Тех. карта урока по окружающему миру: "Тыл в годы войны. Победа над фашизмом"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Мингалеева Наталья Викторовна

Форма урока: проект.

Цель урока: познакомить обучающихся с героическими страницами истории нашей страны, сформировать представление о верности Отечеству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Тыл в годы войны. Победа над фашизмом

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: проект.

Цель урока: познакомить обучающихся с героическими страницами истории нашей страны, сформировать представление о верности Отечеству.

Педагогическая цель: создание условий для развития познавательной активности обучающихся.

Задачи урока:

-способствовать приобретению обучающимися новых знаний об исторических событиях периода Великой Отечественной войны;

-развивать умение работать со справочной литературой и картой;

-формировать умение согласовывать свои действия при работе в группе;

-формировать самооценку и взаимооценку по предложенным критериям.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

-научатся узнавать и называть основные исторические события периода Великой Отечественной войны;

-научатся находить на карте Города-Герои;

-научатся различать и называть награды Великой Отечественной войны.

Метапредметные УУД:

-регулятивные: с помощью учителя ставят цель, планируют свои действия, осуществляют контроль, самооценку и взаимооценку:

-познавательные: самостоятельно пользуются предложенной информацией, осуществляют её выбор, преобразовывают один вид информации в другой;

-коммуникативные: сотрудничают при групповом взаимодействии, презентуют свою работу.

Личностные УУД: проявляют учебную и коммуникативную активность.

Техническое оснащение: мультимедийный проектор, компьютер

Оборудование: компьютерная презентация со слайдами исторических событий периода Великой Отечественной войны, музыкальное сопровождение, карта европейской части СССР, раздаточный материал для работы в группах, толковый словарь С.И.Ожегова, учебное пособие Е.В.Саплина, А.И.Саплин Окружающий мир 4 класс.

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность обучающихся

Прогнозируемые результаты

предметные

УУД

Организационный (мотивация к учебной деятельности)

Детям предлагается прослушать 2 музыкальных фрагмента, чтобы определить тему урока (Слайд №1).

Определите тему урока, прослушав музыкальные фрагменты.

Определяют тему урока.

Регулятивные: проявляют способность к самоорганизации, самоконтролю.      Познавательные: выделяют необходимую информацию. Коммуникативные: умеют обосновывать свою точку зрения и слушать мнение других.           Личностные: проявляют познавательный интерес.

Актуализация знаний

Учитель проводит блиц-опрос (Приложение 1) сопровождает ответы детей иллюстрациями на слайдах (Слайды 2-10). Затем предлагает ответить на вопросы:

Что означает фраза «Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют»? В каком году наши войска полностью освободили территорию нашей страны от врагов? Когда были подписаны документы о капитуляции Германии? Каким городам и за что присвоено звание Город-Герой? Какие награды получали за свои подвиги солдаты и офицеры на фронте? Подводит детей к выводу о недостатке знаний. Уточняет тему и цель урока.

 

Ответить на вопросы блиц-опроса.

Оценить детей, участников блиц-опроса.

Отвечают на вопросы, воспроизводят известные знания, сталкиваются с проблемой: недостаток знаний для ответа на поставленные вопросы.

Называют основные сражения 1941-1943гг. Соотносят иллюстрации, даты и названия военных событий.

Регулятивные: регулируют свои действия, прогнозируют деятельность на уроке, выполняют взаимооценку. Познавательные: анализируют имеющиеся знания, структурируют знания. Коммуникативные: отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Личностные: осознают неполноту знаний, проявляют учебную активность.

Постановка учебной задачи

Учитель сообщает детям, что урок по данной теме будет проходить в форме проекта. Каждая группа, изучив материал, оформляет статью в классную газету к празднику Победы.

Выдает каждой группе детей маршрутный лист с направлением работы и критериями оценивания работы над проектом. (Приложение 2)

Сформулировать тему своей статьи для классной газеты, используя предложенные тексты и иллюстрации.

 Знакомятся с маршрутными листами, с темой групповой работы.

Регулятивные: определяют учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного, тему групповой работы. Познавательные: анализируют имеющиеся знания, структурируют знания. Коммуникативные: обмениваются мнениями, прислушиваются к мнениям других, строят понятные речевые высказывания. Личностные: проявляют положительный настрой на работу.

Практическая деятельность по решению проблемы (поиск информации, создание продукта)

Контролирует ход практической работы в каждой группе; при затруднении уточняет задание, помогает выделить необходимую информацию; наблюдает за действиями детей.

В соответствии с проблемой и темой спланировать свои действия; найти необходимую информацию, создать продукт, подготовить презентацию.

Знакомятся с критериями оценивания групповой работы над проектом. Планируют свои действия; распределяют роли в группе.    Находят в информационных источниках необходимую информацию.     Создают продукт: каждая группа готовит статью по своей теме для классной газеты ко Дню Победы. Готовятся к представлению результатов своей работы.

Знакомятся с понятиями «тыл», «эвакуация», с подвигами в тылу. Находят на карте и отмечают Города-Герои. Различают военные награды. Знакомятся с событиями конца войны.

Осознают значение Победы над фашизмом.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной целью, соотносят результат деятельности с целью. Познавательные: находят и отбирают информацию; умеют перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе для создания продукта; преобразовывают один вид информации в другой; осуществляют процесс анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Коммуникативные: определяют функции участников, способы взаимодействия, умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; владеют приёмами монологической и диалогической речи; умеют задавать уточняющие вопросы. Личностные: осознают свои возможности, осуществляют учебное сотрудничество с одноклассниками в группе в соответствии с правилами.

Физкультминутка

Военная техника.

Презентация проекта

Помогает детям показать свой продукт на экране с помощью документ-камеры, разместить на стенгазете. Иллюстрирует рассказ детей (Слайды №11-№18)

Представить продукт и рассказать о ходе работы над проектом.

Каждая группа детей озвучивает тему и цель своей работы, показывает продукт и рассказывает о ходе работы над ним.

Демонстрируют полученные знания о Городах-Героях, наградах, роли тружеников тыла в войне, значении Победы.

Регулятивные: проявляют волевую саморегуляцию. Познавательные: соотносят процесс деятельности группы и полученный результат, используют новые знания на практике. Коммуникативные: строят монологическое высказывание, обосновывают высказанные суждения, отвечают на вопросы, аргументируют свою точку зрения.  Личностные: осознают ответственность за общее дело

Рефлексивно-оценочный

Предлагает оценить свою работу в группе и работу других групп по предложенным критериям.                  

Акцентирует внимание на конечном результате учебной деятельности обучающихся на уроке.

Предлагает выразить своё отношение к уроку, закончив фразы на слайде. (Слайд№19) 

Предлагает в честь Победы выполнить праздничный салют на газете из звездочек, написав на них свои имена.

 По критериям оценить работу каждого члена группы и группы в целом, оценить работу других групп.

Самооценка.

Сравнивают результаты работы с критериями, высказывают своё мнение по работе групп, аргументируют свою оценку.                     Делают вывод о конечных результатах своей работы на уроке, определяют, что получилось, чему научились.

Выражают своё отношение к уроку.

Закрепляют знания об истории периода ВО войны.

Регулятивные: анализируют результаты своей деятельности, осознают уровень и качество выполнения работы, адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников. Коммуникативные: умеют обосновывать свою точку зрения и слушать мнение других.                 Личностные: оценивают свою долю вклада в общую работу на уроке; осознают личную значимость в приобретении нового знания.

Домашнее задание

Базовый уровень: учебник, с. 113-115, задание 2,4

Повышенный уровень: 1.Викторина «Четвертый лишний».

2.Узнать у взрослых, какой след оставила ВО война в жизни твоей семьи? Есть ли в семье ветераны войны: фронтовики или труженики тыла? Записать воспоминания. Узнать, есть ли семейные реликвии военных лет: фотографии, награды, письма. Если есть, то сфотографировать или откопировать и принести в школу.

Приложение 1

Вопросы для блиц-опроса

1.Когда началась Великая Отечественная война?

2.Почему война называется Великая Отечественная?

3.Назовите 3 основных направления наступления немецких войск.

4.Какой город первым подвергся нападению врага?

5.Какая очень важная для судьбы России битва состоялась осенью 1941года? Чтобы отстоять этот город, прибыли войска с Урала, Сибири, Дальнего Востока. Что это за город, и как называлась битва?

6.Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда?

7.Какая норма хлеба была для жителей блокадного Ленинграда?

8.Какое сражение было в 1942 году на Волге?

9.Почему Курская битва называлась битвой техники?

Приложение 2

Маршрутные листы для групповой работы

Маршрутный лист с направлением проектной деятельности               Маршрутный лист с направлением проектной деятельности

Группа 1                                                                                                             Группа 2

Тема: Тыл в годы войны.                                                                                 Тема: Великая Победа.

1.Найти в толковом словаре объяснение слов «тыл», «эвакуация».           1.Найти информацию об освобождении нашей страны от врагов,

2.Найти информацию о тружениках тыла. Вырезать иллюстрации и          о взятии Берлина, о Параде Победы, подготовить сообщение.

текст, приклеить на лист заметки для газеты.                                                2.Подобрать иллюстрации и текст для заметки на тему «Великая

3.Подготовить сообщение о героическом труде в тылу.                                Победа», наклеить.                          

                                                                                                                  3.Найти в толковом словаре объяснение слова «капитуляция».

Группа 3                                                                                                             Группа 4

Тема: Награды ВО войны.                                                                               Тема: Города-Герои.

1.Найти информацию о боевых наградах ВО войны,                                    1. Найти информацию о Городах-Героях.

подготовить сообщение по плану: название, кому вручалась и                   2.Найти на карте города, которым присвоили звание Герой и

 и за что.                                                                                                                 наклеить на карту звездочки возле названий этих городов.

2.Вырезать награды и названия, соотнести награду с её названием,           3.Подготовиться к сообщению (называть города и показывать их на

приклеить на заметку для газеты.                                                                       карте).

Группа 5

Тема: Цена Победы

1.Найти информацию о том, какую цену заплатила наша страна

 за Победу в ВО войне, подготовить сообщение.

2.Приклеить на заметку информацию о цене Победы, подобрать,

вырезать и приклеить иллюстрации памятников героям войны,

строки из стихотворений.

Критерии оценивания работы над проектом:

1.Участие в работе каждого члена группы.

2.Представление результата совместной деятельности.

3.Аккуратное оформление продукта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру по теме "Отечественная война 1812 года"

Знакомство с основными событиями  Отечественной войны 1812 года,  с биографией М. В. Кутузова...

Конспект урока по окружающему миру 4 класс «Отечественная война 1812 года»(УМК Школа России)

Цель деятельности учителя: формирование представлении учащихся об историческом периоде Отечественной войны 1812 года.Планируемые  результатыПредметные:знать и называть участников, героев войны;зн...

«Тыл в годы войны. Победа над фашизмом.»

Тема «Тыл в годы войны. Победа над фашизмом.»Краеведческая тема «Сокольчане в годы Великой Отечественной войны»...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Отечественная война 1812 года", 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство с историческим периодом Отечественной войны 1812 года, её основными этапами и событиями, героями войны.Планируемы результаты:Предметные:...

Технологическая карта урока по окружающему миру «Отечественная война 1812 года» (УМК «Школа России», 4 класс)

Цель урока:формирование представлений у обучающихся об Отечественной войне 1812 года.Задачи урока:    Дидактические:1. Сформировать у обучающихся общее представление о ходе Отечественной вой...

Технологическая карта урока по окружающему миру «Отечественная война 1812 года»» (УМК «Перспектива», 4 класс)

Цель урока:формирование представлений о временах Отечественной войны 1812 года.Задачи урока:Дидактические:1) формирование представлений о временах Отечественной войны;2) знакомство учащихся с историей...