех старых фото, в редких орденах, В живой истории, неброской и нетленной… Героям жить и славиться в веках! Неугасима память поколений... - Ребята, скажите, какие чувства у вас вызывает это стихотворение? - Из истории мы знаем, что на долю нашей Родины выпало немало испытаний. И Россия всегда находила в себе силы выстоять и выжить в невероятных трудных условиях. - Как Вы думаете, благодаря чему Россия смогла преодолеть все тяжёлые испытания, выпавшие на её долю? - Можно ли сказать, что Россия выходила из всех трудных ситуаций благодаря любви народа к ней, благодаря преданности российского народа? Ребята, откройте страницу 87 и прочитайте тему нашего сегодняшнего урока. («Патриоты России»). | Словесный: чтение стихотворения, задаёт вопросы. | Слушают. Читают. | П: строят речевое высказывание М: высказывание, обоснование своей точки зрения, ориентация в своей системе знаний. Л:самоопределение | ||||
4. | Решение частных задач | 20 | - Вы уже знаете, что история повествует обо всех событиях: добрых и жестоких, радостных и печальных. Об одной из страниц истории мы будем говорить сегодня на уроке. - Кто знает, какого человека называют «патриотом»? Хорошо! Что тогда такое «патриотизм»? - Итак, сегодня нам предстоит узнать: -Какие опасности угрожали России в начале 17 века? -Что происходило в стране после смерти Ивана Грозного? - У Ивана Грозного было несколько детей. Их судьбы были довольно трагичны. В младенчестве утонул его первенец. Другой сын Ивана - был убит собственным отцом в приступе ярости. Был ещё Фёдор, который наследовал царский престол. Но он был слаб здоровьем и прожил недолго. Род московских правителей на нём прервался. Незадолго до смерти у Ивана Грозного родился ещё один сын. Ему дали имя Дмитрий. После смерти отца он жил с матерью в Угличе. Но в раннем возрасте он тоже скончался. Правителем стал Борис Годунов. В 1605 году ему донесли, что в Польше объявился царевич Дмитрий, сын Ивана Грозного. Объяснили это тем, что он выжил и чудом спасся. Многие простые люди в это поверили. Те, кто не любил Бориса Годунова, согласились поддержать самозванца. Вот кто такой Лжедмитрий. -А что в это время происходило в стране? Долгими воинами Ивана Грозного страна была разорена. В начале века случился страшный голод. По стране начались восстания. Этим воспользовались поляки и заняли Москву. Страна оказалась в опасности. Несколько раз менялись правители, беды и тяготы не покидали простого человека. Народ не видел конца разорению страны. Монахи Троице-Сергиева монастыря рассылали по городам грамоты, в которых призывали русских людей объединиться для спасения своего Отечества. Одна из таких грамот попала в Нижний Новгород. Собрались люди на площади и стали думать, как помочь беде. На церковное крыльцо вышел купец Кузьмин Минин и обратился к нижегородцам с призывом. -Жители города откликнулись на его обращение и стали приносить кто что имел. Кто деньги, кто одежду, кто зерно. Сам Кузьма Минин отдал свои накопленные средства и украшения жены. На собранные деньги набрали народное войско - ополчение. - Что такое «народное ополчение»? Как вы думаете? Давайте посмотрим в словаре Ожегова. («Народное ополчение»– это войско, создаваемое в помощь регулярной армии на добровольных началах). - А как же организовалось это народное ополчение? И какую роль оно сыграло в освобождении Москвы от поляков? Прочитайте 3 абзаца на странице 88 учебника. | Словесный: рассказ Словесный: Задает вопросы. Словесный рассказ. Наглядный: иллюстрации | Слушают. Работают с тетрадью на печатной основе. Отвечают на вопросы учителя. Слушают. | П: осмысленно слушают. П: извлечение из текста необходимой информации. П: осознанное построение речевого высказывания. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | ||||
5. | Физминутка | 2 | - Я вижу, вы устали давайте взбодримся. Физминутка: Поднимите руки, класс - это раз, Повернулась голова - это два, Руки вниз, вперёд смотри - это три, Руки в стороны по шире развернули на четыре, С силой их к рукам прижать - это пять. | Показывает движения. | Повторяют | |||||
6. | - А Вам интересно, как сложилась дальнейшая судьба Минина и Пожарского? Кузьма Минин был награждён вотчиной и стал думным дьяком. Дмитрий Пожарский также был награждён вотчиной под Суздалем. Он был избран в боярскую думу, а потом назначен воеводой в Новгород. - В благодарность Минину и Пожарскому в Москве на Красной площади был поставлен первый в истории города двухскульптурный памятник, на гранитном постаменте которого бронзовыми буквами была начертана надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия, в лето 1818 года». А под надписью, тоже из бронзы, выпуклый рисунок-барельеф. На барельефе пожилой мужчина отдаёт в ополчение двух своих сыновей. - Ребята, так можно ли К.Минина и Д. Пожарского назвать патриотами России?Почему? - Сейчас посмотрите следующий сюжет и ответьте на вопрос: - Кто стал следующим царём России? Показ фрагмента из фильма «Смутное время», в котором рассказывается о выборе царя из рода бояр Романовых. - Сегодня на уроке мы с вами говорим о патриотах нашей страны. Но они проявили себя не только в военных сражениях. Люди, которые открывали новые земли и осваивали их, также проявили немалый патриотизм. - Рассмотрите карту на экране и странице 92-93. - Прочитайте название народов, населявших Сибирь. - Вы знаете, чем испокон веков занимались люди, населявшие эти территории? Это вы узнаете, когда прочитаете статью «Здравствуй, Сибирь - матушка!» и подготовьте вопросы. - Кто прокладывал дорогу в Сибирь? -Почему казаки отправились в Сибирь? -Кого называли землепроходцами? Имена некоторых землепроходцев сегодня можно найти на карте страны. Самая восточная точка России - мыс Дежнёва. Город на Дальнем Востоке носит имя Ерофея Павловича Хабарова - Хабаровск. История присоединения Сибири к России – это история героических подвигов русских землепроходцев, промышленных и служилых людей. На протяжении всего 17 века они пробирались и заселяли дальние просторы нашего государства. Среди них были талантливые, предприимчивые люди, которые совершали великие географические открытия. Началось всё с походов казачьего атамана Ермака Тимофеевича, о котором вы сейчас прочитали. | Даёт установку на чтение. Помогает формулировать выводы. Словесный: задает вопросы. Контролирует выполнение работы. | Работа с текстом учебника. Отвечают на вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя. Анализируют. Выполнят заданий в рабочей тетради. | П: строят речевое высказывание П: осмысленно читают П: строят рассуждения К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. П: извлечение из текста необходимой информации. П: Анализ, синтез, сравнение, обобщение. | ||||||
7. | Итог урока. Оценивание работы учащихся | 8 | - Наш закончился урок, - Подведем ему итог. - Что мы с вами сегодня изучили? - Кто такой патриот? - О каких главных делах русских людей вы узнали сегодня на уроке? - Почему всех этих людей можно назвать патриотами? - Для чего нам нужен такой урок? Определите его ценность, полезность. - Закончите фразу: « Сегодня на уроке я почувствовал…..» - Запишите домашнее задание: Учебник: с.87-90 «Проверь себя»; Сочинение – рассуждение: «Могу ли я себя назвать патриотом России?» | Словесный: Проводит беседу по вопросам Дает комментарий к домашнему заданию. | Отвечают на вопросы. Записывают домашнее задание. | П: строят речевое высказывание П: строят рассуждения П: осуществляют синтез Р:осуществляют итоговый контроль | ||||
8. | Рефлексия | 2 | На доске вы видите дерево. Нам сейчас нужно его оживить листочками. У меня в руках сейчас 2 коробочки с листками. Возьмите зелёный листок и прикрепите к дереву, если вам понравился наш урок и вы всё поняли. А если урок вам не понравился, то прикрепите жёлтый листок. Посмотрите, какое красивое дерево у нас получилось! Мы с вами молодцы! На этом наш урок окончен. Спасибо. До свидания. | Словесный: акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учебной деятельности на уроки. | Осуществляют: самооценку. Формулируют конечный результат своей работы на уроке Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили. | П: Контроль и оценка результатов своей деятельности. Р: Коррекция, контроль |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира для 4 класса "Школа России, "Во времена Древней Руси"
Конспект урока по программе "Школа России" для учащихся 4 класса по теме "Во времена Древней Руси"....
Конспект урока окружающего мира «Города России» (УМК "Школа России" 2 класс)
Тема: «Города России» Цели деятельности учителя: формирование о достопримечательностях Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода.Задача урока (в рамках выпускной квалификационной ра...
Конспект урока окружающего мира «Страны мира» (УМК «Школа России», 2 класс)
Цели деятельности учителя: Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Плани...
Технологическая карта урока по окружающему миру: "Патриоты России" (УМК "Школа России"., 4 класс)
Тема урока: «Патриоты России»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: Формирование представления учащихся о патриотизме.Планируемые результатыДидактические:1. Позна...