РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Маленький принц»
рабочая программа по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)

            Программа «Маленький принц» представляет собой сюжетно — ролевую игру младших школьников. Сюжет игры основан на произведении  Антуана  де Сент — Экзюпери «Маленький принц».  Так же, как герой сказки являлся заботливым хозяином своего астероида, участники попытаются стать хозяевами своей «планеты». В качестве «планеты» выступает выбранный детьми участок природы и социальной среды ближайшего окружения.

                 Программа «Маленький принц» относится  к  духовно-нравственному направлению,  рассчитана на 4 года, объемом в 138 часов, 1 час в неделю. Предлагаемые занятия — мероприятия (минипроекты).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon malenkiy_prints_programma.doc215.5 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа № 7 города Жигулевска городского округа Жигулевск Самарской области

РЕКОМЕНДОВАНО ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО

Учебно-методическим педагогическим Директор ГБОУ СОШ № 7

советом ГБОУ СОШ № 7 советом ГБОУ СОШ № 7 _______________

протокол заседания протокол заседания

от «____» _______2018 г. №____ от «___» ______2018 г. №____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО СОЦИАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

«Маленький принц»

для 1-4 классов

Составлено учителем

начальных классов:

Крутовой С.А.

г. Жигулёвск

Содержание

1. Пояснительная записка …… 3

2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности 9

3. Тематический план…………………………………………………….12

4. Содержание программы 1-4 класс ……13

5. Формы подведения итогов …………………………………………… 20

6. Планируемые результаты освоения программы в 1 – 4 классах ……. 25

7. Список литературы 39

8. Диагностика ……………………………………………………………..41

Пояснительная записка.

Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совер -шенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.

Серьёзнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внёс существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации, сами моральные нормы, ценности. Одной из важнейших причин такого положения дел является экологическая неграмотность населения, неумение предвидеть последствия своего вмешательства в природу. Поэтому ценность природы - осознание себя частью природного мира, бережное отношение к природе как к среде обитания и выживания человека, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства, мы называем одной из основополагающих. В настоящее время экологическое образование школьников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике, особенно на природоохранных территориях.

Формирование экологической культуры населения, начало становления падает на первые 7 – 8 лет жизни ребенка. Младший школьный возраст – ответственный период жизни человека, так как именно здесь закладываются основы правильного отношения к окружающему миру.

Актуальность разработанного проекта продиктована:

  • отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников;
  • необходимостью воспитать ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей;
  • отсутствием позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой и социумом;

Программа «Маленький принц» разработана на основе материалов исследовательской и практической работы кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника РАО И.В. Цветковой, в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России[1], Письма Департамента общего образования Минобрнауки от 12 мая 2011 г.№ 03–296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» с учётом реализации УМК «Школа России» и опыта воспитательной работы в экологическом направлениях в ГБОУ СОШ №7.

Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой. А под экологическим воспитанием понимается формирование у широких слоев населения экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы.

Основная идея программы «Маленький принц».

Программа «Маленький принц» представляет собой сюжетно — ролевую игру младших школьников. Сюжет игры основан на произведении Антуана де Сент — Экзюпери «Маленький принц». Так же, как герой сказки являлся заботливым хозяином своего астероида, участники попытаются стать хозяевами своей «планеты». В качестве «планеты» выступает выбранный детьми участок природы и социальной среды ближайшего окружения.

Программа «Маленький принц» относится к духовно-нравственному направлению, рассчитана на 4 года, объемом в 138 часов, 1 час в неделю. Предлагаемые занятия — мероприятия (минипроекты).

Класс

Кол-во часов

Аудиторные

Внеаудиторные

1 класс

33 ч

20 ч

13 ч

2 класс

34 ч

20 ч

14 ч

3 класс

34 ч

15 ч

19 ч

4 класс

34 ч

16 ч

18 ч

Программа включает в себя и практическую экологически ориентированную, и творческую эстетического содержания деятельность, нацеленную на решение ряда педагогических задач.

Содержание программы «Маленький принц» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в ГБОУ СОШ №7 для обучающихся 7-11 лет (1-4 класс).

Содержание программы связано с такими учебными предметами, как:

  1. русский язык;
  2. литературное чтение;
  3. окружающий мир;
  4. технология;
  5. изобразительное искусство.

Место проведения занятий: учебные кабинеты, учреждения дополнительного образования, пришкольный учебно-опытный участок, читальный зал библиотеки, промышленные предприятия города.

Программа «Маленький принц» предполагает следующие виды деятельности: познавательную, игровую, трудовую, художественную, краеведческую, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие.

Система работы.

Педагогические методы.

  • словесные (беседы, рассказы, работа с книгой)
  • наглядные (просмотр: презентаций, мультфильма, демонстрационных материалов)
  • проблемный
  • эвристический
  • наблюдения

Формы мероприятий.

  • беседа
  • экскурсия
  • квн
  • праздничное мероприятие
  • сюжетно — ролевая игра
  • урок
  • трудовой десант

Образовательные технологии, используемые в ходе реализации программы «Маленький принц»:

  • деятельностный подход
  • коллективно — творческие дела
  • проектная технология
  • игровая технология
  • групповая работа
  • здоровьесберегающая

Условия, обеспечивающие достижения

Для осуществления образовательного процесса программы «Маленький принц» необходимы следующее:

Ресурсное обеспечение программы.

Материально-технические ресурсы:

  • компьютер
  • программное обеспечение
  • принтер, сканер
  • документ — камера
  • микроскопом
  • ноутбуки

Кадровый ресурс:

педагог , уровень квалификации которого соответствует задаче достижения планируемых результатов, организации эффективной деятельности обучающихся.

Информационно-методические ресурсы:

  • информационно-методическое оснащение библиотеки;
  • учебные пособия, учебно-методическая литература, дополнительная литература, электронные образовательные ресурсы

Цель программы «Маленький принц»:

формировать экологическую культуру личности младшего школьника

Задачи программы:

Обучающие:

- расширять представления об окружающем мире;

- формировать опыт участия в природоохранной деятельности;

- формировать ответственность за свои поступки.

Развивающие:

  • развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
  • развивать эмоционально — чувственную сферу личности в процессе взаимодействия с окружающей средой;
  • формировать убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.

Воспитательные:

  • формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающим миром, умения и навыки практической экологически ориентированной деятельности;
  • формировать активную нравственно — экологическую позицию личности по отношению к окружающему (природной и социальной среде, людям, самим себе);
  • обогащать жизненный опыт ребёнка примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой;
  • включать родителей в процесс экологического воспитания младших школьников, формировать единую экологически воспитывающую среду «образовательное учреждение» - дом (семья).

Планируемые результаты реализации программы «Маленький принц»

Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников. Основанием для «планируемых результатов» к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ СОШ №7. Содержание программы внеурочной деятельности «Маленький принц», формы и методы работы позволят, достичь следующих результатов:

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, взаимоотношениям между телами природы и членами общества;
  • способность к самооценке;
  • осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие;
  • знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение;
  • понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе;
  • чувство прекрасного на основе знакомства с природой;
  • понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье;

могут быть сформированы:

  • умение оценивать трудность предлагаемого задания;
  • чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
  • уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, школы, страны;
  • целостное представление о природе и обществе как компонентах единого мира.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • устанавливать связи между объектами и явлениями природы (в неживой природе, между неживой и живой природой, в живой природе, между природой и человеком);
  • выполнять правила поведения в природе;
  • объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком;
  • давать оценку влиянию деятельности человека на природу;
  • определять причины положительных и отрицательных изменений в природе в результате хозяйственной деятельности человека и его поведения;
  • делать элементарные прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;
  • участвовать в мероприятиях по охране природы;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
  • осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
  • осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.

Учащиеся могут научиться:

  • самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.
  1. Познавательные

Учащиеся научатся:

  • находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;
  • выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;

Учащиеся могут научиться:

  • осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий;
  • устанавливая причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии;
  • сравнивать исторические и литературные источники;
  1. Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.

Учащиеся могут научиться:

  • распределять обязанности при работе в группе;

учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение

Тематический план программы

1 класс

№ п/п

Темы

Кол-во часов

теория

практика

1

Выбираем «планету».

4

2

Принц и его «планета».

4

3

Приведи в порядок «планету».

10

4

Птичья «столовая».

3

5

5

Праздничное настроение.

7

Итого:

11

22

2 класс

№ п/п

Темы

Кол-во часов

теория

практика

1

Наша «планета» и ее проблемы.

1

1

2

Культура нашей речи.

2

4

3

Приведи «планету» в порядок.

8

4

Новогодняя елка.

1

3

5

Осторожно! Гололед!

1

4

6

Чтобы дольше книжки жили.

1

4

7

Осторожно — первоцвет!

2

2

Итого:

9

25

3 класс

№ п/п

Темы

Кол-во часов

теория

практика

1

Наша «планета» и ее проблемы.

1

1

2

Хлеб — всему голова.

2

4

3

Приведи «планету» в порядок.

8

4

Возвращенный лес.

2

2

5

Цветочные дорожки.

2

4

6

Война — экологическое бедствие.

3

5

Итого:

10

24

4 класс

№ п/п

Темы

Кол-во часов

теория

практика

1

Наша «планета». Удачи и новые проблемы.

1

2

Приведи «планету» в порядок.

8

3

Команда спасателей.

3

3

4

Прекрасное и удивительное рядом.

1

5

5

Березкины слезки.

1

3

6

Вахта памяти.

2

3

7

День рождения планеты. Подведение итогов.

4

Итого

8

26

Содержание программы.

1 класс (33 часа).

Выбираем «планету» (4 часа)

Чтение (прослушивание) сказки А. Экзюпери «Маленький принц», беседа, просмотр мультфильма. Обсуждение прочитанного. Выбор «планеты». Разведка «Баобабы моей планеты» (выявление экологически неблагоприятных факторов). Запрещающие знаки нашей планеты.

Принц и его «планета» (4 часа)

Составление современного портрета Маленького принца. Выставка рисунков «Цвети, Земля!» Конкурс чтецов «Родная Земля».

Приведи в порядок «планету» (10 часов)

Правила уборки помещений. Влажная уборка. Обязанности дежурного.

Организация дежурства в классе. Уборка класса. Уборка закрепленной территории.

Практическая часть: уборка в классе и на закрепленной территории школы.

Птичья «столовая» (8 часа)

Где лучше разместить кормушку. Какие кормушки, для каких птиц предусмотреть. Создание и организация регулярной работы птичьей «столовой» на школьной территории. Чтение произведений Г. Скребицкого, В. Бианки о птицах. Экологический КВН «Пернатые друзья».

Практическая часть: изготовление кормушек для птиц, развешивание кормушек, подкормка птиц.

Праздничное настроение (7 часов)

Подарить людям — родителям, родственникам, соседям, работникам школы праздничное настроение в праздники 8 марта, новый год, день защитника Отечества, День Победы, день учителя, день пожилого человека.

Открытка, ее назначение.

Практическая часть: изготовление поздравительных открыток, листовок к праздникам.

2 класс (34 часа).

Наша «планета» и ее проблемы (2 часа)

Чтение сказки А. де Сент — Экзюпери «Маленький принц». Беседа о правиле Маленького принца «Встал утром — приведи в порядок планету». Что такое экология.

Практическая работа: выявление экологически неблагоприятных факторов на «планете».

Культура нашей речи (6 часов)

Экология собственного «я». Слово веселит, огорчает, утешает. Учимся вежливости. «Сорные» слова.

Практическая работа: выявление в своей речи и речи одноклассников «сорных» слов; составление правил борьбы с «сорными» словами ; составление «клумбы» добрых (культурных) слов; игровой практикум «Как по русски говорят? Вот задачка для ребят».

Приведи «планету» в порядок (8 часов)

Правила уборки помещений. Влажная уборка. Обязанности дежурного.

Организация дежурства в классе. Организация дежурства по школе. Уборка класса. Уборка закрепленной территории.

Практическая часть: уборка в классе и на закрепленной территории школы.

Новогодняя елка(4 часа)

Традиции новогоднего праздника. Ель в природе, друзья и враги елок. Как и чем можно заменить живую зеленую красавицу на новогоднем празднике.

Практическая часть: организация выставки «Как сохранить ель»; составление и развешивание листовок, призывающих беречь ели; составление и украшение пано «Новогодняя красавица».

Осторожно! Гололед! (5 часов)

Гололед и травматизм. Экологические ошибки при посыпании заледеневших дорожек. Вещества, которыми посыпают дорожки — опасность для растений, животных и людей. Безопасные средства для уборки территорий.

Практическая часть: уборка подшефных дорожек на территории школы безопасными средствами.

Чтобы дольше книжки жили (5часов)

Откуда пришли книги. Кто помогает появиться книгам на свет. Сколько лет живет книга. Как продлить жизнь книге. Правила пользования книгой.

Практическая часть: экскурсия в библиотеку; ремонт книг в классной и школьной библиотеках; игровой практикум «Путешествие по книгам и с книгами»..

Осторожно — первоцвет! (4 часа)

Что такое первоцвет. Первоцветы на территории Самарской Луки и заповедника. Особенности строения и развития первоцветов. Какая опасность ожидает растения весной.

Практическая часть: организация выставки рисунков «Осторожно — первоцвет!»; составление и развешивание листовок в местах торговли этими цветами; составление кроссвордов о первоцветах .

3 класс (34 часа).

Наша «планета» и ее проблемы (2 часа)

Беседа по сказке А. де Сент — Экзюпери «Маленький принц». Правило Маленького принца «Встал утром — приведи в порядок планету».

Практическая часть: выявление экологически неблагоприятных факторов на «планете»; создание знаков неблагоприятных факторов на «планете».

Хлеб — всему голова (6часов)

Бережное и уважительное отношение к хлебу. Пищевая ценность хлеба. Люди каких профессий выращивают хлеб. Экономное, рациональное использование хлеба. Хорошо ли если много хлеба идет в отходы?

Практическая часть: высушивают хлебные крошки, оставшиеся на столе после еды, складывают в хлебную копилку для зимней подкормки птиц; взвешивание копилок для итогового вывода — хорошо ли, что много хлеба идет в отходы; организация птичьей «столовой».

Приведи «планету» в порядок (8 часов)

Правила уборки помещений. Влажная уборка. Обязанности дежурного.

Организация дежурства в классе. Организация дежурства по школе. Уборка класса. Уборка закрепленной территории.

Практическая часть: уборка в классе и на закрепленной территории школы.

Возвращенный лес (4 часа)

История производства бумаги. Из чего делают бумагу? Сколько лет растет дерево, прежде чем его можно использовать для производства бумаги. Для чего нужна бумага. Бережное и экономное использование бумаги.

Практическая часть: составление и решение задачи: сколько весит израсходованная мною бумага, сколько требуется древесины для использования такого количества бумаги, сколько деревьев надо срубить для этого; организация выставки «Берегите лес!»; создание и распространение буклетов о бережном и экономном использовании бумаги.

Цветочные дорожки (6 часов)

Значение растений в жизни человека и животных. Зачем озеленяют дворы? Сколько кислорода выделяет 1 кв.м густой травы? Сколько кислорода «вытаптывает» и губит человек, прокладывая по газонам тропки, не озеленяя клумбы?

Практическая часть: нарисовать знаки, призывающие не ходить по газонам; повесить такие знаки у территорий, где в результате беспорядочного движения пешеходов растения оказались вытоптанными; попытаться заменить такие участки на пришкольной территории цветочной дорожкой из ноготков и бархатцев.

Война — экологическое бедствие (8 часов)

Война приносит много бед человечеству: смерть, голод, разруху, ожесточение и т. д. Как война влияет на природу?

Практическая часть: сбор фактов о бедах , об экологических бедствиях, которые война приносит людям; встречи с людьми, в судьбе которых была война (ветераны, работники тыла, беженцы из районов военных действий); создание информационного листа.

4 класс (34 часа).

Наша «планета» и ее проблемы (1 час)

Практическая часть: выявление экологически неблагоприятных факторов на «планете»; создание знаков неблагоприятных факторов на «планете».

Приведи «планету» в порядок (8 часов)

Правила уборки помещений. Влажная уборка. Обязанности дежурного.

Организация дежурства в классе. Организация дежурства по школе. Уборка класса. Уборка закрепленной территории.

Практическая часть: уборка в классе и на закрепленной территории школы.

Команда спасателей (6 часов)

Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ожогах, переломах, ранениях, кровотечениях, укусах змей и насекомых, обмороках, солнечных ударах. Неотложная помощь в лесу, на водоеме. Помощь людям, животным, растениям.

Практическая часть: тренировочные упражнения в оказании первой доврачебной помощи в различных ситуациях; тренировочные упражнения ОФП.

Прекрасное и удивительное рядом (6 часов)

Красота родного города: парков, водоемов, площадей, улиц и т.д. Удивительный и причудливый мир растений, причудливые формы деревьев, красота осени, сказочность зимы, пробуждение весенней природы. Необычные обитатели окружающей среды.

Практическая часть: экскурсии в парки, по городу, в краеведческий музей города; посещение народной галереи; составление рассказов об увиденном, сказок; организация фотовыставки; экологический праздник «Мы в ответе за планету!».

Березкины слезки (4 часа)

Весеннее пробуждение деревьев (сокодвижение). Береза — символ России. Разнообразии видов берез. Пора сбора березового сока — угроза для березовой рощи. Как спасти березу от нерадивых любителей березового сока.

Практическая часть: изготовление и распространение рекламных листовок; замазывание опасных ран у деревьев приготовленной смесью.

Вахта памяти (5 часов)

Великая Отечественная война в истории нашей страны. Великая Победа нашей страны. Война в Афганистане, Чечне. Люди, в судьбе которых была война.

Практическая часть: оформление информационного листа на основе собранного материала; встреча с ветеранами, работниками тыла Великой Отечественной; День Памяти.

День рождения планеты. Подведение итогов (4 часа)

Практическая часть: подготовка и проведение праздника, на котором подводятся итоги проделанной работы; составляется карта «планеты» с указанием на ней минипроектов, которые понравились детям; демонстрируются творческие работы, выполненные в ходе проекта.

  1. 1 класс
  1. 2 класс
  1. 3 класс
  1. 4 класс
  1. Создание запрещающих знаков «планеты».

Конкурс рисунков «Цвети, Земля!»

Конкурс чтецов «Родная Земля».

КВН «Пернатые друзья».

Конкурс рисунков «Крылатые соседи».

Акция «Птичьи хлопоты»

(изготовление кормушек)

Проект «Праздничное настроение».

Акция «Наш чистый школьный вор».

Создание запрещающих знаков «планеты».

Проект «Борьба с «сорными» словами».

Создание «Клумбы» добрых, вежливых слов.

Игровой практикум по культуре речи «Как по русски говорят? Вот задачка для ребят».

Акция «Наш чистый школьный вор».

Создание и распространение листовок «Берегите зеленую красавицу».

Создание и распространение листовок «Осторожно — первоцвет!»

Конкурс рисунков «Осторожно — первоцвет!»

Экскурсия в библиотеку.

Проект «Вышли книжки из больницы» (ремонт книг)

Игровой практикум «Путешествие по книгам и с книгами»

  1. Создание запрещающих знаков «планеты».

Проект «Хлебные крошки»

Акция «Птичья соловая»

Создание буклетов о бережном и экономном использовании бумаги.

Выставка рисунков «Берегите лес!»

Создание кроссвордов

«Наши друзья — деревья»

Проект «Цветочная дорожка».

Создание и распространение знаков «Не ходите по газонам».

Акция «Наш чистый школьный вор».

Проект «Цвети, дорожка».

Круглый стол « Война — бедствие для всей планеты!»

Создание информационных листов «Война — экологическое бедствие!» и «Война — горе и бедствия людей».

  1. Создание запрещающих знаков «планеты».

Акция «Наш чистый школьный вор».

Создание памятки «Оказание доврачебной помощи».

Соревнование «Чип и Дейл спешат на помощь».

Выпуск информационных листов «Первая медицинская помощь».

Экскурсии по городу, в музей, в галерею.

Фотовыставка «Как прекрасен этот мир!»

Экологический праздник «Мы в ответе за планету!»

Конкурс рассказов, сказок «Удивительное — рядом!»

Изготовление и распространение рекламных листовок «Березкины слезки».

Акция «Помоги березке».

Оформление информационного листа «Вахта памяти».

Встреча с ветеранами, работниками тыла Великой Отечественной.

День Памяти.

Игровой практикум «День рождения планеты»

К концу первого года обучения школьники должны знать:

1. Положительное и отрицательное влияние человека на окружающую среду.

2. Условия, необходимые для жизни на выбранной «планете».

3. Нравственные правила обращения с объектами природы, членами общества.

К концу первого года обучения школьники должны уметь:

1. Проводить индивидуальные наблюдения и выявлять проблемы, которые могут быть рядом.

2. Оказывать помощь птицам в зимнее время.

3. Поздравлять окружающих с праздниками.

4. Готовить и убирать рабочее место, осуществлять дежурство по классу.

К концу второго года обучения школьники должны знать:

1. Элементарные правила пользования книгой, нормы экологической этики.

2. Простейшие взаимосвязи живой природы и хозяйственной деятельности человека, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе.

3. Знать основы культуры речи.

К концу второго года обучения школьники должны уметь:

1. Уметь выполнять правила безопасного и экологического поведения в природе.

2. Подбирать материал о бережном отношении к природе, составлять правила уважительного отношения к телам живой природы .

3. Уметь выражать эстетические чувства и переживания творческими средствами.

4. Дежурить по школе и классу, осуществлять уборку территории.

К концу третьего года обучения школьники должны знать:

1. Значение природы в жизни человека, отрицательное и губительное отношение человека к окружающему миру.

2. Способы охраны природы; действия человека, которые помогут экономно и бережно расходовать природные богатства.

3. Выражать свою положительную или отрицательную оценку экологическим воздействиям человека на природу.

4. Знать о губительном воздействии военных действий на все сферы человеческой жизни, на природу.

К концу третьего года обучения школьники должны уметь:

1. Анализировать экологические ситуации и искать возможности их решить, выбирать способы активного воздействия на человека.

2. Использовать знания о способах охраны природы и бережного к ней отношения в трудовой, общественно-полезной, пропагандистской деятельности в школе, на пришкольной территории.

3. Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя или педагога дополнительного образования.

К концу четвёртого года обучения школьники должны знать:

1. Некоторые методы, стимулирующие самостоятельную деятельность по формированию экологической проблемы.

2. Нравственные и правовые принципы природопользования.

3. Причины необходимости посильного участия в охране природы родного края

4. Правила первой доврачебной помощи человеку.

5. Способы и правила поведения, оказания помощи телам природы.

6. Нравственные и этические принципы отношения к военным действиям, участникам тыла и боевых действий.

К концу четвёртого года обучения школьники должны уметь:

1. Реализовывать личный опыт в экологических, социальных инициативах, проектах.

2. Пропагандировать идеи правильного природопользования в борьбе со всем, что губительно отражается на природе, на отношениях в социальной среде.

3. Использовать моральные и правовые принципы, нормы и правила экологически грамотного отношения к окружающей природе в реальном поведении.

4. Использовать моральные и правовые принципы, нормы и правила поведения в социальной среде.

К концу 4 –го года обучения у школьников будут сформированы представления об общечеловеческих ценностях какими являются: родная земля, планета Земля, экологическое сознание, друзья и близкие, мирное сосуществование.

Первый уровень результатов освоения программы «Маленький принц» будет: духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, экологических акциях и проектах, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделках.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, в семье, окружающей социальной среде., в которой получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить и использовать, пытается донести до других.

Третий уровень результатов - получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов в пределах и за пределами образовательного учреждения.

Программа «Маленький принц» способствует формированию у младших школьников следующих качеств личности:

  • бережное, трепетное, продуманное отношение к окружающему миру;
  • патриотизм;
  • терпимость и уважение к истории, традициям, языку;
  • ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
  • трудолюбие;
  • настойчивость;
  • дисциплинированность;
  • любовь к малой родине;
  • неравнодушное отношение к экологическим нарушениям;
  • уважение, заботу, желание помочь окружающим людям и природе .

Формы учёта знаний, умений.

В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, игровой и трудовой практикумы).

Итоги будут подводится в 1-2 классах виде праздников, выставок поделок и рисунков и заполнении карточки участника - «жителя планеты». В 3-4 классах - в виде защиты проектов, отчетов во время игровых практикумов, создания буклетов и информационных листов, листовок. В 4 классе проводится игровой практикум в конце года «С днем рождения, планета!», и дети заполняют анкету о проделанной работе.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

освоения программы к концу 1 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в школе, на улице, в общественных местах;
  • понимание необходимости выполнения правил гигиены помещения для сохранения здоровья;
  • понимание необходимости бережного, заботливого отношения к людям и к природе;

могут быть сформированы:

  • понимание необходимости бережного отношения к животному миру;
  • понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к членам семьи, членам школьного коллектива;
  • понимание красоты доброго, внимательного отношения к окружающим людям.

ПРЕДМЕТНЫЕ

  1. Человек и природа

Учащиеся научатся:

  • ухаживать за комнатными растениями;
  • рассказывать о значении птиц в жизни человека;
  • приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на окружающую среду;
  • различать положительное и отрицательное воздействие человека на природу.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
  • называть последствия голода в зимний период для птиц;
  • рассказывать о способах оказания помощи пернатым друзьям;
  • различать перелетных и зимующих птиц.

Человек и общество

Учащиеся научатся:

  • называть свое имя, отчество, фамилию, дату рождения, домашний адрес;
  • выполнять элементарные правила гигиены классной комнаты;
  • проявлять уважительное отношение к окружающим людям;
  • выполнять основные правила безопасного поведения, дома, в школе, на улице, в природе и общественных местах;
  • приводить примеры видов труда людей;
  • характеризовать особенности положительных качеств характера человека (забота о ближнем, трудолюбие, доброжелательность, внимание к окружающим); .

Учащиеся получат возможность научиться:

  • различать виды эмоционального состояния человека.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

  1. Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • понимать свое продвижение в овладении содержанием курса;
  • понимать, что уже усвоено и что предстоит усвоить с опорой на знаки — опасности на «планете».

Учащиеся могут научиться:

  • осуществлять контроль за усвоением учебного материала при выполнении заданий минипроектов;
  • замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников.
  1. Познавательные

Учащиеся научатся:

  • понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
  • называть и различать окружающие предметы и их признаки;

Учащиеся могут научиться:

  • осуществлять поиск информации при выполнении заданий и подготовке проектов;
  • сравнивать объекты, выделяя сходства и различия;
  • группировать различные предметы по заданному признаку.
  1. Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • участвовать в диалоге при выполнении заданий;
  • оценивать действия одноклассников.

Учащиеся могут научиться:

  • осуществлять взаимопроверку при работе в паре;
  • сотрудничать в поиске и сборе информации при выполнении совместно выбранного проекта.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

освоения программы к концу 2 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • понимание необходимости правильно вести себя дома, на улице, в гостях;
  • понимание значения взаимопомощи в семье, в коллективе;
  • способность оценивать свое поведение и поведение других детей в соответствии с правилами этикета;

могут быть сформированы:

  • ориентация на соблюдение правил поведения в общественных местах;
  • способность ставить себя на место других людей в различных жизненных ситуациях.

ПРЕДМЕТНЫЕ

  1. Человек и природа

Учащиеся научатся:

  • понимать значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира;
  • рассказывать о значении деревьев в жизни человека;
  • называть условия, необходимые для жизни растений;
  • сравнивать результаты наблюдений за природой в разные времена года.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • рассказывать об использовании различных экологически безопасных способов борьбы с гололедом;
  • рассказывать о значении литературных источников в жизни человека;
  • понимать, что такое окружающая среда;
  • приводить примеры разнообразия первоцветов;
  • приводить примеры приспособленности первоцветов к условиям жизни и некоторых взаимосвязей в живой природе;
  • рассказывать о влиянии деятельности человека на живую природу;
  • проводить наблюдения.
  1. Человек и общество

Учащиеся научатся:

  • выполнять правила пользования книгами;
  • основам культуры речи;
  • понимать значение науки и труда в жизни общества.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать, что человек — часть общества и часть природы;
  • понимать значение общества в жизни человека;
  • осознавать то, что в обществе люди зависят друг от друга;
  • понимать значение искусства как способа познания и изменения мира.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

  1. Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • понимать свое продвижение в овладении содержанием курса 2 класса;
  • проводить наблюдения по предложенному плану;
  • выполнять действия по защите и бережному отношению в отношении предметов, которые терпят бедствия;
  • оценивать правильность выполнения заданий.

Учащиеся могут научиться:

  • развивать и тренировать свою наблюдательность;
  • ставить цели проведения наблюдений и выполнения действий по защите;
  • планировать собственное участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради).
  1. Познавательные

Учащиеся научатся:

  • оформлять результаты наблюдений в информационных листах, листовках с помощью условных знаков;
  • понимать значение справочников, словарей, энциклопедий;
  • пользоваться справочниками, помещенными в учебной литературе;
  • понимать значение знаков и символов в жизни общества.

Учащиеся могут научиться:

  • пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации при подготовке проекта;
  • осуществлять описание объектов природы;
  • сравнивать и классифицировать объекты природы по заданным признакам;
  • устанавливать некоторые причинно-следственные связи изменений в природе и обществе;
  • анализировать и обобщать результаты наблюдений, делать выводы.
  1. Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • сотрудничать с одноклассниками при выполнении игровых заданий, трудовой деятельности;
  • осуществлять взаимопроверку при выполнении игровых заданий;
  • ставить вопросы друг другу.

Учащиеся могут научиться:

  • высказывать свое мнение при обсуждении различных жизненных ситуаций, возникающих в обществе;
  • выполнять основные правила этикета (приветствовать, прощаться, благодарить, поздравлять).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

освоения программы к концу 3 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • понимание значения изучения курса;
  • ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы;

могут быть сформированы:

  • осознание себя как гражданина России;
  • уважение к истории России;
  • понимание влияния эмоций на здоровье человека и необходимости управлять своими эмоциями.

ПРЕДМЕТНЫЕ

  1. Человек и природа

Учащиеся научатся:

  • приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе;
  • объяснять, что такое экология;
  • объяснять значение хлеба в жизни человека, необходимости бережного и уважительного использования;
  • рассказывать о роли леса в жизни человека,необходимости охраны его и рационального использования;
  • устанавливать с помощью решения задач значимость бережного использования бумаги для сохранения леса;
  • характеризовать органы растений, способы приспособления их к жизни ;
  • приводить примеры взаимосвязей между компонентами неживой и живой природы;
  • рассказывать о влиянии человека на живую природу и необходимых

мерах ее охраны;

  • выполнять основные правила личной гигиены, гигиены труда и помещений;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • различать существенные и несущественные признаки;
  • приводить примеры физических и химических явлений природы;
  • характеризовать условия прорастания семян;
  • приводить примеры взаимосвязей в неживой и живой природе;
  • выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания.
  1. Человек и общество

Учащиеся научатся:

  • рассказывать о роли военных действий в жизни общества и природы;
  • характеризовать пагубное длительное влияние послевоенной природы на жизнь человека;
  • объяснять значимость общественно — полезного труда в обществе.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • рассказывать об истории Великой Отечественной войны, других военных действиях;
  • раскрывать взаимосвязь войны с хозяйственной, политической и культурной жизнью общества;
  • приводить примеры подвигов и личных поступков людей, которые отмечены государственными наградами.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

  1. Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • понимать цель познавательной деятельности;
  • планировать свои действия при выполнении заданий учебной литературы, проекта;
  • осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий.

Учащиеся могут научиться:

  • самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий;
  • самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;
  • ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать ее (в рамках проектной деятельности).
  1. Познавательные

Учащиеся научатся:

  • доказывать то или иное свойство изучаемого объекта посредством наблюдений;
  • сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;
  • находить необходимую информацию в литературе;
  • получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;
  • понимать информацию, представленную на исторической карте.

Учащиеся могут научиться:

  • получать дополнительную информацию по изучаемой теме, пользуясь справочной литературой;
  • самостоятельно моделировать некоторые природные процессы, социальные проблемы.
  • устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями.
  1. Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • выполнять парные и групповые задания в классе и на экскурсиях;
  • совместно проводить опыты, обсуждая их результаты и делая выводы.

Учащиеся могут научиться:

  • распределять обязанности и контролировать друг друга при выполнении учебных заданий и проектов.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

освоения программы к концу 4 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;
  • способность к самооценке;
  • осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю страны, ответственности за общее благополучие;
  • знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение;
  • понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе;
  • чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;
  • понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье;

могут быть сформированы:

  • устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;
  • умение оценивать трудность предлагаемого задания;
  • адекватная самооценка;
  • чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
  • установка на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении;
  • осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы;
  • осознанное положительное отношение к культурным ценностям;
  • основы экологической культуры;
  • уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, школы, страны;
  • целостное представление о природе и обществе как компонентах единого мира.

ПРЕДМЕТНЫЕ

  1. Человек и природа

Учащиеся научатся:

  • проводить самостоятельно наблюдения в природе, обществе и делать простейшие выводы, фиксировать результаты;
  • давать характеристику общественным действиям по результатам наблюдений;
  • объяснять, что такое природное сообщество, приводить примеры признаков приспособленности организмов к условиям жизни в сообществах, некоторых взаимосвязей между обитателями природных сообществ, использования природных сообществ и мероприятий по их охране;
  • устанавливать связи между объектами и явлениями природы (в неживой природе, между неживой и живой природой, в живой природе, между природой и человеком);
  • выполнять правила поведения в природе.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • рассказывать о явлениях природы, объяснять зависимость деятельности человека;
  • приводить примеры приспособленности растений природных сообществ к совместной жизни;
  • объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком;
  • давать оценку влиянию деятельности человека на природу;
  • определять причины положительных и отрицательных изменений в природе в результате хозяйственной деятельности человека и его поведения;
  • делать элементарные прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;
  • участвовать в мероприятиях по охране природы.
  1. Человек и общество

Учащиеся научатся:

  • различать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн); показывать на карте границы Российской Федерации;
  • находить на карте места важнейших военных событий российской истории.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • описывать культурные достопримечательности своего края.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

  1. Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
  • осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
  • осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.

Учащиеся могут научиться:

  • самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.
  1. Познавательные

Учащиеся научатся:

  • находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;
  • понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;
  • осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков;
  • проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;
  • устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе;
  • обобщать результаты наблюдений за неживой и живой природой, делать выводы;
  • выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;
  • устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя);
  • сравнивать исторические события, делать обобщения.

Учащиеся могут научиться:

  • осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания.
  • сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий;
  • устанавливая причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии;
  • сравнивать исторические и литературные источники;
  • строить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников;
  • собирать краеведческий материал, описывать его.
  1. Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.

Учащиеся могут научиться:

  • распределять обязанности при работе в группе;
  • учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение.

Список литературы для учителя.

1. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2000.

2. Плешаков А.А. Зеленый дом: Методическое пособие к системе учебных курсов с экологической направленностью для начальной школы. - М.: Просвещение, 2003.

3. Дик Н.Ф. Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности в начальной школе. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.

  1. Чуракова Р.Г. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности (Текст): 1-4 кл.: в 2 ч.- М.: Академкнига, 2011.
  2. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников - Нач. Школа, 2005.
  3. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. – М.: Просвещение, 2010.
  4. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010.
  5. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. - М.: Просвещение, 2010.
  6. Кропочева Т.Б. Дидактические игры на уроках природоведения. - Новокузнецк, 1997.
  7. Кропочева Т.Б. Нетрадиционные уроки природоведения. Методическое пособие. - Новокузнецк: Изд.ИПК, 1999.
  8. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – Начальная школа №10, 2005.
  9. Рыжова Н.А. Не просто сказки (экологические рассказы, сказки, праздники), - Начальная школа, №10,1998.
  10. Тарабарина Т.И. И учеба и игра: Природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997.

Список литературы для обучающихся

Основная литература

1. Калугин М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки.- Ярославль: Академия развития, 1998.

3. Кропочева Т.Б. Родной край: Учебное пособие для учащихся начальных классов.- Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2006.

Дополнительная литература

1. Скребцова, М. Природа – глазами души.: М.: 1999.

2. Томилина, М.Е. Природоведение для младших школьников.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.

Диагностика.

Во время подготовительного этапа (1 - 2 класс) при составлении современного портрета Маленького принца дети работают с карточкой участника программы экопректа «Маленький принц», которая оформлена в форме письма.

Здравствуй, малыш!

Ты, наверное, мечтал стать однажды сказочным принцем или принцессой, чтобы творить чудеса в своём царстве и видеть, как все люди, животные, даже растения радуются встрече с тобой ...

«Детские фантазии», - скажут тебе в ответ очень серьезные взрослые.Но давай не будем торопиться стать таким взрослым, которые уже не верят в добрые сказки.

Ты прочитал книгу Антуана де Сент — Экзюпери «Маленький принц». Она поможет тебе осуществить свою мечту. В ней Маленький принц делится своими секретами. У него, как и у тебя, есть соя планета, - правда, она намного меньше, чем Земля. Но надо что — то придумать, ведь нашей планете тоже очень хочется иметь своего Маленького принца. Она так устала от дымящихся труб, гудящих турбин, от войн, от взрывов, от химикатов, от злых слов и нечестных отношений между людьми, от того, как беззаботно, безжалостно, неразумно обходится с ней человек. Земля уже не может уберечь от гибели целые виды зверей, птиц, рыб … Да и самого человека она не в силах оградить от последствий его же неразумных поступков.

Слышишь, малыш, Земля просит о помощи! Земля ждет своего Маленького принца. Может именно ты сумеешь им стать?

Я знаю. Что ты уже о многом догадался. Да, чтобы стать хорошим хозяином своей планеты, действовать на радость людям, животным, растениям.

«Хозяином всей Земли?» - удивишься ты. Нет, малыш. На такой огромной планете, как наша, должно быть много маленьких принцев и принцесс, которые вместе смогли бы оберегать ее. Что же тебе делать Попробуй воспользоваться нашими подсказками, выполнить те дела которые помогут твоей маленькой планете.

Итак, малыш, ты стоишь сейчас в начале пути.

Ты мечтаешь стать Маленьким принцем, настоящим хозяином, другом своей планеты, помочь ей стать чище и еще красивее, заботиться о ней, беречь.

Прежде чем приниматься за дело, напиши: какого человека наша планета, природа может считать своим другом.

Составь словесный портрет такого человека.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Ты хочешь стать Маленьким принцем?
  2. А какой он, Маленький принц?
  3. Какие черты характера присущи ему?
  4. Какими качествами он обладает?
  5. Какие дела он должен делать на планете?

И закончи предложение: «Чтобы меня могли назвать Маленьким принцем, я должен ...»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В конце 1 класса проводим анкету.

Эти вопросы помогут тебе при подведении итогов проекта:

1. Понравилась ли тебе твоя «планета»?

2. Какие правила на твоей «планете»?

3. Какие правила тебе было легко выполнять, а какие – трудно?

4. Зачем надо помогать птицам?

5. Какую помощь ты оказывал помимо работы в классе?

6. Нужно ли содержать «планету» в порядке?

7. Что для этого ты делал в классной комнате, на территории школы?

8. Понравилось ли тебе дарить людям радость?

9. Какие чувства испытываешь, если рядом люди, которые благодарны тебе за заботу?

В конце 2 класса проводим анкету.

Эти вопросы помогут тебе при подведении итогов проекта:

1. Какие новые правила появились на твоей «планете»?

2. Работа над каким правилом тебе понравилась больше?

3. Что нового ты узнал за год об экологически неблагоприятных факторах?

4. Влияет ли культура речи на отношения между одноклассниками?

5. Изменилось ли что на вашей планете, после борьбы с сорными словами?

6. Удалось ли тебе помочь елям в канун новогодних праздников?

7. Нарисуй свою «планету» весной? Какие первоцветы удалось поселить на ней?

8. Обязательно ли зимой бороться с гололедом химическими реактивами? Как ты еще можешь помочь «планете» не «заболеть»?

9. Понравилось ли тебе «лечить» книжки?

10. Нужно ли ремонтировать чужие книги, если ими не пользуешься? Почему?

11. Стоит ли приводить «планету» в порядок, если тебя не хвалят за это?

Нарисуй свою «планету».

В конце 3 класса проводим анкету.

Эти вопросы помогут тебе при подведении итогов проекта:

1. Назови правила, которые появились в этом году на «планете»?

2. Как ты думаешь, удалось ли убедить окружающих в выполнении этих правил?

3. Почему окружающие не всегда уважают и выполняют эти правила?

4. Какие практические дела ты хотел бы провести на «планете» еще?

5. Как и кому в природе ты помог?

6. Как ты помогал окружающим тебя одноклассникам, близким?

7. Практические и творческие дела на «планете» помогают ли кому?

Составь карту своей «планеты».

В 4 классе при подготовке мероприятия «День рождения планеты» заполнить анкету.

Эти вопросы помогут тебе при подведении итогов проекта:

  1. За что твоя планета может тебе сказать спасибо?
  2. Назови самые важные дела, которые ты сделал как хозяин своей планеты?
  3. О чем еще просит тебя твоя планета?
  4. Что ты не смог или не успел сделать для планеты?
  5. Что не получилось или получилось не совсем так, как ты планировал? Почему?
  6. На какие сигналы бедствия ты успел откликнуться и оказал помощь?
  7. С кем из обитателей своей планеты ты подружился?
  8. За что они могут поблагодарить тебя?
  9. Почему они могут считать тебя своим другом?
  10. Получилось ли у тебя следовать правилу Маленького принца?
  11. Что тебе мешало выполнять правило?
  12. Назови качества Маленького принца?
  13. Сравни названные тобой качества Маленького принца со своими. Все ли совпадают? Чего не достает в тебе? В чем и как надо измениться?
  14. Кто стал твоим помощником, с кем ты подружился?
  15. Изменился ли ты в своем отношении к природе, людям?
  16. Что думают об этом твои друзья, близкие, учителя?

Не всегда просто ответить на эти вопросы самому, оценить свои действия, поступки. Поэтому отвечая на вопросы, посоветуйся со взрослыми. Пусть они расскажут, что думают о тебе и твоей работе, а ты решишь как тебе действовать дальше.


[1] Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Декоративно-прикладное искусство "Маленький мастер"

Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к поним...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – маленький исследователь»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – маленький исследователь» предназначена для организации внеурочной проектной деятельности по научно-познавательному направлению в 1-4 классах....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Маленький патриот» по духовно-нравственному направлению в рамках ФГОС НОО. в 1 классе.

Программа внеурочной деятельности младших школьников "Маленький патриот реализует духовно-нравственноенаправление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО...

Рабочая программа внеурочной деятельности кружок "Маленький мастер"

Рабочая программа с 3 уровнями результатов и мониторинговой картой...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Маленькая страна» для 2-х классов (социальное направление)

Во время прохождения занятий кружка "Маленькая страна" предполагается, что у обучающихся произойдёт формирование следующих умений и способностей для успешной адаптации в социуме: умени...

Сценарий урока внеурочной деятельности «Альбом воспоминаний Маленького принца»

Занятие разработано на основе УМК «Учусь учиться»автор Дзятковская Е.Н. Цель таких занятий развитиеэкологической грамотности через формирование уучащихся умений учиться, умений общаться, у...