ТКУ по окружающему миру "Тундра" 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Тема урока: «Тундра»

Место урока в теме: 5-й  урок в разделе «Природа России?»

Тип урока: открытие новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tku_tundra_wecompress.com_.docx319.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

по учебнику «Окружающий мир. 4 класс» автор А.А.Плешаков

Тема урока: «Тундра»

Место урока в теме: 5-й урок в разделе «Природа России?»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: сформировать представление о природной зоне тундры.

Задачи урока:

  1. Познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром, деятельностью человека.
  2. Развивать познавательный интерес, умение работать с предоставляемой информацией и раздаточным материалом.
  3. Способствовать применению в ходе выполнения упражнений, новых знаний о растительном и животном мире.
  4. Организовать контрольно-оценочную деятельность обучающихся на уроке.

Планируемые результаты обучающихся:

Предметные:

  • иметь представление о природной зоне тундре;
  • иметь представление о географическом положении зоны тундры, ее особенностях;
  • иметь представление о животном и растительном мире, роли человека;
  • уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.

Метапредметные:

регулятивные:

  • понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • планировать учебную деятельность;
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь;
  • выполнять учебное задание в соответствии с планом.

познавательные:

  • выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры;
  • выдвижение гипотез и их обоснование;
  • находить ответы на вопросы в тексте;
  • умение перерабатывать полученную из разных источников информацию и использовать ее при ответе.

коммуникативные:

  • построение связного монологического высказывания;
  • адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;
  • учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
  • формирование умения слушать и вступать в диалог.

Личностные:

  • проявлять мотивацию к изучению нового учебного материала;
  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • осознавать уникальность природы тундры, ответственность человека за её состояние;

Оборудование к уроку: учебник «Окружающий мир» 4 класс (А.А. Плешаков), карточки с дифференцированным задание, компьютер, проектор, презентация.

ХОД УРОКА

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные

Личностные, метапредметные (универсальные учебные

действия)

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Приветствие и начало урока окружающего мира.

- Отгадайте следующие загадки:

1. Всю зиму до самого лета
В наряд белоснежный одета.
Глаза, как зеленые блюдца,
Не плачут и не смеются.
При солнце таится и спит,
Во тьме на охоту летит.

( сова)

2. Не на прогулку – на охоту

(А в ней он, дети знает толк),

Прошёл по тундре вдоль болота

Матёрый, старый, серый…

(Волк).

3. Травы копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко

Рога, раскинув широко.

(Олень)

Дети отгадывают загадки и называют отгадки.

Разгадывание кроссворда.

1. Короткое название ледяной зоны. (Арктика.)

2. Птица с необычным красным клювом. (Тупик.)

3. Название острова, на котором расположен заповедник. (Врангеля.)

4. Арктика – это царство снега и .... (Льда.)

5. Растения, живущие в толще воды. (Водоросли.)

КАКОЕ КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО У НАС ПОЛУЧИЛОСЬ? (Тундра)

Молодцы! Мы узнали название природной зоны, по которой сегодня будем путешествовать?

– Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Узнать о природной зоне тундре; ознакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром, деятельностью человека.)

– Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.(#1059;знать о холодной безлесной равнине. 2. Узнать о растениях Тундры. 3. Узнать о животных Тундры. 4. Узнать об основных занятиях населения Тундры.)

(Учитель на слайде выводит вопросы в определенной последовательности) (Приложение 1)

—Иметь представление о природной зоне тундре.

Регулятивные умения:

—осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь;

планировать учебную деятельность.

Коммуникативные умения:

—адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

2. Поиск и решения проблемы

#1059;знать о холодной безлесной равнине

(На слайде фото карты с выделенной зоной Тундры) (Приложение 2)

—Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. На каком материке расположена Тундра? (Евразия)

Суров климат тундры: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень короткое и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить, не проваливаясь. А под снегом — замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10—50 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота. Еще говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую.

— Что такое снежная часть года — это, я думаю, понятно всем.

(Рассказ учителя сопровождается иллюстрациями) (Приложение 3)

Иметь представление о животном и растительном мире, роли человека.

Регулятивные умения:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Познавательные умения:

—находить ответы на вопросы в тексте.

#1042;ыдвижение гипотез (предположений)

Как можно ответить на вопрос «Почему в Тундре вторая часть года мокрая?», предложите свои версии.

Учащиеся выдвигают свои предположения. Учитель записывает их на доску:

1 гипотеза

2 гипотеза

3 гипотеза

Потому что снег и лед, оттаяв, превращаются в воду

Потому что земля оттаивает совсем немного и воде некуда уходить

Потому что льют дожди

Правильный ответ: «потому что земля оттаивает совсем немного и воде некуда уходить».

Мы с вами выяснили, какие здесь природные условия? (Выяснили)

Давайте вернемся к нашему плану. Узнали ли мы о холодной безлесной равнине? К какому пункту плана мы сейчас перейдем? (Да, узнали. Мы перейдем ко второму пункту плана)

(повтор слайда с планом)

—Иметь представление о природной зоне тундре.

Познавательные умения:

выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры;

—выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные умения:

формирование умения слушать и вступать в диалог.

2. Поиск и решения проблемы (продолжение)

2. Узнать о растениях Тундры

— Ребята, сейчас мы разделимся на три группы ( ботаников, зоологов и экологов). Пользуйтесь материалом учебника. (Приложение 4). Найдите ответы на вопросы:

Работа в группах

– Ботаникам предстоит выяснить:

1. Какие растения растут в тундре?

2. Как растения приспособились к жизни?

3. Узнать о животных Тундры

— Зоологам нужно узнать:

1. Какие животные обитают в тундре?

2. Как они приспособились к жизни?

4. Узнать об основных занятиях населения Тундры

– Экологам нужно узнать:

1. Экологические проблемы тундры.

2. Охрана природы тундры.

3. Основные занятия населения тундры.

(Учащиеся самостоятельно изучают материал и обсуждают в группах. Если возникают вопросы, учитель консультирует.)

(Каждая группа выступает с подготовленным материалом у доски.)

Иметь представление о животном и растительном мире, роли человека.

Регулятивные умения:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Познавательные умения:

—находить ответы на вопросы в тексте.

4. Применение нового знания на практике

- Докажите истинность или ложность утверждений:

#1042; тундре водится небольшой по размеру грызуны – лемминг.

#1041;елая куропатка – хищная птица.

#1041;елая сова – растительноядная птица.

#1041;елая куропатка и белая сова постоянно живут в тундре.

#1055;есцы питаются леммингами.

#1044;икий северный олень питается ягелем.

#1051;етом в тундре немного комаров и мушек, так как для них нет корма.

#1055;олярные волки в основном охотятся на больных оленей.

#1055;лотное оперение белой совы защищает её от ледяных ветров.

Дети обосновывают ложность данных версий на основе жизненного опыта взрослых, своего опыта и неоспоримых данных науки о природной зоне тундры.

- Индивидуальная работа с дифференцированными заданиями. (приложение 5).

Учащиеся выполняют задание самостоятельно.

- Проверка заданий осуществляется учителем после урока.

- В группах сочините и расскажите сказочную историю о путешествии в тундру.

Выбор и обсуждение сюжета сказки, сочинение сказочной истории.

- Какая группа хочет рассказать свою историю?

Прослушивание историй.

—Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.

Коммуникативные умения:

—учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

—адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.

Регулятивные умения:

—осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь;

—выполнять учебное задание в соответствии с планом.

5. Рефлексия

- Кто хочет рассказать о своей оценке?

Ответы детей.

- Какие задания на уроке показались трудными?

- Почему?

Ответы детей.

- Какие задания показались интересными?

Ответы детей.

- Нужны ли нам в жизни приобретённые сегодня знания? Почему?

Ответы детей.

Регулятивные умения:

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Познавательные умения:

—умение перерабатывать полученную из разных источников информацию и использовать ее при ответе;

Коммуникативные умения:

построение связного монологического высказывания.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 5

Задание 1

1. Какая зона расположена южнее зоны арктических пустынь?

а) Арктика;

б) тайга;

в) тундра;

г) лесостепь.

2. Найди верное высказывание о тундре.

а) все четыре времени года одинаковые по продолжительности;

б) длинная и суровая зима, жаркое лето;

в) длинная и суровая зима, короткое и прохладное лето;

г) длинное лето, короткая зима.

3. По каким причинам в тундре много болот и озер?

а) постоянно идут дожди;

б) из-за снега;

в) много перегноя;

г) мерзлота не пропускает дождевую и талую воду на глубину.

4. К растениям тундры относятся:

а) верблюжья колючка, саксаул, кактус;

б) кедр, осина, пальма, брусника;

в) береза, вишня, дуб, брусника;

г) карликовая береза, морошка, полярная ива, брусника.

5. Какое главное занятие народа тундры?

а) оленеводство;

б) рыболовство;

в) земледелие;

г) коневодство.

Задание 2

- Исправьте географические ошибки в тексте.

Арктика — это огромное пространство, расположенное на площади Северного Ледовитого океана с морями и полуостровами (правильно — островами). Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые (правильно — косые, наклонные) лучи. Зимой в Арктике бывает полярный день (правильно — полярная ночь), а летом — полярная ночь (правильно — полярный день). Температура воздуха зимой опускается до - 6О °C, а летом не поднимается выше нуля (правильно — поднимается на несколько градусов выше нуля).

Приложение 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

Программа по окружающему миру3 класс

Программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Гармония" не ФГОС. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 Тема урока: «О дружбе»

Место урока в теме: первый урок в разделе «Я и другие люди»Тип  урока: открытия новых знанийЦель и ожидаемый результат: Формировать понятие дружба и вывести правила дружбы.(Цель урока одна. Ее фо...

Предмет: окружающий мир Класс: 4 класс Технология деятельностного обучения Тема: «Как человек использует свойства воды».

Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТехнология  деятельностного обученияТема: «Как человек использует свойства воды»....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования

План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный  Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...