Контрольная работа по окружающему миру (мониторинг сформированности функциональной грамотности – естественнонаучная грамотность) Тема «Тайга» 4 класс МАОУ «Прогимназия №1» г.Воркуты УМК «Перспектива»
тест по окружающему миру (4 класс)

Чеснокова Дарья Михайловна

Сюжет задания связан с особенностями жизни насекомых. Мотивационный потенциал задания обусловлен с доступными возможностями наблюдать за насекомыми.

Комплексное задание включает 10 заданий без выбора ответа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chesnokova_darya_mihaylovna.docx526.6 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по окружающему миру

(мониторинг сформированности функциональной грамотности – естественнонаучная грамотность)

Тема «Тайга»

4 класс МАОУ «Прогимназия №1» г.Воркуты

УМК «Перспектива»

Учитель: Чеснокова Дарья Михайловна

Время выполнения работы: 45 минут

Цель: оценка знаний обучающихся по теме «Природная зона – тайга»

Задачи:

- проверить знания обучающихся о классификации деревьев;

- проверить знания обучающихся о названии деревьев таёжного леса;

- проверить знаний о географическом расположении зоны тайги на карте Природных зон;

- проверить знания обучающихся о поддержании численного баланса насекомых в природе;

- проверить умение обучающихся по описанию находить насекомое;

- проверить умение определять роль насекомых в жизни таёжного леса;

- закрепить умение обосновывать свою точку зрения, используя полученные знания.

Сюжет задания связан с особенностями жизни насекомых. Мотивационный потенциал задания обусловлен с доступными возможностями наблюдать за насекомыми.

Комплексное задание включает 10 заданий без выбора ответа.

Прочитай текст и выполни задания

Кто-кто в теремочке живёт?

Когда-то он был частью высокой и красивой сосны, а теперь он – старый, трухлявый пень. Уже давно люди спилили вечнозелёную лесную красавицу.

Наверно, долго потом горевал несчастный пень о прошлом. Но со временем старое забылось. Постепенно существование его наполнилось новым смыслом – он стал… домом, в котором поселились и живут прелюбопытнейшие создания.

Старый пень стал похож на сказочный теремок, населённый разными зверушками. Без сомнения, он заслуживает того, чтобы его повнимательнее рассмотреть, чтобы понаблюдать за некоторыми из его жителей.

Как-нибудь летом, в солнечный день остановись у такого пня, слегка постучи по нему и спроси: «Кто-кто в теремочке живёт?» Может, кто-нибудь из его обитателей тебе и покажется.

Поверхность старого пня вся в дырах, каждая из них – вход в коридорчик, который куда-то ведёт.

Вот из одного такого входа показались чьи-то усы, а затем наружу вылез жук. Да какой необычный! Сам невелик, а усы в три раза больше его. Это серый длинноусый дровосек. Его личинка – толстенький «червячок» - несколько лет жила под его корой и ела её. Наверно, это не очень интересно – ползать в темноте и есть кору, но ничего не поделаешь: так уж положено и иначе она жить не может.

Недавно личинка превратилась в жука, он увидел белый свет. Дровосек (ещё его называют «усач») греется на солнышке, ему хорошо. Но вот он расправляет свои крылышки и с гудение улетает. Счастливой судьбы тебе, длинноусый жук!

Сбоку на коре, на хорошо освещённом месте, сидит большой жук-златка. Панцирь его действительно отливает золотом. Этот жук очень любит солнце. Он сидит почти неподвижно, лишь изредка переставляя свои ножки. Как и усач, жук-златка хорошо летает, но сейчас ему, видимо, так тепло и приятно, что пока он явно никуда не собирается.

А на другой, затенённой стороне пня кто-то очень знакомый высунул свои усики из-под коры. Да это же таракан! Он, наверное, всех боится и поэтому прячется. Нет, это не наш домашний, надоевший многих рыжий таракан, это совсем другой – лесной таракан, он в домах не живёт.

В трещинке, под корой, скрывается многоножка-костянка. Сегодня она у пня в гостях и ночью покинет своё временное убежище.

Рыжие лесные муравьи быстро бегают по коре туда-сюда. В пне они не живут, но посещают его в поисках добычи каждый день. Ведь он стоит на участке леса. Муравьи любят бывать здесь и никогда без добычи в муравейник не возвращаются. То какого-нибудь жучка, то зазевавшуюся личинку, то ещё кого-нибудь на пне поймают.

Ещё и тем хорош для муравьёв этот теремок, что расположен совсем недалеко от их родного муравейника – добычу нести недолго.

Старый лесной пень… Это для нас он просто пень. А для многих лесных жителей – большой и высокий дворец. В нем есть «коридоры» и «комнаты», «этажи» и «подвалы». И все они заселены.

Так что никогда не ломай лесные пни, помни, что любой из них, особенно большой и старый, - это целый мир со своей удивительной и неповторимой жизнью.

1. О пне какого дерева говорится в рассказе? _________________________

2.К какому типу деревьев относится это дерево? _________________________

3.Рассматри рисунок, подпиши названия деревьев.

1

2

3

https://okrmir1234.ru/wp-content/uploads/2020/11/13-1.jpg

4.В какой природной зоне встречаются эти деревья? _________________________

5.Найди эту природную зону на карте и подпиши её.

Природные зоны России – Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник | okrmir1234

6.Рассмотри фото и подпиши названия насекомыхЖук-дровосек: образ жизни, интересные фактыОсторожно, златка! | Аrboristik.ru

А)______________________________                                  Б)____________________________

Рыжий Лесной муравей - 47 фотоНасекомое костянка (48 фото) » фото из разных мест в мире

В)______________________________                                Г)______________________________

7.1 Для кого трухлявый пень является домом? ___________________________________________

7.2 Для какого насекомого трухлявый пень временное укрытие?____________________________

7.3 Для кого трухлявый дом – место охоты?_____________________________________________

8.1 Какие природные условия необходимы для развития личинки жука дровосека?

__________________________________________________________________________________

8.2 Какой вред может нанести личинка жука дровосека людям, живущим в деревянном доме?

__________________________________________________________________________________

9. Как поддерживается баланс насекомых в лесу?

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

10.1 Какой совет нам даёт автор текста?

__________________________________________________________________________________

10.2 Почему насекомые так важны в жизни леса?

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Ключи и критерии оценивания

№ задания

Содержание критерия

Балл

1

Сосна

1

2

Хвойное

1

3

1-ель

 2-сосна

 3-лиственница

0.5

0.5

0.5

4

Тайга

1

5

Верно подписывает природную зону

1

6

А – жук дровосек (усач)                  

Б – жук-златка

В – рыжий муравей                          

 Г – многоножка-костянка

0.5

0.5

0.5

0.5

7

7.1 – жук дровосек (усач), жук-златка

7.2 – многоножка-костянка

7.3 – рыжий муравей

0.5

0.5

0.5

8

8.1 темнота, наличие коры, 2 года

8.2 личинка жука дровосека разрушает деревянные дома – поедая материал постройки.

1

2

9

Насекомыми питаются некоторые животные, птицы, другие насекомые

2

10

10.1 Никогда не ломай лесные пни, помни, что любой из них, особенно большой и старый, - это целый мир со своей удивительной и неповторимой жизнью.

10.2 Насекомые – «мусорщики», они разрушают останки деревьев, являются пищей для многих зверей, опыляют растения.

1

3

«5» - 16-18 баллов

«4» - 13-15 баллов

«3» - 12-8 баллов

«2» - 7 баллов и меньше


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по окружающему миру по итогам 1 четверти 2 класс УМК "Перспектива"

Контрольная работа по окружающему миру по итогам 1 четверти 2 класс УМК "Перспектива"...

Контрольная работа по окружающему миру за 1-ое полугодие, 3 класс УМК "Перспектива"

Контрольная работа по окружаюшему миру II четверть 3 класс, УМК "Перспектива"...

Итоговая контрольная работа по окружающему миру 2 класс ("Перспектива")

Цель - проверка знаний на конец учебного года....

Контрольная работа по окружающему миру по теме "Дом. Семья. Традиции и обычаи" (программа "Перспектива")

Контрольная работа по окружающему миру  после изучения темы "Дом. Семья. Традиции и обычаи"...

Контрольная работа по окружающему миру (4 класс УМК «Перспектива») раздел «Мы граждане единого Отечества»

Контрольная работа  по окружающему миру (4 класс УМК «Перспектива»)  раздел «Мы граждане единого Отечества" составлена в виде теста....

Контрольная работа по окружающему миру (мониторинг сформированности функциональной грамотности – естественно-научная грамотность) Тема «Невидимые нити в живой природе» 3 класс МАОУ «Прогимназия №1» г.Воркуты УМК «Перспектива»

Сюжет задания связан с особенностями жизни воробьев. Мотивационный потенциал задания обусловлен с доступными возможностями изучать поведение этих птиц.Комплексное задание включает 5 заданий без выбора...