Сборник заданий, игр и упражнений
методическая разработка по окружающему миру

Вокина Юлия Владимировна

Данный сборник может быть использован учителями в качестве материала для уроков и внеурочной деятельности и как пример для разработки заданий по формированию естественнонаучной грамотности учащихся, т.е. способности обучающихся использовать естественнонаучные знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_zadaniy_igr_i_uprazhneniy_.docx382.27 КБ

Предварительный просмотр:

Данный сборник может быть использован учителями в качестве материала для уроков и внеурочной деятельности и как пример для разработки заданий по формированию естественнонаучной грамотности учащихся, т.е. способности обучающихся использовать естественнонаучные знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

 Материалы сборника предназначены для учителей начальных классов и рассчитаны на творческое использование в процессе преподавания предмета «Окружающий мир» и во внеурочной деятельности.

Естественнонаучная грамотность ― это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями, научно объяснять явления, оценивать и планировать научные исследования, научно интерпретировать данные и приводить доказательства.

Естественнонаучная грамотность – один из компонентов функциональной грамотности. Она позволяет человеку использовать теорию на практике и на основе этих знаний уметь описывать и объяснять явления, прогнозировать их развитие, уметь применять эти знания в жизненных ситуациях.  

Воспроизводить по памяти, узнавать:

1. Соедини линиями понятия.

2. Проставь номера месяцам по порядку следования в году. Укажи число дней и месяцев и т. д.

- Определять

1. Запиши показания термометров.

2. Какие времена года изображены на рисунках

- Приводить примеры

            Дополнить таблицу по типу питания животных.

          - Описывать

      1 . Пользуясь рисунком, составь рассказ о жизни животного.

  1. При изучении темы: «Дикорастущие и культурные растения» предлагается таблица с неозаглавленными столбцами.
  2. Задание: озаглавь столбцы.

капуста

малина

яблоко

огурец

смородина

апельсин

лук

клубника

лимон

чеснок

крыжовник

груша

помидор

земляника

банан

редис

черника

киви

  1. Тема «Какие бывают растения». Предлагаются два столбца слов-понятий: каждое слово из правого столбца являются родовым понятием из левого столбца. Ученики должны найти пары подходящих слов по образцу: тополь – дерево.

Видовое понятие

Родовое понятие

Колокольчик

Шиповник

Ромашка

Береза

Липа

Сирень

Дерево

Кустарник

Дерево

Цветок

Кустарник

Цветок

  1. Ученикам предлагается следующее задание: расположить по столбцам следующие слова:

а) природа, живая природа, растения

б) дерево, хвойное дерево, ель

в) гриб, съедобный гриб, маслята

г) природа, неживая природа, камень

д) водоем, озеро

е) животное, домашнее животное, корова

ж) птица, лесная птица, дятел

з) трава, луговая трава, клевер

При изучении темы: «Дикорастущие и культурные растения» предлагается таблица с неозаглавленными столбцами.

  1. Ученикам предлагается следующее задание: расположить по столбцам следующие слова:

а) природа, живая природа, растения

б) дерево, хвойное дерево, ель

в) гриб, съедобный гриб, маслята

г) природа, неживая природа, камень

д) водоем, озеро

е) животное, домашнее животное, корова

ж) птица, лесная птица, дятел

з) трава, луговая трава, клевер

  1. Прочитайте стихотворение и определите о какой природной зоне России идёт речь?

                                              Раздолье и ширь.

                                              Миражи и простор.

                                              Седовласый ковыль

                                               И тюльпанов ковёр.

По каким признакам вы осуществили определение?

Ответ: Степи (Россия). Поэт упоминает траву  ковыль, нет лесов (как тип растительности), характерные для степей.

  1. Марина получила в подарок от родственников много комнатных растений. Но она совсем не знает, как за ними ухаживать. Старшая сестра решила помочь Марине и рассказала, как часто нужно поливать растения:

Частота полива: азалия – раз в 4 дня; роза – каждый день; фиалки – раз в 2 дня.

Сегодня понедельник, и все цветы уже политы.

 Помоги Марине разобраться, в какой день недели нужно будет полить растения в следующий раз.

1) Азалия            А) Среда

2) Роза                 Б) Пятница

3) Фиалка            В) Вторник

Заполни вторую строку таблицы нужными буквами.

1

2

3

Ответ:

1

2

3

Пятница

Вторник,среда,пятница

Среда,пятница

Игра «Впиши словечко»

1. Все, что нас окружает и не сделано руками человека называется ________________ .
2. Животные – это_________________ природа.
3. Солнце, камни, река, дождь – это ________________________ природа.
4. Растения – это ________________________ природа.
5. Люди – это_______________________ природа.

6. Предметы рукотворного мира – это _________________________________________.

Раскрась  лишний предмет.  Почему он лишний?  Дай название группе.

1._____________________________________________

https://cdn5.coloringcrew.com/coloring-book/painted/201920/fountain-the-house-the-garden-145544.jpg                https://nukadeti.ru/content/images/essence/color/312/373.jpg           https://flomaster.club/uploads/posts/2020-06/1591765858_23-p-raskraski-snezhinka-31.jpg

       

2._____________________________________________

 https://moi-raskraski.ru/images/raskraski/dlja-malenkih/lopata/moi-raskraski-lopata-6.jpghttps://raskraska1.com/assets/images/resources/782/raskraska-dom9.jpg      https://i.pinimg.com/originals/41/75/3f/41753fbdcb0c10b1af953433320102c0.pnghttps://raskz.ot7.ru/uploads/0/5/0/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8-%D0%B1%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B8-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9459.jpg

3._____________________________________________

https://thumbs.dreamstime.com/b/%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D1%8B-%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%B8-%D1%80%D1%8B%D0%B1-66217685.jpg https://media.istockphoto.com/vectors/autumn-rainy-cloud-monochrome-sketch-hand-drawing-black-outline-on-vector-id1160951981?k=20&m=1160951981&s=612x612&w=0&h=-AOFKk8jXRW1TztELx6mh6itVFWbGzL1u70pnPRCP-k=     https://drasler.ru/wp-content/uploads/2019/09/%D0%9B%D0%B8%D1%86%D0%BE-%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%87%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B8-026.jpg        https://i.pinimg.com/originals/42/63/0a/42630a000e43a038c4d97f1596c4154c.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник заданий и упражнений для учащихся 3-4 классов

Представленные дидактические материалы «Сборник заданий и упражнений для учащихся 3-4 классов» предназначены для организации самостоятельной работы и проверки учащихся 3-4 классов на уроках русского я...

Сборник заданий и упражнений по русскому языку для учащихся начальной школы

Сборник упражнений содержит занимательные задания, использование которых поможет формированию регулятивных, предметных и коммуникативных УУД. Выполняя под руководством учителя задания, ученик пополняе...

Сборник компетентностно - ориентированных фонетических упражнений "В мире звуков и букв" для развития познавательных УУД у младших школьников на уроках русского языка

Сборник содержит компетентностно – ориентированные фонетические упражнения для развития познавательных УУД у младших школьников на уроках русского языка в период изучения раздела «Фонетика». Материал ...

Сборник развивающих игр и упражнений для обучающихся с ЗПР, 1 класс "Компьютер в книге"

В сборник включены некоторые развивающие игры и упражнения, которые возможно перенести на бумажный носитель Игры на развитие восп риятия, внимания, памяти, без которых невозможно успешное обучение реб...

СБОРНИК КОРРЕКЦИОННЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ

КОРРЕКЦИОННЫЕ ИГРЫ  И УПРАЖНЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯИгры и упражнения на развитие вниманияИгры и упражнения для развития памятиИгры и упражнения, направленные  на развитие...

Сборник заданий и упражнений по коррекции эмоционально-волевого развития и социального интеллекта детей с ограниченными возможностями здоровья

Сборник заданий и упражненийпо коррекции эмоционально-волевого развитияи социального интеллекта детей с ограниченными возможностями здоровья(для младшего школьного возраста)....