Рабочая программа по ФГОС "Природа родного края"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

Дегтярева Светлана Леонидовна

Предназначен для УМК "Школа Росии", соответствует нормам и требованиям ФГОС. Поможет педагогу в распределении материала в течении всего учебного года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda_rodnogo_kraya.docx27.99 КБ

Предварительный просмотр:

Планируемые результаты изучения курса

Личностными результатами:

У выпускника будут сформированы:

  •  интерес к познанию мира природы;
  •  потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
  • осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
  • преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Метапредметными результатами изучения курса «Природа родного края» являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Выпускник научится:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
  • работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

Выпускник научится:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

Выпускник научится:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Природа родного края» является знание наиболее типичных представителей животного мира России, Брянской области;

Выпускник научится:

  • какую пользу приносят представители животного мира;
  • некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
  • планета Земля - наш большой дом;
  • Солнце - источник жизни на Земле;
  • неживое и живое в природе Брянской области;
  • основные группы растительных и животных организмов Брянской области и их приспособленность к условиям существования (примеры);
  • влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
  • самоценность любого организма;
  • значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
  • значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
  •  многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
  •  основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
  • организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
  •  человек   существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
  •  условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
  • различия съедобных и несъедобных грибов;
  • позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
  • способы сохранения окружающей природы Брянской области;
  • что такое наблюдение и опыт;
  • экология - наука об общем доме;
  • экологически сообразные правила поведения в природе.

Выпускник получит возможность научится:

- узнавать животных и птиц родного края на картинках, по описанию;

-ухаживать за домашними животными и птицами;

  1. выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
  2. применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
  3. ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
  4. составлять экологические модели, трофические цепи;
  5. доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
  6. заботиться о здоровом образе жизни;
  1. заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
  1. предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

  1. осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
  2. наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
  3. оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
  1. ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.

Содержание учебного курса

Тема 1 Знакомство с учебником. Конкурс знатоков природы.

Знакомство с программой работы, правилами поведения при проведении практических работ. Практическая работа: Игра «Поле чудес»

В гостях у осени 9ч

Тема 2. Вводное занятие: В гостях у осени. Краски осени. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе. Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.

Тема 3. В царстве растений Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Игра «Угадай растения по описанию. Экскурсия, практикум «Выявление повреждение повреждений деревьев. Практическая работа в группах - «Раскрась»

Тема 4. Осенние прогулки по брянскому лесу. Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени: расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме. Сбор материала для гербария.

Тема 5. Загадки. Пословицы, поговорки об осени Практическая работа «знакомство с народными приметами и пословицами».

Тема 6. В царстве животных. Кто и как готовится к зиме. Формировать представления детей о приспособлениях птиц и зверей в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Работа по определению птиц и зверей края. Работа в группах – «Собери мозаику»  

Тема 7. В царстве рыб Классификация рыб Брянской области. Отгадывание кроссворда Творческая работа «Придумай загадку»

Тема 8. Народные приметы осени Неживая и живая природа.

Формирование представлений о живой и неживой природе, ее многообразии. Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления живой и неживой природы осенью вокруг меня».

Тема 9. Происхождение названий месяцев. Чтение сказки «12месяцев» С.Маршака. Беседа о месяцах. Легенда происхождения названий. Деление на составные части. Инсценировка эпизода сказки.

Тема 10. Викторина «Что? Где ? Когда?» на тему «ОСЕНЬ»  Итоговое повторение материала по разделу «В гостях у осени»

В гости к зиме 8ч

Тема 11.  В гости к зиме. Зимние месяцы. Беседа о зимних месяцах, особенностях изменений в природе. Работа с индивидуальными дневниками наблюдений. Игра: «Поле чудес»

Тема 12 Народный зимний календарь Предсказание погоды по народным приметам

Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические)несовпадения их с реальностью.

Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных.

Тема 13.  Для самых любознательных. Новый год 

работа над скороговорками и народными приметами.

Тема 14.  Зимние слова. Февраль в народном календаре 

Игра – викторина «Зимние слова»

Тема 15.  Жизнь животных зимой Кабан - дикий родственник домашней свиньи.

Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В.Зотова «Кабан». Конкурс «Кто?, Где ?, Когда?.

Тема 16.  Для самых любознательных. Красная книга Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений (1час)

Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Брянской области.  Разгадывание загадок.

Тема 17.  Растения зимой Дикорастущие растения луга, водоёма, леса в зимнее время.

Сформировать представление о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране.

Тема 18.  Зимние мотивы-стихи, песни, забавы. Практическое занятие «Зимние забавы»

 В гости к весне 9ч

Тема 19. В гости к весне. К истокам слова Знакомство с происхождением слова и особенностями изменений в природе. Работа с индивидуальными дневниками наблюдений, разгадывание кроссворда, загадок

Тема 20.. Растения весной Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов.

Тема 21. Первоцветы Брянского края Подготовка и проведение акции «Сохраним первоцвет!». Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге Брянской области. Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к жителям станицы (составление и распространении листовок – призывов).

Тема 22. Береза-символ России. Иллюстрации на тему, аппликации «Берёза – родное дерево»

Тема 23. Жизнь животных. Здравствуйте, пернатые друзья 

  Рассказ – беседа «О чём поют птицы. Разгадывание загадок и ребусов. Игра – соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке». КВН - крылатая компания. Актуализировать представления детей о птицах как о группе животных и о перелетных птицах Брянской области.

Тема 24.  Верные друзья 

Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак». Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки). Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах.

Тема 25 Звери весной 

Конкурс знатоков жизни лесной.

Тема 26 Проснулись ящерицы, змеи, лягушки 

Викторина «Кто это?»

Тема 27.  Первые насекомые 

Конкурс рисунков «Мир бабочек»

В гостях у лета 7ч

Тема 28. В гостях у Лета. К истокам слова 

Признаки лета. Лето в брянском краю. Виртуальная  экскурсия «Вот оно, какое наше лето!»

Тема 29. Признаки хорошей погоды. Ненастья Дать общее понятие погоды и климата. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в природе Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы»

Тема 30. Как образуется дождь? 

Составление схемы образования дождя. Составление загадок о дожде.

Тема 31.  Почему бывают грозы? 

Просмотр видеофильма «Почемучкам о грозе». Правила поведения во время грозы.

Тема 32. Отчего бывает радуга?

Просмотр видеофильма «Почемучкам о радуге». Игра «Разноцветная радуга»

Тема 33. Охраняемые природные территории и объекты.

Виртуальная экскурсия в заповедник «Брянский лес»

Тема 34. Игра – путешествие «Природа родного края» Итоговое повторение, изученного материала  за год.

Формы  организации деятельности учащихся.

Программа предусматривает различные формы и методы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения — эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
  • практические методы: изготовление рисунков, аппликаций. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

 Реализуется через беседы с родителями, бабушками, дедушками о семейных традициях, какие праздники отмечаются дома, рассказывают друг другу и классу; рассказывают о домашних животных, как они о них заботятся, комментируют принесенные фотографии, иллюстрации, книги о животных; рассказывают о своей улице, пишут сочинения; по фотографиям рассказывают о памятниках, которые они видели в городе, где они находятся, о современной жизни села, сравнивают фотографии прошлого и настоящего, говорят, что изменилось, что нет; задают друг другу вопросы; объяснени

Календарно – тематическое планирование

№ занятия

Дата проведения

Количество часов, отводимых на освоение  темы

Раздел (количество часов)

Тема занятий

По плану

фактически

1

1

Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с учебником. Конкурс знатоков природы

9

В гостях у осени.(9часов)

2

1

В гостях у осени.

3

1

В царстве растений.  Экскурсия.

4

1

Осенние прогулки по брянскому лесу.

5

1

Загадки. Пословицы, поговорки об осени

6

1

В царстве животных. Кто и как готовится к зиме.

7

1

В царстве рыб

8

1

Народные приметы осени

9

1

Происхождение названий месяцев.

10

1

Викторина «Что? Где ? Когда?» на тему «ОСЕНЬ»

8

В гости к зиме(8 часов)

11

1

В гости к зиме

12

1

Народный зимний календарь

13

1

Для самых любознательных. Новый год

14

1

Зимние слова. Февраль в народном календаре

15

1

Жизнь животных зимой

16

1

Инструктаж по ТБ. Для самых любознательных. Красная книга

17

1

Растения зимой

18

1

Зимние мотивы-стихи, песни, забавы

9

В гости к весне (9 часов)

19

1

В гости к Весне. К истокам слова

20

1

Растения весной

21

1

Первоцветы Брянского края

22

1

Береза-символ России.

23

1

Жизнь животных. Здравствуйте, пернатые друзья

24

1

Верные друзья

25

1

Звери весной

26

1

Проснулись ящерицы, змеи, лягушки

27

1

Первые насекомые  

7

В гостях у лета.(7 часов)

28

1

В гостях у Лета. К истокам слова

29

1

Признаки хорошей погоды. Ненастья

30

1

Как образуется дождь?

31

1

Почему бывают грозы?

32

1

Отчего бывает радуга?

33

1

Охраняемые природные территории и объекты.

34

1

Игра - путешествие « Природа родного края»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Родной край"

Рабочая программа кружка "Родной край" для 3 класса (проектная деятельность)...

Рабочая программа. История родного края. 3 класс

Программа составлена на основе рекомендаций Департамента общего и профессионального образования Брянской области по преподаванию регионального компонента «Брянский край». Авторы: В.Н....

Рабочая программа по курсу Брянский край. История родного края 3 класс

Рабочая программа по кружку  «Брянский край. История родного края» для 3-го класса  разработана в соответствии с программой курса «Брянский край», авторы В.Н. Лупоядо...

Рабочая программа "Азбука родного края".

.Содержание курса Азбука - к мудрости ступенька. - 4 часа. Учимся разгадывать ребусы и загадки. - 2 часа. Сказки Брянского леса. - 2 часа.  Животный мир Брянской области. - 2 часа. Природа р...

Рабочая программа “Изучаем родной край”

Система изучения своей малой Родины - погружение в мир изучаемого предмета на месте, дает возможность развить в ребенке элемент самостоятельности, формирует навыки взаимоотношений со взрослым и сверст...