урок окружающего мира " Водные богатства" 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Давиденко Галина Алексеевна

урок окружающего мира, где раскрывается работа с детьми ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_otkrytyy_2a.docx92.82 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир УМК «Школа России» Класс : 2

Тема «Водные богатства»

Тип урока: урок  открытия новых знаний.

Цель:

познакомить с разнообразием водоёмов  планеты: океанами, морями,  озёрами, реками, каналами, прудами, водохранилищами, с частями реки

Задачи:

Обучающие.

Учить различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию.

Развивающие.

 Формировать  умения  работать в паре с графической информацией: анализировать схему частей реки, рассказывать о реке по схеме; формулировать выводы из изученного материала,  участвовать в диалоге; составлять несложные монологические высказывания; осуществлять оценку и самооценку.

Воспитательные.

 Воспитывать  позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; чувство эстетического наслаждения от красоты моря, водоёмов родного края.

Универсальные учебные действия:

Личностные:

    - освоение личностного смысла учения.

Регулятивные:

    - определение цели учебной деятельности с помощью учителя;

    - определение плана выполнения заданий под руководством учителя.

    - осознание качества и уровня усвоения знаний, оценка результатов работы;

    - развитие способности   к волевому усилию и преодолению препятствий (саморегуляция).

Познавательные:

     - самостоятельное выделение и формулирование  познавательной цели;

     - осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

     - смысловое чтение как осмысление цели чтения; извлечение необходимой информации из прочитанных текстов;

     - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

  - выбор оснований и критериев для сравнения и группировки объектов;

       - подведение под понятие, выведение следствий.

Коммуникативные:

       - сотрудничество в совместном решении проблемы (задачи);

участие в диалоге; развитие умений слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Методы обучения: наглядный, словесный, практический, проблемно-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения:  учебник,   карточки со словами,  компьютер, мультимедийный проектор, экран,  презентация, сигнальные карточки, капельки для рефлексии  

Используемые технологии:

  1. Здоровьесберегающая.
  2. Технология проблемного обучения.
  3. Групповая и парная работа (самостоятельный поиск информации, закрепление).
  4. Информационно-коммуникационные технологии (презентация).

Ход урока

1. Организационный момент.

- Учебник, дневник, пенал и тетрадки

На парте всё в образцовом порядке.

Подарим улыбки,

Гостям, мне,  друзьям,

 свободно вздохнём

И, не волнуясь, урок наш  начнём.

- Мы продолжаем изучение большой темы «Путешествия» и сегодня будем дальше путешествовать по планете.  

 2. Постановка учебной задачи

Сундук.(коробка в ней карачинская вода)

- Угадайте, что здесь может быть? Здесь самое ценное для человека,  

- Без этого он не сможет прожить и несколько дней (Вода)

Убедится в правильности ответа мы сможем чуть позже.

У вас на столах лежат карты, откройте  карту полушарий.

- А у меня такая карта на глобусе. Какие цвета вы видите? (Синий, коричневый, жёлтый, зелёный)

- Оттенков какого цвета больше всего? Как вы думаете  почему? (Синего. Синий цвет обозначает водоёмы).  

- А что такое вода? (это водоёмы). Если не  скажут в конце табличка водоемы

3.Кластер ВОДА( буду собирать на доске)  

/Еще добавить карточка лужа, бассейн, океан, запруда. Слова естественное и искусственное в стороне/

-Правильно, ребята. Земля богата водными ресурсами. А какими, вы узнаете, отгадав загадки:

  1. Не проедешь, не пройдешь –

                Обойдешь сторонкой.

                И водицы не попьёшь

               С синеватой плёнкой.Болото

2. Шириною широко,

   Глубиною глубоко,

   День и ночь о берег бьётся.

  Из него воды не пьётся,

  Потому что не вкусна –

 И горька, и солона. Море

3. Молодые берёзки свои перед ним

Поправляют причёски.

И месяц, и звёзды –

В нём всё отражается…

Как это зеркало называется? Озеро

4. Чуть дрожит на ветерке

     Лента на просторе,

    Узкий кончик в роднике,

    А широкий - в море. Река

5.К маме-речке бегу

И молчать не могу.

Я её сын родной,

А родился — весной. Ручей

- Болото, море, озеро, река, ручей - как можно назвать одним словом? - Как вы думаете, что такое водоемы?  А какие водоемы вы еще знаете?

Водоёмы- хранилище воды

Ребята, а вы знаете, что такое богатство?

 

-Можем мы воду назвать богатством? Почему?

-Как вы думаете, что мы будем изучать   на уроке ?

    -Правильно, ребята, тема нашего урока «Водные богатства».

-МЫ УЗНАЕМ На какие группы они делятся?.

 4. Работа по теме урока.

- Ребята,  я для размышления предлагаю два слова   естественные и искусственные, что они обозначают и как   связаны с водоемами?(карточки в руках затем на доску)

Мы назвали реку, озеро, море, болото, ручей.

-Вы знаете, как появились водоемы ? Их создала природа

-Правильно. Эти водоемы созданы природой и называются( пауза жду ответы детей)  - естественными.

Значит, есть водоемы которые относится к естественными, а слово исскуственные осталось, возможно есть такие водоемы?

-А чтобы ответить на этот вопрос, мы обратимся к учебнику

А сейчас поработаем в паре по плечу

-Ребята, посмотрите в учебник стр.82 Догадайтесь что пропущено в описании, напишите карандашом

  «О каких водоемах идет речь?» (читают ученики)

1. Когда-то здесь был овраг, по дну которого протекал ручей. Люди устроили запруду, и на этом месте появился? … Пруд

Теперь в нем разводят рыбу.  

2.Люди перегородили реку большой плотиной. Вода выше плотины разлилась, и образовалось?Водохранилище

Сейчас из него берут воду для города.

     -Между двумя реками люди прорыли углубление и пустили воду. Так появился? Канал Теперь из одной реки на теплоходе можно поплыть в другую.

 (когда дети будут готовы отвечают, обсуждаем)

- Как появились  пруд, канал, водохранилище? Их создал человек

- Значит  эти водоемы   можно назвать искуственными?    ( Если слова пруд, водохранилище, канал не назвали карточки на доску.)

- Повторим, какие водоемы относятся к естественным? - К искусственным?

- А какие водоёмы  созданные человеком  вы еще знаете? (ответы детей)

-Какие водоемы НСО вы знаете?

  Река Обь, Новосибирское водохранилище, известное также как Обское море — это крупный искусственный водоем на реке Обь, Озеро Данилово – одно из самых известных мелких озер Новосибирской области. По легенде оно образовалось в результате падения метеорита. Благодаря своему происхождению озеро обладает удивительным свойством: чистейшая вода его содержит   большое количество серебра, озера Чаны, озеро Карачи дало жизнь курорту. Основные природные лечебные факторы – грязь и рапа горько-соленого озера.  Васюганские болота  и многие другие водные богатства (это готовит пересказ Ишмуратов Денис ОВЗ)

- Посмотрите, сколько различных водоёмов. Но среди такого огромного количества воды человек беспокоится о её нехватке! Воды одного только Тихого океана  (показываю на глобусе и на карте ) хватит для нужд человечества на многие годы! Почему человек обеспокоен?

(Дети могут возразить, что в океанах и морях вода солёная, для нужд человека она не пригодна. Человеку необходима пресная вода.)

- А как вы понимаете пословицу: «Не всякая водица для питья годится» (предположения детей)

- Воды на Земле одновременно и много, и мало. Её много в морях и океанах, но морская вода не пригодна для питья. В морской воде содержится 35г соли на стакан воды./образец вода и соль /Это примерно с размер спичечного коробка. Кроме соли, в такой воде растворён йод и различные примеси.

Физминутка  по водоемам    встали    

-Я буду называть водоемы, если он относится к естественным вы хлопаете, если к искусственным вы топаете

Озеро, море, канал, лужа, водохранилище, пруд, болото, река, ручей, бассейн, ручей, родник. Спасибо, садитесь

            У нас еще остались вопросы Откуда и куда текут реки? Почему вода в реке всё время течёт? Сегодня мы об этом поговорим.

-Как же образуется река? (текут ручьи из разных мест, объединяются и постепенно сливаются в большую реку.)

–Как вы думаете, почему текут реки? (Поверхность Земли неровная и реки текут из более высокого места в низкое.) обучающий фильм?на 5 минут

 - А знаете ли вы, что у реки   есть свои части?

7.Работа по учебнику с.83 (работа в группах)

Найдите ответы на поставленные вопросы из учебника «Части реки» (карточка каждой группе)

  • Начало реки – это __________________.
  • Устье реки – это ____________________.
  • Русло  - это ______________________.
  • Притоки – это ____________________.
  • Какие берега бывают у реки и как это определить?

– У каждой реки выделяют некоторые части.

– Найдите информацию об этом в учебнике на странице 83. Работаем в  группах, стараясь запомнить части реки.

– Назовите части реки.

- Как определить правый и левый берег реки.

По схеме объясните, что обозначают эти понятия. 

(Ответы)Начало реки  называют истоком. Место, где река впадает в другую реку, в озеро или море, называют устьем. Углубление, по которому течёт река, - это русло. У реки есть правый и левый берега. Если смотреть в сторону течения реки, то справа будет правый берег, а слева – левый. Исток, устье, русло, берега – части реки.

В реку обычно впадают другие реки и ручьи – притоки.

 

  (Работа по схемам: сначала  в группе, а затем –  Проверяем по образцу с доски) слайд

 - Река может быть длинной и короткой, широкой и узкой, глубокой и мелкой. Но, чтобы она не исчезла, в неё всё время должна поступать вода. Откуда может поступать вода?

Давайте  посмотрим на фотографии и объясним, чем река отличается от озера.

- А теперь попробуйте объяснить, чем отличается озеро от реки.-Вода в нём не течёт как поток в русле, а находится в углублении.

-Вода в реке пресная, а в озере может быть как пресная, так и солёная.

- А в чем сходство озера и реки? -Озеро, как и река, питается дождями и подземными водами.

На озёрах, как и на реках, бывают разливы весной.

   - А какие вы знаете озёра России? (Байкал, Онежское, Ладожское.)

 

- А кто может сказать, какое озеро в России является самым глубоким в мире? (Байкал)

- Правильно, ребята. Наш одноклассник подготовил для вас сообщение.

Озеро Байкал находится в Сибири. Его максимальная глубина в отдельных местах – 1642м. Вода в озере настолько прозрачна, что отдельные камни и различные предметы видны на глубине 40 м. Интересный обитатель озера -  морское млекопитающее - тюлень, или байкальская нерпа.(Готовит Водолазских Никита ОВЗ)

   

 - Вот такое огромное количество воды, а человек обеспокоен нехваткой воды на земле.

 - А какой ваш личный вклад может быть внесен в охрану водоёмов? (Не разбрасывать мусор в воде и по берегам водоёмов, закрывать крепче кран)

- А что значит вода для всего живого, для вас?

- Какое бы животное или растение мы не взяли,   в состав организма входит  вода.  

-Вода не только поит, но ещё и кормит – по морям и океанам днём и ночью плывут тысячи рыболовных и торговых  судов. Вода моет всех людей, города, машины, дороги. Без воды не замесить тесто, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни металл, ни конфеты, ни лекарств – ничего не сделать без воды.

Наша страна богата водными ресурсами и занимает 2 место в мире по запасам пресной воды.  

- Как мы теряем воду? (Когда чистим зубы, мы понапрасну теряем 10 литров воды(ведро), а можно воду набрать в стакан; а когда мы принимаем душ вместо ванны, мы экономим 100 литров воды).

  Рефлексия.

  • Тест «Да или нет»-  да-встали,  нет- сели
  1. естественные водоемы – это река, озеро, море, океан. +
  2. Место, где река впадает в другую реку, озеро или море – это исток. –
  3. Люди построили запруду и появилось на этом месте появился пруд. +
  4. Между двумя реками люди прорыли углубление и пустили воду. Так появился канал. +
  5. Приток – это углубление, по которому течёт река. –
  6.  Одна из рек НСО река Обь  . +
  7.  В нашем районе протекает река Карасук +
  8. Чтобы вода в водоёмах была чистой, на берегах нужно строить фабрики и заводы. –

 - Наш урок подходит   к концу. Давайте вспомним тему нашего урока Так в чём же богатство воды и в чём её ценность? (Нужно бережно относиться к водоёмам. Не загрязнять их. Чистой воды на Земле осталось очень мало. Человек несколько дней может прожить без еды, но без воды не обойдется.)

Чтение подготовленным учеником стихотворения «Берегите воду» (ДВЕ ДЕВОЧКИ ВЫУЧИЛИ СТИХОТВОРЕНИЕ)

Вода — это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.
Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить.
Не менее, впрочем, полезна вода
Которая в виде замерзшего льда.
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарит.
Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончиться может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.

   (Говорит еще одна ученица) И закончим наш урок словами французского писателя Экзюпери: «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете…»

         Возвращаемся к нашему сундуку, проверяем наши предположения. Достаю воду   и говорю, что это природное богатство и нужно его хранить! Вода карачинская, почему так называется? Денис рассказывал нам об озере Карачи, курортная зона, вот это вода  из источника Карачи. На перемене можно будет поробовать и угостить гостей.

            Итог урока

У вас на столах лежат капельки двух цветов голубые и зеленые

 Вы сейчас вспомните обо всем, что мы говорили на уроке и …

- Кому понравился урок, кто запомнил новый материал, понял его, поднимите  голубые капельки. А  если кто что-то не  все запомнил ЗЕЛЕНЫЕ

Д. ЗАДАНИЕ  На своих капельках вы можете написать вопрос по НАШЕЙ СЕГОДНЯШНЕЙ теме  или предложить интересные факты о воде для сообщения к следующему уроку

 

- Урок окончен. Спасибо всем за урок (угостить водой)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира во 2 классе, водные богатсва

План - конспект урока окружающий мир для 2 класса по программе "Школа России"...

Конспект урока окружающего мира для 2 класса по теме "Водные богатства Земли"

Урок окружающего мира "Водные богатства Земли" - урок изучения нового материала....

Урок окружающего мира «Водные богатства нашего края» в 4 классе

Урок окружающего мира «Водные богатства нашего края» в 4 классе...

урок окружающего мира в 4 классе по теме "Водные богатства нашего края"

Технологическая карта урока в 4 классе дает возможность работать с детьми ОВЗ...

Конспект урока окружающего мира «Водные богатства» (2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о водных богатствах;Планируемые результатыПредметные:знать разнообразие водоёмов;уметь различать части реки.Личностные:принимать и осваи...

Конспект урока окружающего мира "Водные богатства" (2 класс, Школа России)

Конспект урока окружающего мираТема: Водные богатстваЦели деятельности учителя: ознакомление учащихся с разнообразием водоёмов планеты; воспитание бережного отношения к природе.Планируемые результатыП...

Конспект урока окружающий мира "Водные богатства" (2 класс) УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:формирование знаний обучающихся о водных богатствах; Планируемые результаты Предметные:знать разнообразие водоёмов;уметь различать части реки.Личностные:принимать и...