Конспект урока "Строение тела человека" 2 класс
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)

Белякова Е. А.

Урок для студента-практиканта, учителя начальных классов для 2 класса по ФГОС. Методические разработки по Окружающему миру для 2 класса по УМК«Школа России». Конспект урока окружающего мира. УМК "Школа России". 2 класс. Тема: "Строение тела человека". Тип урока: открытие нового знания. Цель: ценностное отношение обучающихся к  здоровому образу жизни  и совместной учебной деятельности по определению  внешних частей тела и внутренних органов человека, проведению классификации по заданным критериям, формулируя собственное мнение и позицию.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Строение тела человека.

Класс: 2

Тип урока: Освоение новых знаний.

Планируемые результаты:

  • Предметные результаты: умение называть и показывать внешние и внутренние части тела (органы) человека.
  • Личностные: учебно- познавательный интерес к строению человека; ориентация на здоровый образ жизни.
  • Метапредметные:

регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном

материале в сотрудничестве с учителем и учениками;

оценивать правильность выполнения действия.

познавательные: проводить классификацию по заданным критериям; осуществлять синтез, как составление целого из частей.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию.

Строить понятные для партнёра высказывания.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Цель: ценностное отношение обучающихся к здоровому образу жизни и совместной учебной деятельности по определению внешних частей тела и внутренних органов человека, проведению классификации по заданным критериям, формулируя собственное мнение и позицию.

Этап урока/учебная ситуация

Результаты этапа

Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

Действие педагога

Действие обучающегося

Орг. момент.

Самоопределение к деятельности

Формальная готовность к уроку. Самоконтроль.

Формирование и развитие ЦО к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке

Управляет ситуацией самооценки.

-Здравствуйте, дети. Садитесь.

Посмотрите-ка на нас:

Вот какой хороший класс!

Приготовились учиться,

Ни минутки не лениться,

Не скучать, не отвлекаться,

А стараться и стараться.

Дневнички на партах, тут

Дневнички “пятерок” ждут.

Выполняет самооценку, готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей, правильность и аккуратность расположения предметов на парте.

Актуализация знаний

Воспроизведенные знания и способы действия. Осознание необходимости получения новых знаний.

Воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний. Определение границ знания и незнания.

Учитель: Вы готовы к работе? Тогда внимание на экран.

Слайд 1 (домики)

- Что вы видите на рисунке?

- Как дом устроен снаружи?

(Крыша, окна , труба и пр.)

Это относится к внешнему строению (надписи на слайде)

- А что находится внутри?

-Это внутреннее строение (надпись на слайде)

Слайд №2 (машины)

Учитель: Какие части машины вы видите снаружи?

Дети: Снаружи есть двери, окна, колеса, фары.

Учитель: А что находится внутри машины?

Дети: Сиденья, руль, двигатель…

Учитель: То, что мы видим снаружи – это внешнее строение машины. То, что можем увидеть внутри – это внутреннее строение машины. (надписи на слайде)

- Молодцы. А сможете ли вы отгадать загадку? (Слайд 3 - загадка)

-Внимательно посмотрите видеофрагмент и подготовьтесь ответить на мои вопросы. (слайд 4) (отрывок из м\ф «Федя Зайцев»).

Слушают.

Отгадывают.

Высказывают мнения.

Работают в группах.

Высказывают свои мнения.

Взаимопроверка, самоконтроль.

Постановка учебной задачи, целеполагание

Сформулированная и зафиксированная учебная задача. Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения.

Кого нарисовал Федя Зайцев? (Человечка)

-Все согласны с мнением Феди, что человек состоит из рук, ног, рожицы, огуречка? (Нет)

-У нас несколько мнений. Какой возникает вопрос? (Из чего состоит человек) (Слайд 5) — тема урока

-Я сегодня сама определила цели урока. (Слайд 6)

-Прочитайте.

-Вы согласны с предложенными целями?

Высказывают свои мнения.

Высказывание мнении.

Читают.

Высказывают мнения.

Решение учебной задачи

Новое знание, понятие, правило, способ (алгоритм) деятельности, способ использования алгоритма.

Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания, понятия,правила, способа деятельности.

Сегодня мы с вами отправимся в виртуальную экскурсию с гномами и узнаем о строении организма человека.(слайд 8) А нашими экскурсоводами будут семь гномов. Наша экскурсия пройдет по маршруту «Познавательная», «Исследовательская», «Увлекательная», «Испытательная». Итак, первая станция на которую мы отправляемся «Исследовательская» (слайд 9)

- Ребята, посмотрите друг на друга и скажите, как устроено тело человека снаружи?

(У человека есть голова, туловище, руки, ноги….) (слайд 10)

- Итак, к внешнему строению человека относятся следующие части тела: голова (погладьте себя по голове)

(Ведется работа с макетом человека у учителя у доске и у учеников на партах в тетрадях).

- Покажите эту часть тела на своих силуэтах в тетради

Погладьте себя по шее. Покажите. Шею на силуэте в тетради.

Физкультминутка (слайд 11)

- Встаньте и покажите на себе туловище. Его верхнюю часть грудь. Нижнюю часть живот, погладьте по часовой стрелке животик. Повернитесь к соседу спиной пусть он вас погладит по спинке, а затем вы погладите спинку соседа

- Садитесь. Покажите на силуэте в тетради туловище, его части грудь, живот и спину.

. Давайте ручками похлопаем в ладошки, ручки вверх и покрутите ими, это верхние конечности.

- Тихонечко потопайте ножками, это нижние конечности. Покажите на силуэте верхние конечности (руки) , нижние конечности (ноги).

  • Мы рассмотрели внешнее строение человека. А что же находится внутри?
  • Итак, следующая станция «Познавательная» (слайд 12)

Работа на этой станции будет проходить в группах. Каждая группа получает конверт с материалом для исследования и подготовит небольшой отчет о проделанной работе. Время работы 2 минуты.

Конверт 1 (слайд 13,14)

Головной мозг

Вы смотрите вокруг и видите предметы, людей. Вы читаете, пишите. Повинуясь своему желанию, вы бегаете, играете. Вы без труда вспомните, где вы были вчера, куда ездили летом. Вы решаете примеры и задачи. Всё это происходит как бы само собой. Но это не так. Вашими мыслями, движениями, чувствами управляет мозг – важнейший орган тела. Головной мозг – главный «командный пункт» организма. Головной мозг управляет нашим центральным компьютером. Он получает информацию о том, как работают все органы человека, и отдает им приказы, контролирует работу всего организма. Что бы человек не делал, всем управляет мозг. Этот орган располагается в голове.

На партах у вас лежит силуэт человека. Найдите головной мозг и раскрасьте его простым карандашом.

Реакция человека на различные события жизни выражаются эмоциями. Наши эмоции связаны с деятельностью головного мозга. А сейчас изобразите разные чувства (грусть, удивление, гнев, испуг, радость)

  • Что является командным пунктом нашего организма?
  • Какую работу выполняет головной мозг?
  • В какой части организма располагается этот орган?

Конверт 2 (слайд 15, 16)

Легкие

Как долго вы можете не дышать? Проверим. Встаньте. Остановите дыхание. Без воздуха человек может прожить совсем немного.

-Человеку нужно всё время вдыхать и выдыхать воздух. Дыхание происходит при помощи лёгких. Легкие — орган дыхания.

Лёгкие находятся в груди. Они похожи на две розовые губки, которые состоят из маленьких пузырьков. При выдохе они выпускают воздух из себя и уменьшаются в размерах . Когда мы делаем вдох, лёгкие наполняются воздухом и расширяются. Лёгкие непрерывно проделывают огромную работу. Человек дышит примерно 15 — 20 раз в минуту, но если подвергается какой — то физической нагрузке (бежит или поднимается по лестнице), то он дышит чаще. Дышать нужно через нос, потому что в носу вдыхаемый воздух очищается и согревается. Если бы легкие перекачивали не воздух, а воду, то только за одну ночь подняли бы на высоту второго этажа полтонны воды – 500 кг.

- А сейчас возьмите воздушные шарики, посмотрим, как наши легкие работают при вдохе и выдохе. Сделаем вдох, а теперь выдох, надуем шарик. Вот сколько воздуха в ваших легких. За сутки мы делаем около 23 тысяч вдохов и выдохов.

  • Приложите ладошки к груди, покажите область легких. Раскрасьте, синим карандашом легкие на силуэте человека.

Здоровые легкие имеют розовый цвет, а у курильщиков они черные, больные. Предупреждаю, курение опасно для вашего здоровья! Дышать нужно свежим воздухом.

- Для чего нужны легкие? (Чтобы дышать).

  • Где располагаются? (В грудной полости по обе стороны сердца).
  • Объясните почему на перемене надо проветривать класс?

Конверт 3 (слайд 17, 18)

Сердце

Скажите, а как узнают, жив человек или умер?

-Человек не двигается, не дышит, у него не бьётся сердце. Прежде всего прослушивают, бьётся ли у человека сердце. Оно находится в левой части груди. Если оно остановится, человек погибает. Вот какой важный орган сердце! (Приложите руку к груди, послушайте, как бьётся ваше сердце.

). А сердце у нас внутри, мы его не видим. Как у машины есть двигатель, чтобы она работала, так и у нас сердце. ( Сердце – это мышечный насос, качающий кровь по телу. По размеру и по форме напоминает сжатый кулак. Говорят, чтоб узнать какого размера ваше сердце, сожми кулачок и узнаешь. Сердце постоянно сокращается и расслабляется, перегоняя кровь по кровеносным сосудам. За 1 минуту 4-5 литров крови перегоняет.

  • Раскрасьте красным карандашом «сердце» на силуэте человечка.
  • Какую работу выполняет сердце? (Гонит кровь по кровеносным сосудам).

- Где находится сердце? (В груди, в левой стороне).

Конверт 4 (слайд 19, 20)

Желудок

Представьте себе, что вы пришли домой, а мама на обед предлагаете кусок сырого мяса и две сырые картофелины. Станете вы есть такой обед? Нужно всё сварить. Вот и нашему организму нужна по-особому обработанная пища. Всё что попало в рот: и котлета, и каша, и хлеб, и конфета – должно переработаться и впитаться в кровь. Этим занимаются органы нашей «внутренней кухни». Главное отделение «внутренней кухни» - желудок. Он находится в верхней части живота, под рёбрами, с левой стороны. Желудок напоминает мешок. Внутри он полый. Без еды он как спущенный воздушный шарик. Когда в него попадает пища, он растягивается. Но больше 2-3 литров еды в него поместиться не может. В нём с помощью желудочного сока. который он вырабатывает, начинает перерабатываться пища: она смачивается желудочным соком, измельчается, перетирается в кашицу.

- Положите ладошку на область желудка. Найдите на силуэте человека «желудок» и раскрасьте желтым цветом.

- Какую работу выполняет желудок? (Перерабатывает пищу).

  • Где располагается желудок? (В верхней части живота, с левой стороны).

Конверт 5 (слайд 21, 22)

Кишечник

В желудке пища перерабатывается лишь наполовину. Она ещё густовата, да и состав её ещё не совсем тот, какой нужен организму. И тогда она отправляется в длинное путешествие по извилистому лабиринту кишечника. Он тянется почти на 8 метров. Он состоит из толстой и тонкой кишки. Находится в животе. Он свернут так плотно, что полностью помешается в нем. Он поглощает все ценное из нашей пищи. В тонкой кишке питательные вещества всасываются в кровь. А в толстой кишке накапливаются ненужные вещества.

- Что происходит в кишечнике? (Пища переваривается и всасывается организмом).

- Где находится кишечник? (В животе).

- Покажите область кишечника. На силуэте человечка найдите кишечник и раскрасьте зеленым цветом.

Конверт 6 (слайд 23, 25)

Печень

Есть ещё один важный орган нашей внутренней кухни. Рядом с желудком находится печень. Она находится справа от желудка в верхней части живота и вырабатывает желчь, которая поступает в кишечник и помогает перерабатывать пищу. Печень обезвреживает отходы и яды. Печень весит около 2 кг.

Человек не может жить без печени. На то есть несколько причин

  1. В печени есть запас веществ, которыми организм пользуется, когда голодает.
  2. В печени уничтожаются все микробы, которые попадают в кровь.
  3. Печень обезвреживает яды и вредные отходы.
  4. Если вокруг тебя холодный воздух, то печень становится внутренней печкой твоему организму. Ведь слово «печень» происходит от слова «печь»
  5. Если человек потеряет много крови, то печень из своих запасов отдаст пол — литра..

- Какую роль в организме выполняет печень? (Она помогает переваривать пищу в кишечнике).

-Где находится печень? (С правой стороны, в верхней части живота).

  • Приложите ладошку к области печени. Найдите печень на силуэте человечка и раскрасьте коричневым цветом.

Отчет групп о проделанной работе.

Подведение итогов. Дайте оценку работы каждой группе. За что вы можете похвалить, кому дать совет?

Первичное закрепление

Умение действовать по алгоритму, правилу.

Формирование и развитие ЦО к умению выполнять задание по алгоритму.

Физкультминутка

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнем мы на привале…

Вправо, влево повернись!

Наклонись и поклонись!

Лапки вверх и лапки в бок

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы, мои зайчишки!

- А теперь ответьте мне. А зачем нам нужно изучать наше тело?

- Зачем нам знать строение тела человека?

  • Правильно! Чтобы сохранять и укреплять здоровье. А как мы можем это сделать? (Делать зарядку, больше ходить пешком, не пропускать уроки физкультуры, правильно питаться). (слайд26)

Станция «Испытательная» (слайд27)

  1. разгадывание кроссворда (слайд 28)
  2. распределение органов (слайд 29)

Рефлексия

Умение применять алгоритм, правило в самостоятельной деятельности.

Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий.

Давайте вернемся к целям нашего урока и проверим всего ли мы добились на нашем уроке?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Чему научились?

- За что можете себя похвалить?

- Как новые знания вам могут помочь в жизни?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок познания мира на тему "Земля-шарообразное тело". 4 класс

Архив урока  "Земля-шарообразное тело" содержит разработку  урока и презентацию с использованием видеороликов и богатогодополнительного материала по данной теме.Материал скачайте ...

Презентация к уроку по теме:"Части Тела" 3 класс

Данная презентация направлена на закрепление лексики по теме "Части тела" . В задании необходимо выбрать прилагательные, которыми можно описать ту или иную часть тела....

План- конспект урока в 3 классе по теме "Части тела"

совершенствование лексических навыков по теме "Части тела"...

Татар теле 2 класс "Ел фасыллары"темасын өйрәнү план конспект

Табигатьтәге күренешләрнең цикллыгы турындагы күзаллауны үстерү; тере   һәм тере булмаган табигатьләрнең бәйләнешен күзәтергә ярдәм итү; логик мәсьәләләрне  чишә белүне ...

Конспект урока в 3 классе по теме "Животные. Части тела"

Конспект урока в 3 классе по теме:                    «Our pets and other animals. Parts of the bod...

Конспект урока "Части тела" 2 класс Spotlight

Конспект урока со здоровьесберегающими технологиями...

Конспект урока "Тела,вещества и частицы" 3 класс УМК Плешакова ("Школа России")

Конспект урока "Тела,вещества и частицы" к УМК А.А. Плешакова ("Школа России") с применением технологии развития критического мышления. Применение приемов и методов данной технолог...