Контрольная работа по окружающему миру (мониторинг сформированности функциональной грамотности – естественнонаучная грамотность) Тема «Тайга» 4 класс МАОУ «Прогимназия №1» г.Воркуты УМК «Перспектива»
тест по окружающему миру (4 класс)

Чеснокова Дарья Михайловна

Сюжет задания связан с особенностями жизни насекомых. Мотивационный потенциал задания обусловлен с доступными возможностями наблюдать за насекомыми.

Комплексное задание включает 10 заданий без выбора ответа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chesnokova_darya_mihaylovna.docx526.6 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по окружающему миру

(мониторинг сформированности функциональной грамотности – естественнонаучная грамотность)

Тема «Тайга»

4 класс МАОУ «Прогимназия №1» г.Воркуты

УМК «Перспектива»

Учитель: Чеснокова Дарья Михайловна

Время выполнения работы: 45 минут

Цель: оценка знаний обучающихся по теме «Природная зона – тайга»

Задачи:

- проверить знания обучающихся о классификации деревьев;

- проверить знания обучающихся о названии деревьев таёжного леса;

- проверить знаний о географическом расположении зоны тайги на карте Природных зон;

- проверить знания обучающихся о поддержании численного баланса насекомых в природе;

- проверить умение обучающихся по описанию находить насекомое;

- проверить умение определять роль насекомых в жизни таёжного леса;

- закрепить умение обосновывать свою точку зрения, используя полученные знания.

Сюжет задания связан с особенностями жизни насекомых. Мотивационный потенциал задания обусловлен с доступными возможностями наблюдать за насекомыми.

Комплексное задание включает 10 заданий без выбора ответа.

Прочитай текст и выполни задания

Кто-кто в теремочке живёт?

Когда-то он был частью высокой и красивой сосны, а теперь он – старый, трухлявый пень. Уже давно люди спилили вечнозелёную лесную красавицу.

Наверно, долго потом горевал несчастный пень о прошлом. Но со временем старое забылось. Постепенно существование его наполнилось новым смыслом – он стал… домом, в котором поселились и живут прелюбопытнейшие создания.

Старый пень стал похож на сказочный теремок, населённый разными зверушками. Без сомнения, он заслуживает того, чтобы его повнимательнее рассмотреть, чтобы понаблюдать за некоторыми из его жителей.

Как-нибудь летом, в солнечный день остановись у такого пня, слегка постучи по нему и спроси: «Кто-кто в теремочке живёт?» Может, кто-нибудь из его обитателей тебе и покажется.

Поверхность старого пня вся в дырах, каждая из них – вход в коридорчик, который куда-то ведёт.

Вот из одного такого входа показались чьи-то усы, а затем наружу вылез жук. Да какой необычный! Сам невелик, а усы в три раза больше его. Это серый длинноусый дровосек. Его личинка – толстенький «червячок» - несколько лет жила под его корой и ела её. Наверно, это не очень интересно – ползать в темноте и есть кору, но ничего не поделаешь: так уж положено и иначе она жить не может.

Недавно личинка превратилась в жука, он увидел белый свет. Дровосек (ещё его называют «усач») греется на солнышке, ему хорошо. Но вот он расправляет свои крылышки и с гудение улетает. Счастливой судьбы тебе, длинноусый жук!

Сбоку на коре, на хорошо освещённом месте, сидит большой жук-златка. Панцирь его действительно отливает золотом. Этот жук очень любит солнце. Он сидит почти неподвижно, лишь изредка переставляя свои ножки. Как и усач, жук-златка хорошо летает, но сейчас ему, видимо, так тепло и приятно, что пока он явно никуда не собирается.

А на другой, затенённой стороне пня кто-то очень знакомый высунул свои усики из-под коры. Да это же таракан! Он, наверное, всех боится и поэтому прячется. Нет, это не наш домашний, надоевший многих рыжий таракан, это совсем другой – лесной таракан, он в домах не живёт.

В трещинке, под корой, скрывается многоножка-костянка. Сегодня она у пня в гостях и ночью покинет своё временное убежище.

Рыжие лесные муравьи быстро бегают по коре туда-сюда. В пне они не живут, но посещают его в поисках добычи каждый день. Ведь он стоит на участке леса. Муравьи любят бывать здесь и никогда без добычи в муравейник не возвращаются. То какого-нибудь жучка, то зазевавшуюся личинку, то ещё кого-нибудь на пне поймают.

Ещё и тем хорош для муравьёв этот теремок, что расположен совсем недалеко от их родного муравейника – добычу нести недолго.

Старый лесной пень… Это для нас он просто пень. А для многих лесных жителей – большой и высокий дворец. В нем есть «коридоры» и «комнаты», «этажи» и «подвалы». И все они заселены.

Так что никогда не ломай лесные пни, помни, что любой из них, особенно большой и старый, - это целый мир со своей удивительной и неповторимой жизнью.

1. О пне какого дерева говорится в рассказе? _________________________

2.К какому типу деревьев относится это дерево? _________________________

3.Рассматри рисунок, подпиши названия деревьев.

1

2

3

https://okrmir1234.ru/wp-content/uploads/2020/11/13-1.jpg

4.В какой природной зоне встречаются эти деревья? _________________________

5.Найди эту природную зону на карте и подпиши её.

Природные зоны России – Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник | okrmir1234

6.Рассмотри фото и подпиши названия насекомыхЖук-дровосек: образ жизни, интересные фактыОсторожно, златка! | Аrboristik.ru

А)______________________________                                  Б)____________________________

Рыжий Лесной муравей - 47 фотоНасекомое костянка (48 фото) » фото из разных мест в мире

В)______________________________                                Г)______________________________

7.1 Для кого трухлявый пень является домом? ___________________________________________

7.2 Для какого насекомого трухлявый пень временное укрытие?____________________________

7.3 Для кого трухлявый дом – место охоты?_____________________________________________

8.1 Какие природные условия необходимы для развития личинки жука дровосека?

__________________________________________________________________________________

8.2 Какой вред может нанести личинка жука дровосека людям, живущим в деревянном доме?

__________________________________________________________________________________

9. Как поддерживается баланс насекомых в лесу?

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

10.1 Какой совет нам даёт автор текста?

__________________________________________________________________________________

10.2 Почему насекомые так важны в жизни леса?

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Ключи и критерии оценивания

№ задания

Содержание критерия

Балл

1

Сосна

1

2

Хвойное

1

3

1-ель

 2-сосна

 3-лиственница

0.5

0.5

0.5

4

Тайга

1

5

Верно подписывает природную зону

1

6

А – жук дровосек (усач)                  

Б – жук-златка

В – рыжий муравей                          

 Г – многоножка-костянка

0.5

0.5

0.5

0.5

7

7.1 – жук дровосек (усач), жук-златка

7.2 – многоножка-костянка

7.3 – рыжий муравей

0.5

0.5

0.5

8

8.1 темнота, наличие коры, 2 года

8.2 личинка жука дровосека разрушает деревянные дома – поедая материал постройки.

1

2

9

Насекомыми питаются некоторые животные, птицы, другие насекомые

2

10

10.1 Никогда не ломай лесные пни, помни, что любой из них, особенно большой и старый, - это целый мир со своей удивительной и неповторимой жизнью.

10.2 Насекомые – «мусорщики», они разрушают останки деревьев, являются пищей для многих зверей, опыляют растения.

1

3

«5» - 16-18 баллов

«4» - 13-15 баллов

«3» - 12-8 баллов

«2» - 7 баллов и меньше


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по окружающему миру по итогам 1 четверти 2 класс УМК "Перспектива"

Контрольная работа по окружающему миру по итогам 1 четверти 2 класс УМК "Перспектива"...

Контрольная работа по окружающему миру за 1-ое полугодие, 3 класс УМК "Перспектива"

Контрольная работа по окружаюшему миру II четверть 3 класс, УМК "Перспектива"...

Итоговая контрольная работа по окружающему миру 2 класс ("Перспектива")

Цель - проверка знаний на конец учебного года....

Контрольная работа по окружающему миру по теме "Дом. Семья. Традиции и обычаи" (программа "Перспектива")

Контрольная работа по окружающему миру  после изучения темы "Дом. Семья. Традиции и обычаи"...

Контрольная работа по окружающему миру (мониторинг сформированности функциональной грамотности – естественно-научная грамотность) Тема «Невидимые нити в живой природе» 3 класс МАОУ «Прогимназия №1» г.Воркуты УМК «Перспектива»

Сюжет задания связан с особенностями жизни воробьев. Мотивационный потенциал задания обусловлен с доступными возможностями изучать поведение этих птиц.Комплексное задание включает 5 заданий без выбора...

Проектная деятельность на уроках окружающего мира как эффективный способ повышения естественнонаучной грамотности учащихся

Данная    статья  посвящена  развитию  функциональной  грамотности учащихся, которая сегодня является одним  из основных показателей качества образования. Основ...