Урок окружающего мира в 3 классе. Наше питание
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

На уроке формируются первоначальные представления о правильном и полезном питании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_nashe_pitanie.docx67.8 КБ
Файл prezentatsiya._nashe_pitanie.pptx1.08 МБ

Предварительный просмотр:

МАОУ СОШ № 32 г. Улан-Удэ

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

в 3 классе

Тема урока: Наше питание

Учитель: Сыренова Альбина Батомункуевна

Улан – Удэ, 20__ г

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: формирование первоначального представления о питании

Задачи урока:

Образовательные:

- Познакомить учащихся с пищеварительной системой человека и необходимыми организму питательными веществами;

-Составить правила правильного питания;

-Развивать умение устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы;

- Обобщить и систематизировать знания.

Развивающие:

-Развивать умение выделять главное, существенное в изучаемом материале.

-Развивать самостоятельность, познавательные интересы.

Воспитательные:

-Воспитывать у детей ответственное отношение к своему здоровью;

-Воспитывать интерес к предмету посредством использования средств ИКТ.

Познавательные УУД:

-Актуализировать знания учащихся о правильном питании.

-Развивать учебно-познавательный интерес к предмету.

Регулятивные УУД:

-Учить ставить цель предстоящей работы.

-Учить различать учебные задания разного типа.

-Учить контролировать свои учебные действия и действия товарища. Обнаруживать и исправлять ошибки, оценивать выполнение работы.

Коммуникативные УУД:

-Совершенствовать умение работать в паре, группе.

-Воспитывать культуру внимательного слушателя, уважительного собеседника.

Личностные УУД:

-Включать учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.

-Развивать интерес к познанию своего организма, формирование ответственного отношения к собственному здоровью.

Оборудование:

  • Учебник для 3 класса «Окружающий мир» А.А. Плешакова;
  • Рабочая тетрадь на печатной основе;
  • Упаковки от продуктов питания;
  • презентация Power Point «Наше питание»;
  • Карточки с названиями продуктов; конверты, раздаточный материал
  • Компьютер, программа PowerPoint, экран, мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Мотивация учебной деятельности.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Прежде, чем начать наш урок, я попрошу каждого из вас повернуться к вашему соседу по парте и улыбнуться ему. А теперь улыбнитесь, пожалуйста, всем остальным одноклассникам. У вас хорошее настроение? Я рада, что у вас хорошее настроение. Мы не случайно начали наш урок с улыбки. Ведь улыбка – залог хорошего настроения, залог успеха в любой работе. Я надеюсь, что наш урок принесет радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и удачи. Пусть вам поможет ваша сообразительность и те знания, которые вы приобрели на предыдущих уроках!
Итак, начинаем урок.

2. Введение в тему урока.

Ребята, сегодня мне пришло письмо от Незнайки. Он не смог прийти на урок. Давайте узнаем почему. (Учитель читает письмо)

“Здравствуйте, друзья! Своё письмо я пишу из больницы. Что-то случилось с моим здоровьем: в глазах звёздочки, в животе колет. И совсем не хочется веселиться и шалить. Доктор Пилюлькин говорит, что мне нужно правильно питаться. Что значит правильно питаться? Я съел на завтрак сладкую кашу, какао с булочкой, кусочек торта, конфеты. Это моя любимая еда. Надеюсь, скоро я буду здоров и буду как всегда с вами. Ваш Незнайка”.

Учитель: Как вы думаете, почему Незнайка попал в больницу? ( Он много съел; неправильно питался; и др)

- Правильно, и съеденная пища не принесла ему пользы.

- Ребята! Сегодня на уроке нам предстоит разобраться, какие продукты полезны для нашего организма, а какие – таят угрозу для нашего здоровья. Попробуем помочь нашему другу Незнайке.

3. «Открытие» нового знания.

Учитель: Древним мудрецам принадлежат слова: « Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть». А как вы думаете, зачем человек ест?

Человеку нужна пища – как бензин машине. Пища необходима для поддержания жизни и работы организма. Когда человек долго не ест, он испытывает чувство голода, усталость, слабость.

Какой должна быть пища человека? (Ответы детей: вкусной, полезной, свежей, разнообразной)

Предлагаю вам игру «Магазин».

Работать будем парами. На столе находятся конверты с названиями различных продуктов. Вам необходимо распределить их на полезные и неполезные продукты.

Дети распределяют

Полезные продукты Неполезные продукты

Рыба Чипсы

Кефир Пепси

Геркулес Бургер

Подсолнечное масло Жирное мясо

Морковь Торты

Груши «Сникерс»

Капуста Шоколадные конфеты

Яблоки Доширак


О некоторых продуктах вы разошлись во мнении – одни считают их полезными, а другие нет. Как говорится, вкус вещь индивидуальная - о вкусах не спорят. Но как же понять, полезен продукт или нет?

Пользу продуктов определяют питательные вещества, которые содержатся в них.

4. Работа по учебнику с. 135

Белки – вещества (как кирпичики для строительства дома), нужные для роста и развития организма. Ими богаты творог, яйца, мясо, рыба, горох, фасоль.

Жиры – обеспечивают организм энергией. Но избыточное употребление жиров приводит к их отложению во внутренних органах. Жир затрудняет работу мышц и это вредно. Жиры содержатся в сливочном и растительном масле, маргарине, сметане. Масла вырабатывают из растений - кукурузы, подсолнечника, сое и др.).

Углеводы – главный поставщик энергии. Мы их получаем в виде крахмала и сахара. Они помогают вырабатывать энергию. Углеводы содержатся в хлебе, крупах, картофеле, макаронах, фруктах.

5. Физминутка А в лесу растет черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать (приседания)

Нагулялся я в лесу

Корзинку с ягодой несу. (ходьба на месте)

В класс пора мне возвращаться,

Чтобы снова заниматься. (садятся за парты)

6. Работа «научных» групп. Практическая работа 1.

- Ребята, представьте, что вы ученые и вам необходимо сделать научное открытие.

Сейчас вам предстоит провести практическую работу для того, чтобы узнать в каких продуктах самое высокое содержание белков, жиров, углеводов. Работаем парами.

У вас на столах есть упаковки различных продуктов. На них указано, какие питательные вещества и в каком количестве содержатся в этих продуктах. Изучите этикетки. Результаты исследования занесите в таблицу в рабочей тетради на с. 78. Укажите 3-4 продукта для сравнения.

- Обратите внимание, что содержание продуктов дано с запятыми. Мы ещё этого не знаем. Записывать содержание продукта цифрами будем до запятой.

Работа в парах с упаковками продуктов по плану : масло, батон, молоко, крупа рисовая.

Сделайте вывод, какие продукты богаты белками, какие жирами, а какие углеводами. (Дети делают выводы, обводят соответствующее число)

- Но мало знать о питательных веществах, еще нужно знать и соблюдать правила питания. Существуют специально разработанные среднесуточные нормы для школьников.

Рекомендации по питанию школьников

Пользуясь этой примерной таблицей, давайте посчитаем пищевую ценность завтрака нашего друга Незнайки. Сделаем вывод: правильно ли он питался.

Пищевая ценность завтрака Незнайки

Продукт

Белки

Жиры

Углеводы

Каша рисовая молочная

2,6

4,4

15,6

Какао Несквик

5,2

3,0

81,1

Булочка

7,9

9,4

55,5

Торт бисквитный с фруктовой начинкой

3,9

2,6

61,3

Конфеты шоколадные

4,0

39,5

54,2

Итого

21

59

266

- Как вы думаете, ребята, полезен ли такой завтрак для нашего здоровья? (ответы учащихся)

7. Витамины. Практическая работа № 2

- Ребята, пока мы делали научные открытия, пришло еще одно сообщение от Незнайки:

«Ребята, вот я уже лежу в больнице, ем полезную еду. Доктор Пилюлькин говорит, что в мой организм попадают и белки, и жиры, и углеводы, а я все равно чувствую себя не очень хорошо. У меня болит зуб, выпадают волосы и хрустят косточки. Я не могу понять, в чем причина моего плохого самочувствия?»

- Как вы думаете, ребята, чего не хватает в организме Незнайки? (Ответы детей)

- Знаете ли вы, что означает слово «витамин»?

Слово «витамин» придумал польский учёный-биофизик Казимир Функ. Он открыл, что вещество «амин», содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо. «Вита» в переводе с латинского означает «жизнь», значит «витамины» - это вещества, необходимые для жизни. Витамины играют в жизни человека огромную роль.
Большинство витаминов не образуются в организме человека, а поступают только вместе с пищей. Ягоды, фрукты и овощи – основные источники витаминов. Детям надо съедать в день 500-600 г овощей, ягод и фруктов.

Витамин А помогает организму бороться с инфекциями, улучшает зрение, регулирует работу гормональных желез, стимулирует обновление клеток кожи, поддерживает нервную систему и заставляет детские кости расти строго по графику, а зубы быть ровными и белыми. Его недостаток- авитаминоз приводит к "куриной слепоте".

Витамин В - комплекс из 15 различных веществ. Прячутся эти витамины в оболочках и зародышах злаков, отрубях, печени и почках животных, зелени, мясе, яйцах, молоке, грибах, красной рыбе, сыре, смородине, фасоли, бананах, морковке.

Витамин С, или аскорбиновая кислота "прославлен" знакомыми каждому с детства сладко-кислыми "аскорбинками". Аскорбиновой кислотой богаты свежие фрукты и овощи: цитрусовые, смородина, клубника, дыня, помидоры, картофель, салат, перец. Он необходим и для роста зубов; и для образования клеток крови и для выработки иммунных антител. При его нехватке человек чаще болеет простудными и инфекционными заболеваниями.

Витамин Д отвечает за правильный рост костей. Если его не хватает, у детей возникает рахит.

Витамин Е или токоферол есть в зародышах пшеницы, растительном масле, листьях салата, мясе, печени, молоке, масле, яичном желтке. Защищает человека от стрессов, т. е. он оказывает положительное влияние на нервную систему, укрепляет её.

Витамин К содержится в аппетитных овощах и зелени - капусте, шпинате, петрушке стережет наши сосуды, регулируя образование веществ, которые помогают крови сворачиваться, а не вытекать через маленькую ранку.

- Ребята, какие витамины вы посоветуете принимать Незнайке, чтобы восполнить их недостаток?

Ответы детей: Для здоровья зубов – витамин С и А,

для здоровья и красоты волос – В,С,Д, для костей – витамин Д.

8. Игра «Витамины в меню».

Давайте выясним, какие витамины Вы получили сегодня на завтрак в столовой. (Меню завтрака на столах у каждой пары.) Напротив каждого блюда ставится буква, обозначающая витамин, который содержится в нём в наибольшем количестве.

В яблоках и грушах, огурцах и помидорах есть витамины А,В,С,Е и др, в изюме – В и С.

9. Подведение итогов урока.

Давайте сделаем вывод: В разных продуктах содержится разное количество белков, жиров, углеводов. Но в каждом преобладает одно вещество. Все продукты делят по большему содержанию того или иного питательного вещества. Ни один продукт не даёт всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать (мёд, гречка, овсянка, изюм). Другие помогают строить организм и сделать его более сильным ( творог, рыба, мясо, яйца, орехи). А третьи – содержат много витаминов и минеральных веществ, которые помогают организму расти (ягоды, фрукты, овощи). Для того, чтобы построить крепкий организм, очень важно употреблять в правильной пропорции все необходимые продукты.

- Что узнали нового сегодня, чего не знали раньше?

-Появилось желание соблюдать правила правильного питания?

- Спасибо за работу!

10. Домашнее задание: Составить полноценное меню на завтрак, обогащённое витаминами и питательными веществами


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Окружающий мир 3 «Ж» класс Тема урока: НАШЕ ПИТАНИЕ

Слайд 2

Письмо от Незнайки “Здравствуйте, друзья! Своё письмо я пишу из больницы. Что-то случилось с моим здоровьем: в глазах звёздочки, в животе колет. И совсем не хочется веселиться и шалить. Доктор Пилюлькин говорит, что мне нужно правильно питаться. Что значит правильно питаться? Я съел на завтрак сладкую кашу, какао с булочкой, кусочек торта, конфеты. Это моя любимая еда. Надеюсь, скоро я буду здоров и буду как всегда с вами. Ваш Незнайка”.

Слайд 3

«Мы едим для того, чтобы жить, а не живём для того, ч тобы есть»

Слайд 6

Пищевая ценность завтрака Незнайки Продукт Белки Жиры Углеводы Каша рисовая молочная 2,6 4,4 15,6 Какао Несквик 5,2 3,0 81,1 Булочка 7,9 9,4 55,5 Торт бисквитный с фруктовой начинкой 3,9 2,6 61,3 Конфеты шоколадные 4,0 39,5 54,2 Итого

Слайд 7

Второе письмо от Незнайки Ребята, вот я уже лежу в больнице, ем полезную еду. Доктор Пилюлькин говорит, что в мой организм попадают и белки, и жиры, и углеводы, а я все равно чувствую себя не очень хорошо. У меня болит зуб, выпадают волосы и хрустят косточки. Я не могу понять, в чем причина моего плохого самочувствия?

Слайд 9

Казимир Функ

Слайд 10

Оказывает действие на здоровье слизистых оболочек и кожного покрова. Участвует в работе пищеварительной, иммунной и выделительной систем, а так же в росте костей, волос, зубов, отвечает за остроту зрения.

Слайд 11

Тканевое дыхание, выработка энергии, обмен углеводов, жиров, белков, процессы кроветворения. Необходимы для нормальной работы нервной системы и психического здоровья.

Слайд 12

Улучшает эластичность стенок кровеносных сосудов, заживление ран, рост костей, зубов и волос. Участвует в образование и здоровье соединительной ткани. Укрепляет иммунитет

Слайд 13

Влияет на рост и развитие костной и мышечной тканей, накопление кальция и фосфора в костях. Развитие клеток кишечника, почек, работа сердца

Слайд 14

Домашнее задание: составить полноценное меню на завтрак, обогащённое витаминами и питательными веществами

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира на тему: " Наше питание.Пищеварительная система"

Материал данного  урока познакомит учащихся с органами пищеварения и необходимыми организму питательными веществами. Воспитательная задача направлена  на привитие учащимся навыков здорового ...

Открытый урок по окружающему миру 3 класс "Наше питание. Пищеварительная система"

Открытый урок по окружающему миру . 3 класс . Тема урока :" Наше питание . Пищеварительная система"...

Электронная презентация к уроку окружающего мира на тему: "Наше питание". з класс.

Электронная презентация к уроку окружающего мира на тему: "Наше питание". з класс....

урок окружающего мира на тему "Наше питание" 3 класс

План-конспект урока по окружающему миру на тему Наше питание"...

Презентация к уроку окружающего мира 3 класс "Наше питание"

Презентация к уроку окружающего мира 3 класс "Наше питание" УМК Школа России...

Урок окружающего мира 3 класс "Наше питание"

Предмет: окружающий мир.Тип урока: урок усвоения новых знаний.Тема: «Наша безопасность. Огонь, вода и газ».Класс: 3Цель: формирование знаний о том, как выглядят опасности, и почему они воз...