Внеурочное занятие «Зачем нужны деревья?».
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс)

Направление внеурочной работы: общекультурное

Форма организации: интегрированное занятие с элементами игры.

Программа: «Общекультурное»

Класс: 1

Тема: «Зачем нужны деревья?»

 Цель: формировать представление о пользе деревьев;

Задачи:

создавать условия для овладения детьми различными видами деятельности;

- воспитывать бережное отношение к природе;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnoe_zanyatie_zachem_nuzhny_derevya.docx28.97 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы занятия

Время

Деятельность  учителя  для реализации или в ходе проведения АМО.

Деятельность  

детей

Подробное описание АМО

1.  Организационный момент.

2 мин

Ребята, я очень рада видеть вас.

И для меня уже награда -

Вниманье умных ваших глаз!

Здравствуйте, ребята!

- Я хочу, чтобы наше занятие мы начали с хорошего настроения.

- Для этого давайте встанем в круг.

Дети сидят на своих местах, слушают учителя.

Дети выполняют упражнения вместе с педагогом.

АМО начала урока «Улыбнемся друг другу»

Цель: создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе.

Участники: все обучающиеся.

Время проведения: 2 минуты.

Проведение: дети должны взяться за руки, улыбнуться друг другу и назвать имена, как можно большего количества одноклассников.

Оценка результата: хорошее настроение, готовность сотрудничать с учителем и сверстниками.

2.  Определение темы занятия.

5 мин

Ребята, я предлагаю собрать картинку из частей, для каждой группы заготовлена своя картинка.

-Что на ней нарисовано?

-Что объединяет эти картинки?

Загадка.

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

  Зимой согревает.

-Кто догадался, о чем мы будем говорить?

- На картине нарисована яблоня, груша, слива, берёза..

- Это всё деревья, растущие в саду, в парках и в лесу.

АМО «Собери картинку»

Цель:  Обеспечение осмысления процесса обучения; умения вырабатывать единую стратегию работы, развивать коммуникативные навыки.

Участники: все обучающиеся.

Время проведения: 5 минут

Необходимые материалы:  разрезанные сюжетные картинки.

Технология проведения:  Дети разбиваются на группы.  Каждой группе дается разрезная картинка и предлагается её собрать и ответить на вопрос: «Что изображено на картинке?». 
После того как дети определились с группами, учитель предлагает им совместно собрать разрезную картинку. 

3.  Основная часть занятия

10 мин.

Сегодня мы поговорим о деревьях,  которые нас окружают.

Тема занятия «Зачем нужны деревья?».

Деревья - большие друзья человека и всех живых существ. Деревья одаривают всех нас подарками, а взамен ничего не требуют. Давайте попробуем разобраться, какую же пользу приносят деревья человеку и всему живому, что нас окружает.

- Я вам хочу открыть маленький секрет: приготовьте ушки, чтоб нас никто не подслушал, приготовили…

Проговорить шёпотом. Кружочки, если мы хорошо справимся с заданиями на занятии, превратятся в плоды этого дерева.

- Как называются плоды яблони? Яблоки.

- О чём же шепчут нам деревья и какую пользу они приносят человечеству?

Первое яблоко «Дерево накормит»

- Как деревья могут накормить?

Деревья могут подарить нам вкусные и полезные для здоровья плоды. Вспомните, плоды, каких деревьев нашего края вы пробовали?

- А какие ещё плоды попробовали?

- Они как называются? (фрукты)

Не только человек питается их плодами, но и птицы и звери. Сосна – красивое дерево. Осенью созревают шишки сосны, в которых находятся семена. Семенами питаются белки, дятлы, клесты.

Второе яблоко «Чистый воздух»

Растения очищают воздух, насыщают его кислородом, а кислород необходим для дыхания всем: и людям, и животным, и растениям. Растет у нас такое дерево – можжевельник (показ ветки можжевельника). Можжевельник очень хорошо очищает воздух: одно дерево может очистить воздух на всей территории нашей школы.

- Как по-вашему мнению, где воздух чище: в лесу или в городе?

- Почему? Ответы детей.

В городе воздух грязнее из-за машин, заводов, труб. Лесной воздух очень полезен для здоровья. Поэтому чаще среди лесов устраивают детские лагеря, лесные школы для больных детей, дома отдыха и санатории.

Третье яблоко «Тень»  

 В знойный летний день нам хочется спрятаться от палящих солнечных лучей. И деревья предлагают нам для этого свою тень. Под тенью деревьев и кустарников влага испаряется гораздо медленнее, чем на открытом месте. Деревья служат хорошей защитой полей от засухи. Вот почему в засушливых местах вокруг полей сажают лесные защитные полосы.

Четвертое яблоко «Красота»

Мы видели их зимой и летом, весной и осенью, голые ветви и одетые в зеленый, а затем желтый наряд.  И всегда мы любовались красотой деревьев.  Недаром есть такая поговорка: «Сады и леса – земли краса». 

Художники во все времена пытались отразить в своих картинах красоту деревьев. Взгляните на репродукции с некоторых таких картин.

Показ репродукций: Исаак Левитан «Весна. Большая вода», Иван Шишкин «Золотая осень», Игорь Грабарь «Февральская лазурь»

Красота красотой, но я хочу проверить, как вы знаете деревья.

Участвуют в опросе.

Отвечают на вопросы, используя разные способы коммуникативного общения.

АМО  «Инфо - угадайка»

Цель: структурирование материала, оживление внимания обучающихся.

Участники: все обучающиеся.

Время проведения: 10 минут

Материал: подготовленный лист ватмана, картинки «Яблоки».

Проведение:   Учитель называет тему занятия. На доске прикреплен лист ватмана,  в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела. Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.

Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты.

4.  Эмоциональная разрядка

2 мин.

Физминутка: «Выросли деревья в поле»

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле!

(Потягивания – руки в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется.

(Потягивания, руки вверх, встать на носочки)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки,

(Дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли.

(Наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед –

Так деревья ветер гнет.

(Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет?

(Вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина.

(Дети садятся за столы)

Выполняют действия по требованию учителя

АМО «Физкультминутка»

Цель:  провести эмоциональную разрядку учащихся для повышения их работоспособности;

Участники: все обучающиеся.

Время проведения: 2 минут

Проведение: учитель проводит физкультминутку. Учащиеся выполняет зарядку все вместе.

5.  Проработка содержания темы

10 мин

Помни: дереву, как и людям для жизни важно

Солнце. Это источник света и тепла. Дерево не может жить без света.

От количества тепла зависит и начало появления листьев.

Вода. Деревья пьют воду, как и люди. Одним деревьям нужно много влаги, другие обходятся небольшим количеством воды.

Птицы в жизни разных деревьев играют разную роль. В этом дети должны убедиться во время собственных исследований. Птицы поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве.

Ветер переносит пыльцу ряда растений (ели, сосны), а также распространяет семена (ели, березы, сосны, клена, ясеня, тополя, липы).

Воздух. Деревья, как и люди, должны дышать. Этому служат маленькие отверстия на листьях, которые невозможно заметить невооруженным глазом. Растениям, как и нам, нужен чистый воздух.

Насекомые: пчелы, шмели, бабочки и некоторые другие пьют сок-нектар из цветков и опыляют их (но не у всех растений!).

Дождевые черви участвуют в образовании почвы, пропуская через себя комочки земли, сухие листья. Они рыхлят почву, делают ее пригодной для развития растений. Чем больше листьев переработают дождевые черви, тем больше появится "пищи" для деревьев.

Отрывают лепесток, дают характеристику написанному,  и прикрепляют на большое дерево.

АМО «Цветик - семицветик»

Цель: Систематизация  полученных знаний учащихся.

Участники: все обучающиеся.

Время проведения: 10 минут.

Необходимые материалы:  цветок из бумаги с написанными на лепестках  словами понятиями.

Проведение: дети отрывают лепесток, дают характеристику написанному,  и прикрепляют на большое дерево.

Оценка результата:   положительный эмоциональный настрой, закрепление понятия о необходимости бережного отношения к природе.

6.Эмоциональная разрядка

2 мин

Сейчас мы немного отдохнем и постараемся  поднять  наше настроение.

-На следующие  мой вопросы  вы будете отвечать вместе  хором: «Вот так!» и показывать нужные действия.
Как живёшь?
А идёшь?
Как бежишь?
А плывёшь?
Ждёшь обед?
Машешь в след?
Утром спишь?
А шалишь?

Выполняют упражнения для снятия утомления

АМО «Как живёшь?» 
Цель: снятие утомления

Время проведения: 2 минут

Проведение: дети выполняют движения в соответствие со словами учителя.

Оценка результата: положительный эмоциональный настрой, снятие утомления.

7.Проработка содержания темы

5 мин.

-Вы, ребята, слышали, что в пословицах заключается народная мудрость.

Я предлагаю вам поработать в группах, теперь их две.

У вас на каждом ряду лежат конверты, вам нужно прочитать пословицы, изобразить их.

А другая группа по вашей иллюстрации должна догадаться,  что же это за пословица.

Пословицы

  1. «Листья опадают, а дерево живёт»
  2. «Человек без дружбы, что дерево без корня»

АМО «Художники»

Цель: развивать и закреплять навыки работы в группе, умение передавать информацию невербальными способами.

Участники: все обучающиеся.

Время проведения: 5 минут.

Проведение: Дети произвольно по желанию делятся на две группы по десять человек. Первая группа получает два конверта с пословицами и иллюстрирует их. Озвучивает пословицу другая группа, угадывая по рисунку смысл пословицы. 

Оценка результата: анализ рисунка, умение высказывать свои мысли.

8.Подведение итогов

5 мин.

Посмотрим ваши тетради: появились ли на ваших деревьях зелёные листочки? А теперь прислушайтесь к ним (склоните ушко к тетради). О чём они нашептали вам? (дети рассказывают о том, что они узнали в ходе занятия о деревьях)

Рефлексия.

- Что показалось наиболее интересным?

-Кто из вас может рассказать что-то интересное из материала занятия дома?

-А я, ребята, хочу похвалить вас и сказать спасибо, но особенно интересные рассуждения прозвучали у следующих ребят……..

Ребята, а вы помните, как начинался сегодня наше занятие?

 - Возьмитесь снова за руки, скажите похвалите друг друга

Вот так и учитесь  говорить друг другу комплименты.  Ведь добрые слова приятны как людям, так и всему живому на земле.

АМО «Комплимент»

Цель: систематизация целей, ожиданий учащихся.

Участники: все обучающиеся.

Время проведения: 5 минут.

Проведение: учащиеся берутся за руки, говорят друг  другу добрые слова.

Оценка результата: положительный эмоциональный настрой,  давать оценку знаниям одноклассников.

 

Занятие внеурочной деятельности

Направление внеурочной работы: общекультурное

Форма организации: интегрированное занятие с элементами игры.

Программа: «Общекультурное»

Класс: 1

Тема: «Зачем нужны деревья?»

 Цель: формировать представление о пользе деревьев;

Задачи:

создавать условия для овладения детьми различными видами деятельности;

- воспитывать бережное отношение к природе;

Формируемые УУД:

1) формирование познавательных УУД:

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- анализ, синтез;

- умение находить информацию разными способами (в разных источниках).

2) формирование регулятивных УУД:

- формулировать и удерживать цель занятия;

- составлять план и последовательность действий;

3) формирование коммуникативных УУД:

- умение слушать и понимать других;

- воспитывать взаимоуважение друг к другу;

- умение работать в группе, принимать правила группы, совместно договариваться о правилах общения в группе и следовать им;

- умение оформлять свои мысли в устной речи;

- умение отстаивать свою точку зрения.

Оборудование и материалы: загадка про  дерево, альбомные листы, разрезные картинки, краски, цветик – семицветик со  словами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта внеурочного занятия для 1 класса по теме: "Зачем нужно знать правила дорожного движения"

Данный материал создан на основе программы Н. В. Виноградовой "Безопасность дорожного движения"...

Занятие "Зачем нужно внимание?" (для детей младшего школьного возраста)

Дидактический материал для проведения коррекционного занятия. Для педагогов - психологов....

Конспект занятия «Зачем нужны дорожные знаки?»

Цель. Закрепить знания детей о правилах поведения на ули­це;научить различать дорожные знаки;повторить правила уличного движения для пешеходов;развивать умения самостоятельно пользоваться пол...

конспект внеурочного занятия "Зачем нам банки"

Дата проведения мероприятия: 20.04.2021ФИО учителя: Баязитова Гузалия РамазановнаКласс: 3 «а»Тема: «Зачем нам банки»Цели: ознакомление учащихся с понятиями «банк», ...

Технологическая карта урока окружающего мира «Зачем нужны автомобили. Зачем нужны поезда»(УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление с назначением, устройством, разнообразием автомобилей, автомобилями разных времен. познакомить с назначением и устройством ...

Конспект внеурочного занятия "Зачем я учусь?" для учащихся коррекционной школы ("Разговоры о важном")

Внеурочное занятие  «Зачем я учусь» для обучающихся 1 – доп. классов коррекционной школы, является первым уроком из  цикла «Разговоры о важном». Занятие  з...

Конспект внеурочного занятия "Как нужно вести себя с незнакомцами"

Данный материал можно использовать при проведении внеурочного занятия по направлению "Правовое воспитание и культура безопасности"...